Слава Баранов: "Фотография — символ очень мощный". Встреча с фотографом и собирателем славой барановым в галерее классической фотографии Спасибо за беседу


С 11 мая по 25 июня в Галерее Классической Фотографии пройдет выставка фотографа Славы Баранова CENTRAL PARK.

Экспозиция CENTRAL PARK – особый взгляд фотографа-интеллектуала на современную жизнь одного из самых крупных экономических и политических центров мира. С первого снимка автор помещает зрителя в самую гущу этого загадочного и – уверен фотограф – не до конца изученного географического места. Даже старожил Манхеттена, заехавший в Сеntral Park на ланч, каждый раз словно попадает сюда впервые, открывая новые закоулки, тропинки, целые моря и океаны ощущений – не столько во внешнем окружении, сколько во внутреннем, погружаясь в собственные сиюминутные воспоминания, страхи, мечты, надежды.

В проекте Славы Баранова Нью-Йорк – вполне шекспировский город по замыслу страстей и размаху декораций. Символ «город-джунгли» стал уже архаичным. Среди мегаполисов мира Нью-Йорк с его Central Park – традиционный символ джунглей нынешней цивилизации. Он – центр Нью- Йорка, его сердцевина.

Выставку составят более полусотни черно-белых фотографий, выполненных технике серебряно-желатиновой печати с последующим нанесением текстов сонетов Уильяма Шекспира. Важно подчеркнуть – все фотографии авторские и существуют в единственном экземпляре.

Изысканный интеллектуал Слава Баранов начинал как поэт, а всерьез увлекся искусством фотографии в середине 90-х годов – в пору девальвации многих ценностей, включая поэтическое слово. Однако наработанные предыдущим литературным опытом приемы творческой технологии оказались полезны и на новом поприще. Баранов не смог и, видимо, не захотел подойти к отображению объекта на плоскости как к самодостаточной игре графических форм и тонов. Предметы в его композициях существуют прежде всего в своих культурологических значениях его ассоциации образуют сложное смысловое плетение, которое можно определить даже как род текста – местами рифмующегося, если всмотреться пристально.

Справка: Вячеслав Иванович Баранов окончил Литературный институт им. А.М. Горького (Москва), ныне состоит в творческих союзах: IFA, ИКОМ, СХР. Свободный художник, сотрудничает с российскими и европейскими музеями, занимается экспертизой и формированием фотографических коллекций. Принимает участие в этнографических экспедициях. Живет в Санкт- Петербурге. Работы представлены в музеях и галереях Н. Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Риги, а также Китая, Франции, Англии, Нидерландов. Живет в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

Галерея Классической Фотографии представляет выставку известного современного российского фотографа Славы Баранова.
Выставка – особый взгляд фотографа-интеллектуала на современную жизнь одного из самых крупных городов, одного из экономических и политических центров мира. С первого снимка автор помещает зрителя в самую гущу этого загадочного и – уверен фотограф – не до конца изученного географического места. Даже старожил Манхеттена, заехавший в Сеntral Park на ланч, каждый раз словно попадает сюда впервые, открывая новые закоулки, тропинки, целые моря и океаны ощущений – не столько во внешнем окружении, сколько во внутреннем, погружаясь в собственные сиюминутные воспоминания, страхи, мечты, надежды.
В проекте Славы Баранова Нью-Йорк – вполне шекспировский город по замыслу страстей и размаху декораций. Символ «город-джунгли» стал уже архаичным. Среди мегаполисов мира Нью-Йорк, с его Central Park - традиционный символ джунглей нынешней цивилизации. Он – центр Нью-Йорка, его сердцевина.

Выставку составят более полусотни черно-белых фотографий, выполненных технике серебряно-желатиновой печати с последующим нанесением текстов сонетов Уильяма Шекспира. Важно подчеркнуть, - все фотографии авторские и существуют в единственном экземпляре.

Изысканный интеллектуал Слава Баранов начинал как поэт, а всерьез увлекся искусством фотографии в середине 90-х годов - в пору девальвации многих ценностей, включая поэтическое слово. Однако, наработанные предыдущим литературным опытом приемы творческой технологии оказались полезны и на новом поприще. Баранов не смог и, видимо, не захотел подойти к отображению объекта на плоскости как к самодостаточной игре графических форм и тонов. Предметы в его композициях существуют прежде всего в своих культурологических значениях его ассоциации образуют сложное смысловое плетение, которое можно определить даже как род текста - местами рифмующегося, если всмотреться пристально.

«Синтез текста и изображения относит поиски Баранова к известным «фотописным» экспериментам Эль Лисицкого, А. Родченко и В. Степановой. При этом автор никогда не выдвигает текст на доминирующие позиции, а его в узорных арабесках рисунка, оставляя тексту функции суровой нити, сшивающей отдельные фрагменты в мощное эпическое полотно, - отмечает американский критик Alise Hanse. - На нём даже современные города выглядят запутанным текстом, наполненным сокровенным смыслом. В изображения внесены шекспировские строки на языке оригинала. На фотографиях серии «Central Park» текст становится универсальной формулой толпы и ее общим криком или молчанием, если толпа, как на фотографиях, безмолвствует. Текст уравновешивает графический рисунок, внося символический элемент трехмерности. Вместе они образуют нечто большее, чем просто: текст и картинка. Здесь мы имеем дело с визуально-вербальной формой, которая шире и интереснее первоисточника.»

С тем, на какой территории находится творчество Славы Баранова, по словам критиков фотографии, невозможно запутаться: его отношения со временем строятся на признании фотографом идеи вечности. Он исследует эту идею, находя новые объекты, экспериментируя с техникой, сознавая необходимость медленного и осторожного движения, рассказывает искусствовед Ирина Чмырева. По её словам, в современном глобальном культурном пространстве возможно определить фотографа Славы Баранова как emerging artists: фотограф-открытие, фотограф – восходящая звезда, фотограф - Персона, со своим, отличным от мейнстрима момента видением и направлением.

«Фотография – вещь безжалостная, - говорит сам Слава Баранов. - Выравнивая своей неподвижностью живое и неживое, она выводит, если прибегнуть к марксисткой терминологии, на потребительский рынок новый товар – возможность осмысленной жизни. Нельзя подзабыть ненужное, поправить непоправимое. Да и цивилизация, мне кажется, в последние десятилетия, повинуясь самосохранению, хочет вернуть изображению механические функции, путаясь в дебрях знаковых систем».

Справка:
Вячеслав Иванович Баранов окончил Литературный институт им. А.М. Горького (Москва), ныне состоит в творческих союзах: IFA, ИКОМ, СХР. Свободный художник, сотрудничает с российскими и европейскими музеями, занимается экспертизой и формированием фотографических коллекций. Принимает участие в этнографических экспедициях. Живет в Санкт-Петербурге.
Работы представлены в музеях и галереях Н. Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Риги, а также Китая, Франции, Англии, Нидерландов. Живет в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
Официальный сайт фотографа: http://www.slavabaranov.com

Время работы с 12:00 до 21:00.
Адрес галереи: Саввинская набережная, д. 23 стр.1,

8-495-510-77-13.

Информационные партнеры:

Медиа группа Infox, ежедневная российская общественно-политическая газета «Новые Известия», Газета «Собеседник», газета «Мир новостей», журнал Eclectic, интернет-газета Дни.Ру, ежедневное интернет-издание «Свободная пресса», журнал Office Magazine, афиша событий современного искусства ArtTube, журнал «365», журнал «Российское фото», журнал о фотографии и фототехнике Foto&Video, профессиональный сайт о мировой фотографии Photographer.ru, журнал о фотографии Fototips.ru, портал для фотографов Club.foto.ru, интернет-журнал The Wall, Photar.ru - Путеводитель в мире фотографии.






12 мая в Галерее Классической Фотографии открылась выставка Славы Баранова CENTRAL PARK. С помощью серебряно-желатиновой печати и строк из сонетов Шекспира фотограф передал особый дух Нью-Йорка и его поистине шекспировские страсти. «365» поговорил со Славой Барановым о том, как создавались эти фотографии, как воспринимают фотоискусство в Америке и в России, о месте фотографии в вечности.

Вячеслав Иванович Баранов — свободный художник, который сотрудничает с российскими и европейскими музеями, а также занимается экспертизой и формированием фотографических коллекций. Баранов начинал свой творческий путь как поэт, окончил Литературный институт им. А.М. Горького в Москве, а ныне состоит в творческих союзах ИКОМ, IFA, СХР. Фотографией начал всерьез заниматься в середине 90-х годов, при этом предыдущий литературный опыт помог ему по-новому взглянуть на фотографическое искусство. Предметы в его композициях существуют в своих культурологических значениях, местами образуя своего рода текст.

Расскажите, почему вы выбрали объектом для своих фотографий именно Нью-Йорк?

Скажу очень просто: однажды я поехал в Нью-Йорк для работы в одном журнале. У меня было свободное время, и я решил поснимать город. Но Нью-Йорк снимать сложно, ибо даже семилетние дети фотографируют этот город своими гаджетами лучше, чем любой профессиональный фотограф. Я делаю свои фотографии на пленку, как многие. И, чтобы выделить свои фотографии из общего потока, я применил технику позитивной печати. Но этого оказалось мало. Мне пришло в голову сделать то, чего не делал никто – я ввел в снимки текст сонетов Шекспира. Все любят сонеты Шекспира – это же гениальная вещь! Сначала я хотел написать их на староанглийском, но потом решил сделать их доступными для зрителя и выбрал современный язык, на котором принято читать Шекспира.

А почему вы выбрали именно такую форму изображения?

Об этом я уже говорил, но, когда фотографии были сделаны, мы поехали по работе в Голливуд поснимать одного модного актера. Я забежал там случайно в студию комиксов. И крупные специалисты, посмотрев на мои работы, сказали: «Это же комиксы, но в жанре художественной фотографии, совершенно неизвестная техника в этом искусстве…» Чем меня очень удивили и озадачили. Они предложили купить у меня всю серию из шестидесяти фотографий с условием, что снимки должны быть отпечатаны в формате примерно А5.

Печатая эти фотографии у себя в лаборатории, я уже по-новому работал с текстом. Специально выводил шекспировский текст каллиграфическим способом в нужных местах фотографии, чтобы это уже было немного действительно похоже на комикс.

Серия понравилась дирекции, и студия решила сделать короткометражный мультфильм – комикс, с условным названием «Шекспир в Нью-Йорке». Мне предложили стать автором идеи. Примерный сюжет следующий: «Шекспир, находясь в опале, попадает в Тауэр, засыпает на каменном полу на соломе, а просыпается ночью на Манхеттене в темной аллее Центрального парка, среди пьяных бродяг и проституток. После долгих приключений драматург создает бродвейское варьете и выплескивает средневековые страсти на улицы современного мегаполиса, со всеми вытекающими последствиями…» Идея всем понравилась, и к этому сценарию я подобрал видеоряд с видами Нью-Йорка и его жителями, похожими на характерные персонажи пьес Шекспира.

Мультфильм выходит на экраны в декабре этого года. На премьерном показе планируется выставка моих оригинальных работ, как автора идеи.

Чем отличается роль фотографии в жизни американцев от роли фотографии в Америке?

Все, что связано с художественной фотографией — это прежде всего Америка, потому что в нашей стране этот жанр не имеет корневой системы. В России если ты говоришь, что ты фотограф, тебя переспрашивают: «Вы кто, парикмахер?» Потому что неистребима ассоциация с домом быта, где рядом сидят парикмахер и фотограф. У нас нет широкого культурного наследия, связанного с художественной фотографией, а только живопись и монументальная скульптура. Все остальные жанры изобразительного искусства носят прикладной характер и не имеют особой поддержки на государственном уровне.

В Америке все наоборот: там никогда не было своей выдающейся живописи, не было монументальной скульптуры, кроме статуи Свободы… Культурная цивилизация Америки началась с художественной и документальной фотографии, с великих мастеров, признанных сразу, при жизни, безоговорочно. У них заходишь в любой дом – везде висят фотографии, по которым можно понять, в каком состоянии находятся финансы семьи. Есть фотографии за 450 тысяч долларов, а есть – за 700 рублей. В Европе, например, финансовое положение семьи и культурные традиции определяются по живописным картинам, а в нашей стране на стенах висят зеркала и ковры, в основной массе населения, и это исправить не представляется возможным.

Ваши фотографии выполнены в технике серебряно-желатиновой печати. Как вам стала близка именно эта техника?

То, что я занимаюсь ручной фотографией, связано с несколькими причинами. Во-первых, в Петербурге, где я живу, созданы подходящие условия для такой работы. В городе есть школы по ручной серебряной фотографии, там живут мастера, которые много лет занимаются этим. Есть с кем посоветоваться, посоревноваться. Правда большинство из них бедствует, потому что художественная фотография, как конечный продукт, не востребована никем: ни государством, ни населением. На всю страну три сотни энтузиастов жанра. Но и на том спасибо.

Людей, которые покупают эти фотографии и создают на этом бизнес, в России нет. Эти люди живут отчасти в Европе, но в основном в Америке. В Нью-Йорке существуют ассоциации артдилеров художественной фотографии, которые охватывают весь мир. Там раз в год собирается множество людей, которые рассматривают и покупают всевозможное фотографии. На эти деньги фотограф обычно живет целый год. У всех артдилеров есть свои галереи с хорошей репутацией по всему миру. Это большой бизнес. По миру расходятся фотографии, которые стоят миллионы долларов. Цена на фотографии устанавливается путем сложной процедуры, в которой нет никакой логики: выставками, коллекциями, музеями.

Вторая причина, по которой я занимаюсь ручной фотографией, – ее себестоимость. Себестоимость одного фото – полтора рубля. Чтобы же напечатать большую цветную фотографию, я должен потратить две тысячи евро. При этом мою фотографию могут купить по себестоимости этой большой цветной.

Далеко не каждая фотография запоминается зрителю и оставляет след в истории. Что, по вашему мнению, помогает фотографии остаться «в вечности»?

Есть цветная принтерная цифровая фотография, а есть черно–белая, сделанная на основе серебра. В кристаллы серебра попадает свет, который остается там навсегда. Это и есть тот самый «живой» свет. Если химически разобрать фотографию, этот свет в ней присутствует всегда. В современный цифровых цветных фотографиях «живой» свет не остается. Если у вас есть старая черно-белая фотография вашего родственника, и вы на неё смотрите, — вы видите своих родственников в том самом атмосферном свете, который физически присутствует рядом. Некоторые суеверные люди убирают эти фотографии в альбомы, потому что при этом свете их родственники мистически, по сути, все еще живы. Во дни печали люди почему-то занавешивают зеркала, но не занавешивают семейные фотографии, хотя это одно и то же. Принцип амальгамы — сохранение живого света. Причем если зеркало просто отражает живой свет, в черно–белой фотографии он остается навсегда. Там происходит постоянная химическая реакция, и она, в принципе, бесконечна…

Выставка CENTRAL PARK Славы Баранова проходит в Галерее Классической фотографии с 12 мая по 25 июня 2016 года.

Текст: Мария Эльзенбах

- Слава, расскажите, как появился фотопроект?

Как всегда, совершенно случайно (улыбается). Я начал снимать Манхэттен, а его кто только не снимал - студенты, школьники, едва ли не каждый младенец со смартфоном. И тогда я придумал такой способ - все изображения перевожу в негатив и уже с ним работаю. Но мне казалось, чего-то не хватает... И я решил добавить шекспировские сонеты на английском - языке оригинала.

Из серии «Fairy tale of kings»

- Именно сонеты?

Да. Когда сонеты звучат в переводах, они бессмысленны. Там внутри очень сложная схема взаимодействия слов, это почти лингвистическая шарада. Сонеты очень красивы по своему звучанию. Совмещение фотографии и текста вызывает интересную реакцию у специалистов. В прошлом году, например, в США был Год Шекспира. Я оказался в Голливуде, они там посмотрели и сказали - так это же комикс! Я очень удивился - что, говорю, комикс? И рассказывают, что у них глубокий кризис жанра, и может быть, интеллектуальный проект, сделанный в жанре комикса, - надежда на некий просвет... И я сделал для них большой проект, 120 работ таких же примерно, как представленные здесь на выставке, но с акцентом на голливудские схемы.

- А проект Central park?

В Нью-Йорке я продолжил эту тему. Только здесь каждая фотография - законченное произведение, полноценное само по себе. Кроме того, изменилась социальная ориентация - на более массового зрителя. В последних фотографиях серии Central park, помимо лирического повествования, есть и драки, и проститутки, и ограбления - вся подноготная парка, оборотная сторона его ночной жизни.

- Так это не тот красивый парк с идеальными газонами, как мы привыкли видеть в кино?

Да, но такой он только днем. Когда я в первый раз пришел туда поздно вечером на съемку, полицейские не хотели меня пускать - очень опасно, в парке каждую неделю совершается два убийства. Но я их сразу успокоил, говорю: «Ну что вы, я в Одессе в парке Шевченко ночью ходил, как дома! Что мне ваш Central park...»

Из серии «perlustration»

- Так что же общего между шекспировскими сонетами и бандами Нью-Йорка?

В том-то и дело, что шекспировский текст структурно идеально вписался, по своей сути, в современное изображение человеческих страстей. Нью-Йорк - очень разношерстный город, в котором кипят страсти всех мыслимых мастей. Всё, что происходит между людьми, - это семантический код Шекспира! И в этом смысле Central park - неслучайное название. В самом парке есть шекспировская аллея - со скульптурами, скамейками, где назначаются свидания: днем любовные, ночью - деловые... Но сам прием совмещения фотографии с текстом - не новинка. Все классики русской фотографии экспериментировали с текстом - Родченко, Лисицкий, etc... Но у всех получалось по-разному, да и задачи ставились неоднозначно. Жанр книжной иллюстрации тоже об этом; в принципе, это неразвернутый в формате комикс.

Из серии Last Romans (Gelatin silver print)

- Какую идею несет совмещение фотографии и текста?

По большому счету никакой. Потому что каждая фотография по своей природе самодостаточна и не нуждается в текстовой поддержке, она сама по себе - информационный символ, реструктурированный текст. Ведь посмотрите, буквально все, что окружает нас в жизни, является текстом, просто мы или читаем, или не читаем эти иероглифы на непонятном языке. Даже стакан воды, по-моему, - тоже текст, столько в нем заложено сакрального смысла. А фотография - сама по себе текст на основе атмосферного света, символ очень мощный, воспринимаемый и разумом, и зрительно, и интуитивно. Грубо говоря, «в начале было Слово, и Слово было Свет».

Из серии «Apologia fra Filippo»

- Кроме того, вы используете исключительно ручной способ печати...

Когда фотография отпечатана вручную, в самом изображении присутствует физический свет в натуральном виде. Только при съемке на пленку - свет попадает на кристаллы серебра и там остается навсегда. В отпечатке происходят химические реакции, но свет там остается, пока существует фотография. Свет живет в этой фотографии. И если в помещении его погасить, свет начнет исходить из самой фотографии. В цифровой фотографии этого не бывает, там лишь имитация речи жестами. Совсем другой язык, более понятный. И мне приятно работать с живым светом. Мне приятно знать, что даже на фотографиях бабушек и дедушек, которых снимали в прошлом веке, присутствует тот самый атмосферный свет, который был пойман в момент съемки.

- А что за совмещения у вас на фото - старинные фотографии, части человеческого тела, насекомые?

Эти совмещения - простой коллаж. Размышления о жизни и смерти, ибо мы все находимся в одинаково бедственном положении. Это попытка включить в фотографию всё, что происходит в момент, когда сделан снимок. Понять, что происходит во время съемки - о чем я думал, что вспоминал. Скорее внутреннее состояние, чем внешнее. И поместить в фотографию всё, что было в голове фотографа во время съемки. Эдакое сосредоточение момента. Самого главного момента, на который уходит вся жизнь. И это, если вкратце, я пытался отобразить в бесконечной фотосерии Central park.

- Спасибо за беседу!

Взаимно.

Контактная информация

Телефон: +7 495 510 7713

Адрес: Москва, Саввинская набережная, 23 стр. 1

Часы и дни работы: среда-воскресенье: 12:00 - 21:00

May 11th, 2016 , 01:51 pm

Оригинал взят у classicgallery в В Галерее Классической Фотографии пройдет выставка Славы Баранова CENTRAL PARK

С 11 мая по 25 июня в Галерее Классической Фотографии пройдет выставка фотографа Славы Баранова CENTRAL PARK.

Экспозиция CENTRAL PARK – особый взгляд фотографа-интеллектуала на современную жизнь одного из самых крупных экономических и политических центров мира. С первого снимка автор помещает зрителя в самую гущу этого загадочного и – уверен фотограф – не до конца изученного географического места. Даже старожил Манхеттена, заехавший в Сеntral Park на ланч, каждый раз словно попадает сюда впервые, открывая новые закоулки, тропинки, целые моря и океаны ощущений – не столько во внешнем окружении, сколько во внутреннем, погружаясь в собственные сиюминутные воспоминания, страхи, мечты, надежды.



Фотография: Слава Баранов. Из серии Central Park, 2014, размер 40х50см, уникальный отпечаток (1/1), авторская серебряно-желатиновая печать.

В проекте Славы Баранова Нью-Йорк – вполне шекспировский город по замыслу страстей и размаху декораций. Символ «город-джунгли» стал уже архаичным. Среди мегаполисов мира Нью-Йорк с его Central Park – традиционный символ джунглей нынешней цивилизации. Он – центр Нью-Йорка, его сердцевина.


Выставку составят более полусотни черно-белых фотографий, выполненных технике серебряно-желатиновой печати с последующим нанесением текстов сонетов Уильяма Шекспира. Важно подчеркнуть – все фотографии авторские и существуют в единственном экземпляре.

Изысканный интеллектуал Слава Баранов начинал как поэт, а всерьез увлекся искусством фотографии в середине 90-х годов – в пору девальвации многих ценностей, включая поэтическое слово. Однако наработанные предыдущим литературным опытом приемы творческой технологии оказались полезны и на новом поприще. Баранов не смог и, видимо, не захотел подойти к отображению объекта на плоскости как к самодостаточной игре графических форм и тонов. Предметы в его композициях существуют прежде всего в своих культурологических значениях его ассоциации образуют сложное смысловое плетение, которое можно определить даже как род текста – местами рифмующегося, если всмотреться пристально.


Фотография: Слава Баранов. Из серии Central Park, 2014, уникальный отпечаток (1/1), авторская серебряно-желатиновая печать.

«Синтез текста и изображения относит поиски Баранова к известным «фотописным» экспериментам Эль Лисицкого, А. Родченко и В. Степановой. При этом автор никогда не выдвигает текст на доминирующие позиции, а его в узорных арабесках рисунка, оставляя тексту функции суровой нити, сшивающей отдельные фрагменты в мощное эпическое полотно. На нём даже современные города выглядят запутанным текстом, наполненным сокровенным смыслом. В изображения внесены шекспировские строки на языке оригинала. На фотографиях серии Central Park текст становится универсальной формулой толпы и ее общим криком или молчанием, если толпа, как на фотографиях, безмолвствует. Текст уравновешивает графический рисунок, внося символический элемент трехмерности. Вместе они образуют нечто большее, чем просто: текст и картинка. Здесь мы имеем дело с визуально-вербальной формой, которая шире и интереснее первоисточника», – отмечает американский критик Alise Hanse.

С тем, на какой территории находится творчество Славы Баранова, по словам критиков фотографии, невозможно запутаться: его отношения со временем строятся на признании фотографом идеи вечности. Он исследует эту идею, находя новые объекты, экспериментируя с техникой, сознавая необходимость медленного и осторожного движения, рассказывает искусствовед Ирина Чмырева. По её словам, в современном глобальном культурном пространстве возможно определить фотографа Славы Баранова как emerging artists: фотограф-открытие, фотограф – восходящая звезда, фотограф-Персона, со своим, отличным от мейнстрима момента видением и направлением.


Фотография: Слава Баранов. Из серии Central Park, 2014, уникальный отпечаток (1/1), авторская серебряно-желатиновая печать.

«Фотография – вещь безжалостная, – говорит сам Слава Баранов. – Выравнивая своей неподвижностью живое и неживое, она выводит, если прибегнуть к марксисткой терминологии, на потребительский рынок новый товар – возможность осмысленной жизни. Нельзя подзабыть ненужное, поправить непоправимое. Да и цивилизация, мне кажется, в последние десятилетия, повинуясь самосохранению, хочет вернуть изображению механические функции, путаясь в дебрях знаковых систем».

Справка:
Вячеслав Иванович Баранов окончил Литературный институт им. А.М. Горького (Москва), ныне состоит в творческих союзах: IFA, ИКОМ, СХР. Свободный художник, сотрудничает с российскими и европейскими музеями, занимается экспертизой и формированием фотографических коллекций. Принимает участие в этнографических экспедициях. Живет в Санкт-Петербурге. Работы представлены в музеях и галереях Н. Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Риги, а также Китая, Франции, Англии, Нидерландов. Живет в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.