Фотограф 20 века сергей константинович горский. Прокудин-Горский Сергей Михайлович: пионер цветной фотографии из Киржача


Раздел 1 Мужчины

Александр Михайлович (1873-1918), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896) , камергера. Родился в г. Муроме. Жил в С.-Петербурге, затем в с. Тамакульское Камышловского уезда Пермской губернии и был убит большевиками в г. Камшлове в июле 1918 г.

Алексей Михайлович (1875-1875), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896), камергера. Родился и умер в Муроме.

Алексей Неофитович (Нефедович) (1785-1827), сын Неофита Ивановича Прокудина. В одном источнике упомянут как «Проркудин-Горский». Возможно, принял двойную фамилию по примеру своего дяди Михаила Ивановича (1744-1812 или 1813), писателя. По другим источникам всё же писался как «Прокудин». До 1818 г. служил в Нежинском драгунском полку, полковник. Последние годы жил в своем имении Круглые Паны Нижегородской губернии в 20 верстах от Саровской пустыни.

Борис Георгиевич (Егорович) (1859-1884), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Умер в Перми от чахотки.

Вадим Александрович (1903-1958), сын Александра Михайловича (1871 или 1872-1918). Родился в г. Алапаевске на Урале. После революции был вынужден отказаться от второй части фамилии. В 1920-е и 1930-е проживал в с. Тамакульское.

Валерий Михайлович (1860-?), сын Михаила Сергеевича (1833-после 1882), штабс-капитана. Его дочь Вера Валерьевна Рогожина (1903-1927) похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве в одной могиле с Владимиром Михайловичем Прокудиным-Горским.

Владимир Михайлович (1878 или 1879-1960), сын Михаила Георгиевича (1851-1890). Мать - Евдокия Ивановна Кемпе (1852-1937). С 1899 г. на военной службе. До 1917 г. - владелец имения Дубровское в Старицком уезде, конезаводчик. В 1918-1920 гг. работал инспектором Виндавской ж.д., потом в Наркомземе (с 1920 г.) и Наркомфине. В 1931 г. Коллегией ОГПУ г. Самары приговорен по ст. ст. 58-7 (вредительство) и 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность) к лишению прав проживания в 12 пунктах. С 1935 г. работал экономистом в Москве (под неполной фамилией "Прокудин"). Реабилитирован Куйбышевским облсудом 19 апреля 1957 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .

Владимир Николаевич (?-до 1869), дядя Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа (брат его отца Михаила Николаевича). Прапорщик, до 1859 г. служил во Псковском внутреннем гарнизонном батальоне.

Владимир Сергеевич (1871-1872), сын Сергея Георгиевича (Егоровича) (1841-?). Родился и умер во Владимире.

Георгий Георгиевич (Егор Егорович) (1860-1906), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. В Справочной книге и адрес-календаре г. Саратова за 1898 и 1906 гг. указан как секретарь Общества Саратовского Дома Трудолюбия под попечительством Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Одновременно занимал должность заведывающего административным отделом и отделом топлива Рязанско-Уральской железной дороги.
Дети: дочери София, Мария и Валентина.

Георгий (Егор) Сергеевич (1820 - после 1871), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Ковровский лесничий (1850-1857), покровский земский исправник (1857-1861), мировой посредник 3-го участка Покровского уезда (с 1861). Писатель в жанре «охотничьей литературы». Дети: сыновья Сергей, Михаил, Борис, Георгий, Дмитрий, дочери Варвара, Мария, Софья, Ольга.

Дмитрий Георгиевич (Егорович) (1862-1931), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. 1 августа 1899 г. был избран в председатели схода Фоминской вольной пожарной дружины (с. Фоминки нынешнего Гороховецкого района Владимирской области). Участвовал в революционной деятельности (предположительно, с 1881 г.). Начальник боевой дружины Северной железной дороги во время революции 1905 г. Оставил воспоминания о тех событиях. В 1925 г. работал в редакции журнала «Вестник Московско-Курской железной дороги», проживал на ст. Люблино. Умер в Москве.

Дмитрий Сергеевич (1892-1963, Париж), первый сын Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. Детей не было.

Егор Егорович , см. Георгий Георгиевич (Егор Егорович)

Лев Дмитриевич (?-1942?), сын Дмитрия Георгиевича (1862-1931), революционера-железнодорожника. До войны жил и работал в Кинешме. Умер от голода во время Великой Отечественной (по другим сведениям — пропал без вести). Семьи у него скорей всего не было.

Лев Михайлович (1772-1843), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора. Надворный советник, помещик Шуйского и Покровского уездов Владимирской губернии. Погребён на Ваганьковском кладбище в Москве (могилу найти не удалось).

Михаил Георгиевич (Егорович) (1851-1890), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Обучался во Владимирском дворянском пансионе (1862-1870). Умер от воспаления лёгких, похоронен в Алупке.

Михаил Иванович (1744-1812 или 1813), первый носитель фамилии «Прокудин-Горский», принявший её в 1792 году (до этого - Пракудин). Известный в своё время литератор, автор пьес. Дети: сыновья Лев, Николай, Сергей и дочь Прасковья.

Михаил Михайлович (1870-1870), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896) , камергера. Родился и умер в Муроме (в возрасте 5 мес.).

Михаил Николаевич (1835?-1896), отец Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. С 1878 по 1895 - камергер Двора Е.И.В., погиб в Иркутской ссылке.

Михаил Сергеевич (1833-после 1882), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Помещик Покровского уезда, штабс-капитан. Автор заметки «Петр Горский один из участников Куликовской битвы», опубликованной в журнале «Русская старина» за 1880 г.: . Дети: Сергей (1858-?), Валерий (1860-?), Николай (1872-?).

Михаил Сергеевич (1895-1961, Париж), второй сын Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа.Дети: Сергей (1932-2005) и Анна (1930-1996).

Михаил (Мишель) Сергеевич (р. 1955), сын Сергея Михайловича (1932-2005), правнук знаменитого фотографа. Живёт во Франции.

Николай Михайлович (?-1849), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора, дед Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа. Титулярный советник, покровский уездный предводитель дворянства (1830-1832). Жена: Надежда Степановна. Дети: Юлия, Аграфена, Владимир и Михаил.

Николай Михайлович (1865-1883), младший брат Сергея Михайловича (1863-1944), знаменитого фотографа, сын Михаила Николаевича (1835?-1896), камергера. Значится в списке умерших учеников Александровского лицея.

Николай Михайлович (1872-?), сын Михаил Сергеевича (1833-после 1882), штабс-капитана. Был представлен в офицеры (1890е).

Николай Михайлович (1878-1905), предположительно сын Михаила Георгиевича (1851-1890) . На воинской службе с 1896 г. В 1904 г. отправлен в город Мукден в распоряжение начальника штаба Маньчжурской армии. В Метрической книге полковой церкви 20 Восточно-Сибирского полка запись о смерти Николая Михайловича Прокудина-Горского, поручика того же полка (застрелился в августе 1905 г.).

Пётр (Пьер) Сергеевич (р. 1957), сын Сергея Михайловича (1932-2005), правнук знаменитого фотографа. Музыкант, живёт в Париже.

Сергей Георгиевич (Егорович) (1841-?), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 - после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов. Состоял при Владимирской губернской чертежной в звании частного землемера и таксатора (1867-1871). В Адресной книге С.-Петербурга на 1894 г. упомянут как сотрудник Департамента государственного казначейства.

Сергей Михайлович (1789-1841), сын Михаила Ивановича (1744-1812?), литератора. С 1827 по 1840 год был покровским земским исправником. Совладелец имения Фуникова Гора. Сохранилось надгробие на кладбище Архангельского погоста Киржачского района:
Дети: Михаил (1833-после 1882), Георгий (Егор) (1820-?), Аграфена, Елизавета.

Сергей Михайлович (1858-?), сын Михаила Сергеевича (1833-после 1882). После военной службы работал в Министерстве финансов, податным инспектором в Самарканде (1893-95). После 1895 о нём нет упоминаний. Детей не было.

Сергей Михайлович (1863-1944), знаменитый фотограф, сын Михаила Николаевича (1835 ?-1896), камергера. Дети: сыновья Дмитрий (1892-1957) и Михаил (1895-1961), дочери Екатерина (1893-1976) и Елена (1921-1994).

Сергей Михайлович (1932-2005), сын Михаила Сергеевича (1895-1961, Париж), внук знаменитого фотографа. Родился и умер в Париже. Дети: Михаил (Мишель), Петр (Пьер), Екатерина, Анна.

Юрий Александрович (1907-1945), сын Александра Михайловича (1871 или 1872-1918). Родился в с. Шутино Шадринского уезда. После революции был вынужден отказаться от второй части фамилии. В 1920-е и 1930-е проживал в с. Тамакульское. Погиб на фронте Великой Отечественной войны в апреле 1945 года.

История 10 снимков последнего хроникера Российской империи Сергея Прокудина-Горского

Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей - то, что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века - качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Своей задачей изобретатель, педагог, ученый, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи - в Императорской Академии художеств, Сергей Прокудин-Горский видел фиксацию жизни России в истинном цвете. С 1903 по 1916 год он составил "Коллекцию достопримечательностей Российской империи" - уникальное крупнейшее собрание цветных фотоснимков.

Сергея Прокудина-Горского часто называют отцом цветной фотографии. Но это лишь один из распространенных мифов о выдающемся ученом. Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году - за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Не случайно именно Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина "родиноведение". Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения - установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Новый предмет должен был получить название "родиноведение". Эти уроки так и не были введены в школах царской России - революция 1917 года помешала замыслу. А сам ученый эмигрировал в 1918 году, узнав о расстреле царской семьи, и последние годы своей жизни провел во Франции.

Однако в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. С помощью первого биографа фотографа и ведущего специалиста по его творчеству Светланы Гараниной и основателя Музея С.М. Прокудина-Горского Василия Дрючина мы решили рассказать о Прокудине-Горском и его деятельности через десять снимков.

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский - к тому времени авторитетный ученый, широко известный и в России, и за рубежом, - написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Разрешение на приезд было получено. В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

"Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. <...> В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения", - писал Прокудин-Горский.

Эту заметку русского фотографа-художника "К юбилейному портрету Гр. Л.Н. Толстого" в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда нашла бывшая в то время аспиранткой Московского государственного института культуры, а ныне ведущий специалист по творчеству Сергея Прокудина-Горского Светлана Гаранина. В 1970 году и заметка, и фотопортрет Льва Толстого были опубликованы в номере журнала "Наука и жизнь".

Обед на покосе, 1909 год

Отправляясь в свои экспедиции по России, Сергей Прокудин-Горский хотел зафиксировать жизнь глубинки, в том числе для горожан, чтобы они понимали красоту и многообразие родной страны. Как и многие русские интеллигенты, исследователь считал, что хранителем русской самобытности, уклада и основы России являются крестьяне.

Этот снимок сделан предположительно в июне 1909 года на берегу реки Шексна возле Череповца, сама местность в 1941–1947 годах была затоплена Рыбинским водохранилищем. Снимок показывает, что Прокудин-Горский подходил к процессу как художник, передающий живописный образ крестьян.

"По некоторым данным, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горского до самой его кончины в Париже", - рассказал Василий Дрючин.

Крестьянские девушки, 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды, - один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Реставратор: Сергей Свердлов

Фрагмент именно этой фотографии выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы коллекции Прокудина-Горского.

Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До него моделям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда - естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.

Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год

Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далекие окраины империи. Снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка" относится к этой серии. Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).

Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, - молокане, старообрядцы, духоборы, субботники и др. В Бакинскую губернию их переселяли целыми общинами за вероотступничество. Одним из ареалов заселения русскими стала Мугань. Прокудин-Горский фиксировал исторический процесс этой колонизации. На снимке - русские переселенцы-молокане.

Эта фотография украсила обложку первого издания, посвященного Прокудину-Горскому, альбома Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 год).

Неизвестная на веранде в Лугано, 1908 год

Сложность для исследователей творчества Прокудина-Горского заключается в том, что профессор не описывал подробно локации и обстоятельства своих съемок. Некоторыми историями он делился в журнале "Фотограф-любитель", главным редактором которого он стал в 1906 году. Самое подробное описание - это съемка Льва Толстого в Ясной Поляне. Обстоятельства и истории создания других фотографий собираются по крупицам.

Одна из самых загадочных частей коллекции Прокудина-Горского - фотографии представительниц дворянского сословия. Исследователи его творчества, несмотря на годы поисков, до сих пор не смогли точно определить их имена.

Реставрация: Станислав Пустовит

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). По данным Василия Дрючина, в Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала "Фотограф-любитель" Адриану Лаврову. "Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов", - рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год

Неизвестными остаются и запечатленные участники строительства Мурманской железной дороги. Несмотря на многолетние усилия, исследователи установили только одного человека на снимке - главный врач Сергей Серебренников (слева в сером костюме).

Реставраторы: Константин и Владимир Ходаковские

Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию на строительство участка Мурманской железной дороги. Дорога начала строиться в спешке, предполагалось, что она изменит ход войны.

Снимок сделан на причале в поселке Кемь-Пристань (Кемский район, Карелия). На нем - группа гражданских инженеров, работавших на строительстве Мурманской железной дороги. Они сидят на недостроенном глубоководном причале, к которому скоро должны начать швартоваться корабли стран-союзников с оружием и боеприпасами. Тогда еще никто не мог представить, что через несколько лет, в 1920-х, с этого причала пароходы будут увозить людей в Соловецкий лагерь особого назначения.

Эмир Бухарский, 1911 год

Фиксируя жизнь Российской империи, Прокудин-Горский совершил несколько поездок по Центральной Азии. "В январе 1907 года он со своими помощниками едет в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение, - рассказала Светлана Гаранина. - С погодой не повезло, но времени они не теряли и отправились снимать архитектуру города. Это имело огромное значение для культуры. В октябре случилось землетрясение, храмы погибли. Памятники Самарканда в цвете сохранились на снимках Прокудина-Горского. Сейчас в Средней Азии его имя известно лучше, чем у нас".

Этот снимок сделан в 1911 году во время поездки в Бухару, которая в те годы была вассальным государством Российской империи. На нем - Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарский (взошел на престол в 1910 году).

Реставратор: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Для истории фотографии этот снимок ценен тем, что демонстрирует высочайший уровень технологии Прокудина-Горского в передаче цвета.

Фотограф использовал технологию, основанную на исследованиях англичанина Джеймса Максвелла и француза Луи Артюра Дюко дю Орона, запатентовавшего метод тройного цветоделения. В 1902 году Сергей Прокудин-Горский обучался в фотомеханической школе в Германии у профессора Адольфа Мите, который сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и проектор для показа цветных снимков.

Метод заключается в том, что цветной предмет снимается на черно-белую стеклянную пластину с одной точки через три светофильтра - синий, зеленый и красный.

"Одно из этих трех стекол пропускает все красные, оранжевые и желтые лучи спектра, задерживая все остальные; другое пропускает все зеленые лучи и задерживает все остальные; третье пропускает голубые, синие и фиолетовые лучи, но не пропускает остальных", - объяснял сам Прокудин-Горский. Затем позитивы просматривались через проектор с тремя объективами. Каждый кадр проецировался через светофильтр соответствующего цвета. Сложение трех изображений очень точно воспроизводило цвет объекта.

Вместе с тройным цветоделением в Европе и в России активно развивалась другая методика цветной съемки - автохром, которую в 1904 году запатентовали братья Люмьер. Прокудин-Горский исследовал фотопластинки братьев Люмьер после начала их массового выпуска в 1907 году. В результате русский фотограф предпочел сложную технологию последовательных экспозиций с помощью фотоаппарата Мите. Автохром сильно уступал по качеству цветопередачи и давал зернистую картинку. Однако именно эта технология нашла широкое распространение из-за более простого процесса фотографирования. После Прокудина-Горского в России цветная фотография с помощью тройного цветоделения не получила развития.

Вид монастыря преподобного Нила Столбенского, 1910 год

На снимке - Богоявленский собор Ниловой пустыни на озере Селигер. В качестве точки для съемки Прокудин-Горский выбрал полуостров Светлица.

Реставрация: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Монастырь Нилова пустынь был основан на острове Столбный в конце XVI века. Он был широко известен по всей России как одно из наиболее посещаемых паломниками святых мест. На фотографиях Прокудина-Горского запечатлена та архитектура монастыря, которая сложилась к середине XIX века.

Здание пострадало в годы советской власти, а внутреннее убранство Богоявленского собора, каким запечатлел его Прокудин-Горский, практически полностью утрачено.

Этот снимок стал эмблемой организованной в 2001 году Библиотекой Конгресса США выставки "Империя, которой была Россия" - именно с нее началось пробуждение интереса к наследию русского фотографа.

Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год

Фотографию храма Рождества Христова в Крохине (Белозерский район Вологодской области) Сергей Прокудин-Горский сделал в 1909 году. В том же году в жизни Прокудина-Горского и в развитии его дела произошло важное событие - ученый получил предложение представить свои фотоснимки государю Николаю II.

Реставратор: Юрий Катанов

Судьбоносный для коллекции Прокудина-Горского показ состоялся 3 мая в Царском Селе. "Ровно в половину девятого дежурный араб (В рукописи, скорее всего, допущена опечатка. Имеется в виду арап - прим. ТАСС) возвестил: "Их Императорские Величества" и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные свиты. После первой же картины, когда я услыхал одобрительный шопот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке" (Орфография и пунктуация оригиналы сохранены - прим. ТАСС), - вспоминал Прокудин-Горский во вступлении к своим мемуарам, датированном 1932 годом (орфография и пунктуация автора сохранены). После этого фотограф получил официальную поддержку документирования Российской империи. Заключалась она в следующем: Прокудину-Горскому были предоставлены специально оборудованный железнодорожный вагон и небольшой пароход, также царская канцелярия выдала документы, которые давали ему разрешение на съемки всех территорий империи. Все остальные расходы на технику и содержание экспедиции Прокудин-Горский по-прежнему оплачивал из собственных средств, осознавая значение своего дела для современников и для будущих поколений.

Сейчас села Крохина не существует, оно затоплено в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища. Из воды выступают тающие с каждым годом развалины белых стен. Это то, что осталось от церкви Рождества Христова.

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки, предположительно 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива - документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки фотографии "Обед на покосе". Рядом с Сергеем Михайловичем - 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957). В 1908 году он вместе с сыном Прокудина-Горского Дмитрием сопровождал фотографа в Ясную Поляну для съемок Льва Толстого. Далее участвовал во многих экспедициях Прокудина-Горского и до конца жизни работал в Государственном оптическом институте в Ленинграде. Эта фотография впервые была представлена на выставке "Неизвестный Прокудин-Горский" в 2017 году в Музее современной истории России.

Ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции. Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность.

Впрочем, говорить, что его наследие оценено в полной мере, пока рано. На территории России пока нет ни одной мемориальной доски, посвященной Прокудину-Горскому, - ни в Санкт-Петербурге, где находились квартира и типография исследователя, ни в Киржаче, неподалеку от которого он родился. Память о нем поддерживается энтузиастами. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы "Романовская школа".


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также

Этот список самых знаменитых снимков С. М. Прокудина-Горского был составлен мною почти 4 года назад, но с тех пор число читателей блога увеличилось примерно в 10 раз, так что есть смысл повторить пост. Впрочем, немного обновил материал (первоначально было рассмотрено восемь снимков).

Первое место, разумеется, за портретом Льва Толстого, который ещё в 1908 г. разошелся большими тиражами в виде открыток, журнальных вклеек и настенных постеров:

А в советское время этот портрет издавался ещё большими тиражами (публикации в книгах и журналах). В 1978 г. он появился на обложке главного еженедельника СССР журнала "Огонёк" тиражом более 2 млн. экземпляров! Вероятно, этот рекорд уже никогда не будет побит.

Второе место отдадим так называемому "автопортрету", который украшает статью о Прокудине-Горском в Википедии.

Снимок вклеен в альбом с подписью "По реке Каролицхали".
На самом деле, здесь две ошибки. Во-первых, технология трехцветной съемки не позволяла тогда делать никаких "автопортретов", а значит, снимал кто-то из помощников (возможно, один из сыновей).
Во-вторых, широко распространившееся название снимка, как недавно стало известно, ошибочное, просто кем-то из помощников Сергея Михайловича была перепутана подпись при вклейке в контрольный альбом. В самом деле, можно ли сидеть "по реке"? Но дело, конечно не в этом, а в том, что Прокудин-Горский сидит на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Чтобы это понять, потребовалось несколько недель исследовательской работы, в которой участвовали, независимо друг от друга, два местных жителя, батумца. Подлинное авторское название снимка есть в альбоме - "На реке Скурицхали. Этюд". К нему приклеили какой-то "левый" снимок с водопадом.

Третье место - знаменитый портрет эмира Бухарского, 1911 г.:

Портрет совершенно бесподобен по колориту, без него не обходится ни одна выставка.
Даже аватарки по мотивам появились:

Четвёртное место - снимок "Крестьянские девушки". [д. Топорня], который отличается, как и предыдущий, бесподной яркостью красок.
Это фото полюбилось сразу двум режиссёрам: Леониду Парфёнову, который посвятил ему отдельный сюжет в фильме "Цвет нации" и голладскому по имени Бен ван Лисхаут, который сделал из него оригинальный постер для фильма "Инвентаризация Родины":

В оригинале:

Пятое место - снимок с Прокудиным-Горским на дрезине у Петрозаводска, 1916 год:


Нашлись умельцы, которые анимировали это изображение! Дрезина плавно бежит по рельсам и если ещё наложить подходящий звуковой ряд, то получиться отличный клип:-)
Кстати, пара подобных анимаций вошли в последний документальный фильм о Прокудине-Горском - «Россия в цвете» (режиссёр: Владимир Мелетин, 2010).

Шестое место - "Вид монастыря из Светлицы". [Монастырь преп. Нила Столбенского, озеро Селигер]. 1910 г.:

Этот снимок стал эмблемой американской выставки "Империя, которой была Россия" 2001 г., с которой началось пробуждение массового интереса к наследию пионера цветной фотографии.
Вид, действительно, завораживающий своим благолепием.

Седьмое место - снимок семьи русских переселенцев в поселке Графовка Муганьской степи:

Снимок широко известен по той причине, что украшает обложку самого первого альбома снимков Прокудина-Горского под ред. Роберта Оллсхауза, изданного в США в 1980 г. (Allshouse, Robert H. (ed.). Photographs for the Tsar: The Pioneering Color Photography of Sergei Mikhailovich Prokudin-Gorskii Commissioned by Tsar Nicholas II. — Doubleday, 1980).

Восьмое место - фотография с участниками постройки Мурманской ж. д. на пирсе в Кемь-порту. Она стала широко известна благодаря помещению её на суперобложку первого (и пока единственного) альбома Вейников "Российская империя в цвете":

Девятое место - ещё один фотопортрет Прокудина-Горского, на сей раз, на знаменитом карельском водопаде Кивач, воспетом ещё Гаврилой Державиным:


Снимок был вынесен на обложку альбома под ред. С. Гараниной, изданного в 2006 г.

Опрелиться с 10 местом довольно трудно, т.к. есть много достойных претендентов.
Может быть, шедевральный "Обед на покосе"?

По некоторым сведениям, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горсокого до самой его кончины.

Интересно узнать мнение читателей, какие снимки Прокудина-Горского они считают знаменитыми?

Творчество известнейшего русского фотографа, изобретателя, педагога Сергея Прокудина-Горского насчитывает около двух тысяч стеклянных цветоделенных негативов, запечатлевших многовековую культуру Российской империи в канун грандиозных потрясений.

В течение первых 15 лет XХ века реализовал грандиозный проект - цветную съёмку Российской Империи.

К 1906 году Прокудин-Горский опубликовал несколько статей, посвящённых принципам цветной фотографии. К тому времени он настолько усовершенствовал новый метод, который гарантировал одинаковую цветочувствительность всего спектра, что мог создавать цветные кадры, подходящие для проекции.

Именно Прокудин-Горский, в то же время, разработал новый метод передачи цветного изображения: он снимал объекты трижды - через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. В итоге получалось 3 черно-белых позитивных пластины.

Для воспроизведения полученных изображений он использовал трёхсекционный диапроектор с синим, красным и зелёным светом. Все 3 картинки одновременно проецировались на экран, и в итоге можно было видеть полноцветную фотографию.

В 1909 году Прокудин-Горский был уже широко известным мастером и редактором журнала «Фотограф-любитель». В это время ему наконец удается воплотить в жизнь свою мечту по созданию фотолетописи всей российской империи.

Послушав совет Великого князя Михаила, Прокудин-Горский рассказывает о своих планах Николаю II и, конечно, слышит слова поддержки. В течение нескольких лет специально для поездок с целью фотографического документирования жизни империи правительство выделяло Прокудину-Горскому железнодорожный вагон, оснащённый всем необходимым.

За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин. За этот период технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально. Таким образом была создана уникальнейшая галерея прекрасных фотографий.

После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией - стеклянными пластинами в 20 ящиках - сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. В 1920-х годах он проживал в Ницце. Сергей Михайлович был очень рад тому, что его труды помогали молодому русскому поколению, находящемуся за границей, понять, как выглядит их родина.

Коллекции фотопластин Прокудина-Горского пришлось пережить неоднократные переезды семьи Прокудина-Горского и немецкую оккупацию Парижа.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией Игоря Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями.

В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так всем нам удалось вернуть уникальный архив к жизни.