Функции и методы управления организацией. Виды менеджмента. Функции управления. Методы менеджмента Функции и методы управления


Впервые анализ процесса управления в виде набора нескольких функций, которые связаны между собой, провел А. Файоль. Он являлся основателем школы административного менеджмента.

На сегодняшний день данный анализ дает возможность объединения различных управленческих школ, применяя ситуационный подход к принятию управленческих решений. Ситуационный подход позволяет лучшим образом достигать цели предприятия посре6дством эффективной реализации управленческих функций.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента обусловлена тем, что каждая функция, реализуемая на предприятии, является определенной совокупностью видов деятельности. Функции характеризуются однородностью целей, действий, субъектов, а также объектов управления.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента не зависит от особенностей деятельности определенной организации, поскольку любая предпринимательская деятельность в том или ином виде вынуждена их реализовывать для обеспечения своей деятельности.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента

Взаимосвязь функций и методов менеджмента не зависит от отрасли функционирования предприятия, его размеров или организационной структуры. При этом способы реализации функций управления (методы менеджмента) варьируются в соответствии с организационной спецификой.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента характеризуется тем, что выбор соответствующих методов и инструментов управления должен осуществляться в процессе дифференциации управленческих функций. В этом случае в рамках каждой функции необходимо выделить задачи и виды деятельности, подлежащие регламентированию, при этом должны быть созданы процедуры и правила их исполнения.

Группы управленческих функций

В рамках разнообразных управленческих школ разных периодов времени отделилось большое количество соответствующих управленческих функций. Их наборы отличались друг от друга в зависимости от перечня и содержания каждой из них.

Наиболее общей классификацией системного характера является классификация управленческих функций, содержание которых зависит от деятельности любого предприятия, не зависимо от его особенностей и условий функционирования:

Функции могут быть:

  1. Общими,
  2. Социально-психологическими,
  3. Технологическими.

Особенности функций управления

Посредством общих функций менеджмента объединяются соответствующие стадии управленческого процесса. В этом случае взаимосвязь функций и методов менеджмента необходима для эффективного функционирования любого предприятия. С помощью функций менеджмента отражаются управленческие процессы всех уровней иерархии предприятия.

Социально-психологические функции управления включают в себя управление состоянием взаимоотношений в коллективах.

Технологические функции управления являются двумя ключевыми видами деятельности управленцев любого уровня управления. Некоторые классификации объединили социально-психологические функции с общими функциями управления.

Система функций менеджмента

Не зависимо от классификации, совокупность управленческих функций является системой, поскольку функции связаны между собой, оказывая взаимное влияние на реализацию, дополняя друг друга для достижения общей организационной цели.

Система функций управления дает возможность определения самых подходящих методов и инструментов с целью выполнения соответствующих управленческих действий.

Система функций управления включает в себя три уровня управления, каждый из которых состоит из определенных управленческих методов. Общий менеджмент представляет собой реализацию общих управленческих функций посредством формализации требований к процессу и работникам, включая создание политики управления, развития и инноваций.

Управление организационной структурой включает в себя деятельность, имеющую отношение к вопросам организации бизнеса, его связям с другими организациями, а также реконструкции или ликвидации при необходимости.

Конкретные области управления включают в себя маркетинг, исследования, производственный процесс, управление кадрами, финансовый менеджмент и др.


Функции менеджмента - это специализированные виды управленческой деятельности, выделяемые по признакам содержательной однородности выполненной работы и их целевой направленности.
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов БХ приложения.

Дифференциация функций менеджмента позволяет регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Выделяют три группы функций фармацевтического менеджмента-
А общие;
А социально-психологические; а технологические.
Общие функции фармацевтического менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях: планирование; организация; мотивация; контроль; координация.
Общие функции отражают общий порядок управления деятельностью фармацевтической организации.
Планирование как функция менеджмента представляет собой процесс разработки целей, мероприятий и показателей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств (ресурсов), сроков и последовательности их реализации. Это комплекс работ по анализу ситуаций и факт >ов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей; выбору иаилучшего варианта плана. Это формирование и выбор политики и стратегии организации.
Организация - функция управления, комплекс управленческих (технологических и производственных) процессов по реализации планов. Процессы могут быть основными, вспомогательными и обслуживающими. Основными принципами рациональной организации процессов являются пропорцио- наль-їсть, непрерывность, параллельность, точность, ритмичности, специализация, универсализация и др. Организацию как функцию менеджмента реализуют путем разделения труда, его специализации и кооперации, дифференциации работ по выполнению планов на основе долговременных норм и правил.
Мотивятшя как функция менеджмента означает процесс стимулирования (побуждения) всех участников деятельности организации, направленный на достижение личных и общих целей развития всей организации.
Контроль - это одна из важнейших функции управления. Она предполагает оценку отклонений запланированного хода работ от фактического. Как управленческую функцию его можно разделить на два вида: по предмету и по объекту. Предметом контроля является процесс выполнения различных видо« работ в аптеке и результат деятельности аптечного кол- лект.^а. Объект контроля - деятельность и профессиональный рост каждого сотрудника. Контроль результата деятельности может быть осуществлен с помощью бизнес-плана. Тесно связан с контролем учет, позволяющий фиксировать Различные параметры системы менеджмента на разных видах носителей информации. Контроль - комплексная функция, в*оп ающая в себя учет, оценку, анализ.

Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

в основе функции – процессный подход.

Последовательность функций: планирование - организация – мотивация – контроль .

координация – сквозная.

Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:

1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;

2) целевая направленность этих работ;

3) обособленный комплекс выполняемых задач.

Функция управления должна иметь четко выраженное содер­жание (набор действий в рамках функции), процесс осуществле­ния (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру , в рамках которой завершается ее организационное обособление .

Выделение функций управления имеет большое значение .

 функции управления организацией, их распределе­ние по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда .

Любое воздействие на управляе­мую систему может быть реализовано только через функции уп­равления .

Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаи­мообусловленность структуры и функций управления.

 выделение функций управления помогает совершенствова­нию управленческого процесса , обобщению и передаче управ­ленческого опыта .

 изучение функций управления да­ет понимание сущности управленческой деятельности .

Выделяют общие и конкретные, или специальные, функции.

Общие рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе ,

Конкретные, или специальные - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы .

Состав общих функций управления не зави­сит от объекта управления , эти функции выполняются по отно­шению ко всем объектам управления.

Общие функции: планирование - организация – мотивация – контроль- координация .

Планирование - это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структур­ных подразделений, определения средств их достижения , сроков и последовательности реализации , распределения ресурсов .

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь . Организация непосред­ственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их вы­полняющих.

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к дея­тельности для достижения личных целей и/или целей органи­зации.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организа­цией своих целей . Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректиру­ющих мер.

Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления .

Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.

Так как конкретные функции возникают в результате наложе­ния общих функций управления на специфику объектов управле­ния, то перечень таких функций зависит от перечня объектов уп­равления и уровня декомпозиции самих функций.

Можно рассмотреть наложение общих функций управления на функциональные области менеджмента : стратегическое уп­равление, маркетинг, инновационный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производ­ством, которые выделились в процессе разделения труда в управ­лении в качестве самостоятельных участков работ. Это тоже даст представление о совокупности конкретных функций управления.

В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты .

Среди конкретных функ­ций управления можно выделить

 функции управления ресурса­ми,

 функции управления процессами

 функции управления ре­зультатами.

Функции управления ресурсами. Организации в процессе сво­ей деятельности используют материальные, трудовые, финансо­вые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соот­ветственно выделяют конкретные функции:

управление запасами;

управление финансами;

управление персоналом и т.д.

Функции управления процессами. Влюбой организации проте­кает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия реше­ний, производственный процесс. Важнейшими частями произ­водственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции . В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления:

управление материально-техническим снабжением;

управление основным производством;

управление вспомогательным производством;

управление обслуживающим производством;

совершенствование управления;

управление сбытом;

управление маркетингом и т.д.

Функции управления результатами. Крезультатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производ­ства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответ­ственно выделяют конкретные функции:

управление качеством;

управление производительностью;

управление затратами и т.д.

Управление производством руководитель осуществляет с помощью различных методов управления. Если цель отвечает на вопрос – что? , то методы управления - как?(наиболее эффективно, с наименьшими затратами).

Методы управления - это способы, средства и приемы воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения поставленной цели при эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.

Направленность методов управления всегда одна – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Методы управления складываются в определенный организационный механизм. Этот механизм формируется на разной основе – административной, экономической и социальной.

Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута .

Экономи­ческие методы основываются на правильном использовании эко­номических законов и по способам воздействия известны как ме­тоды пряника .

основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и извест­ны как методы убеждения .

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения , как осознанная необходимость дисциплины труда, чув­ство долга, стремление человека трудиться в определенной орга­низации, культура трудовой деятельности.

Эти методы отличает прямойхарактер воздействия : любой регламентирующий и адми­нистративный акт подлежит обязательному исполнению. Для ад­министративных методов характерно их соответствие правовым нормам , действующим на определенном уровне управления, а так­же актам и распоряжениям вышестоящих органов управления .

Управленческое воздействие экономических и социально-психо­логических методов носит косвенный характер . Нельзя рассчиты­вать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Административные методы управления основываются на отно­шениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуще­ствляются в форме организационного и распорядительного воз­действия.

Организационное воздействие направлено на организацию про­цесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организа­ционно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование определяет то, чем дол­жен заниматься работник управления, и представлено положени­ями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений со­ставляется штатное расписание данного подразделения, организу­ется его повседневная деятельность. Применение положений по­зволяет оценивать результаты деятельности структурного подраз­деления, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее:

· качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.);

· технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);

· эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);

· трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);

· финансово-кредитные (размер собствен­ных оборотных средств, погашение ссуд банка);

· нормативы рента­бельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);

· материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);

· организационно-управленческие нормативы (пра­вила внутреннего распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нор­мирование информации , так как ее поток, объемы постоянно воз­растают. В условиях функционирования в организации автомати­зированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях в информационно-вычислительном центре организации.

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в орга­низации. В актах организационно-методического инструктирова­ния даются рекомендации для применения тех или иных современ­ных средств управления, учитывается ценный опыт, которым об­ладают работники аппарата управления.

К актам организационно-методического инструктирования от­носят:

· должностные инструкции , устанавливающие права и функ­циональные обязанности управленческого персонала;

· методические инструкции , которые определяют по­рядок, методы и формы работы для решения отдельной технико-экономической задачи;

· рабочие инструкции , определяющие по­следовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Акты организационного регламентирования, нормирования и организационно-методического инструктирования являются нор­мативными . Они издаются руководителем организации, а в случа­ях, предусмотренных действующим законодательством, - со­вместно или по согласованию с соответствующими общественны­ми организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, рас­поряжения или указания , которые являются правовыми актами ненормативного характера .

Они издаются, чтобы обеспечить со­блюдение, исполнение и применение действующего законодатель­ства и других нормативных актов, а также для придания юридиче­ской силы управленческим решениям.

Приказы издаются линей­ным руководителем организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделе­ния, службы организации, начальником функционального подраз­деления .

Приказ - это письменное или устное требование руково­дителя решить определенную задачу или выполнить какое-то задание.

Распоряжение - это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставлен­ной задачей или заданием.

Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый по­рядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства.

В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.

Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование , которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. С по­мощью планирования определяется программа деятельности ор­ганизации. После утверждения планы поступают линейным руко­водителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по опре­деленному ряду показателей.

Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и орга­низует работу коллектива, используя методы управления персона­лом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размер прибыли организации. Ру­ководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспе­чивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимо­сти продукции и реальные результаты в этом направлении. Огром­ное значение в системе материального стимулирования имеет эф­фективная организация заработной платы в соответствии с коли­чеством и качеством труда. При рыночной системе хозяйствования в условиях сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием созда­ния целостной, эффективной и гибкой системы управления эко­номикой организации.

Плановое ведение хозяйства является главным законом функ­ционирования любой организации, которая имеет четко разрабо­танные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что организация - свободный това­ропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План эко­номического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресур­сами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спро­са и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующе­го значения. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономиче­ских методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Хозяйственный расчет является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятии на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объем продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счет полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников.

Хозяйственный расчет основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг. Самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования и дотационности в покрытии убытков, т.е. оно полностью окупает свои затраты за счет доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротом. Самофинансирование является главным принципом расширенного воспроизводства и развития предприятия за счет собственной прибыли.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учетом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия на прямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.

Одной из составляющих на рынке труда, наряду со спросом и предложением, является цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую силу как дорогой товар, собственник стремится наиболее эффективно ее использовать. И здесь на первый план выступают экономические факторы, которые заставляют руководителей и организаторов производства уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего уровня производства, труда и управления. Эффективное использование рабочей силы требует, чтобы этот дорогой товар находился в работоспособном состоянии. Следовательно, необходимо заниматься условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Все это увеличивает цену на рабочую силу.

Рыночное ценообразование является регулятором товарно-денежных отношений и важным экономическим инструментом в соизмерении доходов и расходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отображает общественно необходимые затраты труда на производство и определяется отношением валовой стоимости товаров, произведенных в государстве за год к количеству товаров.

Доход характеризует вновь созданную стоимость, т.е. денежный эквивалент живого труда, и включает заработную плату, налоги на заработную плату, большая часть накладных расходов и прибыль. Прибыль – главный итог эффективной деятельности предприятия, источник дальнейшего самофинансирования и роста жизненного уровня работников. Именно прибыль должна быть предметом постоянного внимания руководителя.

Ценные бумаги являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путем их предъявления к оплате или продажи. Развитие рынка ценных бумаг началась с ваучерной приватизации государственной собственной собственности, развития банковского бизнеса и фондового рынка. Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов и формирования корпоративных отношений.

Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.

Формы собственности – важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия. Так, при государственной и муниципальной собственности единым хозяином имущества предприятия выступает государственный орган, а все работники, включая директора, относятся к наемному персоналу. Предположительно, на этих предприятиях работники наиболее отдалены от собственности и никогда не будут чувствовать себя хозяевами. Поэтому необходима система слежения со стороны контрольных органов как за имуществом, так и за продукцией. Реальные злоупотребления (взятки) возникают при сдачи в аренду государственного имущества коммерческим структурам.

Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров. В схеме простого воспроизводства Т-Д-Т произведенный товар (Т) в сфере материального производства обменивается на деньги (Д), на которые закупаются сырье и материалы, орудии и средства труда, рабочая сила для производства нового товара (Т).

В схеме расширенного воспроизводства на полученные деньги от продажи товара (Д) закупаются материалы, рабочая сила и орудия труда и осуществляется производство товара с увеличенной стоимостью (Т), который затем продается на рынке по большей цене, и вырученные деньги (Д’) используются для расширения производства. Разница (Д"-Д) является валовой прибылью товаропроизводителя и используется для увеличения объемов производства более качественного товара, а также для повышения жизненного уровня работников предприятия.

Обмен товаров в рыночной экономике реализует схему изменения формы товара из материальной в денежную (Т→Д) и подтверждает его денежную стоимость на рынке, т.е. товар нужен потребителю и он готов отдать за него деньги.

Распределение выступает в качестве фазы общественного производства, когда средства производства и рабочая сила направляются в конкретные отрасли экономики, а определенная часть национального дохода распределяется между социальными группами общества и нематериальными сферами экономики (национальная оборона, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.).

Потребление направлено на использование общественного продукта в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей и является заключительной фазой воспроизводства. Потребление бывает материальное и нематериальное, коллективное и индивидуальное. Потребление общественного продукта в рыночной экономике осуществляется пропорционально затраченному капиталу, а внутри предприятия – по труду.

В качестве примера проявления экономических методов управления персоналом можно привести следующее:

Ø Субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.

Это может быть невозможно для малого бизнеса в финансовом отношении, но можно рассмотреть возможность установки автоматов для продажи горячих напитков и легкой закуски и предложить талоны на завтрак.

Ø Товары со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют своим работникам приобретать товары и услуги фирмы со скидкой от 10% и выше. Всегда следует представлять своим работникам большие скидки. Это позволит увеличить лояльность персонала.

Ø Ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные цели (например, для переезда).

Ø Частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Многие из этих работников будут чувствовать себя спокойнее, зная, что о них позаботятся, если они заболеют. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу – работник скорее возвратится на работу и будет готов выполнять свои обязанности.

Также руководители через вознаграждения, премии, надбавки вызывают у персонала заинтересованность в конечных результатах своего труда, качестве продукции или услуг, тем самым, принося доход себе и компании в целом.

Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении можно ожидать низких или негативных результатов.

Социально-психологические методы управления основаны на ис­пользовании социального механизма управления (система взаи­моотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Спе­цифика этих методов заключается в значительной доле использо­вания неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы - это способы осуще­ствления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

Объектом воздействия этих методов являются группы людей и от­дельные личности .

По масштабу и способам воздействия эти ме­тоды можно разделить на две основные группы :

· социологические методы , которые направлены на группы людей и их взаимодей­ствие в процессе трудовой деятельности;

· психологические методы , которые воздействуют на личность конкретного человека .

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не изолиро­ванно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффектив­ное управление человеческими ресурсами, состоящими из сово­купности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении пер­соналом, они позволяют установить назначение и место сотрудни­ков в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производ­ства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение кон­фликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социаль­ных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уро­вень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необ­ходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения пер­сонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию пу­тем массового опроса людей с помощью специально подобранных анкет.

Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сце­нария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - полу­чение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным де­ятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значитель­ного времени.

Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформаль­ных лидеров в коллективе.

Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в не­формальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (ава­рия, столкновение, стихийное бедствие).

Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной бе­седе решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с персо­налом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индиви­дуальны. Главной их особенностью является обращение к внутрен­нему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведе­нию с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психоло­гического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности че­ловека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов плани­рования психологического климата и достижения конечных ре­зультатов.

К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

Формирование подразделений (команд) на основе психологи­ческого соответствия сотрудников;

Комфортный психологический климат в коллективе;

Формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

Минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

Разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

Рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образованности;

Формирование корпоративной культуры на основе норм пове­дения и образов идеальных сотрудников. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выпол­няла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Менеджмент как система и вид управления

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

по курсу «Менеджмент»

по теме: «Принципы, функции и методы управления»


1. Принципы управления

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.

Принцип научной обоснованности методов и правил управления предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно обоснованы и выверены практикой. Производство - это та среда, где на основе законов природы и общественного развития выводятся законы производства. Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как и знание законов физики и биологии.

Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов связан с характером производства. Часто хозяйственные организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации обязаны вносить соответствующую плату. Кроме того, организации не могут решать ряд проблем без помощи государственных и местных органов власти. Многие хозяйственные организации и целые отрасли нуждаются в государственной поддержке. Местные органы власти в целях максимальной эффективности хозяйственной деятельности и соответственно всей экономики обязаны проявлять заботу о занятости населения, следовательно, и о развитии предприятий, размещенных на подведомственной территории.


2. Функции управления

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.

Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.

Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 - 1925). Среди них можно назвать следующие операции:

технические (производство, выделка и обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В настоящее время выделяют следующие функции управления:

прогнозирование - определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;

планирование - это центральная функция управления. Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации;

организацию - определение и распределение объема работ по реализации поставленных целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции фирмы (компании);

регулирование - предвидение и устранение возможных отклонений в ходе протекающего процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития и функционирования отдельных элементов управляемого объекта;

мотивацию - побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей;

координацию - необходимое согласование действий в работе всех структурных элементов организации. Имеет целью обеспечение ритмичности и непрерывности для достижения эффективности взаимодействия всех звеньев управления;

контроль - проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;

учет - накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.

3. Экономические методы управления

Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:

Регулировании спроса и предложения;

Законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.

Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.

К экономическим методам управления относят следующие:

коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;

цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;

финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики - это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;

кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.


4. Административно-правовые методы управления

Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.

Основу административно-правовых методов составляют:

система законодательных актов страны и региона - федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;

система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;

система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).

В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:

распоряжений - руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

популяризации - акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;

делегирования полномочий - работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;

участия в управлении - руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:

нормирование - деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;

регламентирование - деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;

инструктирование - деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.

Формами административно-правовых методов управления являются:

краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;

данная форма призвана обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления;

длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.

5. Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.

Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.

Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:

человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;

каждый человек стремится действовать таким образом, что бы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;

каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.

Социологические методы управления включают:

управление социально-массовыми процессами;

управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);

социальное нормирование;

социальное регулирование;

ролевые изменения;

социальную профилактику.

К психологическим методам управления относятся:

профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);

гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);

формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.

Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.

Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.

Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:

повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;

формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;

эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;

воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.


Список литературы

1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.

2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.

3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.

4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.

6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.

7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.

9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.

10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.

Одной из важных составляющих управления фирмой является непосредственное управленческое воздействие управляющей системы на управляемый объект, другими словами - функции управления.

Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации труда в сфере управления .

Наибольшее распространение получила следующая классификация функций:

По стадиям производства (подготовительное производство, основное, вспомогательное, обслуживающее);

По общности предмета управления (качество труда, заработная плата, охрана труда, НТП);

По виду экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и т.д.)

Также принято выделять общие функции управления для всех видов предприятий и организаций, к которым относятся: прогнозирование, нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование.

Рассмотрим данную классификацию функций управления подробнее.

Прогнозирование - составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития предприятия, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Нормирование - процесс разработки норм и нормативов расходов ресурсов, регламентов управления, позволяющих обеспечить унификацию и стандартизацию типовых процессов и потребностей в ресурсах.

Учет - деятельность по сбору первичной информации об объекте управления. Различают разновидности учета: бухгалтерский, управленческий, оперативный, статистический. Учет представляется в виде систематизированных данных в документальной или графической форме.

Контроль - управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка результатов работы организации.

Анализ - сопоставление результатов контроля и учета с плановыми заданиями, выявление причин и отклонений и разработка мероприятий по их устранению.

Координация - это функция управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность, главная задача которой - достижение согласованности в работе всех звеньев организации, путем установления рациональных связей между ними.

Регулирование - деятельность управленческого персонала, по обеспечению постановленных целей управления организации путем концентрации экономических ресурсов и выполнения утвержденных планов.

Наряду с перечисленными функциями управления в теории и практике менеджмента, выделяют и другие функции - мотивация, моделирование, стимулирование, делегирование и т.д. Эффективное управление предприятием возможно при умелом и рациональном объединении перечисленных функций, и обоснованное их применение, адаптированное к каждому предприятию индивидуально.

Наибольшее распространение получила классификация функций управления по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией.

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды. Рассмотрим основные из них.

Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, планирование подбора персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.

Задача управления - совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения - например, расчет потребности в персонале на год по организации. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.

Операция управления - совокупность трудовых действий, направленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств. Операция конкретизирует содержательную часть задачи и может быть представлена в виде типовой схемы. Взаимосвязь операций управления показана в Приложении 2. Данная схема может служить также типовой моделью принятия управленческих решений.

В практике управления предприятием (фирмой) актуальной задачей сегодня является рациональное распределение функций управления между руководством предприятия, функциональными и линейными подразделениями. Например, исследование данного факторы на крупных промышленных предприятиях Нижегородской области, таких как ОАО «Борский стекольный завод», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «ТрестНефтезавод», показало, что наиболее типичными ошибками в распределение функций управления являются следующие:

Отсутствие документального распределения функций между генеральным директором и руководителями подразделений;

Наличие мелких отлов и служб, мелких цехов наряду с крупными подразделениями;

Отсутствие четкой взаимосвязи операций управления по основным функциям.

Таким образом, устранение пересиленных недостатков в реализации функций управления позволит на предприятии (фирме) организовать системное и планомерное управление, которое будет способствовать укреплению позиций фирмы на рынке, росту ее конкурентоспособности.

Также необходимо отметить, что любая управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные, экономические, социологические и психологические методы, которые различаются способами воздействия на людей .

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как "метод кнута". Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, дисциплинарная ответственность и взыскания, материальная ответственность и взыскания, административная ответственность и взыскания.

Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов, известны как "метод пряника". К экономическим методам относятся: плановое ведение хозяйства, хозяйственный расчет, оплата труда, рабочая сила, рыночное ценообразование, ценные бумаги, налоговая система, формы собственности, фазы общественного воспроизводства, факторы производства.

Социологические методы базируются на способах мотивации общественного воздействия на людей через "мнение коллектива". Они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Выделяют следующие методы: социальное планирование, методы исследования, личностные качества, мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт. Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как "метод убеждения". В процессе конкретного решения управленческих проблем весьма полезно организовать эффективные коммуникации и привлекать совокупность различных методов управления, которые позволяют учесть "чужие ошибки" и дают способы решения хозяйственных и кадровых задач. К основным элементам психологических методов относят: психологическое планирование, отрасли психологии, типы личности, темперамент, черты характера, направленность личности, интеллектуальные способности, методы познания, психологические образы, способы психологического воздействия, поведение, чувства, эмоции, стрессы. Подведем итог первой главе работы. Рассмотрев систему управления, ее составляющие, функции и методы управления фирмой в условиях рыночной экономики, подведем итог и сформулируем главную цель менеджмента в фирме - динамичное и планомерное развитие бизнеса, направленное на усиление конкурентной позиции, повышение качества продукции и сервиса.

Всего этого можно достичь только при условии эффективного менеджмента, который способен обеспечить устойчивое развитие организаций, ее адаптацию к постоянно меняющейся рыночной среде.