Особенности избрания ревизора общества. Срок полномочий ревизионной комиссии Ревизионная комиссия в акционерном обществе


Ревизионная комиссия

В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» наличие ревизионной комиссии обязательно для акционерных обществ.

Ревизионная комиссия - это выборный контрольный орган управления акционерным обществом, осуществляющий проверку обоснованности и результативности решений, принятых советом директоров и исполнительными органами управления акционерным обществом. В акционерном обществе может быть либо ревизионная комиссия, либо ревизор. Закон оставляет право выбора за акционерами, которые свое решение должны отразить в уставе общества.

Ревизионная комиссия избирается только общим собранием акционеров. Члены совета директоров и акционеры, занимающие руководящие должности в акционерном обществе, не имеют права голосовать при избрании или отстранении от должности членов ревизионной комиссии. В случае неудовлетворительной работы ревизионной комиссии собрание акционеров вправе переизбрать как отдельных членов, так и всю комиссию до истечения сроков ее полномочий. Руководит работой ревизионной комиссии ее председатель, избираемый из состава членов комиссии.

Численный состав ревизионной комиссии определяется уставом общества. Члены ревизионной комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом. Членом ревизионной комиссии может быть не только акционер. Ревизионная комиссия вправе при необходимости для целей ревизии привлекать по контракту специалистов и аудиторские организации за счет средств общества. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии, законом не определен.

Решения ревизионной комиссии правомочны, если в ее работе принимают участие не менее половины ее членов. В случае, когда число членов ревизионной комиссии становится менее половины, совет директоров обязан созвать внеочередное собрание акционеров и провести довыборы или перевыборы членов ревизионной комиссии общества.

Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется внутренними документами общества (Положение о ревизионной комиссии).

Результаты проверок, а также все решения, принимаемые ревизионной комиссией, фиксируются в протоколах ее заседаний, подписываемых председателем и членами ревизионной комиссии. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с тем или иным решением, он вправе внести в протокол свое особое мнение.

Общее собрание устанавливает размер и порядок вознаграждения членов ревизионной комиссии. При этом им выплачивается не только вознаграждение, но и компенсируются расходы в период исполнения ими своих обязанностей.

К компетенциям ревизионной комиссии, устанавливаемым законом и уставом, относятся:

· осуществлять ревизию финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также в иное время;

· проверять состояние кассы;

· проверять своевременность и правильность платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, начислений и выплат процентов по облигациям;

· требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества;

· требовать созыва внеочередного общего собрания;

· требовать созыва заседания совета директоров;

· правовой контроль за деятельностью органов управления акционерного общества.

Финансово - хозяйственная деятельность акционерного об­щества может проверяться по итогам работы за год и во всякое иное время по инициативе комиссии или по требованию акционера, владеющего не менее 10% акций. По итогам проверки финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) составляет заключение, в котором содержатся:

· подтверждение достоверности данных отчетов и иных финансовых документов общества;

· информация о фактах нарушения норм и правил ведения учета и предоставления отчетности, а также нарушения правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит

Кроме ревизионной комиссии (ревизора) в систему внутреннего контроля акционерного об­щества входит аудитор, так как в его функции входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества на предмет ее соответствия правовым актам Российской Федерации.

Внутренний аудит призван повышать стоимость бизнеса и совершенствовать деятельность общества, он помогает организации в достижении ее целей, систематически оценивает эффективность процессов управления рисками, корпоративного управления. В ходе внутреннего аудита анализируется до­стоверность и полнота информации, обеспечивается соблюдение принятых в обществе нормативных актов, сохранность имущества, экономное и эффективное использование ресурсов.

Таким образом, к функциям внутреннего аудита относятся:

· разработка стандартов аудиторских проверок;

· проведение традиционных внутренних проверок;

· оценка соблюдения законов и нормативных актов;

· оценка внутренних систем контроля финансовой информации;

· оценка внутренних систем контроля деловых процессов;

· оценка процедуры выявления и оценка коммерческих рисков, а также процедуры управления ими;

· оценка выполнения договорных обязательств;

· проведение проверки применяемых информационных технологий;

· консультационные услуги;

· помощь руководству общества в создании и использовании системы внутреннего контроля;

· расследование случаев мошенничества;

· проверка дочерних акционерных обществ.

Аудитор утверждается общим собранием акционеров. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров на основании заключенного с ним договора.

Аудиторская проверка необходима, прежде всего, в случаях опубликования документов общества. Годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета прибылей и убытков, проспекты эмиссии публикуются только после введения аудиторской проверки. Без аудиторской проверки ФСФР России не регистрирует проспекты эмиссий ценных бумаг акционерных обществ.

Ревизионная комиссия и внутренний аудит дополняют друг друга. Ревизионная комиссия фокусируется на всех функциональных областях деятельности компании, а внутренний аудит – на финансово – бухгалтерской отчетности. Обе комиссии представляют собой инструмент контроля со стороны собственников и, в конечном счете, заинтересованы в эффективной деятельности компании.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие функций исполнительных органов акционерных обществ от функций совета директоров?

2. Опишите механизм выборов генерального директора акционерного общества. В чем отличие от выборов председателя совета директоров?

3. В чем сходство и различие между единоличным и коллегиальным исполнительными органами?

4. Опишите механизм выборов правления корпорации.

5. Зачем необходимо проводить постоянную оценку деятельности правления и генерального директора корпорации?

6. Какие показатели и критерии необходимо использовать при оценке деятельности топ – менеджеров корпорации?

7. Объясните смысл термина «окапывание» менеджеров.

8. Как гринмейл приводит к окапыванию менеджеров?

9. Каков механизм «отравленных пилюль»?

10. Объясните, зачем акционерному обществу необходима ревизионная комиссия или ревизор?

11. Каковы функции внутреннего аудитора акционерного общества?

Тест:

1. Может ли лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) или члена коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), совмещать должности в органах управления других организаций? a) может; b) не может; c) допускается только с согласия совета директоров.
2. Исполнительный орган управления акционерным обществом - это орган: a) непосредственного управления; b) общего управления; c) опосредованного управления.
3. Способ корпоративного управления в форме: «кнута» заключается в: a) угрозе смещения менеджера со своего поста либо по решению собственного совета директоров фирмы, либо в результате недружественного поглощения компании иной фирмой; b) в лишении их компенсационного пакета.
4. Считается, что менеджеры окопались, если: a) у компании имеется достаточно сильный совет директоров; b) недружественное поглощение – затруднено; c) менеджеры компании не защищены от угрозы увольнения.
5. Перекрестное участие в советах директоров наблюдается, когда: a) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы А, а президент В - в совете директоров А; b) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы В, а президент В - в совете директоров В; c) топ-менеджер компании А занимал место в совете директоров фирмы В, а президент В - в совете директоров А.
6. Если акционерным обществом непосредственно управляет генеральный директор, то исполнительные органы данного общества существуют в форме: a) единоличного исполнительного органа управления; b) коллегиального исполнительного органа управления.
7. Лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа управления, осуществляет также функции: a) председателя совета директоров; b) корпоративного секретаря; c) председателя коллегиального исполнительного органа управления.
8. Положения в уставе компании в форме «отравленных пилюль» a) увеличивают заинтересованность захватчика в поглощении и усиливают окапывание менеджмента; b) снижают заинтересованность захватчика в поглощении и ослабляют окапывание менеджмента; c) снижают заинтересованность захватчика в поглощении и усиливают окапывание менеджмента.
9. Решения совета директоров о досрочном прекращении деятельности единоличного исполнительного органа и проведении внеочередного собрания по выборам нового принимаются: a) большинством членов совета директоров; b) в 3/4 голосов членов совета директоров; c) 100% голосов членов совета директоров. a)
10. Генеральный директор может быть избран: a) общим собранием акционеров; b) советом директоров; c) обоими органами.
11. Если генеральный директор избран советом директоров, тогда срок полномочий генерального директора равен: a) пять лет; b) одному году; c) три года.
12. Выборы генерального директора проводятся: a) раздельным голосованием по каждому претенденту; b) коммулятивным голосованием; c) генерального директора не выбирают, а назначают.
13. Какие из компетенций не относятся к компетенциям генерального директора: a) обеспечение выполнения решений общего собрания и совета директоров; b) оперативное руководство деятельностью общества; c) осуществление текущего планирования; d) внесение изменений в устав АО; e) составление и утверждение штатного расписания; f) заключение договоров, соглашений, контрактов.
14. Для назначения членов исполнительных органов общества необходимо решение совета директоров, принятое: a) простым большинством голосов, если уставом или внутренними документа общества не предусмотрено большее число голосов; b) ¾ голосов; c) простым большинством голосов.
15. Правление избирается сроком на: a) пять лет; b) один год; c) неограниченный срок.
16. Кворум заседания коллегиального исполнительного органа должен составлять: a) 99% избранных членов правления; b) не менее половины избранных членов правления; c) ¾ избранных членов правления.
17. Какие из компетенций не относятся к компетенциям правления? a) разработка системы вознаграждения менеджеров корпорации; b) обеспечение выполнения решений общего собрания; c) организацию оперативного руководства; d) финансовое и налоговое планирование; e) управление производственной деятельностью; f) управление персоналом.
18. Адресный выкуп акций это: a) «отравленные пилюли»; b) гринмейл; c) консолидация акций.
19. Ревизионная комиссия избирается: a) только общим собранием акционеров; b) только советом директоров; c) только правлением общества.
20. Члены ревизионной комиссии могут одновременно являться членами совета директоров, а также занимать иные должности в органах управления обществом: a) да; b) нет.
21. Срок, на который избираются члены ревизионной комиссии: a) пять лет; b) один год; c) законом не определен.
22. К компетенциям ревизионной комиссии, устанавливаемым законом и уставом, не относятся: a) осуществлять ревизию финансово - хозяйственной деятельности акционерного общества по итогам года, а также в иное время; b) проверять состояние кассы; c) проверять своевременность и правильность платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, начислений и выплат процентов по облигациям; d) привлечение инвестиций и финансирование деятельности компании; e) требовать от лиц, занимающих должности в органах управления, документы о финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества.
23. Аудитор утверждается: a) только общим собранием акционеров; b) только советом директоров; c) только правлением общества.
24. Аудитор фокусируется: a) на всех функциональных областях деятельности компании; b) на финансово – бухгалтерской отчетности компании. с) на производственной деятельности компании.

Особое место в системе внутреннего контроля занимают контрольно-ревизионные комиссии, которые могут создаваться во многих коммерческих структурах: обществах с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерных обществах, ассоциациях и союзах.

Статут ревизионной комиссии определен в уставе субъекта хозяйствования. Для акционерных обществ вопросы создания и полномочий ревизионной комиссии решены законодательно. В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» проверка финансовой и хозяйственной деятельности акционерных обществ осуществляется финансовыми, статистическими, кредитными и правоохранительными инспекциями, а также контрольными органами пенсионного, социального и медицинского страхования. Наряду с этими органами проверку акционерных обществ проводят ревизионные комиссии этих обществ.

Акционерное общество обязано проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности силами ревизионной комиссии или привлекаемых за плату сторонних организаций не реже одного раза в год, а внеочередные ревизии - по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, либо по решению общего собрания акционеров, либо по требованию совета директоров (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Эти вопросы оговариваются в уставе акционерного общества.

Ревизионная комиссия наряду с общим собранием акционеров и правлением является постоянно действующим органом.

Задачи и полномочия ревизионной комиссии (ревизора) общества определяет ст. 85 закона ФЗ №208. 1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной

деятельностью общества общим собранием акционеров в

соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.

2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по

вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности

общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать

созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.

6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Как отмечалось, ревизионная комиссия акционерного общества избирается общим собранием акционеров.

В ее состав должны входить лица, имеющие опыт бухгалтерской и финансовой деятельности, высококвалифицированные специалисты. В состав ревизионной комиссии входят акционеры, не связанные с акционерным обществом трудовыми отношениями.

В обязанности ревизионной комиссии входят:

Проверка ежегодного отчета правления, кассы и имущества акционерного общества в срок, способами и средствами по ее усмотрению;

Предварительное рассмотрение смет и планов акционерного общества;

Проверка состояния делопроизводства и отчетности акционерного общества;

Подготовка предложений общему собранию о приостановлении действия решений правления, если они противоречат уставу.

Для исполнения возложенных обязанностей ревизионная комиссия:

Проводит документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (сплошной проверкой или выборочно); .

Проверяет выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

Проверяет своевременность и правильность платежей в бюджет;

Проверяет соблюдение обществом и его органами управления законодательных актов и инструкций, а также решений общего собрания акционеров;

Проверяет постановку и достоверность оперативного бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

Проверяет правомочность принятых советом директоров или правлением решений, их соответствие решениям, принятым общим собранием акционеров;

Анализирует решения общего собрания акционеров, выносит предложения по их изменению в случае несоответствия положения документам, имеющим большую юридическую силу;

Проверяет состояние кассы и имущества;

Составляет и утверждает акты проверок и ревизий, необходимые заключения, в том числе по годовому отчету и балансу АО.

Комиссия имеет право:

Требовать от правления и совета директоров все необходимые для своей работы документы;

Требовать созыва заседания совета директоров и внеочередного общего собрания акционеров;

Привлекать к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе, а также внешних аудиторов, требовать от генерального директора оплатить все необходимые расходы, связанные с проведением проверок и ревизий;

Ставить вопрос перед уполномоченными на то органами управления общества об исключении членов АО из числа таковых.

Члены комиссии имеют право участвовать в заседаниях правления с правом совещательного голоса.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия составляет заключение, в котором должны содержаться:

Подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

Информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизионная комиссия:

Предоставляет общему собранию акционеров и в копии совету директоров и генеральному директору отчеты о проведенных ревизиях и проверках, сопровождая их необходимыми замечаниями и предложениями по повышению эффективности работы общества;

Соблюдает условия конфиденциальности деятельности общества;

Требует внеочередного созыва общего собрания акционеров в случае возникновения угрозы существенным интересам общества или выявления злоупотреблений, допущенных должностными лицами.

Комиссия не вправе разглашать результаты ревизий и проверок до их утверждения органом, по поручению которого они проводились. Члены ревизионной комиссии (организаций, представители которых являются членами ревизионной комиссии), допустившие разглашение коммерческой тайны или другие нарушения в процессе выполнения своих обязанностей, могут быть исключены из числа акционеров. По решению совета директоров к ним могут быть применены штрафные санкции. Уставом акционерного общества могут быть предусмотрены дополнительные полномочия ревизионной комиссии (ревизора) общества. Это относится прежде всего к дополнительному праву получить объяснения от должностных лиц общества по любым вопросам, связанным с деятельностью общества, и к праву требования наложить взыскание на работников общества за нарушения, выявленные в процессе ревизии. Такие предложения ревизионная комиссия выносит на заседание совета директоров (наблюдательного совета) или исполнительного органа общества.

Ревизору или члену ревизионной комиссии может быть выплачено вознаграждение за выполнение им установленных обязанностей. Этот вопрос решает либо совет директоров, либо исполнительный орган.

Ревизионная комиссия представляет результаты проведенных ею проверок общему собранию акционеров или совету директоров акционерного общества.

Без заключения ревизионной комиссии по годовым отчетам и балансам общее собрание акционеров не вправе утверждать баланс акционерного общества.

Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, если возникла угроза существенным интересам акционерного общества или отдельных его членов.

Ревизии и проверки на должны нарушать нормальный режим работы акционерного общества.

Ревизионная комиссия составляет программу ревизии, в которой определяются объекты ревизии (контроля), а также их значимость в отраслевой направленности акционерного общества.

Целью ревизии является контроль, во-первых, за соответствием финансово-хозяйственной деятельности общества требованиям российского законодательства и, во-вторых, за соблюдением интересов акционеров. В процессе контроля ревизионная комиссия подтверждает правильность и объективность отражения финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском учете общества и их соответствие законодательным и нормативным актам, действующим в стране, а также на основе анализа хозяйственной деятельности достоверность (чистоту) бухгалтерской отчетности. Особо следует отметить, что достоверность данных, содержащихся в годовом отчете исполнительного органа общества, подготовленном общему собранию акционеров, должна подтвердить ревизионная комиссия.

В акционерных обществах среднего размера, где нет специальных органов внутреннего контроля, ревизионная комиссия должна стать активным помощником совета директоров и исполнительного органа, помогать руководству общества выявить слабые стороны, наметить пути их преодоления и разработать меры по закреплению и развитию прогрессивны. тенденций развития общества, способствует повышению рентабельности и укреплению финансового состояния общества (фирмы).

В соответствии с федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Гражданским кодексом Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности акционерных обществ с участием Российской Федерации путем определения перечня компетенций, предъявляемых к государственным служащим органов исполнительной власти, входящих в составы ревизионных комиссий акционерных обществ с государственным участием приказываю:

2. Управлению информационных технологий (Ю.П. Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (В.В. Семерикова) в срок до 30.09.2013 обеспечить публикацию Предложений по перечню рекомендуемых компетенций для членов ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных обществ с участием Российской Федерации на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Перечень рекомендуемых компетенций для членов
ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных
обществ с участием Российской Федерации

1. Особенности создания и функционирования ревизионной комиссии в акционерных обществах

1.1. Наличие ревизионной комиссии (ревизора) является обязательным для акционерных обществ (статья 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ)).

1.2. Согласно статье 103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) высший орган управления акционерным обществом - общее собрание акционеров избирает ревизионную комиссию (ревизора) для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.

1.3. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается годовым общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.

1.4. Количественный состав ревизионной комиссии зависит от размера, структуры, функций общества и взаимосвязи подразделений внутри него.

1.5. Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

1.6. Избранный контрольный орган - ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет свою работу в интересах акционеров общества.

1.7. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества производится по итогам деятельности общества за год, а также в любое время по инициативе самой ревизионной комиссии (ревизора) общества либо по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или же по требованию акционеров общества, владеющих в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

1.8. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Законом № 208-ФЗ, определяется уставом общества.

1.9. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.

Компетенцию и полномочия ревизионной комиссии (ревизора), а также порядок ее работы;

Принципы и порядок взаимодействия ревизионной комиссии (ревизора) с комитетом по аудиту и подразделением внутреннего аудита общества.

1.11. Ревизионная комиссия (ревизор) по собственной инициативе, инициативе общего собрания акционеров общества, совета директоров (наблюдательного совета) или участника (крупного акционера), а также в обязательном порядке перед проведением годового общего собрания акционеров осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества, по результатам которой подтверждает достоверность данных, содержащихся в годовом отчете, а также обнародует информацию о выявленных нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности.

1.12. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

1.13. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 Закона № 208-ФЗ.

1.14. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества (ревизору), не являющимися государственными служащими, могут быть выплачены вознаграждения. Размеры таких вознаграждений устанавливаются решением общего собрания акционеров.

1.15. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

1.16. Председатель ревизионной комиссии избирается ревизионной комиссией с его согласия на первом заседании из числа ее членов большинством голосов членов ревизионной комиссии, принявших участие в заседании.

2. Функции ревизионной комиссии (ревизора)

Действующим законодательством установлены минимальные функции ревизионной комиссии (ревизора) в акционерных обществах.

Ревизионная комиссия (ревизор) акционерного общества ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться:

Подтверждение достоверности данных, отраженных в годовом отчете общества общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках;

Информация о фактах нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

2.1 Ревизионная комиссия (ревизор) может выполнять различные контрольные функции в зависимости от потребностей общества при условии закрепления ее полномочий в уставе и внутренних документах (Положение о ревизионной комиссии) общества. Например, ревизионная комиссия (ревизор) может участвовать и/или проводить инвентаризацию имущества и обязательств общества.

2.2. Функции ревизионных комиссий (ревизора) приобретают особое значение в случае, когда организация не подлежит обязательному аудиту согласно требованиям Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

3. Квалификационные требования, предъявляемые к членам ревизионной комиссии (ревизору) акционерных обществ с государственным участием

На основании законодательного закрепления функций ревизионной комиссии (ревизора), а также методических рекомендаций по организации работы ревизионных комиссий (ревизора) акционерных обществ, подготовленных Росимуществом, определяется перечень рекомендаций к членам ревизионной комиссии (ревизору), представителям интересов Российской Федерации и независимых экспертов.

Ревизионная комиссия общества состоит из государственных служащих, а также независимых членов, не менее 1 из которых является опытным специалистом в области финансов и бухгалтерского учета.

Компетентность членов ревизионной комиссии (ревизора) должна быть продемонстрирована на основе:

Личных качеств;

Способности применять знания и умения, которые приобретаются посредством образования, опыта работы по экономической (бухгалтерского учета, финансов и банковского дела) или юридической специальности, а также отраслевого опыта работы.

Безупречная деловая (профессиональная) репутация;

Порядочность - правдивость, честность и благоразумие;

Открытость - способность воспринимать и учитывать альтернативные идеи или точки зрения;

Дипломатичность - умение тактично взаимодействовать с людьми;

Наблюдательность - способность видеть объекты и процессы во всех их важных деталях;

Упорство - способность проявлять настойчивость, ориентация на достижение целей;

Решительность - способность своевременно принимать решения на основе логического осмысления фактов;

Самостоятельность - способность действовать и выполнять свои функции независимо.

3.2. Общие знания и навыки членов ревизионной комиссии (ревизора).

Член ревизионной комиссии (ревизор) должен:

1. обладать знаниями и умениями в следующих областях:

Управление предприятием, финансовый менеджмент, риск-менеджмент, внутренний контроль;

Осуществление аудиторской деятельности или ведение бухгалтерского учета;

Корпоративное управление.

2. обладать знаниями соответствующих стандартов, законов, технических регламентов, правил, принципов, методов и методик бухгалтерского учета;

3. иметь опыт работы в руководящей сфере или в профессиональной области, предусматривающей принятие общеуправленческих решений, а также решений в области финансов, ведения и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4. иметь опыт работы в ревизионной комиссии общества не менее года.

Практический опыт работы определяется стажем работы в качестве:

Генерального директора, заместителя генерального директора, члена коллегиального исполнительного органа, отвечающего за вопросы экономики и финансов, финансового директора, руководителя или сотрудника подразделения внутреннего контроля неаудиторской организации;

Руководителя аудиторской организации, аудитора или специалиста аудиторской организации;

Члена ревизионной комиссии общества;

Бухгалтера;

Экономиста;

Ревизора;

Оценщика или специалиста оценочной организации;

Научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

Член ревизионной комиссии (ревизор) должен уметь:

Применять принципы, процедуры и метод бухгалтерского учета, аудита и основы анализа финансово-хозяйственной деятельности;

Результативно планировать и организовывать свою работу;

Проводить проверки в согласованные сроки;

Расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;

Собирать информацию путем использования различных инструментов и способов (опросы, наблюдение и анализ документов, записей, данных и другие);

Понимать применимость и последствия использования метода выборки для результатов проверки;

Проверять точность собранной информации;

Подтверждать достаточность и соответствие полученных свидетельств для обоснования наблюдений и заключений по результатам проверки;

Оценивать факторы, которые могут повлиять на надежность наблюдений и заключений по подтверждению годового отчета общества;

Обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации.

Председателю ревизионной комиссии желательно иметь опыт работы членом ревизионной комиссии не менее 2-х лет* для обеспечения максимальной результативности и эффективности.

3.3. Членам ревизионной комиссии (ревизору) рекомендуется иметь профессиональные сертификаты в области финансов и аудита, в том числе международные, в числе которых могут быть следующие:

Квалификационный аттестат аудитора;

Аттестат профессионального бухгалтера;

Свидетельство антикризисного управляющего;

Свидетельство арбитражного управляющего;

Диплом о профессиональной переподготовке по Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по направлениям «Корпоративный менеджмент», «Финансовый менеджмент» (Президентская программа):

Иные сертификаты (информация об иных сертификатах указывается в описании компетенции).

В качестве подтверждения наличия у члена ревизионной комиссии (ревизора) необходимой компетенции учитывается наличие сертификатов и дипломов бизнес-школ с программами МВА и DBA (в описании компетенции указывается название учебного заведения, выдавшего диплом).

______________________________

* Количество лет опыта работы может быть сокращено на один год в случае, если лицо получило профильное высшее образование (бухгалтерский учет и аудит) либо прошло повышение квалификации по бухгалтерскому учету и аудиту.

Обзор документа

Определен перечень компетенций, предъявляемых к служащим органов исполнительной власти, входящих в ревизионную комиссию АО с госучастием. Она избирается годовым общим собранием акционеров на срок до следующего такого собрания.

Комиссия ежегодно составляет заключение, в котором должны содержаться подтверждение достоверности данных, отраженных в годовом отчете общему собранию акционеров, бухгалтерском балансе, в отчете о прибылях и убытках; информация о нарушениях правил ведения бухучета и представления финансовой отчетности, а также установленных для финансово-хозяйственной деятельности норм.

Можно выполнять различные контрольные функции в зависимости от потребностей общества. Соответствующие полномочия нужно закрепить в уставе и внутренних документах АО.

Перечислены квалификационные требования к членам комиссии. В частности, они должны иметь безупречную деловую репутацию, быть решительными и самостоятельными. Обязательны опыт и знания (в том числе в сферах управления предприятием, финансового менеджмента, риск-менеджмента). Рекомендуется иметь профессиональные сертификаты в области финансов и аудита, в том числе международные. Например, свидетельства антикризисного, арбитражного управляющего, аттестат профессионального бухгалтера.

Предъявлены требования к опыту работы.


Ревизор или ревизионная комиссия?

Необходимость наличия в акционерном обществе ревизора или ревизионной комиссии обусловлена требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об акционерных обществах». Ревизор или ревизионная комиссия должны быть как в открытых, так и закрытых обществах вне зависимости от количества акционеров, видов деятельности, размера уставного капитала. При этом законодательство предусматривает два варианта формирования органа: либо в виде комиссии, либо в виде одного лица - ревизора.

Избрание данного органа общества относится к компетенции общего собрания акционеров. А его миссия заключается в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Первое формирование контрольного органа должно происходить еще на стадии учреждения акционерного общества. Согласно требованиям п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об акционерных обществах» решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества. При создании акционерного общества в результате реорганизации вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) также требует отдельного рассмотрения. В последующем вопрос об избрании ревизионной комиссии (ревизора) в обязательном порядке решается на каждом годовом общем собрании акционеров или, в случае, когда общество состоит из одного акционера, в годовом решении этого акционера. Такое требование установлено в ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Компетенция контрольного органа общества определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (ст. 86) и уставом общества, а порядок его деятельности закрепляется во внутреннем документе общества, утверждаемом общим собранием акционеров. В случае, когда в обществе отсутствует совет директоров (наблюдательный совет), ревизионная комиссия (ревизор) может являться тем органом, к компетенции которого уставом общества отнесено решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется ревизионной комиссией (ревизором) по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по собственной инициативе контрольного органа, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества. Результаты ревизии оформляются в виде письменного заключения, содержание которого регламентируется ст. 87 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Для решения основной стоящей перед ревизионной комиссией (ревизором) задачи - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества - ревизионная комиссия (ревизор) вправе требовать от лиц, занимающих должности в органах управления общества, предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества, а также, при необходимости, требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Таким образом, благодаря своим полномочиям ревизионная комиссия (ревизор) может оказывать достаточно сильное влияние на деятельность юридического лица. Правда, учитывая, что формирование ревизионной комиссии не может происходить путем кумулятивного голосования (законом такой вариант голосования предусмотрен только для формирования совета директоров (наблюдательного совета)), возможность вхождения в нее миноритарных акционеров, как правило, больше всего заинтересованных в финансово-хозяйственной «чистоте» деятельности общества крайне мала.

Независимость контрольного органа от других органов общества обеспечивается соблюдением следующих установленных законодательством требований:

члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества;

члены ревизионной комиссии (ревизор), а также кандидаты в ревизионную комиссию (ревизоры) общества не могут одновременно являться членами счетной комиссии (лицом, выполняющим функции счетной комиссии) общества;

акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Последнее из перечисленных ограничений - ограничение на голосование акциями, принадлежащими членам совета директоров (наблюдательного совета) или лицам, занимающим должности в органах управления общества, - зачастую приводит к ситуации, когда формирование контрольного органа общим собранием акционеров невозможно из-за неучастия миноритарных акционеров в общем собрании и недостаточности голосов для кворума по вопросу избрания ревизионной комиссии (ревизора). Для разрешения такой проблемы используется метод формирования крупных пакетов акций в руках физических лиц, не входящих в органы управления общества (запрет на аффилированность крупных владельцев акций с членами органов управления общества законодательством для данной ситуации не установлен) или передача акций юридическому лицу (за исключением юридического лица, являющегося управляющей организацией общества).

Выбор обществом варианта формирования контрольного органа - ревизор или ревизионная комиссия - может быть обусловлен различными факторами. На выбор ревизионной комиссии, состоящей из нескольких членов, может повлиять наличие в структуре акционеров нескольких крупных владельцев акций, каждый из которых хочет иметь в комиссии своего представителя, или наличие государственной/муниципальной собственности на акции общества. Выбор ревизора зачастую делают компании, состоящие из одного участника - юридического лица: в такой ситуации акционер и так имеет доступ ко всем документам и информации общества. Но иногда в такой ситуации выбор останавливается именно на ревизионной комиссии: через ежегодно устанавливаемое членам ревизионной комиссии общества вознаграждение единственный участник осуществляет дополнительное денежное поощрение лиц, входящих в состав комиссии, за счет общества.

Закон не запрещает предусматривать в уставе и соответствующем внутреннем документе акционерного общества оба варианта формирования органа - ревизор и ревизионная комиссия. Окончательный выбор будет осуществляться общим собранием акционеров (единственным акционером).

ЗАО «РКЦ» оказывает услуги по подготовке проектов внутренних документов акционерного общества, в том числе положения о ревизионной комиссии (ревизоре), по подготовке иных документов, связанных с формированием и деятельностью ревизионной комиссии (ревизора). Наши специалисты консультируют по вопросам составления и оформления ежегодных и внеплановых заключений ревизионной комиссии (ревизора), выносимых на общее собрание акционеров и представляемых в совет директоров. При необходимости наша компания готова провести анализ деятельности контрольного органа Вашего общества и предоставить рекомендации по повышению эффективности его работы.

Вопрос формирования ревизионной комиссии недостаточно четко сформулирован в законодательстве, а сложившаяся судебная практика вызывает больше вопросов, чем ответов.

Напомним, что ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров для контроля финансово-хозяйственной деятельности общества.

В обществах с небольшим количеством акционеров при незначительном объеме финансово-хозяйственной документации создавать ревизионную комиссию нет необходимости. В этом случае может быть избран ревизор, правовой статус которого аналогичен статусу комиссии. Практика показывает, что коллегиальность органа делает его работу более громоздкой и бюрократичной. Комиссия может превратиться в орган, работающий от заседания к заседанию, члены которого выкраивают время для эпизодических проверок или только для годовой проверки. Ревизор, в отличие от ревизионной комиссии, может организовать работу практически на ежедневной основе с привлечением профессионалов.

На двух стульях не усидишь

Лица, являющиеся членами совета директоров, а также занимающие иные должности в органах общества, не могут одновременно входить в ревизионную комиссию (п. 6 ст. 85 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО)).

Данное положение противопоставляет деятельность ревизионной комиссии органам управления, тем самым подчеркивая ее контрольную функцию. На практике может возникнуть ситуация, когда акционером в список кандидатов для избрания в члены совета директоров и ревизионную комиссию предложена одна и та же кандидатура. Как поступить?

Статьей 53 Закона об АО установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включение вопроса в повестку дня общего собрания акционеров, однако указанное основание в перечне отсутствует. Это означает, что данный кандидат должен быть включен в список кандидатур. Однако следует оценить возможные риски: например, если кандидат будет избран в оба органа. В силу указаний п. 1 ст. 66 Закона об АО досрочно могут быть прекращены полномочия только всех членов совета директоров. Статья 85 Закона об АО не содержит указания о возможности прекращения полномочий одного члена ревизионной комиссии, что в случае избрания одного лица в оба указанных органа повлечет неблагоприятные последствия в виде необходимости проведения еще одного внеочередного общего собрания с вопросами повестки дня о формировании указанных органов. А это не всегда можно сделать.

В таком случае следует обратиться к положениям ст.10 ГК РФ, не допускающим действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. При несоблюдении требований, предусмотренных п. 1 указанной статьи, суд общей юрисдикции, арбитражный или третейский может отказать лицу в защите его права.

Так, ФАС Московского округа при вынесении постановления от 21.07.2004 по делу № А41-К1-23331/03 расценил подобное выдвижение одной кандидатуры в члены совета директоров и ревизионную комиссию злоупотреблением права. Согласно ст. 10 ГК РФ это является основанием для отказа в защите права.

Таким образом, законодательство четко сформулировало норму, регулирующую порядок определения персонального состава ревизионной комиссии, руководствуясь которой общество и его акционеры не должны злоупотреблять правами.

Строгий допуск

Владельцы акций — члены совета директоров (наблюдательного совета) или лица, занимающие должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) (абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об АО).

При применении этого правила возникает множество спорных ситуаций. В частности, как определять акции, принадлежащие членам совета директоров, голосующих при избрании ревизионной комиссии на годовом общем собрании, когда полномочия прежнего состава совета пока не прекращены, а решение об избрании нового состава еще не принято? Чьи акции не принимают участие в голосовании: членов совета директоров прежнего либо избираемого состава?

Учитывая судебную практику, можно сделать вывод, что при подсчете голосов по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии не следует учитывать голоса действующих членов исполнительных органов. Однако позиция судов вызывает некоторое сомнение. Вероятно, положение закона о том, что акции членов совета директоров и лиц, занимающих иные должности в органах управления, не участвуют в голосовании, направлено, в первую очередь, на ограничение влияния лиц, входящих в органы управления, а также на формирование контролирующего органа, действующего в один период с органами управления.

Часто на практике возникает вопрос, что делать в ситуации, когда все акционеры общества занимают должности в органах управления или являются членами совета директоров? Лучший вариант — созвать общее собрание и избрать органы управления без участия в процессе лиц, занимающих должности в органах управления.

Следует учесть, что акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием с нарушением требований указанного закона, иных нормативных правовых актов РФ, устава общества, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения, либо если данным решением были нарушены его права и (или) законные интересы.

Суд вправе оставить обжалуемое решение в силе, если голос данного акционера не мог повлиять на общие результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков этому лицу (п. 7 ст. 49 Закона об АО).

Иск о признании решения собрания недействительным подлежит удовлетворению, если допущенные нарушения требований Закона об АО, иных правовых актов или устава ущемляют права и законные интересы акционера, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в собрании (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“»).

Так, Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 15.07.2010 по делу № А51-21746/2009 указал, что в случае, когда в обществе два акционера и оба занимают должности в органах управления, коллегия не признает нарушения, допущенные при избрании ревизора, существенными, поскольку для удовлетворения требований акционера о признании недействительным оспариваемого решения собрания требуется совокупность трех условий:

  • нарушение требований закона, иных правовых актов РФ или устава;
  • акционер не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения;
  • решением нарушены его права и законные интересы.

При оценке рисков в процессе подготовки к общему собранию и принятии решения об избрании членов ревизионной комиссии в случае, если все акционеры занимают должности в органах общества, следует учитывать, что никто из акционеров при обжаловании решения собрания не сможет доказать факт нарушения своих прав и законных интересов, так как его голос не мог повлиять на результаты общего голосования.

Рассмотрим ситуацию, когда акционеры, занимающие должности в органах управления, выдают доверенности представителю с правом голосования по вопросу об избрании членов ревизионной комиссии. Поскольку вне зависимости от оформления полномочий, удостоверенных доверенностью, право собственности на акции принадлежит лицу, занимающему должности в органах управления общества (члену совета директоров), эти ценные бумаги не участвуют в голосовании по данному вопросу в силу прямого указания закона (абз. 2 п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Порядок прежде всего

При избрании ревизионной комиссии важно соблюдать порядок созыва общего собрания, соблюдение кворума и определение круга лиц, которые не могут участвовать в голосовании.

Несоблюдение порядка избрания может привести к признанию решения о выборе ревизионной комиссии недействительным. Вопрос досрочного прекращения полномочий членов комиссии (всего состава или отдельных лиц) и избрания нового состава можно решить на внеочередном собрании, если этого требуют интересы акционеров, обладающих количеством акций, позволяющих требовать его созыва.

Порядок избрания членов ревизионной комиссии и их деятельности целесообразно закрепить в локальном акте организации. При этом положения данного акта и устава не должны противоречить Закону об АО.

Работа ревизионной комиссии — обязанность акционерной компании. Несоблюдение требований законодательства может привести к ответственности по ч. 1 ст. 15.23.1 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается решением Новосибирского областного суда от 30.03.2010 № 7-129/2010, в котором указано, что обязанность включения в повестку дня годового общего собрания вопроса об избрании ревизионной комиссии (ревизора) является императивной и не ставит решение данного вопроса в зависимость от установленного уставом срока полномочий комиссии.

Принципы деятельности корпоративного контрольного органа

1. Независимость от давления отдельных акционеров и (или) администрации. Ни акционеры, в том числе составляющие большинство, ни представители исполнительных органов не вправе оказывать давление на ревизионную комиссию с целью склонить ее в пользу своей позиции. Условия организационного и финансового обеспечения деятельности комиссии утверждаются собранием.

2. Заинтересованность в делах общества. Ревизионная комиссия ориентируется на сформулированные и зафиксированные (в учредительных и внутренних документах, решениях собраний и совета директоров) интересы общества. При этом она проверяет правомерность и согласованность решений органов общества (непротиворечивость друг другу), но не оценивает их целесообразность.

3. Защита законных прав акционеров. Ревизионная комиссия следит за обеспечением равенства прав всех акционеров.

4. Презумпция добросовестности и лояльности проверяемых лиц. В случае обнаружения нарушений и ошибок комиссия исходит из предположения о добросовестном заблуждении, а не злом умысле проверяемых лиц. Обратное может утверждаться только при наличии соответствующих доказательств со стороны комиссии.

5. Совмещение контрольной и консультационной функций. Ревизионная комиссия ориентируется не только на выявление проблемных областей деятельности общества, но и на консультационную поддержку органов общества, позволяющих разрешать проблемы.

6. Участие в управлении в качестве наблюдателя. Представитель комиссии обязательно должен быть приглашен на собрания акционеров, заседания совета директоров. По усмотрению исполнительного органа представитель комиссии может быть приглашен также на отдельные собрания (совещания), организуемые исполнительным органом. По результатам этой работы ревизионная комиссия вправе направить соответствующему органу рекомендации, направленные на совершенствование его работы.

7. Объективность. Ревизионная комиссия стремится к объективному рассмотрению ситуации, по возможности избегая оценочных высказываний в своих документах.

8. Приоритет стратегических целей. Ревизионная комиссия отдает приоритет контролю исполнения стратегических и долгосрочных решений и оценке рисков.

9. Полная информационная доступность. Для ревизионной комиссии не существует информации, которую она не вправе получить. При этом она несет ответственность за сохранение конфиденциальных данных. При необходимости члены комиссии подписывают с обществом соглашения (договоры) о неразглашении конфиденциальных сведений.