Соотношение средней зарплаты руководителя и работников. Предельные соотношения зарплат руководителей и работников: изучаем новые требования. Изменения для федеральных учреждений


Каждый работник желает получать достойную заработную плату. Безусловно, реализуя принцип справедливости при ее начислении, нельзя исключить определенный субъективный подход.

Государством для исключения такого подхода предусмотрена обязательность установления руководителю организации независимо от формы собственности коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом.

Данный материал позволит не допустить ошибок при расчете названного коэффициента.

Оплата труда руководителей организации в первую очередь зависит от результатов ее финансово-хозяйственной деятельности. Усиливая такую зависимость, Правительство установило норму, требующую соблюдения коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы по организации в целом (далее - коэффициент соотношения).

Справочно: данная норма действует с 1995 г.

Коэффициент соотношения зарплат следует соблюдать всем организациям независимо от формы собственности

Коэффициент соотношения независимо от формы собственности организации не может превышать 8,0 (постановление Совета Министров РБ от 25.07.2002 № 1003 (далее - постановление № 1003)).

При этом предусмотрено, что решение об установлении конкретного размера коэффициента соотношения принимается:

В отношении руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, включая банки:

до 6,0 включительно - органом, заключившим контракт. При этом для руководителей организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 %, этот коэффициент согласовывается с органом, осуществляющим владельческий надзор;

свыше 6,0 и до 8,0 включительно - в порядке, изложенном выше, по согласованию с Премьер-министром;

В отношении руководителей иных организаций - органом, заключившим контракт.

Важно! Коэффициент соотношения не устанавливают:

Генеральным конструкторам - руководителям организаций;

Руководителям организаций, которым условия оплаты их труда определены в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 23.01.2009 № 49 "О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)";

Руководителям организаций, которым согласно законодательству установлены должностные оклады в кратных размерах от уровня среднемесячной заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности, коэффициент соотношения их средней заработной платы и средней заработной платы по организации в целом не устанавливается (подп. 2.2 п. 2 постановления № 1003).

Составляем расчет коэффициента соотношения зарплат

Расчет коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по организации в целом следует производить нарастающим итогом с начала года (подп. 2.1 п. 2 постановления № 1003).

Для правильного расчета коэффициента необходимо применять нормы Инструкции о применении Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 122 (далее - Инструкция).

При расчете коэффициента заработную плату руководителя исключайте из фонда заработной платы работников организации.

Если руководитель назначен на должность в течение года или в контракт, заключенный с ним, вносятся изменения в части установления коэффициента соотношения, расчет производите нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен (изменен) контракт.

Расчет коэффициента соотношения представим в следующем виде.

Такие показатели, как фонд заработной платы работников, среднесписочная численность работников, среднемесячная заработная плата, определяются в данном случае в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Минстата РБ от 29.07.2008 № 92.

Эти выплаты не учитываем при расчете коэффициента

При расчете коэффициента соотношения не учитывайте:

Государственные премии, установленные Президентом;

Единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;

Надбавки, установленные в соответствии с частями второй и третьей п. 6 Инструкции.

Справочно: руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в порядке, определенном законодательством, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных организаций, может дополнительно устанавливаться на период не более 2 лет надбавка за увеличение объемов управленческого труда в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть вторая п. 6 Инструкции).

Руководителям уполномоченных организаций финансово-промышленных и иных хозяйственных групп по решению собственника имущества либо органа, заключившего контракт, может дополнительно устанавливаться надбавка за руководство финансово-промышленной и иной хозяйственной группой в размере не более 30 % оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции (часть третья п. 6 Инструкции);

Премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю организации, занесенной на Республиканскую доску Почета или признанной победителем в соревновании (конкурсе), связанном с производственной деятельностью организации, проводимом на республиканском, областном, городском, районном и отраслевом уровнях, в размере, не превышающем за отчетный год в сумме по всем указанным основаниям независимо от источника выплаты оклада руководителя, образованного в соответствии с п. 5 Инструкции;

Единовременная премия либо вознаграждение, выплаченные руководителю за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села "Дажынкi", независимо от источника их выплаты;

Выплаты, предусмотренные подп. 9.2 и 9.3 п. 9 Инструкции;

Справочно: руководителям могут выплачиваться:

Годовой бонус - единовременное поощрение за выполнение организацией установленных органом, заключившим контракт, показателей прогноза социально-экономического развития в целом за отчетный год. Выплата годового бонуса производится после подведения итогов работы организации за отчетный год в размере не менее 12 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции, в порядке и на условиях, определенных органом, заключившим контракт (подп. 9.2 п. 9 Инструкции);

Материальная помощь при предоставлении трудового отпуска в размере не более 2 окладов руководителя, образованных в соответствии с п. 5 Инструкции. При этом руководителю сверх материальной помощи, выплаченной при предоставлении трудового отпуска, может быть выплачена материальная помощь в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, юбилеем, смертью супруги (супруга), близкого родственника, уходом на пенсию и по иным значимым событиям в жизни человека, если эти основания предусмотрены в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством (подп. 9.3 п. 9 Инструкции).

Выходное пособие, выплачиваемое в соответствии с законодательством;

Пособие по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств государственного социального страхования;

Выплаты за преподавательскую, научную или медицинскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством;

Выплаты за творческую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, в размере, не превышающем одного среднемесячного заработка в год;

Вознаграждения за создание, использование, содействие созданию и использованию объектов права промышленной собственности;

Оплата за руководство практикой студентов и учащихся;

Выплаты, произведенные организацией в порядке возмещения расходов по оплате коммунальных услуг, найму жилья;

Денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.

Порядок включения премий в расчет коэффициента

При расчете коэффициента соотношения следует учесть, что:

Премии, выплачиваемые руководителю поквартально, и краткосрочные бонусы учитываются в квартале, в котором производится их фактическая выплата, помесячно в размере 1/3;

Часть премий, зарезервированная в соответствии с частью первой п. 8 Инструкции, учитывается в полугодии, в котором производится ее фактическая выплата, помесячно в размере 1/6.

Недоначисленные в целях соблюдения коэффициента соотношения выплаты резервируются и могут быть выплачены в конце года, если позволяет коэффициент соотношения, только по согласованию с органом, заключившим контракт.

Пример

В мае выплачена премия руководителю организации по итогам работы I квартала в сумме 1 200 000 руб. По лицевому счету премия отражена в апреле. Работники организации премируются помесячно. При расчете коэффициента соотношения премия, выплаченная руководителю, учитывается во II квартале помесячно в сумме 400 000 руб.

Считаем среднесписочную численность работников правильно

При расчете среднесписочной численности работников следует учесть, что из численности работников списочного состава исключаются следующие категории работников:

Находящиеся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

Не явившиеся на работу вследствие временной нетрудоспособности или ухода за больными, неявки которых оформлены листками нетрудоспособности или справками, за все календарные дни болезни. Если последний день болезни приходится на последний рабочий день недели (например, пятницу) или предпраздничный день (например, 7 марта), то при исчислении среднесписочной численности в последующие выходные и праздничные дни эти работники включаются;

Находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с обучением в учреждениях образования в соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь, а также для прохождения вступительных испытаний при приеме в учреждения образования для получения среднего специального и послевузовского образования;

Находящиеся в отпусках без сохранения заработной платы, кроме находящихся в отпусках, предоставляемых по инициативе нанимателя. Работники исключаются из среднесписочной численности за все календарные дни неявок на работу;

Находящиеся под следствием до вынесения приговора суда. Если работник приговором суда не осужден к наказанию, исключающему продолжение работы, то он включается в среднесписочную численность с первого дня невыхода на работу;

Больные хроническим алкоголизмом, помещенные на лечение в наркологические отделения психиатрических (психоневрологических) учреждений;

Работники-доноры за дни сдачи крови и ее компонентов, а также предоставленные после этого дополнительные дни отдыха.

Что нового появилось в оплате труда руководителей, их заместителей и бухгалтеров с 1 января 2017 года? Как сейчас устанавливается предельный уровень заработной платы этих лиц? На какие организации этот порядок распространяется? Установлена ли максимальная величина предельного уровня соотношения зарплат этих лиц и работников организации? В каком порядке данные о зарплате руководителей, их заместителей и бухгалтеров размещаются в Интернете?

02.03.2017

С 1 января 2017 года вступили в силу новые положения Трудового кодекса относительно заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. (А не очень давно Минтруд ответил на ряд вопросов, уже поступивших по этому поводу.) Новшества, в частности, коснулись предельного уровня зарплат данных категорий работников в некоторых организациях. В статье расскажем, к кому имеют отношение новые правила, в чем они заключаются и какую информацию по вопросам, связанным с этими нововведениями, предоставил Минтруд.

ДО…

Согласно ст. 145 ТК РФ в прежней редакции условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий, определяются трудовыми договорами в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, и учредительными документами юридического лица (организации).

Это правило распространялось и на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, а также членов коллегиальных исполнительных органов, работающих по трудовому договору государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности.

ПОСЛЕ…

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 347‑ФЗ) были внесены изменения, в том числе в ст. 145 ТК РФ.

В частности, был расширен круг организаций, для которых условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров устанавливаются трудовым договором на основании соответствующих нормативных актов. Так, к внебюджетным фондам и государственным и муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям прибавился территориальный ФОМС.

Были уточнены нормативные акты, в соответствии с которыми устанавливается оплата труда, в первую очередь Трудовой кодекс. А среди иных нормативных актов были отмечены постановления Правительства РФ:

  • от 02.01.2015 № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»;
  • от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее - Постановление № 583).

Основное же изменение, вступившее в силу 1 января 2017 года, касается порядка установления предельного уровня соотношения зарплат руководящего состава и зарплат других работников.

К сведению

Предельные уровни соотношения средней заработной платы руководителей и работников были установлены еще раньше. В частности, уровень соотношения средней зарплаты руководителей федеральных бюджетных и казенных учреждений и работников этих учреждений - Приказом Минтруда РФ от 18.02.2013 № 71н.

Так, в новой ч. 2 ст. 145 ТК РФ названы организации, в которых должен устанавливаться предельный уровень соотношения зарплат, и указано, кто этот уровень устанавливает. Давайте по порядку.

КОМУ И КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ?

Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:

  • в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • в территориальных ФОМС;
  • в государственных и муниципальных учреждениях;
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).

Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

При этом размер предельного уровня соотношения не должен превышать размер, предусмотренный соответствующими нормативными актами. Для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров:

  • государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • территориальных ФОМС, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий субъектов РФ - нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обратите внимание

Предельный уровень соотношения не учитывается, если учреждение включено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р и от 12.12.2015 № 2555‑р. В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

Согласно ч. 4 ст. 145 ТК РФ условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.

Вопрос

Действуют ли нормы об установлении предельного уровня соотношений зарплат применительно к органам местного самоуправления (мэрии, муниципалитеты)?

Минтруд по данному вопросу разъяснил, что для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (федеральными законами от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих - указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ - актами субъектов РФ, муниципальных служащих - актами органов местного самоуправления).

КАКОЙ РАЗМЕР ПРЕДЕЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ ДОПУСКАЕТСЯ?

Величина предельного соотношения в Законе № 347‑ФЗ не указана. Как было сказано выше, введена только обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются по федеральным организациям Правительством РФ, а по организациям субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

Какие предельные размеры действуют в настоящее время - представим в таблице.

Для кого установлены предельные размеры

Предельный уровень соотношения

Нормативный акт

Руководители, их заместители и главные бухгалтеры федеральных государственных учреждений и предприятий

Постановление Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339, вносящее изменения в постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 и от 02.01.2015 № 2

Председатели государственных внебюджетных фондов

Заместители председателей, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1259

Предельное соотношение средней зарплаты (8:1) рекомендовано к применению для организаций, финансируемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта РФ или местного бюджета (п. 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п. 6 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденного Постановлением Совмина Республики Крым от 26.12.2014 № 622 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий Республики Крым») ранее был установлен в кратности от 1 до 6. Но в редакции Постановления Совмина Республики Крым от 20.10.2016 № 499 кратность стала от 1 до 8.

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ?

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1339 внесены дополнения в Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение), устанавливающие порядок расчета соотношения среднемесячных зарплат руководителей и работников.

Согласно этому порядку, чтобы определить соотношение зарплат, необходимо рассчитать среднемесячную зарплату руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров и зарплату работников, а затем зарплату руководителей разделить на зарплату работников.

С 01.01.2017 для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется показатель «среднемесячная заработная плата» (ч. 2 ст. 145 ТК РФ).

Среднемесячная заработная плата сотрудников определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты по списочному составу (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) на среднесписочную численность сотрудников (без учета руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) за соответствующий календарный год и деления на 12 (количество месяцев в году).

Обратите внимание

При расчете среднемесячной заработной платы сотрудников не учитывается зарплата руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера.

Среднемесячная заработная плата руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера определяется путем деления суммы фактически начисленной зарплаты за календарный год на 12 (количество месяцев в году).

Если руководитель (заместитель, главный бухгалтер) отработал неполный календарный год, то среднемесячная зарплата определяется исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Расчет среднемесячной заработной платы руководителя, заместителей, главного бухгалтера осуществляется отдельно по каждой должности.

Если руководитель, заместитель, главный бухгалтер совмещает должности (профессии), то учитывается и заработок по основной работе, и доплата за совмещение, а если по совместительству - только зарплата по основной должности.

Обратите внимание

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат (зарплата, надбавки и компенсации, премии и другие выплаты, установленные п. 2 Положения). При этом не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), а также компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Законом № 347‑ФЗ также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций.

В связи с этим в ст. 278 ТК РФ, предусматривающей дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем организации, появились два новых основания:

  • несоблюдение установленного в силу ст. 145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАРПЛАТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОБОДНОМ ДОСТУПЕ.

С 1 января 2017 года руководители, их заместители и главные бухгалтеры организаций, перечисленных в ч. 2 ст. 145 ТК РФ, согласно ст. 349.5 ТК РФ обязаны размещать информацию о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий. При этом запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или носящие конфиденциальный характер.

Правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

По правилам информация о зарплате сначала представляется руководителями, их заместителями и главными бухгалтерами учреждений и предприятий для размещения в Интернете на официальном сайте учредителя в соответствии с нормативными актами учредителя. При этом по решению учредителя она может размещаться в Интернете на официальных сайтах учреждений и предприятий.

Информация размещается в Сети не позднее 15 мая года, следующего за отчетным. В составе информации указываются полное наименование государственного внебюджетного фонда РФ, учреждения или предприятия, занимаемая должность, а также фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого размещается информация.

Что нужно? устроится по блату в Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по г. Москве» Минтруда России.

Сластихина Елена Евгеньевна - главный бухгалтер.

С 1 января 2017 года зарплаты управленческого персонала государственных и муниципальных учреждений должны увязываться со среднемесячной зарплатой остальных сотрудников и подчиняться предельным соотношениям, установленным органами-учредителями. Автономным учреждениям (как и бюджетным, казенным) тоже предстоит исполнять новые требования. В чем именно они заключаются и как рассчитывать соотношение зарплат?

Существующие и новые правила

Как известно, ограничение в отношении зарплат руководителей действует и сейчас, но оно применяется далеко не ко всем учреждениям.

Во-первых, о предельном соотношении зарплат руководителей и остального персонала говорится в Положении об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение № 583). То есть соотношения, которые определяются в кратности от 1 до 8, должны соблюдаться учреждениями федерального уровня, причем только бюджетными и казенными. Нормы п. 9 Положения № 583 о действии предельных «порогов» не распространяются на автономные учреждения. Для субъектов РФ и муниципальных образований тоже не существует предписаний о применении предельных соотношений именно в отношении АУ.

Во-вторых, на федеральном уровне ограничения касаются руководителей учреждений, в то время как другой управленческий персонал указанные нормы не затрагивают. В регионах и муниципалитетах может складываться иная практика, но она все же не имеет повсеместного распространения.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 347-ФЗ, который внес изменения в трудовое законодательство. Согласно ст. 145 ТК РФ предельные соотношения в ближайшем будущем должны соблюдаться учреждениями всех уровней подчинения и всех типов (в том числе АУ) , а действовать эти соотношения станут как для руководителей, так и для их заместителей и главных бухгалтеров.

Конкретные соотношения среднемесячной зарплаты руководящего состава и остальных работников учреждений должны установить органы-учредители. Предельные же планки этих соотношений утверждаются нормативными правовыми актами соответствующего уровня:

  • в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством РФ;
  • в отношении государственных учреждений регионального подчинения - субъектами РФ;
  • в отношении муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.
Для федеральных учреждений данный документ разработан - проект постановления Правительства РФ , вносящий поправки в том числе в Положение № 583, опубликован на федеральном портале regulation.gov.ru и уже прошел общественное обсуждение. Что же предлагают законодатели?

Изменения для федеральных учреждений

В проекте постановления сказано, что порядок установления предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководящего звена и рядового персонала обязателен для всех федеральных учреждений, даже если на них не распространяется действие других пунктов Положения № 583. Сам же предельный уровень планируется сохранить (согласно п. 9 Положения № 583 он определяется в кратности от 1 до 8), но при этом обязанность соблюдать его появится и у федеральных автономных учреждений.

При расчете среднемесячных зарплат необходимо будет учитывать все источники финансового обеспечения , за счет которых формировались указанные зарплаты, а данные для определения их соотношения будут браться за календарный год. Это касается всех трех руководящих должностей, а также остальных сотрудников.

Впрочем, в отношении первых лиц учреждений предлагается утвердить дополнительные требования. Как следует из норм рассматриваемого проекта, при установлении руководителю ФГУ условий оплаты труда федеральный орган исполнительной власти должен будет обеспечить непревышение предельного уровня соотношения. То есть зарплата руководителя учреждения даже с учетом максимального размера премии, начисляемой по итогам работы, должна отвечать требованию о непревышении, при этом для получения максимальной премии руководителю нужно выполнить все показатели эффективности деятельности учреждения. Кроме того, в абз. 1 п. 9 Положения № 583 (в редакции проекта постановления) отдельно оговаривается, что выплаты стимулирующего характера, начисляемые руководителю ФГУ, зависят от результатов достижения за соответствующий период показателей эффективности деятельности учреждения и непосредственно руководителя.

Отметим, что похожие нормы об увязке стимулирующих выплат с достижением установленных показателей эффективности содержатся в пп. «в» п. 11 типовой формы трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329. В пункте 24 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год (утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015) тоже говорится, что стимулирующие выплаты руководителям учреждений следует производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом-учредителем. Таким образом, в Положении № 583 будут дополнительно закреплены принятые ранее правила и соблюдение их станет обязательным (в настоящее время эффективность работы руководителя учитывается при начислении ему стимулирующих выплат, но напрямую на премию не влияет).

А вот основание для превышения предельного уровня соотношения зарплат планируется сохранить. Как сказано в абз. 6 п. 9 Положения № 583 (в действующей редакции), решение о превышении «порога» может принять орган-учредитель в отношении руководителя федерального учреждения, которое входит в соответствующий перечень . С принятием проекта постановления в список исключений смогут попасть и федеральные автономные учреждения. Содержание перечня планируется пересматривать не реже одного раза в два года. Однако превысить предельный «порог» по-прежнему сможет только зарплата руководителя - о заместителях руководителя и главных бухгалтерах в предлагаемой норме не говорится.

Порядок расчета соотношения зарплаты

Соотношение среднемесячной зарплаты руководства и остального персонала учреждений должно рассчитываться на основании порядка, утверждаемого Правительством РФ. В связи с этим рассматриваемый проект вносит соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Постановление № 922) - в него планируется включить и указанный порядок расчета. Причем данный порядок будет единым для всех учреждений (федерального, регионального и муниципального уровня).

Из проекта документа следует, что соотношение зарплат определяется по итогам календарного года. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера учреждения. В то же время в проекте отмечается, что при проведении данной процедуры в отношении руководителя не должны учитываться как в списочном составе работников, так и в фактически начисленной зарплате остальных сотрудников работники всех трех руководящих должностей.

Если руководитель, его заместитель или главбух работают по совмещению профессий (должностей), при расчете соответствующего соотношения фактически начисленная зарплата учитывается в целом - как по основной работе, так и при совмещении. Если же заместитель руководителя, главный бухгалтер (обратите внимание: руководитель здесь не назван) работает по совместительству, при расчетах берется только фактически начисленная зарплата по должностям заместителя или главбуха.

В свою очередь, при определении среднемесячной зарплаты работников учреждения станут учитываться:

  • начисленная зарплата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.
Сама процедура расчета соотношения для трех руководящих должностей будет одинакова .
  1. Рассчитывается среднемесячная зарплата остальных сотрудников. Это делается путем деления фактически начисленной зарплаты работников списочного состава на среднюю численность указанных работников за соответствующий календарный год и на 12 (количество месяцев в году).
  2. Определяется среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера): фактически начисленная зарплата за календарный год делится на 12 (количество месяцев в году). Если представитель руководства учреждения отработал не полный календарный год, расчет производится исходя из фактически отработанных им полных календарных месяцев.
  3. Высчитывается соотношение - среднемесячная зарплата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату работников.
Раскрытие информации о зарплате

Необходимость соблюдать предельные «пороги» зарплат в отношении управленческого персонала - не единственное требование, которое надо выполнять с начала 2017 года. Учреждениям нужно еще и раскрывать информацию о зарплатах своих руководящих работников. В силу ст. 349.5 ТК РФ эти сведения должны публиковаться на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя. По решению учредителей данная информация может размещаться и на сайтах самих учреждений.

К сведению

В настоящее время обязанность раскрывать свои доходы существует только у руководителей государственных и муниципальных учреждений, но она выполняется в несколько иной форме. В силу ч. 4 ст. 275 ТК РФ и ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» первые лица учреждений должны представлять учредителю справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных и членов семьи).

Порядок опубликования сведений о среднемесячной зарплате руководителя, его заместителя, главного бухгалтера учреждений устанавливается нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления. На федеральном уровне такой документ разработан - проект постановления Правительства РФ размещен на портале regulation.gov.ru.

Согласно названному проекту сведения о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала года, следующего за отчетным . Информацию нужно размещать в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна присутствовать на главной странице официального сайта учредителя.

В публикуемых сведениях нужно указать полное наименование федерального учреждения, должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество. В то же время здесь запрещено раскрывать сведения, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер.

Заключение

Хотя рассмотренные проекты документов адресованы только федеральным учреждениям (за исключением разработанных поправок в Постановление № 922), содержащиеся в них нормы полезно изучить руководителям учреждений всех уровней подчинения. Ведь субъекты РФ и муниципальные образования при издании нормативных актов аналогичного содержания, как правило, ориентируются на федеральные примеры. Тем более что основные нормы, которые впоследствии развиваются в проектах постановлений, прописаны в ТК РФ, а значит, относятся ко всем публично-правовым образованиям.

Чтобы государственные и муниципальные учреждения (в том числе автономные) смогли выполнить новые требования, «на местах» должна быть создана соответствующая подзаконная база:

  1. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и остальных работников государственных (муниципальных) учреждений (и иных организаций госсектора);
  2. правовой акт органа-учредителя, определяющий конкретное соотношение зарплат для подведомственных учреждений;
  3. нормативный правовой акт субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающий порядок размещения информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководящих работников учреждений (и иных организаций госсектора), представления указанными лицами этой информации.
Сами же расчеты соотношения зарплат будут выполняться на основании единого порядка.

Таким образом, в начале 2017 года учреждения должны произвести соответствующие расчеты по данным за 2016 год и направить эти сведения органу-учредителю. Превышение установленных предельных «порогов» чревато последствиями для первого лица учреждения. В силу ст. 278 ТК РФ несоблюдение соотношения среднемесячной зарплаты заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера и остальных работников может повлечь расторжение трудового договора с руководителем.

«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В настоящее время в такой перечень входят только бюджетные и казенные учреждения - см. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р «Об утверждении перечня федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен».

«О порядке размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий».

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников представляет собой определенные законодательством ограничения в отношении размера выплачиваемой заработной платы. О том, для какой категории трудящихся он регламентирован и как определяется, вы узнаете из этой статьи.

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций

Трудовым кодексом РФ максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст. 132 ТК РФ по этому поводу говорится, что заработная плата зависит:

  1. От квалификации работника.
  2. Уровня сложности выполняемых работ.
  3. Количества затраченного времени.
  4. Качества произведенного труда.

Однако ТК РФ содержит отсылку на допустимость установления некоторых ограничений в отношении размера выплачиваемых денежных вознаграждений, иными словами, установление предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и работников.

К числу исключений, в отношении которых вводятся ограничительные нормы, можно отнести заработную плату руководителей государственных органов.

Для юрлиц-работодателей, созданных государством или муниципальными органами, таких как учрежденные государством внебюджетные фонды или унитарные предприятия (например, ФГУП «Почта России»), установлено правило (ч. 1 ст. 145 ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации.

Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается.

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности.

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной.

Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников

Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п. 9 положения № 583).

Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров — в кратности от 1 до 8.

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

Федеральные министерства и ведомства устанавливают показатели соотношения для подведомственных им учреждений в заданных актами Правительства пределах. Например:

  • приказ Минздрава России от 06.02.2017 № 40н устанавливает показатель кратности зарплаты руководства к средней зарплате работников, равный 8;
  • приказ Росморречфлота от 04.07.2017 № 72 ранжирует показатели кратности в зависимости от занимаемой руководящей должности (8 — для руководителя, 7,2 — для заместителя руководителя, главбуха);
  • приказ Росприроднадзора от 08.06.2017 № 280 также ранжирует показатели по должностям, но кроме того, и по учреждениям (так, для руководителя ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлен показатель 5, для его заместителей — 4,5, а для аналогичных должностей в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» — показатели 4 и 3 соответственно).

Кроме того, правила об установлении предельного соотношения могут содержаться в трудовом договоре (Единые рекомендации…, утв. решением Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11).

Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 145 ТК РФ правила о предельном соотношении для должностей в учреждениях и фондах, внесенных в определенные списки, утвержденные Правительством РФ, могут:

  • не соблюдаться;
  • вводиться повышенные по сравнению с общей нормой из положений № 2 и 583.

Рассмотрим сказанное на примере. Так, перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений…, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р, содержит список учреждений, где зарплата руководящего состава не ограничена общим правилом «от 1 до 8». Одно из таких учреждений — ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ». Соответственно, приказом Минэкономразвития России от 31.03.2017 № 155 показатель кратности для руководящего состава академии установлен, но в значительно повышенном размере: он равен 14.

Соотношение зарплаты руководителя и работников: как считать

Методика расчета содержится в абз. 7 п. 9 положения № 583. Пошагово она выглядит следующим образом:

  1. Вычисляется среднемесячная зарплата работника и руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) соответствующего учреждения/предприятия/фонда по правилам п. 20 положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расчетный период — календарный год. Подробно о порядке расчета средней зарплаты рассказывает статья Как рассчитывается среднемесячная заработная плата?
  2. Величина среднемесячной зарплаты руководителя делится на величину среднемесячной зарплаты работника.
  3. Полученный результат сравнивается с действующим для данного юрлица показателем кратности.

Осуществляя указанные расчеты, учредителю необходимо предполагать, что руководителем будет получена максимальная зарплата — со всеми стимулирующими выплатами и при условии максимальной эффективности работы организации.

Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты

Ст. 278 ТК РФ устанавливает ответственность руководителей предприятий за несоблюдение требования по установлению предельного соотношения заработной платы заместителя руководителя или главбуха со среднемесячной зарплатой работника.

В частности, трудовые отношения с таким работодателем могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и из-за несоблюдения предельной разницы в зарплате в соответствии со ст. 145 ТК РФ. Иными словами, это дополнительное (специальное) основание для увольнения по инициативе работодателя.

Таким образом, нарушение, описанное в ст. 278 ТК РФ, — дисциплинарный проступок, субъектом которого является руководитель соответствующей организации.

Ответственность за несоответствие зарплаты руководителя рассмотренным выше требованиям прямо в ТК РФ не установлена, однако, как считает Минэкономразвития (разъяснения опубликованы на официальном сайте министерства), несет таковую должностное лицо учредителя юрлица — работодателя по правилам ст. 57 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Соотношение средней заработной платы руководителей и работников ограничено законом только для внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, предприятий, государственных корпораций. Учитывая отсылочный характер норм ТК РФ и актов Правительства РФ, в конкретном случае определить размер показателя предельного соотношения можно по ведомственным актам или непосредственно по трудовым договорам. Нельзя говорить о разнице в зарплате начальника и подчиненного, т. к. введенное ТК РФ ограничение — не по разнице, а по отношению (устанавливается путем деления, а не вычитания), а кроме того, для сравнения используется усредненная величина зарплаты работников, а не зарплата конкретного работника, напрямую подчиненного руководителю.

Для зарплат руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также внебюджетных фондов установят "потолок". В скором времени их зарплаты должны будут стать кратными к средней зарплате рядовых работников.

Таковы требования поправок в Трудовой кодекс, разработанных Минтрудом России.

Как пояснили "РГ" в минтруде, в законопроекте устанавливается, что правительство, региональные и муниципальные власти должны будут подзаконными актами установить предельную кратность в зарплатах для организаций соответствующего уровня. А непосредственные учредители этих организаций - кратность для каждой из них в обозначенных пределах. Например, в России уже действуют два постановления правительства, которые определяют, что на госпредприятиях и в госучреждениях федерального уровня предельное соотношение зарплат не должно быть выше, чем один к восьми. И в расчет должны приниматься премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу. Учредители конкретных организаций могут эту кратность и уменьшить, скажем, до один к трем или к пяти.

"Это снизит разрыв в зарплатах руководителей и работников", - считает министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

По словам Максима Топилина, в законе также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения заработных плат своих заместителей и главных бухгалтеров и работников организаций. Нарушение закона будет грозить ему прекращением трудового договора, или, попросту говоря, увольнением.

"Мы уделяем серьезное внимание проблеме дифференциации заработной платы. После того как были приняты решения об ограничении дифференциации заработной платы на государственных учреждениях и предприятиях, в регионах его стали устанавливать самостоятельно, как правило, на таком же уровне и ниже. По данным субъектов России, в большинстве государственных и муниципальных учреждений социальной сферы (здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания населения) соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и работников уже превысило 4 раза", - подчеркнул Максим Топилин.

Кроме того, законопроект устанавливает обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате руководящих работников в сети Интернет на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.

Как ранее пояснял "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми. Это было сделано для того, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения. Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные и муниципальные предприятия, учреждения, внебюджетные фонды.

Хотя, по мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда, потому что в показателе "Средняя зарплата" зачастую "сидит" и зарплата самого руководителя. И было бы правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых.

Поправки в Трудовой кодекс уже одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности и в ближайшее время будут рассмотрены на заседании правительства. Если и там они получат положительную оценку, их внесут в Госдуму.