Презентация по русскому языку "разговорный стиль речи". Презентация на тему: Разговорный стиль Презентация на тему: Разговорный стиль


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Стили речи: разговорный стиль

Особенности разговорного стиля Сложился в городской среде, имеет принципиальные отличия от литературного языка, являясь его частью. Это неподготовленная речь в условиях свободного общения. Стиль может быть представлен в устной и письменной форме (реплики в пьесах, диалоги в художественных произведениях и т.д.). Наличие разговорной лексики. Частое использование неполных предложений.

Разговорный стиль Особые признаки: Отсутствие подготовленности. Непосредственность и н епринужденность речевого общения. Экспрессивная окраска. Закон «упрощения языковых средств», т.е. закон языковой экономии. Основные функции В устной форме – средство общения. В художественной литературе – воплощение авторского замысла.

Основные функции разговорного стиля в художественных произведениях Создание словесного портрета. Воссоздание быта той или иной социальной среды. Создание комического эффекта (при столкновении с элементами книжной речи). Средство стилизации.

1. Создание словесного портрета Черт побери, есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только домой! Что ты прикажешь делать? Второй месяц пошел как уже из Питера! Профинтил дорогой денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул и не горячится! Ах, боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел. (монолог Осипа из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

2. Воссоздание быта той или иной социальной среды Это ты чей же будешь? Кошевой. Акимкин сын? Как бы ни звали и какой бы ни был, тебя это не касаемо. Почему, говорю, за Дон не уехал? Не схотел, того и не уехал. А ты что же это? В анчихристовы слуги подался? Красное звездо на шапку навесил? Это ты, сукин сын, поганец, значит, супротив наших казаков? Супротив своих-то хуторных? (разговор Кошевого и деда Гришака из произведения М.А. Шолохова «Тихий Дон»

3. Создание комического эффекта Ваше высокоблагородие, господин мировой судья! Стало быть, по всем статьям закона выходит причина аттестовать всякое обстоятельство во взаимности. Виновен не я, а все прочие. Всё это дело вышло из-за, царствие ему небесное, мертвого трупа. Иду я третьего числа с женой Анфисой тихо, благородно, смотрю – стоит на берегу куча разного народа людей… (А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разговорный стиль речи Выполнила: Паринова О. С., у читель русского языка и литературы МКОУ « Бороздиновская СОШ»

Использование разговорного стиля Разговорный стиль как одна из разновидностей литературного языка обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д. Основной формой реализации разговорного стиля является устная речь, хотя он может проявляться и в письменной форме (неофициальные дружеские письма, записки на бытовые темы, дневниковые записи, реплики персонажей в пьесах, в отдельных жанрах художественной и публицистической литературы). В таких случаях фиксируются особенности устной формы речи.

Основные экстралингвистические признаки непринужденность (что возможно лишь при неофициальных отношениях между говорящими и при отсутствии установки на сообщение, имеющее официальный характер), непосредственность и неподготовленность общения. В разговоре непосредственно участвуют и отправитель речи, и ее получатель, часто меняясь при этом ролями, соотношения между ними устанавливаются в самом акте речи. Такая речь не может быть предварительно обдумана, непосредственное участие адресанта и адресата обусловливает ее преимущественно диалогический характер, хотя возможен и монолог.

Монолог в разговорном стиле Монолог в разговорном стиле представляет собой форму непринужденного рассказа о каких-либо событиях, о чем-то увиденном, прочитанном или услышанном и адресуется конкретному слушателю (слушателям), с которым говорящий должен установить контакт. Слушатель, естественно, реагирует на рассказ, выражая согласие, несогласие, удивление, возмущение и т.д. или спрашивая о чем-то говорящего. Поэтому монолог в разговорной речи не настолько отчетливо противопоставляется диалогу, как в письменной.

Особенности стиля Характерной особенностью разговорной речи является эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция. Так, на вопрос «Написали?» вместо «Нет, не написали» обычно следуют эмоционально-экспрессивные ответы типа: «Где там написали!» или «Прямо, написали!»; «Куда там написали!»; «Так и написали!»; «Легко сказать написали!» и т.п. Большую роль в разговорной речи играет обстановка речевого общения, ситуация, а также невербальные средства коммуникации (жесты, мимика, характер взаимоотношений собеседников и т.д.).

Нормы разговорной речи Разговорная речь имеет свои нормы, не совпадающие во многих случаях с нормами книжной речи, зафиксированными в словарях, справочниках, грамматиках (кодифицированными). Нормы разговорной речи, в отличие от книжных, устанавливаются узусом (обычаем) и никем сознательно не поддерживаются. Однако носители языка чувствуют их и любое немотивированное отступление от них воспринимают как ошибку. Это и позволило исследователям (О.Б. Сиротининой, А.Н. Васильевой, Н.Ю. Шведовой, О.А. Лаптевой и др.) утверждать, что современная русская разговорная речь нормированная, хотя нормы в ней довольно своеобразны. В разговорной речи для выражения сходного содержания в типичных и повторяющихся ситуациях создаются готовые конструкции, устойчивые обороты, разного рода речевые клише (формулы приветствия, прощания, обращения, извинения, благодарности и т.д.). Эти готовые, стандартизированные речевые средства автоматически воспроизводятся и способствуют упрочению нормативного характера разговорной речи, что и является отличительной чертой ее нормы. Однако спонтанность речевого общения, отсутствие предварительного обдумывания, использование невербальных средств коммуникации и конкретность речевой ситуации приводят к ослаблению норм.

В сравнении с научным и официально-деловым стилями В разговорном стиле, по сравнению с научным и официально-деловым, значительно выше удельный вес нейтральной лексики. Ряд стилистически нейтральных слов употребляется в переносных значениях, специфичных именно для данного стиля. Например, стилистически нейтральный глагол отрезать (отделить что-либо, часть чего-либо) в разговорном стиле употребляется в значении «резко ответить, желая прекратить разговор» (Сказал - отрезал и больше не повторял), лететь (передвигаться, перемещаться по воздуху с помощью крыльев) в значении «ломаться, портиться» (Полетел двигатель внутреннего сгорания). и др. Широко используется лексика бытового содержания: жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, поделом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солонка, метелка, щетка, тарелка и т.п.

Особенности лексической системы разговорного стиля Распространено употребление слов с конкретным значением и ограничено с абстрактным; не характерно использование терминов, иноязычных слов, еще не ставших общеупотребительными. богатство эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии (трудяга, дармоед, старикан, глупыш; дурочка, вихрастый, наводить тень на плетень, брать за горло, лезть в бутылку, брать измором).

Фразеологизмы в разговорной лексике Фразеологизмы в разговорной речи часто переосмысляются, изменяют форму, активны процессы контаминации и комического обновления фраземы. Слово с фразеологически обусловленным значением может употребляться как самостоятельное, сохраняя при этом значение целого фразеологизма: не суйся соваться совать нос не в свое дело, сорвалось сорваться с языка. В этом находит выражение закон экономии речевых средств. Особую разновидность разговорной фразеологии составляют стандартные выражения, привычные формулы речевого этикета типа Как дела?; Доброе утро!; Будьте любезны!; Благодарю за внимание; Прошу прощения и т.п.

Употребление нелитературной лексики Жаргонизмы, вульгаризм, грубые и бранные слова и т.д. это не нормативное явление разговорного стиля, а скорее нарушение норм, так же, как и злоупотребление книжной лексикой, придающей разговорной речи искусственный характер. Экспрессивность и оценочность проявляются и в области словообразования. Весьма продуктивны образования с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др. (доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий).

Экспрессия разговорного стиля Для усиления экспрессии используется удвоение слов, иногда с префиксацией (большой-большой, белая-белая, быстро-быстро, маленький-премаленький, высокий-превысокий). Характерна тенденция к сокращению наименований, замене неоднословных наименований однословными (зачетная книжка -зачетка, десятилетняя школа - десятилетка, мореходное училище - мореходка, хирургическое отделение - хирургия, специалист по глазным болезням - глазник, больной шизофренией - шизофреник). Широко используются метонимические наименования (Сегодня состоится заседание профбюро - Сегодня профбюро; Словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым - Ожегов).

Морфология в разговорном стиле В области морфологии можно отметить, во-первых, грамматические формы, которые функционируют преимущественно в разговорном стиле, а во-вторых, употребительность стилистически не маркированных грамматических категорий, их соотношение здесь иное по сравнению с другими функциональными стилями. Для данного стиля характерны формы на -а в именительном падеже множественного числа, там, где в книжных стилях нормативной является форма на - ы (бункера, крейсера, прожектора, инструктора), формы на -у в родительном и предложном падежах (килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску); нулевая флексия в родительном падеже множественного числа (пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор, сравни книжн.: граммов, килограммов, помидоров).

Использование прилагательных Используются притяжательные прилагательные, синонимичные формам косвенных падежей имен существительных: пушкинские поэмы (поэмы Пушкина), бригадирова сестра (сестра бригадира), Катин брат (брат Кати). В предикативной функции обычно употребляется не краткая форма прилагательного, а полная: Женщина была немногословная; Выводы бесспорные (сравни книжн.: Настоящая мудрость немногословна; Выводы бесспорны). Краткие формы прилагательных активны лишь в усилительных конструкциях, где они характеризуются ярко выраженной экспрессивной окраской: Ну и хитер!; Больно уж она проста; Плохи твои дела!

Использование местоимений Одна из характерных особенностей разговорной речи - широкое использование местоимений, не только заменяющих существительные и прилагательные, но и употребляющихся без опоры на контекст. Например, местоимение «такой» может обозначать положительное качество или служить усилителем (Она такая женщина! прекрасная, великолепная, умная; Такая красота кругом!). Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета, т.е. исключить существительное. Например: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть. За счет использования местоимений в разговорной речи снижается частотность употребления имен существительных и прилагательных. Незначительная частотность последних в разговорной речи связана также и с тем, что предметы и их признаки видны или известны собеседникам.

Использование глаголов В разговорном стиле глаголы преобладают над существительными. Активность личных форм глагола возрастает за счет пассивности отглагольных существительных, а также причастий и деепричастий, почти не употребляющихся в разговорной речи. Из форм причастий активна только краткая форма страдательного причастия прошедшего времени среднего рода единственного числа (написано, накурено, перепахано, сделано, сказано). Значительно количество адъективированных причастий (знающий специалист, работящий человек, раненый солдат, рваный сапог, жареная картошка). Яркой приметой разговорной речи является употребление глаголов многократного и однократного действия (читывал, сиживал, хаживал, крутанул, стеганул, долбанул), а также глаголов со значением ультрамгновенного действия (стук, бряк, прыг, скок, трах, шась).

Сложноподчиненные и бессоюзные предложения Из сложных предложений в данном стиле активнее сложносочиненные и бессоюзные. Последние часто носят ярко выраженную разговорную окраску, а поэтому не употребительны в книжной речи (Приедешь, позвони; Есть люди, себя не жалеют). Неподготовленность высказывания, отсутствие возможности предварительно продумать фразу препятствуют использованию в разговорном стиле сложных синтаксических конструкций. Эмоциональностью и экспрессивностью разговорной речи обусловлено широкое использование вопросительных и восклицательных предложений (Неужели ты не смотрел этот фильм? Хочешь посмотреть? Идем сейчас в «Октябрь», Ну что ты сидишь дома! В такую погоду!). Активны междометные фразы (Как бы не так!; Да ну!; Ну да?; Еще бы!; Ой ли?; Ух ты!); используются присоединительные конструкции (Завод хорошо оборудован. По последнему слову техники; Хороший он человек. К тому же и веселый).

Особенности использования сложноподчиненных предложений В целях экспрессивного выделения нередко сложноподчиненное предложение начинается с придаточной части в тех случаях, когда в других стилях нормой является ее постпозиция. Например: Что делать, не знаю; Что не испугался, молодец; Кто смелый, выходи. Одновременность обдумывания и произнесения речи при непосредственном общении приводит к частым перестройкам фразы на ходу. При этом предложения то обрываются, то следуют дополнения к ним, то меняется их синтаксическая структура: Но я не вижу особенных причин так уж сильно волноваться... хотя, впрочем...; Котика они купили недавно. Миленький такой и т.п.

Благодарю за внимание!


Cлайд 1

Cлайд 2

Разговорный стиль Разговорный стиль - одна из разновидностей литературного языка, которая обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д.

Cлайд 3

Основные признаки Непринужденность общения Непосредственность и неподготовленность общения. Разговорная речь не может быть предварительно обдумана. Имеет преимущественно диалогический характер, хотя возможен и монолог.

Cлайд 4

Словообразование Часто используются слова с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др.: доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий.

Cлайд 5

Словообразование Имена существительные с суффиксами, придающими речи разговорный или просторечный оттенок. -ак(-як): слабак, добряк; -ш-а: кассирша, секретарша; -ан(-ян): старикан, смутьян; -ун: хвастун, говорун; -ыш: крепыш, малыш; отн-я: беготня, толкотня.

Cлайд 6

Словообразование Имена прилагательные с суффиксами ущ(-ющ): большущий, худющий; с приставкой пре-: предобрый, пренеприятный.

Cлайд 7

Словообразование Глаголы преффиксально-суффиксального образования: похаживать, разгуливать, приговаривать, нашептывать. Глаголы на -ничать: модничать, гримасничать, бродяжничать, столярничать. Глаголы на (-а)-нуть: толкануть, ругнуть, пугнуть, буркнуть, ахнуть. Глаголы с несколькими приставками: пере-из-брать, по-при-держать, по-раз-мыслить.

Cлайд 8

Словообразование Удвоение слов: большой-большой, белая-белая, быстро-быстро, маленький-премаленький, высокий-превысокий. Сокращение наименований: зачетная книжка - зачетка, мореходное училище - мореходка, хирургическое отделение - хирургия.

Cлайд 9

Лексика Широко представлена эмоционально-экспрессивная лексика и фразеология: трудяга, дармоед, старикан, глупыш; дурочка, вихрастый; наводить тень на плетень, брать за горло, лезть в бутылку, брать измором.

Cлайд 10

Лексика Стилистически нейтральные слов употребляются в переносных значениях, характерных для разговорного стиля: отрезать - «резко ответить, желая прекратить разговор»: Сказал - отрезал и больше не повторял); лететь - «ломаться, портиться»: Движок полетел.

Cлайд 11

Лексика Широко используется метонимия: Сегодня состоится заседание педсовета - Сегодня педсовет; Словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым - Ожегов.

Cлайд 12

Лексика Широко используется лексика бытового содержания: жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, поделом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солонка, метелка, щетка, тарелка и т.п.

Cлайд 13

Лексика Практические не используются термины, иноязычные слова, еще не ставшие общеупотребительными. Используются авторские неологизмы (окказионализмы): На улице мряка и мокрослякоть. Контекстные синонимы: Человек он какой-то темный, мутный.

Cлайд 14

Лексика Стандартные выражения, привычные формулы речевого этикета: Как дела? Доброе утро! Будьте любезны! Прошу прощения.

Cлайд 15

Морфология Формы имен существительных на -а в именительном падеже множ. числа: бункера, крейсера, прожектора, инструктора. Формы на -у в родительном и предложном падежах: килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску. Нулевое окончание в родительном падеже множ. числа: пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор.

Cлайд 16

Морфология Широкое использование местоимений Например, местоимение такой может обозначать положительное качество или служить усилителем: Она такая женщина! - прекрасная, великолепная, умная; Такая красота кругом!. Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть.

Cлайд 17

Морфология Употребление глаголов многократного и однократного действия: читывал, сиживал, хаживал, крутанул, стеганул, долбанул. Глаголы со значением мгновенного действия: стук, бряк, прыг, скок, трах, шасть. Практически не употребляются причастия и деепричастия

Cлайд 18

Синтаксис Неполнота предложений как средство речевой экономии: Ты домой? Вы на трамвае? Вы кофе или чай? Кипяченая, не беспокойтесь!


ТЕМА: Разговорный стиль речи.

ТИП УРОКА: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;

2. развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;

3. воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоритический материал.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: Обучение через диалог в ЗБР. Развивать критическое мышление, навыки анализа текстов, умение оценивать, сотрудничество.


  • Организационный момент.
  • Позитивный настрой.
  • Проверка домашнего задания.
  • Целеполагание. ТРИЗ «Необъявленная тема»
  • Изучение новой темы:

А) Стратегия «ЗХУ»

Б) Составление критерий характеристики стиля речи.

6. Физминутка.

7. Работа с текстом. Стратегия «Прочитай и подумай».

8. Исследовательская работа по тексту.

9. Подведение итогов урока: Стратегия «ЗХУ».

10. Домашнее задание.

11. Оценивание.

12. Рефлексия.




1. Презентация «Стили речи»

2. Привести свои примеры на каждый стиль речи.


Задание:

  • выделить особенности стиля(речь, форма общения, языковые средства)

- Определить тему и цель урока.



Знаю

Хочу узнать

Узнал


Ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике и на слайде.

Составить план характеристики разговорного стиля речи. И по плану рассказать новую тему .


Общие признаки:

-неофициальность

-непринуждённость

-неподготовленность

Порядок слов в предложении свободный.

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом(она опять плакать);

междометием (а он бац об землю);

повторением сказуемого (и делать не делает).

Сфера употребления.

Сфера бытовых и профессиональных отношений.

Чаще представлен в устной речи; большое значение имеют паузы, выделение голосом слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

Формы речи. Устная форма: диалог, монолог, полилог.

Письменная форма: частное письмо, записки, дневниковые записи


1 Цель высказывания.

2. Форма высказывания.

(диалог, монолог, полилог)

3. Языковые средства

(особенности лексики, синтаксиса)



«Пуськи бятые». С.227, учебник

Ответьте на вопросы:

- На каком языке она написана?

- Почему вы так думаете?

- Назовите действующие лица сказки. Кто они?

- Дайте оценку персонажам сказки и описанному событию.

- Определите, к какому стилю относится данный текст.

- Докажите, найдя признаки этого стиля? (смотрите правило.)


Задание:

Докажите, что приведённый текст на карточке относится к разговорному стилю.

Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?


Карточка 1. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.

М. А как же, ну, а как же!

Н. Наверно, играли там? В детстве?

М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.

__________________________________________________________________


Знаю

Хочу узнать

Узнал


  • Подготовить план развернутого связного ответа на тему «Что такое разговорный стиль речи». Каким стилем при этом вы будете пользоваться? Почему?
  • Придумать лингвистическую сказку с фантастическими героями, несуществующими словами, но узнаваемыми действиями.
  • Приготовить «простые и сложные вопросы.»

Лист оценивания

Ученика(цы) 7 « В » класса _______________________

Тема урока: « Разговорный стиль речи »

Очень хорошо-5

Хорошо-4

Средне-3

Работа в группе

оценщик

Работа в паре

напарник

Я-сам

Итог

вывести

самостоятельно



Слайд 2

Научиться говорить – значит научиться строить высказывания

  • Слайд 3

    В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи, и прежде всего интонация.

    Непринуждённая речь отличается резкими повышениями и понижениями тона, удлинением, «растягиванием» гласных, скандированием гласных, паузами, изменениями темпа речи.

    Слайд 4

    Лексика характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски

    существительные: балагур, враньё, ерунда, задира, злюка, картошка,дурачина, чепуха, чушь, электричка и др.;

    прилагательные: долговязый, дотошный, носатый, нынешний, кусачий, развесёлыйи т. д.;

    глаголы: вздремнуть, вопить, впихнуть, грохнуться, ехидничать,жадничать, огорошить, прихворнуть, чудить и др.

    наречия: вкривь, вприкуску, втихомолку, донельзя, чуточкуи др.

    Слайд 5

    Фразеологизмы

    стилистически выразительны

    характеризуются структурным разнообразием: ветер в голове, глядеть в оба, ждать не дождаться, заварить кашу, лезть из кожи вон, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть и др.

    Слайд 6

    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с егоэкспрессивностью и

    оценочностью

    В разряде существительных используются следующие суффиксы, придающие словам разговорный характер:

    • ак/-як: добряк, здоровяк;
    • ан/-ян: старикан, грубиян;
    • ач: бородач, силач;
    • ежк(а): зубрежка, кормежка;
    • отн(я): беготня, пачкотня;
    • ыш: глупыш, крепыш;-яг(а): доходяга, работяга
  • Слайд 7

    Словообразовательные особенности разговорного стиля связаны с его экспрессивностью и

    оценочностью

    Для прилагательных, имеющих разговорный характер, можно выделить суффиксы:

    • аст-: глазастый, языкастый;
    • енн-: здоровенный, обалденный.
    • К разговорной лексике относятся глаголы на:
    • ничать: бродяжничать, жеманничать;
    • ивать: пошаливать, поговаривать.
  • Слайд 8

    Синтаксис

    1. Широкое использование вопросительных и побудительных предложений:

    • Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).

    За что ты его терзаешь? Ну, иди, старик! Марш! (М. Горький).

    2. Использование неполных предложений в диалоге:

    А что, Денисов хороший? - спросила она. – Хороший.

    Слайд 9

    3. Часто допускаются лексические повторы:

    • Надо, чтоб парень был видный, из себя красивый. Да, да, да. (Н. Островский).

    4. В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи:

    • Люди как люди. Что за человек! Нашел с кем дружить!
  • Слайд 10

    Этикет – правила вежливости

    • Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.
    • Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приёмах, визитах, переговорах.
    • Воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.
    • Общегражданский этикет– совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
  • Слайд 11

    Запишите предложение

    (Н..)что (не) обходит(?)ся нам так дёш..во и (не)цен..т(?)ся так дорого__ как вежливость.

  • закрывай рот рукой, когда кашляешь или чихаешь;
  • не забывай говорить "волшебные слова";
  • помоги пожилому человеку или малышу;
  • если в компании что-нибудь разыгрывают или делят, старайся подойти последним;
  • помоги взрослым поддерживать чистоту окружающего нас мира: не сори на улице, в общественных местах;
  • помни: ты –человек, веди себя по-человечески!
  • Посмотреть все слайды