Достоинства и недостатки всех видов транспорта. Виды транспорта. Преимущества и недостатки различных видов транспорта. На выбор транспортных средств влияют


Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт является проводником материального потока в логистических системах.

Виды транспорта, их достоинства и недостатки приведены в табл. 2

Достоинства и недостатки использования различных видов транспорта

Таблица 2

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

    возможность перевозки больших партий грузов;

    высокая провозная и пропускная способность;

    регулярность перевозок

    невысокая себестоимость перевозок

    невысокая скорость движения;

    недостаточная оперативность работы;

    географическая ограниченность перевозок;

    высокий процент потерь (хищения, порча);

    возможность длительных простоев;

    необходимость развитой инфраструктуры обслуживания;

    низкая гибкость логистической цепи

Автомобильный

    оперативный вид перевозок;

    большая маневренность и подвижность;

    высокий географический охват;

    возможность экспедирования

    средняя стоимость перевозок;

    ограниченность объёмов перевозок;

    зависимость от климатических условий;

    зависимость от положения на дорогах и их состояния

Водный (морской, речной)

    перевозка больших партий;

    низкая себестоимость;

    неограниченная пропускная способность;

    широкое использование при международной торговле

    низкая скорость движения;

    сезонность работы (речной);

    климатическая зависимость

Трубопроводный

    большие объёмы перевозок;

    большие расстояния

    ограниченность по видам грузов;

    отсутствие гибкости логистической цепи

Воздушный

    высокая скорость перевозок;

    короткий путь следования;

    возможность экстренных перевозок;

    высокая гибкость и адаптивность логистической цепи;

    высокий географический охват

    ограниченные объёмы перевозок;

    высокая себестоимость;

    высокая зависимость от климатических условий

На выбор транспортных средств влияют следующие показатели:

    характер груза (вес, объём, консистенция);

    количество и частота отправляемых партий;

    климатические характеристики;

    расстояние, на которое перевозится груз;

    расположение конечного пункта назначения груза относительно логистических транспортных каналов;

    риски, связанные с транспортировкой (невыполнения поставок в срок, сохранность груза и т.д.)

Основные понятия и управленческие аспекты транспортной логистики

Транспортная логистика - функциональная подсистема интегрированной логистики, которая решает вопросы организации и управления транспортировкой.

Транспортировка – процесс перемещения материального потока в пространстве.

Для описания транспортировки используются следующие характеристики :

    скорость перемещения груза;

    грузоподъемность;

    надёжность;

    частота перевозок;

    доступность транспортных средств.

Главная цель транспортной логистики – доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное время с минимальными затратами.

Функции транспортной логистики:

1. на макроуровне :

1.1. перемещение грузов ;

1.2. хранение грузов . Осуществляется за счёт сознательного выбора более медленного способа перемещения грузов при ограниченной площади складских помещений, а также за счёт непосредственного краткосрочного хранения грузов на транспорте в целях устранения погрузочно-разгрузочных работ.

2. на микроуровне :

2.1. разработка транспортных логистических каналов в рамках заданных условий и учётом остальных логистических издержек;

2.2. исследование и анализ рынка транспортных услуг (в случае стороннего перевозчика);

2.3. выбор перевозчика и проведение переговоров о величине тарифных ставок на перевозку в рамках заданных условий на основе расчётных оптимальных величин с учётом остальных логистических издержек (в случае стороннего перевозчика);

2.4. составление графиков выпуска на линию подвижного состава или согласование условий перевозок (в случае стороннего перевозчика);

2.5. отслеживание и экспедирование доставки грузов;

2.6. аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа .

Задачи транспортной логистики:

    определение вида транспорта;

    определение типа транспортного средства;

    выбор поставщика транспортных услуг;

    совместное планирование транспортного и складского процессов;

    согласование транспортных и погрузочных работ;

    определение оптимальных маршрутов доставки грузов;

    определение совокупных расходов на транспортировку грузов.

Организационные принципы транспортировки:

1. экономия за счёт масштабов грузоперевозки . Достигается путём сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз;

2. экономия за счёт длительности маршрута . Достигается путём сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины аналогичны предыдущему случаю.

Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться в принятии решения о выборе того или иного вида транспорта. Выбор вида транспорта влияет на цены, своевременность доставки и состояние товара по прибытии в пункт назначения.

Для доставки товаров на склады используется пять видов транспорта: железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный и трубопроводный. При выборе способа транспортировки учитываются такие факторы, как скорость доставки, честность, надежность, географическая доступность, возможность оперативного контроля, маневренность, цена, возможность доставки «от двери к двери».

Для решения задачи выбора вида транспорта необходимо учитывать следующие факторы: на какой критерий - стоимость или скорость доставки - делается упор; вид перевозимого груза, его упаковки; объем перевозки; объем запаса и т.д.

На выбор транспортных средств влияют:

1) характер груза (вес, объем, консистенция);

2) количество отправляемых партий;

3) местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик;

4) расстояние, на которое перевозится груз;

5) ценность груза;

6) близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети или автомагистрали;

7) сохранность груза;

8) риск для груза, невыполнение поставок.

Факторы, учитываемые при выборе транспортного средства:

1) характеристика изделий (что перевозится, в каком виде);

2) расстояние и трасса перемещения;

3) условия производства продукции.

Существует несколько основных методов выбора перевозчика, предложенные специалистами: метод оценки по критериям, метод Feddin J.H., метод стоимостной оценки, метод матриц, метод абстрактного перевозчика и т.д.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт. Одно из основных преимуществ данного вида транспорта - высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности и регулярностью поставки. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. Основной недостаток - сравнительно высокая себестоимость перевозок, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малая грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях на большие расстояния с высокой регулярностью перевозок со сравнительно невысокой себестоимостью перевозки грузов.

Морской транспорт. Является одним из крупнейших перевозчиков в международных перевозках. Его основное преимущество - высокая провозная способность. К недостаткам морского транспорта относят его низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, низкую частоту отправок, невозможность доставки «от двери к двери».

Внутренний водный транспорт. Основное преимущество - низкие грузовые тарифы. Недостатки - низкая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане.

Воздушный транспорт. Основные преимущества данного вида транспорта - высокая скорость и возможность достижения отдаленных районов. К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание следующие:

1) соблюдения графика доставки;

2) время доставки;

3) стоимость перевозки.

Транспортировка грузов сегодня может осуществляться по воздуху и морю, рекам и суше. У каждого вида транспорта есть свои плюсы и минусы, а его выбор зависит от качества груза и сроков его доставки. Также, большое влияние на выбор транспорта оказывают цены на грузоперевозки.

Если в транспортировке нуждаются грузы, которые необходимо перевезти на другой континент, то используется морской транспорт. Морские перевозки развивают и укрепляют экономические связи между странами. Современные морские суда имеют большую вместительность и способны перевозить очень тяжелые грузы. На одном корабле может одновременно доставляться множество грузов, имеющих разные физико-химические характеристики (жидкие, сыпучие, крупногабаритные, технику, различное топливо и т.д.). Одним из плюсов данного вида транспортировки является его небольшая стоимость по сравнению с дальностью расстояния. К минусам можно отнести сильную зависимость от погодных условий и низкую скорость доставки. Кроме того, при морской транспортировке невозможно обойтись без привлечения других видов транспорта (поезда или автомобиля). Также, груз должен быть тщательно упакован и правильно размещен на судне.

При необходимости быстрой доставки грузов в самые труднодоступные районы мира используют воздушный вид транспорта. Авиаперевозки являются безопасным видом транспортировки, идеально подходящим для экспресс доставки срочного, ценного или скоропортящегося товара. Если говорить об отрицательных сторонах, то перевозка воздушным транспортом находится в сильной зависимости от погодных условий, а также имеет довольно большую стоимость.

Транспортные перевозки железнодорожным транспортом – это регулярная и недорогая транспортировка больших объемов грузов. Железнодорожные перевозки можно производить круглый год с высокой степенью безопасности грузов. Тем не менее, и этот вид транспортировки имеет свои недостатки. Одним из них является большое количество перегрузов и низкая скорость движения. Последнее объясняется тем, что грузовые составы должны пропускать пассажирские поезда, вследствие чего у них присутствуют частые и длительные остановки. Также, в некоторые места не существует прямых рейсов по железной дороге, поэтому перевозка переходит в разряд мультимодальных.

Если груз необходимо перевезти на небольшое расстояние, то в этом случае лучше всего подойдет автомобильный транспорт, который обладает хорошей маневренностью, и способен доставить груз до места назначения за короткий промежуток времени. Современные автомобили обладают различной грузоподъемностью, позволяющей перевозить различные виды грузов. При этом, к упаковке при автомобильной перевозке не предъявляются такие жесткие требования, как при других видах транспортировки. Большинство современных автомобилей оборудованы системой навигации и рацией. Таким образом, диспетчер грузоперевозок постоянно находится на связи с водителем и контролирует процесс транспортировки. К отрицательным сторонам грузоперевозок автомобильным транспортом относятся довольно высокая стоимость, быстрота разгрузки при кражи товара.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200-300 км), главный плюс этого вида транспорта - хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери». Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке. Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния. Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок. Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят : ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;


3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество - скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок - главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.

Транспортная документация

Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость - документ, который сопровождает груз в пути следования. Вагонный лист - документ, составляемый на каждый загруженный вагон.

В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза. Коносаменты бывают именные (составленные на определенного получателя), ордерные, предъявительные (действуют по предъявлении).

В заграничном плавании , при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером. При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер. В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная. Накладными оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, перевозки на воздушном транспорте.

Для автотранспортных организаций установлен типовой договор . Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается.

Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.

Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.

Маршрутизация грузопотоков

Важным методом логистики при определении оптимального маршрута является анализ полной стоимости. Разработкой оптимального маршрута занимается экспедитор грузовладельца при получении заказа на оказание транспортных услуг по перевозке нового для него груза или знакомого груза на новом направлении.

По окончании предварительной оценки определяются несколько конкурентоспособных вариантов, каждый из которых дополнительно анализируется для выбора конечного оптимального варианта.

Принимается во внимание не только цена грузоперевозки, но и время транспортировки, возможность непредвиденных расходов, задержек в пути и вероятность повреждения груза.

После определения оптимального варианта маршрута экспедитор выбирает участников перевозки и заключает необходимые договора.

Международные автомобильные перевозки

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечивают экономические связи нашей страны со странами Европы, Ближнего Востока и Азии.

Структура перевозок весьма разнообразна. Они делятся на две основные группы : перевозки грузов внешней торговли (машин, станков, оборудования, сырья и ресурсов) и перевозки грузов неторгового характера (дипломатических грузов, движимого имущества при переселении, экспонатов и т. п.).

Международные перевозки в зависимости от периодичности выполнения могут быть регулярными и разовыми. Международные перевозки регламентируются соглашениями о международном автомобильном сообщении между правительствами нашей и договаривающейся страны.

Перевозка грузов осуществляется на основании разрешений, выдаваемых на каждый рейс и дающих право совершить перевозку туда и обратно.

Если же общая масса грузов и автотранспортных средств или их габаритные размеры не входят в установленные и действующие на территории другой страны нормы, а также если необходимо перевозить опасные грузы, то, кроме обычных разрешений, требуются еще и специальные.

Все автотранспортные средства и управляющие ими водители подвергаются таможенному контролю. Подвижной состав, осуществляющий международные перевозки, должен иметь национальные регистрационные номера и отличительные знаки.

На международных перевозках используются большегрузные автомобили и автопоезда-фургоны. Движение осуществляется по сквозной системе. Экипаж автомобиля состоит из двух водителей.

Все перечисленные виды перевозок имеют свои отличия, но наряду с этим у них есть и сходство, они имеют общую технологическую основу в виде конкретных технологических схем.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт участвует в транспортировке грузов на относительно короткое расстояние (в пределах 200–300 км), главный плюс этого вида транспорта – хорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери».

Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки небольшими партиями. Здесь предъявляются менее жесткие требования к упаковке.

Необходимо отметить и скорость доставки грузов и пассажиров, по своим скоростным характеристикам он уступает только воздушному.

Основными недостатками являются:

1) высокая себестоимость перевозок;

2) вероятность кражи груза и угона самого транспортного средства;

3) малая грузоподъемность;

4) плохое состояние дорог и незначительная их протяженность;

5) дорогое обслуживание, большая стоимость материально-технической базы;

6) автотранспорт экологически неблагоприятен, что сокращает возможность его использования.

Но, несмотря на перечисленные недостатки, автомобильный транспорт активно обеспечивает грузовые перевозки для всех служб народного хозяйства.

Автомобильный транспорт выполняет большую часть пассажирских перемещений на короткие расстояния, в пригородном сообщении, а также в междугородных перевозках на расстоянии до 500 км.

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов в любую погоду. Организация перевозок этим видом транспорта регулярна и осуществляется на большие расстояния.

Ключевым преимуществом является сравнительно невысокая себестоимость и наличие скидок.

Также положительным аспектом является возможность прокладки железнодорожных путей сообщения практически на любой территории страны и высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

Железнодорожный транспорт характеризуют относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

Для объективности оценки необходимо перечислить недостатки, к ним относят: ограниченное количество перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей.

Использование железнодорожного транспорта выгодно при перевозках грузов (каменный уголь, минеральные удобрения, металлы и т. п.) на дальние и средние расстояния, между предприятиями, имеющими железнодорожные пути. В некоторых случаях использование железнодорожного транспорта выгодно даже при незначительном грузообороте.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических связей с зарубежными странами, он является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

По сравнению с другими типами транспорта морской транспорт имеет ряд позитивных отличий в обеспечении массовых межконтинентальных перевозок.

Морские пути не требуют дополнительных затрат, поэтому этот транспорт не нуждается в дополнительных капиталовложениях.

Для этого транспорта характерны: низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность.

К недостаткам морского транспорта относятся:

1) зависимость от природных и навигационных условий;

2) необходимость строительства сложного портового хозяйства;

3) низкая скорость и жесткие требования к упаковке.

Морской транспорт связан с заграничными перевозками и доставкой грузов по импорту и экспорту в страны с торговыми связями.

Внутренний водный транспорт характеризуется низкими грузовыми тарифами и является важным звеном общей транспортной системы в тех районах, где есть реки.

Речной транспорт отличает большая провозная способность, невысокая себестоимость перевозок, малые капитальные вложения.

Недостатки заключаются в ограничении использования подвижного состава, связанном с сезонностью работы, удлинениям маршрутов следования грузов, небольшой скоростью перевозок. Речной транспорт эффективен в районах, где нет других видов транспорта.

Воздушный транспорт. Основное преимущество – скорость. Также воздушный транспорт отличает возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Воздушный транспорт занимается в основном пассажирскими перевозками, грузовые перевозки, осуществляемые им, по сравнению с объемом перевозок, осуществляемых другими видами транспорта, имеют небольшой вес.

Воздушный транспорт занимается доставкой грузов в промышленные центры и доставкой в северные районы овощей, фруктов и других скоропортящихся продуктов, а также почты и других ценных грузов.

Высокая себестоимость перевозок – главный недостаток этого вида транспорта. К недостаткам можно отнести зависимость от метеоусловий.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы делят на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Этот тип транспорта предоставляет низкую себестоимость при высокой пропускной способности и большой степени сохранности грузов. Недостатком трубопроводного транспорта является небольшое количество грузов, подлежащих транспортировке. Трубопроводный транспорт занимается перекачкой нефти и газа с месторождений, перемещением продуктов перегонки нефти.


| |