Атомный ракетного крейсера тарк адмирал нахимов. Новости модернизации крейсеров «Орлан. Модернизации и переоборудования


Вслед за США Россия готовит собственный потенциал быстрого глобального удара. В Северодвинске начались активные работы по ремонту и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин») проекта 11442 . Почти обезлюдевшую гигантскую ржавую «посудину», бесцельно проторчавшую у здешнего заводского причала с июля 1997 года, решено не просто реанимировать, а превратить, по сути, в частично бронированный «ракетный линкор», не имеющий аналогов в мире.

Обойдется стране это минимум в 50 миллиардов рублей – примерно в сумму, за которую мы неизвестно зачем покупаем у Франции каждый вертолетоносец типа . Впрочем, недавно завершившаяся многолетняя история с превращением в том же Северодвинске тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в полноценный индийский авианосец «Викрамадитья» свидетельствует, что на самом деле ремонт «Нахимова» обойдется куда дороже покупки «Мистраля».

На Северный флот обновленный «Адмирал Нахимов» по плану должен вернуться в 2018 году. Однако это будет нечто большее, чем просто мощное усиление корабельного состава североморцев. На самом деле, то, что сегодня происходит с «Нахимовым», свидетельствует, что Россия резко меняет свои подходы к ведению современных войн. Наряду с ядерным сдерживанием в военно-политическом арсенале Кремля появилась и собственная концепция быстрого глобального удара. Подобная той, которую конгресс США одобрил еще в 1997 году.

В чем суть такой концепции? С появлением высокоточного оружия большой дальности для мгновенного нанесения неприемлемого ущерба врагу стало необязательным применение ядерного оружия . Достаточно одновременно с разных направлений запустить сотни (а если мало – то и тысячи!) крылатых ракет в обычном снаряжении, каждая из которых способна, как утверждают, влететь даже не в конкретное окно, а в форточку за тысячи километров от места старта.

Целями могут стать не только военные объекты, но и мосты, причалы, вокзалы, заводы, центры связи и управления, электростанции и т.д. Никакая ПВО не способна гарантированно остановить всю эту хищную стаю. Хотя бы половина ракет долетит и в считанные минуты втопчет страну в каменный век.

При этом по сведениям доктора военных наук, капитана 1 ранга Константина Сивкова, для поражения объекта типа «среднее предприятие» или «аэродром» требуется от 8–10 до 15–20 крылатых ракет с учетом возможного противодействия сил и средств ПВО . Потребный расход этого оружия для поражения площадной цели типа «лагерь террористов» с уничтожением до 70 процентов находящегося в нем личного состава может составить от 4–5 до 10–12 ракет.

До сих пор США с тысячами их «Томагавками» были единоличным обладателем подобной стратегической дубины. У нас крылатые ракеты большой дальности для ударов по береговым целям тоже давно на вооружении. К примеру – оперативно-стратегические 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» и С-10 «Гранат» для кораблей и подводных лодок и Х-555 для бомбардировщиков. Бить по любым целям они способны не хуже . А в ряде случаев и лучше.

Скажем, ракеты С-10 «Гранат» по дальности полета превосходят американский аналог (3000 против 2500 км). А недавно принятая на вооружение крылатая ракета воздушного базирования , по сообщениям прессы, способна летать на 5000 км. И имеет просто фантастическую перспективу увеличения дальности — до 10000 км.

Вот только настоящего эффекта этим грозным арсеналом можно добиться, как уже сказано, лишь при массированном его применении. То есть, необходимо достаточное число носителей – самолетов, кораблей и подводных лодок. Вот с этим дело пока обстоит похуже, чем у Пентагона.

Скажем, американцы давно переделали четыре своих атомных подводных лодки типа «Огайо» для стрельбы «Томагавками». На каждом таком ракетоносце – по 154 крылатые ракеты . На 54 эсминцах ВМС США класса в ударном варианте может быть по 56 «Томагавков». На двадцати двух крейсерах ВМС США класса «Тикондерога» в стандартном варианте – по 26 таких пусковых установок. К этой армаде добавим еще стратегическую авиацию – вот и потенциал именно для быстрого и именно для глобального удара по любому уголку планеты.

А у нас? Пока в России основная масса оперативно-стратегических крылатых ракет – под крыльями ВВС . Каждый (всего их у нас 16) способен разом поднять 12 Х-555. На Ту-95МС (их в боеготовом состоянии не более 32) — около восьми точек подвески для такого оружия. На Ту-22М3 (их нынче по сообщениям открытых источников способно подняться в воздух порядка 40) – по 4 ракеты Х-555. Даже если удастся использовать их все – более шести сотен КР не получится. Для глобальности маловато.

Остается флот. По западным оценкам, сделанным, правда, еще в 1988 году, на наших подводных лодках всего около 100 ракет комплексов С-10 «Гранат». С той поры, впрочем, если это количество и изменилось, то лишь в меньшую сторону – вместе с числом атомных подводных ракетных крейсеров, которые частью пошли «на иголки», частью – в безнадежный отстой и бесконечный ремонт.

Ракетами «Калибр» будут вооружены строящиеся новейшие многоцелевые атомные подводные лодки — по 32 пусковые установки на каждом. Относительно готовым пока можно считать всего один корабль этой серии – (в декабре 2013 года она принята в опытовую эксплуатацию).

Тот же комплекс составит главный калибр и фрегатов проекта 11356, которые спешно клепают в Калининграде для Черноморского флота. На каждом – по 8 таких ракет. По плану первые три фрегата – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — черноморцы должны были получить уже в нынешнем году. Но это вряд ли. Судя по темпам работ, получить бы в 2014-м хотя бы «Григоровича».

Все планы сорваны и по вводу в строй новейшего , который должен нести до 16 оперативно-стратегических крылатых ракет. Головной корабль этой серии «Адмирал Горшков» спущен на воду в Санкт-Петербурге еще в 2010 году. Но дело с ним идет как-то особенно туго.

Сложить все вместе – суммарный залп выйдет все равно куда скромнее, чем даже у одного американского атомного подводного крейсера типа «Огайо». Поэтому принята программа перевооружения «Калибрами» еще и российских атомных подводных ракетных крейсеров проекта 949А типа «Антей». Когда-то они создавались для борьбы с авианосцами. И соответственно вооружались замечательными сверхзвуковыми дальнобойными противокорабельными ракетами оперативного назначения 3М45 «Гранит».

Поскольку теперь гоняться по океанам за американскими эскадрами вряд ли придется, «Антеи» меняют специализацию. А вместе с ними и «Граниты» — на «Калибры». Причем, как утверждают, число пусковых установок на «Антеях» останется тем же – по 24 на каждой лодке.

И все равно для глобальности маловато. Вот тут и подошла очередь застоявшегося в Северодвинске «Адмирала Нахимова». Самым грозным его оружием тоже были «Граниты», расположенные в 20 шахтных пусковых установках. Теперь их решено менять на противокорабельные П-900 «Оникс» и 3М54 «Бирюза» комплекса «Калибр» для стрельбы по береговым целям.

Всего под палубой «Адмирала Нахимова» будет 80 пусковых установок крылатых ракет. Что наверняка весьма впечатлит любого врага и заставит считаться с «Нахимовым». При этом сколько «Ониксов» и сколько «Бирюзы» и в каком количестве заряжать в пусковые установки — это в зависимости от поставленной боевой задачи.

Естественно, модернизация коснется не только ударного оружия будущего «ракетного линкора». Планируется поставить на него и новые системы ПВО (вместо двух ЗРС большой дальности С-300Ф «Форт» — новейшую зенитно-ракетную систему «Редут-Полимент», корабельный вариант ). Более совершенным станет противолодочное вооружение «Адмирала Нахимова», системы связи, управления и т. д.

Уже решено, что через несколько лет у причала северодвинского завода этот корабль заменит единственный оставшийся в строю его собрат – «Петр Великий». И ему предстоит тот же вариант обновления.

А вот что делать с двумя другими «Орланами» — «Адмиралом Лазаревым» (бывший «Фрунзе», в отстое на Тихоокеанском флоте с 1999 года) и «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров», в отстое на Севере с 1991 года)? Они и сейчас выглядят особенно дряхлыми. С учетом намеченной модернизации «Петра Великого» очередь до них до 2020 года точно не дойдет. И как быть с этими кораблями – пока не знает никто.

" проекта 11442, шифр "Орлан", планируют оснастить новыми российскими системами обнаружения пожара. Об этом Mil.Press FlotProm сообщил источник в Северном проектно-конструкторском бюро. По его словам, соответствующие изделия в составе комплекса "Гамма-01Ф" разработали в НПО "Пожарная автоматика сервис" (НПО "ПАС"). Предприятие заключает договор с ПО "Севмаш" об оснащении крейсера системами пожарной, температурно-тревожной и охранной сигнализаций, документ направлен в Северодвинск 24 апреля 2018 года.

"Изначально на "Орланы" установили "половинчатую" систему температурно-тревожной сигнализации с тепловыми датчиками СТ-072М, – объяснил собеседник издания. – Порог их срабатывания – 70 градусов. К тому же эту систему поставили только в помещениях электроэнергетической и энергустановок, в машинных отделениях".


Он добавил, что аппаратура уже старая и работала ненадежно. СТ-072М производили на Ивано-Франковском приборостроительном заводе. Новые датчики системы "Гамма" – российские, так что можно говорить и об импортозамещении, резюмировал источник.

Северное ПКБ сейчас продолжает работы по обеспечению ремонта с модернизацией ТАРКР "Адмирал Нахимов" (проект 11442М). По информации издания, до конца декабря специалисты бюро должны закончить разработку рабочей конструкторской документации на систему пожарной сигнализации.

Директор Северо-Западного представительства НПО "ПАС" Валерий Климентов подтвердил журналисту Mil.Press FlotProm информацию об оснащении "Нахимова" системами комплекса "Гамма-01Ф". В ответ на просьбу рассказать о преимуществах новой системы он сообщил, что порог в 70 градусов недостаточен: "Пожар может бушевать и при меньшей температуре". Климентов также добавил, что в рамках модернизации большим количеством современных пожарных извещателей оснастят гораздо больше помещений крейсера, а не только энергетические отсеки.
Охранную сигнализацию также заменят. Первоначально установленную на крейсере систему разработали для других кораблей еще в начале 1950-х годов. В НПО "ПАС" не уточнили цену договора. Издание направило в адрес ПО "Севмаш" соответствующий запрос. Новую систему обнаружения пожара в ходе модернизации также тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" проекта 11435. На корабль установят комплект приборов системы "Краб-М" разработки и производства завода "Кризо". Ее стоимость, по данным источника издания, – порядка 500 млн рублей.

Справка Mil.Press FlotProm

"Адмирал Нахимов " (экс-"Калинин") – третий корабль в серии тяжелых атомных ракетных крейсеров класса "Орлан" (проекты 1144 и 11442). С 1997 года находился на консервации. Контракт на его ремонт и модернизацию силами производственного объединения "Севмаш" подписали в 2013 году. В 2014-м "Нахимова" предприятия, в 2016 году с корабля .

Сроки завершения работ неоднократно переносили: вначале на 2020, потом на 2021 годы. В 2020 году корабль из бассейна на воду.

В августе 2017 года Mil.Press FlotProm опубликовал "Как сократить обнаружение корабельного пожара с 15 до 5 минут без ложных срабатываний". В материале рассказывается о новых решениях, сокращающих время поиска очага возгорания. "Флот и промышленность ищут пути обновления систем пожарной сигнализации на кораблях", опубликованная в октябре 2018 года, посвящена новым подходам к модернизации систем поиска и ликвидации возгораний на флоте.

Существующие технические требования к пожарным сигнализациям разработаны в 1989 году, такие системы на крейсерах "Петр Великий", "Москва" и "Варяг" пока не обновляли. Начало ремонта и модернизации последнего оставшегося в строю "Орлана" – крейсера "

МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Адмирал Нахимов" может вернуться в боевой состав Военно-морского флота России к 2021 году. Как сообщил на форуме "Армия-2017" глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, точные сроки будут известны после согласования объема оставшихся работ по ремонту и модернизации. "Адмирал Нахимов" станет вторым действующим кораблем проекта 1144 "Орлан" в составе ВМФ РФ. На сегодняшний день, напомним, Андреевский флаг поднят лишь на одном его "собрате" — . Оставшиеся два "Орлана", также построенные еще в СССР, подлежат утилизации. Тем не менее даже один корабль этого класса способен значительно повысить боевую мощь любого военно-морского стратегического объединения. К тому же в рамках модернизации "Нахимов" получит новые возможности.

Плавучая крепость

ТАРКР проекта 1144 "Орлан" считаются крупнейшими боевыми кораблями в мире за исключением авианосцев. Полное водоизмещение каждого — 25,8 тысячи тонн, длина — 250 метров, максимальная ширина — 28,5 метра, экипаж — 760 человек. Эти крейсера, по сути, являются вооруженными до зубов мобильными платформами, способными бороться с любым противником. Каждый несет на себе 20 пусковых установок противокорабельных ракет П-700 "Гранит", зенитно-ракетные комплексы "Оса-М", "Кинжал" и дальнобойные С-300Ф, зенитную артиллерию — установки "Кортик" и АК-630,с противолодочные ракето-торпеды "Метель" и "Водопад", реактивные бомбометы и автоматическую двуствольную пушку АК-130.

В составе российского ВМФ "Орланы" — единственные боевые корабли с атомной энергетической установкой, обеспечивающей внушительную автономность плавания в 60 суток и максимальную скорость в 31 узел. Дальность их хода практически неограниченна. Кроме того, эти крейсера могут работать в условиях крайнего Севера и способны обеспечивать значительное военное присутствие России в Арктическом регионе, который многие аналитики считают потенциальным полем боя за природные ресурсы в недалеком будущем. Все это в комплексе превращает российские ТАРКР в очень опасных противников.

Тем не менее корабли проекта постепенно устаревают. И если введенный в эксплуатацию в 1998 году "Петр Великий" еще можно назвать относительно "молодым", то "Нахимов", принятый в состав Северного флота на десять лет раньше, не может похвастаться хорошим "здоровьем". Этот корабль находится на модернизации с 1999 года, однако по факту работы над ним начались лишь в 2013 году, когда на это появились деньги. К ноябрю 2015 года судостроители демонтировали с него все старое оборудование и начали устанавливать новое.

Для поиска дефектов в корпусе применялись современные технологии. Как рассказал в начале недели "Газете.ру" глава ОСК Алексей Рахманов, было проведено полное 3D-сканирование всего корпуса крейсера. Расхождение по ряду поверхностей корпусных деталей достигало до полуметра. Такой способ дефектации считается очень эффективным, ведь далеко не все "болячки" можно выявить "на глазок".

Сдерживающий фактор

Если внешне "Адмирал Нахимов" преобразится незначительно, то большинство сложной электронной "начинки" и систем вооружения будет заменено. В частности, на крейсер установят новое радиоэлектронное оборудование, современные цифровые комплексы связи, системы жизнеобеспечения и многое другое. Ядерные реакторы корабля менять не будут, однако системы, обеспечивающие их постоянную работу, будут модернизированы.

Что касается вооружения, то "Адмирал Нахимов", а следом за ним и "Петр Великий", вместо противокорабельных "Гранитов" получат более современные П-800 "Оникс" и "Калибр". Последние могут применяться и по наземным целям, а значит, "Орланы" станут эффективным средством поддержки операций Сухопутных войск. Кроме того, на "Нахимов" планируется установить современные комплексы ПВО "Полимент-Редут" с максимальной дальностью стрельбы до 150 километров.

— "Орланы" получат универсальные корабельные стрелковые комплексы (УКСК), которые можно снаряжать и крылатыми ракетами большой дальности, например "Калибрами", и противокорабельным вооружением, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — Основной задачей "Орланов" всегда была борьба с авианосными ударными группами противника. Однако его тяжелые (более пяти тонн) ракеты "Гранит" уже устарели. С моей точки зрения, воевать с авианосцами должны подводные лодки, а "Петра Великого" и "Адмирала Нахимова" необходимо превратить в носители дальнобойного высокоточного оружия для уничтожения наземных целей. Таким образом, эти крейсера станут эффективным неядерным средством стратегического сдерживания.

Задел на будущее

Стоит отметить, что устанавливаемые на "Адмирала Нахимова" УКСК смогут использоваться и для пуска перспективных гиперзвуковых противокорабельных ракет "Циркон". Напомним, в июне британская газета The Times назвала ПКР "Оникс" и "Циркон" самой серьезной угрозой для королевского флота. Эксперты издания подчеркнули, что сверхзвуковые "Ониксы" способны подлетать к кораблю едва ли не над гребнями волн на скорости, в два раза превышающей скорость звука (в зоне поражения корабельной ПВО они находятся несколько секунд). Гиперзвуковые "Цирконы" просто неуловимы (невидимы в облаке плазмы) для существующих и перспективных систем ПВО-ПРО. Новейшие ПКР должны поступить на вооружение Военно-морского флота России в 2018 году.

По мнению ряда аналитиков, на ближайшую перспективу ремонт и глубокая модернизация существующих крупных надводных кораблей — наиболее предпочтительная стратегия, чем "погоня" за амбициозными, перспективными, но очень дорогими проектами вроде атомных эсминцев "Лидер" и авианосцев "Шторм". Сокращение военного бюджета заставляет "сдвинуть вправо" работу над морским оружием будущего. К тому же в рамках Госпрограммы вооружений на 2018-2025 год приоритет в финансировании получат Сухопутные и Воздушно-десантные войска, а также Воздушно-космические силы.

«Калинин»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Главный ударный комплекс

  • 20 х 1 - ПУ ПКРК 3К45 «Гранит».

Зенитное вооружение

  • 12 х 1 - ПУ ЗРК 3М41 С-300Ф «Форт»;
  • 2 х 2 - ПУ ЗРК 4К33 «Оса-МА»;
  • 6 х 2 ПУ ЗРАК 3М87 «Кортик».

Артиллерийское вооружение

Противолодочное вооружение

Однотипные корабли

«Калинин» - тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 11442 . 30 декабря 1988 года вступил в строй советского ВМФ и был включён в состав . 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов» . В связи с отсутствием у ВМФ России средств со второй половины 1990-х годов был выведен в резерв. С 2014 года на предприятии «Севмаш» приступили к капитальному ремонту и модернизации крейсера; планировалось вновь ввести его в строй в 2018 году, но впоследствии срок окончания работ перенесли на 2019-2020 год.

Общие сведения

Атомный ракетный крейсер «Калинин» стал последним кораблём своего типа , который успели достроить до раздела Советского Союза и обвального сокращения оборонных расходов. По классификации НАТО эти корабли обозначаются как «линейные крейсера класса Киров» (англ. Kirov-class battlecruiser), что подчёркивает их исключительные размеры и мощнейшее вооружение. Появление даже одного такого корабля на любом морском театре способно существенно изменить соотношение сил.

После раздела СССР содержание подобных кораблей стало слишком дорогим для постоянно сокращающегося флота РФ; немногие поступающие средства были направлены на достройку и поддержание в строю последнего корабля серии - «Петра Великого» , тем временем три его систершипа пришли в негодность. В 1997 году переименованный в «Адмирала Нахимова» крейсер совершил последний на сегодня переход своим ходом в Северодвинск для постановки в судоремонтный завод с целью проведения среднего ремонта, но фактически ремонт в течение нескольких лет не был даже начат, так что дальнейшая судьба корабля оставалась неопределённой вплоть до 2012 года. В конечном итоге крейсер было решено восстановить с модернизацией по проекту 11442М.

Постройка и испытания

Атомный крейсер «Калинин» в достройке на Балтийском заводе, 1988 год

17 мая 1983 года на Балтийском заводе в городе Ленинграде был заложен третий корабль проекта 1144 - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин». Это название было присвоено кораблю в честь лёгкого крейсера «Калинин» Краснознамённого Тихоокеанского флота. Тот, в свою очередь, был назван в честь советского государственного деятеля Михаила Ивановича Калинина (1875-1946). Во время строительства кораблю был присвоен заводской №802.

16 октября 1988 года достроенный крейсер вышел с завода на ходовые испытания в Балтийское море. За время испытаний ракетный крейсер «Калинин» прошёл 5000 миль.

В конце 1988 года для завершения испытаний «Калинин» перешёл на Север, и 30 декабря 1988 года Балтийский завод передал флоту новый тяжёлый атомный ракетный крейсер. Вместе с однотипным «Кировым» ТАРКР «Калинин» был включён в состав 120-й бригады ракетных кораблей Краснознамённого Северного флота СССР, тем самым существенно усилив боевые возможности бригады.

Особенности конструкции

В целом тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» повторяет по конструкции предыдущие проекта 1144 , но с рядом важных усовершенствований по вооружению и оборудованию. Следует отметить, что головной корабль этого проекта ещё находился на стапеле, когда для следующего был разработан усовершенствованный проект 11442 . В нём ряд образцов вооружения и оборудования был заменён новейшими системами, разрабатываемыми к тому времени: ЗРК «Кинжал» вместо «Оса-МА», зенитно-артиллерийский комплекс «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов, противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», спаренная 130-мм универсальная установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100, реактивные бомбомёты РБУ-12000 вместо РБУ-6000. Предполагалось все следующие после «Кирова» корабли этого типа строить по улучшенному проекту. Однако фактически, ввиду неготовности к серийному производству всех намеченных образцов вооружения, пришлось корректировать проект 11442 для каждого строящегося крейсера индивидуально. Корректировки частично возвращали более старые (аналогичные установленным на головном «Кирове») типы оружия и РЛС в тех случаях, когда промышленность ещё не была готова поставить новые. В результате получилось, что к техническому проекту 11442 оказался наиболее близок последний корабль серии - «Пётр Великий» . Однотипные «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения заняли промежуточное положение между головным «Кировым» и заключительным «Петром Великим».

Особенности вооружения ТАРКР проекта 11442

В частности, «Калинин» отличается от головного корабля установкой универсальной артиллерии в виде одной двухорудийной 130-мм башни АК-130 . Вместо шестиствольных реактивных бомбомётов РБУ-1000 «Смерч-3» по бортам от надстройки «Калинина» были установлены десятиствольные установки РБУ-12000 противоторпедного комплекса «Удав-1». Функции зенитной артиллерии ближнего действия вместо восьми шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 на «Калинине» были возложены на шесть новейших установок зенитных ракетно-артиллерийских комплексов (ЗРАК) «Кортик», на каждой из которых смонтировано по два 30-мм шестиствольных автомата АО-18 с суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и два блока по четыре пусковых установки зенитных ракет 9М311.

Также на «Калинине» был установлен усовершенствованный вариант комплекса С-300Ф «Форт», способный применять более новые ракеты 48Н6 наряду с 5В55РМ, которыми вооружался комплекс в базовой версии. Обновлённый «Форт» был унифицирован с наземным зенитно-ракетным комплексом С-300ПМ. Так как ракета 48Н6 была крупнее по габаритам (длиннее), чем ЗУР 5В55РМ - для неё была доработана пусковая установка Б-203А. Новые ракеты 48Н6, первые сведения о которых были опубликованы в 1990 году, могли поражать цели с максимальной скоростью до 1800 м/с (против 1300 м/с для 5В55РМ), вес боевой части возрос от 130 до 150 кг, дальняя граница зоны поражения расширена до 93 км ), а максимальная высота - до 27 км. Новые ракеты, как и предыдущие версии 5В55РМ, используют активный метод наведения (через РЛС ракеты) и могут перехватывать, помимо аэродинамических целей, и летящие в атмосфере баллистические ракеты противника. Оба корабельных ЗРК могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Зенитная ракета 48Н6 при необходимости может быть использована и по надводной цели, в том числе за пределами обнаружения корабельными локаторами.

Имевшийся на головном «Кирове» противолодочный комплекс «Метель» на всех крейсерах проекта 11442 был заменён более новым «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопаду» не требуется отдельная пусковая установка - его более компактные ракето-торпеды заряжаются в стандартные торпедные аппараты.

Радиотехническое вооружение крейсера было также существенно обновлено по сравнению с головным «Кировым» и включало в себя:

  • РЛК МР-800 «Флаг» в составе РЛС МР-600 «Восход» и РЛС МР-750 «Фрегат-МА»;
  • 2 НРЛС МР-212/201 «Вайгач-У»;
  • ГАК МГК-355 «Полином»;
  • комплексы РЭБ МП-503 «Кантата-М», МП-407 «Старт-2», системы постановки помех ПК-2М (4х2 140-мм ПУ) и ПК-10 (8х10 122-мм ПУ);
  • БИУС «Лесоруб-44»;
  • МКРЦ «Коралл-БН».

Модернизации и переоборудования

Вариант модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» по проекту 11442М (цветом выделены новые системы вооружения и радиоэлектронного оборудования, заменяющие штатные образцы)

После раздела СССР первые три крейсера серии, как и большинство других крупных кораблей бывшего советского ВМФ, в связи с отсутствием средств были выведены в резерв. В 1999 году крейсера «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» были приведены на судоремонтные заводы для ремонта и повторного ввода в строй, но фактическое начало работ постоянно откладывалось. В начале 2000-х годов несколько раз принимались решения как о восстановлении, так и об утилизации (то есть разборке на металл) атомных крейсеров, но даже на их утилизацию у флота не было денег. К 2012 году всё-таки приняли решение о восстановлении самого нового из стоящих в резерве ТАРКР - «Адмирала Нахимова». Восстановление крейсера было решено совместить с его глубокой модернизацией, поскольку со времени достройки корабля прошло уже свыше 20 лет, в течение которых появился ряд новых перспективных образцов вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Проект модернизации составляло Северное проектно-конструкторское бюро (г. Санкт-Петербург) - ранее именно в этом ПКБ был разработан проект 11442, по которому строили ТАРКР «Калинин». При модернизации почти полностью обновляется состав бортовых РЛС и в значительной мере пересматривается вооружение. Взамен главного ударного комплекса предполагается смонтировать в корпусе вертикальные пусковые установки универсального типа, позволяющие запускать крылатые ракеты «Калибр», П-800 «Оникс», а в перспективе - и гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон». Основу ПВО модернизированного крейсера должен составить новейший комплекс 3К96 «Редут» - его вертикальные ПУ предполагается смонтировать вместо комплекса «Форт» в носовой части, а также на корме в помещениях ЗРК «Кинжал» .

13 июня 2013 года был подписан контракт на проведение работ по капремонту и модернизации крейсера между министерством обороны России и предприятием «Севмаш» , а 24 октября 2014 года крейсер «Адмирал Нахимов» ввели в наливной бассейн «Севмаша» и приступили к демонтажу подлежащего замене оборудования. Согласно плану работ, модернизированный крейсер должен вступить в строй в 2018 году.

История службы

ТАРКР «Калинин» в походе, 1991 год

После завершения государственных испытаний (с 30 декабря 1988 года) ТАРКР «Калинин» включили в состав 120-й бригады ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры Краснознамённого Северного флота.

8 августа 1989 года борт крейсера «Калинин» посетил Главный инспектор МО СССР генерал армии М. И. Сорокин с целью ознакомления с новыми кораблями, техникой и вооружением.

В 1989 году ТАРКР «Калинин» завоевал приз главкома ВМФ по ракетной стрельбе главным комплексом.

В 1990 году по итогам стрельб атомный крейсер «Калинин» был вновь награждён переходящим призом ГК ВМФ за первое место в ракетной стрельбе главным комплексом.

4 января 1991 года отряд кораблей в составе ТАРКР «Калинин», ракетного крейсера «Маршал Устинов» , эсминца «Безупречный» и БПК «Симферополь» вышел на боевую службу в Средиземное море. Командовал отрядом боевых кораблей командир 120-й БРК капитан 1 ранга Александр Иванович Бражник. До 23 января на переходе в Северной Атлантике до Гибралтарского пролива отряд сопровождал также эсминец «Окрылённый» . По ходу этой боевой службы крейсер оказал помощь экипажу терпящего бедствие турецкого сухогруза «Свероглу I». Всего боевая служба ТАРКР «Калинин» длилась 198 суток, и 25 июля 1991 года крейсер вновь ошвартовался в Североморске.

ТАРКР «Калинин» во время боевой службы в Средиземном море, 1991 год

1 октября 1991 года на основе расформированной 120-й бригады была создана 43-я дивизия ракетных кораблей, в которую наряду с другими включили и тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин».

В октябре 1992 года крейсер посетили сразу две иностранные делегации: 7 октября - делегация ВМС Финляндии во главе с контр-адмиралом Сакари Виса, а 10 октября - делегация из Италии во главе с начальником Генерального штаба вооружённых сил Итальянской республики генералом Д. Корчионе.

В 1993 году ТАРКР «Адмирал Нахимов» завоевал приз ГК ВМФ по ракетной стрельбе главным комплексом.

12 октября 1994 года крейсер выполнил зенитную стрельбу на приз главкома ВМФ, завоевав этот приз как лучший корабль по ПВО. Примечательно то, что отличная стрельба крейсера не дала в тот раз получить высокой оценки за стрельбу корабельной ударной группе (КУГ) в целом, поскольку «Адмирал Нахимов» самостоятельно сбил почти все мишени. КУГ из состава 7-й оперативной эскадры, помимо атомного крейсера, включала в себя эсминцы «Расторопный» и «Безудержный» ; руководителем стрельбы и командующим КУГ был командир 43 дивизии ракетных кораблей контр-адмирал В. Ф. Лякин, а старшим был командир эскадры контр-адмирал В. Г. Доброскоченко, находившийся на ТАРКР «Адмирал Нахимов». Для проведения стрельб пришлось закрывать для судоходства район с радиусом около 300 км; условия стрельбы были максимально усложнены, и 11 имитирующих низколетящие крылатые ракеты мишеней входили в зону обстрела с интервалом не более 5 секунд. В результате стрельб семь мишеней уничтожил крейсер комплексами «Форт», а эсминцы успели сбить только две ракеты РМС-35 и обстрелять две мишени РМ-120 своими 130-мм универсальными пушками комплексов АК-130. Расход боекомплекта ЗУР 5В55РМ комплекса «Форт» крейсера составил 19 штук, а кроме этого было выпущено 2 ракеты 9М31 комплексом «Оса-МА» и расстреляно семьдесят 130-мм снарядов универсального калибра. Мишень РМС-35 была уничтожена первой ракетой 5В55РМ прямо на рубеже дальней границы зоны поражения, а на поражение остальных мишеней понадобилось 18 ЗУР 5В55РМ, четыре из которых сошли с траектории и самоликвидировались . Стрельба получилась очень плотной - пуски ЗУР со второй по девятнадцатую уложились в отрезок времени 69 секунд, хотя по ТТХ интервал между пусками составляет не менее 5 секунд. Во время стрельбы впервые один комплекс вёл обстрел сразу четырёх мишеней - так, что одновременно в воздухе находилось семь нацеленных на них зенитных ракет. По результатам анализа стрельбы были выработаны практические рекомендации, внедрённые впоследствии на всех кораблях эскадры.

В 1994 году крейсер «Адмирал Нахимов» вновь завоевал приз Главнокомандующего ВМФ России по ракетной стрельбе ударным комплексом.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Калинин» в походе, начало 1990-х годов

22 августа 1995 года борт ТАРКР «Адмирал Нахимов» посетил командующий Королевскими ВМС Таиланда адмирал Прогат Сирилет.

28 сентября 1995 года ТАРКР «Адмирал Нахимов» и ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Горшков» посетила делегация из Индии во главе с начальником Генерального штаба ВМС Индии адмиралом Виджай Хит Хай Нокхаватом.

18 декабря 1995 года ТАРКР «Адмирал Нахимов» посетила делегация норвежских военных во главе с министром обороны Норвегии Йоргеном Косму.

В 1995 году ТАРКР «Адмирал Нахимов» вновь завоевал приз ГК ВМФ «Лучший корабль по ПВО».

8 июля 1997 года на борту ТАРКР «Адмирал Нахимов» на показательное учение в море выходил патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и другие церковные иерархи. Тогда же, в июле 1997 года, крейсер совершил свой последний на сегодня переход своим ходом до места ремонта в Северодвинск.

14 августа 1999 года крейсер был поставлен для проведения среднего ремонта на предприятие «Севмаш» в Северодвинске. Фактически работы по ремонту долгое время не начинались, даже шла речь о возможном списании корабля.

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» на модернизации в наливном бассейне ПО «Севмаш», февраль 2015 года. Фото Олега Кулешова

В сентябре 2008 года был всё-таки утверждён план среднего ремонта крейсера с расчётным сроком сдачи флоту в 2012 году; на заводе приступили к выгрузке отработанного ядерного топлива из реакторов корабля.

В 2012 году план ремонта «Адмирала Нахимова» был скорректирован: теперь задумано совместить ремонт с крупномасштабной модернизацией корабля, в ходе которой планируется заменить большую часть вооружения и радиоэлектронного оборудования крейсера новыми образцами.

13 июня 2013 года был заключён контракт между министерством обороны России и ПО «Севмаш» на проведение модернизации крейсера. Плановый срок сдачи флоту назначили на 2018 год.

24 октября 2014 года «Адмирал Нахимов» на буксирах завели в наливной бассейн «Севмаша». 30 января 2015 года была завершена подготовка корабля к огневым работам и начат демонтаж подлежащего замене и ревизии оборудования. 28 января 2016 года, согласно заявлению пресс-службы ПО «Севмаш» , была завершена очистка и близится к завершению дефектация корпусных конструкций крейсера. В марте 2016 года на предприятии ввели в эксплуатацию новый 128-метровый портальный кран, способный доставлять на борт ремонтируемого крейсера крупногабаритные грузы весом до 60 тонн.

В начале 2017 года появились сообщения о возможном сдвиге сроков сдачи корабля на 2019-2020 год, вместо ранее намеченного 2018 года.

За время службы крейсер нёс следующие бортовые номера :

  • 180 (в 1988 году);
  • 064 (в 1989 году);
  • 085 (с 1990 по 1994 годы);
  • 080 (с 1994 года по настоящее время).

Командиры

За время службы атомным крейсером «Калинин»/«Адмирал Нахимов» командовали:

Даты Звание Командир Фотография
1986-1989 капитан 2 ранга Чеботарев Валерий Михайлович
1989-1994 капитан 1 ранга Галанин Анатолий Фёдорович
1994-1998 капитан 1 ранга Суханов Леонид Викторович
1998-1999 капитан 2 ранга Турилин Александр Васильевич
1999-2003 капитан 1 ранга Халевин Андрей Юрьевич --
2003-н/д капитан 1 ранга Васильченко Геннадий Александрович --

В настоящее время экипаж крейсера временно расформирован в связи с длительным ремонтом и модернизацией, соответственно не назначен и командир.

Модернизация крейсера проекта «Орлан»

В этом году на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов» проекта 11442М «Орлан» , который проходит ремонт и модернизацию на Севмаше, будет открыт новый фронт работ – начнется поставка крупногабаритного оборудования.

Кроме того, в 2017 году на крейсере приступят к монтажу систем и трубопроводов . Сейчас корабелы Севмаша заняты установкой корпусного насыщения, ведется подготовка к электромонтажным работам. При ремонте корабля применяется инновационная методика работы, связанная с 3D-моделированием. Объединение многочисленного оснащения корабля в одном пространстве в реальных условиях и проверка их взаимного расположения в модели помогает делать работу более эффективной.

Как отмечает ответственный сдатчик Владимир Павлов, опытные работы, которые были проведены трубозаготовительным цехом в некоторых помещениях корабля, показали хорошие результаты. При новой системе должно значительно сократиться время изготовления изделий.

Заложена атомная подводная лодка «Князь Пожарский» >>

Этот корабль, начавший службу в 1988 году, в конце девяностых годов был отправлен на ремонт и до сих пор не вернулся в строй. Долгие годы простоя сказались на состоянии корабля, кроме того, вооружение и бортовое оборудование уже устарели и должны быть заменены для дальнейшей эксплуатации корабля. По этим причинам Минобороны России заказало ремонт и обновление ракетного крейсера. Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ только флагман Северного флота «Петр Великий». Два «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» на Северном.

Вашему вниманию видео (с 5 мин 35 сек ) грандиозной стройки нового флагмана российского флота – атомного крейсера «Адмирал Нахимов» , бывшего «Калинина». После окончания ремонта это будет самый современный и мощный боевой корабль, оснащённый уникальной радиоэлектроникой и новейшим вооружением.

Главной целью модернизации является придание боевой единице Северного флота требуемой современным реалиям боевой эффективности. Для этого нужна не только полная замена устаревшего оборудования и систем вооружений, но и обеспечение возможности дальнейшей модернизации.

Из наиболее трудоемких задач, поставленных перед корабелами Севмаша, на первом месте стоит замена наклонных шахтных пусковых установок, предназначенных для ракет 3М45, универсальными комплексами УКСК 3С14 вертикального старта. Возможно, от наклонной схемы все же не откажутся (многие детали проекта держатся в тайне), но запуск больше не будет производиться из затопляемых позиций (необходимость в этом диктовалось «подлодочным» происхождением устаревших 3М45).

Завершено строительство серии подлодок для ЧФ ВМФ России >>

В качестве нового ударного вооружения можно рассматривать ракетные комплексы 2-ух типов. Крейсер «Адмирал Нахимов» в зависимости от пожеланий военных может быть оснащен комплексом П-800 «Оникс» или «Калибр». Следует отметить, что при использовании ракет «Оникс» боезапас корабля останется прежним – в габариты имеющихся пусковых установок может быть помещено только 20 ракет этого типа. При использовании системы «Калибр» общий боекомплект крейсера может быть в разы больше. По некоторым данным, на крейсер проекта 11442М могут быть установлены пусковые установки для 80 ракет различного назначения. Такое большое количество ракет в арсенале «Адмирала Нахимова» диктуется способом их применения – «волчья стая». Отразить такую групповую атаку практически невозможно.

Крейсер «Адмирал Нахимов» предположительно будет вооружен для борьбы с подводными лодками комплексами «Пакет-НК» (возможно, что в составе вооружений оставят хорошо зарекомендовавший себя и не устаревший «Водопад-НК»). Реактивные бомбометы РБУ-6000 заменят «Удавы-1», способные осуществлять надежную защиту от торпедных атак.

Испытания атомной подлодки "Подмосковье" >>

Сменится и основной зенитно-ракетный комплекс корабля «Форт». С момента его создания сухопутные системы С-300 прошли несколько этапов модернизации. Например, последняя модификация С-300ПМУ стоит на крейсере «Петр Великий» . Однако, скорее всего, «Адмирал Нахимов» получит куда более совершенную систему С-400 «Триумф».

Особенность «Триумфа»- в более совершенном радиолокаторе, позволяющем обнаруживать цели на дальности до 400 км. В более мощной ЭВМ, способной значительно быстрее определять характер возникающих угроз, и поражать наиболее опасные цели. РЛС комплекса обеспечивает одновременно трассовое сопровождение до 100 целей и точное сопровождение до 6. Ведет одновременный обстрел 36 целей с наведением на них до 72 ракет.

Еще одна особенность С-400 состоит в том, что разные типы целей система может поражать разными ракетами. Например, одной ракетой аэродинамические цели уничтожаются на расстоянии до 400 км, а другая способна сбить объект и на высоте 5 метров. Кроме того, это первая в мире зенитно-ракетная система, умеющая сбивать ядерные боеголовки, из-за чего ее считают главным элементом нестратегической ПРО России.

Ближняя зона ПВО корабля, скорее всего, будет усилена морским аналогом сухопутного зенитно-ракетного комплекса «Панцирь» . Во всяком случае, в Тульском КБ, где создавалась система, неоднократно говорили о возможности ее включения в состав корабельного вооружения.

Планируется, что ремонт и глубокая модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) «Адмирал Нахимов» будет завершена к 2021 году. После 25 лет простоя у причальной стенки главной базы Северного флота в Североморске, в качестве плавштаба эскадры надводных кораблей, крейсер снова станет самой мощной боевой единицей флота, способной представлять интересы страны в Мировом океане.

ТАРКР «Адмирал Нахимов» проекта 1144 «Орлан» до 1992 года имел название «Калинин». Крейсер был заложен 17 мая 1983 года на Балтийском судостроительном заводе. 25 апреля 1986 года спущен на воду. 30 декабря 1988 года пополнил боевой состав ВМФ СССР, 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов».

Статьи которые Вам могут быть интересны: