Сколько работников необходимо для создания отдела в коммерческих организациях? Может ли служба состоять из одного сотрудника? Из скольки человек состоит отдел


Может ли в коммерческой организации быть начальник юридического отдела без подчиненных?

Ответ

Да, может. В штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

Ситуация : Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела

«Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел), состоящие только из одного сотрудника, в частности, руководителя данного структурного подразделения.

Вместе с тем, по общему правилу и исходя из логики должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена , утвержденным . Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей - начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.

При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности - соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, состоящего только из начальника этого отдела, можно рекомендовать ввести в штатное расписание должность заместителя руководителя организации по персоналу». *

Добрый день, интересует вопрос, может ли отдел состоять из 1 человека? Может ли быть штат отдела без должности начальника отдела. Отдел подчиняется вышестоящему руководителю. Ситуацию необходимо рассмотреть в бюджетном либо автономном учреждении. Заранее спасибо. Жду Вашего ответа.

Ответ

Рассмотрим Ваши вопросы:

    Может ли отдел состоять из 1 человека?

Трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел, участок и т. д.), состоящие только из одного сотрудника.

Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, работающих в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами, создавать структурное подразделение (отдел) из одного сотрудника не рекомендуется .

В данном случае, должность одного работника можно включить в другой отдел похожий по функционалу или же данную должность предусмотреть в штатном расписании без создания отдела.

    Второй вопрос может ли быть штат отдела без должности начальника отдела. Отдел подчиняется вышестоящему руководителю. Ситуацию необходимо рассмотреть в бюджетном либо автономном учреждении.

Законодательство не содержит обязательного требования иметь руководителя отдела, в том числе и для бюджетных учреждений. При этом, по общему правилу, и исходя из логики, любой отдел предполагает работника, осуществляющего руководство данным отделом.

Таким образом, можно сказать, что штат отдела может быть без начальника отдела. При этом, в связи с тем, что данные работники будут подчиняться вышестоящему руководителю, то рекомендуем данную подчиненность прописать в должностных инструкциях работников.

Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Может ли отдел состоять из одного сотрудника

Трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел, участок и т. д.), состоящие только из одного сотрудника. Вместе с тем, создание структурного подразделения по общей логике предполагает наличие нескольких сотрудников, работающих в нем, и их вертикальную подчиненность руководителю такого подразделения. Поэтому во избежание споров с проверяющими органами создавать структурное подразделение (отдел) из одного сотрудника не рекомендуется.

Подробнее о мотивации сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, а также о возможности создания отдела, состоящего из одного руководителя этого отдела, см. .

Ситуация: Может ли отдел состоять из одного начальника этого отдела

Формально Трудовой кодекс РФ не запрещает работодателю создавать структурные подразделения (например, отдел), состоящие только из одного сотрудника, в частности, руководителя данного структурного подразделения.

Вместе с тем, по общему правилу и исходя из логики должностные обязанности категории «руководитель» предполагают руководство подчиненными сотрудниками. Например, для должности начальника отдела кадров такая обязанность прямо предусмотрена , утвержденным . Указанным документом обязанности по руководству сотрудниками отдела предусмотрены и для иных руководителей - начальника отдела капитального строительства, начальника отдела комплектации оборудования, начальника отдела контроля качества и т. д.

При этом квалификационные справочники по общему правилу являются рекомендованными к использованию документами. Исключение составляют случаи, если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения. Тогда наименования таких должностей и профессий должны соответствовать наименованию из справочника, а характер работ по должности - соответствующему функционалу из справочника. Это следует из положений части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ. Несоблюдение указанного условия лишит сотрудника права на получение льгот и компенсаций.

Исходя из указанного в общем случае в штатном расписании может быть предусмотрена должность руководителя отдела при отсутствии других штатных единиц в этом отделе. Вместе с тем, во избежание несоответствия названия должности и при необходимости дополнительного мотивирования сотрудника, единолично обеспечивающего то или иное направление деятельности компании, его должность можно обозначить как заместитель руководителя по соответствующему направлению. Так, например, вместо создания отдела кадров, состоящего только из начальника этого отдела, можно рекомендовать должность заместителя руководителя организации по персоналу.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России

    Ответ: Как оформить должностную инструкцию

Составление должностной инструкции

Обязанность по составлению установлена только для государственных органов (). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя ().

Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:

  • обосновать ;
  • равномерно распределить обязанности между похожими должностями;

    доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника;

    корректно провести аттестацию персонала и т. п.

Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности.

Совет редактора: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.

Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как или как . Аналогичные разъяснения содержатся в .

Разделы должностной инструкции

Независимо от способа оформления должностная инструкция, как правило, состоит из следующих разделов:

Раздел «Общие положения»

В разделе «Общие положения» укажите:

    название должности в строгом соответствии со ;

    требования, предъявляемые к уровню образования и стажу работы сотрудника (квалификационные требования);

    непосредственную подчиненность (например, бухгалтер подчиняется непосредственно главному бухгалтеру);

    порядок назначения и освобождения от должности;

    наличие и состав подчиненных;

    порядок замещения (кто замещает сотрудника во время его отсутствия и кого он может замещать);

    перечень документов, которыми сотрудник обязан руководствоваться в своей деятельности.

Нина Ковязина
заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Инструкцией о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 (далее - Инструкция № 60 и постановление № 60 соответственно), были установлены следующие требования к нормам управляемости структурных подразделений коммерческих организаций:

1) управление - при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;

2) отдел - при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;

3) сектор (бюро, группа) - при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя (п. 12 Инструкции № 60).

С 1 июня 2011 г. коммерческим организациям Указом Президента РБ от 10.05.2011 № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда" предоставлено право самостоятельно принимать решение о применении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь при определении условий оплаты труда работников.

В развитие этой нормы с 29 июня 2011 г. постановление № 60 утратило силу. Соответственно отменены установленные ранее нормы управляемости структурных подразделений коммерческих организаций. В настоящее время действуют рекомендации по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 11.07.2011 № 67. При этом в данныхрекомендациях о нормах управляемости речи уже не идет.

Таким образом, в связи с отменой постановления № 60 в коммерческих организациях возможно определить применяемые в организации нормы управляемости, предусмотрев их в локальных нормативных актах. К примеру:

1) управление - при наличии в его штате не менее 5 штатных единиц, включая должность руководителя;

2) отдел - при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя;

3) сектор (бюро, группа) - при наличии в его штате не менее 2 штатных единиц, включая должность руководителя.

На практике существуют разные мнения по вопросу норм управляемости в коммерческих организациях

Вместе с тем специалисты в этой области дают ссылки на нормы рекомендаций по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 09.03.2004 № 25 (далее - Рекомендации № 25).

При этом Рекомендации № 25 применяют исключительно при разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 %. При разработке структуры аппарата управления рекомендовано учитывать следующие нормы управляемости:

1) управление, службу создают при численности работников в их штате не менее 7 человек (включая должность руководителя);

2) отдел создают при численности работников в его штате не менее 4 человек, включая должность руководителя;

3) сектор (бюро, группу) создают при численности работников в его штате не менее 3 человек, включая должность руководителя;

4) при необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться:

В управлении (службе) - отделы, секторы (бюро, группы);

Данные нормы управляемости должны применять министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, государственные организации, подчиненные Правительству, облисполкомы, Минский горисполком при согласовании структуры подведомственных организаций в виде схемы, которую в равной мере распространяют на все подчиненные организации (п. 13 Рекомендаций № 25).

Таким образом, если коммерческая организация является государственной или организацией с долей собственности государства в уставном фонде более 50 %и ей не доведена органом госуправления структура управления по организации в целом и обособленнымструктурным подразделениям с учетом определенного норматива и норм управляемости, то организация вправе разрабатывать и устанавливать свои нормативы управляемости в локальных нормативных правовых актах.

На основе согласованной структуры рекомендовано разрабатывать типовые схемы управления по подотраслям и группам организаций, объединенных по определенным видам деятельности, типам и объемам производства (работ, услуг) и т.д. (п. 13 Рекомендаций № 25).

Например, такое решение было принято еще в 2004 г. в целях дифференциации штатных нормативов численности работников аппарата управления и утверждения их по конкретным организациям системы Минстройархитектуры.

В этих целях организациями системы Минстройархитектуры на основе согласованной структуры были разработаны структуры управления по организации в целом и обособленным структурным подразделениям с учетом отраслевой специфики, установленного норматива и норм управляемости и представлены на утверждение в названное министерство (письмо Минстройархитектуры РБ от 14.05.2004 № 04-1-12/2045 "Об утверждении штатных нормативов численности аппарата управления и типовых структурах").

В настоящее время данная работа завершена. В связи с этим с учетом изменившихся норм законодательства у министерств и других органов государственного управления есть возможность пересмотреть разработанные структуры подчиненных организаций и тем самым расширить права подчиненных организаций при формировании структуры этих организаций.

Кроме того, существуют мнения, что при разработке норм управляемости возможно применять нормы постановления Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее - постановление № 6):

1) должность начальника управления вводят при наличии в штате не менее 7 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность начальника управления;

2) должность начальника отдела - при наличии в штате не менее 4 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность начальника отдела;

3) должность заведующего сектором - при наличии в штате не менее 3 штатных единиц (без рабочих профессий), включая должность заведующего сектором.

Однако отметим, что постановление № 6 устанавливает условия оплаты труда исключительно для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Выводы

На основании изложенного считаем необоснованным стремление к тому, чтобы структуры бюджетных организаций и органов государственного управления становились эталоном при разработке структур коммерческих организаций по причине различных целей их создания. Напомним, что основной целью создания коммерческих организаций является необходимость получения прибыли.

В связи с этим предлагаем дать возможность коммерческим организациям, в т.ч. государственным, устанавливать нормы управляемости своих структурных подразделений самостоятельно с учетом производственной необходимости, а не с учетом рекомендаций 7-летней давности.

Я работаю офис-менеджером в небольшой организации. Меня обязали написать положение о службе, в связи с этим возник вопрос: может ли служба состоять из одного человека? Раньше я была уверена, что служба предполагает несколько человек в составе.

Ответ

Действительно, «служба» как организационно-структурная единица предполагает в своем составе некоторую совокупность сотрудников. В то же время функции каждого подразделения, порядок его взаимодействия с другими организационно-структурными единицами, распределение обязанностей, нацеленных на исполнение этих функций между сотрудниками, определяет сам работодатель. Ведь довольно сложно составить единую схему работы для всех предприятий ввиду специфики финансово-хозяйственной деятельности каждого, уровня развития предприятия, системы управления производством и людьми и т.д. Таким образом, нет единого нормативно-правового акта, в котором вы могли бы прочитать, сколько сотрудников должно входить в один отдел (службу, департамент и др.). Примерную структуру и штатную численность сотрудников есть возможность разработать только для однотипных организаций, работающих в одинаковой сфере деятельности (школы, поликлиники и т.д.). Потому некоторые отраслевые законодательные акты все же содержат формы штатных расписаний, которые рекомендовано использовать в рамках той или иной сферы финансово-хозяйственной деятельности.

Так, например, приказом МЧС России от 24.09.2008 № 563 «О порядке утверждения штатных расписаний работников бюджетных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России » была разработана форма штатного расписания в структуре МЧС.

В этом нормативном документе мы читаем, что при разработке штатных перечней (штатов) учреждений и воинских частей должность начальника отдела вводится при общей численности работников и гражданского персонала подразделения не менее 5 единиц, отделения и группы - не менее 3 единиц, а должность «ведущий специалист» - при условии, если он наряду с выполнением обязанностей, присущей данной должности, осуществляет руководство подчиненными исполнителями или ведет самостоятельный участок работы.

На самом деле важно не то, сколько сотрудников входит в ту или иную службу, а то, каким целям служит существование той или иной службы, в каком порядке она взаимодействует с другими подразделениями. Перечислите весь функционал службы исходя из поставленных перед нею задач. Способны ли вы одна выполнять этот объем работы? Не уверены? Проведите исследование: сколько времени уходит на ту или иную рабочую операцию, как часто она повторяется? Укладывается ли это в продолжительность вашего рабочего дня? Поделитесь выводами с руководством: возможно, наступила объективная необходимость увеличить численность сотрудников.