Самореализация - это реализация потенциала личности. Как самореализоваться в жизни. Как найти себя в жизни: лучшие способы понять путь человека Им реализовать себя в жизни


У кого-то была мечта стать «звездой». На кого-то возлагали надежды родители. Кто-то стремился достичь целей в жизни. Однако что-то пошло не так. Мечта не воплотилась. Надежды не оправдались. Цель не достигнута. Можно ли изменить уже написанный жизненный сценарий? Понять, как человек реализует себя , можно на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Как человек реализует себя в обществе

Реализация — это отдача обществу. Что мы можем отдать? Только то, что имеем от природы — врожденные свойства, которые развили в процессе взросления. Человек счастлив, когда реализован. Поэтому важно понимать свои психические особенности и научиться преодолевать лень .

1. Преодолевать лень

В природе все находится в равновесии: отдача и получение, «кнут и пряник». Человек, который не реализует себя в полной мере, испытывает страдания. Необходимо прикладывать усилия, принуждать себя преодолевать лень. Если в жизни есть только отдых, удовольствие от получения материальных благ, это опустошает. Когда человек преодолевает себя, вкладывает в отдачу обществу свои навыки, умения, способности, он испытывает радость от самореализации.


Откуда берется энергия, которая помогает преодолеть лень ? Энергия — это сила, влечение к чему-то или к кому-то. Другими словами — интерес. На силе влечения построена наша жизнь. Когда не получается справиться с ленью, то тяжело заставить себя сконцентрироваться на каком-то деле. Тогда мы ищем себе оправдание: «Это подождет, это не сейчас, позже. Лучше заняться чем-нибудь приятным».

На самом деле вся энергия находится внутри нас, в наших свойствах, в нашей психике она уже задана. Нужно только раскрыть эту силу, которая внутри. Когда человек прилагает усилие, то биохимия головного мозга приходит в сбалансированное состояние. Вырабатываются эндорфины, появляется удовольствие от самого процесса. В момент напряжения возникает энергия и формируется ощущение удовольствия.

Если выполняем работу по привычке, лишь бы сделать, скорее закончить и отдохнуть, тогда простые механические действия не приносят удовольствия. Если делаем что-то для галочки, не вовлекаемся в сам процесс и не получаем энергию.

Итак, усилие должно приносить удовольствие. Люди, увлеченные своим делом, становятся притягательными для других, у них больше энергии. А с энергичными, активными людьми хотят общаться, иметь дело.

2. Понимать свои свойства

Развитие способностей происходит в процессе взросления. То, что человек сумел развить до подросткового возраста, он должен реализовать на благо общества. Наши свойства либо развиваются, либо не в полной мере. В зависимости от этого человек:

Живет своей жизнью, тогда у него все получается;

Выбирает чужую и начинает делать то, к чему не приспособлен.

Наша задача — определить свои истинные желания. Ведь желания и природные способности личности связаны между собой. Реализация способностей начинается, когда человек определяет свои врожденные желания, или вектора .

Мы разные по своим свойствам. На тренинге «Системно-векторная психология» определяется восемь базовых векторов, или групп заданных врожденных свойств личности. Сочетания векторов человека определяют его желания и влияют на реализацию природного потенциала. При этом формируется определенный жизненный сценарий.

Как реализовать себя в жизни

Рассмотрим примеры, как человек реализует себя или свои жизненные сценарии в зависимости от векторальных особенностей (сочетаний векторов).

1. Как реализовать себя образным интеллектуалам

«С детства на меня возлагались большие надежды, я была отличницей и старостой класса, закончила обычную и музыкальную школу на отлично. Далее с красным дипломом закончила университет. В моих мыслях мои старания автоматически должны привести к успеху, к устройству в высокооплачиваемую перспективную фирму. Однако реальность вышла немного другой. Работаю почти за минимальную зарплату. Несмотря на то, что окружающие считают меня умным и перспективным человеком, я не верю в свои силы. У меня есть страх нереализованности, я просто боюсь пробовать что-то новое, боюсь не оправдать ожиданий всех ».

Про таких людей еще говорят — у них «золотая голова», «золотое сечение в глазах ». Они способны поглощать большие объемы информации. Обладают идеальной памятью. Учатся на «отлично», эрудированные. Становятся экспертами, профессионалами, аналитиками.

Люди с анально-зрительным сочетанием векторов умеют ладить со всеми, проявляют лояльность. Даже в сложных обстоятельствах находят выход благодаря своей способности уживаться с окружающими. Желают быть лучшими, хорошими и добрыми, хотя сомневаются в своих силах. Ждут похвалы в свой адрес.

Анально-зрительные — это люди с нравственным и интеллектуальным поиском. Научно-техническая и творческая интеллигенция, преподаватели, врачи, дизайнеры. Реализация их природных свойств там, где другие не могут справиться со сложным анализом, разобраться в тонкостях и деталях. Им свойственна кропотливость и тщательность, склонность к преподаванию и передаче знаний.

2. Как реализовать себя творческим натурам

«Мне 26 лет. Совершенно не могу реализовать себя в профессии. Меня постоянно бросает из одной крайности в другую. Мне не дает покоя моя детская мечта стать «звездой». Я закончила актерский факультет. Пыталась заниматься танцами, но так и не доучилась. Пыталась петь — тут совсем все глухо. Я могу утром хотеть быть танцовщицей шоу-балета, к вечеру писать серенаду, а на следующее утро пытаться устроиться стюардессой и хотеть выйти замуж в близлежащее время. Сейчас я подрабатываю аниматором, это меня не удовлетворяет. Я хочу чего-то большего, но реализоваться как профессионал не могу. Бегаю с работы на работу. Как найти себя


Она отличается от остальных женщин. Гибкая, стройная, красивая, кокетливая, модная. Кожно-зрительная красавица ищет взгляд собеседника, устанавливает контакт глазами, говорит с придыханием. Ее устремление — создавать эмоциональные связи, развивать способность к состраданию.

Эмоциональное состояние у нее меняется, словно картинка в калейдоскопе. Слезы стоят близко. Ей хочется переживать яркие чувства и эмоции, мечтать и фантазировать. Для нее карьера первична. Реализация в обществе ей жизненно необходима.

Если делается акцент на кожный вектор, развивается природная гибкость тела, то такая девушка становится танцовщицей, фигуристкой, балериной. Если делается акцент на зрительный вектор, больше развивается чувственность. Такая девушка станет актрисой, воспитателем, певицей, психологом.

Кожно-зрительные реализуют свой потенциал как в сферах, близких кожному вектору — продажи, бизнес, так и в направлениях, свойственных зрительному вектору. Находят себя в сфере красоты — манекенщицы, модели, фитнес-тренеры. Большие любители путешествовать, они становятся экскурсоводами, стюардессами. При самом высоком уровне развитии чувств основная их задача — сострадать, помогать, поддерживать, любить других людей.

3. Реализовать себя как личность с абстрактным интеллектом

«Почти 28 лет. Ничего не добился в своей пустой жизни. Сплошная депрессия. Она началась, когда потерял первую работу. Считаю себя негодным в любом плане, какой ни взять. Ничего из себя не представляю. Покупал, продавал в интернете. Работу найти теперь не могу. Денег нет. Все плохо. Частые мысли о суициде. Провал во всех сферах жизненных. Пил курс антидепрессантов. Хватило на год. Делаю глупые вещи, считая, что это правильно. Потом понимаю, что это ни к чему не приведет. Или беру и сдаюсь на полпути. Бросаю. Не знаю, как быть. Как преодолеть капкан, в который сам себя загнал. Вероятнее всего, я просто неудачник по жизни. Но цель в жизни есть — духовное развитие ».

Человек, который сам не знает, чего хочет, не может выразить словом свои желания — зачастую обладатель звукового вектора, абстрактного интеллекта. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, стремится познать скрытое за пределами своих возможностей. У него есть внутренний запрос к духовному развитию, самопознанию.


Когда человек со звуковым вектором не реализует свои природные желания к познанию себя, к реализации идей, он страдает от ощущения бессмысленности. Хочет, чтобы его оставили в покое, впадает в депрессию. При невозможности наполнить свои желания у него возникает ощущение внутренней пустоты, появляются суицидальные мысли. Звуковые пустоты подавляют желания других векторов.

Когда человек увлечен какой-то идеей или делает работу, требующую напряженного умственного сосредоточения, происходит наполнение звукового вектора. Если человек находит способ наполнить звуковое желание, заявляют о себе желания в других векторах. Появляются новые интересы, хочется общаться с людьми, заниматься каким-то делом. Человек «просыпается», хочет наслаждаться жизнью.

Звуковик успешно реализует себя в научных сферах, компьютерных технологиях, кибернетике. Осваивает любые профессии на интернете по созданию и продвижению сайтов, копирайтингу.

Начинать реализовывать себя

Желания, которые нами движут, всегда ищут своей реализации. Человек испытывает страдания, если не может реализовать себя, состояться в обществе. Как только мы осознаем, кем являемся и что нами движет, мы начинаем жить своей жизнью, становимся собой. Нам не нужно уже следовать каким-то стереотипам, подстраиваться под чье-то мнение.

Процесс самопознания и раскрытия себя интересный и увлекательный, словно чтение книги. Мы заново знакомимся с собой, определяем свои свойства, и они раскрываются по-новому. Мы начинаем понимать свои истинные природные желания. Видеть свою суть.

Наша ответственность — понять свои желания и реализовать их . Начинать реализовывать себя можно уже во время онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана .

Смотрите и читайте

Закончилась учеба в институте, наступила взрослая жизнь. Первая работа, новые ощущения, новая ответственность. И вдруг понимаешь: я не хочу этим заниматься всю жизнь. Когда я поступал в институт, я не понимал, не осознавал, что мне это не подходит. Может быть, мое решение было принято под давлением родителей или сверстников, или я сам ошибся в своем выборе, но теперь важно не это. Как понять, чего я хочу на самом деле? К чему у меня способности? Есть ли вообще у каждого человека свое призвание? И как его найти?

Об этом мы разговариваем с Ириной Николаевной Мошковой, основателем и руководителем психологической консультации «Семейное благо» .

У каждого ли человека есть призвание?

В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что каждый человек призван Богом к личностной форме бытия. Это главное предназначение человека.

Решая эту задачу, на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной , чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и тварному Божьему миру.

Человек не должен жить на земле праздно. Человек — это высшее творение Божие, которое призвано не просто есть, пить, спать и отправлять какие-то свои нужды. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божьего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. Прозревая с помощью Божией суть вещей, изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира.

Отсюда следует, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: во-первых, задача осознания своего человеческого призвания, во-вторых, вкладывания нравственных усилий в развитие собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, а в–третьих — поиска самого себя и своего места служения Богу, ближнему и тварному Божьему миру, на котором приобретенный творческий потенциал личности может быть успешно реализован.

У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность приобрела такое величие, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).

Приумножить данное Богом

Бывает наоборот, человек с большим трудом осознает сильные стороны своего «Я» и далеко не сразу различает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя приложить. Это встречается, к сожалению, гораздо чаще. Но и эти явления надо правильно истолковать.

На мой взгляд, это не говорит о том, что человек обделен Богом, что у него нет тех данных, за счет которых он мог бы со временем превратиться в развитую личность, которая могла прославить своего Создателя. Господь говорит в притче о талантах, что даже если человеку дан всего один талант, все равно нужно постараться его раскрыть, употребить по назначению, реализовать в ту меру, какая определена свыше. Господь многомилостив: даже если Он в чем-то ограничивает человека, то обязательно компенсирует это преизбытком его способностей в другом.

Очень часто бывает, например, что недостаток зрения человека компенсируется хорошим слухом или, наоборот, человек не все слышит, но зато различает какие-то нюансы цветовых оттенков, которые не воспринимают другие люди, или удивительно тонко ощущает запахи.

Некоторое время назад в актовом зале Царицынского КЦСО, где мы работаем как психологи, висели картины, которые рисовали люди-инвалиды, имеющие различные душевные заболевания. У многих из них стоят диагнозы: шизофрения, эпилепсия, истерия. Когда с этими людьми начинают работать художники, когда они побуждают больных людей к творческому самораскрытию — рождаются удивительные по красоте и выразительности художественные полотна.

В психологии и психотерапии сейчас есть такое направление в лечении душевных заболеваний: «терапия творческим самовыражением». Оказывается, чрезвычайно важно для человека заниматься какими-то творческими видами труда, чтобы он мог выразить себя, свой внутренний мир, выговорить то, что у него творится внутри.

Способность к самопознанию важнее талантов

Мне кажется, для того, чтобы человек нашел себя в жизни, важно не просто наличие каких-то незаурядных способностей и талантов, — важно, чтобы у человека были воспитаны, развиты такие свойства, которые дают ему возможность правильно распорядиться тем, что для него открывается внутри себя. В психологии это называется способностью к самосознанию и самопознанию.

Важно подчеркнуть, что способности к осознанию того, кто я, что я, на что я способен, формируются в процессе жизни. И здесь для детей, которые только развиваются, опыт родительской жизни очень поучителен и важен. Родители, увлеченные своим трудом, своей профессией, личным примером существенно помогают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где родители сами занимаются творчеством, где есть некая творческая раскрепощенность в обстановке дома, когда детям доступны книги, хорошие иллюстрации, когда есть возможность взять холст, краски, кисти и вместе с отцом или с матерью начать рисовать — ребенок получает дополнительные возможности в поиске своего любимого дела.

Если дети видят, как, например, отец-художник с увлечением работает над созданием картин — сами начинают рисовать и смешивать краски. Если, например, папа-писатель, который, сидя за компьютером, все время работает над текстами книг — то ребенок, вглядываясь в жизнь родителей, чаще всего также пробует себя в сочинении стихов и рассказов. Дети учатся умению мыслить предметно, развиваться содержательно, как правило, в той области, в которой работают их родители.

Мы это замечаем в деятельности нашей семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, которой я руковожу много лет. Если сами родители, скажем, хотят заниматься живописью, они могут привести на занятия и своего ребенка. Или, наоборот, дети захотели заниматься росписью по дереву, а вместе с ними могут прийти на эти творческие занятия папа и мама. Родители, которые вместе с ребенком занимаются каким-то видом творчества, огромную пользу приносят своему ребенку, потому что он тогда вырастает с ощущением опыта творческой деятельности.

Человек узнает самого себя, занимаясь творческой деятельностью, выполняя поставленные перед самим собой конкретные задачи, принадлежащие той или иной предметной области. Этот опыт формирует самосознание человека, ощущение объема творческих ресурсов, присущих его личности.

Поиск самого себя в свете Христовой веры

Но более всего самосознание человека зависит от его духовного развития, от того, насколько человек приобщен к жизни Церкви. Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, он начинает самого себя узнавать совершенно по-новому. Все ненужное, поверхностное отпадает, как некая шелуха, остается главное, суть.

Если человек верует не поверхностно и воцерковляется глубоко, если у него есть хороший духовный наставник, то внутри человека происходит переворот, внутри него вспыхивает тот внутренний свет, о котором в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарождается вера, человек приобщается Таинствам, и свет Христов дает человеку возможность глубже себя понимать. Практика исповеди, покаяния дает возможность наблюдать за собой, изучать самого себя в разных своих проявлениях.

Работа Духа Святого в человеке приносит огромные плоды. И в том числе она непосредственным образом влияет на то, чтобы человек пересмотрел те основания, на которых была построена его прежняя жизнь.

В этом случае часто бывает, что люди переходят к другой профессии, начинают интересоваться тем, чем раньше никогда не увлекались. Есть удивительные примеры, когда человек, никак не подготовленный заранее, вдруг начинает писать замечательные иконописные работы. Мы не раз наблюдали, как женщины, увлекались церковной вышивкой, находили себя в этом искусстве, хотя раньше никогда этим дома не занимались. Или еще пример: человек никогда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созревать духовно, его душа начала петь, и вместе с этим у него родилось желание обучиться этому делу.

Возникновение новых предметных интересов у верующего человека — совершенно закономерное явление. Человек духовно прозревает, а вместе с этим в нем рождается и новое понимание самого себя, а также формируется потребность выразить духовное богатство своего внутреннего мира, которое он теперь обретает в своей душе. Если человеку в этот момент немного помочь, научить его ориентироваться в новой предметной области и дать возможность усвоить необходимые технические основы интересующего дела, — он сможет создавать высокопрофессиональные работы.

Сам этот переворот закономерен: человек очищается от греха, духовно преображается, а вместе с этим иначе осознает себя и находит свое новое поприще. Конечно, не всегда получается так, что человек отбрасывает свою прежнюю профессию и начисто забывает о ней. Чаще всего после воцерковления на новом этапе жизни человек ищет возможности прежнее образование соединить, сочленить с новым христианским мировоззрением.

Так случилось и в моей собственной жизни. Когда я только начала воцерковляться (это было в девяностые годы), священники с большим подозрением относились к психологии как к науке, потому что она только-только вышла из материалистической традиции. Плюс к тому в 90-е годы начали свою практическую деятельность колдуны, экстрасенсы, маги, чародеи всех сортов. Многие священники тогда опасались, что занятие психологией приведет к увлечению людей оккультизмом, а это очень и очень опасно для души!

Мне было известно, что многие мои коллеги, как только стали воцерковляться, решительно оставили психологию и начали заниматься совершенно другим делом. Я хорошо понимала, что прежнее мое мировоззрение рухнуло. Но одновременно мне было очень горько терять свой научный багаж, который я приобретала в МГУ в течение многих лет. После некоторых раздумий, я пришла к выводу, что мне нужно приступить к изучению христианской антропологии и на основе ее создавать новую психологическую практику.

Хочу признаться, что мне тогда было очень тяжело! Возникло ощущение, что я сижу на развалинах, прежний опыт не работает, а нового подхода вообще не существует… Конечно, не было тогда у меня никакого чувства уверенности в своих силах, была лишь тревога и неопределенность. Поиск самой себя был тогда в самом разгаре!

Состояться в качестве православного семейного психолога мне помог опытный духовник, . По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духовного наставника! Священник, духовник, который знает тревоги, интересы, размышления своего духовного чада может побудить человека к созидательной внутренней работе. Здесь нельзя командовать, нельзя запретить человеку: «вот это брось, вот это начни».

В человеке должен совершиться процесс поиска самого себя в свете Христовой веры. Этим процессом становления христианской личности руководит Сам Господь Бог при содействии духовного наставника. По молитвам духовного отца открывается сердце человека, и Господь дает ему новое знание, понимание самого себя, своего места в Церкви и мире.

Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?

Что взять из прежней жизни? На чем строить новое мировоззрение? Этот процесс не свершается в один день, требуется время для выполнения важной внутренней работы. Нужно мыслить, наблюдать за собой и за людьми, отбирать, анализировать, обобщать прежний опыт своей жизни и т.п. Интенсивная работа сознания и самосознания со временем позволяет человеку, ищущему себя, сделать необходимый духовный прорыв.

В настоящее время я возглавляю Автономную Некоммерческую Организацию «Психологическая служба Семейное благо». Это православная психологическая консультация, деятельность которой направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства. Процесс рождения этой организации происходил в моей душе очень таинственно. Это потребовало около десяти лет собирания сил и кристаллизации мысли. Я помню несколько важных моментов, которые определили успешность поиска.

Постановка цели

Во-первых, постановка цели. Вопрос «как найти самого себя» становится актуальным для тех людей, которые хотят не просто «иметь» или «казаться» важными людьми. Такими вопросами задаются люди, которые хотят по-настоящему «быть», хотят решить задачу посвящения себя и своих сил осмысленной содержательной форме бытия в этом мире. Такое стремление закономерно приобщает человека к христианской традиции. Жажда подлинной, настоящей, содержательной жизни равносильна поиску Истины, которая неразрывно связана с именем Господа Иисуса Христа. Понимание того, что Сам Христос есть Истина, радикально меняет мировоззрение людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.

Вместе с началом христианской жизни и воцерковлением у человека естественным образом возникает желание двигаться в глубину и жить с полной отдачей, относиться ко всему ответственно и серьезно. Вместе с изменением мировоззренческой позиции, Господь посылает человеку правильные мысли, правильные суждения, указывает правильные направления поиска самого себя. Для того, чтобы этот процесс начался, надо духовные ценности поставить выше материальных, и довериться Господу Богу, как Творцу, Создателю и Подателю всякого Блага. Митрополит Антоний Сурожский в своих работах пишет: если мы сами свою руку протягиваем ко Христу, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обратиться за помощью как к Учителю, как к Другу, как к Наставнику: «Господи, помоги! Приведи меня туда, куда ты имеешь целью привести. Да будет воля Твоя!».

В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ориентиром была фраза из Евангелия: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Я часто повторяла внутри себя эти слова, и они очень помогали мне не сбиваться с правильной дороги.

Евангелие говорит нам о том, что для человека важнее всего встать перед Лицом Божиим и вступить в молитвенное общение с Ним, и, если это будет сделано, то Он Сам будет активно содействовать благоустроению человеческой жизни в окружающем мире. Иначе говоря, если построена в человеческой жизни «вертикаль», то тогда «горизонтальные» отношения с окружающим миром формируются как бы сами собой, легко и непринужденно. Сам Господь Бог тогда «ведет» человека за руку к целям и задачам, утверждающим его духовное достоинство.

Анализ жизни

Во-вторых, чтобы найти себя, необходимо умение осуществлять анализ собственной жизни, пройденного жизненного пути.

Опять возьму за основу свой личный опыт. В МГУ нам преподавали много учебных дисциплин, но среди них были предметы, касающиеся такого раздела как детская, возрастная и педагогическая психология. Именно эти знания мне и помогли в создании христианского подхода к психологическому консультированию.

В 1995 году о. Георгий Бреев благословил меня стать директором Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне. В это время в Воскресной школе учились только дети школьного возраста. Став директором школы, я четко поняла, что, ограничивая контингент учащихся школы только детьми, мы неправильно ставим перед собой учебно-воспитательную задачу, поскольку смысловой клеточкой, единицей распространения православной веры должна быть семья. Как только я эти слова произнесла вслух, то сразу поняла, что в Воскресную школу надо принимать не только школьников, но и дошкольников, и самое главное, что и подростков, и молодежь, и родителей, даже бабушек и дедушек.

Школа «Живоносный Источник» стала учебно-воспитательным учреждением, которое учит людей жить по-христиански в кругу собственной семьи, потому что семья, по учению Церкви, – это малая, домашняя церковь. Если человек создает в кругу семьи атмосферу взаимной поддержки, доверия и любви, то вместе с этим он формирует ту духовно-здоровую среду, необходимую для формирования христианской личности. В такой атмосфере вырастают дети, которые, выходя за порог родительского дома, способны жить самостоятельно и ответственно.

Когда я произнесла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспыхнул свет! Я думаю, что это Господь дал мне тайный знак, что мы выбрали правильный курс. Когда тебя посещает некая мысль, посланная свыше, от Бога, она осеняет тебя изнутри, и ты понимаешь, что неожиданно перед тобой открывается некое новое поприще, новая жизненная дорога, пока никем не проторенная.

Когда родилась семейная школа, одновременно с этим родилась идея создания семейной консультации. В этот момент я и нашла место приложения своих профессиональных знаний. Хотя первоначально меня о. Георгий Бреев, мой духовник, благословлял просто преподавать в Воскресной школе и потом стать ее директором. Но как только слово «семья» было произнесено, возникло четкое понимание, где мне надо быть, чем заниматься и какое направление развивать.

Правильная постановка задачи дает возможность человеку ощутить свою предназначенность, свою миссию, свою посвященность конкретной теме. Вместе с этим формируется понимание своего профессионального труда как некого предназначения, призвания.

Что такое призвание?

Что такое призвание? Это не просто работа за деньги, «от и до». Это та деятельность, врастая в которую человек формируется как христианская личность. Это та деятельность, при выполнении которой происходит духовный рост человека, осуществляется служение Богу и окружающим людям.

Из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос избрал Апостолов, которым надлежало сначала воспринять, усвоить проповедь Божественного Учителя и Наставника, а затем стать носителями и распространителями великих идей. Таким образом, Апостолы Христовы стали теми людьми, которые вначале сами прошли путь формирования христианской личности, а затем стали проповедниками и создателями христианской Церкви, в которой обретают теперь спасение души множество людей по всей земле.

Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, называл «предметным поведением». В работе Ильина «Творческая идея нашего будущего» говорится следующее:

«Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».

В свою очередь, «предметность», по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира («миро приятия»). Будущее России, по мнению Ильина, требует воспитания сильных духом, «предметно» мыслящих и способных к «предметной» деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом.

Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе «предметный» подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.

Размышляя о судьбе России после Октябрьской революции, И.А. Ильин в книге «Творческая идея нашего будущего» писал, что России нужно создавать свою систему государственной и общественной жизни, свою культуру и систему образования. Россия, писал философ, страна христианского уклада жизни. Этот уклад является базовым образованием российской общественной жизни, формирующим самобытность самосознания народа.

Осуществить свой замысел на практике

Третий важный момент : находя главную точку приложения своих творческих сил, важно, чтобы человек начал практически осуществлять свой идеальный замысел. Нужно, чтобы дальше были намечены конкретные шаги внедрения творческой идеи в жизнь. Этот этап становится проверкой жизнеспособности наших замыслов.

Для нас эта стадия была связана с созданием семейной школы, потом созданием консультации, потом перенесением консультации в стены государственного учреждения – ГУ Царицынского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО). Последовательное прохождение этих этапов выводило нас на исследование новых проблем, которые мы первоначально не думали рассматривать. Например, проблем психического здоровья и поддержки со стороны семьи психически больного человека, проведение просветительских семинаров с обсуждением проблем родительского призвания. Вопросы супружества и родительства составили целый пласт новых тем, над которыми нам пришлось серьезно задуматься. Вместе с этим родилась новая психологическая практика, состоящая из сочетания консультативной, психотерапевтической работы и просветительской деятельности.

Вся наша деятельность теперь разбита по направлениям, и каждое направление рождает какой-то социальный проект. Мы понимаем, что мало просто объявить, что мы будем заниматься тем-то и тем-то. Нужно довести свою разработку до стадии четко очерченной программы действий, направленной на оказание помощи конкретным людям, имеющим определенный возраст, социальный статус и т.д. Нужно добиваться практической пользы, практического результата деятельности.

Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»

Есть еще один важный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не находят себя люди нетерпеливые, которые не могут дождаться положительного результата. Они хотят сразу снимать «пенки» и «сливки». Результаты не появляются сразу. Например, обучение, образование, просвещение – эти виды деятельности не позволяют быстро увидеть плоды своего труда. Здесь надо сначала вкалывать, надо сначала вложить душу, потратить много сил, времени, не побояться это сделать. А результат можно увидеть только с большой отсрочкой.

У святых отцов есть такое понятие – «дерзновение». в своих работах писал:

«Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми».

Возникает вопрос: почему это происходит только в редких, исключительных случаях? Отец Иоанн в своих проповедях отвечал:

«Потому, что нет у людей дерзновения».

Когда мы читаем духовную литературу и знакомимся с жизнью святых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы говорим: «Да я-то никогда не смогу так, мне жизни не хватит. Стоит ли вообще этим заниматься»? Для того, чтобы был результат, человек должен научиться «пахать, не оглядываясь».

Нужно поверить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвятить тому, что ты будешь просто делать все для ее реализации, не оглядываясь назад. И потом наступает такой момент, когда количество трудов принесенных уже само по себе плодоносит, дает какие-то росточки, какие-то важные творческие продолжения. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.

photosight.ru. Фото: Владимир Черкасов

В жизни и понять, чем заниматься, поздравляем: вы встали на путь обретения главной гармонии в своей жизни - гармонии с самим собой.

Этот путь всегда сопровождается сложностями и переживаниями: не поздно ли, получится ли?

Надеемся, что Life Reactor поможет вам развеять сомнения и достичь своей цели.

5+ способов найти себя и свое призвание

Тема поисков собственной сути то и дело всплывает в произведениях мировой культуры, причем в самых разных.

Проанализируйте свое ближайшее окружение.

Конечно, вы очень любите всех этих людей - иначе зачем вы с ними дружите или работаете?

Но отстранитесь на часок от привязанностей и взгляните на всех со стороны. Хотели бы вы добавить или убрать кого-нибудь из своего круга общения?


Джорджио Армани мог не стать известным дизайнером

Представьте свое идеальное окружение: какие люди его составляют?

Возможно, вы хотели бы крутиться в гламурной тусовке или быть завсегдатаем научных конференций, быть окруженным бизнесменами или общаться с простыми, рукастыми и трудолюбивыми фермерами?

Эти идеи помогут вам понять, какие качества вы хотите видеть в окружающих людях.

А значит - какие качества следует развивать в самом себе. Это важная часть того, как найти себя в жизни и понять, чем заниматься.

Самый простой тест, который можно пройти - совершенно бесплатно и без регистрации, потому что все, что для него нужно - это вы сами, немного свободного времени и усидчивости.

Один день из новой жизни

Представьте себе свой идеальный день: от начала и до конца, в мельчайших подробностях, от завтрака до последней мысли перед сном.


Представьте себе все - свои настроения, чем бы вы занимались, где проводили время. Не пытайтесь быть реалистичными.

По условиям задачи у вас есть все возможные средства, навыки и таланты для того, чтобы прожить идеальный день.

Когда представите все от и до (и, конечно, запишете), разделите новый лист бумаги на три столбца.

В первый запишите те фантазии, которые вам просто необходимы - настоящие «голубые мечты», которые вы воплотили в своем идеальном дне. Во второй - то, что не так важно, но достаточно сильно желаемо.

В третий столбец отправляются все вещи, которые вы добавили просто «чтобы было», но на самом деле могли бы обойтись и без них.

Внимательно изучите получившуюся таблицу.

Вы сами написали для себя подсказки - осталось лишь придумать, как воплотить в жизнь такой идеал.

Совет: разделяйте детали. Если вы представляете, что в идеальный день отправились покупать машину, о которой давно мечтали, то подумайте - настоящее удовольствие вам приносит вещь или сам факт покупки? Это важнейшее различие, совсем не очевидное на первый взгляд.

Этот тест для того, как найти себя в жизни и понять, чем заниматься, неплохо подходит с их богатым и детальным образным мышлением.

А вот тем, кто привык мыслить более глобально, подойдет следующее упражнение.


Новая жизнь… и не обязательно одна!

Возьмите ваше любимое число до десяти и придумайте такое же количество своих идеальных жизней.

На сей раз у вас такие же «стартовые условия», как в реальной жизни, и такие же средства - но тысячи новых возможных дорог.

Зная, что у вас больше одной жизни, вы можете каждую из них посвятить чему-то одному: семье, карьере, науке, путешествиям…

Углубитесь в детали и хорошенько продумайте, чем бы занимались на протяжении каждого пути.

А теперь расставьте их по степени привлекательности.

Первая покажет ваш главный , остальные же можно присоединить в качестве хобби или посторонних интересов.

Совет: помните, что определяться и останавливаться на чем-то одном вовсе не обязательно - нужно лишь правильно распределить все желаемые варианты.


Найти себя никогда не поздно

Жизненные приоритеты - слоны, на которых покоится мир

В поисках ответа на вопрос, как найти себя в жизни, понять, чем стоит заниматься, обратите внимание на следующий тест, который одинаково хорошо подходит и для мужчин, и для женщин.

Представьте, что вы находитесь в своей квартире наедине с маленьким ребенком, который вдруг начинает плакать.

За окном между тем начинается сильный дождь, а у вас за балконом развешено свежевыстиранное белье.

Характерный плеск воды в кухне напоминает, что вы не закрутили кран, и вода из раковины вот-вот польется на пол, заливая соседей.

И, как назло, в этот же самый момент раздается стук в дверь и звонок городского телефона.

Какую из проблем вы решите в первую очередь - успокоите ребенка, снимете белье, закрутите кран, откроете дверь или ответите на звонок?


Посмотрите, какие жизненные приоритеты кроются за каждым из вариантов:

  1. Ребенок символизирует семью
  2. Белье означает, что ваш приоритет - любовь, романтика и секс
  3. Кран - это финансовые вопросы
  4. Для тех, кто выбрал дверь, главным в жизни являются друзья
  5. Если вы потянулись за телефоном, ваш приоритет - работа

Вот так просто можно определить, вокруг чего стоит сосредоточить свои стремления.

Ведь если ваше занятие не будет служить главному приоритету, счастья вы не найдете, а именно счастье - главное стремление каждого человека.

Надеемся, наши советы помогли вам определиться с тем, как найти себя в жизни и понять, чем заниматься.

Напоследок предлагаем вашему вниманию видео на эту тему:

Вопрос поиска себя и своего места в мире вечно актуален для миллиардов людей. Почти каждый человек однажды задумывается, как найти себя в жизни, раскрыть потенциал, реализоваться и получать от этого удовольствие и материальное вознаграждение. Это не самая лёгкая задача. Многие предпочитают избегать её, закрывая глаза на неудовлетворённость и разрушение индивидуальности. Но есть и смельчаки, которые решаются поменять нелюбимые занятия на «те самые».

Ежедневно дети, подростки и даже взрослые и пожилые люди говорят себе и окружающим «хочу найти себя в жизни». Самоуверенность и успешность тоже зачастую не залог отсутствия у человека проблемы с поиском себя. Согласно психологии подобные состояния характерны для людей с периодическим повторением начиная с первых классов и до глубокой старости. Это одна из тех вещей, которой надо бы учить в школах.

С точки зрения философии, это понимание себя и поиск уникального места. Психологи считают, что если такая проблема занимает длительное время, это может говорить о депрессии. Поэтому рекомендуется обратиться за помощью к психологу или психотерапевту или оставить всё и просто наслаждаться тем, что есть, если поиски превращаются в навязчивую идею и больше не приносят удовольствия. Иногда такие настроения объясняются как усталость и соответственно потребность в отдыхе. Бывает, что человек давно нашёл себя, но из-за усталости и стресса сомневается в этом и нуждается в перезагрузке.

Те, кто ищут себя, ценят не только результат, но и сам процесс и приложенные усилия. Волшебного рецепта нет и, с одной стороны, это хорошо, ведь именно это делает поиск интересным, запоминающимся и весёлым занятием. С другой стороны, универсальная инструкция облегчила бы непростую задачу. В числе основных способов определения своего места в жизни самоанализ и анализ, советы психологов и упражнения, консультации, мастер-классы и тренинги, а также духовные практики, медитация и мотивация. Некоторые люди выбирают совмещение нескольких методов, чем упрощают свою жизнь.

Первый шаг, для того чтобы определиться со значимым выбором и обрести себя - познание себя. Трудно описать и игнорировать то состояние, когда человек не знает, кто он на самом деле. Но каким бы этот поиск ни был сложным, он того стоит. Познание собственной сути - назидательный опыт, который может помочь превратиться в самодостаточного человека. Несколько вопросов для начала процесса познания себя:

  • Что человека сейчас окружает?
  • Присуща ли ему жалость к себе и требования проявления жалости от окружающих?
  • Есть ли у него мечты?
  • И есть ли страхи, которые мешают двигаться вперёд? Речь идёт именно про те опасения, от которых человек искренне хочет избавиться, а не обеспечивающие удобную жизнь.
  • Оптимист он или пессимист?
  • Качества личности, которые способствуют движению вперёд?
  • Свойства, что мешают достижению целей и успеху?
  • Какие люди в близком окружении человека и присутствуют ли среди них те, кто мешает личностному росту?
  • Причины отказа от реализации мечтаний? Действительно ли они были настоящими?
  • Как человек пришёл к актуальному состоянию?

Очень важно говорить с собой открыто и честно. Ответы рекомендуется записать в гаджет или на листе бумаги.

Лучший способ понять и найти себя в жизни - прислушаться к советам специалистов в области психологии и тренеров по личностному росту. Они предлагают 15 лайфхаков, которые помогут обрести свое «я»:

  1. Быть активным, заняться чем-то и помнить о словах Эйнштейна: «Жизнь, как езда на велосипеде. Чтобы сохранить равновесие, необходимо продолжать двигаться». Можно выбрать место, куда хочется поехать.
  2. Высыпаться. Именно сон, а не работа на износ - основа здоровья, хорошего настроения, красоты, а также продуктивности.
  3. «Нет». Благодаря Джиму Керри фильм «Всегда говори „Да“» получился очень хорошим, но не стоит воспринимать его буквально и бояться сказать «нет», если что-то не устраивает. Всегда найдётся кто-нибудь, кому захочется воспользоваться добротой человека, даже в кругу его товарищей или родственников. У каждого есть право на отказ.
  4. Положительное мышление. Вера в лучшее и настрой на достижения.
  5. Разрушение стереотипов. Привычные шаблоны зачастую лишь тормозят развитие.
  6. Дорога вперёд, несмотря на преграды. Взлётная полоса нередко чёрного цвета, но если начать, то дальше точно будет лучше.
  7. Уходить или менять. Это про то, где что-то не нравится: нелюбимая работа с мнимой стабильностью или привычные отношения, давно лишённые былого удовлетворения и радости. Оставаться в таких условиях - значит добровольно подписаться на стрессы, болезни, неврозы и предательство своих мечтаний.
  8. Отдых.
  9. Учёба и знания. Каждый день важно узнавать что-нибудь новое: из книг, курсов, самообучения или статей.
  10. Творчество. Залог освобождения от перенапряжения, а также развития мышления, в том числе креативного.
  11. Любить себя и радовать. Это не только не запрещено, но и необходимо. Без этого вряд ли получится встретить тех, кто будет испытывать к человеку такие же чувства и желания.
  12. Пробовать. Никто не застрахован от ошибок, да и ни к чему это, ведь промахи - ценный опыт и этап к очередному продвижению.
  13. Цели и планирование. Должен быть подробный план как минимум относительно самых важных проектов и моментов.
  14. Постоянные новые знакомства. Связи никогда не будут лишними и вперёд движутся общительные люди.
  15. Закрыть дверь за прошлым и былыми ошибками.

Не менее значимо быть открытым для окружающих. Равным образом психологи советуют заряжаться вдохновением из всевозможных индивидуальных источников.

Продолжая список лайфхаков для тех, кто ищет себя, стоит уделить внимание установкам и приоритетам. Их необходимо не только расставить, но и менять, если они замедляют рост. Другие рекомендации:

  1. Общаться лучше всего с умными, позитивными и успешными женщинами и мужчинами разного возраста. Неудачники и депрессивные тянут назад. Как правило, люди отлично чувствуют себя рядом со счастливыми личностями, которые сами настроены на позитив и настраивают других. Соответственно от бесед с теми, кто вечно жалуется настроение ухудшается, а энергия исчезает. Но важно помнить и о том, что депрессия - серьёзное ментальное расстройство и если кто-то из близких действительно болен, нужно помочь ему, а не бросать в беде. Кроме того, важно и самому излучать оптимизм, чтобы другие тянулись к человеку.
  2. Преодоление страхов. Успешные личности знают, что фобии мешают в движении вперёд, поэтому борются с ними, открывая свои предприятия или готовя презентации.
  3. Организация мира. Наведение порядка в делах открывает путь к познанию себя: уборка в квартире, разрешение конфликтной ситуации с коллегой и выполнение всех важных задач.
  4. Чистый лист. Этот пункт про развитие собственной системы моральных ценностей и её соблюдение. Все пороки, привычки и действия, которые постоянно отвлекают и вредят, связывают настоящее «я» нужно убрать.
  5. Страсть. Найти в жизни то, что стоит усилий, слёз и жертв - это, возможно, самая значительная находка для человека. Если что-то кажется прекрасным и вызывает веру, нужно стремиться к этому, какими бы ни были мнения других людей.
  6. Наставник. Конечно, поиск себя должен сопровождаться одиночеством, ведь только сам человек может определить свои потребности. Но мастера и наставники помогают избежать ненужных преград. Подойдёт человек с развитым чувством самосознания, к которому есть доверие.
  7. Не нужно нравиться всем. Известно, что всем не угодишь, всегда найдётся кто-то, кто будет относиться плохо независимо от вереницы заслуг и подобного позитива. Важно игнорировать подобные точки зрения, даже если они принадлежат дорогим людям. Независимость от чужого мнения - огромный шаг для познания себя настоящего и гармоничной жизни.
  8. Уединение. Каждый день нужно находить время для прогулки и размышлений в одиночестве, оградив себя от шума, бесконечного потока информации, диалогов, давления и ожиданий. Лучше всего для такого времяпрепровождения подходят скверы, леса и любые места, где можно побыть наедине с природой и расслабиться. Главное, чтобы уединение не приносило дискомфорт и страх. Тот, кто ищет себя, должен чувствовать себя самодостаточным и независимым.
  9. Служить другим. Как говорил Махатма Ганди, «Лучший способ найти себя - это потерять себя в служении другим». Служение обществу и другим людям является одним из лучших способов понять своё предназначение.
  10. Выход из зоны комфорта. Если покинуть привычную среду и понаблюдать за собой, можно узнать о себе то, что раньше было недоступно.

Психологи также отмечают, что нет никаких временных ограничений для поиска себя: кому-то хватит недели, у других же процесс может занять годы. Поэтому стоит запастись терпением.

Не нужно забывать и о том, что утро вечера мудренее. Ни к чему спешить с принятием решений, особенно если они глобальные. Главным же советчиком любого искателя должен быть его внутренний голос.

Интересные и полезные упражнения

Определить правильность своей дороги порой очень просто, достаточно обратить внимание на утреннее пробуждение. Энергично и с творческими идеями поднимаются с постели те, чей путь верен. И соответственно в переменах нуждаются те, кто ненавидит будильник и встаёт с трудом и плохим настроением. Есть несколько упражнений, которые помогут узнать, чем нужно заниматься на самом деле:

  1. Упражнение 1. Идеальное окружение. Почти всегда среда, которая порождает победителей, состоит из них же. Вера других в человека значительно упрощает и поддерживает веру в самого себя. Но многим не повезло, их окружение не располагает к открытию гениальности. Упражнение предлагает представить, что проснувшись утром, человек обнаружил изменение мира соответственно его запросам. Теперь его окружают только те люди, которых хочется видеть рядом с собой. Какими они будут? И какие качества им характерны? Что человек узнал о себе и в чём нуждается, чтобы полностью раскрыть потенциал?
  2. Упражнение 2. Вернуть детскую заинтересованность. Есть кое-что, что отличает гения (которым может быть каждый) от обычных людей - это отстаивание права заниматься любимым делом. Как правило, это можно проследить ещё в детстве. Нужно ответить на вопрос, чем человек любил заниматься в ранние годы, до навязывания серьёзных и прибыльных занятий взрослыми.
  3. Упражнение 3. Идеальный день. Всё, что нужно - лист бумаги, ручка и фантазия. Свой идеальный день рекомендуется прожить во всех подробностях: место действий, окружающие люди, еда, одежда, занятия. Никаких ограничений. Важно представить обладание абсолютной свободой, миллиардами рублей, навыками и силами мечты.
  4. Упражнение 4. 20 любимых занятий. Этот список может содержать и банальные вещи наподобие поглощения вкусной еды и что-то более значимое и глобальное. После составления перечня нужно внимательно изучить его. Там наверняка есть закономерности и преобладают дела определённого вида: спорт, помощь другим или что-то, связанное с монотонной работой.
  5. Упражнение 5. Пять жизней. Вот сколько их есть на самом деле, достаточно только представить это. И каждая жизнь - возможность стать тем, кем хочется. Каким образом будут использованы эти шансы? Количество жизней можно изменить на 3 или 7. Дальше выбирается та жизнь, что нравится больше всего. Но это необязательно, также можно выбрать из каждой то, что человек сильно любит и в чём нуждается, а затем реализовать это всё в реальности.

Завершив упражнения, нужно составить три списка и внести в них все фантазии . Первый касается вещей, которые нужны как воздух. Второй включает то, что хотелось бы, но необязательно. И третий про вещи, без которых можно обойтись.

Человеческая жизнь - это опыт, роли, отношения, истории, навыки, заработок. Что-то из этого списка навязывается, выбирается, является компромиссом или и вовсе случайность. Другое необходимо или дорого. Те, кто желают найти себя в жизни, понять, что именно своё и где их место, должны сосредоточиться на себе, найти любимые вещи и занятия и действовать, двигаться к своему предназначению.

Ещё По Теме:

Эффект Розенталя: Как изменить другого человека? Способ быстро полюбить себя: практические советы психологов Как перестать суетиться и нервничать по поводу и без: лучшие методы