Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди. Деформированный текст


Экологическое воспитание школьников

на уроках русского языка

в начальной школе.

Подборка материалов.

Составила учитель начальных классов

МОУ «СОШ №18»

П. Белоозерский

Воскресенского муниципального района

Московской области

Бродулева Нина Валерьевна.

Экологическое воспитание начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир. Оно воздействует на чувства людей, формирует их гражданское сознание, побуждая бережно относиться к природе. Данный материал предполагает работу по экологическому воспитанию школьников на уроках русского языка.

  1. Дидактический материал .

№1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Родной… куст и за…цу дорог.

№2. Спишите. Вставьте вместо точек слова, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Подчеркните эти слова.

Образец. Светит яркое солнце.

Светит _____________ солнце. Дует _________ ветерок. Небо __________. Звонко поёт _________ жаворонок. Вода в реке _____________.

Слова для справок: яркое, тёплый, синее, весёлый, прозрачная.

№3. Заполни клетки словами – названиями животных. Каждое слово должно оканчиваться на парную согласную.

(ёж, уж, жук, крот, волк)

№4. Прочитайте и спишите пословицу. Как ты её понимаешь?

Сломать дерево секунда – вырастить года.

№5. Прочитайте. Напишите по памяти.

Трудно птицам зимовать.

Надо птицам помогать.

(А. Чепуров)

№6. Прочитай

Прилетела к нам синичка.

Села под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Выпиши слова с сочетанием чк.

№7. Игра «Собери ягоды в кузовок».

Кузовке находятся ягоды.Да вот беда: первые буквы в словах

Стерлись, остались от каждого слова

Только три буквы – ика , отгадайте, что

За ягоды лежат в кузовке.

Найдите ударные и безударные гласные. Разбери слова по составу. Подбери родственные прилагательные

(земляника, брусника, черника, ежевика, голубика, костяника)

№8. Прочитай.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас! (З. Александрова)

Спиши. Сравни слова сад и посадит . Почему их можно назвать однокоренными? Выдели общую часть (корень). Что такое корень?

№9. Соберите корзину грибов отгадав загадки.

Он в осинке не родился

Как в траве ни притаился,

Всё равно его найдём:

Шляпка красная на нём.

Подосиновик

Он выглянул несмело

Из кочки моховой

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой.

Моховик

Лета первая примета:

Под берёзой, в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке

Подберезовик

Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Опёнки

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые (лисички)

Как правильно собирать грибы? Разберите слова по составу.

№10. Знакомство с частицей не на примере правил поведения в природе.

Береги природу!

[…] ломай ветви деревьев и кустарников.

[…]повреждай кору деревьев!

[…]собирай берёзовый сок.

[…]рви в лесу, на лугу цветов.

[…]обрывай в лесу паутину и […]убивай пауков.

[…]разоряй птичьи гнёзда.

[…]разоряй муравейники.

[…] лови диких животных и […]уноси их домой.

[…]оставляй в лесу, на лугу, парке, у реки мусор.

Никогда […] выбрасывай мусор в водоёмы.

№11. Прочитай текст. Выпиши родственные слова.

Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.

№12. Запиши предложения по памяти. Подчеркни буквы, обозначающие парные согласные, которые требуют проверки на письме.

У лесного болотца растут незабудки.

Береги и охраняй редкие растения.

Красивы русские березки весной.

№13. Прочитайте. Выпишите восклицательные предложения.

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой.

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом.

Береги меня!

Я тебя листвою от дождя укрою.

Поливай меня! (П. Воронько)

№14. Вставив пропущенные буквы, вы узнаете правильный ответ.

У какого растения никогда не бывает цветов?

С__едобный, с__ёмка, об__явился

Ъ – у папоротника

Ь – у алоэ

Для какого животного красный мухомор служит лекарством?

П__стучал, __тбежал, п__дшила.

А – для медведя

о – для лося

Вода какого озера считается самой чистой в мире?

Ло__кий, ста__ка, обно__ка

в – озерой Байкал

ф – озеро Селигер

Почему необходимо стирать пыль с листьев комнатных растений?

Гру__а, гри__, а__етит.

Пп – чтобы они могли дышать

п – чтобы они могли цвести

Какие растения лучше всего очищают воздух от загрязнения?

То__а, ва__а, те__ис.

Н – каштан, кукуруза

нн –тополь, подсолнечник

№15. Письмо по памяти.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты! (Т. Собакин)

Определите спряжение и лицо. Подчеркните местоимения.

№16. Спиши. Подчеркни существительные в винительном падеже. В первом предложении обозначь части речи.

Юные натуралисты охраняют родную природу. Они берегут лес от пожара. Юннаты защитят и яркую бабочку, и жаворонка, и муравья. Зимой они принесут корм в лес. Ребята спасают птиц и зверей от зимней стужи и голода.

№17. Спиши. Подчеркни существительные в творительном падеже. Первое предложение разбери по членам.

Природа щедро оделила землю цветами. Гладь озёр она разукрасила кувшинками. Луга и леса она осыпала ромашками и ландышами. Скромными маками украшены суровые северные острова. К вершине гор она забросила эдельвейсы. Береги и охраняй эту красоту!

№18. Повторение знаний о предложении на основе текста.

« Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом нет ничего мёртвого, всё дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз» (И. Левитан)

Чем понравились вам эти слова? Как художник любит природу?

Какие картины Левитана вы знаете? Запишите высказывание в

Тетрадь, постарайтесь выучить его наизусть.

№ 19. Прочитайте и озаглавьте стихотворение.

Мы посадим липы и клёны.

Будет город нарядный, зелёный.

Тополя мы посадим рядами.

Станут пощади наши садами.

Окружим мы деревьями школу.

Пусть звенит над ней гомон весёлый…

С молодыми садами, лесами

Мы расти и цвести будем сами.(П.Воронько)

Выпишите только глаголы будущего времени.

№20. Спишите, вставив пропущенные окончания прилагательных.

В зелён… русск… лесу растёт живописн… клён. Гладк.. и чист… его ствол. Это праздничн… дерево. Клён любит солнечн… и ярк… свет. Ясн.. летн… днём хорошо отдохнуть под развесист… чист… клёном.

(По И. Соколову-Микитову.)

№ 21. Составьте из данных слов предложения. Напишите предложения. Подчеркните в каждом предложении главные члены предложения.

  1. аисты, на, дома, крыше, гнездо, свили
  2. однажды, не, вернулись, они, в, гнездо, своё
  3. аистята, родителей, без, остались
  4. ребята, жалобные, услышали, крики, птенцов
  5. накормили, они, лягушками, их
  6. день, каждый, дети, ухаживали, птенцами, за

№22. Прочитайте стихотворение.

Мы кормушку смастерили ,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний,

Путешественник скворец.

Вот и песенке конец. (З. Александрова)

Выпишите из стихотворения названия дней недели и птиц, которые прилетели к кормушке. Подчеркните непроверяемые гласные.

К выделенным словам подберите однокоренные слова.

№23. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите в этих словах корни и приставки.

Помоги перезимовать!

П..дкормка животных зимой – очень важное дело. З..готовку к..рмов нужно пр..водить летом и осенью.

В августе п..спевают семена берёзы. Их охотно клюют снегири. Соберите и сохраните семена до зимних морозов.

В сентябре осыпаются жёлуди с дуба. Это прекрасный корм для белок. Но жёлуди нужно умело хранить. В тёплой комнате они быстро п..р..сыхают.

№24. Прочитайте.

Журавлиное поле.

Весной трактористы наткнулись в поле на гнездовье серых журавлей. Они объехали это место.

Поднялась вокруг гнездовья высокая трава и скрыла птенцов от чужих глаз.

С тех пор это поле прозвали Журавлиным.

Ответьте на вопросы:

  1. Что увидели трактористы весной в поле?
  2. Как поступили трактористы?
  3. Почему птицы оказались в безопасности?

Напишите ответы на вопросы. Обозначьте в тексте имена прилагательные. Подчеркните буквы, которые нужно проверять.

№25. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает путь сыпучим пескам. Из лесных болот берут начало реки.

Невозможно перечислить все бедствия, которые несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.

(По К.Паустовскому)

Спишите. Подчеркните орфограммы.

  1. Развитие речи.

№1. Прочитайте и озаглавьте рассказ.

Петя и Коля поймали двух ёжиков. Прошло несколько дней. Мальчики встретились и заспорили, кто больше любит своего ёжика. Петя говорил, что он молоком кормит своего ёжика, устроил ему хорошую постель.

А что ты сделал для своего ёжика? – спросил Петя у товарища. Коля ответил, что он отнёс своего ёжика в лес и выпустил на волю.

Напишите ответы на вопросы:

Кого поймали мальчики? Как ухаживал за ёжиком Петя? Что сделал с ежом Коля? Скажите, как вы относитесь к поступкам мальчиков.

№2. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ. Придумайте заглавие своего рассказа

Напишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

(Кто?) Юра (что делает?) копает ______.

(Кто?) _______ (что делает?) ________.

№3. Рассмотри картинки.

Подберите к каждой картинке предложения из данного текста.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы жили у них во дворе до весны.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Напишите текст. Каждую часть пишите с красной строки.

№4. Раздели текст на предложения. Спиши. В конце предложения ставь нужные знаки препинания. Над словами поставь знак ударения.

Лес спасает поля от засухи лес очищает воздух леса, моря, озера, реки украшают землю охраняй лес – народное богатство

№5. Рассмотрите картинки

Подготовь устный рассказ из трёх частей по плану:

1.Скоро кормушка будет готова.

2.Радостно повесить столик для пернатых друзей.

3. Птичья столовая открыта.

Прочитайте текст. Разделите его на три части. Напишите каждую часть с красной строки.

Мы решили с братом сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. Хотелось скорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать!

№6. Рассмотри рисунок. Составь по нему рассказ.

Ответь на вопросы:

1. Когда и что произошло?

2. Кто помогает животным?

3. Какая им будет оказана помощь?

Озаглавь рассказ. Напиши.

№7. Рассмотрите картинки. Скажи кратко, что нарисовано на каждой из них.

Составь рассказ из трёх частей. Озаглавь. Напиши.

№8. Составь из данных слов предложения. Начинай с выделенных слов.

В нашей , есть, стране, места, заповедные.

Там , охота, запрещена, на животных.

Эти , называются, места, заповедниками.

В заповедниках , звери, редкие, живут.

Напиши предложения. В последнем предложении подчеркни главные члены.

№9. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь его и запиши.

1. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить.

2. Часто лесные пожары возникают по вине людей.

3. Берегите лес от пожара!

4. Искры от непогашенных костров вызывают новые пожары.

5. От пожара гибнут растения, звери и птицы.

6. Долгие годы растёт на пожарище новый лес.

(По И. Балдышеву)

№10. Прочитайте и озаглавьте рассказ.

В борьбе с вредителями лесов людям помогают птицы и муравьи. Муравьи сносят в свое гнездо многие миллионы насекомых.

Народ охраняет муравейники. Они не только охраняются, но и размножаются.

Долг каждого школьника – заботиться о муравьях, живых защитниках наших лесов и садов.

Напишите ответы на вопросы

1) Кто помогает нам бороться с вредителями лесов и садов?

2) Как надо заботиться о муравьях?

№11. Напишите сочинение на тему «Птицы зимой»

План

Задание к работе над планом

Опорные слова

1. Какое время года наступило?

Укажите, какие изменения произошли в природе

Мороз, ковром, поля, тропинка, белеет, холодный, снежинка

2. Как изменилась жизнь птиц зимой?

Напиши, какие птицы остались зимовать?

Почему некоторые птицы подбираются ближе к жилью?

Голодные,

жильё

3. Как люди помогают птицам?

Опиши, как ты сделал кормушку, куда её повесил, чем кормил птиц.

Кормушки, дворе, саду, смастерили, прилетали, спешили

№12. Прочитайте текст. Напишите изложение по самостоятельно составленному плану.

Лесные пожары.

Весна незаметно переходит в лето. На сухих местах высыхают мхи, хвоя, трава. Сильно припекает солнце. В это время в лесах часто бывают пожары.

Страшен и грозен пожар в лесу. Вспыхивает хворост, молодые ёлочки и сосны. Огонь подкрадывается и к старым елям, бежит до самой вершины. В лесу гибнут растения, звери, птицы. Долгие годы на этом месте растёт новый лес.

Часто пожары в лесу возникают от ударом молний. Много бед приносит лесу и человек. Дети и взрослые разводят в лесу костры, а тушить их забывают или тушат небрежно . (выделенные слова для справок)

№ 13. Прочитайте текст. Напишите изложение по самостоятельно составленному плану.

Настоящая забота.

На лесном озере остались зимовать прекрасные лебеди. Озеро находилось в километре от деревни. Холод сковал озеро ледяной корой. Без воды и пищи птицам грозила гибель.

Ребятишки из деревни решили спасти редких птиц. Они разобрали их по домам. Зимние месяцы лебеди провели в сарае. Они жили там вместе с домашними птицами. Школьники носили им корм, ухаживали за лебедями. В тепле чудесные птицы не погибли.

Пришла весна. Дети отнесли лебедей на лесное озеро. Там лебеди стали ждать родных из тёплых стран.

№14. Прочитайте текст. Напишите изложение по самостоятельно составленному плану.

После пожара.

На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.

Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверёк привалился к холодной земельке. По щекам протянулись две влажные полоски. Ёжик плакал.

Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Ёж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверёк сладко унул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.

Слова для справок: обуглился, привалился, пипетка.

  1. Контрольные работы

№1. Диктант. Тема «Разделительный ь».

Ребячьи заботы.

Много дел у ребят в разное время года. Весной ты вешал птичьи домики. Осенью их надо почистить. Делай на зиму запасы еды для птиц. Насуши семена тыквы, берёзы, ягоды рябины. Для синичек, воробьёв будет хорошее кушанье.

Летом ты спас осохших мальков в ручьях. Теперь прочисти знакомые ключи. (49 слов.) (По Н. Сладкову)

Слова для справок: семена, осохших.

№2. Диктант. Тема «Звонкие и глухие согласные в корне. Безударные гласные».

Помоги друзьям.

Холодно и голодно птицам зимой. Без корма птички слабеют и замерзают. Трескучие морозы легко добивают птах. Многие погибают. Пожалей пернатых друзей! Брось им пшена, привяжи кусочки сала. В столовую прилетят синички, снегири. Ведь птицы платят добром за добро. Это они спасают сады и огороды от вредителей. С птичьей песней веселей встречать весну. (54 слова.)

Слова для справок: холодно, голодно, от вредителей.

№3. Контрольное списывание. 2 класс.

Друзья леса.

Жуковское школьное лесничество – первое в нашей стране. Весной ребята берут под охрану берёзы. Они следят, чтобы кто-нибудь не поранил берёзы. Летом школьники заботятся о лесных санитарах. Они охраняют муравейники. Зимой дети спешат на помощь слабым деревцам. Ребята стряхивают с ветвей тяжёлые комья снега. В студёную пору они не забывают и про лесных жителей. Дети кормят их орехами, грибами и ягодами. (62 слова.) (По Ю. Когинову.)

№4. Диктант. 3 класс.

Птичий обед.

Любит Танюша кормить пернатых друзей. Девочка наготовила еды и понесла в птичью столовую. Потом она тихонько подошла к берёзке, стала глядеть на птиц. К кормушке слетелись синички, воробьи. Был и снегирь в красной рубашке. Голодные птицы быстро клевали корм. Вдруг на столике появилась нарядная птица. Пёрышки с отливом, на головке пушистый хохолок. Птичка осмотрелась вокруг и стала обедать вместе со всеми.

Вдруг выбежала собака Снежок. Стайка птиц улетела с кормушки.

(72 слова.) (По Л.Воронковой.)

Слова для справок: Снежок, хохолок.

№5. Диктант. 3 класс.

Доброта.

Коля побежал в лес насыпать зёрна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу.

Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.

Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль и еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива. (54 слова.)

Слова для справок: олениха, робко, в сугробе.

№6. Диктант. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

Лесные санитары.

Муравьи – лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Муравейник – это их город. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие палочки, веточки. Они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха и влаги. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейники и закрывают все входы и выходы.

Если разорить муравейник – погибает муравьиная семья. Тогда в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья и кустарники.

(Из журнала «Юный натуралист».)

№7. Диктант. Тема «Правописание безударных гласных в корне слова».

Берегите леса!

Большую пользу приносит лес людям. Из дерева делают нужные для жизни предметы. Из брёвен строят дома.

Лес хранит чистый, целебный воздух. Леса очищают его от пыли.

Леса спасают землю от засухи и сухих ветров. Они защищают урожаи.

Леса украшают землю. Это лучший её наряд.

Берегите леса!

№.8. Диктант. 1-2 класс.

Друг леса.

Рощи да леса – всему краю краса. Такая есть русская пословица.

Будь другом леса. Он раскинет скатерть-самобранку. А на ней будет малина, грибы, травы,орехи, брусника.

Лес – это чудо земли. Береги лес!

  1. Карта для проведения интегрированного урока:

«Путешествие по природной тропе»

1 привал Руку дружбы – природе.

2 привал Дозорные природы.

3 привал Защитим пернатое племя

4 привал В лесу родилась ёлочка (Во поле берёза стояла)

5 привал Все на свете друг другу нужны.

Закончить урок можно стихотворением Б.Заходера.

Все-все,

Все На Свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны,

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется...

Все-все, Все На Свете

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Использованная литература:

  1. А.Н. Матвеева, Р.А.Васильева, А. Л.Бугаева Сборник диктантов для начальных классов. Москва. «Просвещение». 1984г.
  2. Ш. В. Журжина, Н.В. Костромина Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. Москва. «Просвещение». 1990г.
  3. Ш. В. Журжина, Н.В. Костромина Дидактический материал по русскому языку. 2 класс. Москва. «Просвещение». 1991г.
  4. А.Н. Матвеева. Русский язык. Контрольные работы в начальной школе. 1-3 (1-4) классы. Москва. «Дрофа».1996г.
  5. Русский язык (Учебник для 2 класса трехлетней начальной школы). Авторы: М.Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский, Ф. Д. Костенко, А. Н. Матвеева. Москва. «Просвещение». 1991г.
  6. Русский язык (Учебник для 3 класса трехлетней начальной школы). Авторы: М.Л. Закожурникова, Н. С. Рождественский, Ф. Д. Костенко, А. Н. Матвеева. Москва. «Просвещение». 1991г.
  7. Русский язык (Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы).
  1. Русский язык (Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы). Авторы: Т. Г. Рамзаева Москва. «Просвещение». 1990г.
  2. Русский язык (Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы). Авторы: Т. Г. Рамзаева Москва. «Просвещение». 1990г.
  3. Л.И. Тикунова, В. П. Канакина «Сборник диктантов и творческих работ» Москва. «Просвещение». 1992г. ISBN – 5-09-003563-6
  4. Я иду на урок в начальную школу. Природоведение. Москва. «Первое сентября» 2000г.

Cлайд 1

Cлайд 2

Упражнения на основе образца; II. Конструктивные; III. Творческие. Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы:

Cлайд 3

Основные приемы работы над предложениями: чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание; во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать; в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё). I. упражнения на основе образца;

Cлайд 4

вопрос взрослого: - «Что дети собирали в лесу?». - «Дети собирали в лесу малину». -«Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». (Ошибки: «дети делали – они собирали в лесу малину»).

Cлайд 5

составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему: Например: «Кошка лакает молоко». «Собака грызет кость». «Лошадь жует сено».

Cлайд 6

Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в. Дети видели в лесу рыженькую белочку. В лесу дети видели рыженькую белочку. II. Конструктивные упражнения

Cлайд 7

«Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Cлайд 8

Деление текста (на слух 3-5 предложений). «У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»

Cлайд 9

Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.

Cлайд 10

Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста. Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.

Cлайд 11

Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты: Мальчик дала девочке гриба. Медведь спит под берлогой.

Cлайд 12

По теме, заданной взрослым «Одежда» У меня новая одежда. Мама постирала мою одежду. Папа пришёл с работы в грязной одежде. Одежда продается в магазине. Одежду шьют на фабрике. По предмету или предметной картинке III. Творческие упражнения

Cлайд 13

По опорным словам или картинкам В машине везут бегемота. Бегемот не влез в машину. Камаз едет за бегемотом. Бегемот похож на большой Камаз. Бегемот меньше, чем Камаз.

Cлайд 14

По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению: «Золотые руки» У моей мамы золотые руки. Мне сказали, что у меня золотые руки. Золотые руки у людей, которые всё умеют делать.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Модели предложений I этап. «Существительное +глагол» – «Мама гладит». «Папа читает».

Cлайд 18

Тема: Творческое продолжение текста – повествования «Лебеди»

2 класс

Цели:

1. Закреплять знания о структуре текста – повествования.

2. Формировать умение устанавливать последовательность событий в тексте – повествовании с опорой на картинки.

3. Формировать умение соотносить содержание картинок с частями текста.

4. Формировать умение составлять заключительную часть текста.

5. Развивать логическое мышление, память, речь учащихся.

6. Способствовать воспитанию отзывчивости, доброго отношения к животным.

ХОД УРОКА:

    ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

Сегодня на уроке мы будем писать рассказ по картинкам. Рассмотрите картинки. О каких событиях рассказал художник?

Почему лебеди остались на озере? (у одного из них болело крыло)

Какой текст получится по этим картинкам? Почему?

Проверим, согласен ли с вами компьютер…

    ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА С ОПОРОЙ НА КАРТИНКИ.

Достаньте из конверта полоски. Что на них написано? (части текста)

Сколько всего полосочек? (4). Почему? (4 части)

Почему одна полоска пустая? (нужно будет дописать текст). Отложите пока её, потом подумаем вместе.

Какое задание нам нужно выполнить? (составить текст)

Почему нельзя положить полоски в любом порядке? (будет нарушена последовательность событий)

А что нам поможет определить последовательность? (картинки)

Как будете устанавливать порядок частей? (смотреть, что нарисовано на 1 картинке и находить текст такого же содержания, смотреть вторую картинку – и находить текст и т. д.)

Составьте текст (у себя на парте).

Проверим. (По слайдам)

Прочитай 1 часть.

Прочитай 2 часть.

Прочитай 3 часть.

Поднимите руку, у кого правильно составлен текст?

Кто заметил ошибки? Исправьте.

Возьмите пустую полоску. Подумайте, куда её нужно положить? (в конец). Почему? (нужно придумать продолжение рассказа)

Положите пустую полоску в конец.

Как будет называться эта часть текста? (заключительная)

А какие части уже есть? (вводная и основная)

Ребята, частей 3, а полосок – 4! Почему? (в основной части – 2 маленькие части).

3. АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Чтобы составить заключительную часть, нужно хорошо понять текст, который мы уже составили, т.е. то, что нам уже известно в тексте.

А чтобы узнать, как вы поняли, я задам вопросы. Ответить на них нужно предложениями из текста.

Почему лебеди не улетели со всеми вместе, а остались на озере? (У одного из них болело крыло)

Какая опасность им грозила? (Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть)

Прочитайте, что спасло их от гибели? (Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе).

Определите тему этого рассказа («Как спасли лебедей» или «Как помогли лебедям»)

Как можно назвать этот рассказ?

    Помощь лебедям (птицам)

    Как спасли птиц (лебедей)

    Спасение лебедей (птиц)

Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

    Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

    Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

    Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.

весна

? осень

А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

    Весной лебеди вернулись на озеро.

    Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

    Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

    Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздо ро ве л (по прави лся)

о тпустили на волю

ве рнули сь

в стрети ли свою стаю

улетели

вместе с родной стае й

7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.

Если времени мало:

Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

    ПРОВЕРКА.

Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

    ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

Что вызвало затруднение?

Что понравилось?

Спасибо за урок.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Саулюкас примчался к нам, с трудом переводя дух. Он о чем-то захлебываясь рассказывал. Я только понял, что кто-то прилетел и спустился на землю. Саулюкас умчался, а мы устремились вслед за ним.

Бее, кто был в лесничестве, пошли на берег. Саулюкас, наш усердный помощник, «сторож скворечников», как мы его называли, показывал рукой.

Прилетели такие, с огромными крыльями и упали в самую середину озера. Теперь они на той стороне…

И правда! На наше озеро опустились два лебедя! Вон белеют там у прошлогодних камышей!.. Такого еще не бывало! Мы постояли, посмотрели… Лебеди плывут вдоль берега, заплывают то за один, то за другой островок и появляются снова… Прекрасны эти птицы! Как две снежные сестры из далекого холодного края…

На следующее утро лебеди еще были на озере. Весна… Утки выбрали себе место для гнезд. А что, если лебеди захотят поселиться в нашем озере? Мы знали, что в Литве лебедей охраняют, что с каждым годом их становится все больше, что со знаменитого озера Жувинтас, где давно поселились лебеди, эти благородные белые птицы каждой весной разлетаются по другим озерам. Может быть, пришла очередь и нашему озеру принять лебедей?

В лесничестве только и говорили о лебедях. Все собрались и решили: если уж прилетели лебеди на наше озеро, нужно их встретить как можно лучше. Было решено не удить рыбу, не плавать на лодках, даже не гулять по берегу. Пусть освоятся наши белые гости. А сын лесничего, Саулюкас, который старше своего брата и других детей лесничества, будет не только «сторожем скворечников», но еще и «пастушком лебедей». Он будет следить и сообщать нам, что делают лебеди.

А лебеди и второй, и третий день все плавают по озеру. Саулюкас говорит, что они даже выходят на остров Р а гас и гуляют по его берегу…

Ясными были эти весенние дни. Каждая волна переливалась солнечными отблесками. Возле острова Рагаса белые лебеди казались еще белее. Они гордо плавали, распустив пышные, словно паруса из белого шелка, крылья, а весенний ветерок раздувал и ерошил сухой камыш.

По утрам мы не начинали работу, не постояв на берегу озера и не полюбовавшись лебедями. И все мечтали только о том, чтобы они не покинули наше озеро. Даже гусей, которые любили плавать у берегов озера, мы заперли в хлев. Никто не мешал лебедям.

И они все плавали, раздувая свои шелковые крылья, и играли в весенние игры. Казалось, с неба на озеро спустились два облачка и их носит по волнам солнечным ветром.

Но вот наступил этот день. И снова Саулюкас первым сообщил нам новость. Один лебедь плавает вокруг острова Рагаса, а другой сидит, спрятавшись в камышах. Сквозь заросли сухого камыша он чуть белеет.

Мы побросали работу. И лесничий, и я, его помощник, и обходчики, которые собрались в лесничество обсудить дела, пошли на берег, противоположный острову Рагаса. И, хорошенько рассмотрев в бинокль, решили, что лебедиха уже высиживает в своем гнезде лебедят, а лебедь плавает вокруг острова и за всем наблюдает. Мы так заботились о спокойствии лебедей, что пропустили тот момент, когда они устроили себе гнездо. Лебедь плавал у камышей, подняв крылья и выгнув шею.

В нашем озере поселились лебеди! Кто бы не порадовался такой новости!

Опять все охраняли покой лебедей и ждали, когда вылупятся лебедята. Мы не боялись, что какой-нибудь крылатый или четвероногий разбойник нападет на лебедей и разорит их гнездо. Сила и храбрость самца должны были спасти их от опасности. Нам очень хотелось, чтобы наше озеро понравилось лебедям, чтобы они вернулись сюда и следующей весной.

Теперь мы жалели, что зимой нам не удалось поймать выдру. Мы знали, что она живет в речке, которая вытекает из озера. Сколько раз мы подстерегали ее, а выдра ускользала от нас. Ей везло. Правда, мы и не пытались во что бы то ни стало поймать этого прекрасного речного зверька. Хотя выдра иногда и ловила наших гусят и утят, но ведь не станешь же только из-за этого злиться и выходить из себя. Но теперь мы начали бояться за наших лебедят. Когда коварная выдра схватит плавающего маленького лебеденка, его не спасет никакая храбрость отца. Исчезнет под водой - и конец!

Как отвадить выдру?

Наконец вылупились наши лебедята. Серые и серебряные. Когда они выплывают в открытое озеро, можно всех сосчитать. Первой, рассекая белой грудью воду, плывет лебедиха, а за нею - стайка кругленьких, пушистых лебедят, семь головок, семь черных клювиков, четырнадцать лапок гребут по воде… Последним плывет лебедь. Он все время как будто пересчитывает своих детенышей, внимательно оглядываясь по сторонам, не грозит ли его пушистому семейству хоть какая-нибудь опасность.

Хитрая выдра опять напала на стаю домашних уток, а к лебедям даже не приближалась. Умная выдра! Может быть, мы не будем охотиться на нее?.. Хозяйки, хоть и злились, но тоже говорили, что лучше пусть она уток таскает, чем нападает на лебедей.

Лебедь вывел из гнезда свое семейство и присвоил себе половину озера. И царствовал там, никого не боясь. Он разрешал только камышовкам петь в камышах и диким уткам прогуливать своих утят. Всех остальных он прогонял.

Как только домашние утки, которые плескались у берега, нечаянно переплывали невидимый рубеж, тотчас же к ним, рассекая волны и воинственно подняв крылья, устремлялась могучая белая птица. Ужас охватывал уток, они разворачивались и, крякая охрипшими от страха голосами, со всех сил гребли из лебединых вод. Но лебедь не сразу прощал их. Гнал до самого берега. Вспугнутые утки рассеивались. Тогда лебедь гнал их поодиночке, пока в озере не оставалось ни одной утки. Он даже выходил на берег и преследовал уток до самого птичника. И утки и лебеди на берегу одинаково неповоротливы. Бегут утки, переваливаясь с боку на бок на кривых ногах. А вслед за ними гонится лебедь, медленно, неуклюже, шлепая по земле широкими лапами. Смешно смотреть. Возле птичника лебедь так взмахивал своими могучими крыльями, что у бедных уток даже перья топорщились. После этого озерный король спокойно и торжественно возвращался в свои владения.

Когда на берегу озера кто-нибудь проказничал, лебедю это тоже не нравилось. Однажды я видел, как со скотного двора выбежала свинья, которая влезла в воду и начала грызть камыши. А лебедь тут как тут! Свинья скрутила хвост в колечко, захлопала ушами и своими маленькими глазками уставилась на лебедя. Лебедь подплыл к ней и так ударил крыльями, что она с хрюканьем выскочила из воды. Лебедь тоже выбежал на берег и, распластав крылья, погнался за свиньей, но где ему?

Больше всех страдали бедные гуси. Правда, гуси, будучи гораздо умней уток, сразу поняли, где проходит лебединая граница, которую нельзя нарушать.

Однажды после горячего рабочего дня мы отпустили двух своих лошадей напиться в озере. Лошадки, фыркая, пошли на водопой. И случилось то, чего никто не ожидал.

Из камышей выплыл лебедь. Он стремительно сделал в воде два боевых поворота и бросился на пьющих лошадей. Сначала лошади испугались и отскочили, но чего им бояться? Эка невидаль - гусак? Каурый спокойно зашел дальше и продолжал пить. Лебедь ничего ему не сделал. А Белого он даже к воде не подпустил. Конь пошел по берегу дальше, а лебедь поплыл рядом, не отставая ни на шаг. Когда Белый наклонился, чтобы напиться, лебедь выпрямился и изо всех сил ударил его крыльями по голове. Пришлось отвести Белого подальше и напоить.

Я понял, что лебедям не нравятся ни белые птицы, ни белые животные. Потому и гусям больше от них доставалось, чем уткам. Лебедь думал, что только одни лебеди имеют право быть белыми.

А мы, жители лесничества и лебединое семейство, чем дальше, тем лучше ладили между собой. Но больше всех лебеди подружились с Саулюкасом. Они даже брали с его рук лакомства. Раньше мы называли Саулюкаса «пастушком лебедей», а сейчас лебедей называем «лебедями Саулюкаса».

При виде чужого человека лебеди сразу настораживались. Но своих узнавали. Всех до одного. Наверное, даже различали по голосам.

Теперь уже осень. Начали падать первые листья. Скоро ветер будет крутить их, как желтых бабочек, и они будут падать в волны, не перелетев озеро.

Скоро кончатся солнечные осенние дни. Потемнеет исхлестанное ливнями озеро. Вода всегда смотрит в небо, и, если небо затягивается облаками, озеро тоже становится хмурым. Только белые лебеди останутся такими же белыми, как и в то первое весеннее утро.

Выросла вся семерка лебедят. На их простой серой одежде появились первые белые перья. Но только осенью следующего года они превратятся в настоящих белых лебедей.

Я знаю, придет день, когда мороз построит на озере стеклянные ледяные мосты. И наши девять лебедей, зашумев крыльями, поднимутся в воздух. Они сделают круг и улетят. Они будут махать нам крыльями, а мы им руками… Саулюкас, маленький Андрюс, Еленуте, Ируте, лесничий и я будем провожать лебедей. Даже забывшие все обиды гуси загогочут им вслед, желая счастливого пути.

Мы с Саулюкасом твердо верим, что весной лебеди вернутся. Разве они найдут другое такое озеро, как наше? Неужели они найдут другое лесничество, где люди так ждали бы лебедей?..

Конечно, они вернутся. Лебеди любят свою родину, как люди.

«Развитие скорости чтения» - Методика. Чтение согласных. Мальчики. Поле зрения. Слоговая таблица. Развитие скорости чтения. Режим щадящего чтения. Зрительный диктант. Занятия чтением. Процесс формирования навыка чтения. Эксперименты. Артикуляционная гимнастика. Использование таблицы Шульте. Навык чтения. Типичные ошибки. Правильное обучение навыкам чтения.

«Творчество на литературе» - Условия для развития творчества. Развитие творческих способностей. Сочинения. Жизненные навыки. Творческое мышление. Социализация. Приобщение к литературе. Школьники учатся пересказу. Да, там костёр, люди – страшно, но вперёд. Приём интеграции уроков.

«Скорость чтения» - В 4, 5 классах – снижается до 30-40 %. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе успеваемость падает. В 4 классе – растёт. Расширение поля зрения. Через слово. (можно «цепочкой») Линейки по полям. Значит, единственный вариант – тройка.

«Продуктивное чтение» - Развитие гибкого чтения. Современные образовательные средства. Проверочные работы. Работа с текстом до чтения. Изучающее чтение. Виды уроков. Сказка. Тренинги по развитию читательских умений. Тетрадь по литературному чтению. Букварь. Сравни отрывок из записи. Современные методы развития памяти. Виктор Драгунский.

«Антиципация в литературе» - Обучение технологии. Результаты применения технологии. Фотоохотой занимался пёс Шарик из Простоквашино. Технология обучения детей приёму антиципации. Проверка себя по тексту. Антиципация применяется во время чтецких разминок. Поиск скрытых вопросов и ответы на них. Шёл охотник на охоту, увидал в кустах кого-то.

«Развитие техники чтения» - Прочитай. Быстро составляй и читай слова. Будка. Читай, изменяя слова. Буквенный дождик. Прочитай слоги. Найди «секрет» чтения. Читай слова. Пушка. Прочитай и найди слова. Слова. Составляй и читай слова. Каждой согласной свое место. Ошибка художника. Определи последний согласный. Добавляй парные согласные.

Всего в теме 23 презентации