Что означает термин внешняя торговля. Внешняя торговля. Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в внешней торговле, а также ее значение в экономике стр


1. Понятие внешнеэкономической политики


Внешнеэкономическая деятельность является одной из наиболее быстроразвивающихся отраслей отечественной экономики. Она включает в себя внешнеинвестиционную, валютную, таможенную, миграционную и внешнеторговую политику. Внешнеинвестиционная включает в себя политику импорта иностранных инвестиций и политику экспорта национальных инвестиций. Валютная состоит из дисконтной, девизионной политики, валютного субсидирования и диверсификации валютных резервов. Деятельность миграционной политики состоит в контроле за эмиграцией и миграцией в нашей страны. Таможенная политика позволяет проследить все грузопотоки, также таможенные органы устанавливают различные методы регулирования мировой торговли.

Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемые между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Смысл включения в международный товарообмен заключается в том, что международная торговля обуславливает продолжение процесса реализации продукции для внутреннего рынка. Вывозя за границу товары, страна находит дополнительные рынки сбыта, обеспечивая полную реализацию созданной продукции.

При этом экспорт может обеспечивать даже больший доход, чем реализация данной продукции на внутреннем рынке. Экспортируя продукцию за рубеж, страна получает за это оплату в валюте, которая составляет материальную базу для закупок каких-либо товаров в других странах.

Импорт товаров из-за границы дает возможность получать продукцию совсем не производимую в стране, либо ту продукцию, внутренние затраты на производство которой превышают затраты, связанные с оплатой импорта. Импорт товаров прямо влияет на физический объем и структуру национального дохода страны.

Внешняя торговля в той или иной степени обеспечивает дополнительный эффект для развития любого национального хозяйства. Поэтому все страны вовлечены в международное разделение труда и товарообмен, но степень включения национальной экономики в международную торговлю разная.

Теории внешней торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным условиям и целям конкретной страны и оказывающей значительное воздействие на международный бизнес; развивают интуитивную способность выявления благоприятных рынков.

Теория меркантилизма: богатство страны измерялось владением ценностями, обычно в виде золота (экспорт превышал импорт). В настоящее время по отношению к странам,которые явно пытаются иметь активный торговый баланс, употребляется термин неомеркантилизм.

Современные теории международной торговли ведут свое начало от теорий А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие (теория абсолютного преимущества ).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны , которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю.

Д. Рикардо принадлежит теория относительного преимущества . Он доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при наличии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного.

Современной модификацией теории сравнительных издержек является теория соотношения факторов производства. Если страна в избытке обеспечена каким--либо фактором, например, трудом с относительно более низкой заработной платой, то трудовые товары, производимые в данной стране, будут обходиться более дешево. Эту модель часто называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона.

В соответствии с моделью классификации рабочей силы в производстве участвуют не три фактора, а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля.

Ведущее место среди неоклассических теорий международной торговли занимает модель альтернативных издержек Г. Хаберлера. Для каждой страны он предлагает кривые производственных возможностей, показывающие, в каком соотношении каждая страна может производить два товара при использовании всех ресурсов и наилучшей технологии.

Согласно теории жизненного цикла (ЖЦТ) Реймонда Вернона, некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость,упадок), а их производство перемещается в международном плане в зависимости от этапа цикла.

Согласно теории подобия стран , большая доля объема внешней торговли сегодня приходится на торговлю готовыми изделиями между промышленно развитыми странами, потому что в них имеются схожие сегменты рынков.


2. Структура торговли

2.1 Экспорт


Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Ситуация в экспортном секторе России характеризуется рядом четко обозначенных тенденций как в товарной структуре, так и в географической направленности.

В качестве современных тенденций в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1.Сохраняется ярко выраженная топливно-сырьевая направленность российского экспорта.

2.За счет неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков цветных металлов доля экспорта цветных и черных металлов немного сократилась. Тем не менее, продукция черной и цветной металлургии остается важной статьей российского экспорта.

3.Произошло также сокращение поставок на экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит к высокой зависимости российского экспорта от колебаний цен на мировых товарных рынках.

5.Международная специализация России на полуфабрикатах, произведенных в отраслях, оказывающих наибольшее отрицательное влияние на состояние окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная), существенно ухудшила экологический фон внешней торговли.

6.Устойчиво снижается доля машин, оборудования, транспортных средств.

С момента обособления РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения и в географической направленности российского экспорта. Основными торговыми партнерами России являются страны СНГ (Белоруссия-6,5%; Украина-6,3%), ЕС. Среди дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают ФРГ -9,7%; Италия- 5,7%; Нидерланды-5,2%; Швейцария-3,3%; Финляндия-3,2%. Важными торговыми партнерами России являются Китай-6,1%; Польша-3,3%; США-3,7%.

С целью преодоления обозначенных негативных тенденций в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой из них из них являлась "Федеральная программа развития экспорта" от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году. Исполнение программы при острой нехватке в бюджете необходимых финансовых ресурсов сразу же зашло в тупик. В год утверждения программы из бюджета на предусмотренные в ней цели было затрачено чуть более 110 млрд. руб. вместо намеченных 900 млн. долл. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы. Но срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования. Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного хозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.


2.2 Импорт


Ситуация в импортном секторе РФ также характеризуется рядом особенностей. В товарной структуре российского импорта отмечены следующие тенденции:

1.Основными статьями являются машины и оборудование, продовольственные товары, продукция химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, товары массового спроса (одежда, обувь и т. д.) и прочее.

2.Импортируемые машины и оборудование предназначены для текстильной, швейной, кожевенной, обувной и меховой промышленности. Необходимость импорта данных товаров обусловлена отсутствием производства оборудования для большинства гражданских отраслей экономики, что порождает потребность в нерациональном импорте.

3.Нерационален и импорт по статье "Продовольствие": располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами и создав систему государственной поддержки АПК, Россия могла бы решить проблему самообеспеченности продовольствием.

4.Происходит переориентация на ввоз на российский рынок более дешевых товаров более низкого качества, не нашедших спроса в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что на долю индустриально развитых стран приходится более половины российского импорта, развивающихся стран-13%; стран бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%.

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года).


2.3 РФ на мировом рынке технологий


Международный обмен научно-техническими знаниями для российских предприятий и организаций заключается, с одной стороны, в возможности использования мирового научно-технического опыта и повышения на этой основе технического уровня отечественного производства, а с другой стороны, в возможности коммерческой реализации на мировых рынках собственных научно-технических достижений, что в условиях сырьевой направленности росийского экспорта является эффективным способом рационализации структуры внешнеэкономических связей.

Интеллектуальный потенциал нашей страны признан как один из самых высоких в мире.

Бесспорными преимуществами РФ на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде всего это относится к истребителям МиГ-29 и МиГ-31, истребителям-бомбардировщикам СУ-24 и СУ-27, вертолетам МИ-28 и МИ-34, транспортными самолетами АН-124, танкам.

Таким образом, Россия с ее огромным научно-техническим потенциалом и высокопрофессиональными инженерно-техническими кадрами имеет все основания для того, чтобы стать равноправным партнером промышленно развитых стран в области международного научно-технического обмена и на равных конкурировать с ними.

На современном этапе можно выделить три главных направления научно-технического сотрудничества РФ со странами Запада:

1.Многостороннее межгосударственное сотрудничество. Сегодня наша страна участвует в таких международных научно-технических программах, как "Коперник", "Эврика", "Интас" совместно с комиссией ЕС; в программе, проводимой ЕЭК ООН,- "Энергосбережение и энергоэффективность".

2.Двустороннее сотрудничество-главная форма научно-технического сотрудничества. Наиболее развита договорно-правовая база отношений с США, среди которых "Акустическая термометрия океанского климата", "Изучение фундаментальных свойств материи" и т.д. Наибольший объем научно-технических программ реализуется с Германией, США, Италией.

3.Почти все научно-технические контакты в нашей стране базируются на прямых связях: институт-институт, лаборатория-лаборатория, ученый-ученый, ученый-заказчик. Из-за этого существует "утечка мозгов". За рубеж уезжают, как правило, наиболее квалифицированные, одаренные ученые.

Кроме того, помощь развитию российской науки оказывают различные организации и фонды. Так, в начале 90-х годов были специально созданы две международные организации:

1.Брюссельская ассоциация по стимулированию сотрудничества с учеными СНГ, созданная в июле 1993 года, занимается поддержкой фундаментальных исследований при помощи системы гарантов.

2.Техническое содействие странам СНГ(TACIC, учреждена в 1994 году) финансируется из бюджета ЕС. ТАСИС обеспечивает консультационную помощь, экспертные оценки, передачу "ноу-хау" и т. п.

В то же время США, Германия, Франция, Япония и другие промышленно развитые страны организовали различные фонды, стимулируя научно-техническую деятельность в России и привлекая для исследований ведущих российских специалистов.


3 . Методы регулирования внешней торговли


Государство во все времена стремилось регулировать отношения на внешнем рынке, использовать их в политических целях, сопрягая их с задачами внешней политики. Объективные законы развития рынка используются в конкретных социально-политических условиях. С помощью государства вырабатывается такая экономическая политика, которая непосредственно служит интересам определенных общественных сил. Её органической составной частью является внешнеторговая политика как система мер государства по регулированию и управлению внешнеторговой деятельностью.

Существует два основных типа внешнеторговой политики:

1.Фритрэдэрство.

2.Протекционизм.

Политика фритрэдэрства означает, что государство использует такую систему торгово-политических мероприятий, которые допускают свободный экспорт и импорт товаров. Но это не означает отсутствие регулирующей роли государства. Государством проводится сознательная политика по созданию благоприятных условий на внутреннем рынке для ввозимых без значительных ограничений импортных товаров. Сторонники рыночного консерватизма отстаивали свободу торговли, т. к. в ней воплощены все законы рыночной экономики в первозданном виде, саморегуляция экономических отношений. Свободная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополизм. Свобода импорта продукции из-за рубежа- мощная конкуренция собственному производству, заставляющая производителей снижать издержки производства, всесторонне использовать достижения научно-технического прогресса.

В противоположность фритрэдэрству существует другая разновидность внешнеторговой политики- протекционизм.

Он характеризуется наличием существенных импортных ограничений и направлен на защиту национального производства от конкуренции со стороны более дешевых иностранных товаров.

Основные причины, побуждающие следовать протекционистской политике:

1.Сохранение необходимых государству отраслей, обеспечивающих военно-политическую и экономическую безопасность страны.

2.Защита молодых отраслей производства от разрушительных последствий иностранной конкуренции.

3.Обеспечение стабильной занятости в национальной экономике.

Выбор типа внешнеэкономической политики должен активно способствовать усилению позиции страны в системе мирохозяйственных связей. Именно этой задаче сегодня надо подчинить механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей России. Следует обеспечить оптимальное сочетание свободы торговли и протекционизма с учетом специфики состояния ее экономики и потенциальных возможностей мирохозяйственных связей.

Опыт последних лет показал, что трактовка свободы торговли как ускоренной либерализации (именно так она рассматривается в ходе российских реформ) может привести и уже приводит к негативным последствиям: снижению отечественного промышленного потенциала; разрушению отраслей и отдельных предприятий; консервации диспропорций в структуре народно-хозяйственного комплекса; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран; снижению "качества" структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка и т. д.

При либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за ослабления стимулов к развитию как импортозаменяющих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но могущих зависеть от процессов либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не может сразу компенсировать ее падение в других сферах. Предприятия экспортного направления не успевают поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритрэдэрской модели в чистом виде в переходных экономиках затруднена. Постсоциалистические страны вступили в конкуренцию на мировом рынке в неравных условиях по сравнению с развитыми странами. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии являются сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров.

Однако надо отметить, что ослабление протекционизма в этих странах, выразившееся в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в более эффективное производство. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона после начала реформирования экономики, либерализации внешней торговли ежегодный прирост ВВП составил 5-6 %, а внешней торговли-9-10 %.

Для регулирования внешней торговли государство использует методы, которые можно подразделить на тарифные (таможенные тарифы) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг). Протекционизм часто осуществляется для пополнения доходов государственного бюджета. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт. Однако, чем эластичнее спрос, тем больше возрастают доходы государства при ослаблении протекционизма. Практически всегда политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответную реакцию со стороны других. Экономические противоречия между странами могут обостриться и привести к отрицательным последствиям для каждой из них, в частности, к ухудшению платежного баланса той или иной страны.

В силу особенностей экономической ситуации и традиций в области государственного регулирования России приходится прибегать как к тарифным ограничениям, так и нетарифным- квотированию и лицензированию. Фактически это означает проведение политики достаточно жесткого протекционизма, что находит отражение в механизме административного контроля внешнеторговой деятельности, в методах стимулирования экспорта и импортозамещения, в валютном регулировании и контроле.

Целенаправленно применяя таможенные пошлины и другие меры протекционизма, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, ослабляя конкуренцию со стороны иностранных товаров. Однако эта защита может дать и обратный эффект. Ограждая производителя с помощью чрезмерно высоких барьеров (таможенных или иных), оно может лишить его стимула к совершенствованию производства, снижению издержек, что в конечном счете приводит к консервации технической отсталости. Подобная политика не принесет пользы ни народному хозяйству России в целом, ни самим излишне защищенным отраслям.

Наглядным примером может служить ситуация, сложившаяся на ВАЗе. Введение осенью 1993 г. практически запретительных пошлин на импортные автомобили позволило автостроителям поднять цены на свою далеко не лучшего качества продукцию до критической величины. Одновременно завод экспортировал автомашины по ценам ниже внутренних, получая значительную прибыль в условиях постоянного обесценивания рубля, которая, однако, не была направлена ни на реконструкцию производства, ни на выпуск новых, конкурентоспособных моделей, образцы которых выставлялись в автосалонах. Рост курса рубля, а позже и введение валютного "коридора" привели к тому, что мнимые преимущества были потеряны, а ВАЗ оказался в чрезвычайно трудном экономическом положении и вынужден был временно приостановить производство.

Усиление протекционизма отрицательно сказывается на развитии производств, базирующихся на импортных технологиях, сырье, полуфабрикатах, комплектующих изделиях. От повышения пошлин выигрывает в конечном счете небольшая часть отечественных производителей, которые, становясь своего рода монополистами, начинают диктовать цены на продукцию далеко не мирового качества. Защищаемые отрасли теряют стимул к совершенствованию производства. Все это ведет к сужению рынка, ухудшению качества товаров и росту цен.

Современная торговая политика имеет, кроме защитного, и наступательный арсенал- меры по расширению национального экспорта, которые осуществляются с помощью широкого спектра средств по прямому субсидированию вывоза сельскохозяйственных товаров, стимулированию производства, опытно-конструкторских разработок, по оказанию различных услуг экспортеру, выделению разного рода субсидий за счет бюджета и государственных фондов, налоговых и страховых льгот, предоставлению кредитов и государственных гарантий по ним и т. п. Именно сюда сместился центр тяжести во внешнеэкономической политике развитых государств: содействие правительственных организаций расширению вывоза отечественных товаров превратилось в одну из важнейших сфер деятельности государства в области экономики. Главное внимание уделяется мерам по поддержке экспорта готовой продукции, усиливающей в долгосрочной перспективе позиции страны на мировом рынке.

В последние годы Россия имеет положительное сальдо торгового баланса, однако это не может служить свидетельством эффективности проводимой торговой политики. Оно явилось практически результатом низких темпов роста импорта, а также активного экспорта невосполняемых природных ресурсов, в первую очередь энергетического сырья. Российский экспорт долгое время лимитировался на основе количественных ограничений (квот и лицензий), что в значительной мере происходило под давлением центральных и местных бюрократических структур, не желавших расставаться со сложившимися еще в советское время рычагами контроля за внешней торговлей. Последние ограничения в виде квот и пошлин на ряд товаров были отменены лишь в 1995 году.

Отсутствие в России целого ряда необходимых для нормального функционирования внешней торговли законодательных актов привело к широкому использованию мер так называемого оперативного регулирования, означающих стремление решать возникающие проблемы с помощью "пожарных", часто непродуманных мер, вызванных обстоятельствами конкретного момента. Применение таких непродуманных мер часто приводит к резким шагам со стороны государств-контрагентов.


4. Перспективы развития внешней торговли РФ


Нынешнее российское правительство к идее перестройки внешнеэкономической специализации страны интереса не проявляет. Министр финансов А.Кудрин, например убежден, что в течение ближайших 50-100 лет в отечественном экспорте будут превалировать природные богатства.

В долгосрочных прогнозах Министерства экономического развития и торговли тем не менее обозначено, что к 2015 году доля отраслей ТЭК в отечественном экспорте должна снизиться до 43%.

Анализ состояния и прогнозов развития отдельных отраслей народного хозяйства говорит о том, что изменить характер участия России в мирохозяйственных связях незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию можно будет диверсифицировать, опираясь на природные факторы (лес, плодородные земли и т. д.). Также определенный вклад могли внести бы высокие технологии в оборонной промышленности, фундаментальной науке и др. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Качественное состояние внешней торговли обусловлено тем, что экономика страны находится на стадии развития конкуренции. В этой связи России жизненно необходимо расширить источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, а коэффициент их обновления-1,7%. Располагая такими фондами, очень сложно выпускать конкурентоспособную продукцию.

Одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций в обрабатывающие отрасли и аграрный сектор. Для модернизации экономики требуется громадный объем капитальных вложений - более 2 трлн. долл. в течение ближайших 20 лет. Хотя в последние годы объем инвестиций увеличился на 10,6% в год, но этого не достаточно.

Весьма важным представляется налаживание механизмов трансформации сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капиталов. Чисто теоретически мобилизация ресурсов для инвестиций и их перераспределение могут осуществляться целиком или в определенной доле через три институциональные структуры - государство (при соответствующем уровне налогообложения), крупные финансово-промышленные группы и финансовые рынки. Очевидно, что государство не может сейчас доминировать в трансформации сбережений в инвестиции, поскольку мобилизует для централизованного распределения лишь часть имеющихся в экономике ресурсов. Крупные отечественные ФПГ в принципе способны к масштабному привлечению средств инвесторов, но не могут взять под контроль весь объем сбережений, охватить все категории вкладчиков, прежде всего население, которое относится к олигархическим структурам со стойким недоверием.

Теоретически ФПГ могли бы стать инструментом межотраслевого перелива капитала, однако на практике такую возможность по существу перечеркивают принципы, которые преобладают в деятельности российских корпораций. Эти принципы заключаются в извлечении максимальной прибыли из имеющихся материальных активов в максимально короткие сроки и использовании меньшей части этой прибыли на поддержание производства, а большей части- на трансформацию в финансовые активы и дивиденды.

Кроме того, следует учитывать, что переливу капитала препятствует более низкий уровень доходности в финишных отраслях по сравнению с добывающими и отраслями первичной переработки. По официальным данным, рентабельность продукции и активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в обрабатывающей промышленности. При столь различных уровнях доходности предприниматели более рентабельных отраслей, в которых сегодня и сконцентрирован главным образом отечественный капитал, не имеют стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Финансовые рынки в России - кредитный и фондовый, к сожалению, еще недостаточно развиты: первый из-за слабости банковской системы, второй- в связи с малочисленностью хорошо работающих компаний, акции которых могли бы представлять интерес для вкладчиков капитала. Поэтому укрепление финансовых рынков - важнейшее условие решения задачи сближения объемов сбережения и накопления. В целях активизации инвестиционного процесса одни полагают необходимым по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствования на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предлагают только в высокотехнологичные отрасли, в основном в военно-промышленный комплекс.

Не исключено, что эти меры могут первоначально дать определенный толчок увеличению объему инвестиций. Кроме того, как показывает практика освоения российскими предприятиями иностранных кредитов, велика вероятность того, что заемщики будут стремиться избегать возврата полученных ссуд и перекладывать долговые выплаты на плечи государства. Поэтому более рациональным было бы стимулировать частный сектор к производственным вложениям в высокотехнологичные отрасли посредством предоставления инвестиционных льгот и субсидирования ставок банковского кредитования.

Не менее важной задачей является активизация использования инновационного фактора на базе целенаправленного развития научно-технической сферы. Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, фундаментальную науку и конструкторские разработки. При этом экспорт ноу-нау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда будущий экспорт из нашей страны станет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов деятельности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РосНОУ )

ФАКУЛЬТЕТ: экономики, управления и финансов

Реферат.

По дисциплине : «Международные отношения».

По теме : «Внешняя торговля России: структура и направления».

Выполнила: студентка 3 курса заочной

формы обучения Наумова. О.В.

Принял:научный руководитель

Гуреева.М.А.

москва 2010г.

Введение

1.1 Внешняя торговля и её основные понятия

1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России

1.3 Развитие институтов обеспечения внешнеэкономической политики

Глава 2. Состояние и перспективы внешней торговли России

2.1 Экспорт и импорт России

2.2 Перспективы внешней торговли России

Заключение

Список литературы

Введение

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. И Россия является активным участником международной торговли.

Главными преимуществами России по-прежнему являются большой объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность. Но в настоящее время конкурентоспособность России находится на недостойном для такой страны уровне. Всемирный экономический форум опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009?2010 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51?го на 63?е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

Глава 1. Теория экспортно-импортных операций

1.1 Внешняя торговля и её основные понятия

Международная (внешняя торговля) - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну. Это древняя и традиционная форма международных экономических отношений. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы по торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно-следственную связь.

В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась довольно быстрыми темпами - в среднем 3,5% в год.

Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван «Великой депрессией» и второй мировой войной.

После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный «нефтяным шоком». С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, «взрывной рост» экспорта товаров.

Если сопоставить среднегодовые темпы роста мирового производства и мирового экспорта товаров за последние 50 лет, то темпы роста экспорта в 1,5 раза превысили, темны роста производства. Таким образом, внешнеторговая ориентация мировой экономики существенно возросла. Сегодня доля импорта в общем предложении готовых товаров на рынках увеличилась в 3 раза по сравнению с 1950 г. и достигла в США более 20%, в ФРГ - 30%, Великобритании - 30%, Норвегии - более 60%. В настоящее время экономика любой страны мира, если она не проводит политику искусственной изоляции от мирового рынка (политику автаркии), зависит от участия во внешнеторговом обороте.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт – вывоз товаров из страны для продажи или использования в других государствах. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки, производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношений национальных и мировых цен данного товара. Импорт – ввоз в страну иностранных товаров из-за границы. При импорте страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически выгодно. При расчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.

При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).

Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

Внешняя торговля способствует более эффективному использованию, как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов. В современной мировой экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

Определение объема и структуры мирового производства

*развитие международного разделения труда

Посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

1.2 Цель, принципы и приоритеты ВЭД России

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

Специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

Усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

Обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

Достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

Реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

Усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

Географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

Создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

Выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

Укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

Повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

Основные целевые индикаторы (по годам) приведены в таблице1.

Таблица 1. Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)

2010прогноз

2015 прогноз

2020 прогноз

Экспорт товаров, всего

экспорт топливно-энергетических товаров

экспорт машин и оборудования

Импорт товаров, всего

Экспорт транспортных услуг

Определение 1

Внешняя торговля - это торговля между любыми странами товарами или услугами, состоящая из оплаченных импорта и экспорта.

В свою очередь, международная торговля –это форма обмена продуктами и услугами среди различных стран, связанный с общей интернационализацией хозяйственной жизни, интенсификацией разделения труда в условиях научно – технической революции.

Роль и значение внешней торговли

Внешняя торговля подразумевает взаимодействие стран между собой в рамках движения товара (услуг) через установленные государственные границы. Внешняя торговля дает тому или иному государству ряд преимуществ.

  • Государство получает доход, который считается дополнительным, от продажи товаров или услуг на территории других государств;
  • Внешняя торговля товарами и услугами позволяет государству расширить внутренний рынок своих товаров и услуг;
  • Данный вид торговли позволяет получить государству те национальные ресурсы, которые находятся на территории государства в ограниченном количестве;
  • Если государство поставляет товар или услугу в рамках мирового рынка, это дает дополнительную возможность увеличить производительность труда в этом государстве.

Экспорт и импорт товара

Экспорт товара подразумевает вывоз из страны товаров или услуг на иностранные рынки, за это государство получает доход в иностранной валюте. Увеличивая долю экспорта, государство тем самым повышает совокупный спрос в своей стране, что схоже с процессом инвестирования, тем самым увеличивает занятость в своем государстве.

Определение 2

Импорт – это обратное понятие экспорту, когда иностранный товар или услугу ввозят на территорию государства с последующей оплатой этого товара (услуги). Импорт снижает занятость населения и снижает совокупный спрос в стране, что обусловлено оттоком капитала из страны.

В 1947 году было разработано соглашение о торговле и тарифах, в котором были определены общие правила и принципы внешней торговли всего мира. На сегодняшний день этот документ заменила Всемирная торговая организация, образованная в 1996 году. Данная организация не только формирует основные принципы и правила внешней торговли, но и расширяет сферу влияние путем регулирования процессов купли – продажи, включая не только товары и услуги, но и интеллектуальную собственность.

Выгодна ли внешняя торговля?

На этот вопрос в свое время ответил А. Смитт, который сформулировал теорию сравнительных преимуществ. Данная теория гласит, что экспорт товаров или услуг становится выгодным для государства лишь в том случае, если затраты на изготовление этого товара или услуги в стране – производителе намного меньше, чем в других странах. Если государство выпускает на иностранный рынок товар по цене сравнительно ниже, чем у конкурентов, следовательно, такой товар или услуга имеет сравнительное преимущество, что говорит об успешной его продаже на мировом рынке.

Также А. Смитт отметил, что государство не может быть лидером производства на мировом рынке по всем товарам, ввиду этого имеет смысл импортировать лишь те товары или услуги, производство которых получается дешевле за границей, нежели на территории своей страны.

Если данная теория сравнительных преимуществ будет соблюдаться в государстве, то выгода получится как от импорта, так и от экспорта.

Замечание 1

Таким образом, внешняя торговля – это неотъемлемый элемент торговли любого современного государства. Некоторые государства в большей степени работают на экспорт, другие на импорт, но внешняя торговля осуществляется в любом случае, как обязательный элемент внешней политики страны.

Характеристика текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации в части внешнеэкономической сферы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков

Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2019 год

Мировой экономический рост в 2019 г., по предварительной оценке, существенно замедлился (до 2,9 % после 3,6 % в 2018 году) и опустился ниже отметки в 3,0 % впервые с 2009 года.

Обострение торговых противоречий между крупнейшими экономиками привело к снижению темпов роста мировой торговли до уровней, наблюдавшихся в 2015-2016 годах. Кроме того, усиление неопределенности относительно международных «правил игры» негативно отразилось на инвестиционной активности и спросе на потребительские товары длительного пользования.

В условиях ухудшения прогнозов глобального роста центральные банки многих стран снижали ставки, что привело к смягчению глобальных финансовых условий. В то же время для многих стран с формирующимися рынками позитивный эффект от возобновления притока капитала был нивелирован ослаблением внешнего спроса.

В условиях замедления глобального роста среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» в 2019 г. опустилась до 63,8 долл. США за баррель после 70,0 долл. США за баррель в 2018 году.

Вместе с тем со стороны предложения поддержку ценам на нефть оказывали договоренности ОПЕК+ об ограничении добычи, а также снижение поставок нефти из Ирана и Венесуэлы.

Среднегодовой курс рубля составил 64,7 рублей за доллар США (после 62,5 в 2018 году).

Вместе с тем в течение года наблюдалась тенденция к укреплению российской валюты: к декабрю2019 г. рубль укрепился на 7,5 % по отношению к соответствующему месяцу предшествующего года и стал одним из лидеров среди валют стран с формирующимися рынками.

Рост иностранных инвестиций в российскую экономику (как вложений нерезидентов в ОФЗ, так и прямых иностранных инвестиций в нефинансовый сектор) оказал поддержку сальдо финансового счета, которое по итогам 2019 г. вышло в небольшой плюс - 1,8 млрд. долл. США (после оттока 76,5 млрд. долл. США в 2018 году).

Ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации

в 2020 году, включая внешнеэкономическую сферу

После существенного замедления роста мировой экономики в 2019 году (до 2,9 % с 3,6 % годом ранее) в текущем году ожидается стабилизация глобального роста на достигнутых уровнях.

Поддержку росту окажут соглашение между США и Китаем по «первой части» торговой сделки, реализация мер стимулирования экономической активности в Китае и сохранение мягкой направленности денежно-кредитной политики ведущих мировых центральных банков. Вместе с тем накопленные структурные проблемы как в развитых экономиках, так и в странах с формирующимися рынками, а также исчерпание стимулирующего эффекта налоговой реформы в США будут препятствовать восстановлению темпов роста мировой экономики.

В этих условиях ожидается снижение цены на нефть марки «Юралс» до 57,7 долл. США за баррель в среднем за 2020 год после 63,8 долл. США за баррель в 2019 году. Вместе с тем ожидаемая среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» в текущем году несколько повышена по сравнению с сентябрьским прогнозом (57,0 долл. США за баррель) за счет более высоких показателей I квартала, обусловленных ростом напряженности на Ближнем Востоке в начале года, а также решением ОПЕК+ о дополнительном сокращении добычи в январе-марте.

В IV квартале 2019 г. наблюдалось укрепление рубля к доллару США (на 3,9 % за IV квартал в номинальном выражении) на фоне продолжающегося притока средств нерезидентов на рынок ОФЗ и снижения премий за риск. В начале 2020 г. данная тенденция сохранялась: в среднем за месяц курс российской валюты составил 61,7 рублей за долл. США по сравнению с 62,9 рублей за доллар США в декабре прошлого года. В то время как к концу 2020 года ожидается постепенное ослабление рубля, с учетом динамики начала года прогноз среднегодового курса рубля к доллару США был скорректирован до 63,9 по сравнению с 65,7 рублей за долл. США, предусмотренных сентябрьским прогнозом.

В 2020 году прогнозируется ускорение роста ВВП до 1,9 % после 1,4 %1 в 2019 году. Ожидаемый темп роста ВВП на 2020 год был повышен по сравнению с базовым вариантом сентябрьского прогноза (1,7 %) с учетом оценки эффекта мер, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года.

В 2020 году также ожидается ускорение роста экспорта (в первую очередь несырьевых неэнергетических товаров) с учетом адаптации экспортеров к замедлению мирового экономического роста.

Уточненный прогноз социально-экономического развития на плановый

период 2021 и 2022 годов (с перспективой до 2024 года)

В прогноз социально-экономического развития на период до 2024 г. заложена предпосылка о сохранении темпов роста мировой экономики на невысоких по историческим меркам уровнях (2,8-2,9 %). На фоне слабой динамики глобального роста ожидается дальнейшее снижение цен на нефть (с 57,7 долл. США за баррель в 2020 г. до 53,0 долл. США за баррель в 2024 году), а также на другие товары российского сырьевого экспорта.

Вместе с тем реализация бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволит ограничить влияние тенденций на внешних рынках на внутриэкономические параметры.

В этих условиях динамика курса рубля к иностранным валютам в номинальном выражении будет определяться прежде всего инфляционным дифференциалом между Россией и странами - торговыми партнерами. При этом ослабление рубля к доллару США будет еще более умеренным (с уровней около 66 рублей за доллар США в 2021 г. до 67-68 в 2024 г.) из-за ожидаемого ослабления доллара США на прогнозном горизонте.

В базовый сценарий заложена успешная реализация структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указанные меры, реализуемые как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами, обеспечат переход к модели роста, основанной, с одной стороны, на опережающем росте инвестиций в основной капитал, с другой - на устойчивом расширении потребления на базе роста доходов населения.

В 2021-2022 годах ожидается ускорение темпов роста ВВП до уровня 3,1-3,2 процента.

В 2023-2024 годах темпы роста достигнут 3,3 % ежегодно. Высокие темпы роста экономики будут обусловлены увеличением инвестиционной активности, повышением конкурентоспособности российской экономики и реализацией внешнеэкономического потенциала. Ускорение роста экономики позволит России обойти Германию по объему ВВП по ППС и начиная с 2022 года выйти на 5 место в списке крупнейших экономик мира.

Рост экспорта в прогнозном периоде в основном будет поддерживаться за счет повышенных темпов роста ненефтегазового экспорта, благодаря активному развитию несырьевых отраслей обрабатывающей промышленности. В результате реальный темп роста экспорта в 2021-2022 годах прогнозируется на уровне 3,7-3,9 % с последующим ускорением до 5,0-5,7 % в 2023-2024 годах.

Ключевым риском текущего прогноза является возможность ухудшения ситуации в мировой экономике, в том числе в краткосрочной перспективе в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки и связанным с ним снижением темпов роста экономики Китая и негативной реакцией финансовых рынков.

Предварительные итоги внешнеторговой деятельности в 2019 году

По итогам января-ноября 2019 года внешнеторговый оборот составил 604,5 млрд. долл. США, снизившись на 3,3 % к январю-ноябрю 2018 года. Экспорт товаров уменьшился на 6,0 % до 383,5 млрд. долл. США, импорт увеличился - на 1,7 % до 220,9 млрд. долл. США.

В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз (41,8 % российской торговли или 252,6 млрд. долл. США в январе-ноябре 2019 года). Товарооборот с ЕС снизился на 6,0 %, в том числе импорт - на 1,7 %, экспорт - на 7,8 процента.

Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе-ноябре 2019 года

(январь-ноябре 2018 года)

(по данным таможенной статистики, в процентах)

Второй группой по объему внешнеторгового оборота в январе-ноябре 2019 г. являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (31,9 % российской внешней торговли или 193,1 млрд. долл. США). Торговый оборот со странами АТЭС уменьшился на 0,7 %, в том числе экспорт снизился на 4,5%, импорт увеличился на 3,8 %.

Товарооборот со странами СНГ снизился на 1,3 % до 73,2 млрд. долл. США. Со странами ЕАЭС товарооборот увеличился на 0,7% до 52,2 млрд. долл. США.

Сальдо внешней торговлиРоссии со всеми странамиснизилось на 15,0 % до 162,6 млрд. долл. США.

Коэффициент несбалансированности внешней торговли (отношение сальдо к обороту) в январе-ноябре 2019 г. снизился до 26,9 % по сравнению с 30,6 % в январе-ноябре 2018 года.

По итогам января-ноября 2019 года положительное сальдо наблюдалось в торговле России с большинством важнейших групп стран. На уровне отдельных государств значительное отрицательное сальдо у России было в торговле с Вьетнамом (‑2,4 млрд долл. США) - за счет сильного сокращения российских поставок стального проката (-73%), прочих электрических машин и аппаратуры (-98%), пшеницы (-77%). Также значительное отрицательное сальдо наблюдалось в торговле с Францией (-1,7 млрд долл. США), Ирландией (‑1,1 млрд долл. США), Таиландом (‑1,0 млрд долл. США).

Экспорт товаров по итогам января-ноября 2019 года составил 383,5 млрд. долл. США и снизился на 6,0 % по сравнению с январем-ноябрем 2018 года в результате уменьшения объемов поставок энергетических товаров (за счет снижения экспортных цен), пшеницы и продукции черной металлургии.

Сырьевой экспорт в январе-ноябре 2019 г. снизился к январю-ноябрю 2018 г. на 6,7 % до 182,1 млрд. долл. США, что обусловлено снижением стоимостных объемов экспорта сырой нефти и природного газа в результате снижения контрактных цен (в натуральном выражении произошло увеличение поставок).

Несырьевой экспорт в январе-ноябре 2019 г. составил 201,4 млрд. долл. США, снизившись на 5,4 % по сравнению с январем-ноябрем 2018 года. Снижение обусловлено, в первую очередь, уменьшением стоимостных объемов поставок нефтепродуктов.

Несырьевой неэнергетический экспорт в январе-ноябре 2019 г. по сравнению с январем-ноябрем 2018 года снизился на 0,5 % до 133,4 млрд. долл. США. Наибольшее снижение было зафиксировано в отношении стальных полуфабрикатов, плоского стального проката горячекатаного, наибольший рост - в отношении необработанного и полуобработанного золота и платины, изделий из меди и алюминиевых резервуаров для хранения.

На уровне важнейших групп стран по итогам января-ноября 2019 года российский экспорт характеризовался отрицательной динамикой. Экспорт в страны Европейского союза снизился на 7,8 % до 172,6 млрд. долл. США. Наиболее значительный спад наблюдался при поставках в Бельгию (на 26,7%) - в результате снижения экспорта нефтепродуктов и черных металлов, Польшу (на 25,5%) - нефтепродуктов (на 29,8%) и черных металлов (на 16,0%), Германию (на 19,4%) - за счет сокращения поставок нефтепродуктов (на 21,4%) и меди (на 29,0%), Италию (на 10,8%) - в результате снижения экспорта нефтепродуктов (на 13,2%) и черных металлов (на 18,0%). Вместе с тем значительно увеличились поставки в Великобританию (+27,1 %) - в результате увеличения экспорта золота (на 942,9 %).

Экспорт в страны АТЭС уменьшился в январе-ноябре 2019 года по сравнению с январем-ноябрем 2018 года на 4,5 % до 101,1 млрд. долл. США, в том числе во Вьетнам (-52,0%) - в результате снижения поставок пшеницы и черных металлов, в Тайвань (‑28,6%) - из-за сокращения нефтепродуктов и черных металлов. Вместе с тем выросли поставки в Канаду (+61,0 %) - за счет увеличения экспорта сырой нефти и каменного угля.

Снижение российского экспорта в страны СНГ по итогам января-ноября 2019 года составило -3,0% (до 48,6 млрд. долл. США), в том числе в Украину - на 28,1% - за счет снижения поставок нефтепродуктов и удобрений, в Белоруссию - на 7,6 процента. Снижение российского экспорта в январе-ноябре 2019 года в Белоруссию обусловлено сокращением поставок (в стоимостном выражении) нефтепродуктов, сырой нефти, лома черных металлов.

В товарной структуре экспорта продолжают преобладать топливно-энергетические товары, их доля в январе-ноябре 2019 г. снизилась по сравнению с январем-ноябрем 2018 года на 1,8 процентных пункта до 62,6 %. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился на 8,6 % до 240,2 млрд. долл. США. Экспорт сжиженного природного газа увеличился на 53,7 % до 7,6 млрд. долл. США. Экспорт сырой нефти снизился на 5,8 % до 111,6 млрд. долл. США, нефтепродуктов - на 15,9 % до 60,7 млрд. долл. США, природного газа в газообразном состоянии - на 15,4 % до 37,7 млрд. долл. США.

Основу российского экспорта, помимо топливно-энергетических товаров, составляют металлы и изделия из них, продукция химической промышленности и каучук, на долю этих трех групп в январе-ноябре 2019 года суммарно приходилось 78,0 % стоимостного объема российского экспорта.

Стоимостной объем российского импорта по итогам января-ноября 2019 года продемонстрировал слабо положительную динамику и составил 220,9 млрд. долл. США, что на 1,7 % выше, чем в январе-ноябре 2018 года. Увеличение обусловлено ростом импорта легковых автомобилей и автокомпонентов, лекарств, молочной продукции. По итогам января-ноября 2019 г. по сравнению с январем-ноябрем 2018 года импорт России из стран ЕС снизился на 1,7 %. Импорт России из стран АТЭС увеличился на 3,8%, из стран СНГ - на 2,2 процента.

Главной статьей российского импорта остаются машины, оборудование и транспортные средства, закупки которых по итогам января-ноября 2019 года по отношению к январю-ноябрю 2018 года снизились на 1,2 % до 101,4 млрд. долл. США, удельный вес данной товарной группы в структуре отечественного импорта составил 45,9 процента. В том числе импорт летательных аппаратов прочих (вертолетов и самолётов) снизился на 19,2 %, промышленного и лабораторного оборудования - на 19,7%, телефонных аппаратов - на 7,4%. Вместе с тем значительный рост демонстрировал импорт арматуры для трубопроводов и котлов - на 15,3%, кузовов автотранспортных средств - на 15,1%, легковых автомобилей - на 9,6%.

Основу российского импорта кроме машин, оборудования и транспортных средств составляют продукция химической промышленности и каучук, продовольственные товары и с/х сырье, доля этих трех товарных групп в январе-ноябре 2019 года в структуре российских закупок составила 77,8 процента.

В стоимостном выражении импорт продовольственных товаров в январе-ноябре 2019 г. остался неизменным, химической продукции - увеличился на 10,0 % г/г. Наиболее значительно увеличился (в стоимостном выражении) импорт лекарственных средств (31,1%), сывороток и вакцин (65,0%), сливочного масла (46,5%), сыров и творога (16,3%), этилового спирта (15,9%). Наибольший спад наблюдался в закупках соевых бобов (-16,9%), яблок и груш (-20,2 %), свежего мяса КРС (-34,8) и альдегидных смол (-19,7%).

Страны дальнего зарубежья являются главными торговыми партнерами России. По итогам января-ноября 2019 года их доля в товарообороте составила 87,9 %, в экспорте - 87,3%, в импорте - 88,9 процента.

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе-ноябре 2019 г. составил 531,2 млрд. долл. США и относительно января-ноября 2018 года снизился на 3,6 процента. Экспорт уменьшился на 6,5 % до 334,9 млрд. долл. США, импорт увеличился - на 1,7 % до 196,3 млрд. долл. США.

Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимают Германия, Нидерланды и Италия, на долю которых приходится 46,1 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, США, Республика Корея и Япония, на долю которых по итогам января-ноября 2019 года пришлось 85,6 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

По итогам января-ноября 2019 года Китай - крупнейший внешнеторговый партнер России (16,5% торгового оборота России или 99,6 млрд. долл. США).

Доля других крупнейших партнеров России в январе-ноябре 2019 года составила 8,0 % для Германии, 7,5 % для Нидерландов, 5,0% для Республики Беларусь, 4,0 % для США, 3,9 % для Турции, 3,8 % для Италии.

Внешнеторговый оборот России со странами СНГ по итогам января-ноября 2019 г. снизился на 1,3 % до 73,2 млрд. долл. США. Экспорт России в страны СНГ уменьшился на 3,0 % до 48,6 млрд. долл. США, а импорт России из стран СНГ увеличился на 2,2 % до 24,6 млрд. долл. США. Со всеми странами СНГ в январе-ноябре 2019 году сложился профицит торгового баланса.

собой международную торговлю . Характер, уровень развития и значение Внешняя торговля определяются соответствующим способом производства. В основе Внешняя торговля лежит международное разделение труда .

Внешняя торговля возникла в глубокой древности и содействовала росту товарного производства и товарно-денежных отношений в докапиталистических формациях. В рабовладельческую и феодальную эпохи, когда производство носило в основном натуральный характер, Внешняя торговля охватывала незначительную часть продуктов производства и обслуживала преимущественно личное потребление господствующих классов. В период разложения феодализма развитие Внешняя торговля и зарождение мирового рынка (16-18 вв.) способствовали утверждению капиталистического способа производства. Наиболее широкое развитие Внешняя торговля получила в эпоху капитализма, особенно на стадии крупной машинной промышленности. «Капиталистическое производство, - писал К. Маркс, - вообще не существует без внешней торговли» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24, с. 534). Всемирный рынок «... является базисом и жизненной атмосферой капиталистического способа производства» (Маркс К., там же, т. 25, ч. 1, с. 122). Мировой рынок, являясь исторической предпосылкой развития капиталистического способа производства, был в то же время и его результатом. Внешние рынки составляют неотделимую часть капиталистического рынка вообще. Поэтому «... нельзя себе представить капиталистической нации без внешней торговли, да и нет такой нации» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 56).

В. И. Ленин, разбив ложное представление мелкобуржуазных экономистов (Ж. Ш. Сисмонди и русских народников), будто без внешних рынков и некапиталистической среды теоретически невозможна реализация прибавочной стоимости при расширенном воспроизводстве капитала, показал действительные причины необходимости внешних рынков при капитализме. Во-первых, необходимость внешних рынков для капиталистических стран определяется тем, что «... капитализм является лишь как результат широко развитого товарного обращения, которое выходит за пределы государства» (там же). Крупная капиталистическая промышленность возникает на основе уже существующего, довольно развитого международного товарного обращения и широких торговых связей между государствами. Многие крупные предприятия и целые отрасли промышленности при своём возникновении (и тем более при дальнейшем развитии) ориентируются в той или иной степени не только на внутренний, но и на внешний рынок. Во-вторых, необходимость внешних рынков связана с присущей капитализму (в силу анархии производства) неравномерностью развития отдельных отраслей общественного производства. «Различные отрасли промышленности, служащие „рынком друг для друга, развиваются не равномерно, а обгоняют друг друга, и более развитая промышленность ищет внешнего рынка» (там же). При этом Внешняя торговля не устраняет и не может устранить противоречий, возникающих вследствие диспропорциональности капиталистического хозяйства в рамках отдельных стран. Напротив, в масштабе мирового капиталистического производства анархия и диспропорциональность различных отраслей оказываются ещё сильнее. Поэтому Внешняя торговля лишь переносит противоречия капитализма в более широкую сферу мирового рынка и, в частности, придаёт международный характер кризисам перепроизводства. В-третьих, необходимость внешних рынков вызывается тем, что капиталистическому производству присуще постоянное преобразование способов производства и тенденция к росту размеров производства. Если законом докапиталистических формаций является повторение процесса производства в прежних размерах, на прежнем техническом основании, то «... капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы общины, местного рынка, области, а затем и государства», что ведёт каждую отрасль промышленности «... к необходимости «искать внешнего рынка»» (там же, с. 57).

Относительная узость внутреннего рынка капиталистических стран усиливает роль внешних рынков и ведёт к обострению борьбы за эти рынки. Борьба за внешние рынки обостряется также в связи со стремлением капиталистов форсировать экспорт товаров в экономически отсталые страны по ценам более высоким, чем на внутреннем рынке, с целью извлечь максимальную прибыль. В борьбе за рынки сбыта капиталист широко используют государственный аппарат и сочетают методы «мирной» торговли с методами насилия, грабежа и разбоя. Лозунги «свободной торговли» в истории Внешняя торговля капиталистических стран всегда были лишь прикрытием стремления экономически развитых стран свободно проникать на внешние рынки сбыта и эксплуатировать менее развитые страны, сбывая там по высоким ценам готовые изделия и вывозя оттуда сырье и продовольствие.

В период домонополистического капитализма Внешняя торговля быстро росла на основе вовлечения новых областей земного шара в международный товарооборот. К 1880 оборот мировой торговли увеличился по сравнению с 1800 в 10 раз и по сравнению с 1850 - в 3,5 раза. Этот период характеризовался промышленной монополией Англии и её первенствующей ролью в мировой торговле.

В эпоху империализма капиталистическая Внешняя торговля приобрела новые черты, определяемые господством монополий. Монополистический капитал широко развил наступательный протекционизм, захватывая внешние рынки с помощью демпинга и других агрессивных методов Внешняя торговля Огромное развитие получил вывоз капитала , который используется для увеличения экспорта товаров и захвата выгодных рынков сбыта и источников сырья.

На развитие Внешняя торговля определённое влияние оказывают такие факторы, как географическое положение данной страны, наличие богатых и крупных месторождений полезных ископаемых, удобных естественных путей сообщения и т.п. Однако, как подчёркивал ещё К. Маркс, решающее воздействие на формирование международного разделения труда, на структуру и направление международной торговли оказывают не природно-географические, а социально-экономические факторы, от которых зависит, используются ли вообще, в какой мере и для каких целей естественные особенности и преимущества отдельных стран для развития Внешняя торговля Это хорошо видно из того, например, что развивающиеся страны, обладающие громадными природными богатствами, обширной территорией и людскими ресурсами, занимают небольшое место в мировой капиталистической торговле.

Капиталистическая Внешняя торговля отражает уродливое разделение труда, при котором промышленное производство и экспорт готовых изделий (особенно машин и оборудования) сосредоточены главным образом в империалистических государствах, а экономически отсталые страны выступают главным образом в качестве производителей и экспортёров аграрно-сырьевых товаров и импортёров промышленных изделий. Создание колониальной системы империализма привело к превращению колониальных и зависимых стран в сырьевые придатки метрополий. Финансовый капитал последних стал эксплуатировать население колоний и зависимых стран путём неэквивалентного обмена - продажи промышленных изделий метрополий по монопольно высоким ценам и выкачивания сырья и продовольствия из колоний по низким ценам. Преобладающая часть оборота Внешняя торговля всех капиталистических стран падала на взаимный товарооборот между индустриально развитыми странами, население которых составляет незначительную часть населения земного шара. Так, на долю 11 капиталистических стран - США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Бельгии. Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Канады - перед 1-й мировой войной 1914-18 приходилось свыше 55% всего международного товарооборота, в то время как население этих стран составляло около 20% населения земли; на долю же Китая и Индии, где жило 40% всего населения земного шара, приходилось не более 5% мирового товарооборота.

Табл. 1. - Объём товарооборота капиталистических стран (млрд. долл.)

Экспорт Импорт

1950

1955

1960

1965

1966

1967

1968

1969

1950

1955

1960

1965

1966

1967

1968

1969

Всего

55,5

83,4

111,8

162,9

178,6

187,7

210,9

240,6

58,3

88,6

117,9

172,7

189,6

199,0

222,2

252,4

В том числе:

Промышленно развитые страны

36,8

60,0

84,8

126,7

140,0

147,7

166,4

191,4

41,2

64,4

87,9

135,0

149,0

57,0

175,6

202,2

Развивающиеся страны

18,7

23,4

27,0

36,2

38,6

40,0

44,5

49,2

17,1

24,2

30,0

37,7

40,6

42,0

46,6

50,2

Из них:

Страны Азии


8,5

10,2

12,2

16,3

17,4

18,4

20,4

22,6

7,4

10,2

13,6

18,0

19,4

19,5

22,3

24,0

Страны Латинской Америки

7,1

8,6

9,3

12,0

12,7

12,7

14,1

15,0

6,3

8,6

9,6

11,2

12,2

12,8

14,9

15,9

Страны Африки

3,0

4,4

5,3

7,6

8,2

8,4

9,7

11,1

3,4

5,3

6,6

7,9

8,2

8,2

8,7

9,3

Внешняя торговля стран мировой капиталистической системы хозяйства после 2-й мировой войны 1939-45 отличается рядом особенностей. Значительно вырос (и продолжает расти) объём товарооборота Внешняя торговля капиталистических стран (см. табл. 1).

Увеличение Внешняя торговля отражает возросшее значение мирового капиталистического рынка в процессе общественного воспроизводства. Характерно, что объём Внешняя торговля растет быстрее, чем объём промышленного производства. Если индекс промышленной продукции капиталистических стран (1963 = 100) вырос с 86 в 1960 до 126 в 1967, то индекс физического объёма экспорта увеличился с 84 до 134, а импорта -с 83 до 135. Об изменениях в положении отдельных стран на мировом капиталистическом рынке можно судить по следующим данным (см. табл. 2).

Табл. 2. - Доля отдельных стран

в экспортекапиталистического мира (%)


1948

1969

Весь капиталистический мир

100

100

Западная Европа

33,0

49,5

В том числе:

ФРГ

1,1

12,1

Великобритания

12,1

7,7

Франция

3,8

6,3

Италия

2,0

4,9

США

23,8

16,0

Япония

0,4

6,5

Быстро растет товарооборот индустриальных капиталистических государств, особенно их взаимный оборот. Доля развивающихся стран в общем экспорте капиталистического мира сокращается (в 1967 она составила лишь 21,2% против 28,5% в 1955). Торговля между империалистическими и развивающимися странами служит в значительной мере орудием эксплуатации последних, в частности посредством вывоза капитала и неэквивалентного обмена.

Существенные изменения произошли и происходят в товарной структуре Внешняя торговля капиталистических стран. Эти изменения связаны с преобладающим ростом экспорта готовых изделий по сравнению с ростом экспорта сырьевых и продовольственных товаров (при этом особенно быстро растет экспорт машин, оборудования и средств транспорта), а также с тем, что некоторые империалистические страны превратились в крупных производителей и экспортёров аграрно-сырьевых товаров (см. табл. 3.). Это ещё более ухудшает положение развивающихся стран на мировом капиталистическом рынке, усиливает неблагоприятное для этих стран соотношение экспортных и импортных цен.

Табл. 3. - Структура мирового капиталистического экспорта (1968, млрд. долл.)


Товары

Всего

В том числе

из развитых стран

из развивающихся стран

Аграрно-сырьевые товары

74,9

40,7

34,2

В том числе:

Сырые материалы

23,9

15,5

8,4

Топливо

20,3

5,5

14,8

Готовые изделия

133,9

124,3

9,6

В том числе:

Машины и оборудование

57,6

56,9

0,7

Химические товары

15,7

15,0

0,7

Основная часть экспорта готовых изделий на мировом капиталистическом рынке (85,8% в 1967) приходится на долю 11 стран: США, ФРГ, Великобритании, Японии, Франции, Италии, Канады, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Швейцарии, среди которых решающие позиции занимают ведущие империалистические державы. В 60-е гг. быстро рос экспорт готовых изделий из ФРГ, которая обогнала Великобританию и вплотную приблизилась к уровню США, а во 2-й половине 60-х гг. - экспорт из Японии и Италии (см. табл. 4).

На Внешняя торговля капиталистических стран оказывает растущее воздействие развитие государственно-монополистического капитализма, государственного регулирования кредитно-денежной системы, а также международных государственно-монополистических объединений. Характерно, например, что за время существования (с 1959) замкнутой экономической группировки шести западноевропейских государств «Общего рынка» взаимная торговля стран-членов выросла намного больше (с 7,5 млрд. долл. в 1958 до 28,9 млрд. долл. в 1968), чем их торговля с «третьими» странами (соответственно с 15,9 млрд. долл. до 35,3 млрд. долл.) и особенно с развивающимися странами (с 6,1 млрд. долл. лишь до 9,3 млрд. долл.).

Табл. 4. - Экспорт готовых изделий из развитых капиталистических стран (млрд. долл.)


Страны

Годы


1960

1968

США.

13,00

23,65

ФРГ | Буквосочетание "ВН" | «Внешняя торговля»

Статья про слово "Внешняя торговля " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 10452 раз

Интересное