"Ise" - Линейный корабль Императорского флота Японии. Линейные корабли типа «Исэ Линейные корабли типа исэ


Параметры

Водоизмещениестандартное 35900 - 36000 т

полное 40169 т

Длина213,4/215,8 м

Ширина31,6 м

Осадка9,5 м

Бронированиеглавный пояс - 305-76 мм; верхний пояс - 203 мм; траверсы 305-152 мм; палуба - 98+51; башни - до 305 мм; барбеты - 305 мм; рубка - 305; казематы - 152 мм

Технические данные

Силовая установка4 ТЗА Kampon

Мощность81 000 л. с.

Скорость25,3 - 25,6 узла

Автономность плавания9 900 миль на 16 узлах

Экипаж1376 человек

Вооружение

Артиллерия6х2 - 356-мм/45, 16х1 - 140/50

Зенитное вооружение4х2 - 127-мм/40, 10х2 - 25-мм/60

Авиация-1 катапульта, 3 гидросамолёта

Проектирование и строительство

Ещё в начале 1914 г. японским парламентом были вотированы средства на постройку двух новых линкоров типа «Исэ». После начала войны в Европе и вступления в неё Японии, бюджетное финансирование ещё не начавшего строительства было свёрнуто. Морское министерство, однако, начало постройку линкоров, используя для этого средства, выделенные на текущие расходы флота. «Узаконены» линкоры были только после официального принятия парламентом в 1917 г. программы строительства линейных кораблей «8 - 4».

Проект «Исэ» являлся логическим развитием «Фусо». Всё те же двенадцать 356-мм орудий в двухорудийных башнях расположили несколько по-иному, парами, что облегчило управление огнём и позволило более удобно разместить погреба боезапаса. Уже в ходе постройки 152-мм пушки противоминной артиллерии решили заменить на новые 140-мм орудия, также разработанные в Англии специально для низкорослых японских моряков, которым было тяжеловато «кантовать» 45-килограммовые шестидюймовые снаряды. Заодно с заменой орудий несколько утоньшилось и бронирование их казематов, а четыре вспомогательных установки остались вовсе без брони. За счёт этого удалось увеличить зону борта по ватерлинии, защищенной 305 мм плитами. Теперь 305 мм броня простиралась от середины барбета носовой башни до середины барбета кормовой.

В общем, как это обычно происходило в случае постройки последовательных серий кораблей, основанных на предыдущих прототипах, удалось скорректировать большинство мелких недостатков, свойственных родоначальникам. Трудно однозначно судить о том, пошли ли на пользу многочисленные изменения проекта «Фусо». Наиболее эффективным изменением следует считать увеличение протяжённости защищённого 305 мм бронёй борта. Другие же изменения не несли в себе принципиальных улучшений. Зато они, в определённой мере, способствовали тому, что водоизмещение, и, соответственно, стоимость, не «подскочили» на значительную величину.

Модернизации

Во второй половине 20-х гг. для линкоров начался период чуть ли не бесконечной череды модернизаций. Первым модернизацию в 1926-1928 гг. прошёл Хюга. Носовая надстройка начала приобретать характерные пагодообразные очертания, значительные усовершенствования претерпели системы управления огнём, отопление котлов полностью перевели на нефть (В 1929-1930 гг. аналогичную модернизацию претерпел Ямасиро).

Наиболее радикально корабли реконструировали уже в 30-х гг: полностью заменили энергетическую установку, усилили палубное бронирование, а также модернизировали артиллерию главного калибра. Вместо прежних 80-мм зениток линкоры получили новые 127/40-мм пушки и 25-мм зенитные автоматы.

В таком виде Хюга и Исэ встретили начало войны. Первые полгода они безучастно провели в Хасиродзиме - в составе так называемого «Хасирского флота». В мае 1942 г. на Хюга произошёл взрыв боезапаса в кормовых башнях, которые после этого уже не подлежали ремонту.

Линкоры-авианосцы

В июне 1942 г. Хюга был выведен в резерв, в июле за ним последовал Исе. Было принято решение о наиболее оригинальном переоборудовании боевых кораблей за всю историю парового броненосного кораблестроения. Оба линкора должны были стать своего рода «гибридами», сочетающими в себе качества авианосцев (полётная палуба, ангар, подъёмники, катапульты) и линейных кораблей (восемь 356-мм орудий). Подобного рода эксперимент уже был с кораблём Фьюриес во время Первой мировой войны, но это был именно эксперимент по поиску оптимальной конфигурации авианосцев на стадии их становления как класса.

"Первым отечественным полупроводником был Иван Сусанин" ©.



Линкор-авианосец «Хюга» (кликабельно )
т.н. "колоризованное" фото


Началась эта история в далеком 1916 году, когда на воду спустили первый из двух линкоров типа «Исэ» (яп. 伊勢). Собственно, это были довольно традиционного для японского кораблестроения конструкции - с большим числом двухорудийных башен (шесть штук). В Первой Мировой войне они принять участие не успели (да и не воевала Япония на море тогда), а к началу Второй Мировой уже изрядно устарели. Несмотря на две крупные модернизации, в ходе которых было полностью пересмотрено зенитное вооружение и установлены современные системы управления огнем - эти линкоры числились за Резервным флотом, и выполняли, в основном, вспомогательные задачи. Однако, самое интересное началось после того, как в мае 1942 года во время учений на линкоре «Хюга» (яп. 日向) взорвалась пятая башня.



Линкор-авианосец «Ice», вид с другого борта (кликабельно )


Ее не стали восстанавливать, заменили на барбет с четырьмя МЗА, но у кого-то возникла новая идея: практика показала стремительно растущую роль авианосцев, и японцы задумались о переделке в авианосцы всех линкоров - но надо же было на чем-то и попробовать? Вот они и попробовали - «Исэ» и «Хюга» решили переоборудовать в полу авианосцы (видимо, линкорное лобби отстояло хотя бы часть кораблей). Для этого с линкоров сняли две кормовые башни и смонтировали на их месте ангар с подъемником и полетной палубой сверху. Несмотря на то, что коробка ангара была большой - она была легкой, и чтобы корма не всплыла вверх - полетную палубу покрыли 8" (203 мм) слоем бетона (железобетона, наверное?). Длина полетной палубы получилась 60 метров. Улавливаете, в чем проблема? Взлететь с помощью катапульты с этой палубы можно, а вот сесть на нее - уже никак. Ни по длине, ни по создаваемым надстройками линкора на ходу завихрениям.



«Ice», в море, на полном ходу (кликабельно )


Поэтому, четырнадцать пикировщиков Yokosuka D4Y Suisei корабельной авиагруппы могли нанести только один удар на семь тонн бомб (14 х 500кг) - взлетев с линкора-авианосца и отбомбившись они должны были искать место для посадки на нормальных авианосцах или наземных аэродромах. Обидно, конечно - и чтобы авиагруппа была не совсем уж одноразовой, в нее включили еще восемь гидросамолетов Aichi E16A Zuiun . Конечно, по ЛТХ они из-за своих поплавков радикально уступали нормальным самолетам, но они могли, хотя бы, вернуться к линкору для приводнения и, после подъема на борт краном, продолжить совершать боевые вылеты. Вообще, идея одноразовой авиагруппы - это уже где-то половина пути к крылатым ракетам. Странно, что японцы не вооружили эти корабли группами камикадзе.



Насколько успешно воевали эти гибриды линкоров и авианосцев я сказать не могу, как самостоятельные авианосцы они не воевали, а оценить вклад их авиагруппы в операциях, где с нормальных авианосцев взлетало в десятки раз больше самолетов возможным не представляется. Все предсказуемо кончилось в 1945 году, когда в конце июля 1945 года оба корабля были уничтожены атаками американских самолетов (с авианосцев, да). «Исе» утонул сразу, а «Хюга» посадили на мель и до конца войны использовали как зенитную батарею. После войны, разумеется, оба линкора-авианосца распилили на металлолом.

This entry was originally posted at

Склеиваемая модель. С использованием макроколец и дополнительного света очередная фотосъемка модели корабля.

текст-статья от моделист-конструктора:

Собрал и сфотографировал модель японского линкора-авианосца "Исэ" (IJN BB-XCV Ise). Корабль показан на сентябрь 1944 год. Модель выпускается фирмой Fujimi.
Собирал с перерывом чуть более четырех месяцев, закончил в апреле 2013года.

Прототип модели – линейный корабль «Исэ». Заложен на верфи «Кавасаки» 10.05.1915 года. Спущен на воду в ноябре 1916 года, в строю с 15.12.1917 года. Назван в честь провинции в Японии.

Корабль явился развитием типа «Фусо» (Fuso) и отличался от него иным расположением средних башен ГК и котельных отделений, был осуществлен переход на 140 мм калибр противоминной артиллерии. Строительство этих линкоров (второй «Хиуга») было осуществлено в период, когда Япония стремительно наращивала свой океанский флот и не была связана никакими формальными ограничениями. Одни из самых больших и мощных линкоров в мире (на момент вступления в строй) в Первой мировой участия эти корабли не приняли.

После ограничений, наложенных решением Вашингтонской конференцией 1922 года, к которой присоединилась и Япония, строить новые линкоры ей запретили. Пришлось модернизировать имеющиеся. В 30-х был модернизирован и «Исэ». Но предлагаемая модель отражает облик корабля после его модернизации 1943 года. Необходимость такой модернизации была вызвана итогами сражения у атолла Мидуэй, где Япония потеряла 4 своих лучших авианосца. Японцы приняли план по строительству новых авианосцев и переоборудованию в авианесущие корабли крупных кораблей других классов. При чем рассматривались очень неожиданные варианты. В итоге выбор был сделан в пользу линкоров типа «Исэ» и тяжелого крейсера «Могами.

Переделку осуществили на верфи Курэ. Корабль очень существенно изменился. Чтобы освободить место для ангара и 60 метровой полетной палубы были демонтированы кормовые башни ГК. Был установлен лифт, новые очень мощные катапульты (увеличенная модель Kure Type No2 Model 5 large model), которые при длине 25 метров могли запускать в воздух самолеты массой до 4600 кг. Были подготовлены помещения для хранения бензина, авиабомб и торпед. В результате длина линкора возросла до 219, 6 метров, а водоизмещение даже немного уменьшилось (до 38,6 тыс. тонн). Скорость осталась практически прежней 25, 3 узла.

Вооружение стало иным: 8 – 356мм/45, 16 – 127мм/40, число зенитных 25мм автоматов увеличилось до 57 штук. Модель отражает «Исэ» на момент после сентября 1944 года, когда зенитное вооружение в очередной раз усилили и оно (кроме 127 мм орудий) составило: 31-25 трехствольный автомат, 15 – 1 ствольных 25 мм автомата и шесть 120мм 28 ствольных НУРСа. Авиационное вооружение должно было состоять из 22-24х самолетов (разные источники указывают разные данные). Часть из них должны были составить колесные бомбардировщики D4Y3 (Suisei), приспособленные для старта с катапульты и тяжелые гидропланы E16A (Zuiun), американцы дали им прозвища «Джуди» и «Пол» соответственно. Для подготовки пилотов была создана 634–ая авиагруппа, которая была полностью укомплектована к августу 1944 года. Проводились тренировки со стартами с борта кораблей.

Но «Исэ» не довелось поучаствовать в боях в качестве авианосца. Командование приняло решение использовать авиагруппу не с кораблей, а с наземных аэродромов. А линкоры-авианосцы пошли в бой (Филиппинская операция) без самолетов на борту. Приняли участие в сражении у мыса Энганьо, где получили повреждения, но вернулись на базу, в отличие от четырех «обычных авианосцев», которые были потоплены американцами. С февраля корабль уже не выходил из Курэ, где и был затоплен в результате налетов американской авиации 28.07.1945 года. В 1946 году «Исэ» подняли и сдали на слом.

Использовал литературу: книгу «Japanese hibryd warships» Hans Lengerer (шикарная книга, с кучей чертежей, фотографий, цветных 3D изображений, Тамиевские книги по элементам японских боевых кораблей, японскую книгу по линкорам Японии, что-то находил в Интернете.

Использовал, кроме самой модели:
- Два набора травления Fujimi специально для Исэ, и их же палубу с доп. травлением и стволы ГК;
- Травление от GMM (набор для IJN battleships);
- Allians Modelworks - шлюпбалки, двери, 3-х ствольные 25 мм автоматы, трапы, металлический такелаж;
- Lion Roar иллюминаторы, поворотные круги и латунные трубочки разных диаметров;
- Rainbow - набор для японских гидропланов, набор для палубной авиации, набор кранов для Исэ, обвес для шлюпбалок и кранов, элементы оборудования мостика;
- Voyager - площадки лоцмана, 9-м шлюпки, адмиральский катер, 11м катер, металлические трубочки разных диаметров;
- WEM - двери, люки;
- Model master - стволы 25мм;
- Aber-25мм стволы (на часть автоматов;)
- L Arsenal - фигурки (два разных набора), якорные цепи;
- Тамия - WWII JN utility boat set;
- Veteran models – приборы на мостиках и мачте, параваны, лебедки, часть 127 мм орудий, часть 3-х ствольных 25мм, прожекторы, 2кв. сигнальные лампы,
- Hasegawa – наборы: QG-18, QG-19, QG-40.
- FlyHawk – леера, набор IJN Boats, часть 3-х ствольных 25мм, часть снарядных ящиков, набор для гидропланов;
- Fine Molds – 25 мм одноствольные автоматы, малые прожекторы, стволы и часть лафетов для 3-х ствольных 25мм автоматов;
- Ishida – снарядные ящики для 25 мм, бочки, часть вентиляторов, бинокли разных видов;
- North Star – скобтрапы, лестницы, фигурки (три разных набора);
- Five Star- травленные деревянные ящики;
- Gоffi models – фигурки моряков;
- Wiener modellbau manufactur – фигурки моряков;

Краски и грунт: GSI,Tamiya.
Лак Vallejo, финишное покрытие – лак Tamiya, Kristal Clear для "остекления", Set и Sol для декалей.
Стальная нить для такелажа в 1/350 Modelkasten и модельная нить Хобби плюс.
Декали, Бегемот, Hasegawa, Fujimi .

Это моя первая модель от Фуджими. Мне не понравилось их качество по сравнению с Тамией и Хасегавой. Где-то на уровне Трубача.

Отлично собралась только ванна корпуса. Сходимость надстроек и других элементов посредственная. Полетная палуба оказалось в кормовой части загнута кверху, еле смог ее приклеить, закрепив под грузом и при помощи эпоксидки. Ни одна крупная конструкция нормально не вставала на место, всегда приходилось подрезать, подтачивать, подсверливать и т.п. Хотя сами детали отлиты почти без облоя, есть очень тонкие элементы. Стволы в башни ГК сделаны двигающимися, но из-за этого мешки на амбразуры сделаны так, что их обязательно надо переделывать (я делал из шпаклевки поверх штатных). Радар Тип21 дан в травлении в виде массивной, закрытой коробки, хотя прямо в инструкции (на обложке) есть крупное фото, где видна его почти прозрачная конструкция, пришлось заменить на более похожий от Хасегавы. Леера Фуджими я вообще не стал использовать, они крайне хрупкие, без нижней полосы. Ставил Флай хок и GMM. Катапульты в травлении хорошие, тем более, что альтернативы им нет, более крупных я не видел, но внутри почти пустые, пришлось добавить пороховые заряды ит.д.
Шлюпки и катера заменил все. Очень они грубые. Заменил деррик и кран на набор от Рэйнбоу, только деррик был коротковат, пришлось крепление нарастить.

Артиллерия среднего и малого калибра очень разнообразная. 127 мм – Ветеран и Альянс (Ветеран все же получше), 25мм трехствольные: основная масса – лафеты Флай хок, а стволы либо точеные от польских производителей, либо лафет Файн молдс с их же стволами, с сиденьями наводчиков Фуджими и прицелами Хасегавы, только несколько штук от Ветерана полностью аутентичные. Одноствольные – Файн молдс с травлением Хасегавы. Установки НУРс никак нельзя было оставлять как есть. Они были сделаны в виде параллелепипеда, устанавливаемого на базу с ямкой м-ду двумя кубиками. А в книге было видно, что блок стволов стоит на лафете, который прикрыт высокими щитами с амбразурами, есть сиденья наводчиков, прицелы. Сделал базу из Флай хоковской 3-х ствольной 25мм-ки. Щиты сделал из латунных полосочек, оставшихся от травления, а блоки стволов (5 шт.) из набора Эдуарда к Худу. Единственно, что стволов там чуть меньше, чем 28 шт, но лучше я не нашел, а сделать шесть одинаково хороших поленился. Сам сделал только недостающий шестой блок ракет из смоляного литника и латунных полосочек. Результат получился очень похож на картнку (для 350-го).

Снарядные ящики частично травленные, частично смоляные от японского производителя Ишиды, его же часть вентиляторов на палубе, часть точеных вентиляторов от Флай хок.

Почти вся смоляная «мелочевка» от Ветерана и Ишиды – тут они вне конкуренции. Очень пригодились наборы для гидропланов и палубных самолетов от Рэйнбоу, в основном использовал элементы фонарей кабин из травления, подгоняя для «моих» моделей самолетов и имитацию «звезды» двигателя, винты и т.д, причем прикупил дополнительно набор гидропланов, т.к. интересно было сделать их чуть больше, в разной конфигурации.

Растянул почти весь такелаж стальной японской нитью 0,1 мм (специально для 1/350). Самые длинные части растянул белорусской эластичной нитью Хобби плюс. Еще часть такелажа тоже из металла от Allians Modelworks.

Смывку делал Тамиевской эмалью Дым, специальную Тамиевскую смывку, она уже разведена для работы, использовал мало.
Деколи в основном Фуджими, флаг от Бегемота, на самолетах большая часть от Хасегавы.

Почти все цвета – GSI Creos, немного Тамия.
Моряки трех фирм из семи разных наборов: Л арсенал, Гоффи моделс, North Star, WMM. Раскрашивал сам, если заметили, то они четырех видов –морские офицеры и матросы, пилоты и прислуга МЗА. Применил новые смоляные наборы Норт стара. Очень хорошая детализация, большое разнообразие поз. Существенно лучше любых Тамиевских или Фуджимовских морячков. И никак не хуже Л Арсенала или Вернер моделбау. Единственное неудобство- очень плотное размещение на литой основе, и из-за этого сложно отделить требующиеся фигурки и можно повредить соседние. Кстати размеры фигурок очень правильные, кто видел фигурки Драгона, то у последнего они явно «перекормленные», а у Норт стара – в самый раз.

В общем, сборка далась нелегко. Но сам корабль интересен. По-моему, эта модель подойдет для опытных моделистов, тем более, что стоит вместе с дополнениями довольно дорого.

Это моя девятая модель. Спасибо за советы более опытным коллегам. Недостатки в модели есть. и исполнительские, и исторические, возникли они по разным причинам, некоторые допущения сделаны мной умышленно...

моделист-конструктор: Вениамин Иосифович

После спуска на воду предыдущей серии линкоров «Фусо» правительство Японии приняло решение об увеличении числа кораблей этого типа до четырех единиц. Однако в процессе проектирования были внесены некоторые изменения. В результате этого появился новый класс японских дредноутов – «Исэ».

Судна «Исэ» (1917г.) и «Хюга» (1918г.) были введены в эксплуатацию в самый разгар Первой мировой войны. Поэтому они не успели принять в ней участие. При этом к началу следующих военных действий 1939 года дредноуты уже считались устаревшими кораблями и выполняли второстепенные задачи. Больших конструктивных изменений новый тип линкоров не нес. По габаритам, уровню бронирования и силовым установкам он продолжал серию « ». Отличия коснулись вооружения.

Вооружение линкоров типа «Исэ»

  • Основные орудия остались в том же составе, что и на предшествующих дредноутах – 12 единиц 356-мм техники 41st Year Type (Model 1908). Однако их расположение было изменено. Центральные пушки размещались парами на башнях по линейно-возвышенной схеме, так же, как и крайние установки. При этом среднюю конструкцию сместили ближе к корме. В этом варианте управление огнем осуществлялось более слажено. Скорострельность каждой пушки достигала двух выстрелов в минуту. Максимальная дальность полета снаряда составляла 35 450 метров.
  • Противоминную артиллерию заменили на 140-мм пушки. 18 из них размещались в казематах и надстройке, еще две на палубе. Наибольшее расстояние до цели – 16 000 метров.
  • 8 127-мм зенитных пушек – четыре установки содержало по паре орудий. Они размещались на основной надстройке.
  • торпедных аппаратов.

Модернизация линкоров типа «Исэ»

После окончания Первой мировой войны ВМС разных стран проанализировали основные проблемы, связанные с вооружением, бронированием и другими элементами боевых кораблей. Япония начала повсеместное усовершенствование своих недавно построенных линкоров.

Все котлы были переведены на работу с жидким топливом – нефтью. Это давало возможность увеличить скорость хода до 25,3 узлов, улучшить циркуляцию и жизнеспособность многих компонентов. Вместе с этим была увеличена надстройка, находившаяся в носовой части судна. Новая энергетическая установка давала мощность свыше 80 000 лошадиных сил, к тому же занимала меньшую площадь.

Некоторые виды орудий были заменены на аналогичные новые или универсальные. Торпедные аппараты были демонтированы – в нижней части корабля усилили бронирование. Вместе с этим была увеличена защита палубы, погребов, дымовой трубы.

Перестройка линкоров типа «Исэ» в авианосцы

В годы Второй мировой войны на дредноуте «Хюга» произошел взрыв, который вывел из строя четыре пушки основного калибра, расположенных на корме. В этот же период в сражении у Мидуэя Япония потеряла много , которые необходимо было восполнить. В условиях ограниченного количества времени и финансов было принято решение переоборудовать некоторые линейные корабли в более мощные авианесущие. Первыми претерпели изменения дредноуты типа «Исэ».

Вся техника, расположенная в кормовой части судна, была демонтирована. На ее месте создали ангар для хранения самолетов. Крыша ангара выполняла роль взлетной полосы. Ее длина равнялась 70 метрам. При этом посадка авиации была невозможна. Самолеты приземлялись на другие, полноценные авианосцы. Общее количество воздушных судов достигало 22 штук.

Служба

В годы Второй мировой войны «Исэ» в качестве авианосцев выполняли множество боевых заданий. В 1945 году американские ВМС несколько раз атаковали корабли. В результате множественных попаданий «Исэ» и «Хюга» затонули.

Реферат на тему:

Линейные корабли типа «Исэ»



План:

    Введение
  • 1 История создания
    • 1.1 Проектирование и строительство
    • 1.2 Модернизации
    • 1.3 Линкоры-авианосцы
  • 2 Конструкция
  • 3 Представители
  • 4 История службы
  • 5 Оценка проекта
  • Примечания
    Литература

Введение

«Исэ» (яп. 伊勢 ), часто встречается транскрипция «Исе» - тип линейных кораблей японского императорского флота. Всего построено 2 единицы - «Исэ» (Ise ) и «Хюга» (Hyuga ). Название получил в честь одной из областей Японии, в настоящее время историческая область Исэ входит в префектуру Миэ. В военно-исторической литературе более распространённа транскрипция «Исе» , а также иногда встречается ошибочное написание «Исё» .


1. История создания

1.1. Проектирование и строительство

Ещё в начале 1914 г. японским парламентом были вотированы средства на постройку двух новых линкоров типа «Исэ». После начала войны в Европе и вступления в неё Японии, бюджетное финансирование ещё не начавшего строительства было свёрнуто. Морское министерство, однако, начало постройку линкоров, используя для этого средства, выделенные на текущие расходы флота. «Узаконены» линкоры были только после официального принятия парламентом в 1917 г. программы строительства линейных кораблей «8 - 4».

Проект «Исэ» являлся логическим развитием «Фусо». Всё те же двенадцать 356-мм орудий в двухорудийных башнях расположили несколько по-иному, парами, что облегчило управление огнём и позволило более удобно разместить погреба боезапаса. Уже в ходе постройки 152-мм пушки противоминной артиллерии решили заменить на новые 140-мм орудия, также разработанные в Англии специально для низкорослых японских моряков, которым было тяжеловато «кантовать» 45-килограммовые шестидюймовые снаряды. Заодно с заменой орудий несколько утоньшилось и бронирование их казематов, а четыре вспомогательных установки остались вовсе без брони. За счёт этого удалось увеличить зону борта по ватерлинии, защищенной 305 мм плитами. Теперь 305 мм броня простиралась от середины барбета носовой башни до середины барбета кормовой.

В общем, как это обычно происходило в случае постройки последовательных серий кораблей, основанных на предыдущих прототипах, удалось скорректировать большинство мелких недостатков, свойственных родоначальникам. Трудно однозначно судить о том, пошли ли на пользу многочисленные изменения проекта «Фусо». Наиболее эффективным изменением следует считать увеличение протяжённости защищённого 305 мм бронёй борта. Другие же изменения не несли в себе принципиальных улучшений. Зато они, в определённой мере, способствовали тому, что водоизмещение, и, соответственно, стоимость, не «подскочили» на значительную величину.


1.2. Модернизации

Во второй половине 20-х гг. для линкоров начался период чуть ли не бесконечной череды модернизаций. Первым модернизацию в 1926-1928 гг. прошёл Хюга. Носовая надстройка начала приобретать характерные пагодообразные очертания, значительные усовершенствования претерпели системы управления огнём, отопление котлов полностью перевели на нефть (В 1929-1930 гг. аналогичную модернизацию претерпел Ямасиро).

Наиболее радикально корабли реконструировали уже в 30-х гг: полностью заменили энергетическую установку, усилили палубное бронирование, а также модернизировали артиллерию главного калибра. Вместо прежних 80-мм зениток линкоры получили новые 127/40-мм пушки и 25-мм зенитные автоматы.

В таком виде Хюга и Исэ встретили начало войны. Первые полгода они безучастно провели в Хасиродзиме - в составе так называемого «Хасирского флота». В мае 1942 г. на Хюга произошёл взрыв боезапаса в кормовых башнях, которые после этого уже не подлежали ремонту.


1.3. Линкоры-авианосцы

В июне 1942 г. Хюга был выведен в резерв, в июле за ним последовал Исе. Было принято решение о наиболее оригинальном переоборудовании боевых кораблей за всю историю парового броненосного кораблестроения. Оба линкора должны были стать своего рода «гибридами», сочетающими в себе качества авианосцев (полётная палуба, ангар, подъёмники, катапульты) и линейных кораблей (восемь 356-мм орудий). Подобного рода эксперимент уже был с кораблём Фьюриес во время Первой мировой войны, но это был именно эксперимент по поиску оптимальной конфигурации авианосцев на стадии их становления как класса.

«Исэ» после перестройки. 1944 г. Схема.

К октябрю - ноябрю 1943 г. необычное переоборудование было завершено. В кормовой части корпус слегка удлинили и уширили. На месте бывших кормовых башен соорудили ангар, в котором помещалось до 10 самолётов, для подъёма которых служил один подъёмник. Ещё 10-12 самолётов стояли прямо на палубе. Малая длина палубы не позволяла самолётам садиться на неё. По тем же причинам исключался и свободный взлёт. Самолёты поднимались в воздух с помощью двух катапульт. Авиагруппа первоначально планировалась в составе 22 пикирующих бомбардировщиков D4Y3 «Сюсей» («Джуди»), но затем была изменена на 20-22 гидросамолётов-бомбардировщиков Е16Ф «Дзуйюн» («Пол»).

Новоиспеченным «гибридам» так и не довелось поучаствовать в боях в качестве авианосцев. К этому времени японская морская авиация вообще, и палубная в частности, утратили прежнюю боеспособность и господство в воздухе полностью перешло в руки американцев.


2. Конструкция

3. Представители


4. История службы

В ходе сражения в заливе Лейте 25 ноября 1944 г. «Исэ» получил легкие повреждения от многочисленных близких разрывов.

13 марта 1945 г., попаданиями бомб на «Исэ» был разрушен самолётоподъёмник. Ремонтировать линкор-авианосец и не пытались.

28 июля после 8 бомбовых попаданий и большого количества близких разрывов «Исе» затонул у заводской стенки в Куре с креном 20 градусов на правый борт.

Хюга

В ходе сражения в заливе Лейте 25 ноября 1944 г. «Хьюга» получил незначительное повреждение от прямого попадания бомбы в корму.

C февраля 1945 г. находился в Куре, обеспечивая ПВО базы.

В период 24-28 июля 1945 г. «Хюга» получил от 10 до 17 бомбовых попаданий и большое количество близких разрывов.

До 1 августа переведен на мелководье и посажен на грунт. После этого использовался в качестве зенитной батареи.

В 1952 г. поднят и отведен в Хариму, где был разделан на металлолом.


5. Оценка проекта

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 г.
  2. Провинция в южной части острова Хонсю, префектура Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 101.
  3. Провинция на юго-востоке острова Кюсю, префектура Миядзаки. См.: Апальков Ю. В. С. 102. В отечественной литературе встречаются также написания «Хьюга» и «Хиюга».