Министерство экономического развитияроссийской федерации. Президентская программа подготовки управленческих кадров "Стратегическое развитие компании" (тип А) Подготовка рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций


  • Режим занятий 5 дней в неделю (будни 18.30 - 21.20, возможно обучение в субботу 10.20 - 17.30)
  • Выдаваемый документ Диплом о профессиональной переподготовке
  • Реализующее подразделение
  • Направление подготовки
  • Место проведения занятий г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Поступление

Целевая группа

  • собственники бизнеса;
  • руководители, менеджеры высшего и среднего звена компаний, финансовых учреждений и кандидаты на эти позиции;
  • заинтересованные в приобретении знаний и навыков, которые позволяют разработать и реализовать долгосрочный стратегический план развития.

Документы для приема

Условия поступления

Теоретическая подготовка (освоение когнитивных компетенций)

Стратегический менеджмент. Экономика для менеджеров. Основы менеджмента (общий и сравнительный менеджмент). Финансы организации. Основы маркетинга.

Профессиональная подготовка (освоение функциональных и личностных компетенций)

Бизнес-модели и методы стратегического менеджмента. Стоимость компании: оценка и управление. Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация плюс". Управление корпоративными рисками. Управление проектами. Управление человеческими ресурсами. Развитие профессиональных и личностных навыков менеджера. Организационное поведение. Деловая игра "Компетенции эффективного менеджера". Психология делового общения.
Дисциплины по выбору (1 из 5): Деловая игра "Менеджмент инноваций". Правовые основы управления. Логистический менеджмент. Форсайт как инструмент управления стратегическим развитием компании. Взаимодействие государства и бизнеса в условиях современных политических трансформаций.

Работа над проектом

Разработка концепции проекта. Тренинг "Технологии презентации проекта". Моделирование бизнес-процессов. Управление проектами и программами проектов. Бизнес-планирование и технико-экономическое обоснование проекта. Разработка финансовой модели проекта с использованием ПП "Альт-Инвест". Деловая игра "Работа над проектом". Подготовка презентации проекта.

Иностранный язык

Английский язык.

Особенности программы:

  1. 29 дисциплин, направленных на изучение и закрепление навыков разработки долгосрочной стратегии развития предприятия, личный и профессиональный рост участников.
  2. Преподаватели - профессора, кандидаты наук, бизнес-практики и эксперты консалтинговых проектов для компаний: «Ростелеком», «Климов», «Октябрьская Железная дорога», «ТГК-1», «Фосагро» и других.
  3. 82% аудиторного времени (454 часа) - это практические занятия, тренинги и деловые игры. Участники узнают не только, что нужно делать, чтобы разработать работающую стратегию компании, но и как реализовать её на практике.
  4. 180 часов - изучение иностранного языка для того, чтобы лучше понимать бизнес-терминологию, уверенно чувствовать себя на переговорах с иностранными партнерами и использовать иностранные источники информации для получения новых знаний и идей.
  5. Обязательный элемент обучения - работа над проектом. Каждый участник программы разработает стратегию развития предприятия, направления или отдела, реализация которого позволит закрепить конкурентные преимущества компании.
  6. Индивидуальные консультации по разработке проекта.
  7. 3 деловых игры и 1 тренинг: «Компетенции эффективного менеджера», «Бизнес-курс: корпорация плюс», «Работа над проектом», «Технологии презентации проекта».
  8. Стажировка в России или за рубежом после завершения обучения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ 5
1.1. Организация системы подготовки кадров 5
1.2. Обучение как основа развития кадров организации 9
1.3. Основы работы с кадровым резервом 12
Глава 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПИРАМИДА» 15
2.1. Общая характеристика деятельности компании 15
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Пирамида» 17
2.3. Оценка организации обучения в ООО «Пирамида» 20
Глава 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ООО «ПИРАМИДА» 24
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы подготовки кадров ООО «Пирамида» 24
3.2. Программа создания кадрового резерва 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 156 с.
2. Бреслав Л. Кадровый потенциал и пути его повышения // Человек и труд. – 2010. - №4. – С.48.
3. Варламова Е. Как и зачем обучают персонал // Кадровое дело. – 2009. - № 2. – С. 15-19.
4. Каримова Э. Повышение квалификации медицинского персонала // Управление персоналом -2011. - № 2 – С. 24.
5. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 212. – 112 с.
6. Кривоносов М. Пособие для руководителей по управлению развитием организации // Кадровик. Управление персоналом. - 2009. - № 12. - С. 4.
7. Логинова Е. Принципы разработки учебного материала // Кадровик. – 2010. - № 8. – С. 21-28.
8. Лысков А.Ф. Проблемы инвестирования в интеллектуальный капитал // Менеджмент в России и за рубежом.- 2010.- №4.- С.106.
9. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций.-Москва-Новосибирск: ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2001.-288с. (серия «Высшее образование»).
10. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. – М.: Дело, 2012. – 654 с.
11. Пилипенко Н.М. Формирование квалифицированных рабочих кадров. – М.: Экономика, 2011. – 338 с.
12. Скитяева И.М. Формирование системы внутрифирменного обучения персонала // Дополнительное Профессиональное образование. – 2009. - № 5. С. 16.
13. Стаут Лари Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 187 с.
14. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Учебник.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, - 576 с.
15. Форсиф П. Развитие и обучение персонала. – СПб.: Питер, 2010. – 312 с.
16. Хромов А. Дистанционное обучение как форма получения образования, повышения квалификации и переподготовки персонала // Директор. – 2011. - № 11. – С.29-35.
17. Хэнди Ч. По ту сторону уверенности: о новом мире внутри и вокруг организации – Спб.:Изд-во Питер, 2002 - 224 с.
18. Щегорцов В.А. Персонал предприятия: стратегия развития // Служба кадров, 2011. - № 1 – С. 31-35.

Тема: Формирование стратегической программы подготовки кадров (на примере ООО «Пирамида»)
Артикул: 1203347
Дата написания: 13.05.2014
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стратегический и инновационный менеджмент
ВУЗ: Казанский научно исследовательский технологический университет
Научный: -
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ - 62%
Количество страниц: 33

Одобрена
коллегией Минобрнауки России,
протокол от 18.07.2013 N ПК-5вн

Раздел I

Общие положения

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

- Стратегия разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;
_______________

См. Образование в Документах. - 2013. - N 1. - С. 3-254. - Ред .


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" ;
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 4-8. - Ред .


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" ;
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 17. - С. 9-12. - Ред .


- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" ;
_______________

См. Образование в Документах. - 2012. - N 7. - С. 25-26. - Ред .


- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Рф от 17.11.2008 N 1662-р);
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2008. - N 33, 36. - Ред .


- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р);
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2012. - N 9, 10. - Ред .


- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 N 537);
_______________

См. Образование в Документах. - 2009. - N 12. - С. 7-40. - Ред .


- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212);

- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р) ;
_______________

См. Образование в Документах. - 2009. - N 19, 24. - Ред .


- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р);
_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2007. - N 2. - С. 4-17. - Ред .


- План мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2012 N 1502-р);

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р);

- План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" (утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N 2620-р).

2. Проблемы и вызовы

________________



Развитие системы профессионального образования разворачивается под воздействием внешних и внутренних факторов в контексте тенденций и противоречий международного и национального масштаба.

На международном уровне координацией усилий по формированию общих принципов и подходов к реформированию и модернизации профессионального образования занимаются такие организации как ОЭСР, Седефоп, Европейский форум профессионального образования, Международная организация профессионального образования, Европейский фонд образования, Международный банк реконструкции и развития и другие; также усилия по формированию общего пространства профессионального образования предпринимаются в рамках Копенгагенского и Туринского процессов.

Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на перспективы развития системы профессионального образования в Российской Федерации, являются:

- глобализация экономики, сопровождающаяся усилением академической и трудовой мобильности, что требует сопоставимости квалификаций работников;

- устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий;

- инновации и развитие новых технологий, приводящие к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.);

- интернационализация в сфере образования;

- экономические кризисы и угроза безработицы;

- негативные демографические тенденции;

- развитие корпоративных систем подготовки кадров.

К внутренним факторам, влияющим на состояние и развитие системы профессионального образования, необходимо отнести:

- государственные программы развития приоритетных отраслей экономики и регионов страны;

- массовизация и доступность высшего образования и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования (далее - СПО), и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена на рабочих местах, не требующих столь высокой квалификации кадрами с высшим образованием;

- сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации;

- инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях;

- старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у значительной части педагогических работников компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров;

- неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий.

Совокупность внешних и внутренних факторов является вызовом для существующей системы профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.

Кроме того, в контексте прогнозируемого снижения численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15% к 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года, в системе профессионального образования будет наблюдаться высвобождение как материальных, так и человеческих ресурсов.

Заметной тенденцией в сфере развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников.

Рост заработной платы педагогических работников актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

На основе анализа вышеуказанных факторов эксперты отмечают как количественный, так и качественный разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям работодателей/рынка труда (в зависимости от отраслей разрыв составляет 30-70% от потребности).

Особенно остро эта проблема ощущается в инновационном секторе и высокотехнологичных производствах.

Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена среди населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, невысокий уровень оплаты труда.

Не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования, необходимо повышение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Слабость обратной связи является барьером для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Появляется угроза фрагментарности и нескоординированности действий, несистемность и отсутствия достоверной и актуальной информации для формирования и продвижения государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, отставания ряда регионов в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию.

Для устранения данных разрывов и противоречий разработана Стратегия как согласованный комплекс мер федерального и регионального уровней.

Раздел II

1. Цель Стратегии

Цель Стратегии - создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций (далее - Система), способной:

- обеспечивать подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями экономики и обществА;

- гибко реагировать на социально-экономические изменения;

- предоставлять широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых профессиональных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

2. Основные задачи Стратегии

Для достижения цели Стратегии предполагается решение комплекса основных задач:

1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики.

2. Консолидация усилий и ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы.

3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

4. Создание условий для успешной социализации и самореализации обучающихся.

3. Основные принципы

Реализация настоящей Стратегии основывается на следующих принципах:

- ведущая роль государственно-частного партнерства в подготовке квалифицированных кадров;

- усиление роли общественных институтов управления подготовкой квалифицированных кадров;

- интернационализация профессионального образования;

- непрерывность системы подготовки квалифицированных кадров, возможность освоения и признания новых компетенций и квалификаций в течение всего периода трудовой деятельности;

- согласованность с мерами государственной политики в сфере экономики, промышленности, труда и социальной защиты;

- информационная открытость системы профессионального образования.

4. Основные мероприятия Стратегии

Для решения комплекса задач предполагается реализация следующих мероприятий:

3.1.* Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики будут реализованы следующие мероприятия:
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.1.1. Формирование механизмов гибкой адаптации системы подготовки кадров к изменяющимся потребностям рынка труда в количестве и качестве рабочей силы.

3.1.2. Развитие структуры, содержания и технологий профессионального образования.

3.1.3. Создание условий и механизмов обеспечения Системы квалифицированными педагогическими кадрами.

3.1.4. Создание современной материально-технической и учебно-методической базы для подготовки кадров.

3.1.5. Формирование современных механизмов оценки качества образования.

3.2. Для обеспечения консолидации ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы будут реализованы следующие мероприятия:

3.2.1. Развитие общественных форм управления с участием организаций реального сектора экономики и социальной сферы.

3.2.2. Развитие механизмов государственно-частного партнерства с участием образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы.

3.2.3. Повышение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов профессиональных образовательных организаций.

3.2.4. Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для подготовки кадров.

3.2.5. Повышение качества кадрового потенциала управленческого состава Системы.

3.2.6. Формирование системы мониторинга образования, развитие систем информационного обмена и образовательной статистики.

3.3. Для создания и обеспечения широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности будут реализованы следующие мероприятия:

3.3.1. Формирование современной системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры.

3.3.2. Реализация на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора образовательных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан.

3.3.3. Обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп.

3.3.4. Развитие инфраструктуры оценки и признания квалификаций, включая признание результатов самообразования.

3.4. Для создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи будут реализованы следующие мероприятия:

3.4.1. Развитие социальных и предпринимательских компетенций обучающихся, обеспечивающих их адаптацию к изменениям внешних условий.

3.4.2. Создание условий для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни.

3.4.3. Создание условий для военно-патриотического воспитания обучающихся и допризывной подготовки.

Раздел III. Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики

Обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики

Решение задачи обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики связано, прежде всего, с развитием механизмов взаимодействия сферы образования и сферы труда при проектировании программ, оценке качества образования (освоенных компетенций), повышением гибкости в планировании и прогнозировании потребностей в кадрах, а также оперативности в формировании и обновлении программ.

Развитие механизмов оценки качества образования будет основано на принципах открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.

Для повышения гибкости в прогнозировании и планировании потребностей в кадрах предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры и технологий количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации (в отраслевом, региональном, национальном разрезе), формирование государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров на основе этих прогнозов, распределение государственного задания на подготовку кадров и соответствующего финансирования.

Будут сформированы новые принципы распределения государственного задания на программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, в том числе направленные на развитие финансовых механизмов распределения государственного задания исходя из потребностей регионов, предприятий и организаций, участия в выполнении государственного задания образовательных организаций различных форм собственности, а также совместного исполнения государственного задания несколькими организациями.

Будет осуществлено дальнейшее развитие законодательства и практики в сфере нормативного подушевого финансирования образовательных программ.

Организация образовательного процесса предполагает увеличение объема обучения на рабочем месте, обучения в процессе деятельности, наставничества, а также особое внимание будет уделено поддержке проведения международных и всероссийских олимпиад (конкурсов) профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения получат дальнейшее развитие механизмы государственно-частного партнерства в части:

- разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;

- развития моделей обучения на рабочем месте, в том числе на базе кафедр и других подразделений образовательных организаций на предприятиях;

- регулярного повышения квалификации педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения) в форме стажировок на предприятиях (в организациях);

- реализации по заказу предприятий (организаций) программ профессионального обучения (в том числе на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций);

- привлечения к преподаванию представителей предприятий (организаций);

- реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);

- независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.

Усилится роль отраслевых советов (национального, межрегионального, регионального уровня) и общественных органов управления профессиональными образовательными организациями (наблюдательных и попечительских советов) в части:

- проведения отраслевого/регионального анализа потребностей в умениях и квалификациях, согласования заказа на подготовку кадров в регионах в соответствии с потребностями отрасли (федерального, межрегионального или регионального уровня);

- развития моделей обучения на рабочем месте;

- развития инфраструктуры и практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Расширение возможностей приобретения обучающимися прикладных квалификаций будет реализовано путем увеличения в общем объеме образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, доли практико-ориентированных программ бакалавриата и программ профессионального обучения.

Будут созданы условия, способствующие повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда:

- будет осуществлена дальнейшая переработка федеральных государственных образовательных стандартов в части укрупнения специальностей, введения вариативности в выборе профилей, обеспечения освоения общих компетенций, включая компетенции для глобальной экономики и пр.;

- получит развитие олимпиадное движение профессионального мастерства World Skills Russia;

- будут развиваться международные партнерские связи профессиональных образовательных организаций в части создания и реализации совместных образовательных программ, участия в международных исследованиях.

Будет проведен эксперимент по внедрению системы ECTS для профессионального образования в рамках механизмов признания результатов обучения (в том числе в рамках сетевого обучения, смены образовательной траектории) и для проектирования образовательных программ.

Будет продолжена работа по развитию учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров.

Будет оказана поддержка обновлению и созданию новых учебников, электронных образовательных ресурсов, наглядных пособий, тренажеров, учебного оборудования.

Будет создан информационный портал, на котором будут размещены нормативные, методические, аналитические материалы и ресурсы по тематике подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Для изучения, систематизации и распространения методических материалов в части развития содержания и технологий профессионального образования и профессионального обучения, изучения и систематизации положительного отечественного и зарубежного опыта подготовки квалифицированных кадров будет сформирована методическая сеть подготовки рабочих кадров, включающая в том числе:

- учебно-методические объединения по специальностям (профессиям) среднего профессионального образования;

- региональные методические центры профессионального образования;

- базовый(ые) центр(ы) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.

Будет разработан и реализован комплекс мер по привлечению и подготовке квалифицированных кадров в Систему, в том числе формирование дополнительной педагогической квалификации специалистов реального сектора экономики (техников и инженеров); развитие системы непрерывного образования педагогических кадров; развитие инструментов государственно-частного партнерства для повышения квалификации педагогических кадров путем стажировок в организациях реального сектора экономики и социальной сферы, межрегиональных ресурсных центрах, стажировочных площадках и пр.

Развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников будет ориентировано на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие.

Совершенствование оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, будет осуществляться на основе реализации принципа "эффективного контракта", в том числе будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с педагогическими работниками и мастерами производственного обучения организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования.

Раздел IV. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы

Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии Системы

Одним из ключевых механизмов развития системы подготовки кадров с прикладными квалификациями является консолидация усилий бизнеса, образования и государства в решении задач ее управления и финансирования.

Управление системой профессионального образования и обучения будет развиваться в контексте децентрализации, повышения автономии образовательных организаций, информационной открытости, усиления значимости общественных институтов управления, носить государственно-общественный характер.

С целью преодоления фрагментарности в руководстве и управлении получат дальнейшее развитие общественные формы управления, в том числе:

- советы по профессиональному образованию при органах исполнительной власти субъектов РФ, отраслевых образовательных кластерах;

- отраслевые общественные объединения профессиональных образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных организаций;

- наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций (с участием представителей реального сектора экономики).

Одной из ведущих форм координации усилий бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров в интересах развития отраслей и технологий, в том числе развития моделей многоканального финансирования, реализации сетевых образовательных программ, станут территориальные образовательные кластеры, объединяющие организации реального сектора экономики и организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке квалифицированных кадров.

Взаимодействие внутри кластера будет осуществляться, в том числе, в рамках соглашений о сотрудничестве, за счет территориально-отраслевой оптимизации структуры подготовки кадров, формирования консолидированного территориально-отраслевого заказа на подготовку кадров, создания кафедр и иных структурных подразделений на территории организаций реального сектора экономики, сетевого обучения, за счет использования различных форм и механизмов частно-государственного партнерства.

Получат дальнейшее развитие механизмы участия работодателей в решении задач обеспечения квалифицированными кадрами предприятий (организаций) за счет использования различных форм государственно-частного партнерства, в том числе:

- создание структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях (в организациях);

- заключение образовательными организациями концессионных соглашений для размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций;

- субсидирование процентных ставок субъектам, инвестирующим заёмные средства в развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров (в том числе создание многофункциональных центров прикладных квалификаций, развитие социальной инфраструктуры (общежитий, пищеблоков, стадионов);

- развитие практики целевого обучения обучающихся в профессиональных образовательных организациях (в том числе с заключением договоров, предусматривающих меры социальной поддержки обучающихся и педагогических работников);

- создание региональных (отраслевых) фондов целевого капитала профессионального образования (в том числе для подготовки и профессионального обучения кадров для малого и среднего бизнеса);

- реализация схемы финансирования подготовки кадров на основе индивидуальных образовательных сертификатов;

- развитие механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации и пр.

Получит дальнейшее развитие организационно-экономический механизм модернизации системы профессионального образования на основе трехстороннего государственно-частного партнерства (с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, представителей бизнеса (работодателей и их объединений) и образовательных организаций).

Вместе с тем создание благоприятных правовых и экономических условий для частного инвестирования в образовательную сферу будет сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных профессиональных образовательных организаций от действий, направленных на их необоснованную приватизацию.

Одним из важных моментов развития Системы является создание условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности профессиональных образовательных организаций, в том числе путем реализации новых принципов финансирования на основе государственных (муниципальных) заданий, путем обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно-правовых форм.

Также запланировано расширение практики использования образовательными организациями, являющимися бюджетными учреждениями, права быть учредителями и участниками хозяйственных обществ (в том числе учебных полигонов, учебно-тренировочных центров, малых молодежных предприятий).

С целью повышения эффективности управления ресурсами профессиональных образовательных организаций, повышения скоординированности действий при формировании, реализации и оценке качества образовательных программ, организации практической подготовки студентов усилится роль представителей реального сектора экономики в попечительских и наблюдательных советах.

Будет сформирована новая образовательная инфраструктура подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, направленная на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов региональных систем профессионального образования и отдельных образовательных организаций, а также улучшение взаимодействия профессиональных образовательных организаций с организациями реального сектора экономики.

Для этого будет продолжена оптимизация региональных сетей государственных (муниципальных) организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек.

Получат развитие многоуровневые модели профессиональных образовательных организаций (то есть реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программы подготовки специалистов среднего звена, профессионального обучения и дополнительного образования), нацеленных либо на территориально доступное получение широкого спектра профессий и специальностей, либо подготовку для конкретных отраслей (предприятий).

Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов также будет реализовываться за счет целевой концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров (региональных и межрегиональных), развитии на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса.

Будет сформирована сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций (как структурных подразделений образовательных организаций, так и отдельных юридических лиц), обеспечивающих:

- доступ к получению профессиональных квалификаций для всех возрастных групп населения от 15 лет;

- оперативное реагирование на обновление производства и текущие запросы предприятий;

- гибкость программ профессионального обучения;

- повышение многообразия траекторий профессионального развития;

- расширение полномочий работодателей в управлении подготовкой кадров.

Будет продолжено формирование "рыночной" инфраструктуры профессионального образования, обеспечивающей взаимодействие образовательных организаций с рынком труда: получат развитие службы образовательного маркетинга, центры инжиниринга профессионального образования, информационные сервисы для обеспечения взаимодействия внутри сети образовательных организаций, центры оценки и сертификации квалификаций и пр.

Будет проведена оптимизация структуры подготовки кадров по практико-ориентированным программам бакалавриата и программам среднего профессионального образования в соответствии с распределением Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" полномочий в сфере образования между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Основой для принятия управленческих решений будет выступать ежегодный мониторинг деятельности образовательных организаций, реализующих программы профессионального обучения и среднего профессионального образования, организуемый федеральными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, на основе единых организационных и методологических принципов, обеспечивающих сопоставимость данных.

Результаты мониторинга будут размещаться в виде итоговых отчетов в сети Интернет на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Результаты мониторинга будут также использоваться для подготовки национального доклада о состоянии и перспективах развития среднего профессионального образования и профессионального обучения, в рамках участия Российской Федерации в процессах международной кооперации (проекты Международной организации труда, Группы 20, Туринском процессе и др.), а также для принятия решений о тактических и стратегических направлениях развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на федеральном и региональном уровнях.

Получит развитие нормативное финансирование, учитывающее результаты оценки деятельности профессиональных образовательных организаций.

Происходящие в образовании изменения отражаются в системе образовательной статистики, которая содержит сведения, характеризующие состояние, а также количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования. Будут введены показатели, отвечающие международным требованиям.

Будут реализованы мероприятия по повышению квалификации и переподготовке управленческих кадров профессиональных образовательных организаций, включая формирование кадрового резерва руководителей, подготовку управленческих команд профессиональных образовательных организаций.

Будут разработаны и внедрены профессиональные стандарты "руководитель образовательной организации" и "педагогический работник". Будет разработан и внедрен механизм эффективного контракта с руководителями профессиональных образовательных организаций, устанавливающий взаимосвязь между показателями качества предоставляемых профессиональной образовательной организацией услуг и эффективностью деятельности руководителя данной организации (в том числе по результатам независимой оценки).

Раздел VII. Широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных умений и квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности

Широкие возможности для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных умений и квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности

________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


С целью обеспечения доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования и признания квалификаций будет сформирована современная система профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры и ее нормативные, методические, информационные и институциональные механизмы (включая подготовку экспертов, построение сети специализированных служб, использование интернет-ресурсов, распространение моделей организации профориентационной работы на основе механизмов межведомственного взаимодействия, развития деятельности негосударственных специализированных учреждений профориентационной направленности, активизации государственно-частного партнерства). Будет создан информационный ресурс для соотечественников о возможностях профессионального образования, обучения, оценки и признания квалификаций в Российской Федерации.

Будут организованы PR-кампании на федеральном и региональном уровнях, в том числе тематические передачи (публикации) в федеральных и региональных СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, будет обеспечиваться информационная поддержка мероприятий, имеющих профориентационное значение. Будет расширяться участие регионов в международном движении конкурсов профессионального мастерства World Skills.

На базе профессиональных образовательных организаций будет развиваться диверсифицированный набор адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания (в том числе различных возрастных когорт занятого населения от 15 до 65 лет, сельского населения, уязвимых групп (меняющих работу и безработных) и пр.

Будут поддержаны меры по расширению доступа к профессиональному образованию и обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения для сельского населения, женщин, имеющих детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для сельского населения также получит дальнейшее развитие система профессионального обучения на базе сельских малокомплектных школ.

На уровне профессиональных образовательных организаций будут реализованы меры по развитию инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

С целью оказания содействия образовательной (учебной) миграции в Российскую Федерацию и поддержки академической мобильности будут реализованы меры, нацеленные на:

- совершенствование условий для обучения в профессиональных образовательных организациях российских и иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания;

- увеличение контингента студентов в профессиональных образовательных организациях из числа иностранных граждан, преимущественно граждан стран - участниц Содружества Независимых Государств;

- совершенствование условий пребывания в Российской Федерации иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;

- экспорт российских образовательных услуг в страны - источники массовой миграции в Российскую Федерацию;

- создание в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками центров изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях.

Будет реализован комплекс мер по повышению квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций по работе с различными категориями граждан.

С целью обеспечения социальной поддержки обучающихся будут:

- сохранены социальные льготы, предусмотренные для обучающихся по программам начального профессионального образования (далее - НПО), при интеграции уровня НПО в СПО;

- апробированы и внедрены механизмы стимулирования профессионального обучения на основе именных образовательных сертификатов особых целевых групп (уволенные в запас военнослужащие, сотрудники организаций малого и среднего предпринимательства, малоимущие, социально незащищенные граждане, пенсионеры);

- получит развитие государственная поддержка образовательного кредитования граждан за счет включения в государственные программы по субсидированию образовательных кредитов большего числа банков и образовательных учреждений профессионального образования.

Будет поддержана реализация комплекса мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С целью стимулирования развития непрерывного образования взрослого населения будет поддержано развитие отраслевых уровней квалификаций для разработки профессиональных стандартов, профессиональных и отраслевых стандартов. Будет поддержано развитие инфраструктуры и инструментов оценки и признания (сертификации) квалификаций, полученных, в том числе, путем самообразования (неформального образования).

Раздел VIII. Успешная социализация и эффективная самореализация молодежи

Успешная социализация и эффективная самореализация молодежи

Важным направлением обеспечения трудоустраиваемости выпускников профессиональных, образовательных организаций рассматривается создание условий для развития "адаптивных ресурсов" выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости. Для этого в профессиональных образовательных организациях получат развитие содержание и технологии обучения, обеспечивающие:

- получение обучающимися дополнительных смежных квалификаций;

- целевое обучение умениям предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на развитие предпринимательских умений обучающихся;

- подготовку в области эффективного поведения на рынке труда;

- формирования социальных компетенций, включая работу в команде, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной работы.

С целью повышения мотивации к трудовой деятельности профессиям, востребованным на рынке труда, продвижения инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма и предпринимательства в молодежных аудиториях будут поддержаны следующие мероприятия:

- развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата World Skills;

- развитие научно-технического творчества детей и молодежи;

- национальные чемпионаты предпринимательских идей.

Будут созданы условия для воспитания молодежи и повышения ее мотивации к физическому совершенствованию и поддержанию здорового образа жизни путем активного включения в образовательный процесс воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Будут созданы условия для военно-патриотического воспитания обучающихся допризывной подготовки, в том числе путем:

- поддержки взаимодействия с военно-патриотическими объединениями, участия обучающихся в культурно-массовых мероприятиях, посвященных памятным историческим датам;

- создания центров допризывной подготовки обучающихся на базе профессиональных образовательных организаций;

- содействия установлению договорных отношений профессиональных образовательных организаций и организаций-работодателей с воинскими частями;

- выработки единых подходов к получению востребованных профессиональных и социальных навыков и компетенций при прохождении выпускниками профессиональных образовательных организаций военной службы (в том числе путем создания в воинских частях учебных центров профессионального обучения для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).

Раздел IX. Реализация Стратегии

Реализация Стратегии

Управление реализацией и методическое сопровождение Стратегии осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и профессиональными организациями.

Общую координацию реализации Стратегии осуществляет Межведомственный Совет по среднему профессиональному образованию Минобрнауки России, в состав которого будут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений работодателей, профсоюзов, межрегиональных советов по профессиональному образованию, экспертных организаций.

Государственная политика в сфере подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, других федеральных целевых, ведомственных, региональных программ.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется органами государственной власти в соответствии с полномочиями в установленной сфере деятельности. Органами государственной власти определяются должностные лица, которые несут персональную ответственность за исполнение мероприятий настоящей Стратегии, а также представление отчетности о достижении целевых показателей, проблемах и рисках, предпринимаемых мерах по их преодолению.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата, разрабатывают (модернизируют) с учетом положений настоящей Стратегии отраслевые программы подготовки и переподготовки кадров.

Органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия Российской Федерации в области образования, разрабатывают региональные программы развития профессионального образования с учетом положений настоящей Стратегии и утверждают данные программы распоряжением правительства субъекта РФ или решением органа законодательной власти субъекта РФ.

Образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата, разрабатывают программы развития с учетом положений настоящей Стратегии, а также с учетом иных стратегических документов, утвержденных учредителем.

Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии осуществляется в пределах средств, выделяемых из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных источников.

Основными формами координации усилий по реализации Стратегии будут выступать общественные институты управления: советы по профессиональному образованию при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, профессиональных образовательных организаций, руководителей профессиональных образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы профессиональных образовательных организаций.

Центральным организационно-экономическим механизмом, призванным обеспечить "настройку" системы профессионального образования на потребности социально-экономического развития субъектов РФ, развития отраслей экономики и социальной сферы, и тем самым способствующим решению основных кадровых проблем, препятствующих развитию приоритетных отраслей региональных экономик и экономики страны в целом, рассматривается государственно-частное партнерство.

Для достижения целей и решения задач настоящей Стратегии используются следующие механизмы работы:

- совершенствование законодательства в сферах государственно-частного партнерства, среднего профессионального образования и профессионального обучения и пр.;

- поддержка профильных научных и научно-методических исследований и разработок;

- развитие межрегионального и международного сотрудничества;

- проведение подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников;

- широкое и системное освещение в средствах массовой информации и сети Интернет положительного опыта;

- создание постоянно действующего информационного ресурса (интернет-портала), посвященного вопросам подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций;

- организация и проведение публичных кампаний, выставок, дискуссионных клубов, форумов и конференций по актуальным вопросам среднего профессионального образования и профессионального обучения, а также стажировок, обменов, встреч.

Реализация Стратегии предусматривается в 3 этапа: I-й этап - 2014-2015 годы, II-й этап - 2016-2018 годы, III-й этап - 2019-2020 годы.

Для реализации настоящей Стратегии для каждого этапа формируется соответствующий Комплекс мер.

Формирование комплекса мероприятий, направленных на реализацию этапа Стратегии, осуществляется в текущем году на следующий, в том числе по заявкам региональных органов исполнительной власти в сфере образования, представителей общественных и профессиональных организаций.

Основанием для принятия управленческих решений в рамках реализации Стратегии будут результаты ежегодных мониторингов:

- мониторинга образования (в части в оценки деятельности организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, профессионального обучения и практико-ориентированного бакалавриата);

- мониторинга выполнения комплекса мероприятий по реализации настоящей Стратегии.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в специализированных техникумах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования, правда, подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующим длительных сроков освоения.

Таблица 6.2

Преимущества и недостатки методов обучения

Преимущества методов обучения Недостатки методов обучения
Обучение на рабочем месте
Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации Участники встречаются только с работниками этой же организации
Участники могут быть отозваны простым уве­домлением в связи с производственной необ­ходимостью решить возникшие на работе проблемы
Может использоваться реальное технологи­ческое оборудование, имеющееся в организации, а также процедуры и (или) мето­ды выполнения работ Участники могут чаще отрываться от обу­чения простым уведомлением, чем в случае, когда оплачены внешние курсы с исполь­зованием безвозвратной формы оплаты
Может быть экономически выгодным, если имеются: достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, кото­рые смогут провести обучение на предприя­тии Участники могут неохотно обсуждать некото­рые вопросы открыто и честно в среде своих коллег или в присутствии руководителя
Переходить от обучения на учебных приме­рах к непосредственному выполнению рабо­ты легче, если учебный материал непосред­ственно связан с работой
Продолжение табл. 6.2
Обучение вне рабочего места
Участники могут обмениваться информацией, де­литься проблемами и опытом их решения с работ­никами других организаций Вряд ли точно соответствует потребностям организации
Участники не могут быть отозваны простым уве­домлением о том, что им необходимо решить возникшие на работе проблемы
Может использоваться дорогостоящее учебное оборудование, которое, возможно, окажется недо­ступным в стенах организации Доступность и частота обычно установлены внешней организацией
Может быть более экономически выгодным, если имеется небольшое количество работников с одинаковыми потребностями в обучении Если участники были отозваны с курсов, оплата может быть и не возвращена
Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен вне стен организации, а не внутри ее Могут возникнуть проблемы при переходе от обу­чения (на примере учебных ситуаций) к непо­средственному выполнению реальной работы
В сравнительно безопасной нейтральной обстановке участники могут более охотно обсуждать какие-либо вопросы


Политика организации в части подготовки кадров может иметь различную направленность – от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну – две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Все это зависит от объективных и субъективных моментов:

· выбора стратегии развития предприятия,

· типа производства и связанной с ним глубиной операционного разделения труда,

· финансового состояния предприятия,

· от экономической грамотности руководства предприятия и т.д.

Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего, желающего получить полноценную профессиональную подготовку (хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и получения заработка). Кроме того, необходимо учитывать, что подготовка кадров – это лицензируемая деятельность, и предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований стандарта на качество обучения.

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения, из планов профессионально-квалификационного продвижения собственных рабочих. При этом важно сочетание перспективного планирования, опирающегося на выявление реальной потребности предприятия в кадрах, с постоянными корректировками наметок с учетом изменений в структуре производства и подвижностью рабочей силы, что связано, прежде всего, в связи с текучестью.

Другой важной задачей управления персоналом является оценка возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии – поиск наиболее рационального пути решения этой задачи с использованием других образовательных структур. При этом должны быть учтены следующие вопросы:

· структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретической и практической компоненте обучения;

· наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров;

· финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на хоздоговорной основе на стороне.

По профессиям, подготовку по которым предприятие будет вести самостоятельно, необходимо решить вопрос о формах такой подготовки, а по остальным профессиям – о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров, либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

Подготовка рабочих, не имевших ранее профессии, осуществляется на предприятии по индивидуальной , групповой и курсовой формам обучения , включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях механизированного и автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют, как правило, от 3 до 6 месяцев в зависимости от сложности профессии и специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту, либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. При этом теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности будущей профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в специализированных техникумах (по договорам за счет средств предприятий) и на постоянно действующих курсах.

В настоящее время характерно расширение сферы деятельности по подготовке кадров на одних предприятиях и сворачивание этой деятельности, сопровождающееся сокращением численности работников в отделах подготовки кадров, – на других.

Этап, когда одни предприятия стали оказывать платные услуги другим, начался с предприятий – производителей новой техники, которые организовывали курсы для рабочих предприятий – заказчиков этой новой техники. Однако, подготовка кадров предприятиями проводится и по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие – работник – учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

1. Предприятия – в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия.

2 Учебного заведения – в отношении сроков и качества обучения.

3. Работника – в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку (переподготовку).

В условиях расширения самостоятельности предприятий требование к подготовке кадров в отношении соблюдения определенного стандарта качества реализуется через соответствующие нормативы на сроки и стоимость подготовки по различным видам обучения, профессиям и уровню квалификации. Такие нормативы с учетом полного спектра видов затрат могут разрабатываться самим предприятием и использоваться в расчетах средств, необходимых для подготовки кадров.

С учетом возросших требований к качеству рабочей силы и наметившейся тенденции сокращения выделяемых на подготовку кадров средств, целесообразно иметь на предприятиях самостоятельный фонд для подготовки рабочих кадров (на равных правах с фондом развития производства, науки и техники), который следует поставить в зависимость от получаемой прибыли.

Однако, необходимо отметить, что экономический эффект от формирования квалифицированной рабочей силы не столь очевиден и часто отдален во времени, что служит серьезным препятствием на пути реализации концепции расширения вложения средств в человеческий капитал и подготовку квалифицированных кадров.

Существуют и сугубо экономические причины такого положения, в частности серьезные недостатки в налогообложении предприятий, когда оставшихся у них средств не хватает для качественной подготовки кадров на договорной основе. Поэтому многие предприятия часто вынуждены довольствоваться только лишь краткосрочной подготовкой кадров через индивидуальные формы обучения.

В таких условиях предприятия нуждаются в определенной поддержке. Регулирующее воздействие на предприятие, на его политику в отношении подготовки кадров может проводиться в тесной увязке с программой занятости, реализуемой в регионе, с различными формами территориальной организации подготовки кадров в лице таких субъектов управления, как федеральная служба занятости, администрация области, города и др. При этом регулирование деятельности предприятия в области подготовки кадров со стороны государственных органов может носить различный характер.

Например, стимулирование системы обучения на предприятиях может осуществляться путем выделения им различного рода субсидий целевого назначения (на создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров) при условии обеспечения соответствующих стандартов качества и др.

Переподготовка кадров

В отличие от подготовки новых рабочих, т.е. обучения людей, не имеющих профессии, и от повышения квалификации (обучение рабочих той же профессии без перемены этими рабочими своей трудовой деятельности) переподготовка – это освоение рабочими новой профессии.

С позиции организации процесса обучения принципиальной разницы между первичным обучением и переподготовкой нет. Переподготовка рабочих осуществляется непосредственно на предприятии в том случае, если есть возможность сохранить рабочих, заняв их на других участках производства, а также силами территориальной службы занятости (если произошло фактическое высвобождение – увольнение с предприятия).

Рассмотрим особенности организации процесса переподготовки непосредственно на предприятии. Наиболее широко она практикуется на предприятиях, ориентированных в своей кадровой политике на собственную рабочую силу. Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников (в поисках ими лучшей работы, условий труда и т.п.). Следует иметь в виду, что переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля (например, наладчики автоматических станков и автоматических линий).

В этом случае переподготовка должна тесно увязываться с профессионально-квалификационным продвижением рабочих, а основная ее форма – это обучение смежным и вторым профессиям. Особенно большое распространение освоение вторых и смежных профессий получило в связи с развитием коллективных форм организации труда как важного условия реализации на практике принципа взаимопомощи и взаимозаменяемости.

Особенность переподготовки кадров заключается в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это в основном рабочие средних и старших возрастов, проработавшие определенное, часто весьма продолжительное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение.

Управление процессом переподготовки работников предполагает:

· определение масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

· выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;

· проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выработки программы и метода обучения.

Количество работников, нуждающихся в переподготовке, зависит от следующих факторов:

· численности высвобождаемых работников;

· контингента высвобождаемых работников;

· возможностей их трудоустройства на предприятии (появление новых или вакантных рабочих мест на других участках производства);

· доли работников (из числа высвобождаемых), согласившихся на переподготовку.

Чтобы обеспечить переподготовку кадров в режиме упреждения возможного дефицита рабочих отдельных профессий, важно знать тенденции изменения отмеченных факторов и уметь прогнозировать его.

Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям требуется обучить рабочих. Подробные сведения о высвобождаемых формируются на предприятии не менее чем за два месяца до их высвобождения. Поскольку система профориентации на предприятии развита слабо и в большей мере направлена на новых работников, чем на высвобождаемую рабочую силу, выбор новой профессии большинством работников осуществляется самостоятельно, что увеличивает вероятность ошибки. Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.

Именно структура вакантных рабочих мест и их требования к квалификации рабочей силы, а также структура высвобождаемых рабочих по уровню квалификации и определяют характер переподготовки. В табл. 6.3 приведены возможные варианты сочетания этих требований /16/.

Таблица 6.3

Объем переподготовки и конкретизация ее форм зависят от наличия на предприятии соответствующей учебной базы, материального обеспечения, от возможностей предприятия вести эту работу на договорной основе со специальными учебными заведениями.

Большую помощь в управлении процессом переподготовки могут оказать специальные социологические исследования, позволяющие получить общую характеристику высвобождаемой рабочей силы по профессиям (специальностям), по общему стажу и стажу работы на предприятии, объективные и субъективные характеристики профессиональной подвижности работников и др.

Помощь могут оказать также социологические опросы рабочих после обучения и определенного срока работы на новом месте с целью получения их оценки срока профессионального обучения при переподготовке и использованной формы обучения. Кроме того, важное значение имеет и оценка достигнутого работником квалификационного уровня, присвоенного разряда, его соответствия сложности поручаемых работ, изменений в результате переподготовки объема знаний, умений и навыков по новой профессии, как в их комплексе, так и по отдельности.

Интерес представляет и оценка работником изменений в содержании и условиях труда, размера заработной платы, социального положения в коллективе, степени удовлетворенности трудом, сроков адаптации в новом коллективе, освоения норм труда и т.д. Переподготовка кадров проводится за счет средств, относимых на себестоимость продукции. Кроме того, источником финансирования выступают специально создаваемые в службах занятости фонды, часть которых может быть передана на предприятия для переподготовки кадров в рамках программ занятости населения на данной территории. При расчете средств, необходимых на переподготовку кадров, должны учитываться не только затраты на сам процесс обучения (на оплату педагогов, учебные расходы, на материалы и т.д.), но и материальное обеспечение работников в процессе их переподготовки.