Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — Российская газета. Аттестация рабочих мест различных компаний и ооо Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда


С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. Результаты проведенной аттестации рабочих мест признаются действительными до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. О подробностях читайте .

Результаты аттестации рабочих мест. Так звучит одна из важных тем, которая включена в общее понятие – « » (АРМ, – ред.). Порядок проведения регулируется П . Под процессом аттестации подразумевается полный анализ существующих условий на рабочих местах. От того, насколько будет правильно организована производственная среда, зависит сохранность здоровья и жизни каждого сотрудника. Работодатели привыкли воспринимать аттестацию, как очередную головную боль. Трудоемкий процесс требует предельной внимательности, грамотной организации. Конечно, как вариант поиска легких путей, можно возложить все функции по проведению, но вот вопрос: «А будет ли показан достоверный и объективный результат в таком случае?». Ведь аттестующая организация, по своей сути, является ячейкой, которая предоставляет услуги на рынке труда и в ее интересах лежит только экономическая сторона дела. Не зная броду, не лезь в воду – так говорили наши предки. Работодатели, которые полагаются полностью на организации, не вникая в вопросы аттестации, нередко получают результаты, не соответствующие действительности. А что тогда? Проверки контролирующих органов, штрафы – это как одно отягчающее последствие. Уголовная ответственность за ненадлежащее качество организации производственного процесса, повлекшее смерть работника – это можно предупредить заранее.

АРМ стала центром внимания органов Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд, – ред.). Активно практикующееся фактическое проведение, которое заключается в том, чтобы по минимуму беспокоить работодателя, от которого требуется лишь предоставление сведений об организации и быстрой оплаты, приобрело некорректные формы предоставления услуг. Дошло до того, что пакет документов готовится на основании представленных данных работодателем, даже не осуществляя инструментальные замеры производственных факторов. «Оборотные» процессы стали центром внимания контрольно-надзорных органов.

При проведении аттестации важны все составляющие: определение , объективная оценка условий труда, правильно оформленные , достоверные сведения и т.д. Эти показатели влияют на общий результат аттестации. Что он включает в себя и как он может пригодиться в дальнейшем ведении деятельности каждому работодателю?

Во-первых, результат АРМ подразумевает полученные сведения комплексной оценки всех рабочих мест предприятия. Для каждого работодателя важно, чтобы итог работы был положительным, дабы не вызывать нареканий со стороны контролирующих органов. Но судя по обстановке в организациях в целом по стране, организация труда на них оставляет желать лучшего. Аттестация была введена для оптимизации условий труда рабочего процесса в 80-х годах XX века, но статистика несчастных случаев, травм, профзаболеваний не говорит о кардинальном уменьшении подобных ситуаций. Поэтому необходимо было сделать процесс более структурированным и требовательным по отношению к работодателю. Важен не просто результат проведения аттестации по факту, важно – качество. Полученные результаты аттестации оформляются в виде отчета, который содержит следующий перечень документов:

  • перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации;
  • сводная ведомость результатов АРМ;
  • сводная таблица классов условий труда;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам АРМ по условиям труда;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии);
  • итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации;
  • сведения об аттестующей организации;
  • приказ о завершении аттестации.

Пакет документов формирует аттестационная комиссия, после чего отдает для ознакомления работодателю. При согласии с результатами он утверждает на предприятии и отчет об аттестации. В свою очередь, работодатель имеет полное право передать пакет документов на государственную экспертизу. Чаще всего это делается для того, чтобы удостовериться – не зря ли он заплатил деньги аттестующей организации и соответствуют ли результаты законодательным требованиям охраны труда. Экспертизу условий труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда. Услуга предоставляется для всех работодателей бесплатно сроком не более одного месяца. выявляется путем анализа представленных документов. При положительном решении выдается заключение государственной экспертизы условий труда по качеству проведения АРМ. Если в ходе проверки выявляются нарушения, работодатель получит решение, согласно которому он должен будет незамедлительно исправить несоответствия. По словам начальника отдела социального партнерства, оплаты и охраны труда Государственного комитета по труду и занятости Республики Мордовия Дениса Фролова, в государственной экспертизе, как правило, заинтересованы 70% работодателей от общего числа проводящих аттестацию, потому как при любых видах проверки вышестоящих инстанций (государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор) будут запрашиваться, в первую очередь, материалы аттестации. Если в ходе проверок выявится, что проведенный контроль показывает результаты, которые прямо противоположны результатам аттестации, работодатель облагается штрафными санкциями. Не стоит забывать и об уголовной ответственности при несчастных случаях на производстве. Подробнее с видами взысканий и мерами ответственности, Вы можете ознакомиться в материале: « ». Результаты государственной экспертизы являются действительными в течение действующего периода аттестации – пяти лет.

При положительной госэкпертизе, работодатель может с уверенностью отчитываться в органы государственной инспекции по труду, в которую необходимо предоставлять сводную ведомость по результатам аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 дней с момента издания приказа о завершении . Итоговое решение ГИТ очень важно для дальнейшего ведения деятельности работодателя. Инспектор по труду проводит анализ результатов в соответствии с Приказом Роструда от 31 августа 2011 г. № 193. Он проводит документарную проверку сведений. Если в результатах отражены рабочие места с вредными и опасными условиями труда, он принимает решение о с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, о которой работодатель должен быть предупрежден уполномоченным должностным лицом не менее, чем за 24 часа до приезда инспектора. Также органы госинспекции по труду могут проводить плановую проверку один раз в три года для того, чтобы проследить за тем, как осуществляются требования законодательства о труде, исправлены ли нарушения в соответствии с планом мероприятий, разработанным членами аттестационной комиссии .

Аттестация может использоваться работодателем в следующих целях:

Мест по условиям труда с учетом нововведений, принятых в 2015 году, получил некоторые серьезные изменения. Работодатель должен познакомиться со всеми положениями, обязательными для специальной оценки рабочих мест.

Именно так стал называться комплекс мероприятий, который подводит итоги анализа условий работы персонала.

Новое в аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году

Целью актуальной процедуры является оценка действующих .

Разобраться с нововведениями, которые касаются проведения комплексного анализа, можно после ознакомления с Федеральным законом №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» .

Основные изменения касаются:

  1. Методики проведения изменений. Здесь требуется четкое определение исполнителей и правил оценки биологических факторов.
  2. Административной ответственности за несвоевременное выполнение процедуры.

В течение 2015 года на законодательном уровне решался вопрос об отмене проведения комплекса оценочных мероприятий для некоторых категорий малого и среднего бизнеса. Это положение не нашло поддержки у законодателей, и в 2020 году нужно будет провести.

Исключение составят компании, которые имеют действующие результаты после проведения компании до 2014 года.

Кем и когда проводится аттестация

Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.

Состав формируется из следующей категории специалистов:

  1. Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
  2. Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
  3. Представители профсоюзной организации предприятия.
  4. Уполномоченное лицо аттестующей организации.

Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой. Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.

Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.

Аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом.

Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.

В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда. Согласно с измененным порядком проведения , даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии труда, потребуется повторная процедура.

Что такое специальная оценка условий труда узнайте из видео.

Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2020 году, оформление документов

Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:

  1. Создать комиссию для проведения аттестации.
    В документе определяется состав руководящего совета.
  2. График проведения мероприятия.
    Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя.
  3. Договор с организацией по проведению аттестации.
    При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.

Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы. Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.

Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:

  1. Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
  2. Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
    Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам.
  3. Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
  4. Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.

Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:

    • исходные документы для начала комплекса мероприятий;
    • перечень рабочих мест для проведения исследований;

  • объективная информация об аттестующей организации;
  • карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
  • сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
  • итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
  • утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
  • заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.

Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.

Штрафы за отсутствие аттестации

Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.

Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.

Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии. На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.

В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.

При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме. Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.

Кто может не проходить аттестацию рабочего места

Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.

В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.

Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.

При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.

На выполнении аттестации можно немного сэкономить при наличии нескольких схожих мест с однотипными условиями труда.

Осматривать каждое рабочее место не потребуется.

Важно только учесть два ограничения:

  • анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
  • число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.

Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.

Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.

Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.

Еще о специальной оценке условий труда можно узнать из видео.

Вконтакте

С 1 сентября 2011 г. начал действовать новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В документе более детально прописан регламент проведения этой сложной процедуры, состав участников, их обязанности и требования к ним.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Он вступил в силу 1 сентября 2011 г.
До этого момента действовал прежний Порядок аттестации, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят в целях:
- выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
- осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Об этом говорится в ст. 209 Трудового кодекса.

Правовые основания для проведения аттестации

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового Порядка, напомним положения Трудового кодекса, которые регулируют правила и порядок проведения аттестации.

Обязанности работодателя

Работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда. В связи с этим он должен предпринять определенные меры, в числе которых проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это установлено в ст. 212 Трудового кодекса.

Кто устанавливает правила аттестации

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким ведомством на сегодняшний день является Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321).

Примечание . Аттестация и взносы в ФСС РФ
Минздравсоцразвития России планирует внести изменения в ст. ст. 17 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Возможно, работодателей обяжут сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.

Проект также предусматривает, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу будет рассчитываться по итогам работы компании за три года с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и обязательных медицинских осмотров работников. В настоящее время в расчете фигурирует один предыдущий год.

Для чего нужна аттестация

Согласно п. 3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда необходимы:
- для контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- применения скидок (надбавок) к страховому тарифу взносов на случай травматизма;
- подготовки поименного списка лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;
- установления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и т.д.

Кто должен проводить аттестацию

Проводить аттестацию, как и ранее, должны работодатели независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Порядка):
- юридические лица;
- индивидуальные предприниматели.
На работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, требования Порядка не распространяются.

Когда проводят аттестацию

Сроки проведения аттестации устанавливает работодатель исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка). Это положение осталось неизменным. Однако теперь в Порядке говорится о том, что указанный срок отсчитывают от даты завершения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимают дату издания приказа об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.

В новом Порядке отмечено, что аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Ранее п. 7 прежнего Порядка предусматривалось, что вновь созданные рабочие места подлежат аттестации после их ввода в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация

Введено понятие внеплановой аттестации. Она проводится (п. п. 47 и 48 Порядка):
- при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - в полном объеме;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества процедуры аттестации;
- при выполнении мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замене производственного оборудования;
- в случае изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Результаты внеплановой аттестации оформляют в общем порядке. При этом для каждого рабочего места создается новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений (о ней и других документах, которые необходимо оформить при аттестации рабочих мест, мы расскажем в следующем номере).

Какие рабочие места подлежат аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места компании (п. 4 Порядка). Однако в отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию.
В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

Аналогичные рабочие места. Существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Оценку производственных факторов на таких рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух).

Рабочие места признают аналогичными, если:
- профессии или должности имеют одно наименование;
- при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
- используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
- ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
- используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- производственное оборудование, транспортные средства и т.п. расположены на рабочем месте одинаково;
- существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (этот пункт появился в новом Порядке).
Если все условия исполняются, рабочие места признают аналогичными. При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.
На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда.
Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест (п. 40 Порядка).
Нестационарные рабочие места. Если рабочее место не является стационарным, порядок его аттестации несколько меняется.
Сначала определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Затем производят оценку этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

Об ответственности

Теперь в п. 52 Порядка четко прописано, что ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. В прежнем Порядке такой нормы не было.
Напомним, нарушение законодательства о труде и об охране труда грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ). Для должностного лица он составит от 1000 до 5000 руб. (а если оно было ранее подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение, то это может повлечь дисквалификацию на срок от одного года до трех лет). Для предпринимателей штраф составит от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Компания же может расстаться с суммой 30 000 - 50 000 руб., или ее деятельность приостановят на срок до 90 суток.

Распределение обязанностей по проведению аттестации

В новом Порядке более четко распределены обязанности по организации и проведению аттестации между ее участниками.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация. Ее привлекают на основании договора гражданско-правового характера (п. 6 Порядка). Ранее аттестующую организацию привлекали лишь при необходимости.

Аттестационная комиссия

Новый Порядок предусматривает, что аттестационную комиссию создает работодатель. Он также определяет график проведения работ по аттестации.
Состав аттестационной комиссии. Аттестационная комиссии должна состоять (п. 10 Порядка):
- из представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, по труду и заработной плате, главные специалисты, медицинские работники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
- специалиста по охране труда;
- представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).
В Порядок введена норма, которая касается микропредприятий и компаний малого бизнеса. Если аттестация проводится у них, состав аттестационной комиссии может быть сокращен. В нее включают (п. 10 Порядка):
- работодателя (его представителя);
- представителей аттестующей организации;
- представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
- представителей организации или специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Обязанности аттестационной комиссии. Согласно п. 12 Порядка аттестационная комиссия должна выполнять следующие действия:
1. Осуществлять руководство и контроль проведения аттестации на всех ее этапах.
2. Формировать комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительных и методических документов и организовать их изучение.
3. Составлять перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (его образец дан в Приложении N 1 к Порядку).
4. Готовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с их наименованием в ЕТКС работ и профессий рабочих (ЕТКС должностей руководителей, специалистов и служащих).
5. Присваивать каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более восьми знаков).
6. Заполнять и подписывать карты аттестации.
7. Готовить предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя:
- по обеспечению работника средствами индивидуальной защиты;
- установлению соответствующего режима труда и отдыха;
- по обеспечению сотрудников другими гарантиями и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
8. По результатам аттестации разрабатывать план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Так сказано в ст. 211 Трудового кодекса.

Аттестующая организация

В новых правилах четко определены требования к аттестующей организации. Ею может являться юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к компании, на рабочих местах которой проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь несколько аттестующих организаций. Работа между ними может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам выполняемых на рабочих местах работ.
С аттестующей организацией работодатель заключает договор, по которому она обязана:
- произвести измерения;
- провести оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- оформить и подготовить отчет об аттестации;
- представить по требованию работодателя обоснования сделанных выводов.
При проведении аттестации аттестующая организация:
- определяет методы проведения измерений и оценок, количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
- исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда в компании, на рабочих местах которой проводится аттестация;
- запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
Организация может отказаться от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

Как проходит аттестация

Аттестационная комиссия должна оценить соответствие условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Для этого последовательно проводится оценка:
- соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
- травмоопасности рабочих мест;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
- условий труда на рабочих местах (комплексная).

Оценка по гигиеническим нормативам

В данном случае аттестующие должны оценить все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном месте (п. 15 Порядка).
Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.
Для оценки применяют инструментальные измерения. Кроме того, анализируют уровни факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.
Гигиеническая оценка условий труда должна проводиться в соответствии с документом "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (Р 2.2.2006-05), утвержденным 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ. Согласно этому Руководству выделяют (табл. 1) четыре класса вредности и опасности рабочих мест. Все зафиксированные в ходе оценки гигиенических нормативов данные заносят в протокол измерений и оценок (о его заполнении мы расскажем в следующем номере).

Оценка травмоопасности рабочих мест

При оценке травмоопасности рабочих мест аттестующая организация исследует (п. 21 Порядка):
1) производственное оборудование. В частности, проверяются наличие и соответствие норме:
- комплекта эксплуатационной документации;
- средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;
- ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов, сигнальной окраски и знаков безопасности;
- сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);
- защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий;
2) приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
3) соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям (совместное Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29).
Аттестующая организация выясняет, соответствуют ли вышеуказанные объекты требованиям охраны труда (их невыполнение может привести к травмированию работников), в том числе:
- требованиям по защите от механических воздействий;
- требованиям по защите от воздействия электрического тока;
- требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;
- требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.
Оценивая травмоопасность производственного оборудования, специалисты анализируют техническую документацию, которая содержит требования безопасности при выполнении работ, проводят внешний осмотр оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Инструменты и приспособления осматривают и проверяют на предмет соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

Также могут проверить наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.
По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются по трем классам.

(скачать файл в формате Word)

Оценка обеспеченности работников СИЗ

После того как оценены гигиенические условия труда и травмоопасность рабочих мест, начинается следующий этап аттестации - оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Для оценки обеспеченности работников СИЗ специалисты аттестующей организации:
- сопоставляют номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;
- проверяют наличие сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
- проверяют, выполняется ли порядок обеспечения работников СИЗ (установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);
- оценивают соответствие выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.
Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения всех требований по обеспечению СИЗ. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.
Если выдача средств индивидуальной защиты предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ, установленными законодательством, и требуется по фактическому состоянию условий труда, оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте. Его образец приведен в Приложении N 5 к Порядку.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодателю следует подготовить ряд документов

Итоги аттестации

По итогам аттестации производится комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте. Она включает в себя результаты всех предыдущих оценок (п. 36 Порядка). В табл. 4 на с. 102 отражена зависимость между результатами оценки каждого этапа аттестации и итоговым решением (п. 37 Порядка). Обращаем ваше внимание, что понятие "условно аттестовано", как и ранее, не применяется.

При отнесении условий труда к опасным компания должна разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

Отчитываемся перед трудовой инспекцией

После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета об аттестации должен направить в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (п. 45 Порядка):
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
Компания должна направить документы на бумажном и электронном носителях.
На электронном носителе эти документы передаются аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
До вступления в силу нового Порядка аттестации рабочих мест по условиям труда компания-работодатель должна была направить в трудовую инспекцию:
- перечень аттестованных рабочих мест;
- ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации;
- сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации;
- сведения об аттестующей организации.


  • Классы вредности по гигиеническим условиям труда (RTF 66.659 Кб)
  • Класс травмоопасности рабочего места (RTF 44.699 Кб)

Статьи этого раздела

  • Независимая оценка квалификации

    В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе независимой оценки квалификации внесены изменения в Налоговый кодекс. А поправки в Трудовой кодекс предоставляют гарантии и компенсации работникам в период прохождения независимой оценки квалификации.

  • СанПиН для рабочих мест

    Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и…

  • Внедрение профессиональных стандартов в организации

    Вот уже несколько месяцев в некоторых случаях необходимо применять профессиональные стандарты. В связи с этим компании следует четко представлять порядок внедрения профессиональных стандартов, а также последствия и ответственность за их неприменение.

  • Что такое психотип?

    HR, в особенности не обременённые психологическим образованием, любят слово «психотип». «Этот кандидат не подходит нам по психотипу!». Когда спрашиваешь, что это такое, и какие психотипы бывают, обычно слышишь в ответ что-то про интравертов и экстравертов. Ещё вспоминают холериков и сангвиников. На вопрос, к какому психотипу относится данный кандидат, и какие психотипы в компании предпочтительны, вразумительного ответа обычно не бывает.

  • Как создать модель компетенций в своей компании, без серьёзных затрат

    Одним из наиболее эффективных способов создания действенной системы управления персоналом является разработка компетенций. Подобная работа проводится для того, чтобы стратегические цели компании можно было правильно сформулировать и достаточно легко осуществить. Благодаря правильной разработке компетенций руководитель сможет правильно озвучить стандарты работы персонала и повысить эффективность его работы.

  • Системный подход в организации и проведении Assessment Center в компании

    В настоящее время Центр Оценки Assessment Center чаще всего проводится как разовый проект для решения конкретных кадровых задач. Такими задачами могут быть отбор лучших при приеме на работу, оценка соответствия должности руководителей или продавцов, формирование кадрового резерва, проведение внутреннего конкурса на новую вакансию, выявление чему учить ключевых сотрудников.

  • Документальное оформление поощрения сотрудника

    Под поощрением за труд понимаются публичное признание трудовых заслуг, оказание почета отдельному работнику или группе работников, которые выражаются в форме применения установленных действующим трудовым законодательством мер поощрения, льгот и преимуществ.

  • Оцениваем персонал по правилам: Положение об Аттестации

    Аттестация - одна из наиболее распространенных форм оценки персонала. Но в отличие от других форм периодической оценки, аттестация является единственной оценочной процедурой, предусмотренной законодательством, и поэтому требует особой тщательности в части документального оформления.

  • Аудит службы управления персоналом: выбор критериев и показателей оценки

    Современные тенденции в деятельности организаций связаны с повышением роли и значимости научного управления персоналом. Руководство крупных и средних компаний начинает отчетливо понимать, что без грамотных специалистов и мотивированных работников добиться успеха в бизнесе практически невозможно.…

    Впервые Assessment Center (далее – Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, а уже в 1958 году его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 60-70 годы многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а в 1980 году – уже около 2-х тысяч.

    Примерно с 1998 года данная технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го – повсеместно применяется в России.

  • Когда организации нужна комплексная оценка?

    Система аттестации и оценки персонала - важный элемент управления человеческими ресурсами. Принципиальным условием эффективной работы системы оценки является ее комплексный характер, учитывающий все многообразие задач, решаемых конкретной организацией в общей системе кадрового менеджмента. Сегодня компании используют два понятия: оценка и аттестация персонала. Дадим наиболее общее определение этим понятиям.

ДЛЯ СПРАВКИ

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Нужна ли и кому по закону аттестация рабочих мест? Что включает в себя подобное мероприятие? Как часто проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует? В связи с тем, что термин АРМ с 01.01.14 г. заменен на СОУТ (специальная оценка условий труда) разберемся в нормативных нюансах.

В соответствии с нормами стат. 209 ТК аттестация рабочих мест по охране труда – это комплекс мероприятий по оценке безопасности рабочих условий с целью выявления и последующего устранения различных опасных или вредных факторов. Для чего нужна аттестация рабочих мест? Такая процедура направлена на установление классов/подклассов уровня вредности (опасности) рабочих условий (п. 2 стат. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам разрабатываются меры по приведению трудовых условий в соответствие с законодательными требованиями по охране труда; по оценке профриска; предоставлению сотрудникам дополнительных льгот, гарантий и компенсаций и т.д.

Обратите внимание! Для ФСС аттестация рабочих мест важна при установлении размера скидок или надбавок к основному тарифу по «травматизму». Эти сведения страхователи обязаны подтверждать ежегодно.

С 2014 г. определение аттестация рабочих мест было заменено на СОУТ. Произошло это после отмены Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26.04.11 г. и принятия Закона № 426-ФЗ от 28.12.13 г. Однако суть такой процедуры осталась прежней и заключается в оценке трудовых условий. Поэтому, что АРМ, что спецоценка рабочих мест по условиям труда – это синонимы.

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Периодичность аттестации рабочих мест, сроки

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Как проводится аттестация рабочих мест на предприятии

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:

  • Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
  • Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
  • Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
  • Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018

С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:

  • Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
  • Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
  • Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.