Маленький принц описание планеты фонарщика. Встречи маленького принца и его открытия. Подготовка к уроку


В субботу в Москве состоялся допремьерный показ мюзикла «Маленький принц». Этой доброй сказке уже более 70 лет, она переведена на множество языков и издана многомиллионными тиражами. Каждый видит в ней что-то свое, в мюзикле тоже оригинальное прочтение. Но рассказать о мюзикле я попросил своего сына. Так что весь текст ниже принадлежит десятилетнему автору.

Началось всё с появления авиатора. Авиатор - это рассказчик.

2. Мюзикл начинается с того, что авиатор упал в пустыню.

3. Думая, что в пустыне никого нет, авиатор заметил Маленького Принца. Авиатор удивился и спросил:
- Как ты сюда попал?
Маленький Принц рассказал авиатору свою историю. Он жил на очень далекой планете, там он вырастил Розу, но Роза оказалась очень привередливой и обидчивой. Маленький Принц решил улететь. Так он оказался в пустыне.

4. Маленький Принц попросил авиатора нарисовать ему барашка. Авиатор рассказал, что в детстве он мечтал стать художником.

5. Рассказ в мюзикле сопровождался рисунками из песка.

6. Было очень красиво.

7. Маленький Принц продолжил рассказывать о своих приключениях. На Земле ему встретился Лис.

8. Маленький Принц рассказал Лису о Розе и о том, почему он решил улететь со своей планеты.

9. По ходу мюзикла показывали красочные световые и лазерные шоу.

10. На одной из планет Маленькому Принцу повстречался Царь. Царь сказал Маленькому Принцу, что он знает всё на свете.
Маленький Принц спросил:
- Когда будет заход солнца?
Тут царь достал телефон и задал запрос:
- ОК, Гугл! Когда будет заход солнца?

11. Дальше Царь решил поиграть с Маленьким Принцем в игру, если Маленький Принц выиграет, то Царь назначит его министром финансов.

12. В мюзикле участвовали дрессированные животные. Был номер, в котором животные как будто играли на музыкальных инструментах.

13. На одной из планет Маленькому Принцу повстречался Фонарщик. Его планета была настолько маленькой, что на ней помещался только сам Фонарщик и его фонарь.

14. Номер с Фонарщиком был очень красивый.

15. Пока Фонарщик поднимался на фонарь, чтобы поменять лампочку, он выделывал всякие акробатические трюки. Мне очень понравилась музыка в этом номере.

16. В середине мюзикла был антракт. Перед тем, как люди вышли из зала, запустили огромный фонтан из конфетти.

17. После антракта представление продолжилось.

18. Было номеров с дрессированными животными. Одна собака все время отвлекалась на экран, на котором женщина рисовала песком другую собаку.

19. Были даже дрессированные обезьяны.

20. Появлению осла все очень удивились.

21. Привели даже медведя. Он мне понравился больше всех.

22. Потом вышел циркач и начал крутиться в обруче. Это был просто акробатический номер между выступлениями.

23. Маленький Принц увидел на Земле много роз, но все равно мечтал о той Розе, которая была у него на планете.

24. В мюзикле было очень много песен, танцев и разных номеров.

25. Больше всех в мюзикле мне понравился Лис. Он был веселым, выделывал множество акробатических трюков.

26. Понравилось, как пел авиатор. Песня авиатора была красивая.

27. Лис сказал Маленькому Принцу самую главную фразу:
- Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.

28. В финале мюзикла Маленький Принц всё же подружился с Розой и всё закончилось хорошо.

29. В конце представили всех артистов. Мюзикл мне очень понравился.

30. Пользуясь случаем расскажу, что у ЖЖ у меня пока нет, зато есть инстаграм. Подписывайтесь.

«Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик» (глава XIV).

Марс!

В «ряду Птолемея» 5 планете соответствует Марс , который в рассматриваемом гороскопе расположен в Водолее.

Ищем гороскопические соответствия по тексту.

«Ураническая» планета

Уже первые предложения текста более чем прозрачно намекают на ураническую (соуправитель Водолея) составляющую 5 планеты Маленького принца: она «была очень занятная» (оригинальная, отличная от других) и «оказалась меньше всех» (аналогично).

Но, конечно, именно «фонарь и фонарщик» - главные сигнификаторы Марса (при зажигании фонаря огнём), либо Водолея (Урана, при зажигании фонаря электричеством).

Чудачество!

Водолейское «чудачество» 5 планеты Маленького принца и её обитателя выдаёт и «Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей , нужны фонарь и фонарщик » (глава XIV).

«Потом красным (опять Марс) клетчатым платком утер пот со лба и сказал:

- Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

- А потом уговор переменился?

- Уговор не менялся , - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний » (глава XIV).

Исполнение договора как духовный подвиг

Иными словами, фонарщик независимо от обстоятельств (ускорение скорости вращения 5 планеты Маленького принца вокруг своей оси) до сих пор соблюдает данное когда-то кому-то слово, свой зарок.

Даже невзирая на то, что эту его работу, этот его действительно духовный подвиг вряд ли кто-то вообще оценит.

И Экзюпери пределен в своих оценках: «Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову » (глава XIV).

Альтруизм

А также: «Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец.

А между тем из них всех он один , по-моему, не смешон . Может быть, потому, что он думает не только о себе » (глава XIV).

А ведь именно альтруизм - один из краеугольных камней, позволяющих безошибочно идентифицировать Водолея.

Таблица достоинств / слабостей Марса выглядит следующим образом:


Забегая вперёд, поясним, что Марс, в отличие от Венеры, наоборот, самая слабая планета гороскопа. Располагаясь в Водолее - знаке немножественной природы, он опять же являет только одного обитателя 5 планеты Маленького принца.

Самый трагичный эпизод

Применимо к рассматриваемому гороскопу именно образ фонарщика, пожалуй, самый трагический эпизод повествования.

Казалось бы, самым мощным по эмоциональному накалу является эпизод прощания Маленького принца с лётчиком и его возвращение домой через укус змеи.

Но именно ремарка Экзюпери - «но я знаю: он возвратился на свою планетку, ведь, когда рассвело, я не нашел на песке его тела » (глава XXVII) - частично «снимает» «горечь утраты»: всё же по факту Маленький принц выжил и вернулся на свою планету, а укус змеи был не более средства его трансформации / телепортации.

Финал предсказуем…

С фонарщиком - сложнее…

Вообще, Марс в VIII доме, тем более, ночной Марс в дневной карте в VIII доме - яркое свидетельство трагического конца натива, свидетельство неестественности его смерти, возможно - насильственности её наступления.

Сигнификатором фонарщика именно Марс в Водолее и является. Что воспринимается читателем на сознательном уровне?

Верно, за счёт увеличения скорости вращения 5 планеты Маленького принца рано или поздно фонарщик просто физически не сможет исполнить «уговор» - он элементарно перестанет успевать зажигать и гасить фонарь, не говоря уже о привычном приветствии «добрый день - добрый вечер».

От этого на сознательном уровне становится грустно…

Чего не знают дети…

Но именно у взрослого читателя (ребёнок этого просто не осознаёт) возникает стойкое подсознательное ощущение надвигающейся беды:

увеличение скорости вращения 5 планеты Маленького принца - причина не столько нарушения уговора фонарщиком, сколько причина его, фонарщика, физической гибели, когда центробежная скорость вращения 5 планеты Маленького принца превысит силу её притяжения и просто вытолкнет фонарщика из своей орбиты…

Такова предельная сигнификация Марса в VIII доме рассматриваемого гороскопа.

Можно ли «нарисовать» мысли? Можно попробовать!

И в этом нам поможет интеллект-карта! С её помощью удаётся не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно, отобразить мыслительную деятельность графическими средствами. Тогда деятельность становится наблюдаемой, а значит, и управляемой.

В основу урока "Загадка астероида 329" (по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") положены принципы проблемного обучения.

Это урок практической направленности, его основная задача - научить детей работать с интеллект-картой, развить внимание к слову, формировать навыки активного слушания, чтения.

В результате дети научились строить интеллект-карту и использовать её в качестве "помощника" для наблюдения за поступками героев, сумели дать самооценку своей деятельности. Были достигнуты не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

С этим уроком я участвовала в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" и получила диплом победителя.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Актуализация ранее полученных знаний. Словарная работа (философия, символ, афоризм), выразительное чтение.

2. Конструирование проблемной ситуации. Ученики самостоятельно сформулировали проблему урока.

3. Планирование действий. Выработка последовательности действий, выдвижение и проверка версий.

4. Планирование решений. Выбор источников получения новых сведений для решения проблемы: работа с наглядным материалом, текстом, таблицей, схемой.

5. Открытие нового. Составление интеллект-карты. Выведение понятия, закономерной связи между явлениями, поиск ответа на вопрос: «Чем необычен образ Фонарщика?»

6. Применение нового знания. Задания имеют проблемный характер, нацеливают учеников на поисковую и исследовательскую деятельность, пред-полагают индивидуальную, групповую, парную работу.

Каждая группа получила своё задание, результатом выполнения которого должно было стать создание основы для построения будущей интеллект-карты.

Первая группа искала в тексте главы № 14 ключевые слова, имеющие отношение к характеристике Фонарщика. Вторая группа сосредоточила внимание на отзывах Маленького принца о герое главы. Третья группа должна была определить авторское отношение к герою и найти в тексте афоризмы. Весь собранный материал заносился в рабочие листы обучающихся.

Форма: урок «открытых» мыслей (построение интеллект-карты)

Цели урока:

Выявление особенности образа Фонарщика,
ознакомление с составлением интеллект-карты,
закрепление умения строить логическую цепочку,
составление образной схемы,
развитие умений извлекать информацию и обрабатывать её,
развитие навыков самоконтроля, адекватной самооценки,
формирование ценностных ориентиров, активной личностной позиции.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Выставка рисунков Сент-Экзюпери, Ники Гольц, заготовки для интеллект-карты, символы планет-астероидов, доска и маркеры; текст главы 14, рабочие листы с заданием, цветные карандаши; аудиозаписи:

а) фрагмент 14 главы «Фонарщик» в исполнении К. Хабенского и М. Ефремова,

б) песни о Маленьком принце в исполнении А. Фрейндлих и А. Дольского.

Урок литературы в 6 классе

Загадка астероида № 329

Пятая планета была очень занятная…
Антуан де Сент-Экзюпери

Сценарный план урока

I. Мотивация к уроку. Оргмомент.

(Звучит песня в исполнении А. Фрейндлих. Продолжительность 03:29, размер 7,99 МБ.)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ребята! Я надеюсь, что вы успели привести в порядок свою планету, «выпололи все баобабы». Сегодня мы продолжим разговор о книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

II. Формулирование темы и цели урока.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова из сказки «Маленький принц». Вам знакомы они? О чём они?

Обучающиеся:

О планете, на которой живёт Фонарщик.

Почему Маленький принц называет её занятной? Подберите к этому определению синонимы.

Обучающиеся:

Странная, непонятная, интересная, загадочная.

Помогите сформулировать тему урока.

Обучающиеся:

Загадки пятой планеты.

Чтобы не было повтора в теме и эпиграфе урока, назовите иначе пятую планету.

Обучающиеся:

Астероид № 329.

III. Актуализация знаний.

Загадок в книге Экзюпери очень много. Трудно ли читать «Маленького принца»?

Обучающиеся:

Обучающиеся:

Наверное, потому, что это не просто сказка. Это сказка для взрослых. В ней много мудрых советов. Такие сказки называют философскими.

Учитель организует словарную работу. Обучающиеся записывают словарные слова.

Словарная работа: философия - наука об общих законах развития человека и мира.

Обучающиеся:

Слово "философия" часто используют как синоним слову "мудрость".

Как называются мудрые изречения?

Словарная работа: афоризм - крылатое выражение, которое основано на метафоре.

Один мудрец так сказал об этом: "Афоризм как пчела: в нём и золотистый мёд, и ядовитое жало" (Кармен Силова).

Назовите те афоризмы, которые вы выписывали дома.

Обучающиеся перечисляют выписанные афоризмы ("Зорко одно лишь сердце", "Все дороги ведут к людям", "Среди людей тоже может быть одиноко", "Ты в ответе за тех, кого приручил", "Слова только мешают понимать друг друга" и др.).

III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений.

С мудрым Лисом, с Розами Маленький принц встретился уже на планете Земля. А с кем он познакомился до путешествия на Землю? Какова роль этого путешествия в книге?

Обучающиеся сообщают информацию о героях (Он познакомился с жителями шести астероидов, которые были очень разными, но у них было что-то общее).

Есть ли в книге портреты этих героев? Что оставляет автор вместо портретов?

Обучающиеся называют детали (У каждого можно найти только отличительную деталь-символ).

Словарная работа: символ - вид иносказания, знак, примета.

Подберите подходящий символ к каждому из шести героев, с которыми познакомился Маленький принц. Объясните его значение.

Обучающиеся объясняют свой выбор, прикрепляют каждый символ-картинку к шести планеткам на доске.

Обучающиеся:

Они этого не заслуживают, их жизнь бессмысленна.

Ко всем ли этим героям вы относитесь одинаково? А Маленький принц? Почему?

Обучающиеся:

Фонарщик не похож на других жителей астероидов, и Маленький принц ему сочувствует, хочет с ним подружиться.

Неужели среди нелепых персонажей случайно, по ошибке, попал симпатичный герой? Как понять загадку Экзюпери? Книга прочитана, а вопросы остаются.

V. Исследование (решение проблемы). Работа с .

Образ Фонарщика - загадка для читателя. Попробуем её разгадать. У вас на партах лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока. И начнём мы прямо сейчас.

Обучающиеся знакомятся с рабочими листами, готовятся к активному слушанию.

Запишите слова, сочетания, афоризмы, имеющие отношение к героям повести-сказки. Послушайте фрагмент из радиоспектакля "Маленький принц" в исполнении актёров К. Хабенского и М. Ефремова (Продолжительность 05:18, размер 4,30 МБ).

Обучающиеся делают выписки: 1 группа наблюдает за Фонарщиком, 2 группа - за Маленьким принцем.

Физкультминутка. Маленький принц очень беспокоился о тех, кто "ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звёзды, никого никогда не любил". Такой человек похож на гриб. А мы похожи?

НЕТ-НЕТ-НЕТ!

VI. Реализация проекта.

Прочитайте собранный материал. Давайте выберем самое главное и перенесём это на доску. Обратитесь к своим интеллект-картам. Используйте цветные карандаши.

Обучающиеся вместе с учителем одновременно составляют интеллект-карту. Предлагают и обсуждают идеи.

VII. Социализация, афиширование результатов.

Итак, почти все линии, идущие от Фонарщика, тянутся к "минусу". Способен ли герой видеть красоту?

Обучающиеся анализируют смысловые связи, делают выводы (Нет. Для него работа - тяжёлое ремесло, он не замечает закатов и рассветов, живёт однообразно и скучно, в его жизни нет места даже для дружбы. Он не способен видеть красоту).

Случаен ли Фонарщик среди других жителей астероидов?

Обучающиеся:

Он такой же, так как делает бесполезную работу, тратит свою жизнь на суету и нелепость.

Бессмысленность жизни всех этих персонажей очевидна.

(Учитель поочерёдно снимает символы-картинки с планеток на доске.)

Зачем власть, если нет подданных?

Зачем слава, когда нет поклонников?

Зачем жизнь, если стремиться к забвению?

Зачем богатство, когда его некуда девать?

Зачем работа, если она бессмысленна?

Зачем наука, когда она не основана на фактах?

И снова вопросы и загадки. Можно ли на эти вопросы дать ответы, разгадать загадки?

VIII. Включение нового в систему знаний и повторение.

Давайте обратимся к главе 22. Найдите подсказку автора.

(Звучит афоризм "Одни только дети знают, что ищут".)

Ребята, подскажите, что же нужно человеку, чего хотят люди?

Обучающиеся предлагают разные варианты, аргументируют свой выбор (СЧАСТЬЯ!)

Давайте выведем "формулу счастья".

Обучающиеся предлагают слова, и запись на доске расширяется (Любовь + дружба + забота + красота + ответственность + искренность...).

Антуан де Сент-Экзюпери так определил сущность человека: "Человек - всего лишь узел отношений, и только отношения важны для человека". Жил писатель недолго, написал немного. Но он успел сказать людям самое главное: "Прежде чем получить, надо отдать". В полночном небе расцветают звёзды, и среди них есть та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех...

(Звучит песня в исполнении А. Дольского. Продолжительность 02:49, размер 3,87 МБ.)

IX. Рефлексия.

Урок подошёл к концу. Подведите его итоги. Оцените свою работу. Для этого воспользуйтесь символами звезды (было интересно), фонарика (было непонятно) и платка (было трудно).

Обучающиеся оценивают свою работу, выбирая картинку-символ.

2. Письменный ответ на вопрос: "Хотел бы я, чтобы Маленький принц был моим другом?"

Приложение

Глава 14

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: "Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво".

И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.

Добрый день, - сказал он. - Почему ты сейчас погасил фонарь?

Такой уговор, - ответил фонарщик. - Добрый день.

А что это за уговор?

Гасить фонарь. Добрый вечер.

И он снова засветил фонарь.

Зачем же ты опять его зажёг?

Такой уговор, - повторил фонарщик.

Не понимаю, - признался маленький принц.

И понимать нечего, - сказал фонарщик, - уговор есть уговор. Добрый день.

И погасил фонарь.

Потом красным клетчатым платком утёр пот со лба и сказал:

Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

А потом уговор переменился?

Уговор не менялся, - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остался прежний.

И как же теперь? - спросил маленький принц.

Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Ничего тут нет забавного, - возразил фонарщик. - Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

Целый месяц?!

Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!

И он опять засветил фонарь.

Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат. И ему захотелось помочь другу.

Послушай, - сказал он фонарщику, - я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь...

Мне всё время хочется отдыхать, - сказал фонарщик.

Ведь можно быть верным слову и всё-таки ленивым.

Твоя планетка такая крохотная, - продолжал маленький принц, - ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть, ты просто всё иди, иди... И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Ну, от этого мне мало толку, - сказал фонарщик. - Больше всего на свете я люблю спать.

Тогда плохо твоё дело, - посочувствовал маленький принц.

Плохо моё дело, - подтвердил фонарщик. - Добрый день.

И погасил фонарь.

"Вот человек, - сказал себе маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе".

Маленький принц вздохнул.

"Вот бы с кем подружиться, - подумал он ещё. - Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих..."

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке ещё по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!

Перевод Норы Галь.

Для начала он решил посетить шесть ближайших астероидов. Читатель видит обитателей астероидов глазами Маленькою принца. Взгляд его простодушный, наивный и непредвзятый. Чтобы понять новых людей, он действует чисто по-детски — задает им вопросы, правда, ответы на них мало что ему проясняют во взрослых. И всё же, путешествие по планетам обернулось для него открытиями.

Путешествие по планетам

Открытие первое случилось на планете, где жил король . Самое примечательное в нём — это горностаевая мантия. Она была так велика, что «покрывала всю планету». Мантия — символ той мании величия, что владела королём, для которого нет ничего важнее власти. Потому и люди для него — только «подданные».

Открытие второе подарила ему встреча с честолюбцем . Этого одолевала жажда славы и всё было ей подчинено. Честолюбец, как и король, сосредоточен на собственной персоне. Для него важно только одно - чтобы им все восхищались.

Открытие третье Маленький принц сделал на планете пьяницы . Чтобы понять смысл его жизни, он задает ему вопросы: «Что ты делаешь?..» — «Пью», - мрачно ответил пьяница. — «Зачем?» — «Чтобы забыть». — «О чём забыть?» — «Хочу забыть, что мне совестно» — «Отчего же тебе совестно?» - «Совестно пить...» Этот диалог с короткими, в одно слово, предложениями, говорит как раз о том, что говорить-то и не о чём. Жизнь пьяницы пуста, как куча пустых бутылок, которыми он завален. И Маленький принц в который уже раз подумал: «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

С каждой новой встречей он всё больше и больше в этом убеждался. Они, взрослые, с другой планеты, и не только в буквальном смысле слова, но и в переносном, то есть живут в мире иных, чем дети, представлений.

Открытие четвёртое — встреча Маленького принца с деловым человеком . Деловой он, потому что всё время занят. А занятие он себе придумал редкое — считать звёзды. Бессмысленность этого занятия уже в том, что он считает то, что не поддается подсчёту. А усугубляется эта бессмысленность тем, что деловой человек даже не смотрит на звёзды, которые считает, так как не поднимает головы от стола. Он даже не сразу может назвать то, что считает. «Пятьсот миллионов этих маленьких штучек», — говорит он. Покидая делового человека, Маленький принц повторит прежнее: «Нет, взрослые и правда поразительный народ». Ясный и конкретный ум ребёнка не способен ни понять, ни принять эту блажь взрослого человека.

Открытие пятое — встреча Маленького принца с фонарщиком . Этот тоже был из породы «странных». Он каждую минуту то тушил, то зажигал свой фонарь. Зачем? Такой был когда-то уговор. Действия фонарщика потеряли смысл, но он всё равно работал, хотя теперь впустую. И все-таки, глядя на него, Маленький принц впервые скажет: «Вот с кем я мог бы подружиться...» Почему? Потому что достойно уважения то чувство долга, которому фонарщик оставался верен.

Открытие шестое — встреча с географом , погружённым в описание морей, океанов, гор... Но есть ли горы, моря на его собственной планете, он не знал. «Географ - слишком важное лицо, — ему некогда разгуливать», — так он объяснил Маленькому принцу незнание собственной планеты.

Все открытия Маленького принца свелись к одному — взрослые везде одинаковы. Они и в прямом и в переносном смысле — люди с других планет и не понятны Маленькому принцу.

Ни на одной из планет главный герой не смог найти себе друзей, потому что ни с кем из их обитателей у него не было общих интересов, представлений... Он ценил красоту, поэтому радовался розе и любовался закатами солнца. Он видел смысл в своей работе, поэтому каждое утро подметал планету, вырывал ростки баобабов и чистил вулканы... В каждом действии Маленького принца был смысл, поэтому ему так трудно было понять бессмыслицу в делах и желаниях тех, кого он встретил в своих странствиях.

Справедливости ради надо сказать, что в ворохе странностей и чепухи Маленький принц услышал и кое-что разумное. Например, от обожающего власть короля он услышал, что «власть прежде всего должна быть разумной». А ещё о том, что «себя судить куда труднее, чем других». И это правда, как для взрослых, так и для детей. Географ тоже дал дельный совет: «Посетите планету Земля!»

Тайны планеты Земля

Здесь, на Земле, тоже не обошлось без открытий. Оказалось, что на Земле не один король, а 111; не один географ, а 7 тысяч; не один делец, а 900 тысяч; не один пьяница, а 7,5 миллионов; не один честолюбец, а 311 миллионов. Итого, около двух миллиардов взрослых. Эта галерея персон не описывается. Зачем? Взрослые везде одинаковы. На Земле их просто больше всего. Правда, уже знакомая галерея дополняется двумя новыми персонами — стрелочника и торговца. Они подстать своим собратьям из других планет.

Земля подарила Маленькому принцу больше открытий, чем все планеты вместе. Например, он почти сразу понял, что на Земле тоже «одиноко». То, что это ощущение у него не случайное, подтвердила и змея: «Среди людей тоже одиноко».

Примечательно, что именно змею первой встретил Маленький принц на земле. Змея — древнее животное, а это значит, что она лучше кого-либо знает людей. Речь змеи иносказательна — её надо расшифровывать. А речь Маленького принца конкретна, как у всех детей. Потому естественно, что он спросил змею: «Но почему ты всё говоришь загадками?»

Путешествуя по Земле, Маленький принц всё больше и больше убеждался в её пустынности. «Их всего-то, кажется, шесть или семь», — скажет цветок, имея в виду людей. Но, если людей так мало, то почему они так разобщены, а потому и одиноки? И ещё заметим, со всеми - и со змеёй, и с Лисом, и с цветком - Маленький принц находит общий язык. Наверное, потому, что дети естественны, как сама природа.

Секреты Лиса

Встреча с Лисом стала для Маленького принца самой знаменательной. Лис открыл ему тайны, о которых он даже и не подозревал. И прежде всего тайну «приручения». «Это давно забытое понятие, объяснял Лис. Оно означает: создать узы». Если «давно забытое», значит, что когда-то люди умели «создавать узы», то почему же сейчас они утратили эту способность? Лис объясняет: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

После встречи с Лисом Маленький принц сразу понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная, та, что осталась на его планете.

Беседуя с Лисом, главный герой насыщался его мудростью. Тем более, что тот не жалел отдавать ему свои секреты. На прощание он подарил Маленькому принцу самый главный из них. «Зорко одно лишь сердце». И еще: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Маленький принц убедился, что всё в природе разумно и исполнено смысла, а в жизни людей больше непонятного, чем понятного.

Единственным человеком из числа встреченных, с кем главный смог подружиться, стал Лётчик. Почему? Наверное, Маленький принц думал, что Летчик «такой же, как он».

Единственный друг

Лётчик и в самом деле, несмотря на свой возраст, был таким же. Он не стеснялся спрашивать, умел слушать невероятные истории Маленького принца и вместе с ним переживать его одиночество, его любовь к розе и жажду иметь друга. Да и говорили они на одном языке. «Я выпил последний глоток воды», — сказал Лётчик. Маленький принц тут же откликнулся: «Мне тоже хочется пить... пойдём отыщем колодец...» И они его нашли, этот колодец.

В данном случае «колодец» — это не только источник реальной, настоящей воды, но и тот источник, который питает душевные силы человека, ведь «вода бывает нужна и сердцу». Таким источником для Маленького принца стал Лётчик, а для Лётчика — Маленький принц. Не случайно последний и самый важный их разговор происходит именно у колодца.

Маленький принц покидает Землю и возвращается на свою планету. Он многое увидел, понял, узнал за тот год, что провёл на земле.

​ ​

Глава 14. Сказка Маленький принц. Экзюпери

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик.

Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал:

"Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво".

И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.

Добрый день, - сказал он. - Почему ты сейчас погасил фонарь?

Такой уговор, - ответил фонарщик. - Добрый день.

А что это за уговор?

Гасить фонарь. Добрый вечер.

И он снова засветил фонарь.

Зачем же ты опять его зажег?

Такой уговор, - повторил фонарщик.

Не понимаю, - признался Маленький принц.

И понимать нечего, - сказал фонарщик. - Уговор есть уговор. Добрый день.

И погасил фонарь.

Потом красным клетчатым платком утер пот со лба и сказал:

Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

А потом уговор переменился?

Уговор не менялся, - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний.

И как же теперь? - спросил Маленький принц.

Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Ничего тут нет забавного, - возразил фонарщик. - Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

Целый месяц?!

Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!

И он опять засветил фонарь.

Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат. И ему захотелось помочь другу.

Послушай, - сказал он фонарщику. - Я знаю средство: ты можешь отдыхать когда только захочешь...

Мне все время хочется отдыхать, - сказал фонарщик.

Ведь можно быть верным слову и все-таки ленивым.

Твоя планетка такая крохотная, - продолжал Маленький принц, - ты можешь обойти ее в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто все иди, иди... И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Ну, от этого мне мало толку, - сказал фонарщик. - Больше всего на свете я люблю спать.

Тогда плохо твое дело, - посочувствовал Маленький принц.

Плохо мое дело, - подтвердил фонарщик. - Добрый день.

И погасил фонарь.

"Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе".

Маленький принц вздохнул.

"Вот бы с кем подружиться, - подумал он еще. - Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих..."

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке еще по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!