Ледокол балтика. «Балтика»: удивительный ледокол, который ходит боком. Аварийно-спасательное судно «Балтика» - асимметричность не порок


Во-вторых, возможностью идти во льду полубоком, что даёт почти в два раза более широкий канал, 50 вместо 25 метров у обычного ледокола схожих габаритов. 50-метровый канал позволяет свободно проходить коммерческим судам. Для движения "косым" ходом есть второй мостик.

Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Ледокол создавали в два этапа. Заложили в июне 2012 на калининградском «Янтаре», затем, через год, основные части перевезли в Финляндию на Arctech Helsinki Shipyard для сборки. Первые испытания состоялись в начале 2014, а в мае он был принят госкомиссей.

Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга. Он способен продвигаться в ровном льду толщиной 1 м. Длина судна - 76,4 м, ширина - 20,5 м, осадка — 6,3 м, мощность трех дизельных генераторов — 7,5 МВт, скорость - 14 уз., скорость в ровном льду толщиной 1 м — 3 уз. Общая составляет 7,5 МВт. Экипаж — 24 человека, специальный персонал — 12 человек, автономность — 20 суток (24 человека).

как-то странно ассоциируется с таким снегоуборщиком:

Аварийно-спасательное судно «Балтика» - асимметричность не порок

«Балтика» - не совсем обычный проект. Изначально, когда только началось строительство судна, некоторые отзывались о нем с долей иронии, в основном из-за того, что термин асимметричный, часто путали со словом «кривой» или «косой», что не очень близко к истине. А собственно сама эта асимметрия и стала визитной карточкой проекта.

«Объявлен конкурс на косого капитана»
(комментарий к новости Newsland)

«А управлять им будет вечно "кривой" экипаж»
(комментарии к новости «Новости ВПК»)

«Если пароход выглядит, как урод, то и эксплуатироваться будет - по-уродски! Урок "поповок" впрок не пошёл (а может быть, современные интернет-конструкторы про них ничего и не слышали)».
(комментарий к новости «Корабел.ру»)

Подшучивать над конструкцией ледокола, когда в сети появились фотографии и видеозаписи, на которых можно четко разглядеть, что судно не просто очередной «миф», а самая что не на есть реальность, постепенно перестали. Но корабелы и просто интересующиеся люди нашли еще один повод сокрушаться и подтрунивать над отечественным судпромом. Однако это уже скорее не недовольство и агрессия, а обыкновенная констатация факта с легкой долей грусти и самоиронии — мол, «Балтика» хоть и наша, да только построили ее финны. И никакими отговорками на счет поставки частей корпуса с отечественных предприятий и чрезмерной загруженности верфей нашей страны ратующих за российское судостроение не усмирить.

Так, на конференции «Российское судостроение», которая прошла в Санкт-Петербурге в апреле 2014 года, глава ЗАО «ЦНИИМФ» Сергей Буянов в своем приветственном слове отметил, что «Балтика», безусловно является уникальным в своем роде судном, но все-таки «хотелось бы, чтобы такие суда строились на наших отечественных заводах» .

Аварийно-спасательное судно "Балтика" / Российский морской регистр судоходства

Но как бы там ни было — это тема для отдельного разговора, а новое ледокольное судно практически готово к работе «на все сто». И те, кто присутствовал на ходовых испытаниях лично смогли убедиться в том, что немного нестандартный подход к проектированию все-таки стал своеобразным прорывом.

И хотя проект получил свое материальное воплощение только сейчас, как нам рассказали в «Aker Arktic», которая является разработчиком проекта «Балтики», идея асимметричного ледокола родилась в конце 90-х годов, когда были проанализированы требования ледокольного обеспечения для флота Балтийского моря.

К концу 1996 года задумка о создании ледокола, двигающегося лагом, получила развитие, а в 1997 году прошли первые модельные испытания проекта АRC 100. «Позже было принято решение о строительстве нефтяного терминала в Приморске. Тогда же появилась идея использовать судно для борьбы с разливами нефти» , - сообщили в компании.

Далее работа по развитию проекта продолжалась в сотрудничестве с Морской администрацией Финляндии, Природоохранным институтом Финляндии и компанией АББ при частичном финансировании работ Технологическим фондом Финляндии. В итоге, обновлённый проект был представлен администрациям Финляндии и России в 2003 году. Минтранс России сделал заказ на постройку судна при подписании контракта в 2011 году.

Вообще судно подобное «Балтике» могло быть построено еще раньше. Об этом, когда «Корабел» посещал «Aker Arktic» (см. статью «Судостроение в Финляндии. Часть 2: «Aker Arctic» - «Трудно доказать преимущества инновационного подхода») рассказал директор по продажам Арто Уускаллио: «У нас была возможность реализовать эту идею раньше, но Заказчик тогда в последний момент предпочел традиционный концепт судна. Это передовая разработка, а в судостроении исповедуется консервативное мышление. Трудно доказать преимущества инновационного подхода» .

«В целом появление такого проекта, стало своеобразным ответом на увеличение числа танкерных перевозок в Финском заливе» , - отмечают в «Aker Arktic». Ассиметричный ледокол - продолжение традиции применения на судах метода движения во льдах кормой вперёд. Практически, «Балтика» за счет того, что двигаясь вперёд под углом к диаметральной плоскости, делает канал 50 метров шириной, заменяет работу двух ледоколов.

«Aker Arktic» запатентовала идею асимметричного корпуса судна. Аналогов в мире нет, отмечают разработчики проекта. И «Балтика» - первое судно, построенное по проекту АRC 100. «В настоящий момент проект расширен до уровня усиленной версии, предназначенной для более суровых условий работы в Арктике» , - сообщили в компании.

«Секрет уникальности создания концепции судна заключается в комплексном подходе к решению проблем. Это мультифункциональное ледокольное судно. Оно прекрасно подходит для круглогодичного аварийного дежурства в рамках мероприятий по борьбе с разливами нефти, для эскортных операций, аварийной буксировки, для тушения пожаров и мониторинга окружающей среды» , - отметили в финской компании.

Судно оснащено дизель-электрической установкой с тремя азимутальными гребными движителями - одно из устройств расположено в носовой части, второе в кормовой и третье сбоку в кормовой части корпуса. Это решение обеспечивает эффективную работу судна при движении носом, кормой и лагом. Также в работе «Балтике» помогают и винторулевые колонки суммарной мощностью 7,5 МВт. Аварийно-спасательное судно имеет двойное дно, непрерывную главную палубу и твиндек, а также полубак. Надстройка с жилыми и служебными помещениями расположена в носовой части «Балтики».

Судно способно двигаться в ровном льду толщиной 1 м как носом, так и кормой вперед и под углом, прокладывая канал шириной до 50 м в ровном льду толщиной 60 см. Для сравнения, по некоторым данным, дизель-электрические ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург» могут сделать канал 28 м, а ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600, строящийся на «Балтийском заводе», - 29 м. Стоит отметить, что двигатели «Балтики» могут работать на топливе с низким содержанием серы, а это особенно важно с точки зрения экологической эффективности.

«На судне применены новые принципы сбора нефтяных разливов: лацпорт открывается и собирает нефть в режиме хода судна, а затем в специальных отсеках с помощью щеточных коллекторов нефть отделяется от воды и может перегружаться на сборочные суда» , - рассказал Сергей Шишкин, начальник управления классификации РС. Такая система работает даже даже при значительном волнении моря.

Остальное оборудование ледокола, как отмечают в Российском морском регистре судоходства, также представляет собой самые современные образцы, которые отвечают текущим и перспективным требованиям к безопасности, экологической и энергетической эффективности, эргономике. Не зря «Балтика» называется многофункциональным судном — оно способно выполнять сразу несколько задач: проведение ледокольных операций в портах и припортовых акваториях, буксировка судов и плавучих объектов, проводка судов, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, тушение пожаров, экологический мониторинг и выполнение аварийно-спасательных операций. Для этого на судне есть все необходимое оборудование: вертолетная площадка, кран грузоподъемностью 25 тонн для проведения грузовых операций, оборудование для сбора нефтепродуктов и спуска/подъема рабочего катера.

Заказчиком судна выступило Федеральное агентство морского и речного транспорта России. Ни для кого не секрет, что заказ на строительство «Балтики» был направлен ПСЗ «Янтарь». Завод заключил контракт 9 ноября 2011 года. Закладка судна состоялась 6 июня 2012-го. В качестве субподрядчика завода выступила финская верфь Arctech Helsinki Shipyard Inc. Таким образом калининградские корабелы занимались изготовлением блоков корпуса, а финны — формированием корпуса, достроечными работами и проводили испытания.

Сегодня мало кто может сказать, что проект не удался. Хотя, в действии его видели лишь работники верфи и те специалисты, что присутствовали на испытаниях, да и то не в ледовых условиях. Но это все еще впереди. Следующей зимой все «противники» и «защитники» необычного проекта смогут узнать, справится «Балтика» со своей «ледокольной» задачей или нет. По словам Сергея Шишкина: «Настоящее крещение льдом состоится в следующую зимнюю навигацию в акватории Финского залива, и мы надеемся, что судно подтвердит свои проектные характеристики» . Как отметил руководитель проекта Р-70202 Игорь Зубаков, которого цитирует пресс-служба завода «Янтарь», на испытаниях в море судно показало прекрасные ходовые характеристики и высокую маневренность, а значит заказчик останется доволен.

Судно будет передано заказчику в Петербурге. Планируется, что ледокол будет работать на Балтике. Однако помимо всего прочего еще предстоит подготовить к работе и экипаж судна. «""Балтика"" сложнее в управлении, чем обычное судно и требует специальной подготовки. Поскольку крупные судоходные компании выражают заинтересованность проектом, на базе Хельсинского морского института уже создана модель компьютерного обучения для будущих штурманов таких судов» , - отмечает начальник управления классификации РС.

В конце хотелось бы отметить, что возможно «Балтика» будет не единственным асимметричным ледоколом. Тем более, как рассказали в компании, разработавшей проект интерес к этому судну безусловно есть. «Сейчас об этом судне говорят на каждой конференции арктической и морской тематики. Ходовые испытания не только подтвердили ожидания, но и оказались лучше. Теперь очень интересно узнать, как судно будет вести себя во льдах», - отметили в пресс-службе «Aker Arktic».

В полку самых удивительных судов мирового флота состоялось очередное пополнение. Весной 2015 года в Санкт-Петербурге был поднят российский флаг на многофункциональном судне «Балтика» — первом в мире асимметричном ледоколе, или, как этот новейший тип судов еще называют, ледоколе косого хода.

Финский эксперимент

Для проводки больших транспортных судов во льдах часто приходится применять два ледокола: один пробивает канал, второй его расширяет, поскольку крупнотоннажный транспорт нуждается в более широком коридоре. Не очень экономно. Над решением этой проблемы задумались инженеры финской компании Aker Arctic Technology, одного из мировых лидеров в области арктических технологий. Возникла идея: а почему бы ледоколу не двигаться во льдах боком, чтобы пробивать канал достаточной ширины для проводки даже самых больших судов? Сначала были проведены эксперименты с моделями в бассейне, затем с обычным ледоколом, который с помощью буксиров заставили наезжать на лед бортом, а не носом. Эксперименты оказались удачными, но при этом выяснилась необходимость оптимизировать форму корпуса: профиль одного из бортов следует заточить под работу со льдом. Поэтому борта у нового ледокола получились разными по форме, что сделало его корпус асимметричным.

Вторая особенность конструкции «Балтики» — винты. Их три: два расположены на корме, один — на носу. Но главное — все три винта смонтированы в виде винторулевых колонок (это общепринятое название для устройства, в котором винт поворачивается на 360 градусов, то есть управление кораблем происходит не за счет рулей, а за счет винтов), которые могут поворачиваться на 360 градусов. Благодаря этому ледокол способен плыть не только вперед-назад, но и боком или наискось. В результате «Балтика» шириной 20,5 метра и мощностью 9 МВт способна проделывать во льдах 50-метровый канал! Для сравнения: ширина атомного ледокола «Арктика» мощностью 49 Мвт — 30 метров.

На все руки

Уникальная управляемость позволила сделать судно многофункциональным. «Балтика» может тушить пожары (в том числе горящую на воде нефть), работать в тесной акватории порта, проводить спасательные работы с использованием 25-тонного крана, служить аэродромом для вертолетов, а также собирать нефть с поверхности воды. Причем последнее делается прямо на ходу. В борту предусмотрен специальный люк — лацпорт, через который загрязненная вода поступает в отсек, где нефть отделяется по уникальной запатентованной технологии. Возможность двигаться боком значительно ускоряет процесс очистки.

Финны не скрывали, что готовили этот проект для России, которая намерена заняться нефтедобычей в северных морях. И они не ошиблись в расчетах. Уникальной разработкой заинтересовалась Морская спасательная служба Федерального агентства морского и речного транспорта. Первое судно по этому проекту — «Балтика» — изготавливалось двумя странами совместно. Заложен ледокол был на заводе «Янтарь» в Калининграде, а спущен на воду после достройки на финской верфи Arctech Helsinki Shipyard. Эта верфь принадлежит российской Объединенной судостроительной компании и сотрудничает с банком ВТБ.

В апреле 2015 года «Балтика» прошла испытания во льдах Карского моря, где успешно преодолевала льды толщиной 1,5 метра прямым ходом. Канал шириной 50 метров судно способно проделать во льдах толщиной до 80 см. Необычный корабль займет достойное место в списке судов, оставивших заметный след в истории ледокольного флота.

Великолепная пятерка

Пять революционных проектов, которые стали вехой в развитии ледокольного судостроения.

0620 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930 931 932 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961 962 963 964 965 966 967 968 969 970 971 972 973 974 975 976 977 978 979 980 981 982 983 984 985 986 987 988 989 990 991 992 993 994 995 996 997 998 999 1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009 1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019 1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029 1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039 1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049 1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059 1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099 1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109 1110 1111 1112 1113 1114 1115 1116 1117 1118 1119 1120 1121 1122 1123 1124 1125 1126 1127 1128 1129 1130 1131 1132 1133 1134 1135 1136 1137 1138 1139 1140 1141 1142 1143 1144 1145 1146 1147 1148 1149 1150 1151 1152 1153 1154 1155 1156 1157 1158 1159 1160 1161 1162 1163 1164 1165 1166 1167 1168 1169 1170 1171 1172 1173 1174 1175 1176 1177 1178 1179 1180 1181 1182 1183 1184 1185 1186 1187 1188 1189 1190 1191 1192 1193 1194 1195 1196 1197 1198 1199 1200 1201 1202 1203 1204 1205 1206 1207 1208 1209 1210 1211 1212 1213 1214 1215 1216 1217 1218 1219 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 1234 1235 1236 1237 1238 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 1338 1339 1340 1341 1342 1343 1344 1345 1346 1347 1348 1349 1350 1351 1352 1353 1354 1355 1356 1357 1358 1359 1360 1361 1362 1363 1364 1365 1366 1367 1368 1369 1370 1371 1372 1373 1374 1375 1376 1377 1378 1379 1380 1381 1382 1383 1384 1385 1386 1387 1388 1389 1390 1391 1392 1393 1394 1395 1396 1397 1398 1399 1400 1401 1402 1403 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 1511 1512 1513 1514 1515 1516 1517 1518 1519 1520 1521 1522 1523 1524 1525 1526 1527 1528 1529 1530 1531 1532 1533 1534 1535 1536 1537 1538 1539 1540 1541 1542 1543 1544 1545 1546 1547 1548 1549 1550 1551 1552 1553 1554 1555 1556 1557 1558 1559 1560 1561 1562 1563 1564 1565 1566 1567 1568 1569 1570 1571 1572 1573 1574 1575 1576 1577 1578 1579 1580 1581 1582 1583 1584 1585 1586 1587 1588 1589 1590 1591 1592 1593 1594 1595 1596 1597 1598 1599 1600 1601 1602 1603 1604 1605 1606 1607 1608 1609 1610 1611 1612 1613 1614 1615 1616 1617 1618 1619 1620 1621 1622 1623 1624 1625 1626 1627 1628 1629 1630 1631 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 1640 1641 1642 1643 1644 1645 1646 1647 1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Во-вторых, возможностью идти во льду полубоком, что даёт почти в два раза более широкий канал, 50 вместо 25 метров у обычного ледокола схожих габаритов. 50-метровый канал позволяет свободно проходить коммерческим судам. Для движения "косым" ходом есть второй мостик.

Проект Р-70202 инновационного ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций был разработан финской компанией Aker Arctic Technology. Ледокол создавали в два этапа. Заложили в июне 2012 на калининградском «Янтаре», затем, через год, основные части перевезли в Финляндию на Arctech Helsinki Shipyard для сборки. Первые испытания состоялись в начале 2014, а в мае он был принят госкомиссей.

Ледокол оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга. Он способен продвигаться в ровном льду толщиной 1 м. Длина судна - 76,4 м, ширина - 20,5 м, осадка — 6,3 м, мощность трех дизельных генераторов — 7,5 МВт, скорость - 14 уз., скорость в ровном льду толщиной 1 м — 3 уз. Общая составляет 7,5 МВт. Экипаж — 24 человека, специальный персонал — 12 человек, автономность — 20 суток (24 человека).

как-то странно ассоциируется с таким снегоуборщиком:

Аварийно-спасательное судно «Балтика» - асимметричность не порок

«Балтика» - не совсем обычный проект. Изначально, когда только началось строительство судна, некоторые отзывались о нем с долей иронии, в основном из-за того, что термин асимметричный, часто путали со словом «кривой» или «косой», что не очень близко к истине. А собственно сама эта асимметрия и стала визитной карточкой проекта.

«Объявлен конкурс на косого капитана»
(комментарий к новости Newsland)

«А управлять им будет вечно "кривой" экипаж»
(комментарии к новости «Новости ВПК»)

«Если пароход выглядит, как урод, то и эксплуатироваться будет - по-уродски! Урок "поповок" впрок не пошёл (а может быть, современные интернет-конструкторы про них ничего и не слышали)».
(комментарий к новости «Корабел.ру»)

Подшучивать над конструкцией ледокола, когда в сети появились фотографии и видеозаписи, на которых можно четко разглядеть, что судно не просто очередной «миф», а самая что не на есть реальность, постепенно перестали. Но корабелы и просто интересующиеся люди нашли еще один повод сокрушаться и подтрунивать над отечественным судпромом. Однако это уже скорее не недовольство и агрессия, а обыкновенная констатация факта с легкой долей грусти и самоиронии — мол, «Балтика» хоть и наша, да только построили ее финны. И никакими отговорками на счет поставки частей корпуса с отечественных предприятий и чрезмерной загруженности верфей нашей страны ратующих за российское судостроение не усмирить.

Так, на конференции «Российское судостроение», которая прошла в Санкт-Петербурге в апреле 2014 года, глава ЗАО «ЦНИИМФ» Сергей Буянов в своем приветственном слове отметил, что «Балтика», безусловно является уникальным в своем роде судном, но все-таки «хотелось бы, чтобы такие суда строились на наших отечественных заводах» .

Аварийно-спасательное судно "Балтика" / Российский морской регистр судоходства

Но как бы там ни было — это тема для отдельного разговора, а новое ледокольное судно практически готово к работе «на все сто». И те, кто присутствовал на ходовых испытаниях лично смогли убедиться в том, что немного нестандартный подход к проектированию все-таки стал своеобразным прорывом.

И хотя проект получил свое материальное воплощение только сейчас, как нам рассказали в «Aker Arktic», которая является разработчиком проекта «Балтики», идея асимметричного ледокола родилась в конце 90-х годов, когда были проанализированы требования ледокольного обеспечения для флота Балтийского моря.

К концу 1996 года задумка о создании ледокола, двигающегося лагом, получила развитие, а в 1997 году прошли первые модельные испытания проекта АRC 100. «Позже было принято решение о строительстве нефтяного терминала в Приморске. Тогда же появилась идея использовать судно для борьбы с разливами нефти» , - сообщили в компании.

Далее работа по развитию проекта продолжалась в сотрудничестве с Морской администрацией Финляндии, Природоохранным институтом Финляндии и компанией АББ при частичном финансировании работ Технологическим фондом Финляндии. В итоге, обновлённый проект был представлен администрациям Финляндии и России в 2003 году. Минтранс России сделал заказ на постройку судна при подписании контракта в 2011 году.

Вообще судно подобное «Балтике» могло быть построено еще раньше. Об этом, когда «Корабел» посещал «Aker Arktic» (см. статью «Судостроение в Финляндии. Часть 2: «Aker Arctic» - «Трудно доказать преимущества инновационного подхода») рассказал директор по продажам Арто Уускаллио: «У нас была возможность реализовать эту идею раньше, но Заказчик тогда в последний момент предпочел традиционный концепт судна. Это передовая разработка, а в судостроении исповедуется консервативное мышление. Трудно доказать преимущества инновационного подхода» .

«В целом появление такого проекта, стало своеобразным ответом на увеличение числа танкерных перевозок в Финском заливе» , - отмечают в «Aker Arktic». Ассиметричный ледокол - продолжение традиции применения на судах метода движения во льдах кормой вперёд. Практически, «Балтика» за счет того, что двигаясь вперёд под углом к диаметральной плоскости, делает канал 50 метров шириной, заменяет работу двух ледоколов.

«Aker Arktic» запатентовала идею асимметричного корпуса судна. Аналогов в мире нет, отмечают разработчики проекта. И «Балтика» - первое судно, построенное по проекту АRC 100. «В настоящий момент проект расширен до уровня усиленной версии, предназначенной для более суровых условий работы в Арктике» , - сообщили в компании.

«Секрет уникальности создания концепции судна заключается в комплексном подходе к решению проблем. Это мультифункциональное ледокольное судно. Оно прекрасно подходит для круглогодичного аварийного дежурства в рамках мероприятий по борьбе с разливами нефти, для эскортных операций, аварийной буксировки, для тушения пожаров и мониторинга окружающей среды» , - отметили в финской компании.

Судно оснащено дизель-электрической установкой с тремя азимутальными гребными движителями - одно из устройств расположено в носовой части, второе в кормовой и третье сбоку в кормовой части корпуса. Это решение обеспечивает эффективную работу судна при движении носом, кормой и лагом. Также в работе «Балтике» помогают и винторулевые колонки суммарной мощностью 7,5 МВт. Аварийно-спасательное судно имеет двойное дно, непрерывную главную палубу и твиндек, а также полубак. Надстройка с жилыми и служебными помещениями расположена в носовой части «Балтики».

Судно способно двигаться в ровном льду толщиной 1 м как носом, так и кормой вперед и под углом, прокладывая канал шириной до 50 м в ровном льду толщиной 60 см. Для сравнения, по некоторым данным, дизель-электрические ледоколы «Москва» и «Санкт-Петербург» могут сделать канал 28 м, а ледокола мощностью 25 МВт проекта 22600, строящийся на «Балтийском заводе», - 29 м. Стоит отметить, что двигатели «Балтики» могут работать на топливе с низким содержанием серы, а это особенно важно с точки зрения экологической эффективности.

«На судне применены новые принципы сбора нефтяных разливов: лацпорт открывается и собирает нефть в режиме хода судна, а затем в специальных отсеках с помощью щеточных коллекторов нефть отделяется от воды и может перегружаться на сборочные суда» , - рассказал Сергей Шишкин, начальник управления классификации РС. Такая система работает даже даже при значительном волнении моря.

Остальное оборудование ледокола, как отмечают в Российском морском регистре судоходства, также представляет собой самые современные образцы, которые отвечают текущим и перспективным требованиям к безопасности, экологической и энергетической эффективности, эргономике. Не зря «Балтика» называется многофункциональным судном — оно способно выполнять сразу несколько задач: проведение ледокольных операций в портах и припортовых акваториях, буксировка судов и плавучих объектов, проводка судов, ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, тушение пожаров, экологический мониторинг и выполнение аварийно-спасательных операций. Для этого на судне есть все необходимое оборудование: вертолетная площадка, кран грузоподъемностью 25 тонн для проведения грузовых операций, оборудование для сбора нефтепродуктов и спуска/подъема рабочего катера.

Заказчиком судна выступило Федеральное агентство морского и речного транспорта России. Ни для кого не секрет, что заказ на строительство «Балтики» был направлен ПСЗ «Янтарь». Завод заключил контракт 9 ноября 2011 года. Закладка судна состоялась 6 июня 2012-го. В качестве субподрядчика завода выступила финская верфь Arctech Helsinki Shipyard Inc. Таким образом калининградские корабелы занимались изготовлением блоков корпуса, а финны — формированием корпуса, достроечными работами и проводили испытания.

Сегодня мало кто может сказать, что проект не удался. Хотя, в действии его видели лишь работники верфи и те специалисты, что присутствовали на испытаниях, да и то не в ледовых условиях. Но это все еще впереди. Следующей зимой все «противники» и «защитники» необычного проекта смогут узнать, справится «Балтика» со своей «ледокольной» задачей или нет. По словам Сергея Шишкина: «Настоящее крещение льдом состоится в следующую зимнюю навигацию в акватории Финского залива, и мы надеемся, что судно подтвердит свои проектные характеристики» . Как отметил руководитель проекта Р-70202 Игорь Зубаков, которого цитирует пресс-служба завода «Янтарь», на испытаниях в море судно показало прекрасные ходовые характеристики и высокую маневренность, а значит заказчик останется доволен.

Судно будет передано заказчику в Петербурге. Планируется, что ледокол будет работать на Балтике. Однако помимо всего прочего еще предстоит подготовить к работе и экипаж судна. «""Балтика"" сложнее в управлении, чем обычное судно и требует специальной подготовки. Поскольку крупные судоходные компании выражают заинтересованность проектом, на базе Хельсинского морского института уже создана модель компьютерного обучения для будущих штурманов таких судов» , - отмечает начальник управления классификации РС.

В конце хотелось бы отметить, что возможно «Балтика» будет не единственным асимметричным ледоколом. Тем более, как рассказали в компании, разработавшей проект интерес к этому судну безусловно есть. «Сейчас об этом судне говорят на каждой конференции арктической и морской тематики. Ходовые испытания не только подтвердили ожидания, но и оказались лучше. Теперь очень интересно узнать, как судно будет вести себя во льдах», - отметили в пресс-службе «Aker Arktic».

Корабелы любят порассуждать о том, что их область машиностроения одна из самых консервативных. Однако со стороны все кажется наоборот — каких только кораблей не бывает: катамараны, тримараны, на подводных крыльях, на воздушной подушке, с парусным вооружением, с навесными двигателями. Даже экранопланы, и те относятся к кораблям. Поэтому слова директора по продажам финской компании Aker Arctic Арто Уускаллио о том, что в судостроении исповедуется консервативное мышление и трудно доказать преимущества инновационного подхода, не вызвали в нас должного отклика.

Правда, говорил Арто не просто о кораблях, а о ледоколах, необычных судах, у которых многое не так, как у собратьев. Например, они одинаково хорошо ходят как носом, так и кормой вперед, причем самые мощные льды проходят как раз кормой. В мире всего две компании с мощной исследовательской базой, которые придумывают и разрабатывают новые ледокольные концепции: питерский «Крыловский государственный научный центр» и финская компания Aker Arctic. Но именно у финнов в 1996 году возникла идея нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед, а также под углом к диаметральной плоскости. Идея была протестирована с помощью обычного ледокола, который тянули лагом. Результаты испытаний оказались положительными, и в конце 1996 года была разработана новая треугольная форма корпуса. А в 1997 году идея ледокола, оперирующего под углом, выиграла приз за инновацию от норвежского гиганта Kvaerner, который, кстати, делал морскую платформу для космического проекта «Морской старт».

Треугольный ледокол

Однако проект встал — заказов на треугольный ледокол не было. Скандинавы доработали идею: в 2002 году они решили применить асимметричную форму корпуса не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно-спасательных операций на море. Для ломки льда был приспособлен левый выпуклый борт, плоский правый предназначался для сбора нефти. Новому ледоколу не имело значения, в какую сторону плыть, — для него были спроектированы три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки, одна из которых располагалась в носу. Получилось многофункциональное аварийно-спасательное ледокольное судно, но и оно было никому не нужно.

Но тут, на счастье финнов, начали обостряться наши отношения с Прибалтикой, и российским правительством было принято решение о перенаправлении грузопотоков из прибалтийских портов в российские — в частности, в Приморск — самый современный на Балтике морской торговый порт, способный принимать суда водоизмещением до 150 000 т с максимальной осадкой, которые могут заходить из океана в Балтийское море. (Ввиду ограниченных глубин в Датских проливах супертанкеры не могут заходить в Балтику.) Этот вариант хорош всем, за исключением одного: Приморск располагается значительно севернее прибалтийских портов, и его акваторию необходимо в зимнее время расчищать ото льда. При ледовой проводке танкеров в порт нужен канал шириной порядка 50 м, для чего требуется два традиционных ледокола. Тут-то и пригодилась финская идея — несимметричный ледокол мог прокладывать каналы шириной 50 м за один проход, двигаясь «бортом вперед». В октябре 2011 года между Агентством морского и речного транспорта России, калининградским Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» и финской Arctech Helsinki Shipyard был подписан контракт, а весной 2014 года на воду спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название «Балтика».


На все руки мастер

«Балтика» не специализированный ледокол, а многофункциональное судно, способное и пожар тушить, и нефть собирать после аварийных разливов, спасать и людей, и корабли. На судне имеется штатная встроенная система щеточных коллекторов, при помощи которых нефть отделяется от воды. Вертикальный борт судна работает в качестве очищающего шлагбаума, который направляет нефтесодержащие воды на судно через лацпорт. Нефть собирают в сборные танки, а очищенные воды откачивают обратно в море. На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки. Благодаря трем поворотным винторулевым колонкам «Балтика» обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира может дать сто очков вперед традиционным буксирам. Ну а лед в портовой акватории она очищает не хуже заправского дворника. Как говорит Игорь Зубаков, руководящий проектом строительства «Балтики» на заводе «Янтарь», судно способно двигаться как угодно: вперед, назад, лагом под углом 90°. Испытания показали, что наиболее оптимален вариант, когда «Балтика» разворачивает корпус под 30−40° от курса и движется кормой вперед. На тонком льду, до полуметра, судно спокойно разворачивается на месте и ломает лед носом. Как говорит Игорь Зубаков, асимметричный корпус значительно расширил его возможности. Например, судно способно развернуться на месте, хотя «по классике» ледоколы разворачиваются «звездой».

По сути, семимегаваттная «Балтика», спроектированная под Балтийское море, оказалась пробным шаром нового дизайна ледокола. И довольно удачным. Сейчас компания Aker Arctic активно предлагает потенциальным заказчикам несимметричный мощный 25-мегаваттный ледокол уже для работы в Арктике. Вполне возможно, что и он получит прописку в нашей стране. Таких мощных льдов, как у нас, еще поискать надо.

Уникальное аварийно-спасательное судно "Балтика" завершило испытания в Арктике и пришло в Мурманск. Первый в мире асимметричный ледокол способен тушить пожары, собирать разлившуюся нефть и освобождать из ледового плена корабли. Впереди у "Балтики" - совместные российско-норвежские учения.

Первое настоящее крещение льдом Балтика прошла в Арктике. В Карском море еще раз проверили возможности новейшего спасательного судна. Результат превзошел все самые смелые ожидания.

Многофункциональное аварийно-спасательное судно "Балтика" прозвали кривым кораблем. Один борт прямой, другой выпуклый. Нестандартный корпус - это не брак, а как раз его главное преимущество. Благодаря асимметричной особенности конструкции "Балтика" может двигаться и вперед, и назад, и даже боком.

Как это происходит, можно хорошо рассмотреть сверху. Судно прокладывает канал в два с половиной раза больше, чем собственная ширина. Раньше пробивать такие размеры могли только два ледокола.

"Использовался косой ход во льдах. Тоже показали лучшие результаты. При ширине судна 20 метров способен делать канал шириной 50 метров", - пояснил капитан МФУСС "Балтика" Сергей Глибин.

Универсальный морской спасатель может тушить пожары, собирать с поверхности воды нефть. Он способен освобождать застрявшие во льдах корабли. Не страшен для "Балтики" и шторм. Если понадобится, то судно готово спасать людей даже при сильном волнении в море - все предусмотрено для экстренной помощи. Есть вертолетная площадка и шлюпки.

"По своим скоростным, своим ледокольным качествам вполне надежный ледокол. Достоин работать в тех широтах, где мы были", - отмечает старший механик МФУСС "Балтика" Николай Дьяков.

Первое инновационное судно усиленного ледового класса результат совместных усилий корабелов Калининграда и Хельсинки. И в России, и в Финляндии этим проектом гордятся. Ничего подобного в мире еще не делали.

Здесь даже капитанский мостик не один, а сразу два. Впрочем, оба рабочих места одинаково удобны. На дополнительное рабочее место можно перейти, если судно идет косым ходом. Отсюда капитан гораздо лучше оценит ледовую обстановку.

А в случае необходимости "Балтика" может идти и без участия человека. Поможет умная электроника и абсолютно автономные системы управления. Маневренность судна обеспечивают мощные винты, которые двигаются по команде миниатюрных джойстиков.

"У него не как раньше на судах были гребные валы, у него три винторулевых колонки. Две на корме, одна в носу", - рассказывает об особенностях конструкции судна первый заместитель руководителя морской спасательной службы "Росморречфлота" Дмитрий Смирнов.

Вначале июня судно отправится на совместные российско-норвежские учения.

Пока же "Балтика" пришвартовалась рядом с первым советским атомным ледоколом "Ленин", который давно превратился в музей. С палубы легендарного прошлого открывается хороший вид на подающее большие надежды настоящее.