Приказ 442 фз об основах социального обслуживания. Закон о социальном обслуживании населения. Скачать текст закона о социальном обслуживании


​​​​ Государство заботится о своих гражданах, разрабатывая ряд правовых норм, позволяющих регулировать работу социальной сферы. В России защиту детям, инвалидам, пенсионерам и лицам, нуждающимся в помощи, обеспечивает соответствующий федеральный закон.

ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» прекратил свое действие в 2013 году, когда в Государственной думе был одобрен ФЗ . Вступил он в силу с 01.01.2015.

Понятия, используемые в законе

В Российской Федерации закон о социальном обслуживании включает в себя следующие понятия:

  • услуга - это конкретное действие, представляющее собой регулярную, периодическую или разовую помощь;
  • обслуживание граждан - это определенные действия или деятельность, направленные на предоставление услуг нуждающимся в помощи людям;
  • получатель услуг - это конкретное лицо, которое признали нуждающимся в социальном обслуживании, а затем оказали необходимую помощь;
  • поставщик услуг - это частный предприниматель или юридическое лицо, совершающий действие, направленное на улучшение условий жизни человека;
  • стандарт услуги - это определенные требования к качеству, объему и периодичности принятых мер, оказанных в рамках установленных правил;
  • профилактика обстоятельств, регулирующих степень нуждаемости в социальном обслуживании - это определенный алгоритм действий, направленный на выяснение причин ухудшения жизни лица Российской Федерации.

Важно! Для каждого человека, которому требуется государственная поддержка, составляется индивидуальная программу. Ее пересматривают раз в 3 года. Внепланово процедура проводится по требованию гражданина и контролируется органами государственной власти.

Суть

Согласно закону об основах социального обслуживания к оказанию помощи человеку привлекаются коммерческие и некоммерческие организации. В качестве поощрения государство обеспечивает им финансовую поддержку, снижает налоговые ставки.

В ФЗ о социальном обслуживании в Российской Федерации помощь получают следующие лица: инвалиды и пожилые люди, граждане, не достигшие совершеннолетия, а также те, чей доход не превышает установленный порог.

Важно! В Федеральном Законе сформулированы четкие основания для оказания человеку государственной поддержки. Законопроект от 1995 года содержал формулировку «трудная жизненная ситуация», которую могли двояко трактовать.

В законе об основах социального обслуживания человека были внесены изменения алгоритма оказания помощи детям-сиротам. Полномочия были переданы в органы соцзащиты.

Чтобы контролировать и отслеживать действия организаций, оказывающих поддержку в социальной сфере, обязательно проведение независимой оценки качества проделанной работы, создание единого реестра по поставщикам и получателям помощи.

Принципы предоставления населению требуемых услуг

ФЗ о социальном обслуживании осуществляет поддержку населения, основываясь на следующих принципах:

  • гуманность;
  • конфиденциальность, невмешательство в частную жизнь;
  • уважение прав, чести и достоинства человека;
  • формирование базы поставщиков, способных оказывать необходимую деятельность;
  • создание условий для гражданина, приближенных к привычной и благоприятной среде проживания;
  • доступность пособий и льгот для населения.

В Российской Федерации по статье 19 -ФЗ услуга может оказывать в стационарной либо полустационарной форме. Первый случай предусматривает проведение независимой оценки качества жизни гражданина по месту жительства и определение объема помощи. Полустационарный способ подразумевает получение услуги человеком в учреждении.

Виды социальных услуг

В ФЗ виды оказываемой помощи описаны в статье 20:

  • социально-бытовые: поддержание поставщиком жизнедеятельность граждан в быту;
  • социально-медицинские: помощь направлена на сохранение здоровья человека, организацию ухода за ним и контроль за получением услуг путем периодического медицинского осмотра лица с заключением о его состоянии врачебной комиссией;
  • социально-психологические: получателю, в рамках полномочий органов исполнительной власти, оказывается услуга по коррекции психического состояния, сохраняя анонимность (использование телефона доверия);
  • социально-педагогические: деятельность направлена на профилактику формирования у получателя отклонений в поведении путем организации их досуга;
  • социально-трудовые: содействие при устройстве на работу, оказание поставщиком услуг, способствующих скорейшей адаптации человека на рабочем месте;
  • социально-правовые: защита интересов людей, которым требуется юридические услуги;
  • помощь, направленная на повышение коммуникативного уровня у лиц с ограничением жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам.

Важно! При экстренных и чрезвычайных ситуациях в рамках 442-ФЗ о социальном обслуживании населения от 2015 года оказывается срочная помощь.

Текст документа

Всего в -ФЗ об основах социального обслуживания 10 глав и 37 статей, регулирующих юридическую и правовую сферу условий получения и оказания услуг.

Любая государственная поддержка предоставляется после заключения договора между поставщиком и лицом, либо его представителем в рамках полномочий организации.

В -ФЗ гражданин признается нуждающимся во льготах в случаях, если он полностью или частично утратил способность к самообслуживанию, содержит на обеспечении инвалида, ребенка под опекой.

Возможно получение помощи лицам, пострадавшим от внутрисемейного конфликта, связанного с наркотическими средствами, азартными играми, либо страдающего от насилия.

Важно! Каждый случай обращения рассматривается отдельно, решение по делу должно быть принято в течение 5 суток от дня подачи заявления.

Для человека разрабатывается индивидуальная программа в двух экземплярах, где прописаны объем, условия и сроки оказания услуг.

В ФЗ о социальном обслуживании согласно статье 31 бесплатная помощь предоставляется несовершеннолетним лицам, а также гражданам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

Важно! Получение льгот в социальной сфере возможно в случае, если на дату обращения доход получателя услуги меньше или равен среднедушевому доходу.

Деньги на организацию мероприятий по улучшению жизнедеятельности человека собираются с благотворительных мероприятий, выделяются с государственного бюджета, и иных источников, не запрещенных законом.

После заключения договора и составления индивидуальной программы поставщик обязан выполнить все пункты соглашения. Контроль за его деятельностью в социальной сфере осуществляется соответствующими государственными и региональными организациями.

Права и обязанности получателей социальных услуг по ФЗ 442

В статьях 9 и 10 федерального закона об основах социального обслуживания рассмотрены права и обязанности человека.

Согласно договору, они должны предоставить необходимые документы и сведения для получения льгот. Обязуются они и своевременно передавать соответствующим органам информацию об изменении обстоятельств, придерживаться условий, прописанных в соглашении. При платном оказании помощи, на человеке лежит ответственность за ее своевременную оплату.

Права граждан:

  • получение информации о видах социальной помощи, условиях и сроках ее оказания, свои обязанности и права;
  • самостоятельный выбор сервиса, а также отказ от него;
  • участие в создании программ, направленных на улучшение жизнедеятельности человека;
  • посещение учреждений поставщиков услуг, а также консультация с юристами и нотариусами, адвокатами общественных или негосударственных организаций.

Человек имеет право на осуществление контроля за получаемой услугой и уважительное отношение к себе.

Последние изменения

Согласно поправкам в законе о социальном обслуживании, принятым органами государственной власти, учреждения, оказывающие помощь, не занимаются проверкой людей. Данная функция возложена на специальную комиссию экспертов.

Оценка качества проведенных мероприятий, согласно поправкам статьи 7 в законе РФ возлагается на организации по предоставлению помощи, в которых создаются определенные условия.

Изменения в статье 13: уточнены показатели оценки качества проведенных мероприятий поставщиками. Независимо от органа, с которым заключен договор, он обязан предоставить возможность лицам во Всемирной паутине оставлять письменный отзыв или комментарий для повышения сервиса.

Согласно изменениям в статье 15 федерального закона об основах социального обслуживания, для признания лица недееспособным, необходимо придерживаться следующих критериев:

  • получатель не способен самостоятельно передвигаться и обеспечивать свои потребности;
  • гражданин является инвалидом.

В статье 21 ФЗ об основах социального обслуживания граждан при необходимости оказания помощи в срочном порядке организация обязана обеспечить нуждающееся лицо продуктами, одеждой, обувью и иными средствами.

Критика закона

Областное собрание в Архангельске признало пункты закона двояко трактующимися. Акт вмешательства государства в дела семьи в профилактических целях нарушает право на неприкосновенность.

Общественность выразила мнение, согласно которому внесенные в статьи закона поправки соответствуют ювенильной юстиции Запада, позволяющей забирать детей у родителей, аргументируя свое решение нуждаемостью в государственной поддержке.

После просмотра федерального закона о социальном обслуживании, протоиерей Дмитрий Смирнов, представитель церкви, не нашел статей, нарушающих семейную неприкосновенность.

Привлечение к деятельности в социальной сфере коммерческих организаций было принято, как начало процесса уничтожения государственной власти.

Заключение

ФЗ о социальном обслуживании населения - это разработанная и принятая в 2015 году реформа, позволяющая регулировать процесс государственной поддержки определенной категории лиц. Статьи закона контролируют правовую деятельность организаций, права и обязанности получателей услуг, условия и объем их предоставления.

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.


Судебная практика по статье 31 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ

    Постановление № 44Г-22/2019 4Г-766/2019 от 9 сентября 2019 г. по делу № 2-2007/2018

    Калининградский областной суд (Калининградская область) - Гражданское

    Закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. Ссылаясь на изложенное, заместитель...

    Решение № 2-1864/2019 от 26 августа 2019 г. по делу № 2-1088/2018~М-836/2018

    Северский районный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Её предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года. Просит признать...

    Решение № 2-2171/2019 2-2171/2019~М-2130/2019 М-2130/2019 от 22 августа 2019 г. по делу № 2-2171/2019

    Форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона (ч. 3). Согласно ст. 31 ФЗ «Об основах социального обслуживания» социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно: 1) несовершеннолетним детям; 2) лицам, ...

    Решение № 2-2170/2019 2-2170/2019~М-2132/2019 М-2132/2019 от 22 августа 2019 г. по делу № 2-2170/2019

    Чайковский городской суд (Пермский край) - Гражданские и административные

    КГАСУ СОН «Чайковский ДИПИ». 30 мая 2005 года с ней был заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Срок действия договора по 31 декабря 2005 года с последующим продлением. По истечении срока Кутявина Н.А. осталась на обслуживании. Решения о прекращении действия договора сторонами не принималось. 5 июля 2012 года...

    Решение № 2-143/2019 от 7 августа 2019 г. по делу № 2-143/2019

    Кологривский районный суд (Костромская область) - Гражданские и административные

    Счет дома-интерната через отделение Пенсионного фонда РФ. Оплату в размере 75% от иных видов дохода (ЕДВ, ФСД и другие) не осуществляет. По состоянию на 31 . 03.2019 года у ответчика образовалась задолженность в размере 62211,66 рублей за период с 1 сентября 2017 года по 31 марта 2019 года, которую ответчик возмещать...

    Решение № 2-2347/2019 от 6 августа 2019 г. по делу № 2-2347/2019

    Заводский районный суд г. Кемерово (Кемеровская область) - Гражданские и административные

    На основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона. Согласно п. 1.1 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.12.2014 № 514 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка...

  • ...рамках межведомственного взаимодействия. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень предоставляемых услуг бесплатно, определен ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». По правилам статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 ...

Статья 21. Срочные социальные услуги

1. Срочные социальные услуги включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

2. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.

Социальное обслуживание населения как одно из составляющих социальной поддержки населения представляет собой направление деятельности социальных служб в области социальной поддержки, по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, а также иных видов услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату (частичную плату).

Закон предполагает осуществление межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Эффективное функционирование системы социального обслуживания обеспечивается путем контроля (надзора) в области социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

1. Предметом регулирования выступают, как правило, отношения, возникающие по поводу достижения целей в конкретной сфере деятельности, т.е. по существу, предметом регулирования являются правоотношения, объединенные определенными признаками, позволяющими выделить их в отдельную группу. Комментируемый регулирует правоотношения, возникающие по поводу предоставления социального обслуживания.

Комментируемый выступает в качестве основного источника правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, именно он устанавливает основы государственной политики в сфере социального обслуживания. Законодатель выделят три составляющих такой политики: правовую, организационную и экономическую.

Правовая основа представляет собой совокупность норм права, регулирующих основные вопросы в сфере социального обслуживания. Задача комментируемого установить основные правовые "скобы", создать правовой фундамент для построения системы социального обслуживания. Конкретизация правовых норм отводиться подзаконным нормативным правовым актам и нормативным правовым актам субъектов РФ.

1) устанавливает основные понятия, используемые для правового регулирования, и принципы, на которых базируется такое регулирование и вся система социального обслуживания в целом;

Организационные основы социального обслуживания - это, прежде всего, установление порядка предоставления социальных услуг. Комментируемый определяет круг лиц, которые могут выступать в качестве поставщиков социальных услуг, а также приводит критерии, по которым граждане могут быть отнесены к категории "получателя социальных услуг". Устанавливается порядок предоставления социальных услуг, в т.ч. правила обращения за предоставлением таких услуг. Именно через установление круга лиц, которые могут быть организациями социального обслуживания, определение их правового статуса, основ осуществления контроля за деятельностью таких лиц, а также требований к предоставлению социальных услуг и осуществляется организационная роль комментируемого Закона в сфере социального обслуживания.

В соответствии с Конституции РФ вопросы социального обслуживания находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Такая двухуровневая система правового регулирования требует согласованности, четкого разграничения полномочий между субъектами РФ и федеральным центром. Осуществить такое разграничение полномочий призван комментируемый Закон, в которого устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти, в т.ч. специального уполномоченного органа исполнительной власти (Минтруда России), и перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Перечень полномочий установлен исходя из правоприменительной практики, целесообразности, и в целях создания эффективной системы социального обслуживания. Перечни обозначенных полномочий являются открытыми и могут быть дополнены в случае необходимости.

Организация системы социального обслуживания невозможна без установления правового статуса основных участников системы - поставщиков и получателей социальных услуг. Комментируемый в соответствующих главах устанавливает права и обязанности вышеуказанных лиц. Среди особенностей комментируемого Закона можно выделить требование об информационной открытости поставщика социальных услуг, который обязан предоставлять в открытом доступе информацию о своей деятельности. Такая обязанность поставщика корреспондирует с правом получателя социальных услуг на получение доступа к такой информации. Информационная открытость поставщика социальных услуг является одним из гарантирующих элементов организации независимого общественного контроля за качеством оказания социальных услуг.