Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе « Роспись доски по мотивам городецкой росписи. Занятие по декоративному рисованию в подготовительной группе Конспект занятия по декоративному рисованию


Рисование способствует раскрытию творческих способностей ребёнка, помогает почувствовать красоту, активизирует развитие мелкой моторики, логического и абстрактного мышления, воображения и фантазии, сенсорного восприятия предметного мира. Важно стимулировать природную любознательность и познавательную активность старших дошкольников увлекательными заданиями творческого характера. Тема поможет расширить знания о народно-прикладном искусстве, приобрести умение прорисовки узоров для украшения предметов, используя различные декоративные элементы (полоски, геометрические формы, точки), усовершенствует навыки выбора наиболее гармоничного цветового сочетания.

Задачи, приёмы и особенности декоративного рисования в подготовительной группе

Декоративное рисование - создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Задачи

  • развивать чувство цвета, учить находить интересное и гармоничное сочетание красок;
  • закреплять умение рисовать по образцу, обучать рисованию узоров на основе свободного замысла;
  • совершенствовать технические навыки владения карандашом и кистью:
    • рисовать кончиком и всей поверхностью кисти точки, завитки, волнистые, прямые, закруглённые линии;
    • свободно менять направление движения кисти;
    • уметь регулировать набор краски и смешивать разные цвета для получения нужного оттенка
  • развивать умение составлять декоративный узор с помощью прямых и пересекающихся линий, а также ритмического сочетания точек, мазков, геометрических фигур, растительных узоров, других элементов декоративной росписи;
  • развивать свободное плавное движение руки и зрительный контроль;
  • продолжить знакомство с народным орнаментом, развивать навыки оформления плоских и объёмных форм в стиле традиционной росписи.

Приёмы

  • Линия - прямая, ломаная, волнообразная, закрученная в спираль, может быть разной длины, толщины и ритма и помогает создать основу для узора и прорисовать декоративные элементы.
  • Штриховка цветными карандашами - простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента. Кроме того, рисование штрихом помогает развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки руки к письму.
  • Растушёвка - помогает добиться разной степени насыщенности цвета в зависимости от степени нажима карандаша. Детям следует пояснить, что прорисовка сетки узора и декоративных элементов требует более сильного нажима, чем закрашивание фона.
  • Точка кончиком кисти, ритмический мазок, примакивание всей поверхностью кистью.

Особенности

Детские работы по декоративному рисованию (фотогалерея)

Сюжетная композиция в стиле дымковской традиции Оформление изделия растительным орнаментом (ветка рябины) Золотая хохлома Роспись декоративными элементами (ягоды, завитки, полоски, точки) Роспись растительным орнаментом (ягоды клубнички, травка, листочки) Огненные краски хохломы (ягоды, завитушки, травка) Рисование завитков и травки на высоком изделии Декоративная роспись растительным орнаментом

Конспект занятия по декоративному рисованию

В подготовительной группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение одного занятия по рисованию в неделю. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20–25 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 5 минут для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия:

  1. Организационная часть (3–5 минут). Практическую часть занятия можно предварить не только чтением сказки, стихотворений или загадок, но и просмотром познавательных картинок, презентаций, фрагмента развивающего фильма или мультфильма. Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к заданию, знакомство с элементами росписи для украшения предметов. Необходимо подключить сюрпризные моменты, элементы театральной или дидактической игры, стимулирующие творческую активность, создающие психологически комфортную обстановку.
  2. Практическая часть - воспитатель поясняет суть задания (3–5 минут). Старшим дошкольникам предоставляется больше свободы в процессе рисования, показ образца, подготовленного воспитателем, всё реже используется для срисовывания, чаще для демонстрации новых технических приёмов или его уточнения последовательности выполнения работы. Приёмы, которые уже освоены, не требуют дополнительного показа.
  3. Самостоятельная работа детей (15–20 минут). Воспитатель подсказывает и помогает в случае возникновения затруднений или непонимания у детей во время рисования.
  4. Заключительная часть - анализ и оценка детьми своих работ и рисунков своих товарищей. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и словесно выражать эстетическое восприятие творческих работ (3–5 минут).

Конспект занятия на тему «Синяя гжель» (автор Е. Улимова)

Цель работы : приобщение старших дошкольников к основам декоративно-прикладного искусства
Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы, палехские шкатулки, филимоновские свистульки, хохломская посуда, матрёшки (семёновские и др.), выставка гжельской посуды и куклы в «гжельских» костюмах (В начале занятия она прикрыта синим и белым шифоном), Разрезные картинки к дидактической игре «Собери картину и угадай роспись», Рисунок гжельской посуды, закрашенный белой краской так, чтобы проступали синие узоры, контурные заготовки гжельской посуды, синяя гуашь, кисти №1 и 2.
1. Организационная часть.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую! (Дети повторяют движения за воспитателем)
Воспитатель. Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали. Что же расписывали народные художники? (Дети перечисляют предметы, лежащие на столе)
Все эти красивые и полезные вещи сделали народные мастера своими руками. Они подарили нам и всем людям настоящий праздник. Считают, что все эти вещи не только необходимы в быту, но и украшают нашу жизнь.
Подойдите, пожалуйста, сюда. Здесь лежат детали мозаики.Соберите из кусочков целую картинку и посмотрите, что у вас получится.
Дидактическая игра «Собери картинку и угадай роспись»
Беседа в ходе игры. Что у тебя на картинке? А какая это роспись? Какие элементы городецкой росписи можно увидеть на этом рисунке? Какую посуду расписывали в Городце? Чем отличаются Филимоновские игрушки от всех других? Какие узоры рисовали на филимоновских свистульках? А в каком селе делали такие красивые игрушки? Какие элементы составляют дымковские узоры?
А у меня для вас приготовлена очень красивая картина. Посмотрите, какие на ней волшебные синие гжельские узоры. Ой, что это такое, ничего не пойму?
Кто же это сделал? Все синие узоры закрасил, будто заморозил……
Воспитатель. Ну и дела. Синюю Гжель зима снегом замела. (подходим к столам). И нашу посуду, которую мы вчера расписывали, снежинки засыпали и узоров никаких не видно. Даже нечем пап и мам удивить. Придётся нам заново потрудиться, вернуть узоры на посуду. Может, тогда и Гжель к нам вернётся.
2. Практическая часть.
Я думаю, что сделать вам это будет несложно,ведь вы - настоящие умельцы, мастера своего дела. Сначала давайте вспомним, как называют роспись,элементы которой мы использовали вчера, расписывая посуду? (Гжельская роспись)
Какая краска нам потребуется?
Какими приёмами работы кистью вы пользовались при росписи? (Рисование всей кистью, кончиком кисти, примакивание, мазок)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель. А теперь садитесь поудобнее и приступайте к работе. Не спешите, помните пословицы, которые придумал русский народ о тех, кто спешит. (Поспешишь - людей насмешишь. Наскоро делать - переделывать.)
4. Итоговая часть.
Готовые работы несите на выставку. Анализ работ.

Образцы и описания порядка выполнения работ

Городецкая роспись - русский народный промысел, появившийся в середине XIX века в районе города Городца, отличается лаконичностью форм (цветочные узоры, фигурки коней, птиц, сюжетные сцены), выполняется свободным мазком.

Презентация на тему «Городецкая роспись» (фотогалерея)

Стихотворение, посвящённое искусству городецкой росписи Описание особенностей городецкого промысла Этапы выполнения работы В цветовой гамме преобладают ярко-розовые и ярко-жёлтые цвета декоративные элементы (ромашка, листики, купавка, роза, орнамент в полосе) Расположение деревни Гжель Цветочная роспись Мотивы «конь» и «птица» Сюжетная роспись Этапы прорисовки птицы

Видео: Как рисовать цветок Купавку - замалёвок, теневка и 3 вида разживка

«В мастерской Городца» - рисование основных элементов росписи (ромашка, бутон, роза)

Инструкция:


«Городецкая роспись» - декорирование разделочной доски

Материалы: вырезанные из бумаги заготовки разделочной доски, акварельные и гуашевые краски, средняя и тонкая кисти.

Инструкция:

  1. Простым карандашом нанести эскиз узора на бумажную доску.
  2. Средней кистью закрасить фон заготовки акварельными красками.
  3. Тонкой кистью прорисовать подмалёвок для ромашки.
  4. Аналогичным образом, используя другой цвет, закрасить подмалёвок для бутона.
  5. Гуашью прорисовать тенёвку купавки и ромашки.
  6. «Оживить» прорисовку цветов белой гуашью.
  7. Нарисовать листочки, прорисовать мелкие декоративные элементы (завитки, веточки, ягодки).
  8. Готовые работы.

«Сказочная птица» - городецкая роспись

Материалы: деревянная разделочная доска или тонированная заготовка из бумаги, гуашь, кисти разных размеров.

Инструкция:

  1. В верхней и нижней части заготовки нарисовать цветы.
  2. Лёгкими движениями нанести тонкие изогнутые контурные линии спины, грудки и хвоста. Кисть держать вертикально по отношению к поверхности.
  3. Закрасить туловище и хвост, кончиком тонкой кисти прорисовать клювик и ноги.
  4. Тонкими дугообразными линиями изобразить лапки, тремя точками прорисовать коготки.
  5. В форме листочка нарисовать крыло, остроконечными зубчиками оформить хохолок.
  6. Мазками изобразить оперение.
  7. Узорами из точек, полосок, мазков украсить туловище и крыло.
  8. Края изделия оформить окантовкой.
  9. Детские работы.

«Конь вороной» - традиционная народная городецкая роспись

Этапы прорисовки:


Видео: обучающий фильм «Золотая хохлима»

«Золотая хохлома» - роспись бумажной заготовки в виде чашки травяным узором с фото

Травяной орнамент наносится без создания предварительного карандашного рисунка. Особенности нанесения декоративных элементов:

  • «осочка» - кончиком кисти сверху вниз;
  • «травинки» - прорисовываются плавно с утолщением;
  • «капельки» - приёмом примакивания;
  • «усики» - закрученная в спираль линия;
  • «кустик» - комбинация из симметрично расположенных «осочек».

Дети расписывают заготовки, вырезанные из бумаги.

Выставка детских работ.

«Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» - рисование восковыми мелками и акварелью

Инструкция:

  1. Нарисовать восковым мелком жёлтого цвета внизу тарелочки три листика.
  2. Красным восковым мелком дорисовать ягоды клубники.
  3. Нарисовать листочки-капельки.
  4. Между листочками изобразить завитки.
  5. Добавить мелкие цветочки и завитки в верхней части тарелки.
  6. Тонировать всю тарелку чёрной акварелью.

«Чаша» - поделка из солёного теста

Инструкция:

  1. Тесто аккуратно нанести от центра внутренней части формочки к краям и равномерно распределить по поверхности.
  2. Дождаться высыхания и снять с формочки.
  3. Толстой кистью закрасить жёлтым цветом фон, оставляя полосу по краю неокрашенной.
  4. Кистью среднего размера окрасить кайму по краю чаши в красный цвет.
  5. Тонкой кистью прорисовать завиток, который попеременно закручивается вверх и вниз.
  6. На кончиках завитков дорисовать ягодки клубничек.
  7. Прописать зелёные листики.
  8. Тонкой кистью оформить травный узор - ритмические мазки с небольшим утолщением.
  9. Жёлтым цветом сделать «оживку» в виде прожилок на листиках и точек на ягодках.

«Жостовский букет» - роспись подносов

Материалы: заготовка бумажного подноса из чёрной бумаги, гуашь, кисти.

Этапы работы:

  1. Замолёвок - в центре заготовки нанести силуэты цветов.
  2. Тенёжка - придать цветам объём, прорисовав тени.
  3. Бликовка - белой гуашью прорисовать тонкие линии на цветах и листьях.
  4. Чертёжка - тонкой кистью прорисовать прожилки на листьях и края изображения.
  5. Готовые работы.

Видео: Гжельская роспись

Основные элементы: сеточка, капелька, мазок с тенью, декоративные бордюры.

«Снеговики в технике гжель»

Рисунок строится на смешении белого и синего цветов, это позволяет получить большой диапазон оттенков от насыщенного синего до ослепительно белого. Допускаются контрастные цветовые переходы и плавные, которые получаются благодаря растушёвке.

Дети работают с опорой на образец.

Необходимо нарисовать силуэт снеговика, декорировать его лепестками с тенью, дорисовать посох со спиралевидным концом и завитушками.

«Кувшин в технике гжель» - рисунок в комбинированной технике (акварель и фломастер)

Инструкция:

  1. Обвести простым карандашом картонную заготовку, дорисовать линии основной части кувшина.
  2. Дно и крышку оформить сеточкой, на ручке и носике прорисовать растительный и геометрические узоры.
  3. Нарисовать нижний контур туловища - волнистую линию (клюв, шея, животик).
  4. Добавить идущую от клюва вверх ещё одну линию (голова и шея).
  5. Прорисовать хохолок, клювик и лапки.
  6. Добавить два овала (крылья) и хвостик.
  7. Декорировать крылья сеточкой, прорисовать перья.
  8. Дорисовать цветок над птицей.
  9. Детские работы.

«Гжельский теремок» - рисунок фломастером с последующей размывкой

Инструкция:

  1. Нарисовать линию земли, затем главный прямоугольник, над ним низкий прямоугольник.
  2. Внутри главного прямоугольника дорисовать домик.
  3. Надстроить треугольные и в форме маковок крыши терема.
  4. Нарисовать узор балюстрады, прорисовать горизонтальные линии брёвен, декорировать крышу. Добавить линию пригорка и избушку на ней.
  5. Нарисовать крышу с трубой, деревья и облака.
  6. Размыть рисунок с помощью мокрой кисти.

Детские работы (фотогалерея)

Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами Рисунок, выполненный фломастерами

«Полхов-майданская» роспись матрёшки

Инструкция:

  1. Приготовить заготовки бумажных матрёшек с прорисованными овальными контурами передника и лица.
  2. Простым карандашом нарисовать цветок.
  3. Дорисовать ягодки.
  4. Мазками закрасить контурное изображение цветка гуашью.
  5. Зелёным цветом нарисовать листочки.
  6. Прорисовать лицо (носик, ротик, глазки и щёчки), закрасить платок, накидку и нижнюю часть фигурки.
  7. Работа детей над росписью матрёшки.

Татьяна Полякова

Название ООД: «Городецкие узоры»

Цель:

Создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, приобщать детей к духовно – нравственной культуре своего народа.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на доске из картона.

2. Закрепить умение рисовать, соблюдая характерные цветосочетания городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

Развивающие:

1. Развивать чувство композиции, умение красиво разложить узор в заданной форме.

2. Развивать творческие способности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Воспитывающие:

1. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам.

2. Воспитывать патриотические чувства, связующие разные поколения: любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, уважение к народным мастерам.

Материал и оборудование:

1. Образцы предметов с разной композицией узоров;

2. Книга – альбом «Городецкая роспись»;

3. Заготовки досок, гуашевые краски, кисти № 2, № 6, палитра, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

4. Записи MP3 русской народной музыки.

Предварительная работа:

1. Знакомство с историей возникновения Городецкого промысла; особенностями изготовления изделий из дерева, их назначением, украшением, цветосочетаниями.

2. Рассматривание иллюстраций изделий декоративно – прикладного искусства.

3. Экскурсия на кухню, знакомство с трудом поваров, просьба поваров украсить им доски.

4. Словарная работа: розан, купавка, бутон, оживка, гирлянда.

(в группе размещены иллюстрации, изображающие предметы городецких мастеров)

Дети стоят на ковре полукругом и приветствуют гостей:

1 ребёнок: Здравствуйте, гости, большой всем салют!

2 ребёнок: Сколько же глаз мы увидели тут!

3 ребёнок: Вас приглашаем наш сад посетить,

Все вместе: И чаще к нам в гости сюда приходить!

Воспитатель: Мир вам гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас!

Ребята, мы с вами часто бываем на экскурсиях внутри детского сада и на одной из таких экскурсий к нам обратились сотрудники с просьбой. Напомните, ребята, кто же это был и о чём нас просили. (дети вспоминают, что они были на кухне и повара узнали, что дети хорошо умеют рисовать и попросили украсить им доски)

Воспитатель:

Ну что же, ребята, давайте выполним просьбу наших поваров и порадуем их!

Воспитатель обращает внимание детей на заготовки досок.

А какими же узорами мы будем расписывать доски? (Узорами городецкой росписи)

Ребёнок читает стихотворение (обращая внимание детей на иллюстрации):

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Воспитатель: Ах, Россия, ты Россия

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась!

Воспитатель:

А теперь, давайте подготовим наши руки к работе.

Пальчиковая игра

Чтоб красиво рисовать

Надо с пальцами играть

Вот – большой, вот этот – средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок.

У-у-у указательный забыли

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

Ушки зайки не забудем,

Пальчиком водить мы будем.

Чтоб красиво рисовать,

Надо с пальцами играть.

Воспитатель: А теперь, ребята, я приглашаю вас пройти в мастерскую.

Самостоятельная работа детей за столами (звучит русская народная музыка).


В процессе работы над первым этапом «Подмалёвка», воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры. Поощряет детей:

Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты!

Разминка:

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтоб красиво рисовать,

Надо ручкам отдыхать!

Держим кисточку вот так,

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо, влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть

Закружилась как волчок

За тычком идет тычок.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять

Взяли кисточки опять.

Постучали, повертели

И работать захотели!


Воспитатель: Отдохнули мы чудесно и пора нам сесть на место.

(Во время разминки детей помощник воспитателя меняет детям воду на столах).


Дети продолжают расписывать городецкой росписью доски:

Второй этап: «Тенёвка».

Третий этап: «Оживка».

Воспитатель, наблюдая за творчеством детей, поощряет их:

Если взглянешь на дощечки,

То увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

И розаны, и купавки

Хороши как никогда!

Готовые работы выставляются на магнитную доску, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы: высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа. (Воспитатель интересуется, как дети получили голубой и розовые цвета).

Воспитатель: Была доска некрашеной,

Простою, неприглядной,

А стала разукрашенной

И празднично нарядной!

1 Ребёнок: Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё из Городца.

2 Ребёнок: А вот доски резные

Края расписные

Купавки, розаны

Все без изъяна

Цветы – загляденье

Всем на удивленье!

Воспитатель:

– Добрый конец – делу венец. Молодцы ребята, все славно потрудились - помогли украсить доски для поваров. Они вам будут очень благодарны.


Публикации по теме:

Просмотрев публикацию Ирины Сафаровой «Дидактическая игра «Укрась посуду». Городецкая роспись», решила показать и свою игру, сделанную по.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Цирк» Тема:«Знакомство с тёплыми тонами, во время циркового представления». Программные задачи: Дать понятие о тёплых тонах. Учить составлять.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Поднос». Роспись подноса "жостовским" узором. Задачи. Изобразительные - формирование умения накладывать цвет на цвет, выбирать яркие праздничные.

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми старшей группы Тема: «Городецкие узоры» Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми старшей группы Тема: «Городецкие узоры» Выполнила воспитатель.

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова. 2. Учить различать оттенки настроения.

Наталья Ходова
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Городецкие узоры»

Программное содержание: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды. Изображать гирлянду в указанной последовательности от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Упражнять детей в смешивании красок для получения розового и голубого цветов. Развивать чувство цвета, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

Материал: Для воспитателя: образец с узором, лист бумаги с тремя нарисованными кругами розового и голубого цвета для частичного показа приемов изображения. Для детей: бумажные тонированные желтым цветом заготовки разделочных досок, гуашь, кисти, вода, салфетки.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем под русскую народную музыку входят в кабинет. Перед ними на столе разложены предметы декоративно – прикладного искусства (дымковские, филимоновские, хохломские и городецкие изделия).

Воспитатель: Ребята, а куда это мы попали! Да ведь это же Ярмарка!

Ребята, посмотрите, какие работы народных мастеров вы узнали?

Дети: Мы узнали дымковскую барышню, петуха, индюка; хохломские, филимоновские и городецкие изделия (называя различные изделия, дети указывают на них).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы уже хорошо изучили русские народные промыслы! А, скажите, почему их называют народными промыслами? (Ответы детей). Да, потому, что их создают простые люди, живущие не только в городе, но и в селе, и в деревне. Их называют народными умельцами. Издавна наша страна славится великими мастерами, которые изготавливают и расписывают произведения декоративно-прикладного искусства: это и знаменитые матрешки, и расписная посуда, и глиняные игрушки, свистульки и т. д. Когда народные мастера создают свои изделия, в них они вкладывают частичку своей души и от этого игрушки получаются радостными, яркими, веселым. Люди, которые их покупают или получают в подарок, чувствуют тепло рук и доброту души мастера-умельца, который изготовил и расписал это изделие. Ребята, а хотите тоже стать мастерами декоративно-прикладного искусства?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Давайте в подарок для ваших мам распишем деревянные доски городецким узором.

Дети: Давайте.

Воспитатель : Тогда нам вам нужно пройти в мастерскую (за столы, и для начала вспомнить, из каких элементов состоит городецкая роспись и какие нужно применить цвета. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, как называются основные элементы этой росписи:

1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).

2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).

3. Словно чудо тут и там распускается … (розан).

4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).

Воспитатель: Вот, ребята. А теперь расскажите, какие цвета вы будете использовать?

Дети: Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, черный, белый.

Воспитатель: А как получить голубой и розовый оттенки?

Дети: Нужно на палитре смешать основной (красный или синий) цвет с белилами, получим оттенок (розовый или голубой).

Воспитатель: Ну что же, ребята, вижу я, что вы готовы уже превратиться в городецких мастеров. Только не забудьте, мастера-художники сначала рисуют крупные элементы кистью пошире, а затем мелкие тонкой кистью. При наложении одного цвета на другой ждут, чтобы краска высохла. А чтобы вам легче было расписывать доски, я приготовила технологические карточки- подсказки, которые вам подскажут последовательность выполнения работы.

Воспитатель: «Умелые руки не знают скуки». Мастера уже приступают к работе. Чтобы работы получились яркими, красивыми, выполняйте аккуратно, не торопитесь и помните: «Поспешишь – людей насмешишь».

Дети приступают к работе (расписывают бумажные, тонированные желтой краской заготовки разделочных досок). Педагог следит за ходом работы, в случае необходимости оказывает индивидуальную помощь детям, подсказывает, отвечает на вопросы.

Воспитатель : Ребята – мастера, пора заканчивать работу! Посмотрите, какая красота у вас получилась. Несомненно, ваши мамы будут очень рады получить такие подарки, ведь они хранят тепло ваших рук и частичку вашей души! Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!

План-конспект НОД по декоративному рисованию на тему «Знакомство с элементами хохломской росписи «Рябинка»

Программное содержание:

Продолжать формировать у детей умение рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок;

Развивать чувство цвета, ритма, умение передавать ритм Хохломы;

Обогащать словарь детей словами: завиток, листья (простые, рябинка, фон, кайма.

Предшествующая работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: беседы о хохломской росписи, рассматривание предметов, украшенных этой росписью, иллюстраций; целевые прогулки для сравнения рябины настоящей с ее изображением на произведениях хохломских мастеров; рисование на занятиях элементов хохломской росписи: завиток, травка, орнамент, дождевик.

Материал: акварельные краски, кисти, тычки, плоскостные бумажные фигуры ложек.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий клубничку, малинку, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листика, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды- и вот этот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В группе организованна выставка хохломских изделий.

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный) .

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный) .

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки) .

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику) .

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

(«надуть» живот, одна рука на поясе) .

Очень важный, из носика пар.

А вокруг расписные чашки,

(кружиться, рисуя руками круг)

Нет посуды хохломской ярче.

Рядом с ними золотые ложки,

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

На них «травка» - это древняя роспись.

Вот с малинками поднос,

(взяться за руки, образовать большой круг)

Он нам все это принес.

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .

Молодцы! Присаживайтесь

Представьте себе, что вы сегодня мастера-художники по росписи ложек. Свои работы вы подарите родителям, потому нужно постараться выполнить свою работу красиво, аккуратно.

У каждого из вас есть плоскостная форма ложки. Посмотрите на образцы ложек с хохломской росписью и скажите: как нужно располагать узор на ложке? (Внутри и снаружи ложки рисуем одинаковые узоры, на конце и по краям проводим одним цветом кайму) .

Мы все будем расписывать ложку хохломским элементом «рябинка». Какой формы, цвета ягоды рябинки?

Правильно, они круглые, бывают оранжевого, красного цвета. А чем мы будеи рисовать ягоды, чтобы они получились ровные, круглые, аккуратные? («Тычками»)

На каком уже знакомом элементе надо рисовать рябинку? (Завиток)

Какие уже знакомые элементы можно использовать (листья)

А теперь за дело.

Анализ: выбрать 2-3 мастеров, которые выберут наиболее понравившиеся им работв и проанализируют их.

Вопросы для анализа:

Насколько аккуратно и красиво выполнена работа?

Какие элементы росписи использованы?

Какими красками нанесен узор?

Какое цветосочетание?

А когда работы высохнут, мы их подарим родителям.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по декоративному рисованию.

Тема: «Веселая Дымка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познание», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая.

1. Цель: учить детей расписывать шаблоны дымковских игрушек.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, пополнять знания об истории и технике их создания;

Развивающая: развивать моторику рук; предложить детям украшать заранее приготовленные фигуры из соленого теста по мотивам дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора;

Воспитательная: воспитывать усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, интерес к изучению народного ремесла

2. Оборудование и материалы: образец дымковской игрушки, бумажные силуэты, плакаты с изображением элементов дымковской росписи, краски гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой, фигуры дымковских игрушек, медиаресурсы (презентация, русская народная музыка).

3. Методы и приемы :

1) Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

2) Показ и объяснение воспитателя.

3) Наблюдение за работой детей.

4) Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, игрушек с дымковской росписью, изготовление фигур барынь из соленого теста, разучивание стихотворений о дымковской игрушке, изготовление костюма дымковской барыни, приготовление презентации.

Содержание организованной образовательной деятельности.

I Вводная часть.

1.Организационный момент.

Коммуникативная игра приветствие.

«Здравствуй, друг, здравствуй, друг,

Становись скорее в круг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

2.Введение игрового момента.

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на наш маленький музей дымковской игрушки, а вы хотели бы сделать его разнообразнее, красивее, ярче? Я хочу предложить вам путешествие в город мастеров, а в какой именно, вы догадайтесь сами, послушав стихотворение:
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымкове слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду.

II Основная часть.

1. Введение в тему.

О каких игрушках идет речь в этих стихах?

Дети:

О дымковской игрушке.

Воспитатель:

Правильно! Эти замечательные строки народ сложил о дымковских игрушках. А что мы с вами знаем о них? (Дети отвечают, рассказывают об известных фигурах и узорах) . Какие фигуры есть среди дымковских игрушек? (Ответы детей) Предлагаю вам посмотреть на изображения дымковских игрушек (Воспитатель предлагает обратить внимание на проецируемые на стене картинки с изображением игрушек, звучит музыка). Приглашаю вас в город мастеров дымковской игрушки. Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называют дымковскими? А хотели бы узнать? (отвечают)

Предлагаю совершить путешествие в родные места дымковских игрушек. Для этого закроем глазки и скажем волшебные слова:
Встать, на месте покружиться,
На берегу Вятки очутиться!

Открываем глазки. А называют Дымковскую игрушку ее так по месту происхождения. С берега реки Вятки, где сейчас расположен город Киров, видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом там часто стояли туманы. Слобода была будто покрыта дымкой. Так и назвали ее - Дымково. Отсюда и игрушки, которые там мастерили, назвали дымковскими.
Процесс изготовления игрушки долгий и кропотливый. Он состоит из нескольких этапов:

Готовили специальную белую глину, лепили из нее силуэт,

Сушили изделие,

Обжигали в печи,

Только потом расписывали красками.

Ребята, какие существуют элементы узоров дымковской росписи?

Дети перечисляют:

Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. (При необходимости воспитатель дополняет).

А как вы думаете, какое сейчас в Кирове время года? (зима). А значит, холодно? А чтобы нам не замерзнуть, предлагаю вам немножко подвигаться!

Воспитатель:

Воспитатель: - Молодцы! Ребята! Смотрите, это же настоящая мастерская!

2.Физминутка: «Вот помощники мои».

Предлагаю перед работой сделать физминутку.
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовем,
Всем игрушки продаем!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по шире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!

3.Показ и объяснение выполнения работы.

Воспитатель: - Сейчас давайте в воздухе нарисуем элементы узоров дымковский росписи: круг, прямую и волнистую линию, квадрат, ромб и точку. (Дети выполняют задание стоя в кругу.) Молодцы. Вы хотели бы побыть мастерами по изготовлению игрушек города Кирова? Тогда я вам предлагаю выбрать ту фигуру, которая вам больше нравиться и приступить к работе.

Дети выбирают понравившуюся фигуру дымковской игрушки. Звучит русская народная музыка. В процессе работы воспитатель оказывает детям необходимую помощи. Расписные барыни ставятся рядом с фабричным образцом, получается выставка «Дымковская игрушка».

4.Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно выполняют рисунки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

III Заключительная часть.

1.Анализ детских работ

Воспитатель :

Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная яркая выставка. Что, хороша Дымка?!

Дети: - Да!
Вот вам барыни, а вот и кавалеры!
У барынь алые щечки и губки,
Нарядные платья и теплые шубки!
Хоть весь мир вы обойдете,
Лучше барынь не найдете!
Наши руки крендельком,
Щечки, будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы не только выучили стихотворения о Дымковских игрушках, но и научились их расписывать. А сейчас мастерская закрывается, и наша экскурсия подходит к концу. Давайте весело попрощаемся с нашими гостями:


Ой вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные:
Веселы и ярки –
Прекрасные подарки!
Приходите снова к нам,
Будем рады мы гостям!
До свидания!