Время — драгоценный дар. Жизнь как бесценный дар Жизнь как ценность и драгоценный дар


2. Жизнь как ценность

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина. Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость. Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас. Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Кроме того, между человеком и его жизнью может разыграться настоящая трагедия. Жизнь для него может стать невыносимой. И тогда от может реализовать свое право на жизнь: прекратить ее. В частности, право на достойную жизнь и на достойную смерть обсуждается в связи с проблемой эвтаназии.

Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение реализма гуманистического понимания человека. Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью, телесностью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я.

Жизнь - это драгоценный дар. И именно в неспокойные времена мы все понимаем это. Лишь когда на Земле происходят события, затрагивающие массы, а не отдельно взятых людей, мы начинаем понимать, что такое наша жизнь и что она не должна быть потрачена впустую или растрачена на переживания и выживание.

Каждое мгновение у нас есть возможность посмотреть вокруг себя и увидеть чудеса жизни. С каждым вдохом мы имеем возможность быть благодарными за нашу жизнь и за то, что у нас уже есть. Посмотрите внимательно вокруг - всё в природе живёт в единении друг с другом, в согласии и в соответствии с жизненными циклами, и лишь люди пытаются «покорить природу», «противостоять стихии», «усмирить», «развернуть», «уничтожить» и т.д.

Не научившись понимать мир вокруг себя, человек пытается изменить его в соответствии с уровнем своего понимания. И те, кто думает, что это возможно, пребывают в иллюзии. Земля существовала задолго до появления человечества, и будет существовать после него. Этот эксперимент, который идёт на планете в настоящее время, он для нас - для людей, а не для планеты. Это мы должны понять, осознать и суметь. Это для нас он может быть успешным или неудачным. Осознайте это! Не надо заниматься спасением Земли - она сама со всем справится. В отличие от людей, Земля знает, куда и зачем она идёт, какой цели достигает. Обратите своё внимание на самих себя и научитесь жить в согласии с собой, друг с другом, природой вокруг вас и Вселенной.

Перестаньте сопротивляться жизни. Любите её такой, какая она есть, любите людей такими, какими их создал Бог, полюбите себя на столько, чтобы знать и понимать. Вы будете идти по жизни легко и непринуждённо лишь тогда, когда перестанете сопротивляться тому, что происходит в вашей жизни СЕЙЧАС.

Вы можете представлять самый счастливый итог тех или иных событий, самое благоприятное стечение обстоятельств, необыкновенно счастливую свою жизнь. Но вы достигните всего этого гораздо легче, если перестанете сопротивляться тому, что является правильным для вас в этот, настоящий момент, согласитесь с той жизнью, какова она сейчас, и затем сделаете следующий шаг к той жизни, к которой стремится ваша душа.

Главные изменения в нашей жизни начинаются с изменения нашего отношения к миру и одного маленького шага. Время, чтобы начать совершать эти шаги, сейчас очень дорого. Жизнь драгоценна и слишком коротка, чтобы быть потраченной впустую в сопротивлении желаниям собственного сердца.

Но подумайте, вы действительно знаете, чего хотите? Или вы живёте, делая то, что «должны» делать, в соответствии с программами, заложенными в вас на протяжении жизни? Найдите время, чтобы вспомнить и записать все свои «долги» - и те, о которых вам говорили, и те, что вы смоделировали для себя сами. А затем посмотрите на свою жизнь и увидьте то, что вам хотелось бы исправить.

«Потребности других (родных, друзей, коллег и т.д.) важнее моих собственных», «Я должна быть ответственной, даже если при этом мне приходится игнорировать желания/нежелания моего сердца», «Я должна сделать свою работу прежде, чем думать о развлечении», «Я должна съесть сначала обед, а потом десерт», «Я должна питаться лучше», «Я должна быть худее», «В этом возрасте я должна быть замужем», «Я должна быть хорошей, даже если для этого мне придётся промолчать о том, что я думаю на самом деле», «Я должен сказать ДА, когда хочется сказать НЕТ, потому что я не хочу никого обидеть, хотя обижаю при этом свою душу!»… Продолжайте дальше. «Копайте» глубже.

Позвольте всем своим «должен/должна», которые определяют ваше поведение, поступки и жизнь в целом, подняться на поверхность. А когда закончите, попробуйте почувствовать вес всех этих «должен» и «надо». Почувствуйте, какое это бремя - быть кем-то иным, а не тем, кем вы являетесь на самом деле в каждый момент времени. И когда вы будете готовы, разорвите и сожгите тот лист бумаги, и примите решение быть самими собой в каждый момент времени, в каждой ситуации.

Кто сказал, что вы должны быть женаты, богаты, стройнее, плотнее, красивее, скромнее, спокойнее, откровеннее, и т.д? Бог говорит иное. Бог говорит: «Будьте теми, кто вы есть». Любите себя. Вы уже красивы, вы прекрасны такие, какие есть.

Понаблюдайте за своей жизнью на протяжении недели: как много в ней того, что вы делаете, потому что должны, и того, что вам делать на самом деле хочется. Например, почему вы ходите на работу: потому что вам нужно оплачивать счета, кредиты, на что-то жить, или потому что вы хотите оплачивать счета, выплатить кредит и хотите зарабатывать на жизнь? В чём разница? Ну подумайте… Вы могли бы уйти с работы и позволить другим заботиться о себе, например, если бы хотели. Или, к примеру, найти другую работу - проще, интереснее, с бОльшим доходом. Вы могли сделать карьеру в другой сфере или создать своё дело. Вы видите, есть множество вариантов, позволяющих сделать свой выбор. Вам нужно всего лишь позволить себе задуматься, почему вы занимаетесь тем или иным делом, живёте той или иной жизнью, и изменить то, что вы «должны» делать на то, что делать хотите.

Делайте свой собственный выбор. Делайте то, что вам на самом деле хочется делать. И если вы не хотите что-то делать, ищите варианты и начинайте действовать, меняя то, что можно изменить, не изменяя себе. Чем чаще вы будете самими собой, тем приятнее, радостнее и гармоничнее будет ваша жизнь. Вы будете чувствовать себя намного комфортнее оттого, что пребываете в мире и в ладу с самими собой. И, как следствие, вы позволите и другим быть теми, кем они являются, не пытаясь их изменить и исправить.

Мы - те, кем нас создал Бог, и таковы, какими нам предназначено быть, и это не может быть неправильным. Мы - как части одного большого пазла, который без труда сложится в картину жизни, когда мы все начнём быть самими собой, и перестанем пытаться соответствовать понятиям других о том, какими мы «должны» быть.

В следующий раз, когда вы почувствуете, что вынуждены быть кем-то иным, отличным от того, кто вы есть, подумайте ещё раз… Вы несёте в мир любовь и добро, и вы можете быть честны с миром в том, кем являетесь на самом деле. Пожалуйста, говорите свою правду - то, что вы на самом деле думаете. Носите то, в чём вам комфортно и что позволяет вам чувствовать себя счастливыми. Ешьте то, чего хочет ваше тело, а не то, что вам «можно есть» согласно книгам и чьим-то рекомендациям. Делайте то, что доставляет вам радость.

Жизнь действительно коротка для того, чтобы пытаться быть кем-то иным, а не самим собой.

С любовью и в любви,
Тутта Майер

01.06.2018 | сайт

Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое (Пс. 89:12).

Наше время принадлежит Богу. Каждое мгновение нашей жизни принадлежит Ему, и нашей самой торжественной обязанностью является употребление этого дара для прославления Его имени. Ни об одном таланте, данном нам Богом, мы не должны будем дать Ему такого строгого отчета, как об употреблении дарованного нам времени.

Время бесценно. Христос считал каждый момент жизни драгоценным, так же должны относиться ко времени и мы. Жизнь слишком коротка, чтобы быть растраченной на пустяки. У нас есть совсем немного времени испытания, в течение которого нам предстоит подготовиться к вечности. У нас нет времени, чтобы тратить его попусту или посвящать его эгоистическим удовольствиям, нет времени, чтобы потворствовать греху. Именно теперь мы формируем наш характер для будущей вечной жизни. Только теперь можем мы подготовиться к будущему рассмотрению наших дел.

Человеческая семья, едва начав жить, стала сразу умирать… Человек, хорошо понимающий ценность времени как определенного ему для труда, приготовит себя к небесной обители, к жизни бессмертной. Такой человек оправдает свое рождение.

Дарованное нам время должно быть использовано с пользой. Но время, растраченное впустую, возместить невозможно. Мы не можем вернуть назад ни одного прожитого мгновения. Единственный путь, которым мы можем хоть как-то возместить убыток, - использовать оставшееся у нас время как можно лучше, став соработниками с Богом в осуществлении Его великого плана искупления…

Каждый прожитый нами миг отзывается какими-то последствиями в вечности. Мы должны пребывать в постоянной готовности откликнуться на призыв к служению. Кто знает, будет ли нам снова предоставлена возможность сказать слово жизни нуждающейся душе, возможность, которой мы располагаем сейчас, в данный момент. Бог может в любое время сказать человеку, которому мы не успели помочь: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20), и он окажется не готовым вследствие того лишь, что мы пренебрегли своей обязанностью. Какой отчет дадим мы в великий день суда? (Наглядные уроки Христа , с. 342, 343).

Жизнь - это драгоценный дар, который был дан каждому из нас. Так же высоко, как вы цените собственную жизнь, важно уважать жизнь каждого человека. Детей можно обучить этой концепции с ранних лет, чтобы им было легче сохранить эти ценности в течение всей жизни. Здесь представлены несколько хороших способов того, как научить ваших детей ценить жизнь

Инструкция

  • 1 Примите участие в акции, посвящённой поддержке Дома матери и ребёнка в вашем городе. Это поможет собрать деньги для будущих матерей, у которых недостаточно средств, чтобы вырастить своих детей, или просто нуждающихся в помощи. Объясните своему ребёнку, что даже у не рождённого младенца есть жизнь. Вы также можете сказать своему ребёнку, что помощь другим людям - это способ показать, что вы понимаете ценность жизнь.
  • 2 Если ваш ребёнок обращает внимание на другого ребёнка, который чем-то выделяется в его классе, используйте это, чтобы подчеркнуть тот факт, что все люди достойны равного обращения. Не важно, является ли тот ребёнок инвалидом или прибыл из другой части света; он значим для Бога и заслуживает уважения, как любой другой человек.
  • 3 Если умер домашний питомец, настало время поговорить с вашим ребёнком о различии между жизнью человека (сотворённого по образу Божию) и животных. Позвольте ребёнку погоревать об утрате любимца, но проясните также, что Бог ценит человеческую жизнь гораздо выше, чем жизнь животного. Обратитесь к книге Бытия 1:26-27 (о человеческой жизни) и Псалтыри 49:12 (о животных).