Сфера обращения в рыночной экономике. Преобразование сферы обращения в транзитивной экономике россии павельчак, светлана павловна Что такое сфера товарного обращения


Необходимость товарного обращения объективно обусловлена существованием товарного производства и денег. Для выяснения сущности товарного обращения необходимо четко различать следующие понятия: обмен, товарное обращение, торговля.

В условиях общественного разделения труда всегда существует объективная необходимость обмена деятельностью между людьми в форме обмена произведенными продуктами труда. Первоначально обмен и происходит именно в этой форме, поэтому его можно обозначить как П – П.

Обмен является особой фазой процесса воспроизводства. Во взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления обмен выступает как связующее звено между производством и потреблением (производительным и личным). При этом распределение есть момент, отправляющийся от общества, а обмен – от индивида.

По мере роста общественного разделения труда обмен товарами превратился в регулярный общественный процесс. Возникло производство специально для обмена – товарное производство. С его возникновением появляется и соответствующая форма обмена – товарный обмен. Непосредственный товарный обмен может быть обозначен так: Т – Т.

Обмен товарами при развитом общественном разделении труда осуществляется при помощи денег. Наивысшего развития он достиг при капитализме. А это уже есть не что иное, как товарное обращение, формула которого такова: Т – Д – Т.

Товарное обращение – это осуществляемый при посредстве денег товарный обмен. Оно представляет процесс смены форм собственности, связывающий производство (распределение) с потреблением. Товарное обращение складывается из множества самостоятельных актов купли и продажи, посредством которых осуществляется превращение товаров в деньги и денег в товар.

Товарное обращение означает, что вместо обмена товаров как одноактного процесса продажи и купли (Т – Т) при товарном обращении происходит двухактный процесс продажи и купли, опосредствуемый деньгами (Т – Д – Т). Следовательно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает развитую денежную форму стоимости, развитые функции денег. В этом смысле товарное обращение – это особая форма обмена.

С возникновением денежной формы стоимости товарное обращение приобрело функциональную самостоятельность. На начальных этапах оно ограничивалось рамками местных рынков. С углублением общественного разделения труда и расширением сферы товарно-денежных отношений сформировались единые внутренние рынки и мировой рынок.

На основе товарного обращения развилось денежное обращение. Оно относительно обособилось и стало регулироваться возникшими законами денежного обращения. В дальнейшем развитие товарного обращения привело к развитию кредитного обращения и обращения ценных бумаг.

Таким образом, в ходе длительной исторической эволюции товарного производства и обмена формируется сложная совокупность общественных отношений, которая отражает процесс движения совокупного общественного продукта.

В современных условиях развивается товарное производство, совершенствуется присущая ему форма обмена – товарное обращение. В современной экономике оно имеет следующие черты:

1) основная масса товаров, поступающих в обмен, создается на предприятиях с коллективными и общественными формами собственности (государственные, кооперативные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны, корпорации). В силу этого существует экономическая база для развития, прежде всего крупных коммерческих структур в сфере товарного обмена;

2) товарное обращение имеет регулируемый характер. Объем товарооборота, уровень цен, развитие торговой сети, распределение товарных запасов регулируются государством и местными органами власти;

3) товарному обращению присущи конкуренция, кризисы сбыта, спекуляция. Эти явления не всегда связаны с ростом товарооборота и емкости рынка;

4) сфера товарного обращения может быть ограничена государством. Например, из нее могут быть выведены определенные земельные территории, некоторые предприятия.

Товарное обращение выполняет две основные функции:

1) оно подчинено удовлетворению платежеспособного спроса предприятий в средствах производства и населения в товарах народного потребления. Это его главная функция. Товарное обращение обеспечивает поступление материальных благ, необходимых для возмещения потребленных средств производства, расширения производства и роста народного потребления;

2) оно возмещает в деньгах стоимость произведенных и доставленных на рынок товаров. В результате продажи продукции предприятия, которые ее произвели, возмещают издержки, реализуют прибавочный продукт, необходимый для расширения производства.

Как видим, первая функция товарного обращения связана с реализацией товара как потребительной стоимости, вторая – с реализацией его как стоимости. Первая функция выражает интересы потребителей, вторая – производителей. При внутреннем единстве функций товарного обращения между ними существует противоречие (нарушение номенклатуры товарного производства, увеличение выпуска дорогостоящих товаров, недостаток отдельных видов продукции, затоваривание).

На основе общественного разделения труда товарное обращение обособляется в отдельную отрасль макроэкономики – в торговлю. Какова объективная целесообразность этого процесса?

Торговля осуществляет реализацию товаров, доводит их от производства к потребителям, а также выполняет ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка, упаковка, хранение товаров). В результате доработки в сфере обращения товарам придается та форма, в которой они реализуются и поступают в потребление.

Выделение товарного обращения в самостоятельную отрасль создает значительные экономические выгоды для всего общества. Действительно, в торговле:

1) лучше удовлетворяются запросы потребителей, так как в торговле организуется их изучение,

2) более эффективно используются кадры торговых работников и материально-техническая база торговли (торговая сеть, склады, базы, холодильники, транспорт),

3) сокращаются издержки, и укрепляется процесс обращения, а производство избавляется от несвойственных ему функций по реализации товаров,

4) относительно уменьшаются средства, вкладываемые на развитие сферы обращения, и относительно увеличиваются средства, непосредственно авансируемые на развитие производства.

Особенности товарного обращения средств производства и предметов потребления приводят к тому, что товарное обращение выступает в нескольких формах.

В современной экономике существуют три формы внутреннего товарного обращения: 1) материально-техническое снабжение (логистика), 2) закупки сельскохозяйственной продукции, 3) торговля товарами народного потребления.

Обратимся последовательно к их анализу и изложению.

Материально-техническое снабжение (логистика) – это система экономических отношений, направленных на обеспечение средствами производства всех хозяйствующих субъектов общества.

Целью материально-технического снабжения является эффективное распределение между предприятиями машин, станков, оборудования, топлива, металла для обеспечения бесперебойного воспроизводства. Материально-техническое снабжение как процесс охватывает распределение средств производства в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, на транспорте и в других отраслях макроэкономики.

Рассмотрим вторую форму товарного обращения, которая широко распространена в нашей стране.

Закупки сельскохозяйственной продукции – это одна из товарных форм связи промышленности и сельского хозяйства, обеспечивающая снабжение народного хозяйства сельскохозяйственной продукцией. С экономической точки зрения закупки должны дать обществу такое количество продукции сельского хозяйства, которое необходимо для: 1) обеспечения легкой и пищевой промышленности сырьем; 2) обеспечения населения продовольствием; 3) образования государственных резервов; 4) образования внешнеторговых фондов.

Закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются в двух формах:

1) в форме централизованных закупок. Они производятся государственными организациями и предприятиями и имеют важное экономическое значение. Обеспечивают устойчивые доходы сельскохозяйственных предприятий, достижение правильной пропорциональности развития сельского хозяйства;

2) в форме децентрализованных закупок. Они осуществляются кооперативными, акционерными и частными предприятиями.

Политика, формы и методы закупок сельскохозяйственной продукции устанавливаются в соответствии с конкретными условиями и объективными потребностями каждого этапа экономического развития.

В настоящее время государство по фиксированным ценам также осуществляет закупки сельскохозяйственной продукции, но без постоянных плановых заданий. Большое количество продукции реализуется сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими хозяйствами свободно по существующим рыночным ценам. Объем государственных закупок сельскохозяйственной продукции в России приведен в таблице 8.1.

Таблица 8.1. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции в России (млн. т)

Вид продукции

В среднем за год

Сахарная свекла

Картофель

Семена масличных культур

Скот и птица (живой вес)

Яйца, млрд. шт.

Проанализируем еще одну форму внутреннего товарного обращения – торговлю товарами народного потребления. Торговля товарами народного потребления является связующим звеном между производством и личным потреблением. Она выполняет следующие функции в общественном воспроизводстве:

1) осуществляет реализацию денежных доходов населения в определенной массе товаров,

2) посредством ее товары, покидая сферу производства и обращения, поступают в сферу личного потребления,

3) от ее динамики зависит повышение или снижение жизненного уровня населения страны.

Наличие различных форм собственности обусловливает существование различных форм торговли товарами народного потребления: государственной, кооперативной, частной.

Вся сумма реализованных потребительских товаров населению через государственную (муниципальную), кооперативную и частную торговлю представляет собой розничный товарооборот.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель развития торговли и роста жизненного уровня народа. Объем и структура розничного товарооборота в России характеризуется данными табл. 8.2.

Таблица 8.2. Розничный товарооборот России по формам собственности

Весь объем

В том числе по видам торговли

государственная и муниципальная собственность

частная собственность

другие формы собственности

в миллиардах рублей

в процентах

Закономерным в изменении структуры внутреннего рынка России становится уменьшение доли государственной и кооперативной торговли при соответствующем росте доли частной торговли. Это объясняется уменьшением производства потребительских товаров в государственном секторе экономики, а также развитием частных производственных и коммерческих структур, где создаются и реализуются товары народного потребления.

В сфере производства функционирует промышленный и аграрный капитал, в сфере обращения – ссудный и торговый капитал.

Обращение - это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно не­обходимыми являются два:

Возможность получения прибавочного продукта;

Определенная степень развития разделения труда.

Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.

Среди вопросов, связанных с торговым делом, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представ­ляют собой рыночные отношения.

Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движе­ния продукта от производителя к потребителю присуще мате­риальное (вещественное) и экономическое содержание, то су­ществуют 2 основных условия рыночного обмена:

Объекты обмена должны удовлетворять различные потреб­ности, т.е. быть качественно различными;

Объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги - всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах продажи и купли, опосредствованных деньгами, происходят движение потребительных стоимостей, реализация товаров.

По мере развития рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая тео­рия связывает это развитие с двумя основными процессами:


Превращение в объекты рыночного обмена факторов производства - земли, капитала, труда;

Качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что находит проявление в развитии функций денег, их видов, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функциони­рование денежной системы.

Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи со­зданного продукта. Единство в процессе реализации натуральной и стоимостной форм продукта предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.

В современной экономике между производителем и потребителем существует огромная сфера обращения – рынок, со своими специальными законами и учреждениями. Чем обширнее рынок, чем больше в нем специальных учреждений, тем ближе к друг другу становится покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т. е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей. Совокупность специальных рыночных учреждений или институтов обозначаются понятием рыночная инфраструктура.

Существует следующие институты или элементы рыночной инфраструктуры:

В сфере товарного обращения:

От розничной товарной сети до товарных бирж;

Аукционы;

Ярмарки;

Торговые центры.

На рынке труда:

Биржи труда;

Бюро трудоустройств;

Центры по переподготовки кадров.

В сфере обращения капиталом:

Биржи (фондовые, валютные);

В сфере консультативного предпринимательства:

Маркетинг;

Информационные услуги;

Консалтинговые услуги.

Таможни;

Страховые компании;

Юридические конторы.

Рыночная инфраструктура предоставляет услуги связанные с реализацией следующих целей:

1. Снижение степени рыночного риска благодаря аудиторской деятельности, страхованию, консалтингу.

2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств, за счет брокерских и дилерских услуг.

3. Качественный и быстрый подбор работников.

Производственная инфраструктура отрасли – непроизводственные товары, но обязывающие услуги их движения (транспорт, связь, хранилища, склады). Масштаб реализации инфраструктуры определяется ее вкладом в совокупную эффективность производства. Если затраты на рынке специальных посреднических институтов меньше, чем приносимая ими выгода, то их существование и труд экономически оправдан. Главный инструмент рыночной инфраструктуры – коммерческие банки и фондовые биржи.

СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления, а также обусловленное товарообменными процессами денежное обращение, управляе-мое законами денежного обращения. С.о. включает в себя:

1) товародвижение в форме прямых отправок товаров предприятиями-изготовителями потребителям (или прямой сбыт готовой продукции, или прямая форма между предприятиями-поставщиками и потребителями). В статистике данный показатель определяется как объём отгружен. товаров собствен. производства, к-рые произведены юридич. лицом и фактически отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридич. и физич. лицам) в отчёт. периоде, независимо от того, поступили деньги на счёт продавца или нет;

2) обращение товаров, осуществляемое предприятиями и организациями ;

3) деятельность снабженческо-сбытовых сельскохозяйствен. потребител. кооперативов, к-рые производят и закупают у населения и у крестьян. (фермер.) хозяйств сельскохозяйствен. продукцию и осуществляют её реализацию, а также закупают минерал. удобрения, автомобил. бензин, дизел. топливо и продают их гражданам, ведущим личное подсоб. хозяйство, и крестьян. (фермер.) хозяйствам. В Чуваш. Респ. в 2013 паевый фонд кооперативов составил 14,5 млн руб. В состав пайщиков данных коопе-ративов вошли 1615 членов, в т.ч. 1235 граждан, ведущих личное подсоб. хозяйство, 11 индивидуал. предпринимателей, 2 главы крестьян. (фермер.) хозяйств, 7 крестьян. (фермер.) хозяйств и 21 юридич. лицо, из к-рых 9 осуществляли сельскохозяйствен. деятельность, и 3 сельскохозяйствен. потребител. кооператива. Сбытом продукции в 2013 занимались 12 кооперативов, ими продано продукции на сумму 118,2 млн руб. Снабженч. деятельностью занимался 1 кооператив (см. также );

4) государствен. закупоч. деятельность, осуществляемая глав. распорядителями средств республикан. бюджета и внебюджет. источников финансирования в целях материально-технич. обеспечения государствен. и муниципал. нужд (потребностей государствен. и муниципал. заказчиков, в качестве к-рых выступают государствен. органы, в т.ч. органы государствен. власти, органы управления государствен. внебюджет. фондами, органы мест. самоуправления, а также бюджет. учреждения, иные получатели средств федерал. бюджета, бюджета Чуваш. Респ. или мест. бюджетов). В 2013 глав. распорядителями средств республикан. бюджета и внебюджет. источников финансирования было проведено 69797 торгов и др. способов размещения заказов, в т.ч. 91 открытый конкурс, 16698 аукционов в электрон. форме, 7174 закупки путём запроса ценовых котировок, 2445 закупок у единствен. поставщика без проведения торгов, в результате чего количество заключён. контрактов и сделок составило 69418 единиц на сумму 10657,7 млн руб., из них 805 контрактов на 734,7 млн руб. – с субъектами малого предпринимательства.

В С.о. осуществляется совокупность операций, обеспечивающих товародвижение: транспортировка, складирование, хранение, погрузочно-разгрузоч. операции, управление запасами товарно-материал. ценностей в пути и в местах их хранения. Затраты С.о. занимают значител. удельный вес в конеч. стоимости потребляемого товара. Задачи оптимизации совокупных издержек в сфере товародвижения, снижение затрат товародвижения в конеч. стоимости товаров, а также затрат участников товародвижения и максимизации конеч. финансово-хозяйствен. результатов их деятельности решает логистика.

В последнее время все чаще вносятся изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую фармацевтическую деятельность предприятий и холдингов. Все они в основном направлены на пресечение сбыта контрафакта и усиление контроля со стороны надзорных органов. Законодатель прилагает все усилия, чтобы нивелировать негативные последствия, имеющие место на фармрынке и обеспечить максимальную доступность ЛС.

Одной из последних ведущих тенденций российского законодательства является процесс единения отечественных норм с положениями Евразийского экономического союза. Участники договорных обязательств стремятся добиться утверждения единых стандартов в различных областях, в том числе в сфере обращения лекарственных средств. Это требует больших согласований с участниками Соглашения и немалых материальных вложений. Однако поэтапная унификация правовых положений в согласии с соглашением ЕАЭС позволяет улучшить показатели экспорта фармацевтической продукции.

Понятие обращения лекарственных средств

На основании ФЗ-61 под фармпрепаратами понимают вещества или же их комбинацию, которые при контакте с организмом вступают в реакцию и оказывают соответствующее воздействие. Фармацевтические средства применяются в профилактических целях, для борьбы с патогенной средой и в качестве реабилитации. В согласии с законом под обращением лекарственных средств в РФ понимается комплекс мероприятий, включающий в себя изучение, анализ, производство новых препаратов, а также транспортировку, реализацию фармпродукции. В последнее время на фармацевтическом рынке РФ наблюдается высокая доля инновации продукции и ужесточение контроля со стороны надзорных инстанций.

Что изменится в сфере обращения ЛП

В 2020 году законодатель планирует внести изменения в порядок оборота лекарственных средств в РФ. Все участники рынка будут обязаны вести мониторинг ЛП и маркировку. Производственным концернам необходимо будет наносить средства идентификации и вносить соответствующие сведения в единую систему. А оптово-розничным фармацевтическим предприятиям при приемке и сбыте необходимо будет вносить информацию в систему ГИС «Маркировка».

Представленные будущие преобразования имеют свои преимущества для фармацевтического бизнеса. Во-первых, внедрение новой системы позволит минимизировать издержки за счет более эффективного управления логистикой. Во-вторых, соответствие продукции утвержденным стандартам позволит организовать поставки на зарубежные рынки. В-третьих, поможет добиться здоровой конкуренции и минимизировать количество сбыта контрафакта.

На различных этапах оборота фармпродукции участвует довольно большой круг участников: производственные концерны, оптово-розничные компании, дистрибьюторы, аптечные сети. Все их действия регулируются действующими положениями закона и утвержденной правовой базой самого предприятия. Дополнительно все организации обязаны действовать в согласии с утвержденным Соглашением ЕАЭС в сфере сбыта фармпрепаратов.

Субъекты обращения лекарственных средств

В согласии с положениями известного 61 федерального закона, под участниками фармрынка подразумеваются граждане, юридические подразделения и бизнесмены, которые работают в данной сфере. На основании последних изменений, руководитель субъекта лекарственного оборота обязан заботиться о реализации мер в области приемки, реализации, хранения записей и отчетной документации.

Основные субъекты

  • Производители ЛП. Холдинги, занимающиеся производством фармпродукции в согласии с утвержденными требованиями регулятора закона.
  • Оптовые компании. Фармацевтические организации, которые занимаются сбытом и транспортировкой ЛП.
  • Медицинские предприятия. Больничные учреждения, занимающиеся приемкой и реализацией фармпрепаратов для пациентов.
  • Аптечные подразделения. Юридические подразделения, которые осуществляют розничную реализацию ЛС в согласии с действующими требованиями закона. К ним относятся аптечные киоски, аптечные пункты и сами аптеки.

Участники обращения фармпродукции в сфере производства обязаны соблюдать действующие положения закона, касающиеся госрегистрации и лицензирования. Лицензирование в сфере обращения лекарственных средств является важной составляющей законного осуществления деятельности. Разрешительная документация с истекшим сроком может привести к административным санкциям, вплоть до приостановления деятельности. Торговля фармпрепаратами аптечными сетями может осуществляться только при наличии лицензии на данный вид деятельности.

В качестве контролирующего субъекта оборота ЛП выступает Министерство здравоохранения РФ и соответствующие надзорные подразделения. Они занимаются разработкой законодательства в сфере производства и реализации лекарственных препаратов, а также законного оборота на территории РФ. Федеральная служба по надзору борется с различными проявлениями противоправных действий со стороны фармацевтических компаний, организует различные внеплановые проверки и иные мероприятия, направленные на предотвращение сбыта контрафакта.

В лице надзорной инстанции также выступает Роспотребнадзор, главная цель которого защита прав потребителей и благополучие человека. В случае фиксации поддельных препаратов предпринимаются активные действия вплоть до аннулирования лицензии фармкомпании. Роспотребнадзор и Росздравнадзор совместно с соответствующим Департаментом обеспечивает законность передвижения ЛП на территории РФ.

Как происходит оборот лекарственных средств в РФ?

Деятельность всех субъектов фармрынка регулируется конституционными положениями, 61-ФЗ «Об обращении ЛП», № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и иной нормативно-правовой базой, включая соглашения с другими странами. В согласии с основным действующим законом, все субъекты в случае фиксации побочных действий от ЛП обязаны сообщать уполномоченным федеральным подразделениям. Невыполнение данного требования может привести к серьезным санкциям.

Основные этапы обращения лекарственных средств

  1. Производитель. На начальном этапе закупает сырье, проводит необходимые клинические и иные испытания, после подтверждения положительного результата запускает массовое производство ЛП и сбыт оптово-розничным фармацевтическим компаниям.
  2. Аптечные сети. На начальном этапе осуществляют закупку, оформляют договора на поставку, затем производят приемку, распределение и отпуск, а в случае несоответствия данных возврат фармпродукции.

Участники фармрынка должны следить за тем, чтобы производилось производство и реализация только разрешенной на территории РФ фармпродукции. При этом к каждому товару должен быть предоставлен сертификат и заключение Санитарно-эпидемиологической службы. На всех этапах транспортировки требуется контролировать соблюдение условий законодателя, чтобы избежать возможной порчи и загрязнения препаратов. При сбыте и приемке должна производиться проверка всех данных на предмет соответствия. Руководителям аптечных сетей особое внимание следует обращать на соответствие маркировки первичной, вторичной и групповой упаковки.

Производственные фармацевтические предприятия, оптово-розничные компании и аптечные сети в согласии с действующими положениями должны следить за соблюдением утвержденных требований приемки и сбыта, а также условий хранения и транспортировки. Причинение вреда потребителю вследствие несоблюдения норм закона влечет за собой уголовную ответственность и возмещение вреда, причиненного здоровью человека.

Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В ст. 33 Конституции РФ речь идет о возможности граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект. Правовой основой для такого вывода служат ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Текущее законодательство также позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре.

Субъектами права на обращение являются организации. Под ними понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе некоммерческие организации, а также общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица, включая религиозные группы.

Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти. Это государственные органы на федеральном и региональном уровнях и органы местного самоуправления. Субъектами рассмотрения обращений граждан должны быть признаны также структурные единицы, осуществляющие определенные государственные функции. К ним могут быть отнесены, в частности, саморегулируемые организации - профессиональные (отраслевые) сообщества, на которые предполагается возложить многие контрольные функции государства, а также функции регулирования того или иного рынка, возможно, лицензирование. Любые организации, осуществляющие определенные властные полномочия, обязаны рассматривать обращения граждан на основе той же нормативной модели, что и органы публичной власти.

Немало обращений граждане направляют в коммерческие организации, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям, которых нельзя обязать рассматривать эти обращения в соответствии с процедурой, установленной для реализации права на обращение в органы публичной власти. Думается, что в этом случае было бы разумным рекомендовать коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и общественным объединениям учитывать в своей деятельности типовую инструкцию о рассмотрении обращений граждан и ведении делопроизводства, которая могла бы быть разработана Федеральной архивной службой.

Предмет обращения - это просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях. Предмет обращения в зависимости от содержания просьб, желаний и потребностей может быть различным. На основе анализа просьб, желаний, потребностей заявителей можно условно классифицировать массив исследованных обращений по предмету следующим образом:

Предложения по изменению и дополнению действующего законодательства, по принятию соответствующих нормативных правовых актов и индивидуальных актов в сфере деятельности министерства в интересах граждан и организации;

Просьба разъяснить действующее законодательство в сфере деятельности министерства;