Особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности. Ограничение импорта и экспорта товаров Какие есть ограничения по экспорту


Представляет собой таможенный режим, когда товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ, и не обременены при этом обязательством их ввоза на эту территорию (ст.97 Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Для Таможенный кодекс РФ (ст.ст.98 - 99) устанавливает следующие требования:
1) уплата вывозных таможенных пошлин, а так же осуществление иных таможенных платежей;
2) соблюдение установленных критериев экономической политики;
3) вывоз товаров, выпущенных в соответствии с процедурой экспорта, за пределы территории РФ в том же состоянии, в каком эти товары были в момент принятия таможенной декларации, за исключением изменений состояния таких товаров по причине износа или убыли в нормальных условиях транспортировки и хранения;
4) исполнение иных требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу.

Таможенные платежи

В понятие "таможенные платежи" входят таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и иные платежи, взимаемые в определенном законом порядке таможенными органами РФ (п.18 ст.18 ТК РФ), уплачиваемые в процессе таможенного оформления экспорта.

Которые должны быть уплачены при перемещении товаров через таможенную границу РФ в режиме экспорта, - это вывозные таможенные пошлины и таможенные сборы за (ст.110 ТК РФ).

В необходимых случаях также уплачиваются:
а) таможенные сборы, связанные с хранением товаров;
б) таможенные сборы в части таможенного сопровождения таких товаров;
в) плата за информирование, а так же иное консультирование;
г) иные платежи, предусмотренные законодательством.

Основой для и таможенных сборов является таможенная стоимость товаров (ст.117 ТК РФ).

Определение таможенной стоимости товаров

Таможенная стоимость экспортируемых товаров определяется в соответствии со следующими актами:
- разд.III Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе);
- Порядком от 7 декабря 1996 г. N 1461 (далее - Порядок определения ТС);
- Правилами применения Порядка определения таможенной стоимости от 27 августа 1997 г. N 522.

Порядком определения ТС предусмотрены три варианта расчета таможенной стоимости вывозимых товаров.

1-й вариант.

Таможенная стоимость вывозимых товаров (экспортируемых) складывается из:
1) цены сделки, т.е. цены, фактически уплаченной при продаже на экспорт (либо подлежащих уплате);
2) следующих расходов, при условии, что они понесены покупателем, но не включены в уплаченную по факту либо подлежащую уплате цену сделки:
а) комиссионных и брокерских вознаграждений;
б) стоимости многооборотной тары, когда согласно ТН ВЭД такая тара рассматривается как единое целое;
в) стоимости упаковки;
г) соответствующей части стоимости отпущенных покупателем продавцу безвозмездно либо по заниженной цене предназначенных для производственных целей либо продажи на экспорт вывозимых товаров и услуг:
- инструментов, штампов, форм и иных подобных предметов, применяемых в процессе производства вывозимых товаров;
- сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов иных комплектующих, входящих в состав вывозимых товаров;
- вспомогательных материалов, используемых в процессе производства вывозимых товаров;
- инженерной проработки, опытно-конструкторских работ, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей;
д) лицензионных и иных платежей за пользование объектами интеллектуальной собственности, осуществляемых в процессе покупки вывозимых товаров;
е) поступающей продавцу части дохода от последующих перепродаж, после их вывоза с таможенной территории РФ;
ж) налогов (кроме таможенных платежей, указываемых при процедуре заявления таможенной стоимости), взимаемых на таможенной территории РФ, не подлежащих компенсации продавцу при вывозе товаров.

2-й вариант.

Если сделка купли-продажи в отношении вывозимых (экспортируемых) товаров не заключалась или если невозможно применять цену сделки купли-продажи в качестве базовой для целей определения таможенной стоимости, то стоимость исчисляется:
- на основании данных бухучета декларанта продавца - экспортера, где отражены затраты на производство и реализацию вывозимого товара, а так же величины прибыли, формирующейся у экспортера в результате вывоза идентичных или однородных (Порядок отнесения товаров к идентичным и однородным установлен ст.ст.20 и 21 Закона о таможенном тарифе) товаров с таможенной территории РФ,
- или на основе бухгалтерских данных по фактам фиксирующим оприходование и списание таких товаров.

При определении таможенной стоимости указанных товаров должны учитываться также расходы, названные выше (см. 1-й вариант).

3-й вариант.

В случае невозможности использования представленных декларантом сведений (2-й вариант) таможенная стоимость вывозимого (экспортируемого) товара исчисляется исходя из данных о ценах на идентичные или однородные товары либо калькуляции стоимости вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом указанных выше расходов.

Таможенная стоимость вывозимых (экспортируемых) товаров заявляется декларантом в таможенной декларации.

Если в отношении заявленной таможенной стоимости возникают сомнения, таможенный орган вправе потребовать от декларанта представления расчетов таможенной стоимости. Для этих целей могут быть использованы формы декларации таможенной стоимости (ДТС-1, ДТС-2), утвержденные Приказом ГТК России от 5 января 1994 г. N 1.

Таможенные пошлины

Основным законодательным актом, регулирующим применение таможенных пошлин, является Закон о таможенном тарифе.

Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с утвержденным для этих целей классификатором видов товаров - Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, которая определяется Правительством РФ в соответствии с международным классификатором товаров.

Действующая в настоящее время редакция ТН ВЭД утверждена Постановлением от 30 ноября 2001 г. N 830.

Согласно п.3 ст.4 Закона о таможенном тарифе ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они применяются, определяются Правительством РФ. Как правило, вывозные таможенные пошлины применяются при экспорте товаров из РФ за пределы государств - участников Таможенного союза (Киргизская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан).
При этом в случае, если товары вывозятся на территорию одного из названных государств, но экспортный контракт заключен между резидентом РФ и нерезидентом страны - участника Таможенного союза, то к экспортируемым товарам таможенные пошлины применяются в размере, установленном для товаров, вывозимых с территории РФ за пределы государств - участников Таможенного союза.

Товары, вывозимые (экспортируемые) из России за пределы государств - участников Таможенного союза, облагаются таможенными пошлинами.

Ставки в отношении таких товаров установлены рядом постановлений Правительства РФ. Полностью все ставки систематизированы в Приказах ГТК России от 21 октября 2002 г. N 1121 и от 20 декабря 2002 г. N 1396.

Установлены следующие виды ставок вывозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, т.е. начисляемые в процентах от общей таможенной стоимости товаров подлежащих обложению.
Например, вывозная пошлина на минеральные или химические, калийные удобрения (коды ТН ВЭД 3104100000, 3104300000, 3104900000) установлена в размере 5% от таможенной стоимости;
2) специфические, т.е. начисляемые в определенном фиксированном размере (в долларах США или в евро) за единицу товаров, подлежащих обложению.
Например, при экспорте пропана (код ТН ВЭД 271112) таможенная пошлина уплачивается в размере 36,3 долл. США за 1000 кг;
3) комбинированные, сочетают оба вида названных выше вида ставок.

Например, вывозная таможенная пошлина на кожу из шкур овец или шкурок ягнят (код ТН ВЭД 4105) установлена в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 70 евро.

Исчисление таможенной пошлины производится в валюте РФ.

Исчисление таможенной пошлины на товары подлежащие обложению таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, вычисляется по формуле:

ТП = ТС х Ст, (1)


ТС - таможенная стоимость товара (в рублях);
Ст - ставка таможенной пошлины, определяемая в % от таможенной стоимости товара.
Исчисление таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, производится по формуле:

ТП = Ст х НВ х К, (2)

где ТП - сумма таможенной пошлины;
Ст - ставка таможенной пошлины указываемая в евро или долларах США за единицу товара;
НВ - количественная или физическая характеристика товара выражаемая в натуральных величинах;
К - курс евро или доллара США, на дату принятия таможенной декларации.

Исчисление таможенной пошлины товаров подлежащих обложению по комбинированной ставке, производится следующим образом.

В первую очередь рассчитывается размер таможенной пошлины по адвалорной ставке в % от таможенной стоимости по формуле (1), после чего определяется размер таможенной пошлины по специфической ставке по формуле (2).

Исчисление таможенной пошлины, подлежащей уплате, производится исходя из наибольшей из полученных сумм (п.п.17 - 21 Методических указаний от 27 декабря 2000 г. N 01-06/38024).

Таможенные сборы за таможенное оформление

Порядок взимания таможенных сборов за проведение процедур таможенного оформления установлен Инструкцией от 9 ноября 2000 г. N 1010 (далее - Инструкция о таможенных сборах).

В соответствии с п.6 Инструкции о таможенных сборах от уплаты таможенных сборов при экспорте освобождаются:
1) российские товары, вывозимые в государства - участники Таможенного союза, по которым предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление;

2) товары, стоимость которых не превышает 100 евро включительно, и по которым не взимаются таможенные пошлины и налоги, и не применяются меры экономической политики;
3) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в рамках международных договоров РФ, освобождаемые от уплаты таможенных сборов.

По общему правилу при помещении товаров под таможенный режим экспорта таможенные сборы за проведение процедур таможенного оформления товаров взимаются в валюте РФ в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и дополнительно в инвалюте в размере 0,05% таможенной стоимости товаров (ст.114 ТК РФ, п.7 Инструкции о таможенных сборах).

Если таможенное оформление товаров производится не в месте местонахождения и вне рабочее время таможенных органов РФ, то таможенные сборы взимаются в двойном размере.

В некоторых случаях законодательство устанавливает иные ставки.

При таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ ценных бумаг в иностранной валюте таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте РФ в размере трех установленных законом МРОТ в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации (п.11 Инструкции о таможенных сборах).

Помимо расчета сумм таможенных пошлин и сборов предприятию также немаловажно выяснить, приняты ли в отношении товара, предполагаемого к экспорту, какие-либо меры экономической политики (т.е. квотирование и (или) лицензирование), и если да, то получить необходимую лицензию или квоту.

Таможенное оформление

Все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат обязательному таможенному оформлению.

Согласно п.15 ст.18 ТК РФ под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима.

По общему правилу таможенное оформление экспортируемых товаров производится в месте нахождения таможенного поста или отдела таможенного оформления и таможенного контроля, в регионе деятельности которого находится лицо, предъявляющее товары к перевозке и указанное в транспортном документе (отправитель), либо его структурное подразделение.

При этом по просьбе заинтересованного лица, за его счет и с согласия таможенного органа таможенное оформление может производиться в иных местах и вне времени работы таможенного органа РФ. В этом случае, как отмечено выше, сборы за таможенное оформление взимаются в повышенном размере.

В некоторых случаях таможенное оформление производится вне места нахождения отправителя товаров в связи с тем, что определенные категории товаров по решению ГТК России оформляются только определенными таможенными органами РФ (в этом случае таможенные сборы взимаются как обычно).

Для таможенного оформления товаров, предназначенных на экспорт, совершаются следующие действия:
1) представление товаров таможенному органу;
2) декларирование товаров;
3) уплата таможенных платежей.

Если экспортер не хочет заниматься этим самостоятельно, он может воспользоваться услугами таможенного брокера.

Таможенный брокер

Согласно ст.157 ТК РФ и п.1 Положения о таможенном брокере, в качестве таможенного брокера вправе выступать созданное в соответствии с законодательством РФ юридическое лицо - коммерческая организация (кроме казенных предприятий), получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Деятельность таможенного брокера может осуществляться:
а) в регионе деятельности одной таможни;
б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному управлению;
в) на всей территории РФ либо нескольких таможенных управлений.

Регион деятельности таможенного брокера указывается в лицензии.

Кроме того, таможенный брокер вправе ограничить сферу осуществляемой им деятельности в части категорий товаров, указываемых в лицензии.

Прежде чем заключать договор с брокером на представление своих интересов в процессе таможенного оформления, предприятию необходимо убедиться в наличии у таможенного брокера выданной в установленном порядке и действующей лицензии. Следует также проверить, что экспортируемый товар относится к сфере деятельности брокера, а таможня, где планируется производить таможенное оформление, - к региону его деятельности. Лицензия таможенному брокеру выдается сроком на три года (п.2.21 Порядка лицензирования).

Исключением из этого правила являются случаи, разового совершения операций по таможенному оформлению одной партии товаров, если стоимость товаров превышает предела, устанавливаемого ГТК России; при предварительных операциях, а также иные случаи, определяемые ГТК России.

Договор таможенного брокера с представляемым лицом является публичным. Согласно правилам гражданского законодательства (ст.426 ГК РФ) публичность договора означает, что коммерческая организация, заключающая такой договор, должна осуществлять определенные обязанности (в соответствии с характером своей деятельности) в отношении каждого, кто к ней обратится.

Иначе говоря, таможенный брокер не вправе отказать обратившемуся к нему предприятию, кроме случаев, когда есть основания предполагать противоправность действий этого предприятия (п.11 Положения о таможенном брокере).

Отметим, что таможенный брокер обязан также предусмотреть в договоре с представляемым лицом положение о расторжении договора в случаях, когда у таможенного брокера появятся подозрения в противоправности действий предприятия.

Заключив договор с предприятием, таможенный брокер вправе от своего имени совершать любые операции по таможенному оформлению товаров и выполнять иные посреднические функции в сфере таможенного производства за счет и по поручению представляемого лица (ст.159 ТК РФ).

В частности, таможенный брокер:
а) декларирует товары;
б) представляет таможенному органу РФ документы и иные необходимые сведения;
в) предъявляет декларируемые товары таможенному органу;
г) обеспечивает уплату таможенных и других платежей, предусмотренных ТК РФ;
д) составляет проекты документов, необходимых для таможенных целей при осуществлении предварительных операций;
е) помещает товары на склад временного хранения;
ж) совершает иные действия, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров (п.2 Положения о таможенном брокере).

Остановимся подробнее на вопросе о соотношении ответственности предприятия и таможенного брокера.

В процессе таможенного контроля и таможенного оформления экспортируемых товаров таможенный брокер несет солидарную ответственность (ст.159 ТК РФ).

За неуплату таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении, таможенный брокер и представляемое им лицо несут солидарную ответственность.

Итак, предприятию необходимо определиться, доверит оно таможенное оформление брокеру или займется этим самостоятельно. С одной стороны, услуги брокера надо оплачивать, что означает дополнительные расходы для предприятия. С другой - действия брокера более квалифицированны, поскольку это специализированная организация.

Кроме того, следует учесть, что таможенное оформление товаров, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами, должно производиться в приоритетном порядке (п.16 Положения о таможенном брокере).

Представление товаров таможенному органу

Представление товаров является предварительной операцией, предшествующей основному таможенному оформлению и помещению товаров под режим экспорта.

Без представления товаров, по общему правилу, таможенное оформление невозможно, поскольку декларированию подлежит только фактически прибывший товар.

Согласно положениям ст.142 ТК РФ представление выражается в уведомлении таможенного органа о прибытии товаров не позднее 30 минут с момента их прибытия в таможенный орган, а если товары и транспортные средства прибыли вне рабочее время таможенного органа РФ - не позднее 30 минут с момента наступления рабочего дня этого органа.

Фактическое предъявление представленных товаров производится по требованию таможенного органа.

Одновременно с представлением и с разрешения таможенного органа - не позже следующего дня после представления товаров может быть подана краткая декларация (ст.143 ТК РФ).

Если товары в течение указанного срока помещаются под определенный таможенный режим, то подавать такую декларацию не нужно.

Обратите внимание! На этапе представления товаров всю ответственность за эти товары перед таможенным органом несет перевозчик, за исключением случаев, прямо предусмотренных Таможенным кодексом РФ (ст.144 ТК РФ).

Без разрешения таможенного органа перевозчик не вправе:
1) оставлять транспортное средство и товары без присмотра;
2) менять место стоянки;
3) осуществлять выгрузку и перегрузку товаров и т.д.

Такие действия являются административными правонарушениями, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.16.5, 16.7 и 16.13 КоАП РФ.

С момента представления таможенному органу и до их выпуска товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (ст.145 ТК РФ).

Порядок уплаты таможенных платежей

Оплата таможенных платежей производится до принятия либо в одно время с принятием грузовой таможенной декларации.

Если ГТД не была подана в срок, тогда срок для уплаты определяется со дня истечения срока подачи ГТД (ст.119 ТК РФ).

Таможенные платежи могут быть уплачены как в рублях РФ, так и в инвалюте, по курсу ЦБ, кроме случаев, когда уплата такого платеж возможна только в иностранной валюте.

Пересчет валют производится по курсу ЦБ РФ на дату принятия ГТД (ст.123 ТК РФ).

Обратите внимание! Таможенные платежи вправе уплатить декларант либо иное заинтересованное лицо.

В исключительных случаях плательщику по решению таможенного органа, производящего таможенное оформление, возможно предоставление отсрочка либо рассрочки по уплате таможенных платежей на срок не более двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.

За предоставление такой отсрочки или рассрочки начисляются проценты в размере учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст.121 ТК РФ).
Взыскание неуплаченных таможенных платежей производится таможенным органом в бесспорном порядке вне зависимости от времени когда обнаружен факту неуплаты. За время задолженности начисляется пеня в размере 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты (ст.124 ТК РФ).

Если же суммы таможенных платежей уплачены (или взысканы) излишне, то такие суммы подлежат возврату.

В этом случае согласно п.12 ст.78 НК РФ применяется общий порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, установленный ст.78 НК РФ.

Поэтому положения Таможенного кодекса РФ, касающиеся возврата излишне уплаченных сумм, применяются в части, не противоречащей положениям ст.78 НК РФ.

Так, например, ст.125 ТК РФ установлено, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей производится по требованию лица в течение одного года с момента уплаты этих платежей.

А в соответствии с п.8 ст.78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет с момента уплаты (т.е. Налоговый кодекс РФ увеличил срок для подачи такого заявления).

А вот если при возврате был нарушен установленный срок такого возврата (один месяц со дня подачи заявления), то на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, не возвращенных в определенный срок, начисляются % за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Если излишняя уплата таможенных платежей производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченных таможенных платежей, пересчитанную в валюту РФ по курсу Банка России на день излишней уплаты (п.9 ст.78 НК РФ, п.18 Методических рекомендаций о порядке возврата или зачета излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных платежей и пеней, направленных Письмом ГТК России от 30 августа 2002 г. N 01-06/35208).

Таможенный контроль

С момента принятия таможенной декларации и до момента пересечения таможенной границы РФ вывозимые товары находятся под таможенным контролем (ст.192 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ предусматривает следующие :
1) проверка ГТД и документов (документальный контроль);
2) таможенный досмотр товаров;
3) иные действия (устный опрос должностных лиц, проверка системы учета и отчетности и т.д.).

Обратите внимание! В соответствии с положениями ст.187 ТК РФ таможенный контроль может быть выборочным, т.е. таможенный орган не обязан каждый раз применять к вывозимым товарам все предусмотренные формы таможенного контроля.

Документальный контроль

Документальный контроль и досмотр товаров осуществляются таможенным органом РФ в срок не позднее десяти дней с момента принятия ГТД и представления всех необходимых документов и сведений, а в отношении ряда товаров, названных в ст.133 ТК РФ (в частности, скоропортящихся), - не позднее трех дней (ст.194 ТК РФ).

При этом в случае, если требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные сроки исчисляются с момента их предъявления.

Осуществление документального контроля состоит из следующих операций:
1) проверка соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, в т.ч. наименований товара, его количестве, весе и пр. сведениям, содержащимся в документах;
2) кода товара в соответствии с ТН ВЭД;
3) страны происхождения товаров;
4) на предмет запретов и ограничений на вывоз из РФ отдельных товаров;
5) валютный контроль;
6) определения таможенной стоимости;
7) уплаты таможенных платежей;
8) соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима;
9) выпуск (условный выпуск) товаров согласно заявленного таможенного режима.

В завершение проверки ГТД, документов и сведений при декларировании товаров проставляется штамп:
а) "Выпуск разрешен".
Такой штамп означает благополучное завершение таможенного оформления экспортируемых товаров. Он проставляется на ГТД, а также минимум на двух экземплярах представленных документов перевозчика (или на их копиях) с указанием в их правом верхнем углу регистрационного номера ГТД. После этого товары передаются таможенными органами РФ в распоряжение перемещающего их лица;
б) "Выпуск запрещен".
Такой штамп проставляется на ГТД в том случае, если в процессе проведения таможенного контроля должностные лица устанавливают невозможность выпуска товара в соответствии с условиями заявленного таможенного режима.
Причину, по которой выпуск товара не может быть осуществлен, указывают на оборотной стороне таможенной декларации (п.2.11 Инструкции по проверке ГТД).

Таможенный досмотр

Решение о том, проводить или не проводить таможенный досмотр экспортируемых товаров, принимают должностные лица таможенного органа в ходе проведения документального контроля (п.1.3 Инструкции по проверке ГТД).

Приняв решение о проведении таможенного досмотра, должностное лицо на оборотной стороне таможенной декларации делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения.

Порядок проведения таможенного досмотра установлен Положением о таможенном досмотре товаров и транспортных средств, утвержденным Приказом ГТК России от 8 мая 2002 г. N 470.

Решение о проведении досмотра может быть принято, например, при наличии оснований предполагать нарушение таможенных правил или с целью перепроверки сведений о товарах, уже указанных в акте таможенного досмотра.

Должностные лица таможенного органа, принимающие решение о проведении досмотра товаров, должны определить:
- вид досмотра (основной, повторный или направленный досмотр);
- объем досмотра (устанавливается в процентом отношении к общему количеству товаров в зависимости от особенностей досматриваемого товара и обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о досмотре);
- степень досмотра товаров (полный или выборочный пересчет наименований товаров и количества товаров каждого наименования, взятие проб и образцов товаров, полное или выборочное определение массы товаров путем взвешивания и др.).

Результаты таможенного досмотра фиксируются в соответствии с установленным порядком в акте таможенного досмотра.

Таможенный контроль при перемещении товаров через Государственную границу РФ

Последним этапом таможенного контроля является контроль в пункте пропуска товаров через Государственную границу РФ.
Такой контроль производится в соответствии с различными нормативными актами ГТК России в зависимости от того, на каком виде транспорта вывозится груз.

В частности, контроль грузов, вывозимых автомашинами, производится в соответствии с Положением о проведении таможенного контроля товаров, вывозимых из РФ, в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ, утвержденным Приказом ГТК России от 28 февраля 2002 г. N 204 (далее - Положение о проведении ТК).

Обязанности по представлению документов в этом случае обычно возлагаются на перевозчика, поскольку ни экспортер, ни таможенный брокер в пункте пропуска, как правило, не присутствуют.

В пункте пропуска перевозчику необходимо одновременно подать таможенному органу следующие документы (п.7 Положения о проведении ТК):
1) четвертый экземпляр ГТД;
2) международную товарно-транспортную накладную, предусмотренную Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (1956 г.) (или иной транспортный документ) и две ее копии;
3) карнет А. Т. А., оформленный в соответствии с Приложением "А" к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 г.), в случае перевозки товаров в соответствии с данной Конвенцией;
4) акт таможенного досмотра (если он составлялся при проведении основного таможенного оформления либо в пути следования и необходимость его представления в автомобильном пункте пропуска установлена нормативными правовыми актами ГТК России);
5) талон контроля с отметками должностных лиц Российской транспортной инспекции Минтранса России, осуществляющих контрольные функции в автомобильном пункте пропуска;
6) иные документы (либо их копии), оформляемые территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, в случаях, установленных актами законодательства РФ.

После проведения проверки должностное лицо таможенного органа должно принять решение о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ.

В зависимости от результатов проверки должностное лицо проставляет штамп:
а) "Вывоз разрешен".
Такой штамп ставится на двух экземплярах товаросопроводительного документа: на остающемся в таможенном органе и на следующем далее вместе с вывозимыми товарами и транспортными средствами.
Представленные документы (копии), за исключением документов (копий), остающихся в таможенном органе для контроля и хранения, должностное лицо таможенного органа возвращает перевозчику.
На лицевой стороне талона контроля должностное лицо проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском личной печати и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля;
б) "Возврат".
Такой штамп ставится на оборотной стороне талона контроля в случае непредставления перевозчиком необходимых документов и (или) сведений либо представления документов, оформленных ненадлежащим образом.
В этом случае перевозчику возвращаются все документы, а сотрудники, проводящие пограничный и транспортный контроль, информируются о выявленных фактах. На оборотной стороне накладной кратко указывается причина возврата товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ.

Если товар остановлен в связи с нарушением таможенных правил, то принимаются соответствующие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Если же признаки нарушений таможенных правил отсутствуют, то транспортное средство с товарами подлежит размещению в установленных местах вне автомобильного пункта пропуска до устранения причин возврата.

Ответственность за нарушение таможенных правил

С момента вступления в силу нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (с 1 июля 2002 г.) утратил силу разд.Х "Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение" Таможенного кодекса РФ.

Теперь виды нарушений таможенных правил регламентированы гл.16 "Административные нарушения в области таможенного дела" КоАП РФ, а порядок рассмотрения дел и ведения административного производства по таким нарушениям - также соответствующими главами КоАП РФ.
Рассмотрим некоторые виды нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена гл.16 КоАП РФ.

Соглашение по ограничению экспорта – инструмент регулирования международной торгово-экономической деятельности. Соглашение достигается между государством-экспортером и импортирующей стороной. Договоренность об ограничении ведет к снижению объема вывоза определенной группы товаров из страны-экспортера, которое достигается путем установки квоты. Инициатива по принятию такого соглашения, как правило, исходит от импортера.

Необходимость использования соглашения об экспортном ограничении объясняется тем, что другие методы регулирования экономическо-торговой деятельности стран находятся под контролем Всемирной Торговой Организации. Принятие соглашения относится к политическим методам воздействия и не входит в компетенцию ВТО.

Одно из возможных отрицательных последствий принятия соглашения об ограничении экспорта – потеря рынков сбыта товаров. В этом случае экспортер может улучшить ситуацию путем смены ассортимента или размещения собственных филиалов на территории импортирующей страны.

Процедура проведения соглашения по ограничению экспорта

Ограничения на ввоз конкретных групп товаров могут быть введены следующими способами:

  • путем принятия официального соглашения правительствами двух государств;
  • путем принятия неофициального соглашения производителем-экспортером и потребителем-импортером, достигнутого при поддержке правительства экспортирующей стороны;
  • путем достижения соглашения по ограничению группой стран.

Процедура принятия соглашений по экспортному ограничению регулируется в рамках «Порядка квотирования и лицензирования», принятого в 1995 году.

Соглашение по ограничению экспорта может быть принято на постоянной или временной основе. Возможность продления соглашения, если оно имеет временный характер, обсуждается между государствами по истечении срока дополнительно.

Причины принятия соглашения по ограничению экспорта

Причины принятия соглашения могут быть следующими:

  • снижение объема производства определенных групп товаров в стране-экспортере;
  • снижение объема добычи ресурса, выступающего в роли экспортируемого из страны товара;
  • отсутствие недостатка в определенных товарах в стране-импортере;
  • замещение импортного товара аналогичным собственного производства;
  • перенасыщение рынка товарами в стране-импортере;
  • ввозимый товар ставит под угрозу внутреннюю безопасность государства-импортера, а также здоровье и имущество его граждан;
  • регулирование внутреннего потребления товаров сельскохозяйственной группы;
  • изменение международных экономических обязательств перед другими странами;
  • сохранение тем самым культурного наследия страны;
  • защита внутренних экономических интересов государства.

В отличие от других мер регулирования экспорта, принятие соглашения по ограничению практически не отражается на гражданах государства, так как не предполагает увеличения ставки налогообложения вследствие роста таможенных пошлин и тарифов на ввоз/вывоз товаров. Соответственно, такое соглашение не сказывается негативно на ценообразовании.

Количественные ограничения экспорта и импорта

Экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляется без количественных ограничений. Эта норма российского законодательства соответствует международной практике регулирования внешнеторговой деятельности, нашедшей отражение в нормах ГАТТ/ВТО. В статье XI ГАТТ/ВТО закрепляется: "Ни одна из Договаривающихся Сторон не должна устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой Договаривающейся Стороны или ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для ввоза на территорию другой Договаривающейся Стороны, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".

Статья XII ГАТТ/ВТО разрешает использовать ограничения количества и стоимости импорта с целью обеспечения внешнего финансового положения страны и равновесия платежного баланса, а также в некоторых других исключительных случаях. Применение этих ограничении допускается только на недискриминационной основе (ст. XIII ГАТТ/ВТО).

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в Российской Федерации в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  • o защиты национальных интересов Российской Федерации;
  • o предотвращения серьезного ущерба отрасли российской экономики;
  • o обеспечения безопасности: государства, жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • o защиты внутреннего рынка Российской Федерации в соответствии со ст. 21 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности";
  • o предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
  • o выполнения Российской Федерацией международных обязательств;
  • o защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;
  • o реализации ответных мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Количественные ограничения экспорта и импорта осуществляются через квотирование, лицензирование внешней торговли и введение специальных пошлин (схема 8.2).

Квотирование (контингентирование) внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени (год, полугодие, квартал и другие периоды). Ограничение внешнеторговых поставок

Схема 8.2.

без определения периода времени осуществляется с помощью неконкретизированных квот.

Наиболее распространенными видами квотирования являются глобальные, сезонные и индивидуальные квоты.

Глобальная квота устанавливает размер импорта (экспорта) в стоимостных или натуральных единицах на определенный период времени и оставляет за импортером (экспортером) право выбора страны внешнеторгового контрагента.

Размер индивидуальной квоты распределяется по странам. В международной практике используются два типа индивидуальных импортных квот. Индивидуальная импортная квота может быть создана на основе глобальной квоты в том случае, когда товары в рамках глобальной квоты распределяются между странами пропорционально их доле в импорте за предыдущий период времени. При другом варианте распределения квоты по странам предпочтение отдается тем государствам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Поскольку такие обязательства обычно закрепляются в международных (межправительственных) соглашениях, в этом случае индивидуальная квота принимает характер двусторонней квоты на договорной основе.

Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одного из государств-партнеров или взаимное обязательство ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Особенность этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Лицензирование представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензий) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара - в этом случае лицензирование тесно связано с квотированием. При этом во всех ситуациях оно выступает в качестве временной меры, применяемой для ограничения нежелательных объемов импорта (экспорта).

Основными видами лицензий, применяемых в современной внешнеторговой практике, являются генеральная и индивидуальная (разовая).

Разовое разрешение на импорт или экспорт называется индивидуальной лицензией. Такое разрешение выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту. В индивидуальной лицензии указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (чаще всего один год).

Генеральная лицензия - это публикуемое в официальных изданиях разрешение, которое позволяет любому лицу импортировать (экспортировать) обозначенные в лицензии товары без каких-либо ограничений по количеству или стоимости в течение определенного срока.

В нормативном правовом акте, устанавливающем порядок осуществления внешнеторговых операций, могут содержаться уточняющие определения индивидуальной (разовой) и генеральной лицензий.

Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило:

  • o путем проведения конкурсов или аукционов;
  • o в порядке фактического проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квоты.

Специальной пошлиной является пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также для обеспечения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.

Особые режимы осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" устанавливает два вида особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности:

  • o режим приграничной торговли;
  • o режим особых экономических зон. Приграничная торговля может осуществляться между

российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, производимых в пределах соответствующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах этой территории. Порядок приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.

Особый режим хозяйственной (в том числе внешнеторговой) деятельности на территориях особых экономических зон устанавливается Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 18 декабря 2006 г.). Особой экономической зоной является определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

  • o промышленно-производственные;
  • o технико-внедренческие;
  • o туристско-рекреационные.

Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки в пределах территории особой экономической зоны могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды. Арендаторы данных земельных участков - собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в соответствии с законодательством РФ.

Одним из наиболее значимых и одновременно непрозрачных видов барьеров в торговле являются технические барьеры, которые могут влиять на объем экспорта и конкурентоспособность товаров за счет введения дополнительных обязательных требований к продукции, требований к ее маркировке, процедурам оценки соответствия.

Для многих организаций выход на международные рынки закрыт из-за отсутствия международных документов об оценке соответствия, процесс получения которых сложен и связан с существенными затратами, в том числе из-за необходимости доставки образцов для испытаний за рубеж, проведением испытаний и существующих курсовых разниц.

Экспортеру для выхода на внешний рынок необходимо четко понимать требования, установленные в конкретной стране. Данная информация просто необходима для того, чтобы оценить необходимость работ по адаптации российской продукции и процесса производства под требования внешних рынков. Далее экспортер должен понять существующие ограничения и особенности на целевом рынке, порядок процедуры оценки соответствия продукции, а также иметь представление об органах оценки соответствия, которые аккредитованы (нотифицированы/уполномочены) выдавать необходимые документы об оценке соответствия.

Российский экспортный центр в помощь экспортерам в совокупности с имеющимся кейсом услуг по международной адаптации экспортных товаров предлагает три уровня погружения экспортера в требования и процедуры оценки соответствия на внешних рынках.

Первый уровень представляет подготовленный интерактивный информационно-консультационный справочник - «Справочник экспортера. Основные ограничения экспорта товаров, связанные с техническими барьерами в торговле, пути и способы их преодоления».

Справочник предназначен для погружения экспортеров в среду технического регулирования, предлагая для изучения основную терминологию, виды технических барьеров и оценки соответствия, а также алгоритм действий экспортеров при выходе на внешние рынки.

Справочник содержит:

  • основные термины, связанные с техническими барьерами в торговле (в том числе терминологии по стандартизации, техническим регламентам, маркированию, оценке соответствия);
  • описание основных видов технических барьеров, связанных с заданием обязательных требований к товарам, видами оценки соответствия и процедурами, необходимыми для получения документов об оценке соответствия товаров, требованиями к маркировке товаров;
  • актуальные примеры применения технических барьеров в торговле в различных странах применительно к продукции определенных групп промышленности со ссылками на соответствующие информационные ресурсы;
  • обобщенную практику преодоления технических барьеров в торговле;
  • наиболее актуальные вопросы по преодолению технических барьеров и ответы на такие вопросы;
  • модель действий экспортера по преодолению технических барьеров в торговле.

Второй уровень представляет собой конкретные страновые описания, в которых рассматриваются система технического регулирования, особенности выхода на данный рынок, установления требований и процедур оценки соответствия, а также перечень аккредитованных (нотифицированных / уполномоченных) органов оценки соответствия.

Справочник экспортеров содержит страновые обзоры Индия, Иран и Китай, представленными 24 ноября 2017 г. на V Международном экспортном форуме «Сделано в России». Справочник экспортера будет дополнятся страновыми обзорами по мере выпуска.

Третий уровень содержит конкретные требования к продукции и методам проведения испытаний, которые содержатся в Навигаторе по барьерам и требованиям рынков. Навигаторе по барьерам и требованиям рынков будет наполнятся в соответствии с поступающими заявками в Российский экспортный центр от экспортеров.

Скрыть полное описание

Как перейти к справочнику

Перейти к справочнику

Также будет интересно

Предлагаемые документы выдаются нами бесплатно. Плата не взимается и за оформление нового сертификата, который может понадобиться при повреждении или утрате старого.
Являясь уполномоченным органом, Российский экспортный центр ведёт единую электронную базу, в которую включает сведения обо всех выданных сертификатах свободной продажи.

12. В исключительных случаях могут устанавливаться:

1) временные запреты или временные количественные ограничения экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза;

2) запреты или количественные ограничения экспорта и импорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и продажи товаров в международной торговле;

3) ограничения импорта водных биологических ресурсов при их ввозе в любом виде, если необходимо:

ограничить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Союза;

ограничить производство или продажу товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара;

удалить с рынка временный излишек аналогичного товара, происходящего с территории Союза, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

удалить с рынка временный излишек товара, происходящего с территории Союза, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Союзе не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных.

13. При введении Комиссией на территории Союза количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.

Количественные ограничения применяются:

при экспорте - только в отношении товаров, происходящих с территорий государств-членов;

при импорте - только в отношении товаров, происходящих из третьих стран.

Количественные ограничения не применяются в отношении импорта товаров с территории какой-либо третьей страны или экспорта товаров, предназначенных для территории какой-либо третьей страны, если только такие количественные ограничения не применяются в отношении импорта из всех третьих стран или экспорта во все третьи страны. Такое положение не препятствует соблюдению обязательств государств-членов в соответствии с международными договорами.

14. Запреты или количественные ограничения экспорта могут быть введены только в отношении товаров, включенных в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта, утверждаемый Комиссией на основании предложений государств-членов.

15. При введении в соответствии с подпунктом 1 пункта 12 настоящего Протокола запрета или количественного ограничения экспорта сельскохозяйственных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Союза, Комиссия:

учитывает последствия запрета или количественного ограничения для продовольственной безопасности третьих стран, импортирующих такие сельскохозяйственные товары с территории Союза;

заблаговременно информирует Комитет по сельскому хозяйству Всемирной торговой организации о характере и продолжительности применения запрета или количественного ограничения экспорта;

по просьбе любой импортирующей страны организует консультации либо предоставляет всю необходимую информацию по вопросам, относящимся к рассматриваемой мере.

В настоящем пункте под импортирующей страной понимается страна, в импорте которой доля происходящего с территорий государств-членов сельскохозяйственного товара, в отношении экспорта которого планируется ввести запрет или количественное ограничение, составляет не менее 5 процентов.

16. Комиссия распределяет объемы экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами и определяет метод распределения долей экспортной и (или) импортной квот среди участников внешнеторговой деятельности государств-членов, а также при необходимости распределяет объем импортной квоты между третьими странами.

Распределение объемов экспортной и (или) импортной квот между государствами-членами осуществляется Комиссией в зависимости от задач, которые предполагается решить путем введения количественных ограничений, с учетом предложений государств-членов и исходя из объемов производства и (или) потребления товаров в каждом из государств-членов.

17. Комиссия при принятии решения о применении экспортной и (или) импортной квот:

1) устанавливает на определенный срок экспортную и (или) импортную квоты (независимо от того, будут ли они распределены между третьими странами);

2) информирует все заинтересованные третьи страны об объеме выделенной им импортной квоты (в случае если импортная квота распределяется между третьими странами);

18. Распределение импортных квот между третьими странами осуществляется, как правило, Комиссией по результатам консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран.

При этом под значительными поставщиками из третьих стран понимаются поставщики, имеющие долю в размере 5 процентов и более в импорте данного товара на территорию Союза.

19. В случае если распределение импортных квот не может быть осуществлено на основе результатов консультаций со всеми значительными поставщиками из третьих стран, решение Комиссии о распределении квот между третьими странами принимается с учетом объема поставок товара из этих стран в течение предшествующего периода.

20. Комиссия не устанавливает никаких условий или формальностей, которые могут воспрепятствовать любой третьей стране полностью использовать выделенную ей импортную квоту, при условии, что поставка соответствующего товара будет произведена в период действия импортной квоты.

21. Выбор предшествующего периода для определения объема поставок товара, в отношении которого вводятся экспортная и (или) импортная квоты, осуществляется Комиссией. При этом, как правило, за такой период принимаются любые предшествующие 3 года, в отношении которых доступна информация, отражающая реальные объемы экспорта и (или) импорта. При отсутствии возможности выбрать предшествующий период экспортная и (или) импортная квоты распределяются на основе оценки наиболее вероятного распределения реальных объемов экспорта и (или) импорта.