Формирование должностного оклада. Нюансы и правила использования тарифной сетки по разрядам. Формы организации труда


Лехтянская Лариса Владимировна , кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка, Россия

Римская Татьяна Григорьевна , кандидат исторических наук, доцент кафедры ГСД, директор, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка, Россия

Заработная плата – денежное вознаграждение человека за его труд. Она зависит от квалификации работника, качества и количества выполненной работы, а также от сложности работы; это цена, которая выплачивается за использование труда. В основном различают два вида заработной платы: номинальную плату и реальную. Номинальная заработная плата представляет собой непосредственно денежную сумму, полученную за труд, а реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно купить на эту денежную сумму (Токарев, Куликова, 2015) . Если говорить о заработной плате, то должен существовать и рынок рабочей силы. Как и на любом рынке товаров и услуг, на рынке рабочей силы существуют продавцы и покупатели рабочей силы. Продавцами рабочей силы являются квалифицированные работники, а покупателями – фирмы, которые нуждаются в сотрудниках, рабочей силе . В процессе экономических отношений между продавцами и покупателями складывается цена рабочей силы. Это заработная плата в виде рабочих тарифов, окладов, сдельной и повременной оплаты (Тюгашев, Куликова, 2015) .

Так складывается спрос и предложение на рабочую силу. Спрос – те люди и фирмы, которым нужны сотрудники, рабочие кадры (Мошкова, Харламова, 2011) . Предложение – люди, которые предлагают свой труд за денежное вознаграждение.

Купля-продажа рабочей силы осуществляется по трудовому договору. Этот договор является основным документом, регулирующим трудовые отношения между работодателем и его работниками. Права и обязанности сторон также изложены в Трудовом Кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

Оплата за труд представляет собой вознаграждение, которое получают работники за предоставление своей рабочей силы. Ставка заработной платы оплата за труд в единицу времени. Следовательно, уровень заработной платы зависит от спроса на труд в сравнении с предложением. Спрос на труд напрямую зависит от его производительности (Халикова, 2011) .

Производительность труда определяется количеством и качеством произведенной продукции.

Предложение труда будет зависеть от доли трудоспособного населения. Возникает следующая зависимость: чем больше рабочей силы на определенном рынке при данном спросе, тем ниже уровень заработной платы (Миронова, Егоров, 2014) .

Заработная плата формируется на конкретном рынке труда в зависимости от качества рабочей силы. На конкурентном рынке труда равновесная цена заработной платы будет складываться из пересечения двух кривых: спроса и предложения. Это пересечение будет являться оптимальной точкой для обеих сторон – покупателей и продавцов рабочей силы (Стыцюк, 2014) .

Выделим основные признаки конкурентного рынка труда:

- наличие фирм, оказывающих одинаковые услуги, выпускающих одинаковую продукцию, которые конкурируют между собой и предлагают одинаковые условия для высококвалифицированных работников определенного вида труда;

- значительное количество работников, которые предлагают определенный вид труда, независимо друг от друга, и имеющие одинаковую квалификацию;

- ставка заработной платы на таком рынке не может быть никем продиктована, и никто не осуществляет контроль над ней (Скульский, 2014) .

Следующая модель рынка труда – монопсония. Монопсония – ситуация на рынке, когда только один покупатель сотрудничает на рынке с множеством продавцов, который диктует цену и объем продаж. Для монопсонии характерны следующие признаки:

- работникам невозможно найти другое место работы в силу особенностей профессии, условий жизни или географических факторов;

- работники определенного вида труда заняты в одной фирме;

- фирма осуществляет контроль над заработной платой (Шалаева, Ваховский, 2014) .

Кривая спроса и предложения рабочей силы на таком рынке будет иметь возвышающий вид, все точки на данном графике будут показывать ставку зарплаты одного рабочего при любом определенном количестве используемых работников (Андреева, 2006) .

Немалую роль в развитых странах играют профсоюзы, выступающие в качестве защитника прав работника. Главная экономическая задача профсоюзов – повышение зарплаты работников. Для этого они используют различные методы для достижения главной цели (Заярная, 2014).

Цель профсоюзов – добиваться повышения зарплаты, цель работодателей держать уровень зарплаты на достигнутом уровне, уменьшая себестоимость и увеличивая прибыль.

Заключение

1. Заработная плата на различных рынках формируется по-разному. Она зависит от соотношения спроса и предложения на конкретных рынках труда. Происходит формирование ставок заработной платы рабочих. Эта дифференциация определяется конкретными причинами:

- работники не являются однородными, т.е. отличаются по способностям, уровню образования, подготовке, квалификации.

- определенные виды работ различаются своей привлекательностью, условиями труда, другими факторами.

2. Качество рабочей силы отличается в связи с инвестициями в человеческий капитал.

3. Профсоюзы борются за улучшение условий труда, за недопущение травматизма на производстве, всегда выступают против сокращения работников, даже в случаях, когда работодатель вынужден проводить оптимизацию в силу ряда сложившихся причин: отсутствие сбыта на продукцию, снижение цен на выпускаемую продукцию. Профсоюзам дано право, при невозможности, договориться с работодателем о повышении зарплаты работникам, когда для ее повышения имеются все необходимые показатели, объявить забастовку, но это крайняя мера, и на практике чаще всего договоренности по увеличению заработной платы достигаются.

Москва + 7 495 648 6241

Заработная плата наемных работников в реальных условиях существует в двух формах ее организации: повременной и сдельной. В первом случае зарплата формируется пропорционально отработанному нормативу времени. Это может быть почасовая ставка, недельная ставка, но чаще всего в наших условиях устанавливается месячная ставка, которую принято называть месячным окладом. При установлении месячного оклада оговаривается продолжительность рабочей недели и рабочего дня.

При сдельной форме оплаты труда заработок работника поставлен в зависимость от количественных показателей выполненной работы через установление норматива оплаты за каждую единицу выпущенной продукции.

Повременная форма оплаты труда к концу XX века получила относительно большее распространение в современной экономике. Причиной этого является технический процесс, одной из особенностей которого является замена ручного труда машинами. При этом конечный результат зачастую очень трудно определить в расчете на конкретных работников, обслуживающих машины, что исключает в принципе применение сдельной оплаты в чистом виде.

Однако там, где определение результатов отдельных работников возможно, сдельная система работает эффективно. На практике могут применять также различные сочетания принципов как повременной, так и сдельной форм оплаты.

При формировании зарплаты на конкретных предприятиях на основе указанных двух форм возможно использование различных систем оплаты труда с учетом экономических особенностей того или иного производства. Таких систем очень много. Существует, однако, несколько наиболее общих принципов для формирования той или иной системы оплаты труда. Выделяются следующие принципиальные подходы, которые с определенной степенью условности можно определить как теоретические концепции систем оплаты труда:

1. Тейлоризм.

2. Система аналитической оценки работ.

3. Система участия в прибылях.

4. Фордизм.

Система тейлоризма названа по имени американского инженера Тейлора – известного специалиста научной организации труда. В этой системе основой для установления размера зарплаты является условие выполнения достаточно жестких норм выработки, заданных работнику на рабочий день. При условии выполнения нормы выплачивается достаточно высокая зарплата, но при невыполнении норм применяются ощутимые штрафные санкции. Соответственно перевыполнение норм поощряется премиями. Система стимулирует работников трудиться с максимальной отдачей, нередко за счет повышения интенсивности труда в ущерб здоровью.

Система аналитической оценки работ учитывает несколько различных факторов, влияющих на результативность труда (в том числе такие факторы, как уровень квалификации, участие в рационализаторской работе, дисциплина труда). Каждый фактор оценивается определенной суммой зачетных баллов, а сумма набранных баллов влияет на уровень зарплаты.

Системы участия в прибылях применяются предпринимателями в таких производствах, где конечные результаты зависят от четкой работы коллективов бригад, цехов, участков. Рабочим обещают премиальные выплаты из прибыли предприятия в случае, если плановая прибыль будет превышена за счет точного соблюдения технологии, отсутствии потерь и брака в процессе производства, экономии ресурсов.

Система фордизма (от имени известного предпринимателя Форда) применяется при формировании оплаты труда в конвейерном производстве. Конечный результат здесь прямо связан со скоростью движения конвейера. Ставки зарплаты повышаются, если рабочие соглашаются работать в условиях некоторого увеличения скорости конвейера (за счет повышения интенсивности труда).

При оценке уровня и динамики заработной платы необходимо различать номинальную и реальную зарплату. Номинальная сумма заработной платы в динамике может изменяться весьма существенно за счет инфляции, изменения масштаба цен и некоторых других факторов. Поэтому необходимо в обязательном порядке учитывать реальное количество благ, которые можно приобрести на сумму заработной платы. Реальная зарплата определяется сравнением цен стандартного набора товаров базового и текущего периодов и выражается всегда относительной величиной. Для примера рассмотрим данные по номинальной и реальной зарплате в России за последние 20 лет.

Таблица 7.1

Приведенные данные показывают, что в процессе перехода к рыночной экономике в среднем по стране зарплата наемных работников в реальном исчислении снизилась более чем в 2 раза по отношению к 1985 году, в 90-е годы XX века. Несмотря на положительную динамику роста реальной зарплаты после 2000 года, дореформенный уровень достичь удалось только через 17 лет. Заметим, однако, что здесь приведены данные официальной статистики, которая не учитывает часть фактически полученной зарплаты работниками некоторых предприятий (зарплата в конвертах, не отраженная в отчетности).

Сравнение уровня зарплаты в России с зарплатой наемных работников в других странах также не внушает большого оптимизма. В развитых странах, например, уровень часовой ставки зарплаты квалифицированного работника составляет не менее 15 долл/час, в то время как аналогичный показатель в России – 1 долл/час. В привычном для нас месячном исчислении средняя зарплата в Англии, например, составляла в 2005г. более 3000 долл., в то время как в России – 200 долл.

Главным фактором, который определяет возможный уровень зарплаты в любой стране, является уровень производительности общественного труда. По этому показателю Россия отстает от развитых стран примерно в 6-7 раз (но не в 15 раз, как по зарплате). По мнению многих ученых-экономистов, отмеченная диспропорция между зарплатой и уровнем производительности труда отрицательно сказывается на темпах экономического развития России.

2.4 Организация оплаты труда

Сущность заработной платы и ее формирование

Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.
Рыночная цена единицы труда - это ставка заработной платы, обусловленная в договоре и определяющая уровень оплаты труда, имеющего конкретные профессионально-квалификационные характеристики в единицу времени.
Факторы формирования заработной платы представлены на рисунке 36.

Рис.36. Факторы формирования заработной платы

Факторы формирования заработной платы, представленные на рисунке 13, делятся на рыночные и нерыночные . Среди рыночных факторов , влияющих на ставку заработной платы и конъюнктуру рынка труда, можно выделить следующие:
1) изменение спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд;
2) полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор);
3) эластичность спроса на труда по цене;
4) взаимозаменяемость ресурсов;
5) изменение цен на потребительские товары и услуги.
К нерыночным факторам формирования заработной платы относятся:
1) меры государственного регулирования заработной платы;
2) соотношение сил между профсоюзами и работодателями;
3) конечные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад работника.

Функции заработной платы

Функции заработной платы:
Воспроизводственная функция . Заключается в обеспечении работников, а также членов их семей необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы, воспроизводства поколений. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей.
Стимулирующая функция . Ее сущность состоит в установлении зависимости заработной платы работника от его трудового вклада.
Измерительно-распределительная функция . Эта функция предназначена для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом.
Ресурсно-разместительная функция. Сущность ее состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям.
Функция формирования платежеспособного спроса населения . Назначение этой функции - увязка платежеспособного спроса, под которым понимается форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами покупателей, и производства потребительских товаров.

Принципы заработной платы

Для реализации функций заработной платы необходимо соблюдение важнейших принципов:
1) Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства и труда. Этот принцип связан с действием объективного экономического закона возвышения потребностей, согласно которому более полное их удовлетворение реально лишь при расширении возможностей получить за свой труд большее количество материальных благ и услуг;
2) Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;
3) Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника в результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия, его отраслевой принадлежности;
4) Равная оплата за равный труд.
Основные источники доходов граждан от различных видов деятельности и работников предприятий представлены на рисунках37 и 38.

Рис. 37. Основные источники личных доходов граждан РФ


Рис.38. Структура доходов работников предприятия

Структура дохода работника должна определяться системой отношений его формирования и распределения, соединяющий принцип распределения по труду и конкурентные начала в использовании трудового потенциала работника.
5) Государственное регулирование оплаты труда;
6) Учет воздействия рынка труда;
7) Прирост, логичность и доступность форм и систем оплаты труда.

Рис.39. Организационные основы оплаты труда на предприятии

На основе принципов организации и функций заработной платы создается организационная система оплаты труда на предприятии. Перестройка организации заработной платы в соответствии с требованиями рынка предусматривает решение следующих задач:
-повышение заинтересованности каждого работника в выявлении и использовании резервов эффективности своего труда при исключении возможностей получения незаработанных денег;
-устранение случаев уравнительства;
-оптимизация соотношений в оплате труда работников различных категорий и профессионльно-квалификационных групп с учетом сложности выполняемых работ, условий труда.
Государственное регулирование ставит главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая о правах и свободе личности. Государственное регулирование направлено на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Регулирующее воздействие должно быть направлено на создание условий для зарабатывания средств и социальных гарантий с целью повышения эффективности использования рабочей силы, реализации и согласования интересов субъектов распределительных отношений, функционирующих на основе различных форм собственности и хозяйствования.
Различают два метода регулирования заработной платы: централизованный и локальный.
Централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда, исполнение которых обязательно либо для всех предприятий и организаций России, либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп. Централизованное регулирование заработной платы осуществляется путем использования следующих механизмов:
-применение норм Трудового кодекса, регламентирующих условия и порядок оплаты труда;
-использование тарифной системы. Она является средством государственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы;
-установление минимального размера оплаты труда. Минимальная заработная плата является государственной гарантией и устанавливается Законом РФ. Этот государственный норматив обязателен для всех организаций и предприятий независимо от формы собственности, отрасли, территории.
Локальные методы регулирования заработной платы включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. В частности, в локальном порядке определяется размер средств, идущих на оплату труда работников, решение о выборе тарифной или бестарифной системы, введение различных доплат и надбавок к заработной плате (не ниже норм Трудового кодекса), разработка положений о премировании и выплате вознаграждений по результатам труда за год.

Последовательность работы по организации заработной платы
на предприятии

Последовательность работы по организации заработной платы объединена в три блока: выбор способа формирования основной заработной платы, выбор форм оплаты труда, выбор системы регулирования.
При организации заработной платы на предприятии важен выбор способа формирования заработной платы на базе Единой тарифной сетки, либо бестарифной системы оплаты труда. Приоритет принадлежит ЕТС, при использовании которой достигается более объективная дифференциация заработной платы рабочих разной квалификации. Однако в силу постоянно меняющегося экономического положения предприятиям нередко приходится менять тарифные ставки, что приводит к большим трудозатратам. Бестарифная система оплаты труда позволяет поставить заработную плату в прямую зависимость от фактических результатов работы.
Критерием экономической эффективности организации заработной платы является опережающий рост хозрасчетного дохода над фондом заработной платы.
В современных условиях правильно организовать заработную плату на предприятии невозможно без ее основного элемента - нормирования труда, позволяющего установить соответствие между объемом затрат на труд и размером его оплаты в конкретных организационно-технических условиях. Работа по совершенствованию нормирования труда должна быть направлена на повышение качества норм и прежде всего на обеспечение равной напряженности норм для всех видов труда и для всех групп работников.

Повременная, сдельная, повременно-премиальная системы оплаты труда

Первые два элемента организации заработной платы - нормирование труда и тарифная система - не определяют порядок начисления заработной платы. Они представляют собой базу для установления размера заработной платы.
Тарифная система- совокупность нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников в зависимости от квалификации работников, сложности работ, условий труда и т.д.
Элементы тарифной системы:
Тарифная сетка - шкала разрядов, каждому из которых присвоен свой тарифный коэффициент, показывает, во сколько раз тарифная сетка различных разрядов больше первого;
Тарифная ставка - выраженные в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. На основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда рассчитываются тарифные ставки каждого последующего разряда. В зависимости от выбранной единицы времени тарифные ставки бывают: часовые, дневные и месячные (оклады);
Тарифно-квалификационные справочники - это нормативные документы, с помощью которых устанавливаются разряды рабочих и работы.
Основные формы оплаты труда представлены в таблице 13.

Таблица 13

Формы оплаты труда на промышленном предприятии

Формы организации труда

Форма оплаты труда

Сдельная

Повременная

Система оплаты труда

Индивидуальная или
коллективная

Простая сдельная
Сдельно-премиальная
Косвенно-сдельная
Аккордная
Сдельно-прогрессивная
Сдельно-регрессивная

Простая повременная
Повременно-премиальная
Окладная

Коллективная

Коллективная сдельно-премиальная

Повременная с доплатами за выполнение нормированного задания.
Нормативно-сдельно-премиальная

Существуют две формы оплаты труда: повременная и сдельная.
Повременная форма характеризуется тем, что заработная плата работнику начисляется в зависимости от количества отработанного в соостветсвии с табельным учетом времени и установленной тарифной ставкой или окладом.
Сдельная форма оплаты труда позволяет установить размер заработной платы в зависимости от объема выполненной работы, который может быть измерен в количестве операций, изделий и т. д., и размера заработной платы за единицу продукции (расценки).
Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок премий. Существуют десятки систем заработной платы: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т. д.
При простой повременной системе заработок рабочего определяется по той же формуле, с помощью которой характеризуется повременная форма оплаты труда.
При повременно-премиальной системе заработная плата определяется по формуле (40):

Зп-пр = Зп + П, (40)

где Зп- тарифная заработная плата, соответствующая заработной плате, определенной по простой повременной системе;П - сумма премии, установленной за обеспечение определенных количественных и качественных показателей работы.
Повременно-премиальная система оплаты труда с нормированным заданием используется, когда функции рабочих четко регламентированы, и может быть рассчитана норма времени по каждой операции.
На базе сдельной формы заработной платы разработаны следующие системы: прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенная сдельная, аккордная сдельная.
Прямая сдельная система позволяет установить прямую пропорциональную зависимость заработка работника от его выработки. Такая зависимость отражается формулой, показывающей сдельную форму оплаты труда. Эта величина отражает основной заработок, являющейся базой для расчета заработков по другим системам сдельной формы.

Сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная система
оплаты труда

Величина заработной платы при использовании сдельно-премиальной системы определяется по формуле (41):

Зсд - прем = Зсд + П, (41)

При сдельно-прогрессивной системе оплаты труда для расчета заработков рабочих используются следующая зависимость (42):

Зсд. - прог. = ро * Vпл + рпрог * Vcверхпл.,(42)
где ро- штучно-сдельная расценка, рассчитанная обычным способом;Vпл- объем выполненных работ в пределах установленного плана;рпрог- прогрессивно-нарастающая расценка;Vcверхпл- объем работ, выполненный сверхплана.
Для установления рпрог разрабатывается специальная шкала, где указывается процент изменения, увеличения расценки по сравнению с базой в зависимости от уровня выполнения плана.
Косвенная-сдельная система применяется для установления заработка вспомогательным рабочим. Для определения заработка рабочих, труд которых оплачивается по косвенной системе, чаще всего используются следующие методы:
1) Косвенная сдельная расценка (43):

Зкос = ркос * Vф, (43)

где ркос- косвенная сдельная расценка;Vф - фактически выполненный объем работ обслуживаемыми рабочими.
2) Коэффициент выполнения норм (44):

Зкос = Зп * Кв. н., (44)

где Зп - заработная плата вспомогательного рабочего, рассчитанная по простой повременной системе; Кв.н.- средний коэффициент выполнения норм обслуживаемыми рабочими.
Аккордная сдельная система оплаты труда применяется тогда, когда необходимо усилить материальную заинтересованность работников в сокращении сроков выполнения конкретного объема работа, сдачи объекта в эксплуатацию. С этой целью устанавливается фонд оплаты труда за весь объем работ. Ежемесячно до окончания работы рабочим выплачивается аванс, а окончательный расчет совершается после сдачи объекта.Наряду с традиционными формами и системами заработной платы находят применение нетрадиционные системы оплаты труда, например бестарифная система оплаты труда. Помимо этого существуют различные варианты нетрадиционных систем, особенно для оплаты труда руководителей и специалистов, например, система «плавающих окладов», суть которой состоит в том, что по результатам работы данного месяца в следующем месяце для специалистов образуются новые должностные оклады.

Доплаты и надбавки к заработной плате. Система премирования
работников

Виды доплат и надбавок к тарифным ставкам:
1) не имеющие ограничений по сфере трудовой деятельности (доплата за работу в сверхурочное время, доплата за работу в праздничные дни, выходные и ночное время);
2) применяемые в определенных сферах приложения труда:
а) носящие стимулирующий характер, за совмещение профессий, за выполнение обязанностей временно отсутствующего рабочего, за квалификацию
и т.д.;
б) связанные с особым характером выполняемых работ: за сезонность работ, отдаленность, многостаночность, вахтовый метод и т.д.;
в) за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Районный коэффициент - нормативный показатель степени увеличения заработной платы в зависимости от места расположения предприятия (от 1 до 2).
В условиях перехода к рынку предприятиям предоставлено право самостоятельно разрабатывать и применять премиальные положения, которые должны включаться в коллективный договор. Таким предприятиям необходимо соблюдать ряд основных требований:
1) показатели премирования должны соответствовать задачам производства;
2) число показателей и условий премирования не должно быть более двух-трех;
3) между показателями и условиями премирования не должно быть противоречий;
4) показатель премирования устанавливать дифферинцированно по фактически достигнутому среднему уровню его выполнения на данном производстве, выше достигнутого среднего уровня;
5) определять нормативы премирования (размер премии);
6) проводить оценку напряженности показателя премирования;
7) в круг премируемых работников включать только тех из них, которые оказывают на показатели премирования непосредственное воздействие;
8) устанавливать периодичность премирования в зависимости от особенностей предприятия;
9) обеспечить гарантирование премии соответствующими источниками ее выплаты.

Порядок формирования должностных окладов, ставок заработной платы работников учреждений культуры

  1. 1. Порядок формирования ставок заработной платы работников учреждений культуры, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих культуры.
  2. 1.1. Ставка заработной платы работника формируется на основании минимальной ставки заработной платы по ПКГ, повышающих коэффициентов по профессии, денежных надбавок (за исключением надбавок за выслугу лет) и доплат.
  3. 1.2. Профессиональная квалификационная группа "Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии первого уровня":
  4. 1.3. Профессиональная квалификационная группа "Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии второго уровня":
  5. 1.4. Положением об оплате труда учреждения работнику может устанавливаться повышающий коэффициент к минимальной ставке заработной платы по ПКГ за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ в размере до 1,3 к минимальной ставке по 4 квалификационному уровню ПКГ "Профессии рабочих культуры, искусства и кинематографии второго уровня". Коэффициенты, повышающие ставку заработной платы по ПКГ работников рабочих профессий культуры, искусства и кинематографии, формируют минимальную ставку заработной платы по профессии и учитываются при исчислении компенсационных и стимулирующих надбавок работникам. Перечень профессий высококвалифицированных рабочих, постоянно занятых на важных и ответственных работах, утверждается исполнительным органом власти, в ведении которого находится учреждение.
  6. 1.5. Положением об оплате труда учреждения работникам рабочих профессий учреждений культуры, искусства и кинематографии могут предусматриваться повышающие надбавки к минимальной ставке по профессии:
  7. за уровень профессиональной подготовленности (квалификации);
  8. за сложность и напряженность выполняемой работы;
  9. Решение об установлении повышающих надбавок принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника и устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Размер повышающих надбавок в суммовом выражении не может превышать 300%. Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
  10. Применение повышающей надбавки к минимальной ставке заработной платы по профессии не образует новую ставку и не учитывается при исчислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к ставке.
  11. 1.6. Положением об оплате труда работников учреждения могут предусматриваться повышающие надбавки к ставке за выслугу лет.
  12. при выслуге лет от 1 года до 5 лет - до 5%;
  13. при выслуге лет от 5 лет до 10 лет - до 10%;
  14. при выслуге лет свыше 10 лет - до 15%.
  15. 1.7. Денежная сумма, полученная в результате применения повышающих надбавок к ставке работника (за исключением надбавок за выслугу лет), суммируется с минимальной ставкой заработной платы по профессии и формирует ставку заработной платы по профессии конкретного работника.
  16. 2. Порядок формирования должностных окладов работников, осуществляющих профессиональную деятельность по должностям работников учреждений культуры, искусства и кинематографии.
  17. 2.1. Должностной оклад работника формируется на основании минимального должностного оклада по ПКГ, повышающих коэффициентов по должности, надбавок (за исключением надбавок за выслугу лет) и доплат.
  18. 2.2. Профессиональная квалификационная группа "Должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава":
  19. 2.3. Профессиональная квалификационная группа "Должности работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена":
  20. 2.4. Профессиональная квалификационная группа "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена":
  21. 2.5. Профессиональная квалификационная группа "Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии":
  22. 2.6. Положением об оплате труда работников культуры, искусства и кинематографии предусматриваются следующие повышающие коэффициенты по должности:
  23. 2.6.1. Работникам художественного и артистического персонала государственных учреждений культуры предусматриваются повышающие коэффициенты:
  24. за присвоение должности категории "главный" 1,6 за квалификационную категорию: ведущий специалист 1,5 специалист высшей категории 1,4 специалист первой категории 1,2 специалист второй категории 1,1
  25. 2.6.2. Работникам, занимающим должности согласно ПКГ работников культуры, искусства и кинематографии, предусматриваются повышающие коэффициенты:
  26. за присвоение должности категории "главный" 1,5 за ученую степень: доктор наук 1,3 кандидат наук 1,2 за руководство структурным подразделением (службой): заведующий (руководитель) отдела, мастерской 1,4 заведующий (руководитель) сектором, коллективом 1,3 заведующий (руководитель) творческой частью 1,2 (художественной, музыкальной, литературно-драматургической) за квалификационную категорию: ведущий специалист 1,4 специалист высшей категории 1,3 специалист первой категории 1,2 специалист второй категории 1,1 специалист третьей категории 1,05 за работу в учреждениях, обслуживающих граждан со 1,2 специальными потребностями (глухие, слепые)
  27. 2.6.3. Повышающие коэффициенты по должности работников культуры, искусства и кинематографии увеличивают минимальные оклады по ПКГ и формируют минимальные оклады по должности. Минимальный оклад по должности учитывается при исчислении компенсационных и стимулирующих надбавок, устанавливаемых работнику. Минимальный оклад по должности формируется в результате произведения минимального оклада по ПКГ и повышающих коэффициентов по должности.
  28. 2.7. Положением об оплате труда для работников профессиональных квалификационных групп учреждений культуры, искусства и кинематографии предусматриваются персональные повышающие надбавки за звание:
  29. работникам художественного и артистического персонала государственных учреждений культуры: за присвоение учреждению, музыкальным и танцевальным коллективам до 100% звания "академический" за присвоение музыкальным и танцевальным коллективам звания до 120% "ведущий" республиканского значения работникам учреждений культуры, искусства и кинематографии: за Почетное звание "Народный артист Российской Федерации (Союза 40% ССР, бывших союзных республик, стран СНГ)" за Почетное звание "Заслуженный деятель искусств Российской 30% Федерации (Союза ССР, бывших союзных республик, стран СНГ)" за Почетное звание "Заслуженный артист Российской Федерации 30% (Союза ССР, бывших союзных республик, стран СНГ)" за Почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской 20% Федерации (Союза ССР, бывших союзных республик, стран СНГ)"
  30. Персональные повышающие надбавки за звание рассчитываются от минимального оклада по должности. Применение персональных повышающих надбавок за звание не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу. Персональная надбавка суммируется с минимальным окладом по должности.
  31. 2.8. Положением об оплате труда для работников профессиональных квалификационных групп учреждений культуры, искусства и кинематографии могут предусматриваться повышающие надбавки за выслугу лет:
  32. Повышающая надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждения в зависимости от общего стажа работы в учреждении и рассчитывается исходя из минимального оклада по квалификационному уровню ПКГ.
  33. Применение повышающих надбавок за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
  34. 2.9. Положением об оплате труда для работников профессиональных квалификационных групп учреждений культуры, искусства и кинематографии могут предусматриваться повышающие надбавки:
  35. за высокую степень самостоятельности и ответственности.
  36. В том числе надбавки и доплаты, установленные приложением 6.
  37. Решение об установлении повышающих надбавок принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника и устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Размер повышающих надбавок в суммовом выражении не может превышать 300%. Указанные повышающие надбавки рассчитываются от минимального оклада по должности. Денежная сумма, полученная в результате применения повышающих надбавок, суммируется с минимальным окладом по должности.
  38. 2.10. Сумма произведенных увеличений (за исключением надбавки за выслугу лет) и минимального оклада по должности формирует должностной оклад конкретного работника.
  39. 3. Порядок формирования должностных окладов работников учреждений культуры, искусства и кинематографии, осуществляющих профессиональную деятельность по ПКГ должностей сферы научных исследований.
  40. 3.1. Профессиональная квалификационная группа должностей научно-технических работников второго уровня:
  41. 3.2. Профессиональная квалификационная группа должностей научных работников и руководителей структурных подразделений:
  42. 3.3. Положением по оплате труда работников учреждений культуры, осуществляющих профессиональную деятельность по должностям работников сферы научных исследований и разработок, могут устанавливаться повышающие надбавки за выслугу лет:
  43. при выслуге лет от 1 года до 5 лет - до 5% при выслуге лет от 5 лет до 10 лет - до 10% при выслуге лет более 10 лет - до 15%
  44. Повышающая надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждения в зависимости от стажа работы в учреждении и рассчитывается исходя из минимального оклада по ПКГ.
  45. Применение повышающих надбавок за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при исчислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
  46. 3.4. Положением об оплате труда работников учреждений культуры, осуществляющих профессиональную деятельность по должностям работников сферы научных исследований и разработок, могут устанавливаться повышающие надбавки:
  47. за высокое профессиональное мастерство;
  48. за сложность и напряженность труда;
  49. за высокую степень самостоятельности и ответственности.
  50. Решение об установлении персональных повышающих надбавок принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника и устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Размер повышающих надбавок в суммовом выражении не может превышать 300%. Указанные повышающие надбавки рассчитываются от минимального оклада по ПКГ. Денежная сумма, полученная в результате применения повышающих надбавок, суммируется с минимальным окладом по ПКГ.
  51. Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
  52. 3.5. Сумма произведенных увеличений (за исключением надбавки за выслугу лет) и минимального оклада по должности формирует должностной оклад конкретного работника.
  53. 4. Порядок формирования должностных окладов работников учреждений культуры, искусства и кинематографии, осуществляющих профессиональную деятельность по ПКГ общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих.
  54. 4.1. Должностной оклад работника формируется на основании минимального должностного оклада по ПКГ, надбавок (за исключением надбавки за выслугу лет) и доплат.
  55. 4.2. Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих первого уровня":
  56. 4.3. Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих второго уровня":
  57. 4.4. Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня":
  58. 4.5. Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня":
  59. 4.6. Положением об оплате труда для работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих могут устанавливаться надбавки за выслугу лет:
  60. при выслуге лет от 1 года до 5 лет - до 5% при выслуге лет от 5 лет до 10 лет - до 10% при выслуге лет свыше 10 лет - до 15%
  61. Надбавка за выслугу лет устанавливается работникам учреждения в зависимости от общего стажа работы в учреждении и рассчитывается исходя из минимального оклада по ПКГ.
  62. Применение надбавок за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при исчислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу.
  63. 4.7. Положением по оплате труда для работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих могут устанавливаться повышающие надбавки:
  64. за высокое профессиональное мастерство;
  65. за сложность и напряженность труда;
  66. за высокую степень самостоятельности и ответственности.
  67. Решение об установлении повышающих надбавок принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Размер повышающих надбавок в суммовом выражении не может превышать 300%. Предоставленные повышающие надбавки рассчитываются от минимального оклада по должности. Надбавки суммируются с минимальным окладом по должности.
  68. Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами
  69. 4.8. Сумма произведенных увеличений (за исключением надбавки за выслугу лет) и минимального оклада по должности формирует должностной оклад конкретного работника.
  70. 5. Порядок формирования ставок заработной платы работников учреждений культуры, осуществляющих профессиональную деятельность по должностям профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих.
  71. 5.1. Ставка заработной платы работника формируется на основании минимальной ставки заработной платы, повышающих коэффициентов по профессии, надбавок (за исключением надбавки за выслугу лет) и доплат.
  72. 5.2. Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня":
  73. 5.3. Профессиональная квалификационная группа "Общеотраслевые профессии рабочих второго уровня":
  74. 5.4. Положением об оплате труда учреждения работникам может устанавливаться повышающий коэффициент к минимальной ставке по ПКГ за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ в размере до 1,3 к ставке. Коэффициенты, повышающие минимальную ставку по ПКГ работников рабочих профессий, увеличивают минимальные ставки и формируют новые минимальные ставки по соответствующим профессиям и учитываются при исчислении компенсационных и стимулирующих надбавок. Перечень профессий высококвалифицированных рабочих, постоянно занятых на важных и ответственных работах, утверждается исполнительным органом власти, в ведении которого находится учреждение.
  75. 5.5. Положением об оплате труда работников учреждения могут предусматриваться повышающие надбавки за выслугу лет.
  76. Повышающие надбавки за выслугу лет устанавливаются работникам учреждения в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждении, и рассчитываются исходя из минимальной ставки по ПКГ.
  77. Рекомендуемые размеры повышающих надбавок за выслугу лет:
  78. при выслуге лет от 1 года до 5 лет - до 5% при выслуге лет от 5 лет до 10 лет - до 10% при выслуге лет свыше 10 лет - до 15%
  79. Применение повышающих надбавок за выслугу лет не образует новую ставку и не учитывается при исчислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к ставке.
  80. 5.6. Положением об оплате труда для работников профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих могут устанавливаться повышающие надбавки:
  81. за высокое профессиональное мастерство;
  82. за сложность и напряженность труда;
  83. за высокую степень самостоятельности и ответственности.
  84. Решение об установлении повышающих надбавок принимается персонально в отношении конкретного работника на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Размер повышающих надбавок в суммовом выражении не может превышать 300% в отношении конкретного работника. Предоставленные персональные повышающие надбавки рассчитываются от минимальной ставки по профессии. Денежная сумма, полученная в результате применения персональных повышающих надбавок, суммируется с минимальной ставкой по профессии.
  85. Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
  86. 5.7. Сумма произведенных увеличений (за исключением надбавки за выслугу лет) и минимальной ставки заработной платы по профессии формирует ставку заработной платы конкретного работника.

Следует различать понятия «тарифные ставки (оклады)» и «ставки (оклады)» .

Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС с учетом корректирующих коэффициентов.

При введении почасовой оплаты труда применяются часовые тарифные ставки (оклады ) , определяемые путем деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество рабочих часов.

Ставка (оклад ) формируется путем суммирования тарифной ставки (оклада) с размерами повышений ставки (оклада).

В соответствии с условиями оплаты труда организации бюджетной сферы имеют право на повышение тарифных ставок (окладов ) работников по одному или нескольким основаниям. При этом размер каждого повышения определяется от тарифной ставки (оклада), а некоторым работникам от тарифной ставки 1-го разряда.

Повышения, определяемые от тарифных ставок (окладов)

Повышения, определяемые от тарифных ставок (окладов), устанавливаются за работу в социально-культурных организациях, расположенных в сельской местности ((на территории, входящей в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения); молодым специалистам, получавшим в период обучения поощрения специальных фондов Президента Республики Беларусь; за стаж работы по специальности (в отрасли); по другим основаниям, носящим общий и отраслевой характер.

Повышения за работу в сельской местности . Условия оплаты труда руководителей и специалистов организаций здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, расположенных в сельской местности и городах, различны. В сельской местности ставки (оклады) выше, чем в городах, на 20%, что соответствует Указу Президента Республики Беларусь № 254 от 1 июня 2007 г. О повышении тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников.

Повышение ставок (окладов) молодым специалистам . С 1 сентября 2007 г. повышаются на 15% ставки (оклады) молодым специалистам, получавшим в период обучения в вузах поощрения специальных фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а также по поддержке талантливой молодежи, и принятым на работу по направлению вузов в организации, финансируемые из бюджета. Повышение ставки осуществляется по основному месту работы молодого специалиста в течение двух лет с момента заключения с ним трудового договора (контракта).



Повышения за стаж работы по специальности (в отрасли) .

С 1 марта 2001 г. повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности (в отрасли), за исключением служащих государственного аппарата, производится в следующих размерах:

до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15 %;

от 10 до 15 лет – 20 %;

от 15 лет и выше – 30 %.

Стаж работы по специальности (в отрасли) исчисляется в годах, месяцах и днях.

Повышения, определяемые от тарифной ставки 1-го разряда , носят отраслевой характер. Например, такие повышения установлены работникам образования, которые работают с учащимися (воспитанниками, детьми) по режиму круглосуточного пребывания; которые по характеру своей работы непосредственно общаются с учащимися и воспитанниками учреждений специального назначения.

Нормы часов преподавательской работы за ставку (в неделю, год) педагогическим работникам в разрезе наименований организаций и должностей установлены Постановлением Совета Министров № 1134 от 1 сентября 2003 г. Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников.

Кроме преподавательской работы педагогические работники осуществляют другие виды педагогической нагрузки, которые учитываются при исчислении ставки. К таким видам педагогической нагрузки относятся организационно-воспитательная работа, дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и другие обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками.



Организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль учебной деятельности учащихся осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования , утвержденной Постановлением Министерства образования № 70 от 25 ноября 2004 г.

Педагогическая нагрузка каждому работнику устанавливается в астрономических часах (в неделю, в год) на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы, а ставки определяются согласно Инструкции по методике исчисления ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки , утвержденной Постановлением Министерства образования № 25 от 30 марта 2007 г.

Ставка с учетом педагогической нагрузки в часах в неделю педагогических работников общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, специального образования, внешкольного воспитания и обучения, социально-педагогических учреждений исчисляется путем умножения их ставки, установленной исходя из норм часов преподавательской работы , на недельную педагогическую нагрузку и деления полученного произведения на установленную норму преподавательской работы за ставку в часах в неделю.

Ставка с учетом педагогической нагрузки в часах в год педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, исчисляется путем умножения расчетной часовой ставки на годовую педагогическую нагрузку и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Расчетная часовая ставка определяется путем деления ставки педагогического работника, установленной исходя из норм часов преподавательской работы , на норму часов в месяц.

Для исчисления расчетных часовых ставок при оплате труда педагогических работников установлены следующие нормы часов в месяц:

n для учителей, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и других) – 72 ч;

n для учителей-дефектологов – 80 ч;

n для аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов – 96 ч.

Ежегодно на 1 сентября составляется список педагогических работников по установленной форме, в котором фиксируются исчисленные ставки и надбавки за квалификационные категории с учетом педагогической нагрузки. Список утверждается руководителем учреждения образования.

Тарификационные списки

Размер тарифных ставок (окладов) и ставок (окладов) определяется постоянно действующей тарификационной комиссией, которая создается приказом руководителя организации в составе: главного бухгалтера, работника, занимающегося вопросами кадров, начальника планово-экономического отдела (экономиста), представителя профсоюзного комитета, а также других лиц, привлекаемых руководителем организации к работе по тарификации. Председателем комиссии является руководитель или назначаемый им заместитель руководителя. Тарификационная комиссия руководствуется в своей работе действующими условиями оплаты труда соответствующих работников и другими нормативными актами.

Результаты работы комиссии отражаются в тарификационных списках, которые подписываются всеми членами комиссии.

Тарификационный список составляется ежегодно до утверждения сметы расходов на предстоящий год и уточняется на момент изменения условий оплаты труда и редакции ЕТС.

Тарификационный список заполняется по каждой должности каждого структурного подразделения организации в отдельности согласно утвержденному штатному расписанию.

Тарификация вновь принимаемых на работу или переводимых на другую работу работников проводится в общеустановленном порядке.

Надбавки и доплаты

1. Надбавки руководителям, специалистам и служащим за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ в размере до 50% оклада (ставки). На эти цели разрешается направлять выделенные из бюджета средства в размере 10% планового фонда заработной платы работников организации.

2. Надбавки за квалификационные категории основным категориям специалистов организаций здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, телевидения и радиовещания, архивных организаций устанавливаются руководителями этих организаций в процентах от тарифных ставок (окладов).

Установлены следующие размеры надбавок: за высшую квалификационную категорию – 30 %; за первую – 20%; за вторую – 15%.

3. Надбавки работникам, владеющим иностранными языками и применяющими их в практической работе , установлены в следующих размерах: лицам, владеющим одним языком, – до 13% тарифной ставки 1-го разряда; двумя и более языками – до 26% тарифной ставки 1-го разряда.

4. Персональные надбавки за счет резервного фонда Президента Республики Беларусь. Надбавки получают специалисты и руководители финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями организаций здравоохранения, науки, культуры и образования в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 571 от 23 ноября 2004 г. Ежегодно за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики устанавливается до 100 персональных надбавок в соответствующей отрасли. Ежемесячная надбавка одному лицу определена в размере 12-кратной тарифной ставки 1-го разряда сроком на один год с выплатой по основному месту работы (с учетом фактически отработанного времени (выполненного объема работ), но не более установленного размера). Другие надбавки стимулирующего характера лицам, получающим персональные надбавки, не устанавливаются.