Какая должна быть наценка на ваши товары или услуги — как рассчитать наценку правильно. Торговая наценка Предельная наценка на социально значимые товары


Татьяна АМИТОВА

Каждый день торговые организации осуществляют множество хозяйственных операций, связанных с оборотом товаров. Доход продавца – это наценка на реализуемые товары. Чтобы деятельность торговой организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка – это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж и др.).Порядок формирования наценки Организациям дано право самим формировать розничные цены товаров. При этом они могут использовать Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные письмом Минэкономики РФ от 06.12.95 № СИ-484/7-982 (далее – рекомендации). В этом документе указано, что наценка определяется в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров. Она должна покрывать издержки обращения, суммы налогов, а также включать в себя доход организации. В состав издержек обращения торговой организации входят транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (ЕСН, страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), расходы на аренду, амортизационные отчисления, расходы на рекламу и другие. Действующее законодательство не ограничивает максимальный размер наценки для большинства видов товаров. Организации определяют размер наценки самостоятельно. Государство регулирует цены, в частности, на следующие товары:

  • продукты детского питания;
  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • продукцию предприятий общественного питания при школах, училищах, средних и высших учебных заведениях;
  • продукцию, продаваемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предельный размер наценок на перечисленные товары устанавливают местные органы исполнительной власти. Это установлено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239. Что же касается цен на лекарства и медицинские изделия, то они формируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, цены на которые в настоящее время регулируются государством, утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.03.03 № 357-р.Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем российском рынке осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти также утвержден постановлением № 239. В этот перечень, в частности, включены протезно‑ортопедические изделия, алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию России. Первичные документы и учет После того, как продавец примет решение о размере торговой наценки, ему следует отразить его в реестре розничных цен. В нем формируется розничная цена товаров, и реестр является первичным документом для начисления наценки . В приложении 2 к рекомендациям приведена форма такого реестра. Поскольку рекомендации не обязательны к применению, то организация может составить реестр и в произвольной форме. При этом не нужно забывать об обязательных реквизитах первичных документов, перечисленных в статье 9 закона о бухучете.Сумма торговой наценки отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Пример 1 ООО «Салют» приобрело для продажи в своем магазине 20 пылесосов общей стоимостью 96 000 руб. (в том числе НДС 16 000 руб.).

Торговая наценка на товар установлена в размере 40% и составила 32 000 руб. ((96 000 руб. – 16 000 руб.) х 40%).Продажная цена товара составила 112 000 руб. (96 000 – 16 000 + 32 000). Розничная цена одного пылесоса определена в сумме 5600 руб. (112 000 руб. : 20 шт.).ООО «Салют» заполнило реестр розничных цен, составленный в произвольной форме:

Наименование товара

Количество

Цена поставщика (без НДС), руб.

Торговая наценка

Продажная цена

(гр. 4 + гр. 6)

Розничная цена единицы товара, руб.

(гр. 7: гр. 3)

Пылесос

112 000

Приобретение пылесосов для перепродажи отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Дебет 41 Кредит 60 – 80 000 руб. (96 000 – 16 000) – получены пылесосы от поставщика;Дебет 19 Кредит 60 – 16 000 руб. – отражен НДС по полученным пылесосам;Дебет 60 Кредит 51 – 96 000 руб. – оплачены полученные пылесосы;Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 16 000 руб. – принят к вычету НДС по полученным и оплаченным пылесосам;Дебет 41 Кредит 42 – 32 000 руб. – начислена торговая наценка на пылесосы.–конец примера–Списание наценки при продаже товаров Начисленную торговую наценку нужно списать после продажи товаров. Общая сумма наценки на реализованные товары определяется в конце месяца. Она рассчитывается исходя из средней величины наценок на все товары. Порядок такого расчета приведен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5). В соответствии с этим документом средний процент торговой наценки исчисляется по формуле:П = (ТНн + ТНп – ТНв) : (В + ОТ) x 100%, где П – средний процент торговой наценки; ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало месяца (кредитовое сальдо по счету 42 «Торговая наценка» на начало месяца); ТНп – торговая наценка на товары, поступившие за месяц (оборот по кредиту счета 42 «Торговая наценка» за месяц); ТНв – торговая наценка на товары, выбывшие за месяц, например, возвращенные поставщикам (оборот по дебету счета 42 «Торговая наценка» за месяц); В – выручка от реализации проданных товаров; ОТ – остаток товаров на конец месяца (сальдо по счету 41 «Товары» на конец месяца). Исходя из полученного среднего процента, определяется сумма реализованной торговой наценки:ТНр = В x П: 100%, где ТНр – реализованная торговая наценка.В бухгалтерском учете исчисленная сумма наценки сторнируется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»:Дебет 90-2 Кредит 42 – сторнирована реализованная торговая наценка.Рассмотрим на примере порядок списания реализованной торговой наценки.

Пример 2 ООО «Ритм», учитывающее товары по продажным ценам, на начало месяца имеет следующие остатки на счетах бухгалтерского учета:

  • о дебету счета 41 «Товары» – 452 000 руб.;
  • по кредиту счета 42 «Торговая наценка» – 186 000 руб.
В течение месяца общество приобрело товары на сумму 900 000 руб. (без учета НДС). Общая сумма начисленной на эти товары торговой наценки составила 405 000 руб. Продажная цена купленных товаров равна 1 305 000 руб. (900 000 + 405 000).

За отчетный месяц ООО «Ритм» реализовало товары на сумму 1 411 200 руб. (в том числе НДС – 224 000 руб., налог с продаж – 67 200 руб.). Сумма издержек обращения, относящаяся к проданным товарам, составила 85 000 руб.

Остаток товаров на конец месяца равен 345 800 руб. (452 000 + 1 305 000 – 1 411 200).Средний процент реализованной торговой наценки составляет 33,64% ((186 000 руб. + 405 000 руб.) : (1 411 200 руб. + 345 800 руб.) х 100%). Сумма реализованной торговой наценки составит: 474 728 руб. (1 411 200 руб. х 33,64%).Продажу товаров общество отражает в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 1 411 200 руб. – получена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 1 411 200 руб. – списана продажная стоимость товаров;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 474 728 руб. – сторнирована реализованная торговая наценка;

Дебет 90-5 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 67 200 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 224 000 руб. ((1 411 200 – 67 200) х 20: 120) – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-2 Кредит 44 – 85 000 руб. – списаны издержки обращения;Дебет 90-9 Кредит 99 – 98 528 руб. (1 411 200 – 1 411 200 + 474 728 – 67 200 – 224 000 – 85 000) – определен финансовый результат от продажи товаров.–конец примера–Снижение торговой наценки В некоторых случаях продавец может снижать цены на товар, то есть уменьшать торговую наценку. Это происходит, например, при распродаже или уценке товаров. Согласно рекомендациям, снижение торговой наценки также следует отражать в реестре розничных цен.

При уменьшении суммы наценки особое внимание нужно уделить положениям статьи 40 НК РФ. В ней определены основные принципы определения цен для целей налогообложения. Согласно этой статье, при продаже товаров налоги следует исчислять исходя из цен, которые установлены организацией. Но эти цены должны соответствовать рыночному уровню. Если цены проданных товаров отклоняются от этого уровня более чем на 20%, то налоговая инспекция вправе проверить правильность их применения. То есть налоговики могут пересчитать сумму выручки исходя из рыночных цен и доначислить налоги. Поэтому, проводя распродажу товаров, торговой организации придется начислять налоги исходя из рыночных цен. Еще раз отметим, что рыночную цену товаров следует определять в соответствии с требованиями статьи 40 НК РФ.

Снижение торговой наценки в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 41 Кредит 42

– сторнирована сумма торговой наценки.

Довольно часто при проведении распродаж две вещи продаются по цене одной. То есть их цена уменьшается в два раза. На практике возможно и более значительное снижение цен. В этом случае сумма, на которую уценен товар, скорее всего, превысит начисленную ранее торговую наценку. Поэтому кроме сторнирования наценки бухгалтер должен списать часть цены товара, отразив в учете записью:

Дебет 91-2 Кредит 41

– списано превышение суммы уценки над торговой наценкой.

Отметим, что сумма превышения уценки над торговой наценкой не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Рассмотрим на примере снижение торговой наценки.

Пример 3 В магазине бытовой техники проводится распродажа электроутюгов со скидкой 40%. Закупочная стоимость одного утюга без учета НДС равна 1800 руб. На товар была начислена наценка в размере 45%. Сумма наценки составила 810 руб. Первоначальная розничная цена одного утюга равна 2610 руб. (1800 руб. + 810 руб.).

При распродаже сумма скидки на один утюг составила 1044 руб. (2610 руб. х 40%). Розничная цена с учетом скидки равна 1566 руб. (2610 руб. – 1044 руб.). При этом рыночный уровень цен на подобный товар равен 2000 руб. Стоимость утюга со скидкой более чем на 20% меньше этого уровня: 78,3% (1566 руб. : 2000 руб. х 100%). 100% – 78,3% = 21,7%.21,7% > 20%.Поэтому организация должна начислить налоги исходя из рыночной цены товара.Во время распродажи реализовано 15 утюгов. Выручка составила 23 490 руб. (1566 руб. х 15 шт.).Сумма выручки, рассчитанная исходя из уровня рыночных цен, равна 30 000 руб. (2000 руб. х 15 шт.).Для упрощения примера предположим, что затрат по продаже электроутюгов не было.Указанные операции отражаются в бухгалтерском учете организации следующими записями:Дебет 50 Кредит 90-1 – 23 490 руб. – поступила выручка от реализации электроутюгов во время распродажи;Дебет 41 Кредит 42 – 12 150 руб. (810 руб. х 15 шт.) – сторнирована начисленная ранее торговая наценка;Дебет 91-2 Кредит 41 – 3510 руб. ((1044 руб. – 810 руб.) х 15 шт.) – списано превышение суммы скидки над торговой наценкой;Дебет 90-2 Кредит 41 – 23 490 руб. – списана стоимость проданных товаров с учетом скидки;– 1429 руб. (30 000 руб. : 105% х 5%) – начислен налог с продаж исходя из уровня рыночных цен;– 4762 руб. ((30 000 руб. – 1429 руб.) х 20: 120) – начислен НДС исходя из уровня рыночных цен;Дебет 99 Кредит 90-9 – 6191 руб. (23 490 – 23 490 – 1429 – 4762) – отражен убыток от распродажи товаров.Дебет 99 Кредит 91-2 – 3510 руб. – отражен убыток от списания превышения суммы скидки над торговой наценкой.Эта сумма убытка не уменьшает общей облагаемой прибыли за отчетный период.–конец примера– Учет торговой наценки при возврате товаров В соответствии со статьями 495 и 503 ГК РФ покупатель имеет право вернуть товар продавцу. Это касается некачественных товаров, а также товаров, о которых продавец не представил всю необходимую информацию.При возврате товара, продавец должен вернуть покупателю уплаченные за него деньги. Это делается на основании заявления покупателя. Если товар находится на гарантийном обслуживании, к заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • справка мастерской гарантийного ремонта;
  • гарантийный талон на товар.

Отметим, что согласно статье 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 30.12.01), покупатель не обязан предъявлять кассовый чек на возвращаемый товар. В этой статье сказано, что отсутствие чека не является основанием для отказа в возврате денег за товар. Однако в этом случае покупатель должен доказать факт покупки товара в данном магазине Например, предъявить товарный чек, гарантийный талон и т. д. Если у покупателя нет никаких документов, то у него остается право сослаться на показания свидетелей. На это указано в письме УМНС по г. Москве от 05.06.02 № 29-12/25658.

При выплате денег покупателю у продавца возникает следующая ситуация. Он уже продал товар, т. е. реализовал торговую наценку и получил доход. С возвратом этого товара происходит обратная операция и сумму полученного дохода нужно уменьшить. То есть он должен восстановить реализованную торговую наценку. В бухгалтерском учете на сумму восстанавливаемой наценки делается запись по дебету счета 90-2 и кредиту счета 42 «Торговая наценка». Кроме того, нужно сторнировать налоги, начисленные с реализованной наценки.

Пример 4 ООО «Свет» реализовало холодильник стоимостью 15 750 руб., в том числе НДС – 2500 руб., налог с продаж – 750 руб. Себестоимость холодильника равна 9000 руб., сумма торговой наценки – 6750 руб.

Бухгалтер отразил продажу холодильника следующими записями:Дебет 50 Кредит 90-1 – 15 750 руб. – получена выручка от продажи холодильника;Дебет 90-2 Кредит 41 – 15 750 руб. – списана продажная стоимость холодильника;Дебет 90-2 Кредит 42 – 6750 руб. – сторнирована сумма реализованной торговой наценки;Дебет 90-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 750 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 2500 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;Дебет 90-9 Кредит 99 – 3500 руб. (15 750 – 15 750 + 6750 – 750 – 2500) – определен финансовый результат от продажи холодильника.Через несколько дней покупатель, обнаружив брак, вернул холодильник в магазин и потребовал выплатить за него деньги. К своему заявлению он приложил кассовый чек, справку из мастерской гарантийного ремонта и гарантийный талон.ООО «Свет» приняло холодильник и вернуло деньги покупателю. Бухгалтер отразил возврат холодильника следующими записями:Дебет 41 Кредит 76 – 15 750 руб. – оприходован возвращенный холодильник;Дебет 90-2 Кредит 42 – 6750 руб. – восстановлена сумма торговой наценки;Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 2500 руб. – сторнирован начисленный НДС;Дебет 90-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 750 руб. – сторнирован начисленный налог с продаж;Дебет 76 Кредит 50 – 15 750 руб. – выплачены деньги покупателю за возвращенный товар;Дебет 90-9 Кредит 99 – 3500 руб. – сторнирован финансовый результат от продажи товара.–конец примера–

Социально значимые продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.

Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

Искусство торговли

Вроде бы такое простое определение - разница между оптовой и розничной ценой товаров, однако вопросов у начинающих предпринимателей вызывает ой как много... Наверняка каждый предприниматель перед началом торговли, задаётся вопросом - "Какую делать наценку?", ведь торговая наценка определяет итоговую цену на Ваш товар, а соответственно привлекательность Вашего магазина для покупателей.

Вид товаров

Торговая наценка, %

От 50 до 150 %

От 50 до 150 %

Алкоголь

От 10 до 30 %

От 10 до 30 % (наиболее высокая торговая наценка может быть на разливное пиво и доходить до 100 %)

Сигареты

От 5 до 15 % (Сейчас на сигаретных пачках печатают продажную цену, поэтому сильно с ценой не поиграешь, однако, более высокую наценку можно делать на элитные сорта табака, в табачных салонах)

Продукты питания

От 7 до 35 % (самая минимальная торговая наценка, как правило, устанавливается на социально-значимые продукты такие как хлеб и молоко)

Хозяйственные товары

От 30 до 100 %

Канцелярские товары

От 30 до 100 %

Сувениры

От 100 до 300 %

Бижутерия

От 100 до 300 %

Косметика

От 70 до 300 %

Автозапчасти

От 30 до 70 %

Вот как-то так наши предприниматели в среднем и наценяют свой товар. Теперь давайте подумаем как наценять нам с вами…

Максимальная наценка

Очень Важно стараться выдерживать максимально возможную торговую наценку, ведь чем она больше, тем больше предприниматель зарабатывает с каждой продажи, а значит, тем быстрее заработает себе на хлеб с маслом. При расчете своей торговой наценки важно трезво оценивать свои способности как продавца, и исходить не от оптовой цены товара (т.е. тех денег, которые мы за него отдали), а от той цены, за которую мы сможем его продать. То есть важную роль при наценке товара играет его ценность в глазах покупателя, и если вещь выглядит на миллион, значит и продавать её можно именно за миллион, даже если Вы купили её за копейку smiley.

Очень частая ошибка начинающих предпринимателей устанавливать цену ниже чем у конкурентов, думая что сразу все покупатели к сбегутся к ним со всех окрестностей, однако как показывает практика – такого не происходить, а люди продолжают покупать там, где они привыкли это делать, например, предпочитая выбирать подарки себе и близким в оптовой базе косметики… Поэтому старайтесь предлагать покупателю уникальный товар, тогда и наценку можно будет делать на него максимальную – ведь покупателям его не с чем будет сравнить. Если с уникальным товаром проблема, то ставьте цены как у всех +- 5%, лучше +5%, как правило, такая разница для покупателей не заметна, а Вам эти 5 % очень даже пригодятся.

Ну вот как-то так о наценке простыми словами. Удачи в торговле!

Как отмечает эксперт, наиболее высокая наценка устанавливается на товары, потребитель которых минимально чувствителен к цене, например элитный алкоголь, дорогие сыры, мясопродукты и т. д. «X5 выбрала наиболее показательные примеры товаров, по которым ретейл активно инвестирует в цену и сдерживает поставщиков в части пересмотра цен. В нынешнем январе основной фактор увеличения цен на полках в том, что поставщики осуществляют переоценку товаров, приобретенных или произведенных в условиях курсов доллара и евро, установившихся в декабре 2014 год. В декабре ретейлеры сдерживали попытки поставщиков пересматривать цены, чтобы увеличить трафик», - объясняет гендиректор компании «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Наценка ретейлера на топ-300 товаров, привлекающих трафик, и на все социально-значимые товары, как правило, минимальна; кроме того, в этом году у федеральных торговых сетей стратегия будет нацелена не на маржинальность, а на увеличение трафика и органический рост, и в условиях снижения доходов населения ретейлеры вынуждены будут жертвовать маржой, считает эксперт.

Позже в среду данные о своих наценках предоставила сеть «Дикси». Ретейлер признал, что вынужден повышать розничные цены вслед за изменением условий поставщиками, «однако делает это не симметрично и с максимальной отсрочкой». С начала 2014 года по начало 2015 года «Дикси» констатирует опережение роста закупочных цен относительно розничных цен на полках по основной потребительской корзине на 4,6% и на 2,2% в целом по всему ассортименту. «На товары социальной группы сеть устанавливает минимальную торговую наценку, в ряде случаев нулевую. Например, наценка на гречку, подсолнечное масло, молоко питьевое, сахарный песок, куры, пшено, яблоки в разных регионах составляет от 0 до 5%», - говорится в сообщении компании.

«Ошибочно рассматривать торговую наценку как прибыль сети. Прибыль сформируется после вычета расходов на оплату персонала, аренду магазинов и складов, транспортные расходы, налоги и многое другое. Каждая сеть, работающая в эконом-сегменте, стремится сделать все возможное для сокращения этих операционных расходов, чтобы иметь возможность еще понизить цены, а значит, привлечь еще больше покупателей», - прокомментировал президент ГК «Дикси» Илья Якубсон.

27 января прокуратура Москвы по итогам проверок, что наценки на продукты в столичных магазинах достигают 130%. Как заявило надзорное ведомство, его сотрудники обнаружили «неоправданные торговые наценки» в «Азбуке вкуса», «Перекрестке», «Магнолии», «Дикси», «Магните», «Билле» и «Спаре».

Столичные прокуроры по итогам проверок возбудили 418 дел об административных правонарушениях. Руководителям торговых организаций было вынесено 83 представления и объявлено 32 предостережения. Кроме того, представление было вынесено в адрес руководителя департамента торговли и услуг Москвы.

Генеральный прокурор России Юрий Чайка провести проверки в магазинах крупнейших торговых сетей с 20 по 23 января.

Организация закупает товар для дальнейшей перепродажи дилеру. Организации не являются взаимозависимыми. Цены реализуемых промышленных товаров не подлежат государственному регулированию, а также регулированию субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Какую минимальную наценку на товар можно сделать, чтобы не нарушить налоговое законодательство?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговое законодательство не регулирует ценообразование. Цена, указанная в договоре с дилером, не признаваемым взаимозависимым лицом с поставщиком, в целях налогообложения признается рыночной.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что налоговым законодательством не регулируется размер наценки, устанавливаемый при реализации товаров.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в России определены от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Нормами НК РФ регулируется только порядок налогообложения операций.
При этом согласно НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.
В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица. Смотрите также Минфина России от 18.10.2016 N 03-12-11/1/60594, от 11.11.2015 N , от 23.03.2015 N , от 10.03.2015 N , от 23.01.2015 N и др.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что любая цена, указанная в договоре, заключенном с лицом, не признаваемым взаимозависимым в целях НК РФ, является рыночной.
А в случае, если в договоре с лицом, признаваемым взаимозависимым, установлена цена ниже установленной для иных лиц (то есть ниже рыночной), то у поставщика возникает дополнительный доход, подлежащий налогообложению.
При этом согласно НК РФ в случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами цен товаров (работ, услуг), не соответствующих рыночным ценам, если указанное несоответствие повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов (авансовых платежей), указанных в НК РФ, или завышение суммы убытка, определяемого в соответствии с НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке ( ФНС России от 15.02.2016 N ЕД-4-13/2376@).
Таким образом, налоговое законодательство не регулирует ценообразование, и в договоре при перепродаже товара может устанавливаться любая наценка. Только при реализации товара лицу, не признаваемому взаимозависимым, цена, указанная в договоре, признается рыночной и дополнительного налогообложения не возникает. А при реализации товара взаимозависимому лицу необходимо сопоставить стоимость товара со стоимостью товара, реализуемого лицам, не признаваемым взаимозависимым, для определения соответствия цены, указанной в договоре, рыночной.
Общие критерии для признания лиц взаимозависимыми установлены в НК РФ, согласно которому лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на:
- условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими
и (или)
- экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться (абзац второй НК РФ):
- в силу участия одного лица в капитале других лиц;
- в соответствии с заключенным между ними соглашением;
- при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.
Такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со НК РФ.
С учетом такого влияния в НК РФ приведен перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми ( Минфина России от 03.08.2016 N 03-01-18/45745).
Перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми, приведенный в НК РФ, не является исчерпывающим. При наличии обстоятельств, указанных в НК РФ, стороны сделки (организации и (или) физические лица) вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по иным основаниям ( НК РФ).
Признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным НК РФ, также может суд, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в НК РФ ( НК РФ).
Из Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 N 09АП-23959/2010, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) следует, что если налоговый орган делает вывод о том, что цена не соответствует уровню рыночных цен, то это должно быть доказано, в том числе налоговым органом должны быть приведены доказательства того, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
Например, Второго арбитражного апелляционного суда от 27.10.2015 N 02АП-8562/15 может служить примером наличия налогового риска применительно к рассматриваемой ситуации.
По данному делу суды пришли к выводу о создании налогоплательщиком искусственной схемы взаимоотношений, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды и незаконную минимизацию налогового бремени.
Основанием к доначислению обществу спорных сумм налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пеней и штрафа послужил вывод инспекции о том, что посредством согласованных действий общества с индивидуальными предпринимателями, которые продолжительное время были штатными сотрудниками общества, обществом была создана схема уклонения от налогообложения путем формального заключения с указанными лицами дилерских договоров на реализацию продукции общества в торговых центрах общества за наличный расчет.
Кроме того, контрольно-кассовые аппараты, установленные в залах, принадлежали обществу и сдавались предпринимателям в аренду; часть работников общества оформлены по совместительству к предпринимателям; товары, проданные предпринимателями, выдавали со склада общества; выручка от продажи товаров возвращалась обществу в виде беспроцентных займов, выдаваемых предпринимателями и финансовым директором общества, а также в виде излишне перечисляемой предпринимателями в адрес общества предоплаты за товар.
В итоге со ссылкой на Постановление N 53 суд признал обоснованным вывод налогового органа о получении необоснованной налоговой выгоды организацией, которая при оформлении реализации товаров дилерам применяла незначительную наценку (4-7%), существенно ниже той торговой наценки, с которой товар был продан реальному покупателю (32-37%).
Отметим, что определением Верховного Суда РФ от 27.06.2016 N 301-КГ16-6290 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения указанного дела в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
В АС Западно-Сибирского округа от 24.06.2016 N Ф04-2500/16 налоговый орган усмотрел схему минимизации налогообложения, в результате чего общество получило необоснованную налоговую выгоду в виде разницы в налоговых обязательствах, возникающих при применении общего и специального режимов налогообложения (ЕНВД); указанный вывод сделан ввиду того, что общество реализовывало товар взаимозависимым лицам с минимальной торговой наценкой; далее при реализации контрагентами товара конечным покупателям торговая наценка увеличивалась; разница в торговой наценке облагалась не по общему режиму налогообложения, а по льготной ставке ЕНВД.
Однако в этом случае суды не поддержали налоговые органы, признав, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности.
Совместная деятельность хозяйствующих субъектов (даже если они являются взаимозависимыми) сама по себе не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды. В соответствии с п. 4 Постановления N 53 возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Из вопроса следует, что покупатель товара не является лицом, признаваемым взаимозависимым с поставщиком. Следовательно, в данной ситуации поставщик вправе установить любой размер наценки при перепродаже товара. При этом стоимость, указанная в договоре, в целях налогообложения будет признаваться рыночной.
В то же время наличие судебной практики свидетельствует о том, что установление минимальных размеров наценок к реализуемому товару является предметом пристального внимания со стороны налоговых органов.
По нашему мнению, организации для того, чтобы уверенно чувствовать себя в общении с контролирующими органами, необходимо подготовить документы, обосновывающие минимальную наценку.
Например, это могут быть прайс-листы, устанавливающие разные цены в зависимости от объема партии, от расстояния до поставщика (в случае, если расходы по доставке заложены в цену), либо иные показатели.
Кроме того, определять условия и порядок формирования цены товара могут маркетинговая политика, приказ руководителя о проведении акций, предполагающих предоставление покупателям скидок, с приложением к нему правил предоставления скидок (например, за приобретение определенного количества товара) и другие документы, в том числе обосновывающие экономическую целесообразность формирования цены и предоставляемых скидок.

К сведению:
Реализация товара со значительной наценкой также может привлечь внимание контролирующих органов (смотрите, например, АС Московского округа от 05.10.2016 N Ф05-14755/16, от 17.10.2014 N ).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- . Проверка соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам, осуществляемая ФНС России;
- . Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.