Таможенная проверка как средство контроля. Выездная таможенная проверка Что такое выездная таможенная проверка


3) встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

3. Законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные виды выездных таможенных проверок, основания, сроки и особенности порядка проведения таких проверок.

4. Законодательством государств-членов может быть установлено, что выездная таможенная проверка в виде плановой выездной таможенной проверки не применяется.

5. Выездная таможенная проверка назначается руководителем (начальником) таможенного органа, определяемого в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, уполномоченным им заместителем руководителя (заместителем начальника) таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения (выдачи предписания) о проведении выездной таможенной проверки.

6. Решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки должно содержать следующие сведения:

1) дата и регистрационный номер этого решения (предписания);

2) вид выездной таможенной проверки;

3) наименование таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку;

4) основание для назначения выездной таможенной проверки - ссылка на план (график) проверок либо на основание, предусмотренное пунктом 16 настоящей статьи;

5) наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии)) проверяемого лица, его место (места) нахождения (место жительства) и (или) место (места) фактического осуществления деятельности, его идентификационные и (или) регистрационные номера;

6) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку;

7) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки;

9) иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

7. Форма решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

8. При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в подпунктах 5 - 9 пункта 6 настоящей статьи, до завершения проведения выездной таможенной проверки в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

9. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

10. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.

11. Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:

1) результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;

2) информационные ресурсы таможенных органов;

3) результаты предыдущих таможенных проверок;

4) банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;

5) таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;

6) средства массовой информации;

7) иные источники информации.

12. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

13. Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

14. Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении плановой выездной таможенной проверки проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

15. Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

16. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;

2) информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;

3) заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

4) представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров;

5) необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи;

6) обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;

7) поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;

8) поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и (или) 3 пункта 3 статьи 373 настоящего Кодекса;

9) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

17. При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная внеплановая выездная таможенная проверка у лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого проводится выездная таможенная проверка, и связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

18. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки, а если такое решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки доводится до проверяемого лица иным способом, - дата, определяемая в соответствии с законодательством государств-членов.

19. Отказ проверяемого лица от получения решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки не является основанием для отмены выездной таможенной проверки.

В этом случае датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата внесения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки записи об отказе в получении этого решения (предписания).

20. Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.

21. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

22. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

23. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

24. При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами Союза, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов.

Порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Срок приостановления выездной таможенной проверки по основаниям, установленным настоящим пунктом, а также по основаниям, устанавливаемым законодательством государств-членов, не включается в срок проведения выездной таможенной проверки.

25. В решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Введение

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, устанавливающий единые правила таможенного регулирования трех государств: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Таможенный кодекс таможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений. Перемены постиг и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль. В число предстоящих изменений входит введение ТК ТС трех новых форм таможенного контроля, одной из которых является таможенная проверка.

Актуальность данной темы заключается в том, что Таможенный союз был создан совсем недавно и не каждый аспект, включающийся в таможенный кодекс, известен и разобран полностью нами, студентами.

Целью данной контрольной работы является содержание и порядок проведения выездной таможенной проверки.

Объект - таможенное дело.

Предмет - таможенная проверка.

Задачи, поставленные при написании работы:

  • -Описать таможенную проверку;
  • -Рассмотреть правовые аспекты таможенной проверки;
  • -Объяснить введение таможенной проверки в таможенный контроль;

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка предусмотрена гл. 19 "Таможенного кодекса Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17). Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или в место фактического осуществления их деятельности.

Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Выездная таможенная проверка проводится на основании решения, предписания акта о назначении проверки, форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

  • 1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;
  • 2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;
  • 3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
  • 4) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
  • 5) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 раз в 3 года.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

  • 1) из информационных ресурсов таможенных органов;
  • 2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
  • 3) от государственных органов;
  • 4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • 5) от таможенных или иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза;
  • 6) из средств массовой информации;
  • 7) из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении таможенной проверки.

Копия предписания о проведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При вручении копии решения руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения.

В случае отказа от получения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении.

Отказ проверяемого лица от получения копии решения о проведении таможенной проверки, а также возврат уведомления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения, либо дата поступления в таможенный орган уведомления с отметкой о невручении письма адресату.

Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица, за исключением жилых помещений, для проведения выездной таможенной проверки.

Если законодательством государств-членов таможенного союза предусмотрен специальный порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты, то такой доступ осуществляется в порядке, установленном этими законодательством.

Проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект в случае, если:

  • 1) решение или служебные удостоверения не предъявлены;
  • 2) должностные лица таможенных органов не указаны в решении;
  • 3) должностные лица не имеют специального разрешения на доступ на объект, если такое разрешение необходимо в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

При отказе проверяемого лица в доступе должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется протокол в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 понятых, за исключением случаев, если законодательством государств-членов таможенного союза установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов.

Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и может превышать один рабочий день.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может проводиться в ночное время.

Если таможенный осмотр помещений и территорий не завершен в течение рабочего дня, его проведение приостанавливается и возобновляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Должностные лица таможенных органов вправе в соответствии со статьей 109 Таможенного кодекса таможенного союза производить идентификацию товаров, а также помещений и территорий, таможенный осмотр которых не завершен, применять физическую силу для воспрепятствования доступу в указанные помещения и территории, а также принимать другие меры к сохранности товаров, находящихся в помещениях и на территориях, таможенный осмотр которых не завершен, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и Федеральным законом.

Наложение ареста на товары и изъятие товаров производятся в целях, предусмотренных подпунктом 11 пункта 1 статьи 134 Таможенного кодекса таможенного союза.

Основаниями для наложения ареста на товары являются:

  • 1) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;
  • 2) обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, если такие марки, идентификационные знаки, обозначения товаров в соответствии с актами законодательства Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза, либо товаров с марками или средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;
  • 3) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факт таможенного декларирования товаров, если в соответствии с актами законодательства Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений, либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
  • 4) отсутствие у проверяемого лица документов, подтверждающих сведения о выпуске товаров таможенными органами, если наличие таких документов у проверяемого лица обязательно в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством Российской Федерации, либо обнаружение в указанных документах недостоверных сведений о выпуске товаров таможенными органами;
  • 5) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары являются условно выпущенными и используются в нарушение ограничений по пользованию или распоряжению этими товарами, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
  • 6) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия или порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • 7) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры.

Арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено руководителем таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.

Основаниями для изъятия товаров являются:

  • 1) обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или обороту на территории Российской Федерации;
  • 2) обнаружение у проверяемого лица товаров, подлежащих аресту, в отношении которых проверяемое лицо не является собственником или законным владельцем;
  • 3) отказ владельца товаров либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, подлежащих аресту, обеспечивать сохранность товаров и соблюдать запрет на распоряжение и пользование товарами.

Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.

Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.

Форма постановления об изъятии товаров или наложении ареста на товары определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол, форма которого определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Протокол составляется в присутствии двух понятых. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.

Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания выездной таможенной проверки, за исключением случаев, когда товары подлежат задержанию, либо изъятию или аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Возврат изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся на основании постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку. Постановление о возврате изъятых товаров и снятии наложенного ареста составляется в двух экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр указанного постановления вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.

Изъятые товары подлежат возврату их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярах по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт подписывается должностными лицами таможенного органа, проводящими выездную таможенную проверку, проверяемым лицом либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр - лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю.

Хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство таможенного союза или законодательство Российской Федерации нарушено, издержки, связанные с таким хранением, относятся на счет федерального бюджета.

Сведения обо всех фактах наложения ареста на товары и изъятия товаров указываются в акте, отражающем результаты проведения выездной таможенной проверки.

Выездная таможенная проверка - контрольное мероприятие, проводимое должностными лицами таможенных органов с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой.

Основанием для проведения выездной таможенной проверки является решение о проведении выездной таможенной проверки, подписанное начальником таможенного органа (заместителем начальника). Форма решения о проведении выездной таможенной проверки установлена приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок» (приложение 3). Назначение проведения выездной таможенной проверки включает в себя следующие этапы:

  • 1) вынесение решения о проведении выездной таможенной проверки;
  • 2) создание комиссии но проведению выездной таможенной проверке;
  • 3) назначение председателя комиссии (все члены комиссии непосредственно подчиняются председателю).

Председатель комиссии по проведению выездной таможенной проверки назначается начальником (заместителем начальника) таможенного органа из числа должностных лиц уполномоченного подразделения. Председатель комиссии по проведению выездной таможенной проверки:

  • 1) организует работу членов комиссии по проведению выездной таможенной проверки;
  • 2) подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;
  • 3) принимает решение о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решение о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии со ст. 116, 119 ТК ТС;
  • 4) устанавливает сроки подготовки членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки заключений по вопросам таможенной проверки;
  • 5) организует подготовку в ходе выездной таможенной проверки на основании материалов выездной таможенной проверки проектов решений в области таможенного дела.

Плановая выездная таможенная проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое таможенными органами по месту нахождения проверяемого лица, в соответствии с планом проверок, разрабатываемых таможенными органами. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица, а в отношении УЭО - не чаще одного раза в три года. По сравнению с камеральной таможенной проверкой, в процессе осуществления выездной таможенной проверки должностные лица подразделений ТКПВТ в значительной степени затрагивают права и интересы проверяемых лиц. Перечень субъектов проверки также существенно отличается: выездная таможенная проверка может быть проведена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как уже было отмечено, проверке предшествуют этапы аналитической и подготовительной работы. На этапе аналитической работы принимается решение о целесообразности проведения таможенной проверки, при проведении подготовительной работы определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа проверки, которая в том числе содержит перечень мероприятий и сроки их проведения.

После подготовительной работы каждый вид таможенных проверок осуществляется с учетом своих особенностей. Проведение плановой выездной таможенной проверки можно систематизировать и выделить соответствующие этапы.

  • 1. Проверяемому лицу направляется заказное почтовое отправление с уведомлением о вручении.
  • 2. Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее, чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
  • 3. Копия решения в течение трех рабочих дней со дня подписания решения вручается проверяемому лицу.
  • 4. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (либо дата поступления в таможенный орган почтового уведомления с отметкой о вручении письма адресату).
  • 5. В случае если проверяемое лицо отказывается от получения копии решения или в случае возврата в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату, датой начала проверки считается дата записи в решении об отказе в получении копии решения.
  • 6. Для доступа на объект проверяемого лица должные лица таможенных органов обязаны предъявить решение о проведении проверки (акт о назначении проверки) и служебные удостоверения. В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС проверяемое лицо вправе отказать должностным лицам таможенного органа в доступе на объект, если не будут предъявлены акт о назначении проверки и (или) служебные удостоверения, а также в случаях, когда должностные лица не указаны в акте о назначении проверки. Кроме того, для доступа на отдельные объекты должностным лицам таможенных органов необходимо специальное разрешение.
  • 7. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ председателя комиссии и членов комиссии на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых. Обо всех таких случаях, начальник таможенного органа в письменном виде по факсу с последующей досылкой уведомляет прокурора в течение 24 часов.
  • 8. При проведении выездной таможенной проверки председатель и члены комиссии пользуются правами, предусмотренными п. 2-4 ст. 98 ТК ТС, п. 1 ст. 134 ТК ТС, ч. 2 ст. 166 и ст. 184 Закона о таможенном регулировании. Проверяемое лицо пользуется правами, установленными п. 1 ст. 135 ТК ТС. Обязанности проверяемых лиц закреплены в п. 2 ст. 135 ТК ТС и ст. 185 Закона о таможенном регулировании.
  • 9. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать двух месяцев. Срок может быть продлен еще на один месяц по решению начальника (заместителя начальника) таможенного органа, назначившего проверку.
  • 10. В случаях необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы иностранных государств и других случаях, выездная таможенная проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий шести месяцев.
  • 11. О приостановлении и продлении срока проверки делается запись в решении и в течение трех рабочих дней уведомляется проверяемое лицо.
  • 12. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, проводившими проверку.

В ходе проверки должностные лица таможенных органов непосредственно осуществляют мероприятия, по результатам которых получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле, которые могут послужить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении или уголовного дела, либо об отсутствии таких признаков.

В процессе осуществления выездной таможенной проверки должностные лица подразделений ТКПВТ анализируют информацию, источниками получения такой информации могут являться:

  • - первичные документы, регистры бухгалтерского учета проверяемого лица и лиц, связанных с проверяемым лицом но операциям с товарами (согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если эго не представляется возможным - непосредственно после его окончания);
  • - результаты таможенного контроля, проводившегося в отношении проверяемого лица;
  • - бухгалтерская отчетность;
  • - результаты сопоставления различных документов проверяемого лица, а также сопоставления его документов с документами третьих лиц;
  • - результаты инвентаризации имущества лица.

Кроме того, п. 11 ст. 132 ТК ТС устанавливает запрет для проверяемого лица на внесение изменений и дополнений в проверяемые документы, связанные с его деятельностью, в период проведения выездной таможенной проверки.

При выявлении каких-либо несоответствий в бухгалтерских документах должностные лица анализируют их и определяют последствия использования таких документов организацией с точки зрения наличия нарушения законодательства РФ, принимают меры по закреплению следов нарушений и их правовой квалификации в соответствие с законодательством РФ.

В процессе выездной таможенной проверки могут осуществляться контрольные действия:

  • 1) по документальному изучению финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации;
  • 2) фактическому исследованию вопросов программы проверки у проверяемого лица путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров, инвентаризации и др.

При проведении таможенной проверки необходимо установить полноту и своевременность отражения операций по ввозу/вывозу товаров, осуществляемому в рамках внешнеторговой сделки, на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации. В процессе контрольного мероприятия проверяется соблюдение правил составления документов, а также соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, т.е. соответствия отраженных в документах операций установленным правилам. При возникновении сомнений в достоверности отражения хозяйственных операций проверяющие могут опросить лиц, участвовавших в составлении документа, проверить его достоверность, а при необходимости истребовать у этих лиц объяснения в соответствии с установленным законодательством порядком.

При проведении выездной таможенной проверки могут проводиться: инвентаризация товаров, таможенный осмотр помещений и территорий, экспертиза, получение объяснений, таможенный досмотр товаров, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков и иные формы таможенного контроля, предусмотренные ст. 110 ТК ТС.

Внеплановая выездная таможенная проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое таможенными органами по месту нахождения проверяемого лица без ограничений периодичности проведения. Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок были рассмотрены в гл. 2. Напомним, что поводом для проведения таких проверок является получение информации, свидетельствующей о возможном нарушении требований таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле.

Основным отличием плановых от внеплановых таможенных проверок является отсутствие ограничений периодичности проведения последних, а также отсутствие необходимости уведомления проверяемого лица о проведении внеплановой выездной таможенной проверки.

В процессе проведения выездной таможенной проверки может возникнуть необходимость подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. В этом случае таможенным органом проводится встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Встречная выездная проверка - контрольное мероприятие, осуществляемое таможенными органами при необходимости подтверждения достоверности сведений, полученных в ходе выездной таможенной проверки. Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

Для назначения встречной проверки председатель комиссии представляет завизированную начальником уполномоченного подразделения докладную записку начальнику (заместителю начальника) таможенного органа, содержащую обоснование необходимости проведения встречной проверки и перечень вопросов, требующих проверки при ее проведении.

Начальник (заместитель начальника) таможенного органа принимает решение о направлении поручения о проведении встречной проверки либо о нецелесообразности направления поручения о проведении встречной проверки, о чем налагает соответствующую резолюцию на докладной записке председателя комиссии.

Поручение о проведении встречной проверки направляется таможенным органом, проводящим выездную таможенную проверку, в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо или исполнительный орган проверяемого лица, таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара, либо в регионе деятельности которого находится товар (рис. 2). Встречная проверка проводится в порядке, установленном для проведения выездной таможенной проверки.

Копия решения о проведении встречной проверки и акт по ее результатам направляется в таможенный орган, но инициативе которого была назначена встречная проверка, в течение пяти рабочих дней после составления каждого документа.

В процессе встречной выездной таможенной проверки должностные лица таможенных органов проверяют разные но наименованию и характеру документы, в которых отражаются различные аспекты одной и той же или нескольких взаимосвязанных операций, проверяющие могут сравнивать, например, следующее:

Рис. 2.

  • а) данные первичных учетных документов с данными других документов, связанных с отгрузкой и реализацией товара;
  • б) информацию из первичных документов по поступлению товаров - с расходами на их доставку (сравнение объема поступлений товаров за определенный период с тем количеством, за доставку которого оплачены услуги перевозчика);
  • в) информацию из первичных документов - с информацией, содержащейся в учетных регистрах (для выявления хозяйственных операций, отраженных в учете, на которые нет никаких оправдательных документов).

При использовании методов документального контроля должностные лица подразделений ТКПВТ таможенных органов работают с первичными документами, учетными регистрами, формами бухгалтерской отчетности как проверяемой организации, так и документами иных лиц, полученными в результате проведения встречных проверок.

Мария Яковчик, начальник отдела таможенных проверок после выпуска товаров Службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления

Фискальная составляющая результатов таможенного контроля после выпуска товаров в настоящее время имеет приоритет при решении вопросов, связанных с обеспечением полного и своевременного поступления доходов в федеральный бюджет Российской Федерации.

В связи с этим постоянно совершенствуются методики и инструменты, обеспечивающие результативность проведения таможенного контроля. В данной статье речь пойдет об основных нововведениях, касающихся организации и проведения одного из его видов - таможенной проверки. Уточню, что она проводится таможенным органом после выпуска товаров с применением различных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их осуществление.

Таможенная проверка является серьезным инструментом, обеспечивающим контроль соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов Евразийского экономического союза о таможенном регулировании. Напомню, что Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено 7 форм таможенного контроля - получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр и досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

Старые формы таможенного контроля (устный опрос; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности) ТК ЕАЭС определены как меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Они дополнили ряд подобных мер наряду с назначением экспертизы, привлечением специалистов, осуществлением идентификации товаров и т. д.

Основной формой таможенного контроля на этапе после выпуска товаров является таможенная проверка ( ТК ЕАЭС). Она заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и содержащихся в представленных таможенным органам документах, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном законодательством.

Сразу скажу, что источники получения таких документов, сведений и информации могут быть различны, их перечень практически не ограничен. Это и банки, и лица, связанные по сделкам и операциям с товарами с проверяемым лицом, перевозчики, владельцы складов, агенты, органы по сертификации, иные государственные и контролирующие органы. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной, которая, в свою очередь, бывает плановой, внеплановой либо встречной.

Под проверяемыми лицами понимаются лица, поименованные в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенная проверка может быть проведена не только у декларанта или перевозчика, но и, например, у тех лиц, в отношении которых имеется информация, свидетельствующая о том, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС.

Примерный перечень вопросов, проверяемых в ходе таможенной проверки, изложен в статье 331 ТК ЕАЭС. Таможенные органы могут проверить соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании не только участниками ВЭД или лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, но и лицами, участвующими в обороте товаров на внутреннем рынке.

Проверка бывает камеральная…

Камеральная таможенная проверка проводится в порядке, предусмотренном статьей 332 ТК ЕАЭС. Особенности ее проведения определены Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Она проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций, по требованию таможенных органов, а также документов и сведений государственных органов, других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица. Ее осуществляют по месту нахождения назначившего ее таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения на ее проведение.

Сразу отмечу, что таможенная проверка вообще и камеральная в частности может проводиться с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих их проведение (статья 331 ТК ЕАЭС). То есть если в ходе камеральной таможенной проверки возникла необходимость в проведении осмотра помещений и территорий у проверяемого лица либо у лица, связанного с ним по сделкам, то такое решение принимается и реализуется. Данный вид таможенной проверки проводится без ограничений периодичности осуществления.

Обязательным требованием является уведомление проверяемого лица о проведении в отношении него камеральной таможенной проверки в день ее начала. Также установлен срок такой проверки – 90 дней со дня направления уведомления, за исключением периода времени проведения экспертизы; между датой направления требования и датой получения таких документов, а также между датой направления требования лицам, связанным с проверяемым лицом по сделкам с товарами, и датой получения таких документов.

Под указанное исключение подпадают периоды времени на направление поручения о проведении таможенного контроля таможенным органам государств - членов ЕАЭС; на запросы иным таможенным и государственным органам, иным уполномоченным организациям (торгово-промышленным палатам, органам по сертификации и испытательным лабораториям и т. п.). Срок продления камеральной таможенной проверки не может превышать 120 календарных дней. О ее продлении проверяемое лицо уведомляется с указанием срока и причины продления.

Бывает и выездная

Положения по организации и проведению выездных таможенных проверок определены ТК ЕАЭС. Нововведения законодательства не сильно затронули данный вид таможенной проверки. Однако здесь есть и важные для нас изменения. Так, выездная таможенная проверка может назначаться не только руководителем (начальником) таможенного органа или уполномоченным им заместителем, но и замещающими их лицами путем принятия решения о проведении выездной таможенной проверки.

При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в решении о проведении выездной таможенной проверки, до завершения ее проведения в решение могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 . Например, могут быть изменены сведения о должностных лицах, участвующих в проверке, или предмет проверки.

Выездная таможенная проверка не может превышать 2 месяца. Однако в этот срок не включается период времени между датой вручения требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов. По решению начальника таможенного органа время проведения данной проверки может быть продлено на 1 месяц. При этом она может быть приостановлена в случае необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, таможенной экспертизы, направления международных запросов, восстановления проверяемым лицом документов, требующихся для выездной таможенной проверки. Определено, что срок приостановления не может превышать 9 месяцев.

Теперь действуют иначе

Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ в порядок завершения таможенных проверок и принятия решений по их результатам внесены значительные изменения. Так, в настоящее время решения по результатам таможенных проверок принимаются в соответствии с особым порядком, предусматривающим возможность проверяемого лица в установленный срок представить возражения на акт таможенной проверки.

Механизм завершения таможенной проверки и принятия решений по ее результатам закреплен Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ. Из нее следует, что акт таможенной проверки не позднее 5 рабочих дней вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Также не позднее 5 рабочих дней со дня завершения таможенной проверки в адрес таможенного представителя, подавшего таможенную декларацию, в отношении которой выявлено нарушение, повлекшее доначисление таможенных платежей, направляется выписка из акта таможенной проверки. Она должна содержать в том числе выводы по проверке и предварительно рассчитанные суммы подлежащих доначислению таможенных пошлин и налогов.

Механизм принятия решения по результатам таможенной проверки предусматривает право предоставления проверяемым лицом не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки в письменном виде возражений по его содержанию или информации об отсутствии возражений по данному акту. Далее, изложенные в возражениях доводы изучаются должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку. По ним составляется письменное заключение, которое утверждает начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку (либо его заместитель). Не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений оно направляется проверяемому лицу.

Если возражения на акт представлены проверяемым лицом по истечении установленного срока, то они не учитываются при принятии решений по результатам таможенной проверки и передаются в вышестоящий таможенный орган для рассмотрения вопроса о проведении ведомственного контроля. Днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением считается шестой рабочий день со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений.

На основании акта и с учетом подготовленного заключения начальник таможенного органа, проводившего проверку, принимает решение в сфере таможенного дела при наличии оснований его принятия, за исключением случаев, если для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту, назначена новая таможенная проверка.

  • истечения сроков поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае, если заключение по возражениям не должно составляться);
  • поступления возражений по акту таможенной проверки (в случае их представления проверяемым лицом нарочным после истечения срока поступления возражений, но до истечения срока поступления возражений при их направлении заказным почтовым отправлением);
  • вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки (в случае, если заключение составлялось);
  • получения от проверяемого лица информации об отсутствии возражений по акту, если такая информация поступила до дня истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки.

Важно то, что непредставление возражений по акту таможенной проверки не препятствует обжалованию лицом решений, принятых в установленном порядке по результатам таможенной проверки.

Решения, принятые по результатам таможенной проверки, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручаются проверяемому лицу или его представителю либо направляются в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Немного о решениях

Обращаю внимание, что ТК ЕАЭС определены два вида решений в области таможенного дела, которые могут быть приняты по результатам таможенной проверки: решение о классификации товаров и о внесении изменений (дополнений) в электронный вид декларации на товары (ДТ). Федеральный закон дополнил этот перечень и определил, что при выявлении нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования по результатам таможенной проверки могут быть приняты решения, отличные от перечисленных.

Вступившим в силу с 4 мая 2019 года, утверждена форма решения, принимаемого по результатам таможенного контроля после выпуска товаров. Например, на основании данной формы подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров принимаются решения о незаконности ввоза товаров.

Знание процедур – залог успеха

Говоря о проведении таможенной проверки, нельзя не сказать о правах и обязанностях участвующих в ней лиц. Напомню о некоторых правах, которыми должностные лица таможенных органов были наделены старым Кодексом – Таможенным кодексом Таможенного союза и которые вновь закреплены в ТК ЕАЭС. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов имеют право требовать:

  • у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухучета и отчетности, а также другую относящуюся к проверяемым товарам информацию, в том числе на электронных носителях; отчетность в соответствии со ТК ЕАЭС;
  • от лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, представления копий документов и иной информации по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами;
  • от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, государств - членов ЕАЭС и получать от них документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей этих стран, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.

Наряду с перечисленным выше, таможенникам дано право запрашивать у государственных органов государств - членов Союза и получать от них необходимые для проведения таможенной проверки документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну, в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС; направлять международные запросы организациям, государственным и иным органам (организациям) государств - членов ЕАЭС и государств, не являющихся членами Союза, в связи с проведением таможенной проверки; назначать таможенную экспертизу.

При проведении выездной таможенной проверки у должностных лиц таможенного органа также есть права:

  • требовать от проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
  • проводить в порядке, установленном законодательством государств - членов ЕАЭС, инвентаризацию товаров или требовать ее проведения;
  • получать доступ на объекты проверяемого лица при предъявлении должностными лицами таможенного органа решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки и служебных удостоверений;
  • отбирать пробы и (или) образцы товаров;
  • изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия;
  • налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка, либо распоряжение этими товарами иным способом;
  • опечатывать помещения, склады, архивы и иные места нахождения (хранения) документов и товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка.

Права есть у всех

Отмечу, что в части ТК ЕАЭС, где определены права таможенников, предусмотрены нововведения. Теперь при проведении выездной таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют возможность на законных основаниях:

  • требовать от представителей проверяемого лица представления документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных информационных систем проверяемого лица;
  • требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электронной форме, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС не должны находиться в месте проведения выездной таможенной проверки, то должностное лицо таможенного органа устанавливает срок, достаточный для их представления, но не менее 3 рабочих дней;
  • использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку), а также программные продукты, предназначенные для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронной форме.

Здесь также следует отметить, что ТК ЕАЭС установлены права и обязанности проверяемых лиц, в том числе и обязанности, которые отсутствовали в Таможенном кодексе Таможенного союза. Теперь участник ВЭД должен обеспечивать осуществление инвентаризации при проведении выездной таможенной проверки, а также предоставить возможность произвести отбор проб и (или) образцов товаров в случае принятия решения о назначении таможенной экспертизы. По требованию проверяющих также придется давать письменные и устные пояснения по вопросам своей деятельности, представлять запрашиваемые справки и расчеты.

Лица, связанные с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, в отношении которых проводится таможенная проверка, обязаны по требованию таможенного органа представлять копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к сделкам (операциям) с такими товарами. Речь идет исключительно о документах, необходимых для проведения таможенной проверки.

Понятие таможенной проверки

Определение 1

Таможенная проверка представляет собой совершение особых действий таких как:

  • досмотр,
  • проверка подлинности документов,
  • контроль транспортного средства,
  • контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.

Данные действия производят в соответствии с таможенными правилами.

Виды выездной таможенной проверки

Замечание 1

Выездная таможенная проверка, в отличие от камеральной проверки, проводится с выездом таможенных органов в место нахождения юридического лица или осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

Таможенная проверка может быть плановой или внеплановой

Плановые выездные проверки осуществляются в соответствии с установленным планом, который разрабатывается таможенными органами.

Внеплановые проверки проводятся на основании решения о проведении выездной проверки и носят профилактический характер. Проверки ориентированы на низкий уровень риска таможенных правонарушений.

Законом не определены основания по которым включают лица в плановую проверку. Отбор полностью зависит от выбора таможенного органа и основывается на аналитической работе и официальной информации, которую получили из разных источников. Данными источниками выступают:

  • информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении таможенных органов
  • ресурсы, прошлых камеральных проверок,
  • информация от государственных органов,
  • информация от банков,
  • информация от таможенных органов или других контролирующих органов,
  • информация от вышестоящего органа,
  • средства массовой информации,
  • прочие источники

Внеплановые проверки проводятся в случае выявления правонарушений. Основаниями для выездной проверки могут выступать данные информационной базы ФТС России или сведения от иных контролирующих органов. Информация несет в себе свидетельствование возможного правонарушения в том числе:

  1. заявление от лица, который осуществляет таможенную деятельность
  2. нарушения сроков по устранению нарушений
  3. встречная выездная проверка,
  4. прочие основания для проверки

Выездные проверки могут осуществляться на основании результатов прочих форм таможенного контроля или по результатам камеральной таможенной проверки. Помимо всего прочего выездная проверка может быть назначена для подтверждения необходимых сведений по сделке или проверяемому товару.

Внеплановые выездные проверка не планируются и проводятся исключительно в порядке, установленном для выездной проверки. Во время выездной проверки изучают вопросы, которые поставили перед проверкой.

Плановые выездные проверки проводят не чаще 1 раза в год в отношении проверяемого лица и не чаще 1 раз в 3 года в отношении экономических операторов.

Замечание 2

Внеплановые таможенные проверки не ограничиваются периодичностью.

Общий порядок проведения и организации выездной таможенной проверки

Перед тем как провести плановую выездную проверку, таможенные органы уведомляют о своих намерениях проверяемое лицо посредством заказного письма или уведомления. Если письмо возвращается в связи с отсутствием лица по месту нахождения это не является основанием для отмены проверки.

Плановую проверку назначают не раньше, чем за 15 дней со дня врученного уведомления. Вместе с уведомлением проверяемому вручается копия решения о проведении выездной камеральной проверки. В решении указываются вопросы и состав проверки.

Датой проверки считается дата вручения уведомления о проверке. При этом руководителем делается отметка об ознакомлении. Отказ от проверки или возврат письма в связи с отсутствием адресата по месту проверки не является основанием для отмены проверки

Если это происходит, то дата записи решения об отказе является датой начало проверки. Если проверяемое лицо отсутствует по назначенному адресу, то письмо отправляется по месту государственной регистрации.

При невозможности вручения копии решения из-за отсутствия проверяемого лица либо его представителя оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу государственной регистрации этого лица. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

Сроки проведения выездной таможенной проверки не превышают двух месяцев. В данный срок не входит время между вручением уведомления и датой отправки уведомления. Срок проведения выездной проверки могут продлить на месяц, но это исключительный случай.

Выездную таможенную проверку могут приостановить для проведения таможенных экспертиз, направлений запросов в компетентные органы или для восстановления необходимы документов. Приостановление выездной проверки не может быть больше 6 месяцев. Но если присутствуют веские основания, то данный срок могут увеличить до 3-х месяцев. О продлении или приостановлении таможенной проверки вносятся специальные записи в решении выездной проверки, об этом в обязательном порядке уведомляют проверяемое лицо. Дата завершения проверки является дата подписания акта о результатах выездной проверки. Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается таможенными органами, которые проводили выездную проверку.

Первый экземпляр приобщают к материалам выездной проверки

Второй экземпляр в течении 5 дней выдается проверяемому лицу.

Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. Составляется акт с установленным порядком в части установленных непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается. Выездная проверка помогает устранить правонарушения. Зачастую именно на выездных проверках проявляется большое количество нарушений в области таможенного контроля.