Мотивации для ведения здорового образа. Необходимыми видами деятельности по формированию позитивной мотивации к здоровому образу жизни являются. Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья


© Т.В. Карасева, Е.В. Руженская, 2013 УДК 616-092.11-02:614.2

Т.В. Карасева, Е.В. Руженская ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ*

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО Ивановский государственный университет, 155908, Шуя, Россия

В статье уточнено понятие мотивации к здоровому образу жизни, рассмотрены основные факторы, ее формирующие. Представлен авторский вариант классификации мотивов к формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: мотив, мотивация, здоровый образ жизни

THE CHARACTERISTICS OF MOTIVATION TO FOLLOW HEALTHY LIFE-STYLE

T.V. Karaseva, Ye.V. Ruzhenskaya

The Shuya Branch of the Ivanovo State University, 155908 Shuya, Russia

The article specifies the notion of motivation to healthy life-style. The main factors developing this motivation are considered. The personal proposal of classification of motives to develop healthy life-style is presented. Key words: motive, motivation, healthy life-style

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения является одной из актуальных задач. Рост числа исследований в сфере научного знания требует систематизации методических подходов, неотъемлемой частью которого является понятие мотивации, позволяющее раскрыть механизмы развития и пути формирования ЗОЖ. Комплексный характер явления способствует широкому толкованию этого понятия.

В психологической науке выделяются такие соподчиненные понятия, как "потребности - мотивы - мировоззрение - установки - цели - результаты - оценка". Мотивы являются внутренними силами, связанными с потребностями личности и побуждающими ее к деятельности . Мотивация (лат. movere - двигать, толкать) в основном понимается как побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость поведения человека, деятельно удовлетворяющего свои потребности. Мотивационная сфера как совокупность мотивов и влияющих на них факторов носит различный характер.

В зависимости от оснований мотивы классифицируются по целям (потребностям) и формирующим их факторам. Цели лежат в основе классификации мотивов А. Маслоу. Иерархия мотивов отражает иерархию потребностей. Здоровье и самосохранение располагаются после потребности в воздухе, пище и туалете.

Мотивация к ЗОЖ - это совокупность внешних и внутренних мотивов, побуждающих к деятельности по сохранению здоровья, и условий, способствующих реализации здоровьесберегающего поведения.

Структура мотивации к ЗОЖ меняется в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья и других факторов. Так, анализ мотивов к занятиям физической культурой позволил выделить четыре блока мотивов, побуждающих девушек-студенток вуза к занятиям физической культурой: мотивы укрепления здоровья, социальные мотивы, эмоциональные мотивы и мотивы иметь красивую фигуру .

По данным Росстата (2008), взрослое население на первое место ставит важность физических упражнений для укрепления здоровья (77,9%), а на второе - сохранение физической формы и фигуры (48,5%). Далее сле-

Руженская Елена Владимировна, [email protected]

*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

дуют поддержание работоспособности (32,7%) и увеличение продолжительности жизни (20,8%).

Представляет научный интерес факторная структура мотивов, побуждающих к занятиям спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным опроса 1133 инвалидов из 67 регионов РФ, выявлены основные группы мотивов, побуждающих лиц с инвалидностью к занятиям физическими упражнениями и спортом. Ведущую роль здесь играют мотивы, связанные с улучшением состояния здоровья и удовлетворением потребности в общении (33,5%). Второе место принадлежит потребности в рекреации и реабилитации (13,3%), затем следуют необходимость повышения уровня физической кондиции (9,4%) и отказ от вредных привычек (8,6%) .

Для педагогов всех ступеней образования ведущими в формировании ЗОЖ являются профессиональные мотивы. Подавляющее большинство преподавателей вузов (83%) также имеют профессиональные мотивы к формированию собственной культуры здоровья .

Анализ мотивации к ЗОЖ медицинских работников общей лечебной сети показал, что одним из главных мотивов среди всех категорий медицинских работников является необходимость сохранения профессионального здоровья прежде всего в психологической сфере. Половина медицинских работников (51,7%) оценивают собственный образ жизни как нездоровый. Среди факторов нездорового образа жизни медицинских работников лидирует стресс (в 100% случаев у главных врачей). Среди основных препятствий для ЗОЖ указываются факторы недостаточной медицинской активности (лень, отсутствие желания, силы воли), которые преобладают среди главных врачей по сравнению с другим персоналом лечебных учреждений .

Персонал психиатрической службы основной причиной ведения здорового образа жизни считает нарушения профессионального здоровья; каждый третий отметил нарушение здоровья в связи с профессиональной деятельностью. Основной сферой нарушений профессионального здоровья сотрудники психиатрической службы считают физическую составляющую, которая проявляется в физическом неблагополучии (77,1%). Большую часть физического неблагополучия составляли гипертоническая болезнь и язвенная болезнь, в патогенезе которых значимым фактором являются стрессовые нагрузки. Далее следовали психологические проблемы (20,9%) и психическое неблагополучие

(12,7%). Нарушение здоровья влияет на удовлетворенность медицинских работников профессиональной деятельностью и мотивирует их на его восстановление и поддержание .

М.В. Синельниковой (2010) представлена характеристика медицинских работников как субъектов профилактической работы среди населения сельского района . Эта характеристика складывается из образа жизни, гигиенической грамотности и готовности медицинских работников сельского района к профилактической работе. Оценивают свой образ жизни как здоровый 30,2% медицинских работников сельского района. При этом врачи значительно чаще оценивают свой образ жизни, как нездоровый по сравнению с медицинскими работниками среднего звена (50,9 и 33,3% соответственно). Таким образом, мотивы и факторы, составляющие мотивацию к ЗОЖ, можно объединить в следующие группы:

1. Связанные с образом жизни:

♦ гуманистические мотивы (бережное отношение к здоровью, жизни);

♦ мотивы реабилитации и рекреации (стремление к восстановлению утраченного здоровья и полноценному отдыху);

♦ мотивы личностного престижа и достижения (стремление к красоте, физической форме, созданию имиджа человека с высокой культурой здоровья).

2. Связанные с личностно-профессиональным развитием:

♦ познавательные мотивы (расширение кругозора в сфере ЗОЖ);

♦ мотивы саморазвития;

♦ мотивы профессионального совершенствования (в профессиях, связанных с охраной социального здоровья).

3. Связанные с социальным окружением:

♦ мотивы идентификации (подражание друзьям, родителям, кумирам);

♦ мотивы социализации и аффилиации (подчинение этнокультурным требованиям);

♦ мотивы самоутверждения (стремление доказать способность вести ЗОЖ);

♦ мотивы, связанные с чувством ответственности и долга (стремление быть примером для своих детей, учеников, больных и т. д.).

4. Прагматические мотивы:

♦ конкурентоспособность на рынке труда (для лиц, имеющих высокий уровень здоровья);

♦ соответствие профессионально значимым качествам (для круга профессий, где показатели образа жизни входят в число нормативных требований);

♦ экономичность здорового образа жизни (отсутствие затрат на лечение, приобретение сигарет и т. д.);

учебные мотивы (для обучающихся по вопросам профилактики и здоровья);

♦ негативная мотивация (осознание возможных болезней, неприятностей и т. п. вследствие нездорового образа жизни).

5. Гедонические:

♦ эмоциональные (улучшение настроения от занятий физической культурой, водных процедур, здоровой пищи и т. д. и от происходящих позитивных изменений);

♦ психофизиологические (уменьшение стрессового напряжения, улучшение психического и психологического здоровья);

♦ рефлексивно-волевые (осознание возможности победы над собственными слабостями, повышение самооценки).

Внедрение этих подходов способствует осознанию приоритета ценности "здоровье", развитию широкой социальной мотивации образования в области здоровья и повышению готовности обучающихся к формированию ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест; 1999.

2. Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. M.; 2000.

3. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2005; 1: 79-85.

4. Гуреева A.M., Клопов Р.В. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза. http://lib.sportedu. ru/Press/FVS/2011N2/p27-30.htm (дата обращения 02.05.13)

5. Махов А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Педагогические и психологические науки. 2010; 11: 99-0102.

6. Карасева Т.В., Семенова А.Ю., Толстова С.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Монография. Шуя; 2008: 210.

7. Карасева Т.В., Бабанова Н.Н. Культура здоровья преподавателя ВУЗа. Монография. Иваново, 2010: 112.

9. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: Дис. Шуя; 2004.

10. Руженская Е.В. Оценка медицинским персоналом психиатрической службы факторов удовлетворенности трудом. Российский психиатрический журнал. 2010; 5, дополнительный выпуск № 2: 580-60.

11. Руженская Е. В. Состояние психического здоровья сотрудников психиатрической службы. В кн.: Психопрофилактика, современное понимание: Сборник научных трудов. Иваново: ИПК "Прес-Сто"; 2010: 111-21.

12. Руженская E.B. Социально-гигиеническая характеристика медицинского персонала учреждений психиатрического профиля. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; 16 (4): 5-9.

13. Синельникова М.В. Современные аспекты санитарного просвещения в условиях сельского района: Автореф. дис. М.; 2010.

Всякий раз, когда вы ставите перед собой цель, особенно если это касается потери веса, начало пути вселяет в вас оптимизм. Кажется, нет ничего проще, чем отказаться от сладкого, приобрести месячный абонемент в тренажерный зал и готовить полезный смузи на завтрак. Но вот проходит пара недель, и ваш энтузиазм начинает иссякать.

Сегодня вы позволяете себе печенье, завтра пропустить тренировку, а послезавтра решаете, что можете дать себе слабину до начала следующего месяца. Почему мотивация быстро исчезает и как вернуть себе тягу к здоровому образу жизни? Перед вами несколько простых советов.

Начните сегодня

Желание откладывать изменения на понедельник, на начало нового месяца или на новый год играет с вами злую шутку. Начните изменения прямо сейчас и будьте всегда в движении. Сила импульса подталкивает к новым свершениям тех, кто не привык ждать.

Не сдавайтесь

Вероятно, вы пробовали безрезультатно штурмовать эту высоту 19 раз, никто не мешает вам сделать 20-ю попытку.

Ставьте конкретные цели

Люди, которые записывают цели, достигают большего в сравнении с теми, кто удерживает видение своего идеального будущего в голове. Чем больше конкретики в ваших задачах, тем больше вероятность конечного успеха.

Упростите задачу

Перемены никогда не даются легко. И если вы будете усложнять себе задачу, с большей долей вероятности в какой-то момент у вас опустятся руки. Выбирайте для занятий спортивный зал в шаговой доступности. Прекратите покупать соблазнительные разноцветные упаковки с печеньем и исключите влияние электронных устройств в вечернее время.

Планирование

Когда люди хотят открыть свое собственное дело, они пишут бизнес-план. Переход на рельсы здорового образа жизни сродни подвигу, поэтому и в этом случае вам придется ежедневно заниматься планированием. Купите ежедневник, цветные стикеры и фломастеры. Вооружитесь нехитрыми приемами успешных людей.

Начните с малого

Задачи, которые можно легко выполнить на раннем этапе пути, увеличивают вероятность того, что позже вы добьетесь более значимых целей.

Используйте возможности социальных сетей и приложений

Если вы обнаружите, что вам не хватает мотивации, это позволит вернуться на шаг назад и перефокусироваться.

Установление крайних сроков

Ни одно успешное дело не возможно без установления четкого срока дедлайна. Дайте себе слово, что вы похудеете на 10 килограмм к 1 сентября. А теперь разбейте весь путь на более мелкие отрезки с конкретными задачами.

Выберите значимые цели

Если люди не воспринимают свои цели как значимые, они быстро теряют мотивацию. Например, нельзя стать призером полумарафона, если вы ненавидите бег. Невозможно получить продвижение по службе, если вы ненавидите свою работу.

Осознайте причину

Трудно добиться успеха, если не иметь четкого представления о том, зачем вам нужно иметь стройное подтянутое тело. Осознание причины позволит вам противостоять соблазнам.

Разделяйте и властвуйте

Если вы чувствуете себя подавленными, вы начинаете медлить и опускать руки. Никто не говорит, что ваш план не может подвергаться корректировке.

Сдерживайте свой пыл

Станьте хитрым стратегом, который правильно рассчитывает свои силы по дистанции. Слишком резвое начало заставит вас выдохнуться.

Правильное окружение

Друзья, которые заинтересованы в улучшении собственной физической формы, помогут вам противостоять искушениям.

Придерживайтесь распорядка дня

Режим дня обеспечивает дисциплину. Даже самые выдающиеся творческие единицы не позволяют себе спонтанности.

Вставайте раньше

По данным одного из научных исследований, «поздние птахи», которые просыпаются около 10:45 утра, потребляют почти на 248 калорий больше в сравнении с теми, кто привык к раннему подъему.

Продолжайте учиться

Каждый эксперт когда-то был новичком. Чтобы преуспеть в чем-то, вы должны начать с основ, но быть открытыми к изменениям.

Не бойтесь новых вызовов

Здоровая конкуренция позволяет спортсменам-любителям увеличивать производительность. Найдите человека, достижения которого станут для вас ориентиром.

Избавьтесь от страха

Люди привыкли оставаться на работе, которую они ненавидят, или внушать себе принципы бодипозитива. Любые перемены сопряжены с риском. Однако всем известна эта простая истина: кто не рискует, тот не пьет шампанского.

Проявите сострадание к себе

Сострадание определяется способностью адекватно оценивать свои достижения. Если вы принимаете ошибки как часть пути, вы сможете найти лучшее решение в преодолении проблемы.

Вовлечение романтического партнера

Придерживаться принципов здорового образа жизни намного проще, если вы объедините свои усилия с романтическим партнером.

Отслеживайте свой прогресс

Если за определенные достижения вы не даете себе вознаграждений, довольно скоро вы сможете потерять интерес к делу. Но награды должны быть соизмеримы прогрессу.

Меняйте виды деятельности

Когда люди ежедневно выполняют один и тот же комплекс упражнений, тело довольно быстро привыкает к нагрузкам. Вот почему необходимо менять и виды деятельности, и интенсивность занятий.

Создайте еженедельные плейлисты

Музыка поднимет вам настроение и улучшит продуктивность.

Замените стул мячом

Не забывайте о сохранении некоторой степени активности на рабочем месте. Вы можете работать стоя или заменить стул большим мячом для фитнеса.

Рассказывайте о своем прогрессе

Если вы будете рассказывать о своих успехах в социальных сетях, значительно повышаются шансы форсирования успеха.

Найдите тренера

Люди, которые сталкиваются с так называемым эффектом плато и застревают на одной и той же отметке, редко находят в себе силы для продолжения движения самостоятельно. Обратитесь за помощью к специалисту.

Застилайте кровать по утрам

Заправленная постель мобилизует и обеспечивает чувством выполненного долга. Этот заряд останется с вами в течение всего дня.

Используйте поездки продуктивно

По пути на работу слушайте аудиокниги, делитесь опытом, составляйте планы и графики.

Ведите дневник

Когда вы доверяете свои эмоции бумаге, вам удается снимать ненужный стресс и напряжение. Ученые выяснили, что ведение дневника позволяет худеть быстрее.

Стремитесь к порядку

Если на вашем рабочем столе царит хаос и беспорядок, пришло время положить этому конец. Каждый предмет (будь то дома или на рабочем месте) должен лежать на своем месте. Это позволит вам встретить стрессы во всеоружии.

Ограничьте время просмотра телевизора

Откажитесь от просмотра одного эпизода сериала, и вы получите полчаса лишнего времени на занятия спортом.

Ложитесь спать раньше

Полноценный сон снижает аппетит на 14 процентов.

Создавайте списки

Составление списков заставляет вас чувствовать контроль над ситуацией.

График приема пищи

Люди, которые принимают пищу по часам, менее склонны переедать.

Положительные аффирмации

Эти короткие позитивные мантры настраивают вас на успех. Не стоит недооценивать их силу.

Остановите многозадачность

Вам внушают, что многозадачность полезна, но на самом деле выполнение нескольких дел одновременно снижает производительность на 40 процентов.

Узнайте часы пиковой продуктивности

Это позволит вам расходовать энергию более разумно.

Вознаграждайте себя

Вознаграждения полезны, но тем, кто сидит на диете, не стоит баловать себя едой. Найдите другие способы, приносящие удовольствие.

Уберите телефон из рук

Помните, что вашей целью является не достижение совершенства, а прогресс.

Несомненно, в начальной точке это, прежде всего, воспитание здорового поколения и закладки надежного «фундамента» в виде понимания и анализа различного рода вещей, которые могут сказаться, как положительно, так и отрицательно на его здоровье. Также прививание детям важности увлечением различными видами спорта.

Системная точка зрения на ЗОЖ подразумевает организацию такого рода изменений в жизни человека:

организация правильного питания;

отказ от курения, алкоголя, стимуляторов;

обязательные занятия любительским спортом;

постоянное закаливание тела;

личная гигиена.

Также очень большое влияние на физическое состояние человека оказывает его психическое состояние. Грубо говоря, психика человека защищает его от воздействия различных внешних негативных проявлений (стрессы). Все вы, наверное, помните очень разумную фразу «все болезни от нервов». Поэтому также выделяют такие аспекты ЗОЖ в плане психического состояния человека:

эмоциональный контроль. Способность человека хорошо контролировать свои эмоции;

интеллектуальный контроль и его развитие. Возможность человека максимально полезно использовать свои знания в различных жизненных обстоятельствах и также способность постоянно их пополнять с помощью различных источников информации;

духовное самочувствие. Это способность человека четко понимать свои жизненные ценности и ставить конструктивные цели. В первую очередь оценивается именно стремление к их реализации.

В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т.д.), личностно-мотивационные особенности личности.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:

ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;

ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;

ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям:

  • 1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья:
    • - уровень физического развития;
    • - уровень физической подготовленности.
  • 2. Оценка состояния иммунитета:
    • - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
    • - при наличии хронического заболевания - динамику его течения.
  • 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
    • - эффективность профессиональной деятельности;
    • - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
    • - широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
  • 4. Оценка уровня валеологических показателей:
    • - степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
    • - уровень валеологических знаний;
    • - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
    • - умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Виктория Гарян
Опыт работы «Создание положительной мотивации для формирования ЗОЖ детей»

Московская область

Раменский муниципальный район

п. Рылеево

МДОУ Детский сад комбинированного вида №58

Доклад к педсовету на тему :

«Создание положительной мотивации для ЗОЖ детей »

Воспитатель Гарян В. О.

2017-2018 уч. год

О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей , где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду , так и в семье.

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье , ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.

Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требует осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни» .

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции , при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.

Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальны) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья :

1. Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.

2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое развитие – состояние психической сферы.

4. Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека .

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С. Станиславским : «трудное надо сделать привычным, а привычное - легким и приятным» .

Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.

Целью нашей работы по формированию здорового образа жизни было :

Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.

Задачи :

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей ;

- формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Воспитание культурно- гигиенических навыков;

Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.

Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;

С целью оздоровления и укрепления здоровья воспитанников в группе проводится оздоровительная работа в соответствии с программами :

Комплексная «Радуга» Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под рук Т. Н. Дороновой

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, «Здоровье» В. Г. Алямовская

Воспитательная работа по ЗОЖ осуществляется в следующих разделах познавательного развития :

1. «Я и мое здоровье» . Резервы моего здоровья – мое богатство.

2. «Я и другие люди» . Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.

3. «Я и общество» . Явления общественной жизни, социальные институты.

4. «Я и мир вещей» . Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.

5. «Мир природы» . Взаимодействие с природой как основа здоровья.

Т. Б. Филичева, Г. Б. Чиркина

Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей :

Витаминотерапия

Босохождение

Дыхательная гимнастика

Самомассаж

Пальчиковые игры

Закаливающее мероприятие «Контрастные ножные ванны»

Специальные корригирующие упражнения

на :

детей ;

Вариативности методов и форм обучения ;

- Создание

Реализуется индивидуальный подход на основе диагностики физического развития и журнала здоровья, который включает основные показатели состояния здоровья ребенка.

В группе сложился системный подход к организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми .

Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на :

На возрастных особенностях познавательной деятельности детей ;

Вариативности методов и форм обучения ;

Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;

Использование наглядности и различных форм представления информации ;

- Создание эмоционально благополучной атмосферы.

В своей работе используем пособие Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье» , где учили детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе , с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры как «Лекарственные растения» , «Кукла Маша принимает гостей» , «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» . Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей , словарь, развивают знание беречь свое тело.

Проводили беседы :

1) «Откуда берутся болезни» - целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.

2) «Чтобы кожа была здоровой» , следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, закрепляли правила ухода за кожей. Даём детям элементарные сведения о своём организме, формируем у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, зубами, кожей) . Учим видеть красоту и пользу в чистоте и опрятности, через беседы : «Личная гигиена» , «Чистота и здоровье» , «Чтобы быть здоровым» и др.

3) «Для чего нужна зарядка» - где приобщали детей к регулярным занятиям физкультурой. Так же в своей работе широко используем обучающие презентации : «Я и моё тело» , «Мы разные люди» , «Глаза» , «Правила личной гигиены» , «Удивительные превращения пищи» и др.

Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Также учили быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучали основным правилам безопасного поведения на улицах.

Читали сказки «Заюшкина избушка» , «Кот, петух, лиса» . Эти сказки использовали, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старались помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду?. Большое внимание уделяем закаливанию детей «Контрастные ножные ванны» . Провела занятие : «Мое тело» , «Чудо - вода» , «Где прячется здоровье?» .

Выясняли какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами. Провела игры : «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?» , «Кто что любит» . Через игры, беседы даю знания о полезной пище, «Экскурсия в продовольственный магазин» , создания панно вместе с детьми. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми на прогулке. Отдаём предпочтение подвижным играм, которые способствуют тренировке носового дыхания, улучшению дыхания в целом. В этих целях мы используем такие игры, как «Филин» , «Подуй на шарик» , «Ваньки –встаньки» , «Лети пёрышко» , «Ушки» , «Кошка» , «Обними плечи» , повороты.

Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей , не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах : единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводили работу с родителями : беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели родительское собрание на котором был поднят вопрос по ЗОЖ. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме "Здоровье".

Таким образом, совместная работа всех взрослых , окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения , а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания , умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей .

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Самарский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

Способы мотивирования человека к ведению здорового образа жизни

Подготовил: студент 2 курса

лечебного факультета группы 201

Шавалеев Р.Р.

Научный руководитель:

Рязанцева Н.М

Самара 2011

Мотивация здорового образа жизни

Помните старый советский мультфильм «Про Хому и суслика»? Хомяк, проснувшись с утра, говорит соседу: «Суслик, ты мне друг? Сделай за меня зарядку». И дальше по сюжету звучат фразы: «Бегай, суслик бегай, мне бегать полезно; плавай, плавай мне полезно плавать».

Наверное порой у каждого человека возникает такое желание, чтобы делал кто-то, но полезно это было бы тебе. Кто-нибудь занимался бы физкультурой, закаливался, правильно питался, а заодно и курить бы бросил. А мы бы становились стройнее, здоровее, и прекрасно бы себя чувствовали, продолжая вести привычный образ жизни.

Сегодня все отлично знают о пользе здорового образа жизни, вот только часто знанием всё и ограничивается. Так не хочется вылезать из тёплого болота устоявшейся жизни, ломать свои привычки, напрягать мышцы и волю. Ведь ради неких далёких предполагаемых преимуществ и благ нужно прямо сейчас отказаться от стольких маленьких жизненных радостей.

Не просто и не сразу однако мне удалось собраться и продвинуться в нужном направлении. И оказалось, что всё не так плохо, а многое из того, что казалось скучной малоприятной необходимостью на самом деле может приносить удовольствие. Просто главное в этом, да и в любом другом деле - настрой, или как сейчас модно говорить – мотивация. И вот с этого места - более подробно.

Начну с того, что лень, инертность, нежелание выходить из накатанной колеи привычного быта, обусловлена прежде всего низкой жизненной энергией человека. Вспомните себя в детстве. Целый день можно было бегать, во что-то играть, вести себя очень активно и не ощущать усталости. Совершенно не хотелось есть, а если днём укладывали спать, то лично для меня это была пытка. Энергия переполняла.… Представляете, как волшебно изменилась бы ваша жизнь, если бы и сейчас вы могли так активно действовать.

Что же отбирает у нас жизненную энергию? А вот, то самое и отбирает. Образ жизни, отличный от здорового, скажем так. Алкоголь и сигареты, неправильное питание, низкая физическая активность, низменные мысли и чувства. Переход к здоровому образу жизни обязательно, безусловно, гарантировано будет способствовать повышению жизненной энергии. Хотите детскую активность и неутомимость? Значит, вот вам первый мотив.

Однако получается заколдованный круг: чтобы сдвинуться с места не хватает энергии, но чтобы получить энергию нужно сдвинуться с места. На самом деле всё не так страшно, ситуация как с тяжело нагруженной тележкой. Чтобы сдвинуть её с места нужно приложить значительные усилия, а поддерживать движение уже гораздо легче. Теперь больше усилий нужно приложить, чтобы тележку остановить.

Собраться с духом и начать действовать, вот что главное. Дальше будет легче. Постепенно в это втягиваешься и начинаешь наслаждаться самим процессом. Если я по какой-то причине не сделал с утра зарядку, днём я уже об этом жалею, а отказаться от обливания холодной водой – однозначно лишить себя удовольствия. Наступает состояние, когда легче выполнять чем не выполнять. И вот вам второй мотив.

Идём дальше. Что же это за человек такой, ведущий здоровый образ жизни? Давайте представим. Наверное он или она хорошо выглядит, физкультура и правильное питание способствуют поддержанию стройной фигуры, правильной осанки, лёгкости и красоты движений. Отсутствие вредных привычек, регулярное посещение парной и закаливание обуславливает здоровый цвет лица, отсутствие отёков, мешков под глазами. В целом человек выглядит моложе своих лет.

Отличное общее состояние организма это отсутствие болей, зажатостей, дискомфорта в той или иной проблемной зоне, чаще всего обычных, ближе к сорока годам, явлений. А это гарантирует отличное настроение и позитивное отношение к жизни. С таким человеком приятно иметь дело.

Правильное протекание физиологических процессов, своевременное очищение от шлаков и доставка в организм нужных веществ, а также положительный настрой и правильное отношение к жизни значительно повышают лёгкость и скорость мысли. Этот человек умный и интересный собеседник, общение с ним доставляет удовольствие. Вот такой получился собирательный образ. Представьте себя в этом образе, и это будет третий мотив. Итак, подведём итог нашей мотивации. Вести здоровый образ жизни нужно потому, что это:

    Повышает жизненную энергию;

    Доставляет удовольствие;

    Улучшает внешний облик и способствует личностному росту.

Всё? Ну, вообще то нет, ещё добавьте ваши личные мотивы, они обязательно есть, если хорошо подумать. Лично мне очень не хочется постепенно превращаться в старую маразматическую развалину. Никто не живёт вечно, но возможность до конца жизни сохранить бодрость, оптимизм и ясность ума, видится мне достойным мотивом вести здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы. Одна из них это учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые компетенции по здоровому образу жизни, научить реализовывать их в повседневной жизни. Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики. Если на первом этапе основная задача - добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения), то на втором -добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Стабильность и автоматизм выполнения правил здоровьесбережения.- главная задача заключительного этапа. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод; познавательная игра; ситуационный метод; игровой метод; соревновательный метод; активные методы обучения; воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Формирование здорового образа жизни школьников включает в себя четыре составляющих: 1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Естественно, что информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории. К примеру, если темой лекции является материал, вызывающий интерес хотя бы у части слушателей, его усвояемость остальными слушателями значительно повысится. Оценивая в целом ситуацию в крае, следует подчеркнуть, что элементы информационно-пропагандистской системы в крае созданы и в последние годы принимают все более выраженный характер. На каналах краевого телевидения и краевого радио работают специализированные программы «Территория здоровья» и «Чаша здоровья», в краевых и местных газетах - специальные рубрики и тематические полосы «Ваше здоровье», «Советы врача», «Твой домашний доктор», «На приеме у врача» и т.п., посвященные вопросам охраны и укрепления здоровья, выработке мотивации бережного отношения к своему здоровью, где регулярно публикуются материалы о мерах профилактики заболеваний, обнародуются методики поддержания здоровья – от занятий физкультурой и спортом до рационального питания. 2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни,как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, по существу постоянно находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мировоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления. Здоровье учащихся непосредственно зависит от отношения детей к его сохранению и укреплению. В то же время воспитание у детей заботы за собственное здоровье, формирование соответствующих умений и навыков в подавляющем большинстве заформализовано. Сложившаяся практика сводит эту работу в школе к лекциям, основным содержанием которых являются сведения о клинике, диагностике и лечении заболеваний. Как правило, их читают либо школьные медицинские работники, либо врачи территориальных поликлиник. Однако они не владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у людей позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здорового населения. Профилактика заболеваний только среди взрослой части населения или только среди детей недостаточно эффективна, так как ребенок живет в семье. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию, в семье родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, к жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки. В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека. 3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Следует подчеркнуть, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни. В последние годы в обществе стало более настойчивым стремление оградить население, особенно молодежь, от вредных привычек, формируется законодательная база в этой области, однако говорить об успехах преждевременно. Три четверти мужчин в возрасте до 40 лет курит, стремительно увеличивается удельный вес курящих женщин и подростков. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70 процентов несчастных случаев, 60 процентов смертельных отравлений связано с употреблением алкогольных напитков. Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 6 млн. человек. По оценочным данным к настоящему времени на Ставрополье число потребителей инъекционных наркотиков достигает 60 тысяч человек. Основной формой антинаркотической профилактики в крае является пропаганда. Но работа эта во многом идет вхолостую, особенно с детьми и молодежью. Разъяснительная работа специалистов здравоохранения проводится эпизодически, ею практически занимаются врачи наркологи и не задействованы врачи других специальностей. Профилактические акции, как правило, проводятся в городах, не затрагивая небольших населенных пунктов. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж. В целях повышения эффективности профилактической работы целесообразно более активно привлекать к участию в ее проведении работников образования, науки, культуры, видных политиков, шоуменов и других лиц, пользующихся авторитетом среди определенных групп населения. С учетом этого, проведение целенаправленных массовых акций с привлечением известных личностей, оказывающих влияние на общественное мнение, может оказаться самым результативным. 4. Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Естественно, что коммерциализация спортивной инфраструктуры препятствует развитию массового спорта. В то же время, сводить проблему исключительно к доступности спортивных сооружений неправильно. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными способами, включая уроки физкультуры в школе, физкульт-паузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки и походы и другие формы, доступные для массового использования. Необходимо, прежде всего, преодолеть пассивность муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые способны профессионально возглавить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль в этом плане должны играть летние оздоровительные учреждения, которые в настоящее время используются больше как средство обеспечения занятости детей, нежели как средство формирования здорового образа жизни.

Добрый день, совершенно с Вами согласна, хотелось бы добавить, что к технологиям здоровьесохраняющего образования можно отнести следующее: 1. Оздоровительная коррекционно-развивающая программа для оказания помощи детям, испытывающим затруднения при обучении http://www.valeo.edu.ru/data/educat/lib/9/5/00095/ozdorovit_korektionaia_programma.pdf Занятия по программе рекомендуются учащимся начальной школы на основании формирования «групп риска», в которые входят дети, имеющие следующие отклонения: нарушение осанки; недостаточность развития мелкой моторики руки; низкий уровень сформированности познавательных функций (память, внимание); выраженная неуравновешенность нервных процессов 2. Оздоровительный комплекс «Здоровая спина» http://www.valeo.edu.ru/data/educat/lib/9/6/00096/ozdorovit_komleks_spina.pdf Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью в укреплении здоровья и, в частности, при коррекции спины. Все оздоровительные системы Востока уделяют большое внимание регулированию дыхания и рассматривают дыхание как элемент приемов психорегуляции 3. Пальчиковая гимнастика – методика развития речи, памяти и внимания у детей Методика пальцевого тренинга основана на современных научных данных, но использует и достижения древней китайской медицины и народные традиции 4. Общероссийская общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. 5. Здоровьесберегающая педагогическая система "Здоровый малыш" 6. Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний у школьников "Здоровый малыш"

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. 1. Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. 2. Субъект-субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах. 3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. 4. Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей. 5. Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки. 6. Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы: 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения (Характеристика) Обстановка и гигиенические условия в классе (Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители) Количество видов учебной деятельности (Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.) Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Количество видов преподавания (Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа) Чередование видов преподавания Наличие и место методов, способствующих активизации (Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).) Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). (Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)) Место и длительность применения ТСО (Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения) Поза учащегося, чередование позы (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы) Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек) Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) Психологический климат на уроке (Взаимоотношения на уроке: учитель - ученик (комфорт- напряжение, сотрудниче­ство - авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик - ученик(сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, активность - пассивность, заинтересованность - безразличие) Эмоциональные разрядки на уроке (Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие) Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности (Момент наступления утомления и снижения учебной активности) Темп окончания урока

http://psichologvolsk.forum2x2.ru/t11-topic

Проблемы формирования здорового образа жизни тесно связаны с пониманием самого феномена «здоровье».

В «Большой советской энциклопедии» здоровье определяется как «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений». Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов. Последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» .

Здоровье – состояние, противоположное болезни .

Болезнь – это «процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил» . Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека - снижением на время болезни его трудоспособности.

Состояния здоровья и болезни могут быть связаны различными переходными состояниями и не иметь чётких границ. В связи с этими особенностями возникло понятие «практически здоровый человек», при котором наблюдающиеся в организме патологические изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности человека.

К сожалению, здоровье современного человека, подвержено воздействию многих дестабилизирующих факторов, которые приводят к развитию болезни.

В научной литературе их классифицируют как эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы. Некоторые авторы выде­ляют также смешанные факторы , сочетающие влияние, как первых, так и вторых.

К числу эндогенных факторов относят: наследственность; иммунологическая реактивность; структурно-функциональный гомеостаз; влияние беременности и родов на развитие ребенка; физическое развитие и подготовленность; внутренняя мотивация к здоровому образу жизни и др.

Экзогенные факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, Бердус М.Г. объединил в три большие группы:

1) социальные

2) социогенные экологические факторы негативного воздействия;

3) природные экологические факторы негативного воздействия .

Рассмотрим их.

К социальным экологическим факторам негативного воздействия относят: рост населения планеты (за счет стран «третьего мира»), миграция населения, урбанизация городов, войны, преступления, терроризм, трудовая деятельность, сопряженная с рисками здоровья, отсутствием полноценного отдыха, гиподинамия, спорт высших достижений (не путаем с физкультурной деятельностью), распад семьи и др.

Экологические факторы социогенного негативного воздействия условно разделены на: 1) факторы, влияющие на человека опосредованно - через загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы; 2) факторы, влияющие на человека непосредственно (ионизирующее излучение, шум, пыль, аэрозоли, поражения электрическим током, электромагнитные поля, микроклимат производственных и иных помещений, курение, алкоголь, наркотики, нерациональное питание, нарушение физиологического режима жизни и др.); 3) факторы - «сквозные подсистемы», например, «вредные вещества», присутствующие во всех указанных системах факторов.

Природные экологические факторы, отрицательно влияющие на человека, представлены двумя группами факторов: абиотические (воздействия неживой природы) и биотические (воздействия организмов). Важным замечанием является то, что в аспекте негативных воздействий на человека, эти факторы выступают нередко взаимосвязано и комплексно.

К негативным абиотическим факторам относят стихийные бедствия (т.н. «природные катаклизмы»), которыми называют опасные природные явления или процессы, носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп населения, человеческим жертвам, а также уничтожению материальных ценностей. Это: сильный ветер (торнадо, смерч, самум, суховей); пыльная буря; вулканическая деятельность; землетрясение; наводнение, шторм, цунами, прилив и отлив; лавина, сель, камнепад, оползень; пожар, вызванный самовозгоранием торфа, молнией и др. природными факторами; различные виды молний; вьюга или метель, а также значительное выпадение осадков, особенно в виде крупного града или несезонного снега; засуха; сильный устойчивый мороз или аналогичная жара, особенно на территориях, которым эти явления несвойственны; эрозия почв (такие формы, как разрастание оврагов, ветровая эрозия, вымывание почвы реками, ливнями и т.д.) и др.