Принципы государственного регулирования вэд. Тема: Регулирование внешнеэкономической деятельности. Органы государственного регулирования ВЭД в РФ


Тема 2. Место таможенных органов в механизме государственного регулирования ВЭД

1. Цели, принципы и методы регулирования ВЭД

2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

3. Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национальными интересами, целями, задачами.

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

· формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

· стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

· обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;

· координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;

· совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;

· регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;

· обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;

· регулирование платежного баланса страны.

Таким образом, основные задачи государственного регулирования ВЭД – формирование законодательной базы и благоприятных условий (экономических и организационных) для ее развития и повышения эффективности.

Внешнеэкономическая деятельность включает внешнеторговую деятельность, международное движение капитала, международные валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.



Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Одной из известных классификаций методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является их разделение на административно-правовые и экономические методы.

Административно-правовые методы включают:

· законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

· контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

· принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

· выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

· воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

· перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

Другой распространенной классификацией является деление методов регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные.

К тарифным мерам одни специалисты относят таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры, вторые – все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей. Однако большинство ученых и специалистов согласны с тем, что главным инструментом тарифного регулирования является таможенный тариф.

Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с ТН ВЭД свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

Антидемпинговые меры;

Различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;

Меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

Запрещение импорта;

Количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;

Лицензирование;

Добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

Национальные стандарты, системы сертификации продукции;

Требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

Требования экологического характера;

Требования к упаковке и маркировке товаров.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий:

1. Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.

2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации.

3. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции.

4. Количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения.

5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем нетарифных ограничений другими международными организациями.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать следующие меры нетарифного регулирования:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование и лицензирование внешней торговли товарами может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

В целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров как временная мера может устанавливаться наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, которое осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии.

В соответствии с упомянутым выше федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Важной составной частью механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное дело. Его содержание определяется сложившимся в соответствующий период соотношением механизмов рыночного и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и закрепляется нормами действующего в стране законодательства.

От результативности таможенного дела во многом зависит степень достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, по мере реализации этих целей и выбора новых ориентиров меняется и содержание самого таможенного дела.

Таможенное дело пронизывает всю совокупность методов и инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, в состав таможенного дела входят как административно-правовые, так и экономические методы влияния на участников внешнеэкономической деятельности. Таможенному оформлению и контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторгового оборота. Разработкой, формированием механизма осуществления и реализацией таможенной политики занимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

В действующем Таможенном кодексе отсутствует определение таможенной политики.

Таможенную политику можно определить как систему экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов РФ.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика осуществляется в целях:

· обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны;

· участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка;

· стимулирования развития национальной экономики;

· в иных целях, определяемых Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ.

Таможенная политика, как и государственная политика в целом, строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений. В настоящее время задачи таможенной политики России во многом обусловлены перспективами ее вхождения во Всемирную торговую организацию.

Роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие – объектами таможенной политики.

К субъектам таможенной политики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки, международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности, другие учреждения и организации, интересы которых затрагивает таможенная политика.

· политические факторы (государственная политика, или деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями, в том числе внутренняя политика, внешняя политика, экономическая политика и т.д.);

· экономические факторы (темпы роста валового внутреннего продукта страны, динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала, состояние и динамика материального производства и непроизводственной сферы, состояние финансовой системы, размеры и динамика теневого сектора экономики, размеры внешнего и внутреннего государственного долга, размеры и структура экспорта и импорта и др.);

· социальные факторы (социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку, приоритеты социального развития, уровень безработицы и др.);

· внешние факторы (состояние и тенденции развития международной торговли и туризма, участие страны в международных и региональных экономических организациях, присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности, и др.).

Существует два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика предусматривает установление высокого уровня таможенного налогообложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров.

Политика свободной торговли достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо при их отсутствии.

Наиболее сложной процедурой осуществления любой политики, в том числе и таможенной, является ее реализация – процесс достижения государством поставленных целей. Реализация государственной таможенной политики регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами и включает в себя применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

Таможенная политика России способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. В настоящее время в Российской Федерации государственная таможенная политика формируется экспертным путем, в ходе выработки комплекса таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Органы законодательной власти принимают нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности. Президент страны издает соответствующие указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации, основываясь на действующих законах, указах и распоряжениях Президента, принимает соответствующие постановления. Непосредственный контроль за соблюдением таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Внешнеэкономические связи как любая экономическая категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются различными дирек­тивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основа­нии двухсторонних правительственных соглашений и законодательных ак­тов по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнетор­говой деятельности в РФ являются:

1) внешнеторговая политика - составная часть внешней политики РФ;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопаснос­ти, политических, экономических и военных интересов, а также выполне­ния международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массо­вого уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории РФ;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внеш­неторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискри­минация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внеш­неторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его орга­нов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством применения экономического и административного методов регулирования внешнеторговой деятельности.

К ним относятся методы:

Таможенно-тарифного регулирования, т.е. применение импортных и экспортных тарифов;

Нетарифного регулирования, т.е. использование квотирования, лицен­зирования и т.п.

Эти методы установлены законом РФ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности.* Другие методы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установ­ления различных ограничений органами государственной власти РФ и ее субъектов не допускаются.

Регулирование других видов внешнеэкономической деятельности, в ча­стности международного инвестиционного сотрудничества, производствен­ной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществля­ется соответствующими федеральными законами и иными правовыми акта­ми РФ.

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных струк­турных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспор­тные таможенные пошлины.

Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ог­раничений.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в ис­ключительных случаях Правительством РФ в целях:

обеспечения национальной безопасности страны;

выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограни­чений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количествен­ных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкур­са или аукциона или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Порядок проведения конкурса или аукциона устанавливается Правитель­ством РФ. Не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности, ме­ста регистрации, положения на рынке.

В случае, когда какой-либо товар импортируется в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории РФ, Прави­тельство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права вправе принять защитные меры до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения серьезного ущерба или пре­дотвращения угрозы причинения такового.

Формами таких защитных мер в отношении импорта товаров являются: количественные ограничения импорта; специальные повышенные таможен­ные пошлины.

Основанием для принятия защитных мер является доклад федерального органа исполнительной власти, подготовленный по результатам расследования, проведенного по поручению Правительства РФ и(или) по заявлению органа исполнительной власти субъекта РФ, производителя или объединения произ­водителей, чье совокупное производство подобных товаров или товаров, не­посредственно конкурирующих с импортными, составляет более 50% общего внутреннего производства таких товаров. Процедура введения защитных мер является гласной и предусматривает официальное опубликование решения Пра­вительства РФ о введении защитной меры с указанием общего количества и стоимости товара или товаров, подпадающих под ограничения.

Как действие защитной меры ее досрочная отмена или продление, а так­же все изменения в общем объеме и стоимости товаров на период действия в отношении их защитной меры устанавливаются Правительством РФ с уче­том международных обязательств РФ.

Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

соблюдение общественной морали и правопорядка;

охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

сохранение культурного наследия народов РФ;

защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограни­чениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

обеспечение национальной безопасности РФ;

защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

выполнение международных обязательств РФ.

Ввозимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и эко­логическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Ввоз экологически опасной продукции подлежит специальному контролю. Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

Не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установ­ленным в РФ;

Не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;

Запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

Имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного независимыми экспертами Торгово-промыш­ленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внеш­неторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и то­варов двойного назначения, а также соблюдения международных обяза­тельств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране дей­ствует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществ­ляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров на экспорт и(или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федераль­ными законами.

Государственная монополия на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и(или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполни­тельной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обяза­ны совершать сделки по экспорту и(или) импорту товаров на основе прин­ципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Уни­тарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная пра­вом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на пригра­ничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельны­ми государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в от­ношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.

Важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможен­ного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспорт­ных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Система таможенных органов включает:

1) Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. В январе 1998 г. были созданы специализиро­ванные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.

Смотрите также:

Этот Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической деятельности:

1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается вся системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением.

На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально-экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия.

Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Ее целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием

Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано установление таких инструментов в качестве временных; предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

1) По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот - молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД;

2) изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;

3) четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами. Действие системы внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации. В соответствии с Законом разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

4) внешнеторговая политика является составной частью внешней политики Российской Федерации. Она подчинена требованиям внешней политики государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере согласовываться с политикой внешней. Если, скажем, Россия присоединяется к международным санкциям в отношении какого-либо государства, это должно находить отражение и в прекращении внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не являлись. Поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики;

5) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

Экспортный контроль находится в компетенции федеральных властей и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее экономических, политических и военных интересов. Перечни товаров, подлежащих экспортному контролю, утверждаются Президентом РФ;

6) на всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила. В соответствии с Законом таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, политика в области сертификации товаров, установление стандартов и принципов безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и т.д. находится в компетенции федеральных властей, которые устанавливают единые правила и нормы на всей территории Российской Федерации. Отметим, что принцип единства таможенной территории зафиксирован также и в Таможенном кодексе РФ;

7) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

8) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер;

9) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части Гражданского кодекса: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита

Важным принципом регулирования внешнеторговой деятельности является зафиксированное в Законе содействие развитию этой деятельности и ее стимулирование. Это содействие осуществляется, в частности, путем разработки и реализации федеральных программ развития внешнеторговой деятельности.

Правительство Российской Федерации ежегодно разрабатывает и представляет такую программу на утверждение в Федеральное Собрание РФ одновременно с проектом Федерального бюджета.

В Федеральной программе содержится:

Прогноз торгового баланса, как составная часть платежного баланса Российской Федерации;

Оценка современного состояния и проблем торгово-экономических отношений России с другими государствами;

План внешних заимствований Российской Федерации с детальным описанием целевого использования иностранных кредитов;

План экспортных кредитов, предоставленных с использованием средств федерального бюджета или под гарантии правительства РФ;

План обслуживания внешнего долга России;

План поступлений от обслуживания долгов других государств Российской Федерации;

Перечень мер государственного внешнеторгового регулирования, принимаемых или намечаемых в соответствующем году, ставки пошлин таможенного тарифа и правил их возможного изменения, количественные ограничения экспорта и импорта, а также перечень мер по защите внутреннего рынка и валютного регулирования;

Перечень мер стимулирования промышленного экспорта на соответствующий период и др

Мировой опыт использования ВЭД для преодоления отставания от стран-лидеров дает две базовые модели ВТП. Первая предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны - западноевропейские страны, Япония, а за ними - новые индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭД СССР, что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.

Наиболее действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта.

Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам. Для России это имеет особую важность, так как только через развитие экспорта возможно положительное сальдо торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и тем самым решение проблем погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля

Таким образом, можно сделать вывод, что внешнеторговая политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом.

Государственное управление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью - это система экономических, политических и административных мер, которые осуществляют государственные органы власти по усилению и распространению участия страны в международном разделении труда для оптимизации структуры потребления и увеличения результативности общественного производства. Это управление является составной частью механизма, воспроизводства национального экономического потенциала и является одним из главных объектов государственного управления национальной экономики наравне с технологической, воспроизводственной, территориальной и отраслевой ее структурой, социальными отношениями, научно- техническим прогрессом, окружающей среды и др.

Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.

Основные цели, задачи, принципы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». К важнейшим целям государственного регулирования относятся: использование внешнеторговых связей для ускорения создания в России рыночной экономики; создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания политического, организационного, финансового, информационного содействия; защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка; создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции Центра должны находиться такие важнейшие вопросы: разработка федеральных программ, защита экономического суверенитета страны, разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД, заключение международных договоров и др.

Субъекты Российской Федерации в свою очередь правомочны: осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству, контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы и др. (Рис.1.1)

Рисунок 1.1 Компетенция Федерации и её субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности

Общие цели стратегии государственного управления внешнеэкономической деятельностью определяются в зависимости от остроты определенных проблем, которые возникают в хозяйственной и социальных сферах. Это, к примеру, преодоление кризиса экономики, потребность структурного преобразования производственного запаса, защита отечественного производителя, повышение занятости, борьба с инфляцией, оздоровления платежного баланса и т.д. Достижение конкретных целей и устанавливает определенные направления, формы, объёмы государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности.

Суть государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, обеспечивающее оптимальную реализацию коллективных, и личных и государственных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в определенном отрезке времени и на перспективу на основе права, общепринятых мировых норм и правил.

Механизм управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности является конкретной системой правил, инструментов и способов регулирования отношений, в которые вступают субъекты ВЭД. Эта система включает 3 главных блока: принципы регулирования; совокупность определенных способов и инструментов управления; институционно-правовые структуры.

Принципы государственного управления ВЭД в Российской Федерации, следующие:

  • · защита государством законных интересов и прав участников ВЭД, а также законных интересов и прав российских потребителей и производителей товаров и услуг;
  • · недискриминация и равенство участников ВЭД;
  • · единство таможенной территории РФ и взаимность в отношении другого государства;
  • · обеспечение и осуществление возникающих из международных договоров прав Российской Федерации и выполнения обязательств РФ по международным договорам; выбор мер государственного управления ВЭД, гласность в разработке, применении и принятии мер, объективность и обоснованность использования этих мер;
  • · исключение неоправданного вмешательства государства или ее органов во ВЭД и нанесение ущерба экономике России и участникам;
  • · обеспечение права на обжалование в судебном или другом установленном законом порядке незаконных действий;
  • · единство системы и использования методов государственного управления на всей территории РФ.

Выделяют 2 вида главных принципа международного экономического сотрудничества, определяющие характер и формы государственного управления международных экономических отношений страны на общегосударственном уровне: протекционизм и свобода торговли. Они применяются в международных экономических отношениях в самых различных сочетаниях.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от зарубежной конкуренции, которая осуществляется через высокие ставки таможенного тарифа на провозимые товары через границу, а еще через такие нетарифные ограничения, как валютные и количественные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм приведет к резкому падению результативности производства национальных компании, уменьшению конкурентоспособности провозимых товаров.

Свобода торговли - означает исключение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В крайней мере для стран с развивающей экономикой это приведет к уничтожению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Вследствие чего, вечной проблемой этого является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках чего и колеблется внешнеторговая политика, которую осуществляет комбинация двух подходов.

Комплекс определенных экономических инструментов государственного управления включает: валютные курсы; таможенные тарифы; субсидии; импортные и экспортные квоты и лицензии; систему установления цен на импортно-экспортные товары. Более подробно они описаны во втором параграфе первой главы. Институционно-правовые структуры составляют: разные национальные и международные акты, соглашения, договоры, правила, нормы, обычаи и т.д., регулирующие порядок проведения международного экономического взаимодействия.

Эффективность механизма управления внешнеэкономической деятельности может быть оценена с помощью следующих критериев:

  • 1) Действенность распределения и применения имеющихся национальных экономических запасов с точки зрения обеспечения применения услуг и товаров населением страны;
  • 2) Воздействие системы управления привлечение инвестиций, на рост экономического потенциала;
  • 3) Обеспечение занятости населения;
  • 4) Распределение доходов между субъектами ВЭД, как на национальном, так и на международном уровне;
  • 5) Стабильность цен;
  • 6) Качества жизни в обществе;
  • 7) Экономическая безопасность страны.

Механизм управления международных экономических отношений состоит из 2-х связанных между собой элементов: национального и международного. Потому механизм государственного управления ВЭД на национальном уровне находится под определенным воздействием международных рычагов.

Изучая государственное управление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности как определенную систему, при рассмотрении ее структуры уместно выделить 4 главных элемента:

Во-первых, главным элементом, который определяет результативность работы всей системы государственного управления ВЭД, является реализация и выработка внешнеэкономической стратегии. В основе внешнеэкономической стратегии РФ лежит непрерывный процесс сложного приспособления структур отраслевой, технологической, организационной и других сфер экономики к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства;

Во-вторых, так называемые «технологические» элементы системы регулирования внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности, то есть экономические инструменты, которые в зависимости от способа применения подразделяют на инструменты непрямого и прямого действия. При этом к инструментам прямого действия относятся: непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (управление количественными объёмами импорта/экспорта, управление цен на импорт/экспорт товаров и услуг, установление валютных курсов и т.д.); целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); законодательное регулирование. К непрямым инструментам можно отнести налоговую политику, которая оказывает влияние на платежеспособность населения и объемы производства, рост сбережений ведет к увеличению отложенного спроса, снижение курса национальной валюты создает интерес в экспорте товаров и т.д.

В-третьих, важную роль в процессе государственного управления внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности играют различные стандарты и технические нормы. Международные стандарты - предложения международных специализированных организаций, которые устанавливают общие для похожих товаров, проводимых в различных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо применения. В отличие от национальных стандартов не все международные носят обязательный характер для их применения, однако использование международных стандартов повышает способность товаров конкурировать на международных рынках. Мировые стандарты разрабатываются и рекомендуются к использованию, а именно, Международной организацией по стандартизации ООН, а также большим количеством иных специализированных организаций. Мировые стандарты увязывают входные и выходные параметры изделий различных производителей, которые призваны работать в едином комплексе.

В-четвертых, это валютно-финансовые регулирование, осуществляемое государством через реализацию и выработку валютной политики, представляемую комплексом мер правового, экономического и организационного характера, которые проводятся центральными финансовыми учреждениями, государственными органами и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важнейшим средством, который содействует включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по управлению валютно-кредитных и расчетных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, скупка или продажа валют Центральным Банком на валютном рынке, увеличение или уменьшение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты конкретным лимитом, установление «коридора», его повышение или уменьшение). Изменение валютного курса влияет на динамику импорта/экспорта страны.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения созда­ния в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества на­циональной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую кон­куренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на миро­вые рынки посредством оказания государственного, организаци­онного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международ­ными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной эко­номики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внут­ренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъ­ектов в области управления ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных орга­нов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

Определение основных принципов осуществления ВЭД и внешне­экономической политики России в целом;

Разработка соответствующих федеральных программ;

Защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдель­ных субъектов и граждан в частности;



Разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

Подготовка и заключение международных договоров и государст­венных соглашений, контроль за их исполнением;

Организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

Определение и реализация валютной политики страны;

Формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

Контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) то­варных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

Разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики право­мочны:

Осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодатель­ству;

Контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответст­вующие региональные программы;

Предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Феде­рация не отвечает);

Заключать соглашения по международному сотрудничеству в рам­ках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федера­тивных государств);

Иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубе­жом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:

Координация действий участников ВЭД;

Выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их вы­полнение касается интересов регионов);

Разработка и выполнение межрегиональных и региональных про­грамм ВЭД;

Регулирование приграничной торговли;

Информационное обеспечение ВЭД.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт 11 .

Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства 12 . Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД 13 .

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям 15 .

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

5. Исполнение иностранных судебных поручений .

Судебное поручение представляет собой обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства. Под исполнением иностранных судебных поручений понимается:

· составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов;

· предоставление вещественных доказательств;

· допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства;

· сообщение информации о действующем праве и т.д.

Выполнение таких поручений основано на положениях международных договоров и национального законодательства.В континентальном праве установлен общий порядок - судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции. В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. В законодательстве Российской Федерации общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК Р и ст. 256 АПК РФ. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило: процедура выполнения поручения иностранного суда на территории Российской Федерации регулируется российским правом. Современная тенденция: по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права.

Судебное поручение и документы, прилагаемые к нему, целесообразно направлять на языке запрашиваемого государства. При исполнении поручения, учитывая процессуальный характер этих действий, запрашиваемые органы применяют законодательство своего государства. Отказ от совершения отдельных процессуальных действий возможен в случае, если: а) исполнение поручения наносит ущерб суверенитету РФ; б) исполнение поручения не входит в компетенцию суда (ст. 407 ГПК РФ).

6. Нормы МЧП. Понятие, структуры и классификация коллизионных норм .

В МЧП под кол. Нормой – правило поведения, устанавливающее право какого государства д.б. применено к данному конкретному правоотношению, осложненному иностранным элементом. Кол. Норма – норма общего, абстрактного, отсылочного характера, она не содержит материальной модели поведения, не устанавливает непосредственно права и обязанности сторон, они указывают лишь на компетентный порядок компетентного вопроса. Фактическое применение кол. нормы возможно только с применением нац системы той страны, к которой она отсылает. Но это не чисто технический прием, это важный момент в сотрудничестве различных государств. Именно кол. Нормы санкционируют применение норм иностранного права на территории государства. 2 функции: регулятивная и разграничивающая. Регулятивная – в возможности кол.норм служить основанием применения материальных норм иностранного права. Кол. норма госуд-ва – тот инструмент, с помощью которого законодатель делает действительным иностранное право на своей территории. Разграничивающая функция – они устанавливают пределы применения права определенного государства. Кол.норма разрешает конфликт лишь между национальными правопорядками, поэтому не признаются коллизионными те, которые отсылают к положениям международных договоров. (ст. 15 К-и, ст. 7 ГК – если м.договором предусмотрено иное, чем законом РФ – применяется правило м.договоров).

Структура. Отличается от обычной. 2 части: объем и привязка. Объем кол.нормы определяет вид правоотношения, к которому она должна применяться. Привязка – указывает на правовую систему или законодательства, действующее в данном случае. Пример: ст. 1197. Гр.дееспособность физ лиц – объем определяется его личным законом – привязка. Простые и сложные. Структура простой – один объем и одна привязка. 1112. Сложная – несколько того или другого. 1221. Привязка – абстрактный характер, отсылает не к конкретному правовому акту, а к правовой системе в целом, то есть ко всему правопорядку всего государства. Особенностью современного развития привязок – отказ от жестких коллизионных норм, которые основаны на одном критерии выбора права – для выбора права используется система взаимосвязанных коллизионных норм. Применение гибких правил. Множественность кол.привязок – расщепление, альтернативные, кумуляция.

Кумуляция – когда кол.норма сформулирована с учетом законодательства двух и более государств. 156 СК.

Расщепление – тогда, когда правоотношение в целом подчиняется одному правопорядку, а его отдельные вопросы – другому.

7. Основания применения иностранного права. Порядок установления судами содержания иностранной правовой нормы.

три принципиальных положения, определяющих основы применения иностранного права.

1. На территории данного государства иностранное право может применяться лишь при наличии прямых предписаний об этом национального права. Такие предписания устанавливаются национальными коллизионными нормами, причем не любыми, а двусторонними. Благодаря двусторонним коллизионным нормам коллизия права может быть решена как в пользу своего собственного, отечественного права, так и иностранного. Коллизионно-правовая норма юридически обязательна для всех органов и должностных лиц государства, и если она отсылает к иностранному праву, то оно должно применяться всеми органами и должностными лицами в силу юридически обязательного предписания коллизионной нормы. Коллизионная норма -это юридическое основание применения иностранного права на территории данного государства. Коллизионное право в целом -это мост, связывающий национальную правовую систему с иностранным правом.

2. Национальное право предусматривает общие принципы, на которых строится применение иностранного права, методы установления его содержания, порядок применения иностранного права, а также пределы его применения.

3. Применение иностранного права осуществляется также в соответствии с общепризнанными принципами международного права. Основы применения иностранного права определяются такими принципами международного права, как суверенное равенство государств, самоопределение, невмешательство во внутренние дела. В соответствии с этими принципами государства обязаны уважать право друг друга свободно определять свою политико-правовую систему и не препятствовать ее функционированию. Право государства издавать и применять законы является одним из его суверенных прав, которые должны уважаться другими государствами. Правоприменительные органы должны с уважением относиться к применяемому иностранному праву, его особенностям с тем, чтобы предписания иностранного права были реализованы с максимальной тщательностью. Уважение иностранного права вытекает из принципа суверенного равенства государств.