Регулирование внешнеэкономических сделок. Международное частное право. Основные понятия. Основные положения принципов унидруа


Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок.

Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений является объединение в единую систему различных по субъективной структуре отношений, обуславливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существует два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Первые регулируются нормами международного (публичного) права, вторые - национальным правом каждого государства и, прежде всего, международным частным правом. Однако нормы международного права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, имеют возрастающее значение для регулирования частноправовых отношений.

Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сделок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связях, их правового режима и, во-вторых, создание единообразного правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых норм.

Среди первого направления, прежде всего, необходимо отметить торговые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они имеют разное наименование: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Эти договора устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. В последнее время в развитие торговых договоров или вместо них заключают межправительственные соглашения о торговом, научно-техническом и экономическом сотрудничестве.

Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств РБ заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки(6-12 месяцев). Соглашения обязывают государства обеспечить оговоренные поставки, т.е. беспрепятственно выдавать соответствующие лицензии и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных контингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, кофе и пр. Государства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимоотношения между участвующими государствами. Но их положения имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономических сделок, если стороны находятся под юрисдикцией договаривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования по таможенным платежам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претендовать на иной режим. Сделка выходящая за пределы квоты, установленной для государства международным договором, юридически не может быть исполнена и т.д.

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что: 1 - стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров; 2 - после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3 - если после заключения сделки, государства внесут изменения в содержание международных договоров, то они порождают гражданско-правовые обязательства для сторон сделки после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования в разных государствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права. Здесь необходимо отметить то, что для белорусских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для РБ. Прежде всего это - Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988г., а также целый ряд двусторонних договоров между РБ и другими государствами и т.д.

Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок.

При рассмотрении внешнеэкономических договоров обычно подчёркивается их гражданско-правовой характер. Такая констатация нуждается в уточнении. Безусловно, что главным регулятором внешнеэкономических сделок является гражданское право, но в современных условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние оказывают нормы публичных отраслей. Приведём пример: контрагенты при заключении внешнеэкономической сделки не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядка прохождения таможни; качества поставленной продукции с точки зрения её соотношения обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определённым техническим параметрам и т. д. и т.п. Данный пример показывает, что договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм публичных отраслей права, т.е. правовое регулирование внешнеэкономических сделок характеризуется взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права.

Свою политику в области внешнеэкономической деятельности государство проводит главным образом через нормы конституционного права. Принципиальные основы государственной деятельности во внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РБ, были конкретизированы в ряде специальных законов конституционного характера

Помимо конституционного права необходимо выделить: административное право, налоговое, валютное, таможенное и т.д.

Понятно, что нормы различных отраслей публичного права непосредственно не регулируют отношения между сторонами внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэкономической сделке стороны обязаны руководствоваться нормами публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юридической невозможности исполнения частноправовой сделки.

Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок

Ещё одной особенностью регулирования внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования является «контрактные условия»: заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.

Существенная роль в системе негосударственного регулирования принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если в договоре есть ссылка на торговый обычай, то он приобретает характер и квалифицируется как условие договора.

В мире существуют несколько систематизаций международных торговых обычаев. Рассмотрим некоторые из них.

Принципы международных коммерческих контрактов, разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права). Принципы УНИДРУА не являются международным договором, не требуют, какого либо формального присоединения к ним государств, носят рекомендательный характер. Согласно преамбуле Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров. Они подлежат применению в следующих случаях:

если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами;

когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли" или аналогичными положениями.

Кроме того, Принципы могут использоваться:

для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права;

для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;

служить моделью для национального и международного законодательства.

свобода сторон вступать в договор и определять его условия;

необязательность письменной формы договора;

обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон;

приоритет императивных норм применимого права (национального, международного, наднационального) перед положениями принципов;

право сторон, кроме прямо оговоренных в Принципах случаях, отступать от любых их положений или изменять их действие;

учет при толковании Принципов их международного характера и их целей, включая достижение единообразия в их применении;

решение вопросов, прямо не разрешенных в Принципах, в той мере, в которой это возможно, в соответствии с выраженными в них общими принципами;

обязанность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле;

связанность сторон любым обычаем, относительно которого они договорились, и любой практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях, а также и любым обычаем, который широко известен и постоянно соблюдается сторонами в международном обороте в соответствующей области торговли, за исключением случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным.

Международные правила толкования торговых терминов - ИНКОТЕРМС разработанные Международной торговой палатой (в ред. 1990г. и 2000г.). В настоящее время ИНКОТЕРМС содержит 13 торговых терминов и правила их токования. Правила толкования торговых терминов отражают сложившуюся практику, квалифицируются как международные торговые обычаи и в тоже время не признаются международным договором и им не придается сила правового акта. ИНКОТЕРМС применяется лишь при наличии ссылки на них в договоре с указанием редакции правил. Такой способ применения ИНКОТЕРМС и иных обычаев закреплен в ГКРБ, «если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что

сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами». Таким образом если в договоре ссылка на конкретный термин или термины отсутствует, то по смыслу ГКРБ применение правил ИНКОТЕРМС не согласовано.

Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы случайной гибели (повреждения) товара и др. Основные типы базисных условий давно используются в международной, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска торговой практике под общепринятыми названиями - EXW, FOB, CFR, CIF и др. Такие наименования представляют собой сокращенные варианты английских словосочетаний: FOB - Free on Board ("свободно на борту судна"); CIF - Сost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт"); CFR - Сost and Freight ("стоимость и фрахт"); FAS - Free Alongside Ship ("свободно вдоль борта судна") и т.д.

Правила ИНКОТЕРМС нацелены на то, чтобы облегчить контрагентам из различных государств процесс заключения и исполнения сделок международной купли-продажи: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора. Например, указав в договоре, что поставка осуществляется на условиях "CIF (...название порта назначения) ИНКОТЕРМС 2000", стороны соглашаются с тем, что некоторые их права и обязанности по сделке будут определяться в соответствии с условием, расшифровка которого содержится в ИНКОТЕРМС 2000. Соответственно, нет необходимости расписывать указанные условия в контракте - достаточно заглянуть в ИНКОТЕРМС. Такие условия иногда именуются стандартными условиями внешнеэкономических договоров, в том смысле, что встречаются во множестве контрактов.

ИНКОТЕРМС фиксируют такие важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи, как:

место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара;

переход рисков с продавца на покупателя;

распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей;

получение экспортных и импортных лицензий;

обязанность заключения договора перевозки;

распределение обязанностей сторон по перевозке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ;

распределение обязанностей сторон по представлению отгрузочных, платежных и иных документов, а также необходимых извещений;

обязанность страхования;

распределение обязанностей сторон по обеспечению надлежащей упаковки;

инспектирование товара и др.

Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин:

ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;

ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;

ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;

ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;

Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете, коммерческую эффективность сделки.

Помимо международных торговых обычаев, определенная роль в системе негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок принадлежит правилам, которые определяются предшествующей практикой взаимоотношений сторон данной сделки (т.н. заведенный порядок). Так, если из самого договора не удается определить его содержание, то "должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон". Как видно, практика установившаяся во взаимоотношениях сторон договора, в определении содержания его условий поставлена белоруским законодателем даже перед обычаями делового оборота

К формам негосударственного регулирования внешнеэкономических сделок следует отнести судебную и арбитражную практику. Её роль заключается в следующем: в уяснении содержания и толкования норм применимого права (международного и национального) и обычаев международной торговли; в обеспечении единообразного применения унифицированных норм в области международной торговли; в обеспечении согласованного применения правовых норм различной системной и отраслевой принадлежности; в создании предпосылок для развития и совершенствования и международно-правовых, и национально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономические сделки.

К негосударственному регулированию внешнеэкономических сделок также относятся активно использующиеся в международной торговле различные типовые документы. Среди них можно выделить разработанные Европейской Экономической Комиссией ООН Общие условия экспортных поставок машинного оборудования, Руководство по договорам международной встречной торговли, а также другие типовые контракты для различных видов торговых сделок (более 30). Для упрощения процесса заключения контракта в оферте целесообразно указывать, что в остальном будут действовать соответствующие общие условия или другие типовые документы.

Широко применяются в международной торговле типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциациями торговцев определенного вида товаров. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, хлопок, лесоматериалы и т.д.). Возможна разработка сторонами (одной из сторон) собственных типовых контрактов.

Внешнеэкономические сделки - это сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность, международный обмен, что предусматривает, в первую очередь, необходимость пересечения товарами, услугами, работами границ РФ.

Российское законодательство подчиняет форму сделки праву места ее совершения (генеральная коллизионная привязка - ст. 1209 ГК РФ). Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права (альтернативная коллизионная привязка, применимая в случае совершения сделки за пределами территории РФ).

В российском праве предусмотрена обязательная простая письменная форма внешнеэкономических сделок, если хотя бы одной из сторон является российское юридическое лицо. Сделки с недвижимостью, с точки зрения формы, подчиняются исключительно праву места нахождения вещи, а в отношении недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр Российской Федерации, - российскому праву (п. 3 ст. 1209 ГК РФ).

В Российской Федерации в отношении исковой давности действует принцип: исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению (ст. 1208 ГК РФ). Этот подход нашел отражение и в Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. Российская Федерация в этой конвенции не участвует. Она применяется в основном в рамках Европейского Союза.

Согласно российскому законодательству выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц, с момента заключения договора. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так для отдельных его частей. Использование расщепления автономии воли не должно приводить к противоречивому результату.

Если стороны не выбрали применимое право, то к договору применяется право страны, с которой он наиболее тесно связан, то есть право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (ст. 1211 ГК РФ). Российский законодатель предусматривает в п. 3 ст. 1211 ГК РФ специальные коллизионные привязки по основным видам внешнеэкономических сделок (например, закон продавца - в договоре купли-продажи, закон перевозчика - в договоре перевозки, дарителя - в договоре дарения и т.д.).

Особенностью правового регулирования международной купли-продажи товаров является наличие унифицированных материально-правовых норм. Основным международным соглашением в этой области является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. , разработанная Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и принятая на конференции в Вене (Венская Конвенция 1980 г.).



Правовое регулирование деятельности во внешнеэкономической сфере закреплено в Конституции РФ и рядом специальных законов. Федеральный закон от 13 декабря 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” определяет основные принципы государственной внешнеэкономической политики, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, а также компетенцию органов государственной власти. Защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и порядок их введения и применения определил Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами”.

Осуществление внешнеэкономической деятельности регулируется также двусторонними и многосторонними договорами (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). В частности, договорами может определяться режим осуществления внешнеэкономической деятельности (выделяют национальный, специальный, преференциальный режимы, а также режим наибольшего благоприятствования).

Большая роль в регулировании внешнеторговой деятельности принадлежит обычаям делового оборота. В качестве примера можно назвать Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", которые издаются Международной торговой палатой.

Коллизионно-правовое регулирование заключение брака по законодательству РФ

При заключении брака на территории России возможны два варианта присутствия иностранного элемента: 1) при заключении брака между иностранцами; 2) при заключении «смешанных» браков (когда одним из вступающих в брак является лицо, имеющее российское гражданство).

Соответственно можно рассматривать две ситуации в случае, когда российские граждане вступают в рассматриваемые правоотношения за пределами территории России: 1) при заключении российскими гражданами брака в иностранном государстве; 2) при заключении брака на территории иностранного государства между российским и иностранным гражданином.

При заключении брака имеет значение определение применимой правовой системы в целях регламентации: формы и порядка заключения брака; материальных условий для вступления в брак; обстоятельств, препятствующих заключению брака.

При заключении брака на территории России форма и порядок заключения брака определяются законодательством Российской Федерации. Данное правило сформулировано в п. 1 ст. 156 СК (Семейного кодекса) и представляет собой императивную одностороннюю коллизионную норму. Религиозные браки, оформленные в России путем венчания в церкви, не будут порождать правовых последствий.

Что касается порядка заключения брака, то в настоящее время он определяется в соответствии с Федеральным законом РФ «Об актах гражданского состояния» 1997 г. В главе III Закона 1997 г. содержится 7 статей, подробно регламентирующих порядок подачи и оформления заявления о вступлении в брак, порядок государственной регистрации заключения брака, который, в свою очередь, предусматривает личное присутствие лиц, вступающих в брак, а также установление месячного срока с момента подачи заявления до момента регистрации брака. Каждый гражданин, в том числе и иностранец, может обратиться с жалобой в суд в случае неправомерного отказа в регистрации брака.

Новой важной коллизионной нормой в российском семейном законодательстве является правило, в соответствии с которым условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака.

Для лиц, регистрирующих брак на территории России, обстоятельства, препятствующие заключению брака, определяются по российскому праву. Это правило получило закрепление в п. 2 ст. 156, который наряду с отсылкой к национальному праву лиц, вступающих в брак, требует соблюдения положений ст. 14 Семейного кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

В Семейном кодексе 1995 г. предусмотрена ситуация, когда лицо, вступающее в брак, является бипатридом, то есть имеет два гражданства. В случае, если одно из гражданств - российское, то к условиям заключения брака будет применяться российское законодательство. Если же лицо является гражданином двух иностранных государств, то условия заключения брака будут определяться по выбору самого лица, вступающего в брак, законодательством одного из государств гражданства.

Российские граждане вправе вступить в брак за рубежом. СК РФ предусматривает возможность заключения российскими гражданами «консульского брака» и «общегражданского». Согласно п. 1 ст. 157 браки между гражданами Российской Федерации, проживающими на территории иностранного государства, заключаются в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Аналогично, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств на территории России, будут заключаться браки между иностранными гражданами.

Для признания действительными браков, заключенных на территории иностранного государства между российскими гражданами или между лицами, одним из которых является российский гражданин, необходимо: 1) соблюдение законодательства государства, на территории которого заключен брак; 2) отсутствие предусмотренных ст. 14 СК обстоятельств, препятствующих заключению брака.

  • 7. Коллизионные нормы (понятие, виды, основные формулы прикрепления).
  • 8. Lex loci actus, lex fori, lex venditoris.
  • 9. Закон наиболее тесной связи (Proper Law).
  • 10. Унификация и гармонизация в мчп.
  • 11. Защита прав и интересов детей в мчп.
  • 12. Коллизионные проблемы выбора компетентного правопорядка.
  • 13. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф
  • 14. Обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.
  • 15. Конфликт квалификаций.
  • 16. Автономия воли (lex voluntatis).
  • 17. Проблемы применения иностранного права.
  • 18. Применение и толкование иностранного права.
  • 19. Установление содержания иностранного права.
  • 20. Ограничение применения иностранного права.
  • 22. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам по законодательству рф
  • 23. Личный закон физического лица. Доктрины lex patria и lex domicilii.
  • 24. Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 25. Защита прав и интересов детей в мчп.
  • 27. Проблемы «международных юридических лиц».
  • 28. Государство как субъект мчп. Правовой режим сделок, заключаемых с участием государства.
  • 29. Виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
  • 30. Понятия и виды вещных прав в мчп.
  • 31. Коллизионные вопросы права собственности.
  • 33. Определение момента перехода права собственности с продавца на покупателя и момента перехода риска случайной гибели или порчи имущества как коллизионный вопрос права собственности в мчп.
  • 34. Правовое регулирование иностранных инвестиций (понятие, виды, режимы).
  • 35. Нормы мчп. Метод и способы правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.
  • 36. Международно-правовые основы авторского права.
  • 37. Право промышленной собственности. Роль международных соглашений в регулировании прав промышленной собственности.
  • 38. Право на товарный знак. Международно-правовое регулирование.
  • 39. Международно-правовая охрана смежных прав.
  • 41. Международная унификация вексельных расчетов.
  • 43. Аккредитивная форма международных расчетов и ее международно-правовое регулирование.
  • 44. Инкассовая форма международных расчетов и ее международно-правовая регламентация
  • 45. Банковские гарантии в международных денежных обязательствах.
  • 46. Кредитование во внешнеэкономической деятельности. Понятие. Виды кредитов во внешней торговле.
  • 48. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.
  • 49. Универсальные международные конвенции по внешнеторговой купле -продаже.
  • 50. Форма внешнеэкономических сделок.
  • 51. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
  • 52. Международные морские перевозки.
  • 53. Международные автомобильные перевозки.
  • 54. Международные железнодорожные перевозки
  • 55. Международные воздушные перевозки.
  • 56. Международные смешанные перевозки грузов.
  • 57. Международный коммерческий арбитраж (понятие, правовая природа, международно-правовые основы)
  • 58. Международно-правовые основы деятельности международного коммерческого арбитража.
  • 59. Арбитражное соглашение как самостоятельный гражданско-правовой договор.
  • 60. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.
  • 61. Международный гражданский процесс.
  • 62. Определение подсудности и пророгационные соглашения.
  • 63. Трудовые права иностранцев в рф.
  • 64. Внедоговорные обязательства в мчп.
  • 65. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами и другими членами семьи.
  • 66. Наследственные правоотношения в мчп
  • 48. Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.

    Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение, прекращение отношений производственной кооперации, обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), которые не носят бытовой характер. ВЭС – это далеко не все сделки, регулируемые МЧП. Они представляют собой часть от целого понятия «сделка с иностранным элементом», к которому можно отнести любые сделки, включая бытовые, если стороны имеют разную национальность или место совершения сделки либо объект сделки находятся за границей. Необходимость выделения и исследования особого правового понятия «ВЭС» обусловлена спецификой национально-правового регулирования. Национальное право России, стран СНГ, а также некоторых других государств, раннее входивших в социалистический лагерь, устанавливает определенные императивные предписания в отношении этих сделок. В качестве примера нормативных правовых актов РФ в этой области мы можем назвать: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». «Об экспортном контроле». «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»; Приказ ГТК РФ «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ».

    Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) преимущественно в области таможенного и валютного регулирования. Для осуществления внешнеэкономических операций нетребуется получатьспециальное разрешение. Однако в России все-таки действуют определенные формальности в отношении статистической отчетности, паспортов сделок, лицензирования и квотирования, учета участников ВЭД, обеспечения соответствия стандартам, сертификации, безопасности товаров, ввозимых на территорию РФ. Международно-правовое регулирование международных коммерческих сделок выражается в довольно широкой унификации, осуществляемой самыми разными способами. Выработка в каждодневной практике профессиональных участников международного коммерческого оборота единых правил привела к появлениюисточников регулирования разной правовой природы, отличающихся по юридической силе. Среди наиболее распространенных назовем: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г.; Инкотермс 2000; Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004; Унифицированные правила по документарным аккредитивам; Унифицированные правила по инкассо.

    49. Универсальные международные конвенции по внешнеторговой купле -продаже.

    По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) Источники: Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров (59 гос-в) Основное условие ее применения – нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах. Венская конвенция не применяется к купле-продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона; фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, а также судов на воздушной подушке; электроэнергии. Основные вопросы, регулируемые Венской конвенцией: заключение договора; права и обязанности сторон (продавца и покупателя); ответственность.Предложение заключить договор, адресованное определенному лицу, должно быть достаточно определенным и выражать намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта, а также должно содержать обозначение товара и его количество. Наиболее важной обязанностью продавца является поставка товара надлежащего качества. Основными обязанностями покупателя является принятие товара и уплата цены. Ответственность: Положения Конвенции об ответственности исходят из принципа полного возмещения убытков. Под убытками в Конвенции понимается реальный ущерб, который был причинен стороне неисполнением обязательств, в том числе и упущенная выгода. Кроме того, если сторона допустила просрочку в уплате цены или иной суммы, то другая сторона имеет право на проценты с просроченной суммы без ущерба для любого требования о возмещении убытков. Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием непреодолимой силы (форс-мажор). Инкотермс- 2000г.. Этот документ Международной торговой палаты (МТП) обычно применяется на основании явного или подразумеваемого волеизъявления сторон. Сфера действия Инкотермс ограничена проблемами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров. Инкотермс не регулирует договоров перевозки и страхования, не имеет дел с последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных препятствийВ Инкотермс содержится толкование базовых условий поставки товаров. В ныне действующей редакции их 13, они разделены на четыре группы. Группа Е включает один термин, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца. По базовым условиям группы F продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем. Группа С включает термины, по которым продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимает на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки. Последняя группа D содержит термины, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения. Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004 г. Принципы УНИДРУА, также, как и ИНКОТЕРМС, могут использоваться сторонами при заключении международного контракта путем указания на их применение в его тексте. В них содержатся основополагающие правила о порядке заключения договора, его действительности, содержании и толковании, а также исполнении и последствиях неисполнения договора. В настоящее время все более широкое распространение получают нормы международного коммерческого права (lex mercatoria)-система негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности, основу которой составляют резолюции и рекомендации международных организаций по вопросам внешней торговли (общие условия поставок, договоры присоединения, типовые контракты, регламенты и т.д.)

    Правовое регулирование внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм. Однако, начиная с XIX в., все большую роль в этом процессе начинают играть универсальные и региональные договоры. В настоящее время они в совокупности образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств.

    В числе наиболее значимых международно-правовых документов, принятых во второй половине XX в. в целях правового регулирования различных аспектов внешнеэкономической деятельности, можно назвать следующие акты: Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г.; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Гаагскую конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.; Нью-Йоркскую конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.; Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Женевскую конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., а также две подписанные в 1988 г. в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. В 1988 г. была также завершена длительная работа над Конвенцией о международных переводных и простых векселях. Она призвана заменить Женевские конвенции о векселях и чеках, принятые соответственно в 1930 и 1931 гг.

    Как видно из приведенного перечня, мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, которая разработала и приняла большинство таких соглашений.

    Первое из них - Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г. - вступила в силу 1 сентября 1964 г. В настоящее время ее участниками являются около десяти (преимущественно западноевропейских) государств мира. Значение этого международно-правового документа состоит, прежде всего, в том, что в нем впервые был закреплен принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. «Купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной Договаривающимися Сторонами, - подчеркивается в ст. 2 Конвенции. - Такое указание должно быть прямо выражено или же недвусмысленно вытекать из положений договора. Условия, относящиеся к согласию сторон на право, объявленное применимым, определяются таким правом».



    При отсутствии подобного соглашения купля-продажа товаров в соответствии с Конвенцией должна регулироваться внутренним правом страны, «являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа; если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в котором находится его предприятие» (ч. 1 ст. 3).

    Кроме того, в Конвенции содержатся коллизионные критерии выбора применимого права при заключении договора купли-продажи на аукционе или бирже, а также при осуществлении осмотра и инспектирования товаров. В ст. 6 Конвенции содержится правило о возможности исключения применения права, определенного в соответствии с ней, по мотивам публичного порядка.

    Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения права, регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная причина этого заключается, по-видимому, в наличии значительных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве различных государств и возникающими в связи с этим проблемами определения реального статуса имущества и банкротства.



    В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к агентским договорам 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.). В ее ст. 1 указывается, что Конвенция устанавливает применимое право к отношениям, носящим международный характер и возникающим в случае, когда одно лицо (агент) обладает полномочиями действовать, действует или имеет своей целью действовать от имени другого лица (принципала) в отношениях с третьей стороной. Действие этой конвенции распространяется также на случаи, когда в обязанности агента входит получение и передача предложений о заключении контракта или проведение переговоров от имени других лиц. Конвенция применяется независимо от того, действует ли агент от своего имени или от имени принципала, а также носят ли его действия регулярный или эпизодический характер.

    В соответствии со ст. 5 Конвенции отношения между агентом и принципалом регулируются нормами избранного ими национального права. При этом выбор права должен быть ясно выраженным либо явно следовать из условий соглашения сторон или обстоятельств дела.

    Если стороны не договорятся о подлежащем применению праве, то их отношения будут регулироваться национальным правом того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства (ч. 1 ст. 6). Вместе с тем к отношениям между агентом и принципалом будет применяться национальное право государства, в котором осуществляется основная деятельность агента, в том случае, если принципал имеет коммерческое предприятие в этом государстве или, при отсутствии такового, проживает в этом государстве (ч. 2 ст. 6).

    Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии с ним, подлежит применению независимо от того, является ли оно правом договаривающегося государства.

    В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров , который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

    Основные принципы, закрепленные в этом международном договоре, во многом повторяют принципы Гаагской конвенции 1955 г. Так, п. 1 ст. 7 Конвенции 1986 г. определяет, что договор купли-продажи регулируется правом, выбираемым сторонами. Если применимое право не было определено соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции договор будет регулироваться правом государства, в котором продавец на момент заключения соглашения имел свое коммерческое предприятие.

    Вместе с тем совершенно новым в Конвенции является правило о том, что «стороны могут в любое время договориться о подчинении договора в целом или его части какому-либо иному праву, помимо права, которым он регулировался ранее, независимо от того, что право, ранее регулировавшее договор, было выбрано сторонами. Любое изменение сторонами применимого права после заключения договора не наносит ущерба формальной действительности договора или правам третьих лиц» (п. 2 ст. 7).

    Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено другое право (той страны), с которым договор имеет наиболее тесную связь.

    Конвенция также определяет пределы действия применимого права и устанавливает правила о его выборе при заключении договоров на аукционе или бирже. В силу ст. 22 Конвенция не должна применяться к договорам купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам - участникам других международных соглашений, устанавливающих правила выбора применимого права.

    Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров . Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров . Их нормы предполагалось ввести в действие как часть национального законодательства стран-участниц. Однако многие положения конвенций не были достаточно четко сформулированы и не носили в полной мере универсальный характер. Поэтому, хотя оба эти документа вступили в силу, они не получили широкой поддержки и серьезно не повлияли на правовое регулирование международных торговых операций.

    Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров , который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются 70 государств мира, включая Россию.

    Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка. В преамбуле Конвенции отмечается, что принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различие общественных, экономических и правовых систем, будет способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле и содействовать ее развитию.

    Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам МЧП применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

    Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

    Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14-24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты ), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

    Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной и безотзывной . Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт ) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адресат оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

    Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

    Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

    В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

    Помимо этого в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, а кроме того, определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

    В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся установления, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и сохранения товара.

    В последней, четвертой части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

    Важно также отметить, что в соответствии со ст. 90 Венской конвенции 1980 г. она не затрагивает действие любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и содержит положения, подобные положениям данной Конвенции. Тем не менее в ст. 99 содержится требование о необходимости денонсации Гаагских конвенций 1964 г. их государствами-участниками при ратификации ими Венской конвенции 1980 г. Это правило направлено на максимальное расширение сферы действия ее положений.

    Как было показано выше, Венская конвенция ООН 1980 г. не предназначена для регулирования всего комплекса отношений, возникающих в связи с международной куплей-продажей товаров. Поэтому в п. 2 ст. 7 содержится специальное правило о том, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не решены, подлежат рассмотрению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права». В последнем случае, на наш взгляд, речь должна идти о праве, определяемом соглашением сторон или на основании коллизионных норм, содержащихся в международных договорах или национальном законодательстве соответствующего государства.

    Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (27 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

    Конвенцией 1974 г. устанавливается единый для всех внешнеторговых сделок срок исковой давности, равный четырем годам (в то время как в национальном законодательстве различных стран он колеблется от шести месяцев до 30 лет). Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, - со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара.

    Этим документом установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления; наряду с ними вводится общее ограничение срока исковой давности (10 лет) и предусматриваются последствия его истечения. В соответствии с Конвенцией истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности.

    Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок . Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге . Эти документы вступили в силу 1 мая 1995 г. и действуют в настоящее время в отношениях между такими, в частности, государствами, как Франция, Италия, Нигерия и др. (Россия присоединилась к конвенции о международном финансовом лизинге 8 февраля 1998 г.). Первая из указанных конвенций регулирует права и обязанности поставщиков товаров или услуг и их финансовых агентов в рамках контрактов об уступке денежных требований. Основная цель второй заключается в формулировании единообразных правил в отношении гражданских и коммерческих правовых аспектов международного финансового лизинга. В соответствии с конвенциями участники факторинговых и лизинговых сделок могут исключить применение указанных международно-правовых соглашений в отношениях между собой на основе специального соглашения или оговорки в контракте.

    Особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов российскими фирмами и организациями с предприятиями некоторых зарубежных стран регулируются на основе специальных двусторонних соглашений, получивших наименование общие условия поставок товаров . Среди них наибольшую практическую значимость имеют договоры, заключенные с Китаем, КНДР, а также в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и СНГ.

    ОУП СССР - КНР в редакции 1990 г. и ОУП СССР - КНДР в редакции 1981 г. представляют собой международные межведомственные договоры.

    Нормы ОУП СССР - КНР носят, в целом, диспозитивный и факультативный характер. Более того, целый ряд их положений имеет не нормативное, а инструктивное содержание и лишь ориентирует стороны на целесообразность решить в контракте тот или иной вопрос. Однако наличие таких положений в рассматриваемом документе не означает, что стороны сделки не могут по своему усмотрению решить в контракте и другие вопросы, по которым в ОУП не содержится соответствующих инструкций или рекомендаций.

    ОУП СССР - КНДР регламентируют тот же, что и в ОУП СССР - КНР, круг вопросов, но составлены более подробно и обязательны для заключивших договор сторон. Тем не менее при специфике товара или условий его поставки возможно отступление от положений этих ОУП в заключаемом договоре. В ОУП СССР - КНДР в отличие от ОУП СССР - КНР имеется коллизионная норма, предусматривающая, что по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным в ОУП и в контрактах, к отношениям сторон применяется право страны продавца.

    В период существования Совета Экономической Взаимопомощи государствами - членами этой международной организации в 1968 г. были разработаны Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ . В настоящее время они действуют в редакции 1988 г. По своему содержанию ОУП СЭВ охватывают широкий круг вопросов регулирования внешнеторговой деятельности. В их состав входят нормы, посвященные, в частности, процедуре заключения, изменения и прекращения контракта; определению базиса и срока поставки; вопросам количества и качества товара; упаковке и маркировке, технической документации, порядку осуществления платежей; некоторым общим положениям об ответственности, санкциям, порядку и срокам предъявления претензий; арбитражу и установлению сроков исковой давности.

    ОУП СЭВ подлежали обязательному применению к внешнеторговым поставкам между организациями стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, независимо от того, были ли на них сделаны ссылки в контрактах. После прекращения деятельности СЭВ как международной организации ситуация изменилась. Однако своего значения ОУП СЭВ не потеряли и (-) подлежат применению в случае прямой отсылки к ним в контракте.

    Задачам обеспечения формирования и развития общего экономического пространства, а также сохранению и упрочению связей между хозяйствующими субъектами из различных стран Содружества Независимых Государств призвано служить Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Оно вступило в силу 1 июля 1992 г. Участниками ОУП СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина.

    В соответствии со ст. 1 Соглашения оно распространяется на отношения между субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности) государств - участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предметов договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, за исключением случаев поставки товаров по межгосударственным соглашениям. ОУП СНГ унифицируют правила о заключении, изменении и расторжении соответствующих внешнеторговых контрактов и оговаривают его существенные условия.

    Структура нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации представлена в таблице и включает четыре уровня:

    • - международные нормы;
    • - законодательные акты государства;
    • - подзаконные акты органов исполнительной власти;
    • - распорядительные документы организации.

    Международные нормы. По общепринятому правилу международные нормы имеют приоритет над национальными законами. Данное утверждение в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Международные соглашения бывают двусторонними и многосторонними. Двусторонние соглашения - это договоры, содержащие взаимосогласованные права и обязанности двух равноправных участников (контрагентов) и, как правило, касаются порядка расчетов между странами, конкретных взаимных поставок товаров (в них могут определяться условия этих поставок), вопросов налогообложения (соглашения об избежании двойного налогообложения) и др.

    Многосторонним соглашением признается договор, заключенный между более чем двумя сторонами. Примером такого договора служит Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980), вступившая в силу с 01.01.1988, число участников которой приближается к 200. Россия - правопреемница СССР - ратифицировала эту Конвенцию в 1990 г., поэтому положения Венской конвенции стали частью права Российской Федерации, как и всех государств, подписавших ее.

    Венская конвенция применяется только в отношении международных договоров купли-продажи. Она дает определение международного договора. Согласно Венской конвенции международный характер сделка приобретает в случае, если коммерческие предприятия сторон из договора международной купли-продажи находятся на территории различных государств - участников Конвенции и государственная принадлежность сторон не принимается во внимание. Это означает, что Венской конвенцией не признается международным договор купли-продажи, заключенный между организациями разной государственной принадлежности, находящимися на территории одного государства. В то же время договор купли-продажи, заключенный между организациями одной государственной принадлежности, но находящимися в разных государствах, в силу положений Венской конвенции будет считаться международным. Анализ статей Венской конвенции показывает, что объектом договора международной купли-продажи, подпадающего под ее действие, является только движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего пользования. Под понятие "международная купля-продажа" не подпадает продажа ценных бумаг - акций, фондовых и обеспечительных бумаг, а также электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке. Кроме того, имеются ограничения и в отношении видов продаж: из сферы применения Венской конвенции исключается продажа движимого имущества с аукциона, в порядке исполнительного производства либо осуществляемая любым иным образом в силу закона. Не распространяется действие Венской конвенции и на те договоры, предметом которых выступает выполнение работ или оказание услуг, даже если при этом имеет место поставка товара (например, продажа товаров, изготовленных из давальческого сырья).

    Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Положения Венской конвенции применяются вместо норм национального законодательства независимо от наличия ссылок в контрактах на ее условия, если государства, к которым принадлежат стороны договора купли-продажи товара, являются участниками Конвенции.

    Это значительно облегчает внешнеторговые отношения коммерческих структур, так как в национальных законодательствах разных стран и в различных системах права имеются существенные расхождения при решении одних и тех же вопросов. Однако в силу упомянутых ранее ограничений в отношении применимости Венской конвенции стороны внешнеэкономической сделки могут регулировать свои отношения по контракту нормами права страны одного из участников сделки или нормами права третьей страны. Национальное право большинства стран мира предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности свободу в выборе применимого права. Однако сам выбор сопряжен с большими сложностями, так как требует глубокого знания иностранного права, регулирующего коммерческие отношения. Поэтому для российских экспортеров и импортеров в этом случае в качестве применимого права целесообразно избирать право Российской Федерации.

    В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями. Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя, действующая сейчас, - в 2010 г. ИНКОТЕРМС являются источником международного частного права не сами по себе. Нормы, составляющие их содержание, представляют собой сложившиеся в международной коммерческой практике правила, приобретшие или приобретающие качество юридической обязательности. Стороны, желающие применить ИНКОТЕРМС, должны сделать специальную отсылку к ним в контракте.

    ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. содержат детальную регламентацию типов контрактов, применяемых в международной практике. Тип контракта позволяет определить его базисные условия, отличающие его от другого контракта. Базисные условия включают в себя:

    • - перевозку товара;
    • - страхование товара;
    • - момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
    • - момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя;
    • - передачу товара продавцом покупателю.

    Тип контракта указывает, каким образом определяется объем прав и обязанностей продавца и покупателя применительно к базисным условиям.

    В ИНКОТЕРМС 2010 г. можно выделить четыре группы типов контрактов, связанных как с морскими, так и с комбинированными перевозками. В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение объема обязанностей продавца.

    Термины Инкотермс можно разделить на 4 группы:

    Группа E - Место отправки (Departure);

    Группа F - Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid);

    Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid);

    Группа D - Доставка (Arrival).

    Законодательные акты государства. При оформлении внешнеторговых сделок контрактом российские участники внешнеэкономической деятельности должны придерживаться национального законодательства в отношении его формы. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) контракт должен заключаться в письменной форме. Законодательство России (ст. 434 ГК РФ) предусматривает разные способы заключения договора в письменной форме. Возможно составление одного документа и подписание его сторонами; допускается и обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, если она позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (можно обменяться текстом единого контракта в целях его подписания; можно направить оферту и получить акцепт).

    Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполнит указанные в ней условия (например, отгрузит товар, перечислит в оплату денежные средства). Однако последний вариант российские субъекты не могут использовать применительно к внешнеэкономическим сделкам, так как в этом случае не представляется возможным выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.

    Что касается заключения контракта путем обмена сообщениями с использованием разных видов связи, то к такому способу следует относиться с определенными предосторожностями. При обмене сообщениями по факсу бывают случаи, когда не совпадают по содержанию отправленный и полученный тексты. Поэтому при использовании этого вида связи необходимо дублировать письмом условия оферты и акцепта, а при оформлении контракта в виде единого документа направлять его почтой для подписания.

    На условия внешнеэкономических контрактов, помимо положений ГК РФ, существенное влияние оказывают ограничения, наложенные таможенным и налоговым законодательством, Федеральными законами "Об экспортном контроле", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации" и др.