Как проводится закупка единственного поставщика. Государственная закупка у единственного поставщика. Номер контракта на бумаге


Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет - обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.

В каких случаях заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком?

Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение. Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021


Как провести закупку у единственного поставщика?


1. Внесение закупки в план закупок и в план-график

Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:

  • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
  • услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
  • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);

Срок внесения изменения в план закупок и план - график

Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение - закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.

2. Расчет цены контракта с единственным поставщиком

Для расчета цены контракта используйте один или несколько методов:

  • метод анализа рынка;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Заказчик вправе применять другие методы расчета цены контракта с едпоставщиком, если перечисленные методы использовать невозможно. В этом случае в обоснование цены включите обоснование невозможности применять основные методы, согласно в частях 1 и 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и в письме Минэкономразвития от 13.10.2014 № ОГ-Д28-7883.
Е сли неверно выберете метод расчета НМЦК, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. по части 1 статьи 7.29.3 КоАП.

3. Составление контракта

При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:

  • ответственность заказчика и контрагента;
  • график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
  • порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
  • условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.

Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.
Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46 и 51-53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Обязательно необходимо включать в контракт расчет и обоснование цены. Исключение - закупки, при которых не готовите обоснование невозможности проводить конкурентную закупку, а именно на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 54 части 1.
При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет - часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.
Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. (пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)

4. Подготовка отчета - обоснования

Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

  • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
  • цену контракта;
  • другие существенные условия контракта.

Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

Отчет-обоснование нужен

Пункты 3, 6, 9, 10-14, 17-18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Отчет-обоснование не нужен

Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

5. Согласование закупки с контрольным органом

Когда не состоялась конкурентная закупка и заключаете контракт с единственным поставщиком, согласуйте сделку с контрольным органом. Контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки согласуйте в любом случае. Согласовывать сделку с единственным поставщиком по результатам открытой закупки нужно также всегда, кроме трех исключений:

  • автономное учреждение проводит закупку по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юрлицо проводит закупку по части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • не состоялся запрос котировок.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок согласовывать не нужно. (пункт 24-25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)

6. Опубликование извещения

При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
Обязательные сведения указываются в извещении:

Информация о заказчике

Наименование, местонахождение, почтовый адрес.
Номер телефона и e-mail.
Ответственный сотрудник

Условия контракта

Наименование и описание объекта закупки.
Количество и место поставки товара (при закупке товара).
Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг).
Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг.
Цена контракта.
Источник финансирования

Ограничения

Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО

Обеспечение контракта

Размер обеспечения исполнения контракта.
Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение.
Требования к обеспечению.
Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта

Банковское сопровождение

Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено

Разместите извещение в ЕИС необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно. Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено. (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация - 10 000 руб. При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица - 15 000 руб., для организации - 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2-1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.

7. Заключение контракта

Заключайте контракт с едпоставщиком в сроки по плану-графику. При этом соблюдайте ограничения, которые указаны в таблице.

Случай

Срок для заключения контракта

Не ранее пяти календарных дней с даты публикации извещения

Не состоялась электронная закупка

Не ранее чем через 10 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговые протоколы электронных конкурсов или аукциона. При запросе котировок и запросе предложений срок - семь календарных дней

Получили согласование ФАС на сделку с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки или открытой бумажной закупки

Не позднее 20 календарных дней с даты, когда получили согласование

Открытая бумажная закупка не состоялась и сделку с едпоставщиком не нужно согласовывать (кроме запроса котировок)

Не позднее 20 календарных дней с даты публикации протокола о несостоявшейся конкурентной закупке

Не состоялся запрос котировок

Не ранее семи календарных дней с даты, когда разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок, и не позднее 20 календарных дней с даты, когда подписали этот протокол

Сроки перечислены в части 10 статьи 83.2, пунктах 24-25.3 части 1, части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если заключите контракт с нарушением сроков, ответственный сотрудник заплатит штраф 50 000 руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.

8. Уведомление ФАС

Если заключили контракт с единственным поставщиком по пунктам 6, 9, 34 или 50 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сообщите об этом контрольному органу в сфере закупок. Для этого направьте уведомление в одну из организаций:

  • ФАС - при закупках для федеральных нужд;
  • контрольный орган в сфере гособоронзаказа - при закупках в рамках ГОЗ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, который контролирует закупки, - при закупках для региональных нужд;
  • орган местного самоуправления, который контролирует закупки, - при закупке для муниципальных нужд.

К уведомлению приложите копию контракта и обоснование его заключения. Направьте документы в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта. Такие правила установлены в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если не вовремя направите документы контролерам, работника контрактной службы оштрафуют на 15 000 руб., а организацию - на 100 00 руб. по части 1 статьи 19.7.2 КоАП.


Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой последний выбирается без формальной процедуры отбора. То есть заказчик может просто предложить заключить контракт конкретному поставщику или принять предложение от конкретного поставщика.

Такая схема взаимодействия заказчика и поставщика имеет ряд очевидных преимуществ для каждой из сторон:

  • поставщик гарантированно получает контракт;
  • заказчик получает гарантированно надежного поставщика;
  • риск нарушения процесса исполнения контракта минимален;
  • процедура простая и удобная для всех, она не требует больших трудовых и временных затрат.

Есть и недостатки. Сюда можно отнести:

  • отсутствие конкуренции влечет за собой минимальное снижение цены;
  • по понятным причинам этот вид закупки всегда вызывает повышенное внимание надзорных ведомств.

Разумеется, проводить такие закупки заказчики могут далеко не всегда.

Для этого у них должны быть четкие основания, которые закреплены в законе. Таких оснований много, мы рассмотрим самые популярные из них на примере двух основных федеральных законов в сфере закупок — 44-ФЗ и 223-ФЗ.

223-ФЗ

  1. Закупка товаров, работ, услуг отдельными типами госучреждений на сумму до 400 тысяч рублей.
  2. Заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника заказчика в командировку.
  1. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.
  2. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 500 тысяч рублей, если годовой объем выручки заказчика превышает 5 миллиардов рублей.
  3. Закупка у субъектов естественных монополий.
  4. Заключение договора с единственным поставщиком, если ранее проведенная конкурентная закупка дважды не состоялась по причине отсутствия допущенных заявок.

По 44-ФЗ полный список таких оснований содержится в ст. 93, по 223-ФЗ — в Положении о закупке каждого конкретного заказчика.

Давайте чуть подробнее остановимся на закупках малого объема: по 44-ФЗ это закупки до 100 000 рублей и в отдельных случаях до 400 000 рублей, по 223-ФЗ это закупки до 500 000 рублей крупных заказчиков.

В зависимости от обстоятельств, размещать такие закупки заказчики могут на самых разных ресурсах или вообще проводить их «на бумаге». С учетом планомерного перехода отрасли в цифровой формат и общей унификации закупочного процесса все больше заказчиков отдают предпочтение единым электронным подсистемам, где можно консолидировать все закупки малого объема, и где работают и поставщики, и заказчики. Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты.

Заказчики также могут размещать потребности в товарах, работах и услугах в виде сформированных закупок, в ответ на которые поставщики направляют свои предложения (по данной схеме происходит подавляющее количество закупок через электронный магазин). Одна из таких систем называется «Электронный магазин закупок малого объема», она разработана и внедрена электронной площадкой РТС-тендер. Эти электронные магазины запущены и функционируют более чем в 30 субъектах РФ.

Как же стать единственным поставщиком?

Универсального рецепта здесь не существует. Можно лишь дать несколько рекомендаций, которые повысят ваши шансы на участие в этом способе закупок:

  • добросовестно исполняйте все контракты, поддерживайте положительную репутацию, и в следующий раз заказчик может предложить вам стать единственным поставщиком;
  • предлагайте уникальный на рынке продукт (при условии, что укладываетесь в ценовой диапазон малых закупок) — заказчику просто негде будет купить товар, кроме как у вас.

Законами о закупках предусмотрено несколько видов процедур.Одна из них - возможность заключить контракт через закупку у . Такие процедуры закупок называют неконкурентными.

Закупка у единственного поставщика, пожалуй, наиболее любима как среди заказчиков, так и среди поставщиков. В этом случае контракт заключается минуя стадии закупок такие как рассмотрение заявок, аукцион, подведение итогов. Т.е. контракт заключается напрямую между продавцом и покупателем.

1. Плюсы закупки у единственного поставщика

У данной процедуры имеются несомненные плюсы для обеих сторон:

  • короткие сроки проведения закупки
  • Заказчик обращается к поставщику, который может гарантированно выполнить контракт
  • Приостановить действие и подписание контракта практически невозможно
  • Процедура проста и удобна
  • Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком последнему не нужно задействовать большое количество людских ресурсов.

2. Случаи применения закупки у единственного поставщика по 44 фз

Все случаи описаны в 1 части 93 статьи . Собственно, закон не обязывает использовать такой способ закупок. Он дает заказчикам такое право (исключение составляет случай, когда объявленная процедура закупок не состоялась), а использовать его или нет - решение остается за заказчиком. Заказчики это право используют с удовольствием, но на любую сумму в этом случае контракт не заключить по закону. В основном, сумма закупки будет до ста тысяч рублей. В отдельных случаях допускается большая сумма для закупки, например, закупку у единственного поставщика для обеспечения детей - сирот всем необходимым можно осуществлять на сумму до четырехсот тысяч рублей. Случаи закупки у единственного поставщика охватывают любую форс-мажорную ситуацию, которая требует срочного решения. В законе описано пятьдесят два пункта, когда такая закупка может проводиться. Так же там указано, касательно каких закупок заказчик принимает решение сам, в каких - обязан сообщить в контролируемый орган, а в каких - осуществлять её только по согласованию контрольного органа. При этом тот, кто осуществляет закупку, вынужден закупать товар по заявленным ценам продавца без возможного снижения и на его условиях, это - большой минус для покупателя, поскольку он вынужден соглашаться с предложенной ценой без возможности снижения. В то же время, вся сумма подобных закупок максимально может достигать не больше двух миллионов рублей в год, или больше пяти процентов от общего объема закупок заказчика, но не более пятидесяти миллионов рублей.

3. Проведение закупки у единственного поставщика

Поскольку мы рассматриваем этот тип закупок со стороны поставщиков, то не будем останавливаться на всех действиях, которые обязан сделать заказчик, а остановимся на общем алгоритме.

  • Заказчик выбирает компанию, с которой заключает контракт и согласовывает условия закупки и текст договора (контракта).
  • Извещение размещается покупателем в системе (единая информационная система) и ещё остается пять дней до подписания контракта.
  • Чтобы известить о закупке контрольный орган у покупателя есть в запасе один рабочий день после подписания контракта, и следует не забыть предоставить его копию с обоснованием необходимости закупки и цены.

Все неконкурентные способы закупок находятся под внимательным наблюдением надзорных и контролирующих органов, и это нужно учитывать при составлении документов.Алгоритма, по которому оценивается насколько правомерно заключение контракта с единственным поставщиком нет. Здесь все зависит от сотрудников контрольного органа и от аргументации необходимости закупки. Поскольку внимание к таким способам закупок повышенное, то корректное обоснование цен и необходимости закупки у единственного поставщика сильно упростит жизнь не только заказчику, но и поставщику.

4. Закупка у единственного поставщика по 223 ФЗ

В тоже есть такое понятие. Иногда его называют ещё прямой закупкой. Инициатива может исходить как от заказчика, так и от продавца. Правила такой закупки по 223 фзпрописываются в положении о закупках заказчика.В определенных случаях (это описано вч.15 ст.4 223 фз) такие закупки в систему не вносятся. Понять, как должна проходить такая закупка у конкретного заказчика можно прочитав его Положение о закупках (расположено на сайте государственных закупок)


Так как же попасть на закупку у единственного поставщика? Отметим основное: заказчик обращается к поставщикам, с кем он взаимодействует. Или к компании, у которой нет конкурентов в силу уникальности предлагаемого товара или оказываемой услуги. Поэтому, если вы с заказчиком не общаетесь, контракт с единственным поставщиком будет отдан вашему конкуренту. Если заказчика не устраивает по каким-то причинам то, как вы выполняете обязательства по другим контрактам, закупку отдадут вашему конкуренту. Наличие у вас на складе дефектурной позиции сильно повышает ваши шансы, поскольку этот товар купить можно будет только у вас.

Для заключения контракта с единственным поставщиком заказчику необходимо обосновать целесообразность этой закупки, а так же привести обоснованность цены и способ её расчета. Как правило, с обоснованием цены помогает тот поставщик, к которому обратились. Он выставляет Коммерческое предложение. Возможно, что заказчик с запросом обратится не к одному поставщику, и выберет предложение с более низкой ценой.

6. Программа Партнерства Центра Поддержки Предпринимателей

Если поставщик хочет заключать контракты через закупку у единственного поставщика, ему в первую очередь необходимо заработать репутацию добросовестного и ответственного исполнителя. Иметь ресурсы для быстрого и качественного выполнения работ или быстрой поставки товара. Внимательно относиться к формированию своей цены в коммерческом предложении для заказчика. Ознакомиться со статьями 44фз и 223 фз касательно этого вида закупки. При работе с 223 фз необходимо ещё проштудировать Положение о закупках заказчика.

Конечно, это можно сделать самому. Но сегодня все больше внимания уделяется закупкам у малого и среднего предпринимательства, в том числе и закупкам у единственного поставщика. Для облегчения этой задачи создаются специальные программы партнерства, в которых участвуют как заказчики, так и поставщики. Страничка одной из таких программ присутствует на нашем ресурсе. Участвуя в таких программах крупные заказчики приобретают постоянных добросовестных поставщиков из числа малых предпринимателей, а малый бизнес получает возможность стать поставщиком и полноценным партнером для крупных корпораций. Центр Поддержки и Предпринимательства помогает с оформлением документов, а после вступления в программу оборудует на сайте многофункциональный кабинет с полной информацией по планируемым (и объявленным) закупкам и торгам именно вашего профиля. Так же участникам программы предоставляется персональный менеджер, который помогает разобраться в сложной системе торгов и поиске ваших профильных аукционов. Как известно, субъектам малого предпринимательства очень тяжело содержать тендерный отдел, в котором работают высококвалифицированные специалисты,Программа партнерства призвана помочь решить эту проблему и обеспечить малый бизнес высококвалифицированной поддержкой специалистов в области торгов.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Самым востребованным способом закупки у заказчиков по 44-ФЗ остается заключение контракта с единственным поставщиком . Закон устанавливает для этого ряд оснований. Каковы особенности закупки у единственного поставщика? Об этом расскажем в сегодняшней статье.

Планирование

Закупка у единственного поставщика является самостоятельной процедурой и отражается заказчиком в плановых документах . Однако для этого установлен особый порядок. В частности, так называемые малые закупки (стоимостью до 100 тыс. и 400 тыс. рублей) отражаются одной строкой без разбивки по позици ям . Это связано с тем, что полное их отражение в плановых документах слишком трудоемко для заказчика и не несет какой-либо сверхценной информации для ФАС и поставщиков.

Извещение о закупке

В ряде случаев о заключении контракта с единственным поставщиком необходимо . Это относится к закупкам, которые производятся по основаниям, указанным в пунктах 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 статьи 93 закона. Вот некоторые из них:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • закупка у субъекта естественной монополии;
  • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению и т. д.;
  • заключение контракта, связанного с поставкой отечественного вооружения, не имеющего аналогов;
  • заключение контракта на авторский контроль за проектной документацией;
  • заключение контрактов, исполнителем или заказчиком которых являются учреждения уголовно-исправительной системы;
  • если предметом закупки выступают печатные издания, а также произведения литературы и искусства (закупаются у авторов);
  • заключение контрактов по реализации театральных билетов и другие контракты, заключаемые театрами.

Если сведения о закупке составляют государственную тайну, извещение не публикуется.

Извещение размещается не позднее, чем за 5 дней до заключения контракта.

Состав извещения

В перечисленных выше и некоторых других случаях заказчик публикует извещение о предстоящем заключении контракта, которое включает:

  1. Сведения о заказчике : наименование, адрес, телефон, email, ФИО ответственного лица.
  2. Условия контракта в кратком изложении с учетом статьи 33 закона:
    • о количестве закупаемого объекта;
    • о месте проведения работ;
    • о сроках исполнения контракта;
    • о стоимости и источнике финансирования.
  3. Ограничения , если они установлены для данной закупки.
  4. Размер обеспечения исполнения контракта , если единственный поставщик его установил.

Уведомление контролирующих органов

Определенные основания заключения контракта в обход конкурентной процедуры требуют уведомления контролирующих органов. ФАС не просто получает сведения о предстоящем заключении контракта, но и осуществляет оперативную проверку . Вот случаи, когда необходимо уведомить контролеров:

  1. Заключение контракта с органом исполнительной власти .
  2. Закупка в целях ликвидации аварий , чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы.
  3. Заключение органом Федеральной власти контракта на лечение гражданина РФ за границей .

Что касается аварий и прочего форс-мажора, заказчики довольно часто неверно оценивают обстоятельства, считая их аварийными и пытаясь провести закупку у единственного поставщика. Обычно это бывает следствием ошибки, но порой и попыткой злоупотребления.

Такое уведомление направляется в ФАС не позже следующего рабочего дня после заключения контракта. В нем необходимо указать, что и на каком основании было закуплено.

Отчет о закупке у единственного поставщика

В ряде случаев, указанных в части 3 статьи 93 закона, по итогам заключения контракта с единственным источником заказчик обязан составить отчет . В нем содержится информация:

  • о том, почему было нецелесообразно либо невозможно провести конкурентную процедуру;
  • обоснование цены контракта;
  • его существенные условия.

Важно понимать, что обоснования цены контракта с единственным поставщиком проводится всегда , а не только в случаях, требующих составления отчета. Исключение составляют закупки у ЕП, указанные в плане-графике «единой строкой».

Обоснование закупки не может строиться на субъективном мнении заказчика - оно должно содержать ссылки на законодательные нормы. Некачественное планирование или срочность не будут являться достаточными основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком. Главная задача заказчика - эффективно планировать свои нужды, закупки с целью их удовлетворения и трату бюджетных средств.

Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

Подробно о закупке у Единственного поставщика по 44 Федеральному закону

^ Перед прочтением обязательно посмотрите видео ^

Закон № раскрывает такое понятие как Закупка у единственного поставщика, под которой понимается заключение контракта путем направления заказчиком предложения конкретному исполнителю. Данная процедура сводится не к выбору наиболее предпочтительного предложения, полученного от нескольких поставщиков, а о праве заказчика заключить госконтракт, минуя торги.

Когда проводится Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Случаи применения данной процедуры строго регламентированы Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.

Сумма закупки

Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

  • закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
  • контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
  • закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
  • контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
  • заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
  • закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
  • закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
  • некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
  • закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Особые случаи

  1. Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
  2. Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
  3. В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

Краткие выводы о неконкурентной закупке

Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.