Конкурсы по сбо. Внеклассное мероприятие по СБО «Кто в доме хозяин. Правила Этикета в общении


Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»
Цель: повысить интерес обучающихся к предмету социально – бытовая ориентировка, обобщить знания и умения по различным темам предмета СБО.
Задачи:
Обучающие: освоение навыков ведения домашнего хозяйства, овладение безопасными приемами труда.
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся через использование занимательных заданий и игровых ситуаций, развитие творческих способностей и кругозора детей.
Воспитательные: воспитание культуры общения и дисциплинированности при выполнении порученного дела, умения сотрудничать друг с другом, работать в команде.
Коррекционные: коррекция адекватной самооценки, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки с изображением ингредиентов, необходимых для приготовления борща, карточки с заданиями, листы бумаги для каждой команды, предметы личной гигиены, пелёнки, куклы, одежда для младенца, пуговицы, нитки, иголки, игольницы, расчёски, резинки для волос, кастрюли.

Форма проведения: конкурс – игра.

В игре принимают участие 3 команды по 6 человек.

Ход мероприятия.

Ведущий:
-Добрый день! – И добрый час!
Мы приветствуем всех вас. На нашем конкурсе «Кто в доме хозяин?»
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку!
«Здравствуйте!» - услышишь ты в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Всем известен этот урок. Расшифруйте его название.
С - "социально". Наша роль в жизни общества.
Б - "бытовая". Уклад в повседневной жизни.
О - "ориентировка". Различные способы изучения нашей жизни.
Мы учимся правильному поведению, учимся вести здоровый образ жизни, готовить различные блюда, оказывать первую помощь больному, обустраивать наш дом, соблюдать правила личной гигиены, вести домашнее хозяйство.
Одна из тем наших уроков «культура поведения».
Сейчас мы узнаем, какие вежливые слова вы знаете. Отвечаем хором.
Разминка.
- Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет даже пень, когда услышит (добрый день)
- Когда бранят за шалости, мы говорим прости (пожалуйста)
- И во Франции, и в Дании на прощание говорят (до свидания)
- Если очень вкусно было, скажем маме мы (спасибо)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте)
- Молодцы!
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы увидеть таланты наших девочек и мальчиков в ведении домашнего хозяйства. Оценивать их знания и умения, юмор и находчивость будет наше жюри (учителя профессионально-трудового обучения). А теперь нам необходимо познакомится с нашими командами!

1 конкурс. Представление команд.

Ведущий: - Каждая команда получает задание придумать название и девиз своей команде, а также выбрать капитана (5 баллов)
1 команда:
«Ягодки»
Девиз: сытный завтрак, обед и ужин!
рецепт от «ягодок» вам нужен!
2 команда:
«Поварята»
Девиз: наш девиз всего три слова: «поварята – это клёво!»
3 команда:
«Веники»
Девиз: энеки, беники, всех обыграют веники.
- Какие замечательные команды у нас получились!

2 конкурс «Все обо всем»
Ведущий: Чтобы понять все тонкости домашнего хозяйства, нужно ох как много знать! Давайте проверим ваши знания.
Вопросы командам (по 1 баллу за ответ)
Как узнать испёкся ли пирог? (проткнуть деревянной палочкой: если к палочке тесто не прилипло, значит, пирог готов)
Назовите демисезонную обувь и одежду (плащ, резиновые сапоги, куртка, шапка)
Как почистить лук, чтобы не текли слезы? (надо почаще опускать нож под холодную воду)
Назовите продукты для приготовления манной каши? (манка, молоко, соль, сахар, масло сливочное, вода)
Назовите обязанности детей в семье? (помогать по хозяйству, присматривать за младшими детьми)
Назовите адрес нашей школы? (Кировская область, Верхнекамский район, п.Светлополянск, ул.Дзержинского, д.8)
Назовите медицинские учреждения? (амбулатория, госпиталь, поликлиника)
Перечислите родственников? (брат, тетя, сын, дедушка, свекровь, дядя, мама, племянник, сват)
Что нужно сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло? (добавить в воду соль)
Для чего нужен пылесос? (для сухой и влажной уборки помещения)
Что нужно сделать, чтобы свекла при варке не потеряла цвет? (добавить в воду немного уксуса)
Назовите предметы личной гигиены? (полотенце, зубная щетка, носовой платок, мочалка, расческа)
- Вы замечательно справились с этим заданием! А теперь слово жюри!
3 конкурс. Эстафета «Варим борщ»
(число баллов по числу ингредиентов: мясо, свёкла, морковь, картофель, капуста, помидор, лук, чеснок, лавровый лист, укроп)
Ведущий:
Ах, каких мне выбрать овощей!
Для салата, винегрета и для щей?
Как мне только разобраться и понять
Что мне надо для обеда выбирать?
На столах разложены карточки с изображением продуктов (одинаковые для каждой команды). Первый участник эстафеты берет карточку с нужным ингредиентом для борща, бежит обратно и кладет её в кастрюлю. Затем следующий участник делает то же самое. Победителем считается команда, которая первой правильно соберет все продукты для борща.
- Какие молодцы! Все команды справились с заданием.
4 конкурс. Пеленание грудного ребёнка. (10 баллов)
Ведущий: Вы все, когда – то будете мамами и папами, у вас появятся дети. У новорожденного ребёнка еще не совсем скоординированы движения. Ребенок часто пугается от спонтанного движения своих ручек и ножек. Поэтому ребёнку требуется ощущать поверхность рядом со своим телом. Новорожденный чувствует себя комфортно, свернувшись в пеленке калачиком. И сейчас мы проверим, кто умеет пеленать ребёнка. Оценивается качество и правильность пеленания ребенка. Для этого конкурса нужен один участник от команды.
- Здорово! Были небольшие недочеты, но в целом участники показали неплохие навыки пеленания.
5 конкурс. «Знатоки литературы»
(по одному баллу за ответ)
Ведущий: - Не сомневаюсь, что участники нашего конкурса умеют не только готовить, но и находят время для чтения литературы. Вам нужно за 2 минуты вспомнить и записать произведения, в названиях которых есть пищевой продукт или блюдо (стихи, сказки, рассказы, песни).
- Молодцы! И снова мы предоставляем слово нашему жюри для подведения промежуточных итогов.
Игра со зрителями. «Черный ящик»
Ведущий: - Этот конкурс для болельщиков на сообразительность. Кто быстрее угадает, что спрятано. Вам будет дано определение. Зрители должны попытаться отгадать, что лежит в чёрном ящике. Если не могут угадать даются подсказки.
-Она бывает разного цвета.
- Она бывает с ручкой и без неё.
- Она есть у каждой девочки и даже у некоторых мальчиков.
- Без неё нельзя начинать день.
- Она бывает деревянной, пластмассовой, железной.
- У неё бывает 20, 40, 100 зубов.
- Использовать для волос. (Расчёска)
-У меня она красная, а у Оли зелёная.
- Она состоит из 2 частей.
- У неё один хозяин.
- Я ею пользуюсь 2 раза в день.
- Нужна тому, кто зубы бережет. (Зубная щётка)
- Может быть белым, а может - цветным.
- Бывает бумажный, бывает из ткани.
- У воспитанного человека он всегда с собой.
-Это предмет личной гигиены.
- Лежит в кармане. (Платок)
Все это предметы личной гигиены.
- И зрители тоже молодцы! Всё угадали! А мы продолжаем.
6 конкурс. «Пришивание пуговицы крестом»
Ведущий:
-Испугались пуговки
Растерялись,
Раскатились по углам,
Разбежались.
Спрашиваю громко:
- почему сбежали?
Шепчут: - У иголки
Носик словно жало!
Тонкое, колючее,
Испугались очень мы.
Собираю пуговки
Я в ладошку.
Говорю испуганным:
- Ах, вы, крошки!
Успокойтесь,
Я тихонечко вас пришью!
Ни одну я пуговку
Не уколю!

Следующее задание: вам нужно пришить пуговицу к ткани крестом. Но прежде чем начинать, давайте вспомним правила по технике безопасности. Для конкурса из команды нужно по одному человеку.

Просто мастера! Молодцы!

7 конкурс. «Красота причёски»
(за конкурс-5 баллов)
Ведущий: - Я приглашаю всех в Салон – парикмахерскую. «У женщины есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей» Монтескье.
Сейчас из каждой команды нужен мальчик и девочка. Ваша задача: мальчики делают прическу девочке. Оценивается аккуратность и оригинальность.
- Какие ловкие у нас мальчики! Слово жюри.

8 конкурс. «Замени слово»
Ведущий: - Измените всего лишь одно или два слова и верните пословицам и поговоркам их прежнее звучание.
Одна голова хорошо, а две – некрасиво (Одна голова хорошо, а две –лучше)
Ни кола, ни двойки (Ни кола, ни двора)
Труд человека кормит, а лень поит (Труд человека кормит, а лень портит)
Кто мало говорит, тот много съедает (Кто мало говорит, тот много делает)
Скучен день до вечера, коли делать уроки (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
Землю красит солнце, а человека – парикмахер (Землю красит солнце, а человека – труд).
- Сколько мудрости несут пословицы и поговорки людям! И с этим заданием вы справились!

9 конкурс. «Семья»
Ведущий: - каждой команде необходимо заполнить таблицу.
Члены семьи
Обязанности, которые они выполняют

ребёнок

бабушка

дедушка

Молодцы, все правильно сделали!
- А теперь снова слово нашему уважаемому жюри!
10 конкурс. «Картошка»
Ведущий: - Ваша задача почистить картошку. Оцениваем качество и аккуратность (по одному участнику от команды). Но сначала нам необходимо вспомнить технику безопасности при работе с ножом.
- Хорошо почистили, молодцы!

Ведущий:
- Наша конкурсная программа подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, прошу участников дать интервью:
Какой конкурс вам больше всего понравился?
Какой конкурс был для вас наиболее трудным?
Что нового вы сегодня узнали?

Слово предоставляется жюри (объявляет итоги всех конкурсов и победителей).
Награждение команд.
Ведущий:
- Сегодня мы смеялись, веселились. Но наш урок требует серьёзного отношения, хороших знаний, умения применять эти знания в повседневной жизни. Мы учимся не для школы, а для жизни!
Спасибо всем за участие, до новых встреч!!!

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие
по
социально – бытовой ориентировке:

интеллектуально-познавательная викторина

«МИР ВОКРУГ НАС».

Учитель: Булыгина Елена Ивановна

2014 – 2015 учебный год

Выявление уровня усвоения программного материала обучающимися по социально – бытовой ориентировке.
Повышение интереса к урокам СБО.
Воспитание самостоятельности, умение работать в команде.
Продолжить работу по формированию практических умений и навыков, вести работу по подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

ВЕДУЩИЙ. Внимание! Внимание! Мы рады встрече с вами на интеллектуально-познавательной викторине «Мир вокруг нас» «Я и моя семья»
Традиционным уже стало проведение предметных недель у нас в школе-
интернате. И сегодня наша викторина посвящена предмету СБО, который
готовит вас, школьников, к самостоятельной жизни и труду, учит принимать
какое-то решение. На встрече сегодня мы будем не только думать, отгадывать, но и соревноваться в необычных конкурсах.

Представление команд: «Умники и умницы»
«Всезнайки»

А тёплую атмосферу в зале будут создавать группы поддержки, давайте поприветствуем их!
Представление группы поддержки.

Представление жюри.

Но кроме команд и болельщиков у нас есть жюри, которое будет следить
за ходом событий. За каждый правильный ответ команда получает 1балл.
Наше жюри отметит самого активного участника.
А сейчас самое время начать викторину.

1-й конкурс – КОНКУРС – РАЗМИНКА.

По предложенным мною разделам - вспомним загадки.
Отгадай загадки
О ЧЕЛОВЕКЕ.

1. У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя.
(Руки, пальцы).

2. Не сеют, не сажают – сами вырастают.
(Волосы)

3. Два соболя лежат хвостами друг к другу.
(Брови)

4. Всегда во рту, а не проглотишь.
(язык)

5. Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.
(глаза)

6. Идут четыре брата навстречу старшему. – Здравствуй, большак!-
Говорят- Здорово, Васька-указка, Мишка-серёдка, Гришка-сиротка,
да, Крошка-Тимошка.
(пальцы)
ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСТЕЛЬ.
Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица.
(кровать, подушка)

Два бочонка- днём полны, а ночью пусты.
(сапоги)

Какая одежда без рукавов.
(одеяло)

Пять мальчиков- пять чуланчиков. Разошлись мальчики в тёмные
чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик.
(пальцы в перчатке

МЕБЕЛЬ И ПОСУДА.
Четыре ноги, а ходить не может.
(стол)

С ногами, без рук. С сиденьем- без живота. Со спиной, без головы.
(стул)

Скручен, связан, на кол посажен, на полу скачет.
(веник)

В брюхе-баня. В носу- решето, на голове- пупок, всего одна рука
и та – на спине.
(чайник)

Маленький конь, а всё озеро выпил.
(ложка)

Новая посуда, а вся в дырках.
(решето)

2-й КОНКУРС – ПЕРЕВЁРТЫШИ.

Каждой команде даётся лист заданием. Задания совершенно одинаковые.

Переставляя буквы, разгадать слова, что же помогает человеку
быть здоровым.
(Слова – РЕЖИМ, ЗАКАЛИВАНИЕ, ЗАРЯДКА, ПИТАНИЕ, СПОРТ)

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
Отгадайте русские народные загадки о средствах гигиены.

Идёт бабушка из бани в зелёном сарафане. (банный веник)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И колени оттираю-
Ничего не забываю. (мочалка)

3. Зубов много, а ничего не ест. (расчёска)

4. Плещет тёплая волна
В берега из чугуна
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате. (ванна)

Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щётка)

Нежно пенясь, не ленясь
С нас смывает пыль и грязь. (мыло)

7. И языка нет, а правду скажет. (зеркало)

8. Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой-
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (душ)

СЛОВО ЖЮРИ.

3-й КОНКУРС. Внимание! Вопросы дня!!!

Семейные отношения.
Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько их было?
(три)

У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:
у меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.
Сколько же у него детей было? (пять)
3. Три мальчика: Коля, Петя и Ваня отправились в магазин. По дороге
они нашли три рубля. Сколько бы денег нашёл один Ваня, если бы
он отравился в магазин. (три рубля)

4. Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый из них нёс
по мешку. В каждом мешке- по коту. Сколько существ направлялось
в Москву. (одна баба)

Быт людей.
1. Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться
8 таких сарделек. (шесть минут)

2. Пять лампочек тускло горели в люстре. Хлопнули двери- и две
перегорели. Сделать нужно вам малость- сказать, сколько ламп
осталось. (пять)

3. Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить
гусь, если встанет на одну ногу. (4кг.)

4. На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан
вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
(три)

4-й КОНКУРС - «ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ»
Задание: В каждом блоке заданий называем лишнее слово.

ВОПРОСЫ:
1. Какой овощ лишний?
В состав винегрета входят: лук, морковь, свёкла, картофель, свежая капуста.

2. Для приготовления молочной каши необходимо: молоко, крупа, соль,
сахар, сметана.

3. Пешеход должен ходить по тротуару:
- придерживаясь левой стороны,
- придерживаясь правой стороны,
- придерживаясь середины.

4. Выезд на проезжую часть дороги разрешается на велосипеде с:
- 12 лет
- 18 лет
- 10 лет

5. Почтовый индекс состоит из:
- 5 цифр
- 6 цифр
-7 цифр

6. Назовите номера экстренных служб:
- 01
- 02
- 03
- 04

7. В состав домашней аптечки входит:
А) перевязывающие средства: вата, бинт, горчичники.
Б) дезинфицирующие средства: йод, нашатырный спирт, перекись
водорода.
В) лекарственные травы: зверобой, чистотел, липа, кофе.
Г) вспомогательные средства: термометр для измерения температуры,
жгут, пипетка, цветные карандаши.

8. Жена сына зовётся:
- сноха
- дочь
- мать.

9. Ядовитый гриб с красной шапкой, это:
- подосиновик
- мухомор
- сыроежка.

10. От названия какого фрукта произошло название цвета оранжевый:

Апельсин +
- оранжук
- хурма

11. Какое лекарственное растение имеет оранжевый сок?
- подорожник
- чистотел
- душица.

СЛОВО ЖЮРИ.

5 – й конкурс
Практическая часть нашего конкурса «Приготовление бутербродов»

Ваша задача: приготовить из имеющихся продуктов бутерброды. Оценивается оригинальность и ваши кулинарные способности

Командам предлагается набор продуктов, инструменты и посуда.

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
«КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА»

В рифму дай, дружок, ответ
Словом «ДА» иль словом «НЕТ».
Но, смотри, не торопись,
На крючок не попадись!

Ё ударная всегда? - ДА

При нуле кипит вода? - НЕТ

С рукавами есть жилет? - НЕТ

Зубы в дырках от конфет? - ДА

Есть у женщин борода? - НЕТ

«Двойка» - это не беда? - НЕТ

В небе мчатся поезда? - НЕТ

Будет вечером рассвет? - НЕТ

После пятницы среда? - НЕТ

Первоклашкам десять лет? - НЕТ

Польза всем от сигарет? - НЕТ

С мягкой спинкой табурет? - НЕТ

В школе есть урок труда? - ДА

Пишет повар вам портрет? – НЕТ

Борщ- полезная еда? - ДА

На стене всегда паркет? - НЕТ

После завтрака- обед? - ДА

Головной убор берет? - ДА

Есть колёса у ракет? - НЕТ

Над трамваем провода? - ДА

Краше розы лебеда? - НЕТ

Носят на талии дамы браслет? - НЕТ

С улыбкой к зубному идёшь в кабинет? - НЕТ

Скажешь, прощаясь, другу «привет!»? - НЕТ

Нужен вечером нам свет? - ДА

Весь чернявенький брюнет? - ДА

Из яиц всегда омлет? - ДА

Вы весёлые всегда? - ДА

Кинешь камнем кошке вслед? - НЕТ

Льдом холодным чай согрет? - НЕТ

Нужно мясо для котлет? - ДА

Ест бензин велосипед? - НЕТ
Свёклу класть нам в винегрет? - ДА

Спать ложатся на буфет? - НЕТ

СЛОВО ЖЮРИ.

6– й Конкурс «БЫСТРЫЙ ХОЗЯИН».
Представители от команды должны быстро и качественно очистить одну морковку и одну свеклу. Очистить и нарезать их тонкими кружочками. Победитель в этом конкурсе приносит своей команде 5 баллов.
Жюри оценивает конкурсы.

КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ.
«КОНКУРС ПАНТОМИМ»

Задание: без предметов показать работу
- работу маляра
- работу милиционера
-водителя автобуса
-почтальона

ПОКАЖИ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА
- болит живот
- светит солнышко
- когда на улице идёт дождь, а у тебя не зонтика
- когда вы провожаете младшую сестру в школу

Конкурс для болельщиков.

Назовите, какие это продукты? (Например: молоко - напиток, гречка - крупа.)
Карась.(рыба), вишня(ягода), рис(крупа), дыня(овощ), квас(напиток), арбуз(ягода), минтай(рыба), опенок.(гриб), бобы(овощ), утка(птица), чай(напиток), перец(пряность, овощ), лимон.(фрукт), горбуша(рыба), киви(фрукт).

Слово жюри.

7-й КОНКУРС – «ЗАВЯЖИ ДЕВЧОНКЕ БАНТИКИ»
Условие: из команд приглашаются участники- мальчики.
Из группы поддержки команд девочки.
Девочки-модели, мальчики-стилисты.

Задание: по моей команде завязываем банты девочкам. Кто быстрее
и оригинальнее! Поддержите наших стилистов!
СЛОВО ЖЮРИ.

КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ – «КТО БЫСТРЕЕ И ЛУЧШЕ?»

Задание: все ученики нашей школы умеют чистить картофель?
Молодцы! Надо очистить кожуру так, чтобы она не порвалась
и из неё получилась длинная полоска.

По- моему сигналу- раз, два, три! Чистить картошку начни! При этом
не забывая, что кожура не должна прерываться. Чем длиннее кожура,
тот и выиграл.

8 – й конкурс «КАЛАМБУР»
Среди буквенной неразберихи квадрата, найти 7 названий продуктов питания.
А
Б
М
О
Л
О

М
Ы
М
О
А
К

А
Р
Я
С
Т
О

К
А
Р
О
С
Х

Р
Т
О
Н
У
Л

А
Е
Ф
Ы
П
Е

К
Л
Ь
К
А
Б

(макароны, мясо, картофель, капуста, рыба, хлеб, молоко)

Жюри оценивает конкурс и присуждает очки, по пятибалльной системе.

9-й конкурс КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитаны команд отвечают по очереди на вопросы. За правильный вопрос один балл.

Назовите овощи, у которых люди употребляют в пищу клубни. (картофель, репа, редис, свекла, морковь)
Назовите растения у которых люди употребляют в пищу цветы.
(цветная капуста, одуванчик).
Назовите растения у которых люди употребляют в пищу листья.
(капуста, салат, щавель.)
Назовите растения у которых люди употребляют в пищу семена. (горох, фасоль, подсолнух)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСОВ.
СЛОВО ЖЮРИ.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

Внеклассное мероприятие

по предмету СБО

на тему:

«Знатоки СБО»

Учитель СБО

1 квалификационной категории

Суворова Т.А.

2016 г.

Цель : Закреплять знания учащихся о пользе питания, овощей и фруктов, гигиенических нормах, культуре поведения, о вреде курения.

Задачи : Развивать умения учащихся применять знания на практике. Развивать творческие способности и кругозор детей. Активизировать познавательную деятельность детей: содействовать развитию воображения, сообразительности, изобретательности, любознательности, наблюдательности. Воспитывать у детей чувство юмора, стремление к победе, активности среди ровесников.

Оборудование: Художественное оформление кабинета СБО. Наглядно-демонстрационный материал, атрибуты для конкурсов, игр, стихи и загадки, пословицы, ребусы. Музыкальное сопровождение. ИКТ.

Ход занятия:

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: И добрый час!

Приветствуем, вас на нашем празднике СБО!

Ведущий 1: Есть в нашей школе кабинет чудесный.

Короткое названье у него.

Вот только жаль, всего лишь раз в неделю

Читаем в расписании СБО.

Ведущий 2: Всем известен этот урок, но не все правильно могут расшифровать название и дать определение.

Слайд 1

С - "социально" – это наша роль в жизни общества.

Б - "бытовая" - уклад в повседневной жизни.

О - "ориентировка" - различные способы изучения нашей жизни.

Ведущий 1: У нас сегодня игра-викторина и для ее проведения нам необходимо выбрать жюри из 3 человек.Итак, мы начинаем. Но для начала мы должны познакомиться с нашими игроками.

Для участия нам необходимо набрать две команды по пять человек. (Учащиеся, которые правильно ответят на вопросы отборочного тура, становятся участниками команд).

Отборочный тур.

    Из какой посуды не едят? (Из пустой.)

    Росли четыре берёзы,

На каждой берёзе - по четыре больших ветки,

На каждой большой ветке -

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке -

По четыре яблока.

Сколько всего яблок? (Ни одного: на берёзах яблоки не растут.)

    Что случилось тридцать первого февраля? (Ничего: тридцать первого февраля не бывает.)

    Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков - по мешку, а в каждом мешке - по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка: старики шли в другую сторону.)

    Что легче: килограмм гвоздей или килограмм ваты? (Одинаково весят).

    Может ли петух назвать себя птицей? (Нет: петух не умеет говорить.)

    Что будет с вороной, которой седьмой год минет? (Пойдёт восьмой год.)

    От чего гусь плавает? (От берега.)

    По чему в лес ходят? (По земле.)

    Несла бабка на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? (Ни одного: ведь дно-то упало.)

Ведущий. А теперь, уважаемые участники, вам необходимо дать названия для своих команд и выбрать капитанов. Пока вы совещаетесь – мы не дадим скучать и болельщикам.

Шуточные вопросы болельщикам (за каждый правильный ответ болельщики получают смайлики, в конце игры самый активный болельщик получает приз и грамоту) :

    Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные не натощак.)

    На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)

    Сколько минут надо варить крутое яйцо - две -три - пять? (Нисколько, оно уже сварено. Варят вкрутую.)

    Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят.)

    Где вода стоит столбом? (В стакане.)

    Что делается с красным шелковым платком, если его опустить на 5 минут на дно моря? (Будет мокрым.)

Ведущий 1: Молодцы, ребята! А теперь приветствуем наши команды!

Итак, уважаемые игроки, вам предстоит пройти немало испытаний, показать свои способности, смекалку и знания, которые вы приобрели на уроках СБО.

Ведущий 2: На уроках СБО вы учитесь правильному поведению, учитесь вести здоровый образ жизни, готовить различные блюда, оказывать первую помощь больному.

Одна из тем "Культура поведения".

Тема «Культура поведения»

Слайд 2

Ведущий 1: 1 Конкурс Разминка «Наши превращения (на слуховое восприятие)» каждой команде поочередно задается вопрос, ваша задача быстро и правильно ответить на него. В случае, если команда не знает правильный ответ вопрос передается в зал.

Задание:

Ответьте, в кого вы превратитесь, если…. придёте на приём к врачу? (В пациента) .

Начнёте работу за компьютером ? (пользователя).

Включите телевизор, чтобы посмотреть фильм ? (в телезрителя).

Включите радио? (в радиослушателя).

А если включите радио или магнитофон на всю громкость после 23-00? (в нарушителя общественного порядка).

Пойдёте по тротуару? (в пешехода).

Будете пользоваться телефоном? (в абонента).

Поедете на автобусе, троллейбусе или трамвае? (пассажира).

Сядете за руль собственного автомобиля ? (в водителя ).

Вдруг получите травму в результате транспортного происшествия (в пострадавшего).

Придёте с друзьями на футбольный матч? (в зрителя ).

(в читателя).

Придёте в музей на экскурсию? (в посетителя или экскурсанта).

Будете смотреть спектакль в театре ? (в зрителя).

Будете делать покупки в магазине? (в покупателя).

Будете искать материал для доклада в библиотеке? (в читателя).

Ведущий 2: Сейчас у нас будет игра для зрителей, но прежде чем мы проведем игру, послушайте стихотворение Андрея Усачева

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!". (А. Усачёв)

Игра со зрителями. Сейчас узнаем, какие вежливые слова вы знаете.

Отвечайте хором.

1. Растает ледяная глыба от слова тёплого (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит (Добрый день).

3. Когда бранят за шалости, мы говорим прости (пожалуйста).

4. И во Франции, и в Дании на прощание говорят (До свидания).

5. Если очень вкусно было, скажем маме мы (Спасибо).

6. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Ведущий 1: Молодцы! Всегда нужно соблюдать правила этикета. Это общие правила для всех людей.

При Петре 1 была издана книга для молодых людей "Юности честное зерцало". В книге рекомендовалось: "В платок громко не сморкаться, перстом носа не чистить". "Не жри, как свинья. Не дуй в суп, чтоб везде брызгало".

Мы живём в 21 веке. Некоторые правила нам кажутся смешными, но без правил поведения в человеческом обществе жить нельзя.

Ведущий 2: Давайте с вами повторим основные правила Этикета в общении

Слайд 3

Правила Этикета в общении

    При встрече нужно здороваться со знакомыми людьми, а при расставании прощаться, говоря «до свидания»;

    Помнить, а при необходимости использовать в речи «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;

    Обращаться к взрослым по имени-отчеству, на «вы». Здороваясь, говорить «здравствуйте», а уходя – «до свидания»;

    Со сверстниками можно общаться на «ты», говорить «привет», «пока»;

    Нельзя давать прозвища другим детям, обзывать, обижать, унижать их;

    Не следует жаловаться, ябедничать взрослым по каждому пустяку.

Тема: «Личная гигиена»

Слайд 4

Ведущий 1: Переходим к следующей теме: «Личная гигиена» , мы и проверим, как вы усвоили некоторые правила.

2 Конкурс – перевёртыши.

Каждой команде даётся лист заданием. Задания совершенно одинаковые.

Переставляя буквы, разгадать слова, что же помогает человеку

быть здоровым. (жерми – режим, каавзлеиа – закаливание, яазракд – зарядка)

3 Конкурс "Загадка"

Ведущий 2: Этот конкурс на сообразительность. Вы должны отгадать загадку использовав, как можно меньше подсказок. Все это предметы личной гигиены. Педагог даёт по одному определению.

1. Она бывает с ручкой и без неё.

Без неё нельзя начинать день.

Она бывает деревянной, пластмассовой, железной.

У неё бывает 20, 40, 100 зубов.

Использовать для волос. (Расчёска)

2. Она состоит из 2 частей.

У неё один хозяин.

У меня она красная, а у Оли зелёная.

Я ею пользуюсь 2 раза в день.

Нужна тому, кто зубы бережет. (Зубная щётка)

3. Бывает большое, а это маленькое.

В каждом доме их много.

Одно для кухни, другое для лица.

После ванны я вытираюсь им. (Полотенце)

4. Бывает бумажный, бывает из ткани.

У воспитанного человека он всегда с собой.

Это предмет личной гигиены.

Лежит в кармане. (Платок)

Ведущий 1: Игра с болельщиками «Вредно - полезно».

Чистить зубы - (полезно)

Каждый день есть конфеты – (Вредно)

Смотреть телевизор близко – (Вредно) А сколько метров от телевизора?

Делать по утрам зарядку? - (Полезно)

Чистить уши спичкой (Вредно) А чем можно? Конечно ватной палочкой.

Чистить уши 1 раз в неделю (Полезно).

Тема: «Семья»

Слайд 5

Ведущий 2: Следующая тема «Семья». Слово семья, как хлеб, вода не требует расшифровки. Семья рядом с каждым из нас, в каждом из нас, со своим неповторимым духом, видом и стилем.

4 Конкурс Викторина о семье

Ведущий 1:

1. Почему на Руси вплоть до XVIII в. кузнец считался покровителем брака и семьи? (Он ковал кольца)

2. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносит сор из избы)

3. Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться)

4. Первый ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок? Последний? (Третьяк, поскрёбыш)

5. Какой свадебный подарок преподнёс немецкий композитор Феликс Мендельсон своей возлюбленной, выходившей замуж за другого? (Марш Мендельсона)

6. Как называется головной убор невесты? (Фата)

7. Как иначе называется семейная пара? (Чета)

8. До какого события, согласно поговорке, должна зажить любая травма человека? (До свадьбы)

5 Конкурс «Помоги братишке собрать портфель».

Ведущий 2: Задание: перед вами предметы быта, школьные принадлежности,

предметы личной гигиены. Посмотрите на них внимательно.

Выберите то, что нужно первокласснику в школу.

С закрытыми глазами собирайте портфель.

Собираем портфели. Кто быстрее и правильнее?

Что же нужно ученику в школу?

6 Конкурс – «Завяжи сестренке бантики»

Ведущий 1: Условие: из команд приглашаются участники - мальчики.

Из группы поддержки команд девочки.

Девочки-модели, мальчики-стилисты.

Задание: по моей команде завязываем банты девочкам. Кто быстрее

и оригинальнее! Поддержите наших стилистов!

Тема: «Транспорт»

Слайд 6

Ведущий 2: Переходим к следующей теме: «Транспорт»

6 Конкурс «Найди правильный ответ» каждой команде даются каточки, они должный найти правильный ответ.

Пешеход должен ходить по тротуару:

Придерживаясь левой стороны,

Придерживаясь правой стороны,

Придерживаясь середины.

Выезд на проезжую часть дороги разрешается на велосипеде с:

12 лет

18 лет

10 лет

Слайд 7

Ведущий 1: Сейчас у нас 7 Конкурс капитанов. Приглашаем капитанов, вам по очереди будут задаваться загадки, а вы должны быстро и правильно отвечать в случае если вы неправильно отвечаете право ответа передается противнику.

    Дзынь, дзынь, дзынь!

Я бью тревогу.

Уступите мне дорогу.

Ни куда мне не свернуть,

У меня по рельсам путь. Трамвай

2. Там где строят новый дом

Ходит воин со щитом

Где пройдет он станет гладко,

Будет ровная площадка. Бульдозер

    Сначала дерево свалили,
    Потом нутро ему долбили.
    Потом лопатками снабдили,
    И по реке гулять пустили. Лодка

    Четыре колеса

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

И это что? Машина

    Что за чудо - длинный дом!
    Пассажиров много в нем,
    Носит обувь из резины,
    И питается бензином. Автобус

    Что ж, дружочек отгадай,

только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится

Из вагонов вереница. Поезд

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полет,
    Человек им управляет,
    Что такое? Самолет.

    Я в любое время года,
    И в любую непогоду,
    Очень быстро в час любой,
    Провезу вас под землей. Метро

Ведущий 2: Игра для зрителей. Задача на умение считать. Задание для зрителей

Ехал троллейбус. В нем было 6 человек. На остановке вышло 2 человека; зашло 4; на следующей вышло 3; зашло 8; на следующей вышло 5; зашло 2; на следующей вышло 2; зашло 12; на следующей вышло 5; зашло 4; на следующей вышло 2; зашло 8; на следующей

вышло 3; зашло 4 . Сколько было остановок? (7)

Тема: «Медицинская помощь»

Слайд 8

Ведущий 1: Следующая тема СБО. Бывают ситуации в жизни, когда только мы можем оказаться рядом и помочь.

В на уроках СБО вы изучаете тему "Медицинская помощь" откуда узнаёте о болезнях, несчастных случаях, как оказать первую помощь пострадавшему, вредно ли курение и алкоголь для нашего здоровья.

8 Конкурс «Верю - не верю»

Каждой команде даются карточки-тесты, их задача быстро и правильно найти ответ.

Задание: Найдите лишнее слово

В состав домашней аптечки входит:

Перевязывающие средства: вата, бинт, горчичники.

Дезинфицирующие средства: йод, нашатырный спирт, перекись водорода.

Лекарственные травы: зверобой, чистотел, липа, кофе.

Вспомогательные средства: термометр для измерения температуры, жгут, пипетка, цветные карандаши.

9 Конкурс "Забинтуй палец "

Ведущий 2: Для следующего конкурса нам нужно по 2 человека с каждой команды. Окажите первую помощь пострадавшему он порезал палец, вам нужно забинтовать место пореза.

Тема «Питание»

Слайд 9

Ведущий 1: Переходим к последней и вашей любимой теме «Питание».

10 Конкурс «Макаронина»

Слайд 10

Показ отрывка из мультфильма «Золушка».

Задание: перебрать макаронные изделия на скорость.

Сопровождение музыки.

11 Конкурс

Ведущий 1: Вам даются карточки ваше задание, разделить все продуты на две группы: 1 группа это продукты, из которых можно приготовить борщ; а вторая группа продукты, из которых можно приготовить бутерброды .

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги нашего состязания, предлагаем залу Вопросы на эрудицию.

1. Продукт, от которого не становится сладко во рту, сколько ни повторяй. (халва)

2. Что, по народным представлениям, означало начало всего живого (яйцо).

3. В средние века рыцари это овощ носили на груди как талисман (лук).

4. С какой стороны тарелки кладут вилку при сервировке стола (с левой).

5.Продукт, простудивший старика Хоттабыча (Мороженое).

6. Исходное сырье, используемое при изготовлении кареты Золушки (тыква).

7. Что приходит во время еды? (аппетит).

8. Почему детям часто и в больших количествах нельзя есть чипсы?

(содержится много консервантов, ароматизаторов, красителей, которые вредят здоровью).

9. Из какой страны впервые привезли чай в Россию (из Китая).

10. Где происходит первичная обработка пищи? (в ротовой полости).

Итог . Жюри подводит итоги

Цели:

  • Закреплять знания учащихся о пользе овощей и фруктов, гигиенических нормах, культуре поведения;
  • Развивать умения учащихся, применять знания на практике;
  • Развивать творческие способности и кругозор детей.

Оборудование: натуральные овощи и фрукты, бинты и ножницы, предметы личной гигиены, плакаты с пословицами, рисунки учеников, музыкальные заставки из телепрограммы "Что? Где? Когда?"

Ход занятия

Музыкальная заставка.

Добрый день!

И добрый час!

Мы приветствуем всех вас. На нашем празднике СБО!

"Здравствуйте!" - ты скажешь человеку!
"Здравствуйте!"- услышишь ты в ответ
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Всем известен этот урок. Расшифруйте его название.

С - "социально". Наша роль в жизни общества.

Б - "бытовая". Уклад в повседневной жизни.

О - "ориентировка". Различные способы изучения нашей жизни.

Мы учимся правильному поведению, учимся вести здоровый образ жизни, готовить различные блюда, оказывать первую помощь больному.

Одна из тем "Культура поведения".

Сейчас узнаем, какие вежливые слова вы знаете

Отвечайте хором.

1. Разминка.

Растает ледяная глыба от слова тёплого:(Спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит: (Добрый день)

Когда бранят за шалости, мы говорим прости:(Пожалуйста)

И во Франции, и в Дании на прощание говорят: (До свидания)

Если очень вкусно было, скажем маме мы: (Спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь: (Здравствуйте)

Молодцы!

А ещё ребята знают весёлые частушки о том, как не надо вести себя.

Поют учащиеся.

Начинаю я по плану:
Завтра я послушным стану,
Послезавтра так и быть,
Перестану я грубить.

У неряхи - растеряхи
Всё не этак и не так:
И рубашка нараспашку
И без пуговиц пиджак!

Я девчонка боевая
Завела себе дружка
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.

Витя очень умный парень,
Всё он может мастерить,
Только "здравствуй" и "спасибо"
Не умеет говорить.

В поезд входят три юнната:
Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята.
А то бабушки займут.

Коля ссорится с друзьями
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Мы частушки петь кончаем
Что же нам ещё сказать?
Разрешите на прощанье вам здоровья пожелать.

Ведущий. Я надеюсь, что вы не будете такими, как ребята в этих частушках. Соблюдайте правила этикета.

Это общие правила для всех людей.

При Петре 1 была издана книга для молодых людей "Юности честное зерцало". В книге рекомендовалось: "В платок громко не сморкаться, перстом носа не чистить". "Не жри, как свинья. Не дуй в суп, чтоб везде брызгало".

Мы живём в 21 веке. Некоторые правила нам кажутся смешными, но без правил поведения в человеческом обществе жить нельзя.

Ведущий. Внешний вид человека должен соответствовать месту, в котором он находится.

2. Конкурс "Помогите двум друзьям привести себя в порядок".

Из зала вызываются помощники

В зал входят 2 мальчика в вывернутой наизнанку одежде, с фанатскими шарфами на шее, испачканные.

Необходимо привести мальчиков в порядок на скорость.

3. Конкурс для болельщиков по теме "Питание".

Определить, что можно приготовить из продуктов, изображенных на рисунке.

Рисунок 2

Рисунок 3

Салат, борщ, каша.

Плакат. Пословица "Не красна изба углами, а красна пирогами".

Ведущий. Чтобы блюдо было вкусным, надо добавлять в него различные приправы.

Определите, что находится в мисочках. (Перец, сахар, мука, соль, корица, ванильный сахар). Конкурсанты определяют приправы на вкус и запах.

4. Игра "Волшебный мешочек".

"Овощи - фрукты".

Определите, что находится в волшебном мешочке.

(Банан, апельсин, мандарин, яблоко, картошка, лук, чеснок, морковь, свёкла)

Это полезные продукты? Почему?

5. Конкурс для болельщиков. "Вредно - полезно".

Чистить зубы (Полезно)

Каждый день есть: конфеты (Вредно)

Смотреть телевизор: близко (Вредно)

Делать по утрам зарядку (Полезно)

Чистить уши..спичкой (Вредно)

Чистить уши 1 раз в неделю (Полезно)

Музыкальная заставка.

Ведущий. Бывают ситуации в жизни, когда только мы можем оказаться рядом и помочь.

В старших классах на уроках СБО мы изучаем тему "Медицинская помощь".

Окажите первую помощь пострадавшим.

Из зала вызываются желающие участвовать в конкурсе.

6. Конкурс "Кто быстрее и качественнее забинтует палец?"

Плакат. Поговорка "Здоровье не купишь".

Ведущий. Берегите своё здоровье! Тема уроков СБО "Личная гигиена"

Музыкальная заставка.

7. Конкурс "Чёрный ящик"

Этот конкурс на сообразительность. Кто быстрее угадает, что спрятано.

Педагог даёт по одному определению. Ученики пытаются отгадать, что лежит в чёрном ящике.

Она бывает разного цвета.

Она бывает с ручкой и без неё.

Она есть у каждой девочки и даже у некоторых мальчиков.

Без неё нельзя начинать день.

Она бывает деревянной, пластмассовой, железной.

У неё бывает 20, 40, 100 зубов.

Использовать для волос. (Расчёска)

У меня она красная, а у Оли зелёная.

Она состоит из 2 частей.

У неё один хозяин.

Я ею пользуюсь 2 раза в день.

Нужна тому, кто зубы бережет. (Зубная щётка)

Бывает большое, а это маленькое.

В каждом доме их много.

Одно для кухни, другое для лица.

После ванны я вытираюсь им. (Полотенце)

Может быть белым, а может - цветным.

Бывает бумажный, бывает из ткани.

У воспитанного человека он всегда с собой.

Это предмет личной гигиены.

Лежит в кармане. (Платок)

Все это предметы личной гигиены.

"Гигиена человека" - одна из тем нашего урока.

Ведущий. Вам понравились конкурсы?

Желаем вам хорошего настроения, больше пятерок по СБО и другим предметам.

Подведение итогов "Недели СБО"

Лучшие рисунки.

Лучшие сочинения "Моя семья. Мой дом".

Ведущий. Сегодня мы смеялись, веселились. Но наш урок требует серьёзного отношения, хороших знаний, умения применять эти знания в повседневной жизни. Мы учимся не для школы, а для жизни!

Песня "Дорога добра". Слова Ю. Энтин, музыка М.Минков. Исполняет школьный хор.