Детское чтение для сердца и разума. Обзор старых журналов. Детское чтение для сердца и разума, детский журнал (1785—1789) Журнал для сердца и ума


Оказывается журнал «Детское чтения для

сердца и разума» имеет давнюю историю и по праву считается

первым детским журналом в России!

Инициатором создания журнала был журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков. Именно он считал, что одним из главных «неудобств в воспитании детей» является отсутствие в России детских книг.

Он принимается за издание учебников, книг для чтения и открывает первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума», который выходил с 1785 по 1789 г., как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости».

В журнале печатались нравоучительные и познавательные рассказы, басни, пьесы и т. д. Новиков сознательно стремился писать лёгким, доступным для детей языком; старался привить интерес к познанию окружающего мира, уважение к людям труда. Но основная цель журнала - способствовать формированию у детей правдивости, честности, искренности и чуткости.

И, несмотря на более чем скромную внешность, журнал привлекал к себе ряд поколений маленьких читателей.

Журнал Н.И. Новикова, издававшийся в течение пяти лет, с честью оправдал свое название — воспитал не одно поколение детей. Журнал «Детское чтение» просуществовал до конца издательской деятельности Н.И. Новикова. Он переиздавался еще два раза. Второе издание вышло в 1799—1804 годах и третье — в 1819 годах. С 1887, когда началось преследование Новикова царским правительством, основную роль в журнале стали играть Н. М. Карамзин и А. А. Петров. Характер журнала изменился: вместо оригинальных рассказов, сказок, былей и т. п. стали печататься в основном переводные сентиментальные повести.

Маленький Сережа Аксаков, будущий знаменитый писатель любимой сказки «Аленький цветочек», был вне себя от восторга, когда ему впервые попали в руки эти журналы.

«Боясь, чтоб кто-нибудь не отнял моего сокровища, - рассказывал впоследствии писатель, - я пробежал... в детскую, лег в свою кроватку, закрылся пологом, развернул первую чести и - позабыл все меня окружающее...»

«Я читал свои книжки с восторгом... - вспоминает С. Т. Аксаков. - В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака, узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее».

Через 60 лет после появления "Детского чтения" современник, критик В. Белинский воскликнул: "Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели "Детское чтение" Новикова".

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные номера Детского чтения" перепечатывалось в виде книжек и успешно продавались.

Потом больше 200 лет журнал не издавался. И только с 1997 года появился этот замечательный журнал.

В этом году у журнала юбилей - 230 лет со дня первого выпуска!


Это литературный журнал для детей младшего школьного возраста, в нем сказки, стихи, веселые истории, поучительные рассказы Издание для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывает об окружающем мире, знакомит с литературными произведениями, вырабатывает навыки разговорной речи, учат считать и писать.

Журнал поможет детям влюбиться в поэзию и литературу. И весело, с удовольствием читать каждый номер "Детского чтения для сердца и разума".

Обратите внимание , что название журнала и его оформление относит нас к российским образцам детской литературы и периодики дореволюционного периода, подчеркивая этим преемственность традиций и особое внимание к юному читателю.

«Библиотека в школе», считающаяся одним из самых авторитетных изданий в области детской литературы, говорит, что «это журнал поистине семейный, который можно безбоязненно дать детям и для самостоятельного чтения».

Уважаемые родители, девчонки и мальчишки, этот журнал вы можете взять на абонементе детской библиотеки на дом.

Читайте и наслаждайтесь!

Поистине удивительный журнал!

Журнал «Детское чтение для сердца и разума» имеет давнюю историю. Это первый в России журнал для детей. В нём публиковались поучительные истории и рассказы, призванные воспитывать в детях стремление к познанию окружающего мира, развитию правдивости, честности, искренности, чуткости и уважения к другим людям.

Инициатором создания журнала был журналист, писатель и издатель Николай Иванович Новиков. Он считал, что одним из главных «неудобств в воспитании детей» является отсутствие в России детских книг.

Журнал «Детское чтение для сердца и разума» издавался с 1785 по 1789 годы как еженедельное бесплатное приложение к газете «Московские ведомости». Номера за квартал объединялись в книжки. За пять лет вышло 20 таких книг. Журнал пользовался большой популярностью, сохраняя интерес читателей на протяжении нескольких десятилетий. Впоследствии журнал дважды переиздавали в 1799-1804 и 1819 годах.

Редактором «Детского чтения» был Александр Андреевич Петров. Одной из центральных фигур в журнале был русский педагог и публицист А. А. Прокопович-Антонский. Большую часть публикаций занимали переводы историка и литератора Н. М. Карамзина, а также и других видных литераторов того времени В. С. Подшивалова, Н. Н. Сандунова.

Потом более 200 лет журнал не издавался.

В 1997 у журнала «Детское чтение для сердца и разума» началась новая жизнь. Издательская фирма «УНИСЕРВ» начала выпуск журнала для детей младшего школьного возраста. В нём публикуются сказки, стихи, веселые истории, поучительные рассказы, в которых в доступной для детей, яркой и запоминающейся форме рассказывается об окружающем мире. Цель, которую мы ставим перед собой - привить детям любовь к чтению, помочь сформироваться их художественному вкусу, научить их думать и правильно выражать свои мысли.

Здравствуйте, уважаемые наши друзья!


Я, Владимир Фидель, издатель журнала


Коллектив нашего издательства небольшой, но все сотрудники имеют профильное образование и большой опыт работы в издательской профессии, в том числе в выпуске литературы для детей.


Наше Издательство было создано в конце 1991 года. С тех пор нами были реализованы проекты по выпуску серии альбомов: "Дюрер", "Брейгель", "Рафаэль", "Босх", "Старые нидерландские и немецкие мастера", выпущено подарочное двуязычное издание "Приключения барона Мюнхгаузена".


Из детских проектов — издано 5 книг известного детского поэта, большого друга нашего журнала, Михаила Слуцкого.


Издавали книги и фотоальбомы по заповедникам и заказникам Ханты-Мансийского Автономного округа.


Было реализовано несколько крупных книжных проектов для ведущих обороных предприятий к юбилеям самих предприятий и их научных руководителей.


Продолжаем издавать прошедшие строгий отбор детские и научно-популярные книги современных авторов. Планируем и далее "открывать новые имена".


В 1997 году мы начали реализацию проекта "Детское чтение для сердца и разума". Наш журнал сохраняет не только название выходившего в конце XVIII века знаменитого журнала для детей, но и продолжает традиции его первых издателей, выдающихся русских просветителей Николая Ивановича Новикова и Николая Михайловича Карамзина.



Цель нашего проекта — привить детям любовь к чтению, научить их правильно говорить, помочь сформироваться их художественному вкусу.


Наш журнал заново открывает юным читателям и их родителям незаслуженно забытые имена детских писателей столетней и даже полуторастолетней давности. Но мы публикуем также прозаические и стихотворные произведения современных авторов после серьёзного анализа и тщательного отбора.


Журнал "Детское чтение для сердца и разума" входит в список социально-значимых изданий и два раза был отмечен Грантом Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


По отзыву профессионального периодического издания "Библиотека в школе", наш журнал является "поистине семейным" и его "можно спокойно дать в руки детям, даже в него не заглядывая".


В получении журнала заинтересованы, судя по письмам и звонкам в редакцию, школьные, районные и городские детские библиотеки, детские сады, детские дома — т.е. организации, которым не выделено на подписку финансирование из бюджета.


Наше издательство уже более двух лет не повышает отпускную цену на журнал, чтобы он оставался более доступным для подписчиков. Но наши расходы при этом постоянно растут.


Поэтому мы и обращаемся за помощью к вам — нашим, я искренне надеюсь, единомышленникам и друзьям, для которых очень важно, какую духовную пищу будут получать их дети.



Ваша поддержка даст нам возможность продолжать выпуск журнала, оплатить хотя бы на полгода производство журнала в типографии, а также бесплатно рассылать наш журнал очень нуждающимся в доброй детской литературе детским домам, сельским библиотекам.

2 4 2 3 1 2 3 4 На доске тема урока

Николай Новиков Статьи из журнала « Детское чтение для сердца и разума» -

Прочитайте тему нашего урока. Задайте вопросы к теме урока. Выполнить это задание вам помогут вопросительные слова:

Кто? Для кого? Какие? О чём?

Итак, с помощью вопросов вы сформулировали учебные задачи нашего урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами Н. И. Новикова, которые раньше назывались статьями .

Известно ли вам что-нибудь о писателе Н. И. Новикове? (Знакомство с биографией писателя)

А хотели бы вы узнать биографию этого писателя?

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году близ г. Москвы. Новиков – писатель, журналист, книгоиздатель. Новиков большое внимание уделял распространению знаний и воспитанию молодёжи. Он даже создал целую программу воспитания. Новиков – книгоиздатель. За 15 лет (1777-1789гг.) больше трети всех книг России были изданы под его руководством. Но книг для детей в те годы почти не было. Детям нечего было читать. И вот Николай Иванович Новиков создаёт первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. Этот журнал издавался 4 года с 1785 по 1789 год.

– Каким представляете вы первый детский журнал?

В этом журнале печатались рассказы двух видов: для “воспитания сердца”, т.е. нравоучительные, и для “обогащения ума”, где были сведения по истории, географии и другим наукам.

Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

Сегодня на уроке мы будем читать рассказы из этих журналов. Это трудные тексты. В них встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного словаря, т.е. архаизмы, в некоторых словах ударение непривычное для нас .

Первый текст – “Молодой путешественник”. - Прочитайте название.

Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. гофмейстер (читают сноску)

Остальные непонятные слова вы поймёте из контекста.

Герой первой статьи назван Скоробегом? Вы согласны, что это «говорящее» имя? О чём оно говорит?

Фронтальная работа (вопрос-ответ).

Чему учит этот рассказ? - Для сердца он или для разума? – Найдите вывод или мораль и зачитайте её ещё раз. - Как построен рассказ? (1 часть - история, 2часть - мораль).

Такие статьи, рассказы – новый литературный жанр – нравоучительная статья. (слайд)

Физминутка. Упражнения для глаз.

Работа с текстом Второй текст – “Начало только трудно”.

Прочитайте название второго текста.- Предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Намерение - Предположение совершить что-нибудь; план действий, умысел. сие (намерение) (это) иступление -Состояние крайнего возбуждения, при котором теряется самообладание

Самостоятельное чтение и составление таблицы в парах

Кто?

Что делал?

маленький Фёдор

не любил рано вставать

отстать от дурной привычки

Когда?

Что сделал?

однажды летом

проснулся в 5 часов утра

вскочил, оделся

принудил себя

выучил легче

Кто?

Что?

Кто?

Что?

учитель

доволен

Фёдор

столько удовольствия

Мораль

То, что сначала кажется трудным, постепенно становится легким и приятным, если проявить упорство и силу воли

Проверка Исправьте и дополните, если это необходимо. (слайд )

Чему учит этот рассказ? - Найдите и прочитайте мораль.

Сравните первый и второй рассказы (для кого написаны, какие это рассказы,(нравоучительные) как постороены(сначала история, потом - мораль)).

Третий текст – “Крестьянское состояние”. - Прочитайте название и предположите, о чём будет текст?

Словарная работа. Крестьяне жатва жнецы

1 часть (От начала до слов “И! Батюшка, -отвечал Феденька, - он простой мужик”.)

С помощью вопросительных слов задайте вопрос к первой части. Кто…? Почему…?

А как вы понимаете “простой мужик”?

Кем бы мог быть отец Феденьки? - Предположите, какими могут быть дальнейшие действия отца?

2 часть (“Отец не заставил…” – “…что Феденьке ничего не досталось”.)

Почему отец “тотчас позвал к себе” старого Памфила? Ответ подтвердите словами из текста.

Рассмотрите иллюстрацию. Феденька сидит с пустой тарелкой, а весь хлеб отец положил себе.

3 часть (“Батюшка, у меня хлеба нет…” – “…я дам теперь и тебе хлеба”.)

Почему же отец не дал Феденьке хлеба?

Понял ли этот урок Феденька? Подтвердите ответ словами из текста.

- Зачем отец взял Феденьку с собой на поле?

4 часть (“После обеда…” – “…хотя работа их была очень трудна”.)

Какие слова указывают на то, что работа на поле была очень тяжёлая?

Как выглядели крестьяне, которые выполняли тяжёлую работу?

Как бы вы закончили рассказ?

5 часть (“Увидевши старого Памфила…” - до конца.) - Какова мораль этого рассказа?(Каждый человек достоин уважения)

Рефлексия

Итак, мы прочитали 3 рассказа Новикова из журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Сейчас каждый из вас попробует ответить на вопрос: “Чему научили вас эти рассказы?” Свой ответ начните так:

- Прочитав рассказы Николая Новикова, я понял(а),что… (Выслушиваются ответы детей).

Как вы думаете, журнал под таким названием сейчас издаётся? Почему?

Итог урока. Составление синквейна.

  1. Рассказы Н. Новикова.
  2. Интересные, поучительные.
  3. Развивают, воспитывают, учат.
  4. Для детского чтения.
  5. Верные друзья.

"Юности честное зерцало" (1717 г.)

Замечательным памятником культуры Петровской эпохи является изданная в 1717 г. для детей и юношества книга "Юности честное зерцало", созданная по инициативе Петра I. В ней излагались правила поведения и морально-нравственные требования для юношей и девушек.

Основная идея книги - судьба молодого человека зависит не от происхождения, а от его собственных заслуг - была уже не новой для того времени. В ней много пословиц, поговорок, метких народных выражений.

"Письмовник" Н.Г. Курганова

"Письмовник" - энциклопедическая книга нового типа, в которой научные сведения соответствовали достижениям эпохи.

Начинается "Письмовник" русской историей. Затем около 100 страниц занимает русская грамматика, которая представляет собой популярное изложение научной грамматики Ломоносова. Вслед за этим идут стихи, подлинные народные песни, анекдоты, забавные истории, сведения по физике, астрономии, метеорологии, объяснение непонятных слов ("Русский словотолк").

Н.Н. Новиков и eго журнал "Детское чтение для сердца и разума"

Самую значительную роль в развитии детской литературы XVIIIв. сыграл выдающийся русский просветитель, общественный деятель, мыслитель и писатель Н.Е. Новиков (1744-1818).

Большое место в своей деятельности Новиков уделял просвещению народа и воспитанию детей, поэтому издавал книги для людей всех сословий и возрастов. Главной же заслугой Новикова перед историей русской детской литературы является издание первого детского журнала "Детское чтение дли сердца и разума" (1785-1789).

Журнал выходил по субботам как бесплатное приложение к газете "Московские ведомости", и предназначался детям в возрасте от шести до двенадцати лет. В каждом номере, состоящем из 48 страниц, помещались произведения разных жанров: повести (с продолжением), рассказы, сказки, забавные истории, остроумные шутки, пьесы, научно-популярные и научно-художественные произведения.

В центре внимания журнала были проблемы гуманизма, уважения к человеческому достоинству. "Уважай всякого человека, как человека, какой бы он ни был, богат или беден, знатен или низок" - говорил отец своему сыну Антону (рассказ "Общежитие").

Язык журнала был легкий, свободный от славянизмов, вполне доступный детям даже нашего времени.

Н.М. Карамзин как писатель для детей

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) был самым крупным представителем русского сентиментализма.

В девятнадцатилетнем возрасте Карамзин начал работать в новиковском журнале для детей, а последние два года существования журнала был фактически его редактором.

На страницах этого журнала Карамзин опубликовал 26 переводов и оригинальных произведений. Всего же писатель создал около 30 произведений для детей, в которых воспеваются природа, дружба и нежные чувства. Этим темам посвящены "Анакреонтические стихи", прозаическая зарисовка "Прогулка" и повесть "Евгений и Юлия". Переводил Карамзин для журнала повести популярных французских детских писателей Беркеня и Жанлис, поэмы английского поэта Томпсона, пьесы, произведения о природе.

Карамзин продолжал писать для детей и после закрытия журнала. Так, в 1792 г. он опубликовал сказку "Прекрасная царевна", в 1795 г. - сказки "Дремучий лес" и "Илья Муромец"

В круг детского чтения входили и другие произведения Карамзина, его стихи о природе, дружбе и любви. Многие пропитаны нежной сыновней любовью к родине, ее просторам. Таково, например, стихотворение "Волга", которое не одно поколение русских людей с раннего детства заучивало наизусть:

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о, Волга, величать!

Cтихи Карамзина, каждая его поэтическая миниатюра как бы специально создавались для детей. Он умел оживить весь мир, разговаривать с любимой ему Волгой, с родными лесами, близкими и родными существами.