Управление имущественным комплексом корпорации. Управление имущественными комплексами организаций и предприятий. Подсистема «Ведение единого реестра имущественных объектов»


В общепринятом понимании под имуществом обычно понимают основные средства предприятий. Такой подход возник из определения, данного в экономическом словаре, которое гласит, что имущество - материальный объект гражданских прав, прежде всего права собственности. Кроме того, имущество рассматривается как совокупность имущественных прав (актив) или имущественных прав и обязанностей (актив + пассив), принадлежащих определенному лицу. Владение - фактическое обладание вещью, одно из правомочий собственника.

В экономической литературе многими авторами имущественный комплекс предприятия рассматривается как совокупность недвижимого и движимого имущества и вложений, нематериальных активов (включаемых и не включаемых в баланс), оборотных средств, ценных бумаг и других активов".

Управление имущественным комплексом призвано решать следующие задачи: обеспечивать простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, сохранность и необходимый прирост собственных оборотных средств, рациональное использование земельных участков, находящихся в ведении предприятий, 1

1 Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: Имущественный подход: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2000.

развитие производственных мощностей и сохранение имущества в рабочем состоянии 1 .

Вопросы управления имуществом организаций и предприятий встали на повестку дня в связи с процессом приватизации и передачей в собственность акционерным обществам различного типа государственного имущества в виде зданий, сооружений, оборудования, машин, механизмов и других элементов основных фондов.

Появились собственники, но структура и состав имущества, полученного в процессе передачи, складывались до 1991 г. исходя не столько из производственных потребностей, сколько в процессе наделения предприятий основными фондами, выделения централизованных капитальных вложений. Другими словами, имущество многих предприятий - следствие плановой системы управления народным хозяйством, и его состав соответствовал этой системе, т.е. структуре производства, номенклатуре и объемам производимой продукции.

Далее в процессе развития рыночных отношений приобретались новые основные фонды, заменялись изношенные и устаревшие. Формировался основной капитал предприятия как стоимостная оценка основных фондов и других материальных и нематериальных активов, которые зачисляются на баланс и используются в течение длительного периода времени во многих производственных циклах. В процессе эксплуатации основные производственные фонды постепенно переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям, постепенно приходят в негодность и нуждаются в замене. За время эксплуатации предприятие должно иметь возможность накопить достаточное количество средств для замены или модернизации оборудования.

Поэтому имущественный комплекс - категория прежде всего воспроизводственная. Каждое предприятие обязано обеспечивать воспроизводство своего ресурсного потенциала. Невнимание к этому вопросу привело к резкому старению основных фондов, высокому, более чем 60%-му уровню износа, крайне медленному внедрению новых технологий, неэффективному отношению к земле, снижению уровня квалификации рабочих кадров, сокращению размеров собственных оборотных средств и другим негативным последствиям. Результат этих тенденций очевиден - многие предприятия находятся на грани банкротства.

В условиях рыночной экономики чрезвычайно важно создать на уровне предприятия эффективный механизм управления имуществом с целью получения максимально возможной величины при- 1

1 Козловский А.В. Имущественный комплекс строительных организаций: Учеб, пособие. М.: ГУУ, 2001.

были. Необходимо в комплексе рассматривать проблему управления имущественным комплексом с учетом всех взаимосвязей, возникающих в процессе производства и реализации продукции, для оптимизации издержек и затрат, налогового бремени, обеспечения экономической и финансовой надежности предприятия, минимизации вероятности банкротства, ликвидации или продажи бизнеса.

Имущественный комплекс предприятия должен обеспечивать оптимальные условия и базу эффективного развития, для этого необходимо:

  • определить эффективность деятельности предприятий, базируясь на принципах комплексного системного подхода к оценке влияния различных групп факторов внешней и внутренней среды, а также в зависимости от наличия и степени влияния различных факторов риска и неопределенности в процессе функционирования предприятий в различных экономических ситуациях;
  • реализовать ресурсную политику предприятия, обеспечивающую рациональное использование ресурсов на различных фазах строительного цикла.

Целесообразен анализ категории «имущественный комплекс» как объекта и субъекта гражданского права, а также рассмотрение оценки стоимости недвижимости и земли как инвестиционных ресурсов 1 .

Строительные предприятия являются важнейшим структурным звеном инвестиционного процесса. Если инвестиционный процесс в целом достаточно эффективен, то его результаты оказывают существенное положительное влияние на другие отрасли: промышленность строительных материалов, химическую и металлургическую промышленность и др. Иными словами, возникает экономический эффект у смежников в виде увеличения объемов производства продукции и прибыли. Поэтому инвестиционный процесс должен иметь четко определенные перспективы и продуманную эффективную инвестиционную стратегию. Эта стратегия определяется изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка, ролью государства, действующей налоговой системой, платежеспособным спросом потребителей строительной продукции и другими факторами. Поэтому любое инвестиционное решение должно прорабатываться в нескольких вариантах, что существенным образом влияет на структуру имущественного комплекса предприятия.

Инвестиционная стратегия и возможность ее конкретизации предполагают накопление финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации. К сожалению, низкий уровень рентабельности стро 1 Куликов А.С. Оценка стоимости недвижимости как инвестиционного ресурса: Автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2001.

ительного производства и существующая амортизационная политика не позволяют обеспечить необходимый уровень накоплений для обеспечения простого, не говоря уже о расширенном, воспроизводства основных средств строительных предприятий. И только правильно оцененный имущественный комплекс, по мнению многих ученых, в современных условиях может быть гарантией привлечения инвестиций со стороны и рассматриваться в современных условиях, как инвестиционный ресурс.

В последние годы многие исследователи проблем российского рынка ценных бумаг выдвигают тезис о том, что российские предприятия в значительной степени недооценены рынком по сравнению с предприятиями развитых или даже развивающихся стран. Так, по оценкам аналитиков, российские предприятия недооценены по сравнению с зарубежными аналогами.

Остановимся на особенностях имущественных комплексов строительных предприятий. Строительные предприятия в отличие от промышленных не занимают большие земельные участки. Исключение составляют предприятия, имеющие собственную производственную базу, например домостроительные комбинаты. У строительных предприятий могут быть карьеры по добыче песка или гравия, полигоны для монтажа металлоконструкций, территории, занятые управлениями производственно-технологической комплектации.

Рассматривая движимое имущество и вложения, можно отметить, что основное место в ней занимают машины, механизмы, транспортные средства, инструмент и инвентарь. На эту группу приходится более 70% всего имущественного комплекса строительных предприятий. Такая структура имущества связана еще и с тем, что строительные машины и механизмы чрезвычайно дороги, имеют длительный срок эксплуатации, но при этом очень низкий коэффициент использования во времени. Поэтому отдача от активной части имущества составляет 60-70%.

Оценивая статью «Запасы и затраты», можно отметить, что в современных условиях строительным предприятиям нет необходимости создавать большие объемы запасов строительных материалов, так как этот рынок достаточно насыщен. Исключения могут составлять предприятия, работающие в регионах, где в силу природно- климатических условий необходимо обеспечивать сезонный завоз материалов, а следовательно, создавать запас на несколько месяцев. Кроме того, проблема запасов имеет две стороны - отвлечение на длительный период времени средств из хозяйственного оборота и замедление их оборачиваемости, а также наличие достаточного количества собственных оборотных средств для сохранения этих запасов.

В статье «Денежные средства и прочие финансовые активы» можно отметить высокий уровень дебиторской задолженности вследствие нарушений условий и сроков оплаты заказчиками выполненных строительно-монтажных работ. Дополнительные расходы возникают у строительных предприятий еще и потому, что имеет место разрыв во времени между завершением работ на объекте и принятием его заказчиком. В этот период строительное предприятие вынуждено нести расходы, связанные с эксплуатацией построенного объекта. Это прежде всего касается жилых домов и объектов социально-бытового назначения.

В процессе углубления рыночных отношений и в связи с периодическими переоценками основных фондов их структура стала меняться.

Переоценки основных средств, проводившиеся на основе коэффициентов пересчета их балансовой стоимости в восстановительную, разработанных Госкомстатом России, естественно, привели к значительным расхождениям между реальной и балансовой стоимостью основных средств.

Очевидно, что при такой структуре основных фондов отрасль выгодно отличается от других, так как основной объект вложения капитала - активная часть.

В последние годы отношения между удельными весами зданий и сооружений и активной частью фондов изменились обратно пропорционально. Это связано как с рыночными факторами, так и с количественными изменениями в номенклатуре основных видов машин и механизмов.

Следует отметить, что в структуре имущественных комплексов всех крупнейших строительных предприятий Республики Татарстан из-за плохо поставленного учета нематериальных активов и интеллектуальной собственности их доля в балансе активов не превышает 1%.

Таким образом, анализ статистической информации свидетельствует о значительном удельном весе основных средств в структуре имущественного комплекса строительных предприятий.

Кроме того, качественный анализ состояния имущественного комплекса предприятий показал, что:

  • основные фонды предприятий учитываются по балансовой стоимости, которая не соответствует их рыночной стоимости;
  • в структуре имущества не учтена стоимость земельных участков;
  • руководители предприятий не уделяют должного внимания учету

нематериальных активов.

В ходе переоценки имущества (группы однородных основных фондов) предприятия, как правило, изменяется его первоначальная

(балансовая) стоимость. Вследствие этого изменяется величина налога на имущество, причитающегося к уплате в бюджет:

где б"Но и AHf - сумма налога на имущество соответственно до и после проведения переоценки основных фондов;

ДАН И - изменение (увеличение или уменьшение) величины налога на имущество в результате переоценки основных фондов.

Изменение стоимости переоцениваемого имущества приведет к пропорциональному изменению величины амортизационных отчислений, что в свою очередь за счет отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) повлияет на исчисление величины налога на прибыль:

где AHJJ и АН"- сумма налога на прибыль соответственно до и после проведения переоценки основных фондов;

ДАН П - изменение (увеличение или уменьшение) величины налога на прибыль в результате переоценки основных фондов.

Таким образом, переоценка основных производственных фондов создает возможность управления налогооблагаемыми базами по налогу на имущество и налогу на прибыль.

Покажем основные моменты изыскания резервов развития предприятий на основе управления основными средствами за счет их переоценки.

К определяющим современным задачам переоценки основных средств относятся:

  • устранение смешанной оценки основных средств по полной первоначальной стоимости в ценах разных лет;
  • получение объективных данных, отражающих общий объем, видовую и отраслевую структуру, территориальное распределение и техническое состояние основных фондов;
  • определение фактического физического износа и сравнение его с накопленными амортизационными отчислениями;
  • получение обоснованной базы для расчета амортизационных отчислений;
  • согласование объема фондов с динамикой продукции;
  • оптимизация налогообложения за счет пересчета налога на имущество;
  • минимизация ценообразования за счет сбалансирования доли амортизации в себестоимости продукции (работ, услуг);
  • повышение управляемости основными средствами за счет определения эффективности их использования в производственном процессе;
  • определение стоимости реализации основных средств;
  • определение объемов и структуры капитальных вложений, производства объектов основных средств;
  • страхование имущества предприятия;
  • передача объектов основных средств в оперативную аренду;
  • организация лизинга;
  • оформление объектов основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
  • разработка бизнес-плана для реализации инвестиционного проекта.

Сегодня переоценка основных средств все меньше и меньше рассматривается исследователями и хозяйственниками-практиками как процедура учета и контроля и все чаше выступает механизмом бизнес-планирования. Переоценка позволяет руководителям адекватно оценить потенциал развития предприятия и наметить пути его реализации.

Другим источником повышения эффективности управления основными средствами предприятий становится повышение качества их учета.

Качественно проведенная переоценка на основе данных технической инвентаризации обеспечивает уменьшение потерь по прибыли при реализации или списании машин и оборудования. Решение текущих проблем предприятий за счет откладывания на неопределенный срок замены устаревших основных фондов может привести к трудно устранимым последствиям для этих предприятий, поставить под вопрос само их существование. Изменение остаточной стоимости в результате осуществления совместного процесса технической инвентаризации и переоценки дает возможность замены морально устаревшего оборудования на основе списания несамортизированной части при минимальных потерях по прибыли.

Таким образом, по мере изменения системы экономических отношений и усиления рыночных тенденций переоценка основных средств все больше из инструмента контроля и учета превращается в механизм выявления внутренних резервов и повышения эффективности производства. Включение переоценки основных фондов в маркетинговые технологии управления предприятием позволяет за счет использования комплексного подхода значительно повысить ее влияние на деятельность предприятия в целом.

Оценка рыночной стоимости имущества определяется при помощи классических подходов к оценке стоимости - затратного, сравнительного и доходного.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект

оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой стороны, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой стороны сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, которые необходимы для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки .

Земельно-имущественный комплекс является объектом всеобщих интересов, фактором воспроизводственного процесса, базовым элементом имущественных отношений и требует современного и эффективного управления. Одной из важных задач управления является оценка стоимости имущества предприятия.

Для выполнения своих задач любое государство нуждается в экономических ресурсах. Одним из таких ресурсов выступает имущество, находящееся в государственной собственности. И от эффективности управления им зависит, как государство осуществляет возложенные на него функции.

Однако чтобы государство могло управлять своим имуществом, необходимо иметь четкое понятие не только о том, что такое «имущество» и как оно соотносится с правом собственности, но и «иметь понятие» о том, что входит в состав такого имущества.

В литературе, а не редко и в законодательстве, понятие «имущество» зачастую отождествляется с понятием собственность. Попытаемся разобраться с определением этих понятий, чтобы исключить путаницу в терминологии. Собственность, с юридической точки зрения, представляет собой волевое отношение, комплекс прав, которыми может обладать субъект права в отношении своего имущества. А имущество является объектом права собственности, что в свою очередь вытекает из ст. 209 ГК РФ . Смешение данных понятий может привести к неверному пониманию самого права и объекта, на который оно направлено. Этого, к сожалению, не избежали некоторые законодательные акты. Так, в Концепции внешней политики РФ в качестве одной из приоритетных задач закреплено положение о том, что государство должно «обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом» . Как видно, в данном случае понятие «собственность» определяет не право, а объекты, на которые оно направлено, т.е. «имущество».

Итак, определимся, что же представляет собой термин «имущество». Часто оно употребляется вместо слова «вещи», и тогда под имуществом понимается совокупность вещей. Такое употребление не совсем корректно, т.к. понятие веши как предмета материального мира, находящейся в естественном состоянии в природе или созданной трудом человека, уже понятие имущества. В частности, из ст. 128 ГК РФ вытекает, что под «имуществом» понимается совокупность вещей и имущественных прав. А ст. 123 ГК РФ включает в понятие имущественный комплекс также право требования и долги, то есть расширяет исходное понятие и включает в него совокупность обязанностей.

Исходя из анализа законодательства, можно сделать вывод, что под имуществом следует понимать совокупность вещей, принадлежащих на праве собственности определенному субъекту и вытекающих из этого права имущественных прав и обязанностей. К таким субъектам, в зависимости от формы собственности, законодательство относит: юридические и физические лица, Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования . Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, определяют как федеральное имущество, которое наряду с имуществом субъектов Федерации относится к государственному имуществу. Выделение категории федерального имущества основано на принципе федерализма и разграничения полномочий Федерации и ее субъектов. Фактически, конституционное и законодательное закрепление разделения государственной собственности стало шагом к демократизации и либерализации прежней системы жесткого командно-административного диктата центра. Однако до сих пор существует сложность в разграничении этих двух видов государственного имущества, что зачастую приводит не только к неэффективности управления, а к невозможности использования такого имущества. Законодатель, понимая это, произвел попытку создания соответствующей нормативной базы. Началось все вдекабре 1991 г. с известного Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» . Положения Постановления об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности выполнили свою позитивную роль, в результате чего стало возможным привести классификацию объектов государственной собственности - по основанию отнесения их к федеральной, государственной собственности субъектов и муниципальной собственности.

Данная классификация, исходя из текста Постановления, включает следующие виды объектов:

I. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности:

  • а) объекты, составляющие основу национального богатства страны;
  • б) объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;
  • в) объекты оборонного производства;
  • г) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;
  • д) прочие объекты, например: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов, предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

II. Объекты федеральной собственности, отдельные объекты, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации (предприятия рыбопромысловой промышленности; зверосовхозы; государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий); объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации; учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта; научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации; а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения, предприятия автомобильного транспорта, предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений и др.).

III. Объекты, относящиеся к муниципальной собственности (объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации, предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров) и образования) .

Однако Постановление не позволяет достаточно четко определить круг объектов имущества, принадлежащего РФ и имущества, принадлежащего субъектам Федерации. Оно лишь разграничило единый на тот момент фонд федерального имущества. К тому же многие из объектов, указанных в приложениях к данному Постановлению, были приватизированы.

Не дает исчерпывающего перечня и Концепция управления государственным имуществом и приватизации от 27.09.1999 № 39 .

Существующие законы содержат нормы, указывающие лишь на отдельные виды имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъекта РФ. Например, ст. 27 Земельного Кодекса РФ , ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии» , ст. 5 Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» . Так, в законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закреплено, что в собственности субъекта РФ может находиться:

  • - имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам регионального ведения;
  • - имущество, необходимое для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения;
  • - имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
  • - имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

В дополнение к указанным нормативно-правовым актам, перечень федерального имущества содержится в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ. К такому имуществу относится:

  • - имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в т.ч. имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
  • - имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом по представлению Правительства РФ;
  • - имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений .

Однако в действующем законодательстве отсутствует единый, полный и закрытый перечень объектов имущества, находящихся в федеральной собственности. Налицо необходимость принятия специального федерального закона, который решил бы вопрос и о перечне имущества, находящегося исключительно в государственной собственности, и вопросы разграничения управления федеральным имуществом между Российской Федерацией и ее субъектами.

На сегодняшний день в перечень имущества, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, необходимо включить:

  • - природные ресурсы, служащие удовлетворению потребностей общества и являющиеся народным достоянием (напр., природные парки, заказники, заповедники и др.);
  • - имущество, предназначенное для обслуживания деятельности самого государства (государственная казна, средства государственного бюджета, имущество Центрального банка, золотой запас, валютный фонд, федеральная связь и т.п.);
  • - имущество, обеспечивающее оборону страны и безопасность государства (имущество вооруженных сил, государственный материальный резерв и т.п.);
  • - имущество, обеспечивающее функционирование и развитие всего народного хозяйства страны (ценные недра, земли, водные ресурсы, воздушное пространство).

Таким образом, к настоящему моменту уже сформировался определенный массив объектов федеральной собственности, доступный для систематизации и анализа и ожидающий специального законодательного закрепления.

Федеральное имущество можно условно разделить на несколько групп:

  • - к первой относится имущество, принадлежащее на праве оперативного управления или хозяйственного ведения федеральным предприятиям и организациям, так называемое, распределенное имущество;
  • - ко второй группе относится имущество, составляющее казну Российской Федерации;
  • - третья - это имущественные права и обязанности Федерации .

Исходя из смысла ст. 214 ГК РФ и п. 2 ст.2 Федерального закона

от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», к первой группе федерального имущества можно отнести имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепленное за федеральными государственными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными учреждениями . Остальное же имущество составляет казну Российской федерации. Такое определение представляется не совсем точным, т.к. получается, что имущество, не закрепленное за этими субъектами, а приобретенное в процессе их деятельности, тоже составляет казну Российской Федерации. Включение в состав казны такого имущества подрывает устойчивость хозяйственных отношений, лишает государственные предприятия доверия со стороны третьих лиц, т.к. такое имущество в любой момент может стать базой имущественной ответственности Российской Федерации по своим обязательствам. Таким образом, к первой группе следует относить не закрепленное имущество, а именно принадлежащее федеральным государственным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным учреждениям.

Сюда также можно отнести имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, необходимое для осуществления их полномочий.

Вторая группа федерального имущества входит в состав государственной казны, куда следует отнести средства федерального бюджета и иное нераспределенное федеральное имущество.

Правовой режим имущества, находящегося в составе имущества казны, имеет свои особенности: имущество не принадлежит на вещных правах никакой организации; используется организациями (юридическими лицами) для реализации собственных целей только по решению уполномоченного государственного органа .

В письме Росимущества от 15 июня 2005 г. в адрес собственных территориальных управлений приведен исчерпывающий перечень «объектов учета реестра, составляющих государственную казну Российской Федерации, это: а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности; б) участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты, находящиеся в федеральной собственности; в) находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных товариществ, а также имеющееся у них имущество, не вошедшее в уставный капитал; г) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в т.ч. переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям» .

К третьей части федерального имущества относятся имущественные права Российской Федерации. В качестве примера можно рассмотреть права, которые государство приобретает после приватизации федеральных предприятий путем преобразования их в акционерные общества с закреплением части акций или золотой акции в собственность государства. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает принятие одного из двух решений:

  • 1) об использовании «Золотой акции». «Золотая акция» - это специальное имущественное право на участие РФ в управление открытыми акционерными обществами. Представители Российской Федерации назначаются в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию общества. Представители имеют право вето при принятии общим собранием акционерного общества решений по важнейшим вопросам деятельности общества, таким как внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация, ликвидация, изменение уставного капитала, совершение крупных сделок и другие права, предусмотренные Законом.
  • 2) о закреплении всех или части акций в собственности Российской Федерации .

В результате приватизации и преобразования федерального государственного унитарного предприятия имущество переходит в частную собственность открытого акционерного общества; государство, становясь собственником акций или закрепляя за собой золотую акцию, приобретает имущественные обязательственные права по отношению к данной организации.

Что касается требований и обязанностей, то сюда можно отнести институт государственного кредита. Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

  • 1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, вт.ч. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  • 2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  • 3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 4) государственным гарантиям Российской Федерации;
  • 5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным, в соответствии с законодательством Российской Федерации, на государственный долг Российской Федерации.

Очевидно, что на данном этапе образовался достаточно обширный круг имущества, находящего в федеральной собственности, который требует законодательного определения его границ, во избежание многочисленных споров о разграничении государственного имущества между Российской Федерацией и ее субъектами и муниципальными образованиями, которые, в свою очередь, оказывают негативное воздействие на эффективность управления всего государства в целом.

Государственные и муниципальные предприятия по гражданскому законодательству относятся к унитарным предприятиям. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Важным является положение, что имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по видам (долям, паям), в т.ч. между его работниками.

Имущество государственного или муниципального предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Российской Федерации, в соответствии с первой частью ГК РФ, создаются и действуют два типа унитарных предприятий:

  • - основанное на праве хозяйственного ведения имуществом, которое создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
  • - основанное на праве оперативного управления имуществом, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие считается федеральным казенным предприятием.

Первые имеют более широкий круг имущественных прав, чем вторые:

  • - у них создается уставный фонд;
  • - они имеют возможность создавать дочерние предприятия;
  • - собственник имущества данных предприятий, как правило, не отвечает по обязательствам предприятий.

В своей деятельности государственные и муниципальные предприятия руководствуются ГК РФ и принятым впоследствии Законом о государственных и муниципальных предприятиях, а также другими нормативными актами, регулирующими деятельность данного типа предприятий.

Согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ, органом управления унитарным предприятием является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие после государственной регистрации приобретает статус юридического лица со всеми вытекающими из ГК РФ правами и обязанностями. Устав унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, а устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ.

Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, должны быть указаны место его нахождения, наименование предприятия и другие сведения. Особенностью фирменного наименования унитарного предприятия является указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества государственных и муниципальных предприятий не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК РФ.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом, а если имеется недостаточность имущества у казенного предприятия, то РФ несет субсидиарную ответственность по его обязательствам на основании п. 5 ст. 115 ГК РФ. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, имеет право изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распоряжаться им по своему усмотрению.

Таким образом, главной отличительной особенностью государственных и муниципальных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных ГК РФ пределах.

Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества действует в соответствии с установленными целями (в уставе закрепленными), заданиями собственника и назначением имущества, поэтому казенное предприятие распоряжается закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления и служит удовлетворению потребностей местного самоуправления. Можно выделить следующие специфические характеристики муниципальной собственности:

  • - она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства;
  • - часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета;
  • - выступает в двух взаимосвязанных проявлениях - как имущественно хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостный) комплекс;
  • - создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью;
  • - наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии;
  • - используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собствен н и ка .

Полнота удовлетворения общественных потребностей муниципалитета, а следовательно, степень реализации его экономических интересов, зависит от содержания и рациональной структуры муниципальной собственности.

Согласно принципу соответствия объема и характера объектов собственности характеру задач, решаемых в рамках административно-территориального образования в интересах его населения, в рамках проводимой в России реформы отношений собственности муниципалитетам было передано 80% всего жилищного фонда, 76% дошкольных учреждений, 82% объектов здравоохранения, 84% спортивных сооружений и т.д.

С учетом разработок ученых, связанных с исследованием правовых аспектов управления объектами публичной собственности, можно прийти к выводу о том, что термин «управление муниципальной собственностью» следует рассматривать в двух значениях.

В широком значении под управлением муниципальной собственностью следует понимать соответствующую систему способов, форм и методов управления муниципальной собственностью.

Под управлением муниципальной собственностью в узком значении можно понимать порядок принятия решений компетентных муниципальных органов, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности .

Основные задачи и функции управления муниципальной собственностью:

  • 1. Решение комплекса вопросов по формированию, управлению и распоряжению муниципальной собственностью, имуществом муниципальной казны, эффективному использованию муниципального имущества. В их числе:
    • - управление и распоряжение в установленном порядке муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;
    • - реализация на основе законодательства РФ политики приватизации муниципальных предприятий и объектов недвижимости;
    • - проведение мероприятий по разграничению имущества, находящегося в Федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, в т.ч. в части разграничения муниципальной собственности между МО и поселениями, входящими в его состав;
    • - организация проведения публичных слушаний по имущественным вопросам (разрешение (изменение) условно разрешенного вида использования объектов недвижимости, установления публичных сервитутов и т.д.), в т.ч. и земельных участков (при необходимости);
    • - осуществление функций технического организатора по подготовке и проведению аукционов (конкурсов), в т.ч. и торгов по продаже находящихся в Государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в муниципальном образовании.
  • 2. Осуществление в рамках предоставленных полномочий, в соответствии с действующим законодательством, действия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в т.ч. по отчуждению его в собственность других лиц, передачи им права владения, пользования и распоряжения, а именно:
    • - оформление сдачи в аренду (субаренду) объектов муниципальной собственности;
    • - оформление сдачи в безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности;
    • - оформление продажи и приватизации муниципального имущества;
    • - оформление участия муниципального образования в хозяйственных обществах, товариществах;
    • - осуществление передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление, анализ предложений по продаже недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении;
    • - выполнение иных функций по распоряжению муниципальной собственностью, вт.ч. земельными участками, жилищным фондом, в рамках действующего законодательства и предоставленных полномочий.
  • 3. Осуществление контроля над использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, переданного по договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, а также переданного в установленном порядке иным лицам.
  • 4. Осуществление приобретения и приема объектов в муниципальную собственность с оформлением государственной регистрации и получением Свидетельств на право муниципальной собственности в Управлении федеральной регистрационной службы по Московской области на объекты недвижимости.
  • 5. Осуществление списания муниципального имущества в установленном порядке.
  • 6. Выявление и оформление в муниципальную собственность бесхозяйного имущества.
  • 7. Оформление залоговых сделок с муниципальным имуществом.
  • 8. Проведение инвентаризации и обеспечение учета муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне, оперативном управлении и хозяйственном ведении предприятий и учреждений.
  • 9. Ведение Реестра муниципальной собственности (в т.ч. раздела Реестра о муниципальной казне) в соответствии с действующим порядком.
  • 10. Осуществление разработки районных нормативных правовых актов по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.
  • 11. Обеспечение консультативной помощи юридическим и физическим лицам по вопросам компетенции Управления.
  • 12. Осуществление с согласия собственника полномочий по управлению и распоряжению муниципальными вкладами, долями, паями, пакетами акций с правом передачи их в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством .

По нашему мнению, целесообразными представляются следующие предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства в сфере управления объектами муниципальной собственности:

  • 1) необходимо в законодательстве РФ закрепить норму о том, что собственником объектов муниципальной собственности является местное население, самоорганизованное в свою, предусмотренную законодательством, организационно-правовую форму в виде муниципального образования;
  • 2) есть смысл нормативно определить управление муниципальной собственностью как порядок принятия решений компетентных муниципальных органов, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности;
  • 3) целесообразно ввести в федеральное законодательство такие законодательные процедуры, закрепляющие формы непосредственного участия депутатов представительного органа в вопросах распоряжения муниципальной собственностью, как:
    • - необходимость получения согласия представительного органа на совершение крупной сделки по отчуждению муниципального имущества;
    • - решение администрацией муниципального образования вопросов по использованию, отчуждению, сдаче в аренду любого муниципального имущества исключительно на основании положительного заключения специально созданной Комиссии по вопросам управления муниципальной собственностью, включающей в свой состав депутатов местного представительного органа.

Анализируя современный этап формирования муниципального управления в России, следует отметить, что впервые были закреплены наиболее законодательные нормы муниципального управления на основе муниципальной собственности. Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определили основные направления развития законодательства и пределы самостоятельности муниципального управления. Муниципальное образование является конституционной структурой, которая руководствуется принципами самоуправления и владеет соответствующей собственностью на территории данного муниципального образования.

В Конституции РФ (1993 год) четко определено:

  • - «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12);
  • - «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью»;
  • - «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Муниципальная собственность служит основой деятельности муниципального образования и инструментом управления платежеспособности и финансовой устойчивости региона.

В последние годы все более заметен интерес ученых и практиков к проблеме эффективности использования муниципальной собственности. Повышение актуальности данной проблемы обусловлено неэффективным использованием муниципальных земель, которые часто сдаются или, что еще хуже, продаются по минимальным ценам. Муниципальное имущество находится в изношенном состоянии, часто непригодном для использования и нуждающимся в капитальном ремонте.

Анализируя данную проблему, можно выделить несколько подходов к определению эффективности использования имущества.

Во-первых, с точки зрения размеров получаемого дохода. Таким показателем может служить удельный вес доходов бюджета от хозяйственного использования имущества (с учетом поступлений от налогообложения имущества; без учета поступлений от налогообложения имущества).

Во-вторых, с точки зрения общественной пользы. Только качественные показатели (наир., снижение детской преступности в результате строительства сети детских клубов).

В-третьих, сточки зрения экономии бюджетных средств. Например, строительство административных зданий позволяет высвободить жилой фонд, который занимают различные учреждения (СЭС, ЖЭУ, паспортные столы ит. п.), и передать его жителям, а также сократить выплаты частному сектору за арендуемые площади.

В отношении объектов муниципальной собственности следует оценивать степень целесообразности, а не степень эффективности использования. Если же говорить об эффективном управлении, то степень эффективности необходимо оценивать уровнем удовлетворенности всех заинтересованных сторон в решении тех или иных проблем. Оценить эффективность управления только количественными показателями не представляется возможным, т.к. управление муниципальными финансами и собственностью - это специфическая сфера деятельности, в которой зачастую важно не количество решенных вопросов, а качество их решения.

Росимущество разработало методику по установлению ключевых показателей эффективности (KPI) для топ-менеджеров. Оценка эффективности руководителей госкомпаний будет зависеть от капитализации и выплачиваемых дивидендов. Для публичных госкомпаний предлагается подсчитывать рентабельность инвестиций акционеров (TSR), она зависит от дивидендной доходности и изменения цены акций. Для непубличных компаний - учитывать размер дивидендов по сравнению с их средним значением за три предыдущих года.

В числе других показателей Росимущество выделяет рентабельность инвестированного или акционерного капитала, что позволяет оценивать эффективность инвестиций. Ведомство также предлагает на выбор пять критериев, из них члены совета директоров обязаны выбрать как минимум два.

Именно достижение KPI должно учитываться при премировании менеджеров по итогам года.

В последние два десятилетия Правительство России приняло несколько законопроектов по реформированию казённых организаций. В настоящее время их принято называть унитарными муниципальными и государственными предприятиями. Решения по их реорганизации принимает собственник, в данном случае - федеральная власть. Последнее, действующее законодательство «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» было принято в ноябре 2002 г.

Решение о реорганизации принимается при недостаточно эффективной, незаконной работе государственного предприятия:

  • - нецелевое использование финансов;
  • - отсутствие или минимальная прибыль за последние два года;
  • - нарушение установленных правил по использованию недвижимости; аренда, продажа или использование другими юридическими лицами.

Процессом расформирования или ликвидации таких организаций занимаются компетентные юристы. Их профессиональный контроль, компетентность обеспечат порядок, и реорганизация предприятия будет проведена без нарушений существующего федерального закона. Их деятельность включает в себя адекватную оценку сложившейся ситуации, сбор необходимого пакета документов, представление интересов сторон в различных инстанциях.

Прекращение деятельности любого государственного предприятия происходит по той же самой схеме, что и частного. Это может быть реорганизация и ликвидация. Такие управленческие мероприятия вступают в силу только при наличии решения уполномоченного федерального органа или постановления суда.

Формы реорганизации унитарных государственных и муниципальных предприятий:

  • а) слияние двух или нескольких предприятий;
  • б) присоединение других к существующей организации;
  • в) разделение, минимум, на два новых предприятия;
  • г) выделение одного или нескольких унитарных предприятий;
  • д) преобразование в другую организационно-правовую форму, предусмотренную федеральным законом.

Изменение вида казённого предприятия и правового положения, при котором его имущество переходит в собственность другого государственного предприятия, не считается реорганизацией. В этом случае вносятся некоторые изменения в устав предшественника, которые должны быть зафиксированы органами государственной регистрации.

  • Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ. СЗ РФ. 1994. №32.Ст. 3301; 2011. № 405-ФЗ. Ст. 7347.
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений взаконодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силунекоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятиемфедеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». СЗ РФ. 2004. № 35. От. 3607.
  • Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251; 2011.№ 50. Ст. 7343.
  • Кошкина Л.И. Проблемы управления государственной имущественной собственностью. Экономика и управление собственностью. 2012. № 2. С. 15-24.
  • Чичерин Б. Н. Собственность и государство - М.: Директ-Медиа, 2011.
  • Э1 Шилова З.А. Управление муниципальной собственностью. М.: Академия,2012. С.77.

Термин «предприятие» используется в гражданском праве применительно как к субъектам, так и к объектам права. Предприятием называется юридическое лицо, т.е. субъект гражданского права, участник предпринимательской деятельности. При этом термин «предприятие» применяется только к государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые как коммерческая организация подлежат государственной регистрации и выступают как субъект права в различных договорах и других правоотношениях.

Одновременно этот же термин применяется для обозначения определенного вида объектов права. В этом смыслепредприятие - определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, куда входит вся совокупность имущества, предназначенного для деятельности предприятия, а именно: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукция, работы и услуги, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права, т.е. в составе предприятия как особого объекта недвижимости могут быть и отдельные объекты недвижимого имущества - здания, сооружения, земля и т.д., нематериальные активы (права пользования земельным участком, природными ресурсами, авторские права и другие права и т.п.) и оборотные средства (деньги, сырье, материалы и т.п.).

В качестве объекта права - недвижимого имущества предприятие может принадлежать любым субъектам - участникам предпринимательской деятельности. Не исключена возможность принадлежности одному субъекту нескольких предприятий - имущественных комплексов, в частности, предназначенных для изготовления разных видов продукции или для иных видов предпринимательской деятельности.

Понятие предприятия как недвижимости, которая используется для предпринимательской деятельности, имеет свои особенности. Его нельзя сводить к комплекту оборудования для производства определенной продукции, потому что превращение такого комплекта оборудования в предприятие нуждается в дополнительных действиях по организации на его основе процесса производства. Предприятие как недвижимость составляет единый имущественный комплекс, включающий не только все виды имущества, предназначенные для его деятельности, но и неимущественные права, индивидуализирующие предприятие. Это дает возможность сразу использовать предприятие для определенной производственной деятельности.



В виду того, что до принятия нового ГК практически все предприятия были государственными (кооперативными), они не находились в обороте, эти предприятия, как правило, передавались в ведение других организаций в административном порядке. Поэтому такое понятие предприятия для нашего общества является новым и еще не достаточно утвердившимся в отечественной практике. Вследствие этого допускаются неточные формулировки.

Например, Указ Президента РФ «О продаже государственных предприятий - должников» от 2 июня 1994 г. имеет в виду продажу имущества несостоятельных государственных предприятий. Применение к этим отношениям определения «продажа предприятий - должников» является некорректным, т.к. имущественный комплекс как объект права не может быть должником, а государственное предприятие в качестве субъекта права не подлежит продаже. Аналогичная неточность выражения допускается в распоряжениях Правительства РФ о продаже имущества конкретных несостоятельных предприятий.

Предприятие как единый имущественный комплекс создается на базе вновь образованных коммерческих организаций с использованием взносов их учредителей и участников, а также доходов от последующей производственной деятельности .

Правовое регулирование предприятий, созданных в порядке приватизации, определяется специальным законодательством, которое имеет приоритет по отношению к общим нормам ГК о приобретении права собственности. Как правило, при приватизации государственных и муниципальных предприятий, имущественный комплекс сохраняется, изменяются только собственник и правовая организационная форма.

Эти отношения регулируются Законом РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г., в который неоднократно были внесены существенные изменения, а также многими указами Президента РФ и Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г., которые должны действовать до утверждения новой Государственной программы приватизации. Общий порядок и способы приватизации предприятий подробно определены в приложениях к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. Там указаны порядок подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию, правила оценки стоимости объектов приватизации, положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, установлены порядок и условия организации и проведения аукционов, порядок проведения конкурсов.

Большое значение имеют положения Указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. и Положение о коммерционализации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в акционерные общества.

В результате приватизации имущественный комплекс переходит в собственность хозяйственного товарищества, общества или индивидуальных предпринимателей.

Приватизации подлежат и части предприятия.

В Указе Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 г. предусмотрено выделение в процессе приватизации структурных подразделений предприятий (цехов, производств, участков и др.) в самостоятельные предприятия в правами юридического лица с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

Продажа приватизируемого предприятия осуществляется путем заключения договора купли продажи, в котором четко определяются права и обязанности продавца и покупателя, порядок оплаты, закреплены иные условия. Право собственности на передаваемое имущество переходит к покупателю в момент регистрации договора.

При всех способах приватизации предприятий от лица собственника имущества - государства выступает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Такими органами являются комитеты по управлению имуществом и фонды имущества.

Продажа предприятия как недвижимости существенно отличается от продажи акций этого предприятия . В первом случае имущество переходит в собственность покупателя, в качестве которого выступает созданное в процессе приватизации акционерное общество. При покупке акций, независимо от их количества, бывшие работники приватизированного предприятия и другие лица - акционеры - приобретают только собственность на акции, а не на имущество предприятия. Право собственности на акции переходит к покупателю с момента внесения данных в реестр акционерного общества, который ведется исполнительными органами акционерного общества.

Покупатель приватизированного предприятия приобретает на него все права собственника. Следовательно, он может продать предприятие другому лицу.

На практике встречаются случаи продажи приватизированных ранее предприятий в собственность государства или местных органов управления. Тогда изменяется форма собственности на данное имущество. Оно снова становится государственным или муниципальным предприятием и поступает в хозяйственное ведение. На базе приобретенного предприятия может быть создано новое унитарное предприятие.

Продажа предприятия как единого имущественного комплекса может быть обусловлена разными причинами. Это продажа неплатежеспособных государственных предприятий, их ликвидация или банкротство, а также, когда продавец в силу различных причин желает продать предприятие, в том числе в случаях нуждаемости в денежных средствах, перехода к другим занятиям, желания обновить оборудование и при принудительной продаже предприятия. Во всех таких ситуациях на стороне покупателя могут выступать предприниматели различных организационных форм.

В последние годы в национальной экономике и строительном комплексе в частности стали четко прослеживаться диверсификационные тенденции, характеризуемые выходом компаний в сферы бизнеса, непосредственно не связанные с основным или первоначальным видом деятельности. Жесткая конкуренция, дефицит инвестиционных ресурсов и риски, присущие российской экономике, привели к ситуации, когда инвестиционные проекты расширения старого бизнеса стали во многих случаях менее привлекательными, чем покупка функционирующих смежных предприятий.

Необходимо отметить, что в соответствии с законом в качестве объекта продажи «предприятие как имущественный комплекс» можно продать и часть предприятия. Эта часть должна представлять собой обособленный имущественный комплекс. Во всех случаях в договоре должны быть указаны определенные данные, позволяющие установить предмет продажи, в том числе расположение предприятия на соответствующем земельном участке.

До подписания договора должны быть составлены и рассмотрены сторонами:
- акт инвентаризации;

Бухгалтерский баланс;

Заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

Перечень всех долгов (обязательств), включенных в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размеров и сроков требования.

Договор продажи предприятия, как и другого объекта недвижимости, должен заключаться в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и приложением к нему перечисленных выше документов и с обязательной государственной регистрацией.

Цена приобретаемого предприятия, как одно из существенных условий договора купли продажи, должна быть четко обозначена в договоре.

Как правило, цена определяется по соглашению сторон на основании проведенной инвентаризации и заключения аудитора. Предполагается, что в обусловленную цену включается и цена на передаваемый земельный участок или на право его использования.

Сама продажа предприятия осуществляется в три этапа:

1. Заключение договора купли-продажи и его государственная регистрация.

2. Передача предприятия по передаточному акту.

3. Государственная регистрация права собственности покупателя на приобретенное предприятие.

Таким образом, закон требует, чтобы стороны при продаже предприятия дважды осуществляли государственную регистрацию. Сначала нужно зарегистрировать договор о продаже предприятия, а потом осуществить регистрацию права собственности покупателя.

После заключения договора в соответствии с особенностями приобретения недвижимости необходима передача предприятия по специальному передаточному акту от продавца к покупателю.

В ст. 563 ГК РФ подробно определено содержание этого акта, указано, что подготовка предприятия к передаче, в том числе оформление передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором.

Моментом передачи предприятия покупателю считается день подписания обеими сторонами передаточного акта. С этого момента к покупателю переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Покупатель вправе использовать входящее в состав предприятия имущество и извлекать выгоды, но он до перехода права собственности не вправе распоряжаться предприятием. Продавец после передачи предприятия тоже не вправе распорядиться им.

Покупатель может сохранить приобретенное предприятие в качестве обособленного имущества юридического лица или же присоединить его к своему имуществу, создав на его основе внутреннее подразделение другой организации, или, если это индивидуальный предприниматель, непосредственно управлять им. На основе приобретенного предприятия может быть создано юридическое лицо - хозяйственное общество - даже с единственным участником. Последний будет иметь права, предусмотренные законом о соответствующем хозяйственном обществе, учредительными документами товарищества или общества.

Предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, может быть сдано в аренду .

Предприятие может быть передано собственником в аренду только после завершения расчетов с кредиторами, которые до передачи предприятия должны быть письменно уведомлены арендодателем. Они могут потребовать от арендодателя прекращения или досрочного исполнения обязательств. По долгам, переведенным без согласия кредиторов, арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность.

Подготовка предприятия к передаче является обязанностью арендодателя. Сама передача предприятия в аренду производится по передаточному акту, а моментом заключения договора аренды и возникновения по нему прав и обязанностей сторон определен момент государственной регистрации.

Во время аренды арендатор обязан поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, включая обязательные платежи и налоги, если иное не предусмотрено договором.

Права арендодателя на занятие определенной деятельностью на основании лицензии не переходят на арендатора, если иное не установлено законом или иным правовым актом. Однако это не освобождает арендодателя от соответствующих обязательств перед своими кредиторами. Права и обязанности по отношению к работникам предприятия регулируются правилам о реорганизации юридического лица.

При прекращении договора имущественный комплекс должен быть возвращен арендодателю. Подготовка предприятия к передаче теперь является обязанностью арендатора и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено законом.

Размер и способы внесения арендной платы определяются в договоре аренды.

Право собственности на предприятие как единый имущественный комплекс прекращается по общим правилам, установленным в главе 15 ГК (ст. 235 - 243) за исключением ст. 240, 241. Чаще всего единый имущественный комплекс прекращает существовать в результате распродажи в отдельности входящих в него объектов, в частности при банкротстве или по добровольному решению предпринимателя .