На закрепленное за ней имущество. Связь организационно-правовой формы некоммерческой организации и вещных прав на закрепленное за ней имущество. Формы унитарных предприятий


Унитарные предприятия – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество неделимое (не может быть распределено по вкладам).

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только гос. и муниципальные предприятия

Имущество предприятия находится в гос. или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хоз. ведения или оперативного управления

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества

Орган унитарного предприятия – руководитель: назначается собственником и ему подотчетен

Унитарное предприятие отвечает по обязательствам всем своим имуществом (не несет по об-вам собственника)

1 . Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения:

Создается по решению уполномоченного гос. органа или ОМС

Размер уставного фонда: не менее 5000 МРОТ (для гос. предприятия) и 1000 МРОТ (для муниципального)

Если по окончании фин. года стоимость чистых активов окажется < размера уставного фонда – орган обязан провести уменьшение фонда, а когда чистые активы < размера, определ. законом – предприятие ликвидируется (по реш. суда)

Кредитор вправе требовать от предприятия-должника возмещения убытков

Собственник имущества предприятия не отвечает по обязат. предприятия (за исключ. некоторых случаев)

2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления:

Может быть создано на базе гос. или муниц. имущества (казенное предприятие)

Учредительный документ: устав, утвержденный уполномоченным гос. органом или ОМС

Фирменное наименование такого предприятия должно содержать указание, что такое предприятие является казенным

Собственник имуществ. предприятия несет субсидиар. ответств. по об-вам предприятия, при недостаточности его имущ.

Может быть реорганиз. или ликвидировано в соответствии с законом о гос. и муниц. унитарных предприятиях.

18. Общественные объединения: общая правовая характеристика.

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.

Законодательство различает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

20. Вещи как объекты гражданских правоотношений: понятие и юридическая классификация.

Вещи – предметы материального мира, представляющие ценность для человека, способные удовлетворять потребности субъектов гражданских правоотношений, выступать предметом товарообмена.

Энергия – особый вид вещи, если ей управлять и использ-ть.

Вещи как объекты ГП – объекты права/собственности и др. вещных прав.

Классификация вещей:

По оборотоспособности: оборотоспособные, не обротоспособные, изъятые из оборота

- Движимые (остальное имущество)/Недвижимые (земля и ее недра, вещи связанные с землей, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, иное имущество предусмотренное законом).

Права на недвижимое имущество возник только с момента гос регистрации (регистрируются не только права, но и сделки о недвижимости).

- Потребляемые (которые перестают существовать в результате их однократного использования: продукты, одежда, энергия)

Непотребляемые (многократно используемые: здания). Объектом дог найма могут быть только непотребляемые вещи.

Займ – потребляемые вещи (соль, деньги).

- Индивид определенные (к-либо образом выделенные из вещей к-либо рода: они юр. незаменимы, их гибель прекращает обязанность по возврату) / Родовые (если вещь определена кол-вом, весом и не выделена из рода: юр заменимы, гибель не влечет прекращения обязанностей). Все вещи могут быть индивидуально определены и родовые в определенной ситуации: если вещь закреплена за лицом, то она определена индивид-но.

- Делимые (не утрачивают своего значения при их разделе: жидкость.) / Неделимые (утрачивают свои потребит качества в рез раздела).

При разделе общего имущества делимая вещь делится по числу собственников, а неделимая – нет (остальным причитается денежная компенсация).

- Сложные (физически делимы, но связаны общим назначением: лыжи, мебельный гарнитур – по общ правилу считаются неделимыми, но участники конкретной сделки могут их разделить)/Простые (не связаны общ назначением)

- Плодоприносящие /Плоды (естественные порождения вещи – яблоко, яйцо), продукция (все полученное в рез-те хоз деятельности), доход (поступления, связанные с использ-ем в гражданском обороте - %).

Право на плоды…, если иное не предусмотрено Законом, находится у владельца плодоприносящей вещи.

- Одушевленные (дом жив – общий правовой режим вещей, хозяин должен относиться гуманно, иначе прекращение права собственности и насильственный выкуп)/Неодушевленные . Приблудный скот и найденные животные принадлежат нашедшему.

Восстановление прав хозяина возможно, если будет установлено, что животное сохранило привязанность к хозяину. Собственник вещи вправе определять ее судьбу.

21.Документарные ценные бумаги: понятие, виды, особенности передачи прав.

Ценными бумагами являются соответствующие установленным законом требованиям документы, удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении (документарные ценные бумаги).

Виды ценных бумаг:

1. Документарные ценные бумаги могут быть предъявительскими (ценными бумагами на предъявителя), ордерными и именными.

2. Предъявительской является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец.

3. Ордерной является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается ее владелец, если ценная бумага выдана на его имя или перешла к нему от первоначального владельца по непрерывному ряду индоссаментов.

4. Именной документарной является ценная бумага, по которой лицом, уполномоченным требовать исполнения по ней, признается:

1) или лицо, являющееся владельцем ценной бумаги и указанное в качестве правообладателя в учетных записях, которые ведутся обязанным лицом или лицом, действующим по его поручению и имеющим соответствующую лицензию. Законом может быть предусмотрена обязанность передачи ведения такого учета лицу, имеющему соответствующую лицензию;

2) или ее владелец, если ценная бумага была выдана на его имя либо перешла к нему от первоначального владельца в порядке непрерывного ряда цессий.

Переход прав по документарной ценной бумаге

1. С переходом права на документарную ценную бумагу переходят все удостоверенные ею права в совокупности.

2. Права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой, передаются приобретателю путем вручения ему ценной бумаги отчуждателем.

Права, удостоверенные предъявительской ценной бумагой, могут перейти к другому лицу независимо от ее вручения в случаях и по основаниям, которые установлены законом.

3. Права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, передаются приобретателю путем ее вручения с совершением на ней передаточной надписи - индоссамента. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или законом, к передаче прав по ордерным ценным бумагам применяются установленные законом о переводном и простом векселе правила о передаче прав по векселям.

4. Права, удостоверенные документарной именной ценной бумагой, передаются приобретателю путем вручения ему ценной бумаги отчуждателем с совершением на ней именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (цессии).


Похожая информация.


  • Гражданское право
    • Понятие гражданского права
    • Граждане как субъекты гражданского права
      • Дееспособность
    • Юридические лица: понятие и виды
      • Виды юридических лиц
      • Общество с ограниченной ответственностью
      • Акционерное общество
      • Производственный кооператив (артель)
      • Унитарное предприятие
    • Объекты гражданских прав
      • Деньги как объект гражданских прав
      • Иные объекты гражданских прав
    • Защита гражданских прав
    • Гражданско-правовая ответственность
      • Виды гражданско-правовой ответственности
      • Условия гражданско-правовой ответственности
      • Вина как условие гражданско-правовой ответственности
    • Исковая давность
    • Право собственности: понятие и его содержание
    • Приобретение и прекращение права собственности
      • Основания прекращения права собственности
    • Виды права собственности
      • Право общей собственности
    • Защита права собственности
    • Понятие, виды и исполнение обязательств
    • Исполнение и обеспечение обязательств
      • Способы обеспечения исполнения обязательства
    • Гражданско-правовой договор (общие положения)
      • Заключение договора
    • Классификация граажданско-правовых договоров
    • Характеристика видов гражданско-правовых договоров
      • Договор купли-продажи
        • Розничная купля-продажа
        • Договор поставки
        • Договор купли-продажи недвижимости
      • Договор мены
      • Договор дарения
      • Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
      • Договор аренды (имущественного найма)
      • Договор подряда
      • Договор перевозки
      • Договор хранения
      • Договор займа
      • Кредитный договор
      • Договор банковского вклада
      • Договор банковского счета
      • Договор страхования
      • Договор поручения
    • Обязательства вследствие причинения вреда
      • Обязательства вследствие неосновательного обогащения
      • Обязательства, возникающие вследствие ведения чужих дел без поручения
  • Жилищное право
    • Жилищный фонд Российской Федерации
    • Право собственности на жилое помещение
    • Понятие договора найма жилого помещения
    • Договор коммерческого найма жилого помещения
    • Договор социального найма жилого помещения
  • Наследственное право
    • Понятие наследования
    • Наследование по завещанию
    • Наследование по закону
    • Принятие и отказ от наследства
  • Авторское право
    • Право на результаты творческой деятельности
    • Объекты авторского права
    • Субъекты авторского права
    • Права авторов
  • Изобретательское право
    • Понятие изобретения
    • Субъекты изобретательского права
    • Субъекты авторского права
  • Семейное право
    • Семейное право как отрасль
    • Понятие брака и семьи
    • Заключение брака
      • Условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак
      • Признание брака недействительным
    • Расторжение брака
    • Личные неимущественные права и обязанности супругов
    • Права и обязанности по поводу супружеской собственности
      • Общее имущество супругов
      • Договорный режим имущества супругов
    • Алиментные права и обязанности супругов и бывших супругов
    • Установление происхождения ребенка
    • Личные права и обязанности родителей и детей
      • Споры о воспитании детей
      • Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
    • Права и обязанности родителей и детей по поводу имущества
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Виды заработка (дохода), из которых производится удержание алиментов
      • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Ответственность за неисполнение алиментных обязанностей
  • Уголовное право
    • Уголовный закон и его действие
    • Понятие преступления
    • Состав преступления
      • Объективная сторона преступления
      • Субъект преступления
      • Вменяемость и невменяемость
      • Субъективная сторона преступления
    • Соучастие в преступлении
    • Обстоятельства, исключающие преступность деяния
      • Крайняя необходимость
      • Задержание лица, совершившего преступление
      • Обоснованный риск
      • Физическое или психическое принуждение
    • Понятие и цели наказания
    • Система наказаний
    • Смертная казнь
    • Лишение свободы
      • Режим отбывания наказания
      • Арест
      • Исправительные работы
      • Штраф
      • Конфискация имущества
    • Назначение наказания
    • Обстоятельства, смягчающие наказание
    • Обстоятельства, отягчающие ответственность
    • Условное осуждение
    • Судимость
    • Виды преступлений

Унитарное предприятие

По общему правилу юридическое лицо имеет имущество на праве собственности. Однако ГК допускает исключение из этого правила, одним из которых является унитарное предприятие, т.е. коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Отсюда эта форма и получила свое название.

Отличительные черты унитарного предприятия таковы.

  1. Собственником имущества унитарного предприятия может быть только государственное или муниципальное образование, другими словами, в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
  2. Имущество закрепляется за предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Соответственно выделяются два вида унитарных предприятий.

А. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа:

  • такое предприятие владеет, пользуется и распоряжается вверенным ему имуществом с некоторыми ограничениями по сравнению с правами собственника. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;
  • собственник имущества (государственное или муниципальное образование) обладает некоторыми правомочиями по отношению к такому предприятию. Так, собственник решает вопросы создания, реорганизации, ликвидации предприятия, определение целей его деятельности, назначение директора и др.

Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности предприятия;

  • унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим долгам всем своим имуществом. Собственник не отвечает по долгам предприятия. Собственник не вправе изъять имущество предприятия либо распорядиться им другим образом.

Б. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности:

  • казенное предприятие наделяется правом оперативного управления закрепленным за ним имуществом. Это означает, что предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с законом и целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника (Российской Федерации). Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или другими правовыми актами. Собственник имущества определяет порядок распределения доходов казенного предприятия;
  • Правительство РФ определяет предмет и цели деятельности предприятия; порядок управления его деятельностью, назначает руководителя предприятия, решает вопросы его реорганизации и ликвидации;
  • предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Однако ввиду того, что деятельность казенного предприятия в значительной мере определяется собственником имущества, Российская Федерация при недостаточности имущества казенного предприятия несет дополнительную ответственность по его обязательствам.

Не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Унитарным государственное (муниципальное) предприятие считается еще и потому, что его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, акциям), в том числе и между работниками предприятия.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность — специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:
  • созданием путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;
  • сохранением права собственности на имущество за учредителем;
  • закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном (хозяйственного ведения или оперативного управления);
  • неделимостью имущества;
  • отсутствием членства;
  • единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

  • необходимость использования имущества, которого запрещена;
  • осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;
  • обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами и , . Права и обязанности работников определяются прежде всего . Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество , выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Формы унитарных предприятий

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

  • на праве хозяйственного ведения (ГУП ы и МУП ы);
  • либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУП ы).

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия , основанные на праве оперативного управления , — казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

  • излишнее имущество;
  • неиспользованное имущество;
  • используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия . Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • , полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества , закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения , осуществляются путем продажи имущества на аукционе . Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в в течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Программы деятельности унитарных предприятий

Взаимоотношение государственного унитарного предприятия с собственником регламентируется постановлением Правительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУПов» утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности унитарных предприятий и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, которые представлены на рис. 1.

Рис. 1. Порядок утверждения программы деятельности унитарного предприятия

Особенности финансов унитарных предприятий

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

  • - внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;
  • - развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;
  • - строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;
  • - проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации — одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Связь организационно-правовой формы некоммерческой организации и вещных прав на закрепленное за ней имущество.

Наделение специальной правоспособностью самым непосредственным образом сказывается на содержании принадлежащих юридическому лицу вещных прав, пределах и способах их осуществления. И хотя характер правомочий обладателя вещного права неизменен, но содержание и границы неодинаковы 11 Гражданское право.

Часть 1. Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева М. Изд-во ТЕИС, 1996, с.362 В общем виде ГК РФ и ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года 72-ФЗ связывают возможный конкретный объем правоспособности некоммерческой организации с той или иной организационно-правовой формой юридического лица, то есть совокупностью конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных22 Суханов Е.А. Юридические лица, государственные и муниципальные образования.

Комментарий ГК РФ. Хоз. и право, 1995, 4, с.7 Поскольку любая организационно-правовая форма некоммерческих организаций предполагает возможность осуществления деятельности разносторонней направленности ввиду многообразия целей деятельности, не связанных с извлечением прибыли, индивидуализация некоммерческой организации требует отражения в наименовании не только указания на организационно-правовую форму, но и на характер деятельности некоммерческой организации.

Анализ законодательства показывает, что как правило перечисленные выше признаки имеют объективную взаимосвязь и не являются лишь результатом произвольного волеизъявления законодателя. Иными словами, особенности имущественных прав некоммерческой организации той или иной организационно-правовой формы на закрепленное за ней имущество обусловлены следующей зависимостью чем шире цели и задачи отражают интересы организации, тем большего материального обеспечения они требуют 11 Кудрявцева Г.А. Материальная основа деятельности общественных организаций на современном этапе М. Наука, 1988, с.15 Некоммерческие организации, которые выступают в качестве собственников, имеют наиболее полное по содержанию вещное право в большинстве случаев основаны на принципе добровольного участия членства. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ к основанным на членстве организациям отнесены потребительские кооперативы ст.116 , общественные и религиозные организации объединения ст.117 , объединения юридических лиц ассоциации и союзы ст.121 . Этот перечень расширен ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года 72-ФЗ. Основанными на членстве признаются некоммерческие партнерства ст.8 ФЗ от 12.01.96 г В собственность некоммерческих организаций передается также движимое имущество, образуемое из добровольных имущественных взносов.

В подобных организационно-правовых формах образуются фонды ст.118 ГК РФ. ст.7 ФЗ от12.01.96 г. 72-ФЗ, а также автономные некоммерческие организации ст.10 ФЗ от 12.01.96 г. 72 . Единственная организационно-правовая форма некоммерческих организаций - учреждение - отличается тем, что она наделяется имуществом создавшего его собственника на праве оперативного управления ст.120 ГК РФ, ст.9 ФЗ от12.01.96 г. 72 . В наибольшей степени неясен вопрос об имущественных правах потребительского кооператива11 Толстой Ю.К. Еще раз о формах собственности в Российской Федерации.

Известия вузов.

Правоведение, 1993, 3, с. 29 Как известно, члены потребительского кооператива имеют обязательственные права на имущественные паевые взносы абз.2 ч.2 ст.48 ГК РФ. Вопрос об имущественном обособлении потребительского кооператива должен подробно регламентироваться в законах о потребительских кооперативах ч.2 ст.116 ГК РФ. В Российской Федерации действует Закон РФ О потребительской кооперации от 19 июня 1992 года 3085-122 Российская газета, 23 июля 1992 года, с.6 Основные направления деятельности потребительской кооперации ограничены заготовительной, торговой, производственной, посреднической, иной деятельностью, не запрещенной законодательством РФ. Норма закона об имуществе потребительских обществ совокупность которых составляет потребительскую кооперацию в РФ вступила в противоречие с абз.2 ч.2 ст.48 ГК РФ, поскольку устанавливает, что имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной собственности общей долевой, общей совместной собственности.

Требует прояснения также вопрос о сфере правового регулирования Закона РФ О потребительской кооперации в РФ. В соответствии со ст.6 Закона РФ О введении в действие Закона РФ О потребительской кооперации в РФ от 19 июня 1992 года 3085-133 Там же, с.6. утратил силу Закон О кооперации в СССР от 26 мая 1988 года11 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1988, 22, ст.356. в части, касающейся потребительской кооперации.

Согласно Закона СССР О кооперации в СССР систему потребительских кооперативов составляют потребительская кооперация ст.ст. 45,46,47 Закона, кооперативы по удовлетворению жилищно-бытовых потребностей своих членов ст.51 Закона, садоводческие и садово-огородные товарищества ст.52 Закона. Таким образом, нормы Закона СССР О кооперации в СССР от 26 мая 1988 года в данный момент сохраняют действие на территории РФ постольку поскольку они не противоречат части первой Гражданского Кодекса РФ ст.4 Закона О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года 52-ФЗ. Таким образом, проблема имущественного обособления потребительских кооперативов требует скорейшего и единообразного разрешения Федеральными законами, поскольку кооперативы, так называемый малый бизнес целью своей деятельности всегда ставят обеспечение самодостаточности для самих себя, решая социальные задачи своих членов, но следует учесть, что прибыль от предпринимательской деятельности необходима кооперативам как средство достижения этой цели 22 Новое законодательство о кооперативах.

Проблемы и перспективы кооперативного движения в России круглый стол. Государство и право, 1996, 5, с.25 Имущественные права общественных организаций на закрепленное за ними имущество в ныне действующем законодательстве определяются Законом РФ Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года.33 Российская газета, 25 мая 1995 года, с.2-5. Согласно ст.8 Закона от 19 мая 1995 года 82-ФЗ общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений.

Исключительно важное значение имеет норма ст.32 Закона РФ от 19 мая 1995 года 82-ФЗ о субъектах права собственности, так как ранее действовавший Закон СССР Об общественных объединениях от 9 октября 1990 года11 Мищенко Г.В. Конституция и право собственности общественных организаций.

Советское государство и право, 1979, 10, с.38. не обеспечивая решения проблем имущественного обособления общественных организаций - участников общесоюзных общественных объединений, хотя предложения по совершенствованию законодательства обсуждались среди правоведов22 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, 42, ст. 839 Речь ведется о проблеме определения субъектов права собственности.

Закон РФ Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года внес ясность в данный вопрос. Если по Закону СССР от 9 октября 1990 года решение вопроса о субъектах права собственности на имущество союзов общественных объединений поручалось уставу союза общественных объединений ч.7 ст.18 Закона СССР, то Закон РФ Об общественных объединениях эту проблему ставит в зависимость от статуса структурных единиц общественной организации.

Структурные подразделения отделения общественных организаций, осуществляющие свою деятельность на основе единого устава общественной организации владеют имуществом, закрепленным за ними организацией-собственником на праве оперативного управления ч.2 ст.32 Закона РФ. Территориальные общественные организации, входящие в качестве самостоятельных субъектов в союз ассоциацию являющуюся по организационно-правовой форме общественной организацией являются собственниками принадлежащего им имущества.

При этом союз ассоциация является собственником имущества, созданного и или приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом ч.3 ст.32 Закона РФ. Законы, определяющие правовое положение отдельных видов общественных политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений - в вопросах, касающихся имущественных прав общественных объединений определенного вида делают акцент в регулирующем воздействии на характер направленности их деятельности.

Так, согласно ч.4 ст.24 ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 12 января 1996 года 10-ФЗ11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, 3, ст.148. источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Иной подход правового регулирования отражен в ФЗ О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 года 135-ФЗ22 Российская газета 17 августа 1995 года, с.3-5 Содержание вещных прав благотворительной организации на принадлежащее ей имущество Закон ставит в прямую зависимость не только от положений устава этой организации, но также и от установленных в законе требований к субъектам благотворительной деятельности ч.2 ст.16 ФЗ от 11 августа 1995 года 135-ФЗ. Ранее, в правовой литературе поднималась проблема имущественных прав массовых общественных движений и фондов.

Дело в том, что существовавшее ранее законодательство, в частности, Закон СССР Об общественных объединениях, не знало деления общественных организаций на имеющих членство и не имеющих членства, однако в практике широко были распространены массовые общественные движения без четко фиксированного членского состава.

В Законе Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года 82-ФЗ общественное движение рассматривается в качестве формы общественных объединений.

Особенности деятельности данного вида юридических лиц отсутствие членства предполагают повышенную ответственность органа общественного движения при осуществлении прав юридического лица от имени общественного движения.

Ст.9 ФЗ Об общественных объединениях от 19 мая 1995 года устанавливает, что постоянно действующим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду конференции или общему собранию.

Деятельность фондов как формы некоммерческих организаций, не имеющих членства регулируется ст.118 ГК РФ и ст.7 ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года 7-ФЗ. Особенностью функционирования фонда является обязательная организация в нем попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием средств фонда.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества, так как фонд может быть ликвидирован при недостаточности имущества для осуществления его целей и нереальности вероятности получения необходимого имущества ст.18 ФЗ от 12 января 1996 года 7-ФЗ. В ряду добровольных объединений граждан особое место принадлежит религиозным объединениям, образовываемым гражданами в целях осуществления права граждан на свободу вероисповеданий, в том числе для совместного исповедания и распространения веры. Права религиозных объединений на принадлежащее им имущество определяются спецификой деятельности данных юридических лиц. Основное отличие - судьба имущества после прекращения деятельности религиозных объединений.

В соответствии с Законом РФ О свободе совести и религиозных объединениях от 26 сентября 1997 года 125-ФЗ11 Российская газета, 1 октября 1997 года, с.3-4. после прекращения деятельности религиозной организации имущество распределяется в соответствии с уставом и гражданским законодательством России.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры. Государство оказывает помощь в реставрации, содержании и охране таких зданий. ст. ст. 4, 21 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. .Не содержит Закон РФ О свободе совести и религиозных объединениях 1997 года и положения о преимущественном праве религиозных организаций на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией в собственность или безвозмездное пользование ч.3 ст.17 Закона СССР О свободе совести и религиозных организациях от 1.10.90 г Также не нашло поддержки проведенное в законе СССР унифицирование статуса всех религиозных объединений без учета отношения различных форм религиозных организаций к религиозным потребностям верующих.

В то время как главную роль в удовлетворении религиозных потребностей верующих играют первичные религиозные объединения верующих общины, приходы, все другие формы религиозных организаций и их руководящие органы лишь содействуют удовлетворению религиозных потребностей верующих.

ФЗ О некоммерческих организациях от 12 января 1996 года в качестве особенности имущественных прав учреждения устанавливает принадлежность закрепленного за ним собственником имущества на праве оперативного управления абз.2 ч.1 ст.9 ФЗ. Кроме этого, ФЗ О некоммерческих организациях воспринял норму ч.3 ст. 120 ГК РФ о том, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Нормы об особенностях деятельности учреждений содержаться в ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об образовании от 13 января 1996 года 12-ФЗ ст.12, ст. 39 11 Собрание законодательства РФ, 1996, 3, ст.150 в ФЗ О науке и научно-государственной политике от 27 августа 1996 года22 Российская газета, 3 сентября 1996 года, с.25. ст.6 ФЗ в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления от 28 августа 1995 года33 Российская газета, 8 сентября 1995 года, с.2-5. 154-ФЗ ст.31 ФЗ. Кроме этого, Правительство РФ вправе регламентировать особенности правового положения определенных видов учреждений, независимо от форм собственности.

Так, Постановлением Правительства РФ утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства от 26 июня 1995 года 60944 Экономика и жизнь, 33, август 1995 года, с.31 Указанные нормативно-правовые акты как правило выражают волю собственника государства по поводу уставных целей создаваемых им учреждений, а кроме того, не забывая о публично-правовом характере интересов государства, определяются пределы некоммерческого характера деятельности учреждений в определенной сфере деятельности и перечень видов деятельности, направленной на извлечение прибыли, не противоречащих целям создания учреждений того или иного вида. Подводя итог краткой характеристики организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных законодательством РФ хотелось бы отметить принципиальную важность многообразия возможных способов достижения тех или иных целей некоммерческого характера путем образования юридических лиц, наделенных обособленным имуществом, в отношении которого они имеют вещные права.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Право собственности некоммерческих организаций на жилые и нежилые помещения

Законодательное закрепление особенностей их правового статуса прежде всего основывается на том, что извлечение прибыли не является основной целью их.. В этом смысле исключительно актуальной и разносторонней по проблематике.. Данная работа прежде всего своей целью ставит именно определение значимости совместного применения этих институтов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие)

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.

4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.

6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Комментарий к статье 113 Гражданского Кодекса РФ

Положения § 4 главы 4 ГК РФ получили развитие в нормах Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Указание на форму собственности в названии данного Закона обусловлено прямым требованием абзаца третьего части 1 комментируемой статьи, в силу которого в качестве унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (также этот факт должен быть отражен в фирменном наименовании унитарного предприятия).

Статья 2 указанного Федерального закона определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности соответственно Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Принцип неделимости (иными словами, единства, унитарности), является основной юридической характеристикой данного типа юридических лиц.

Кроме того, унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). В то же время оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является его руководитель (директор, генеральный директор), назначаемый собственником имущества унитарного предприятия. Соответственно, в своей работе руководитель унитарного предприятия подотчетен назначившему его собственнику.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени данного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством. Кроме того, он организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) какого-либо юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества данного унитарного предприятия.

В зависимости от того, на основании какого вещного права за унитарным предприятием закреплено имущество, закон выделяет следующие виды унитарных предприятий:
- государственные (федеральные, а также предприятия субъектов РФ) и муниципальные предприятия (унитарные предприятия данного вида основаны на праве хозяйственного ведения);
- казенные предприятия (федеральные, казенные предприятия субъектов РФ, муниципальные). Имущество за предприятиями данного вида закрепляется на праве оперативного управления.

Особенности данных видов унитарных предприятий рассматриваются в комментариях к статьям 114, 115.