I. Определение потребности в стационарной помощи. Методика планирования амбулаторно-поликлинической сети Потребность населения в стационарной помощи


Уровень потребления медицинских услуг зависит от:

Отношения пациента к своему здоровью (привычки, характер питания, личная медицинская активность, уровень гигиенической и общей культуры и др.);

Доступности ЛПО, уровня диагностических и лечебных возможностей, взаимоотношения врач-пациент, укомплектованности кадрами, квалификации

медперсонала и др.;

Социально-экономических факторов (низкий экономический статус пациента, отдаленность ЛІТО и транспортные проблемы и др.).

От указанных выше факторов зависит и своевременность диагностики, и эффективность лечения, и статистика заболеваемости, а в итоге - инвалидность и смертность.

На современном этапе потребность в медицинской помощи возрастает не только из-за увеличивающейся заболеваемости, но и из-за постарения населения и удорожания современных медицинских технологий. Совершенствование организации медицинской помощи и рациональное использование ресурсов на основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения является основным направлением деятельности системы здравоохранения. Поэтому необходимо рациональное использования стационаров круглосуточного пребывания как самого дорогого вида медицинской помощи.

Уровень госпитализации зависит от возрастного состава обслуживаемого населения, выше удельный вес лиц старше пенсионного возраста. В сельских условиях важную роль при использовании больничных коек играют радиус обслуживания, плотность населения, система расселения, состояние дорог и транспортные возможности.

Стационарная медицинская помощь - наиболее ресурсоемкий сектор здравоохранения.

Больничная койка - это обеспеченная персоналом, необходимым лечебнодиагностическим оборудованием и финансовыми средствами единица оснащения больницы для госпитализации больных и продолжительного (не менее 24 часов) использования больным.

Г оспитализация больных осуществляется на основе показаний к госпитализации по каждой нозологической форме заболевания, утверждаемых М3 РБ. Важно определить показания для госпитализации на профильные койки, где уровень оказания специализированной помощи выше, чем на общих койках. При планировании стационарной помощи следует иметь в виду сезоннную потребность

в госпитализации.

Расширение объема специализированной помощи в настоящее время возможно, в основном, за счет рационального перепрофилирования существующего коечного фонда, реорганизации и модернизации ЛІТО и отделений.

Данные, используемые при расчетах потребности в стационарной помощи:

1. Демографические данные. Особенностью последнего десятилетия стало снижение общей численности населения, увеличение доли лиц старше пенсионного возраста до 22% и снижение удельного веса детей 0-14 лет до 16,9%.

Лица старше 65 лет составляют 14%. Если в городах лиц старше трудоспособного возраста около 16,0%, то в сельской местности - 34% (от 31,6% - в Минской области до 36,4% - в Гродненской).

Заболеваемость населения. Динамика заболеваемости оценивается за последние три года. За это время, как правило, не происходит существенных изменений в структуре и уровнях заболеваемости, если не было эпидемических вспышек или чрезвычайных ситуаций. Отдельно для детей, взрослых и подростков проводится анализ по классам заболеваний и отдельным нозологическим формам в соответствии с МКБ-10.

Кроме заболеваемости населения, определяющей уровень и структуру госпитализации, немаловажное значение имеют и такие факторы, как социальные условия, особенности организации и возможности использования стационарозамещающих видов медицинского обслуживания, обеспеченность больничными койками.

Методика расчета перспективной сети больничных учреждений:

При составлении плана структуры сети стационарных ЛПО исходят из нормативов потребности в коечном фонде и количества обслуживаемого населения в различных системах расселения.

Для определения зоны обслуживания любого специализированного отделения стационара по количеству населения (в тысячах) с учетом их рациональной загрузки используется формула:

где N - минимальная численность населения, при которой может быть открыто отделение заданной минимальной мощности (полноценная функциональная лечебная единица), М - минимально допустимый размер функциональной лечебной единицы (число коек в отделении), F - дифференцированный перспективный норматив потребности (число коек на 1000 населения).

Число коек на планируемую численность населения территории можно рассчитать по формуле:

где К - число больничных коек, Н - население города (района).

К основным экономическим показателям, характеризующим использование коечного фонда, относятся:

D - средняя длительность использования койки в году;

Тп - среднее время простоя койки;

Р - средняя длительность пребывания больного на койке;

F - оборот (функция) больничной койки;

Сб - средняя стоимость лечения одного больного;

Б - число пролеченных больных.

В качестве норматива полезной занятости (использования) койки в году в целях территориального планирования рекомендуется использовать следующие показатели: 340-345 дней занятости в году в городских больницах и 310-320 дней - в сельских. Отсюда время плановых простоев равняется, соответственно, 20-25 и 50-55 дней. Это время необходимо на выписку больного из стационара, поступление нового и соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделениях больницы.

Под плановой функцией (оборотом) больничной койки принято считать то число больных, которое может обслужить койка в течение года при заданных расчетных размерах использования (занятости) койки в году и средней длительности пребывания больного на койке. Плановая функция рассчитывается по следующей формуле:

где P - оборот (функция) больничной койки; D - средняя длительность использования (занятости койки) в году; Р - средняя длительность пребывания больного на койке 9в днях).

Среднее время простоя койки по организационным причинам можно определить по формуле:

где Тп - среднее время простоя одной койки; D - среднее число дней использования койки в году; F - (функция) больничной койки.

За оптимальный показатель простоя койки (при каждой смене прочим обстоятельствам (Тп) рационально принять 1 день (для терапевтического и хирургического профилей коек), для гинекологических - 0,5, инфекционных для взрослых, противотуберкулезных для взрослых и родильных - 2 дня,

инфекционных для детей - 3 дня.

Среднее время простоя больничной койки в связи с ремонтом (Тр) исчисляется путем деления потерь койко-дней в связи с ремонтом на число коек в больнице.

Приведем пример расчета использования коечного фонда. При анализе деятельности отдельного больничного учреждения число дней использования (занятости) больничной койки можно рассчитать следующим образом.

1. Определяем полное число койко-дней в данном году при данной мощности больницы. Например, планируется иметь 150 среднегодовых коек (среднегодовое число коек находят путем суммирования числа коек на конец каждого месяца и деления этой суммы на 12, т. е. на число месяцев в году). Если прироста коек или ремонта или изменения их количества по другим причинам не планируется, то среднегодовое число коек равняется числу коек на начало года. Таким образом, максимально возможное число койко-дней в данном году для данной больницы составит: 150x365 = 54750.

2. Устанавливаем возможное число потерь койко-дней в году с связи с планируемым ремонтом. Например, планируется закрыть на ремонт 2 отделения по 40 коек продолжительностью на 45 дней. Величина потерь койко-дней в связи с ремонтом составит: 80x45 =3600.

3. Определяем общее число койко-дней, которое может быть реализовано в больнице в данном году: 54750-3600 = 51150.

4. Находим среднее число дней использования койки в данной больнице (без учета простоя коек по организационным причинам): 51150:150 = 341.

Установленная приведенным методом занятость койки является оптимальной в конкретных условиях средней длительности лечения больных и сложившегося оборота койки в данной больнице. В данном примере не учтены потери койко-дней в связи с организационными причинами (прочими обстоятельствами).

В случаях, когда не планируется ремонт, занятость койки будет выше.

В нашем примере максимальная длительность возможной занятости койки может быть рассчитана по формуле:

D = 365-(Тпх F).

В этом случае функция (оборот койки) рассчитывается как максимально возможная величина, полученная делением числа календарных дней в году (365) на среднюю длительность лечения больного. Предположим, что средняя длительность лечения одного больного составила 14 дней, тогда оборот койки равен: 365:Н=26,1.

Максимальная занятость койки при данном обороте и среднем времени простоя по организационным причинам (терапевтический профиль), равном одному дню, будет: D = 365-(1х26,1)=338,9.

Оптимальный показатель среднего числа дней занятости койки в году для данного стационара, с учетом потерь койко-дней в связи ремонтом и по организационным причинам, можно вычислить по формуле:

D = 365- tp -(tpx F),

где простой коек, связанный с ремонтом койки в году равен:

Тр = 3600:150 = 24.

Таким образом, оптимальный показатель среднего числа дней занятости (использования) койки в году составит:

D = 365-24-(lx26,l)= 314,9.

Подобным методом можно определить число дней использования (занятости) койки в году в любом стационаре.

Определение потребности в койках осуществляется следующим образом:

С учетом уровня госпитализации населения показатель потребности в койках может быть рассчитан по формуле:

К=НхУхРх100.

где Н - численность населения; У - уровень (объем госпитализации) (%); Р - среднее число дней пребывания больного на койке; D - средняя длительность использования (занятости) койки в году.

2. Потребность в койках, с учетом количества пролеченных больных и планового оборота койки находят по формуле:

где К - количество коек; М - число пролеченных больных; F - оборот (функция) больничной койки.

3. Потребность в койках, с учетом числа проведенных койко-дней и числа дней использования койки в году, определяют по формуле:

К = (МхР): D = КД:Р,

где К - количество коек; М - число госпитализированных (пролеченных) больных фактическое; Р - плановое число дней пребывания больного на койке, Кд - число проведенных койко-дней, D - средняя длительность использования (занятости) койки в году.

Таким образом определяется количество коек, исходя из числа пролеченных. Этот расчет целесообразен, когда финансирование больных проводится по числу пролеченных больных.

Планирование должностей в стационаре осуществляется, в основном, на базе штатных нормативов. Кроме этого, можно использовать методы нормирования. На основании хронометража определяется время, затрачиваемое на одного больного в день.

Нагрузка врачебной должности в стационаре - число больных, которых врачебная должность может обслужить в течение дня, определяется по формуле:

где N6 - число больных в день на одну врачебную должность, В - рабочее время врача, К - коэффициент использования рабочего времени врача на непосредственное обслуживание больного в день.

Коэффициент использования рабочего времени на непосредственное обслуживание больного в день рассчитывается, исходя из ежедневных затрат 0,5 часа на другие цели (конференции, санитарно-просветительная работа и т.д.):

К = (6,5-0,5): 6,5 = 0,923.

Приведем пример определения норматива должности врача больничного учреждения - числа коек на одну должность. Если бы койка была занята все календарные дни, то показатели числа коек на 1 врачебную должность совпадали бы с нагрузкой врачебной должности, выраженной числом обслуженных больных за рабочий день. Однако плановое число дней занятости койки меньше числа календарных дней. Поэтому коэффициент соотношения этих показателей при 340 днях занятости койки в году составляет: 365:340 = 1,0735.

Норматив должности врача рассчитывается по формуле:

где Nk - норматив должности врача (число коек на одну должность), N6 - число обслуживаемых больных в день на одну должность, D - средняя длительность использования (занятости) койки в году.

Число пролеченных больных определяют по формуле:

где N - норматив должности врача, выраженный в числе пролеченных больных; ТУб - число обслуживаемых больных в день на одну должность, F- оборот (функция) больничной койки; R, - годовой бюджет рабочего времени должности (в часах), q - отпуск (в часах).

Определение количества должностей, необходимых для обеспечения круглосуточной работы (дежурств) медицинского персонала в течение всего календарного года, производится по формуле:

Дн = М х к,

где Дн - необходимое число должностей для круглосуточной работы, М - мощность отделения (число коек), Н - величина показателя по штатным нормативам - нагрузка в койках на 1 должность, к - число часов в календарном году (8760 часов при 365 днях в году), Г - годовой бюджет рабочего времени должности (в часах).

При составлении плана развития сети амбулаторно-поликлинических ЛІЮ с целью приведения ее в соответствие с потребностями населения, основными задачами следует считать:

Повышение качества внебольничной помощи населению, улучшение организации работы в амбулаторно-поликлинических ЛПО и ликвидацию их перегрузки;

Расширение сети для увеличения объема профилактической помощи населению, исходя из нормативов потребности населения, принятых на планируемый период;

Строительство новых зданий для замены помещений, не отвечающих эксплуатационным и гигиеническим правилам и нормам, а также зданий с большим процентом износа.

Развитие сети амбулаторно-поликлинических ЛПО измеряется плановым показателем «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений».

Мощность определяется как показатель пропускной способности поликлиники по числу посещений в смену.

Смена - это загрузка основных производственных мощностей на среднюю продолжительность рабочего дня (смены) врача. При 38,5-часовой продолжительности рабочей недели и 6 рабочих днях ее продолжительность составит не более 6,5 часов. При работе поликлиники в одну смену число рабочих смен в году составит:

365 (дней в году) - 52 (выходных при шестидневной рабочей неделе) - 7-8 (праздничных дней) = 305-306 смен в году.

При работе в полторы смены число рабочих смен будет следующим: 306 х 1,667 (коэффициент сменности при работе в полторы смены) = 510, т. е. 510 рабочих смен в год. При работе поликлиники в две смены число рабочих смен в году составит 610-612.

Для определения мощности амбулаторно-поликлинического учреждения, работающего в полторы смены, используется формула:

где М - мощность амбулаторно-поликлинического учреждения, Л - потребность населения в посещениях на одного жителя в год (норматив посещений на одного жителя в год), Н - число населения данной территории, 510 - число смен в году (коэффициент сменности), средне территориальный коэффициент.

На 10 000 населения разработан норматив мощности амбулаторнополиклинических учреждений, составляющий 245 посещений в смену.

Плановая мощность амбулаторно-поликлинического учреждения утверждается в соответствии с проектной мощностью. Например, проектная мощность поликлиники составляет 250 посещений в смену - это и будет ее плановой мощностью.

Для амбулаторно-поликлинических учреждений, размещающихся в приспособленных зданиях, плановую мощность можно определить расчетным путем по формуле:

где Мт - мощность плановая, А - фактическое число площадей амбулаторнополиклинических учреждений (рабочие площади), м2, а - норматив рабочей площади на 1 посещение в смену.

Рабочая площадь - это площади поликлиники, где идет рабочий процесс. Она определяется следующим образом: общая площадь поликлиники (по техническому паспорту) минус площадь коридоров, санитарных узлов, лестничных пролетов и площадок.

Показатель «Мощность проектная амбулаторно-поликлинических учреждений» в отчетном году (Мир) по территории определяется как сумма утвержденных мощностей всех учреждений, оказывающих населению амбулаторнополиклиническую помощь.

Для планирования развития перспективной сети амбулаторнополиклинических учреждений важным является определение прироста мощности:

Пм = ЛхН А-Д,

где Пм - общий дефицит мощности амбулаторно-поликлинических учреждений или планируемый прирост мощности этих учреждений, выраженный числом посещений в смену; Л - планируемый норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи, выраженный числом посещений на одного жителя в год; Н - численность населения на планируемый период, 510 - коэффициент сменности, среднетерриториальный коэффициент, А - сумма площадей в существующих учреждениях (рабочие площади), Д - площади, непригодные к эксплуатации, т. е. требующие замены, а - норматив рабочей площади на одно посещение в смену.

Полученный по этой формуле общий дефицит мощности амбулаторнополиклинических учреждений соответствует необходимому приросту ее на планируемый период для обеспечения потребности населения в этом виде медицинской помощи и для решения указанных выше задач по улучшению материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений.

При разработке проекта плана на перспективный период по показателю «Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений» следует к существующей проектной мощности (Мпр), выраженной числом посещений в смену, прибавить полученный общий дефицит мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (Пм).

Определенная таким образом плановая мощность амбулаторнополиклинических учреждений на конец планируемого периода является оптимальной, и ее достижение предусматривается в плане, исходя из реальных кадровых и материальных возможностей, в том числе, выделяемых на этот период капитальных вложений.

Для расчета необходимого прироста мощности амбулаторнополиклинических учреждений за счет капитального строительства нужно планируемый прирост сети этих учреждений (Мт) уменьшить на мощность поликлиник, используемых не с полной нагрузкой. Для этого необходимо определить фактическую мощность амбулаторно-поликлинического учреждения:

где Б - число посещений поликлиники за год (по отчету), 510 - число смен в году (304 - при односменной работе и т.д.).

Следует подчеркнуть, что показатель «Мощность амбулаторнополиклинических учреждений» применяется только для планирования развития материально-технической базы учреждений.

Нормы и нормативы как основа планирования медицинской и профилактической помощи населению. Плановые показатели. Порядок составления и утверждения планов на различных уровнях управления. Контроль за выполнением планов.

Планирование здравоохранения. Основные принципы планирования. Виды и методы планирования. Экономические методы планирования деятельности организации здравоохранения. Бизнес-планирование в здравоохранении.

План здравоохранения - это составная часть государственного плана экономического и социального развития страны. Он направлен на наиболее рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов здравоохранения. В рыночных отношениях планирование теряет централизованные функции и приобретает рекомендательный характер.

План здравоохранения состоит из следующих основных разделов:

1. сеть медицинских учреждений

2. потребность в подготовке кадров для учреждений здравоохранения

3. капитальное строительство

4. материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения

5. бюджет здравоохранения.

Планирование - разработка количественных и качественных показателей в области ЗО, направленных на удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи; сложный динамический процесс, в котором можно выделить 4 этапа:

Обоснование плана

Составление плана и его утверждение

Контроль за выполнением плановых показателей

Оценка эффективности запланированных мероприятий.

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения.

Цель планирования ЗО : удовлетворение потребности населения в медицинской помощи, снижение уровней заболеваемости, смертности, инвалидности, увеличение трудовой активности.

Задачи ПЗО:

1. Обеспечить пропорциональное развитие всех видов медицинской помощи

2.Устранить диспропорции в обеспечении населения ресурсами (кадровыми, материально-техническими и др.)

3. Усовершенствовать формы и методы управления.

Значение ПЗО : 1. является способом достижения цели, т.к. планирование- одна из функций управления (кроме него, функции управления: организация, руководство, контроль); 2. обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов; 3. обеспечивает деятельность учреждений ЗО и всей системы ЗО в целом.

Основные принципы планирования ЗО:

1.обеспечение социальных гарантий населения в получении необходимой медицинской помощи

2.научность - плановые показатели основаны на достижениях науки и передового практического опыта



3.реальность - возможность выполнения плановых показателей

4. единство текущего и перспективного планирования

5. сочетание территориального и отраслевого планирования

6. экономическая эффективность

7. выбор приоритетов (здоровье женщин и детей, первичная медико-санитарная помощь)

8. открытость - плановые задания необходимо четко довести до исполнителя

9. преемственность - по уровням ЗО и др.

План - перечень количественных и качественных показателей имероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья населения и составляемый на определенный промежуток времени.

Виды планов:

1. По времени:

Долгосрочные (5 и более лет): перспективные и стратегические (Концепция развития здравоохранения РБ)

Среднесрочные (менее 5 лет): текущие и тактические

Краткосрочные

2. По отрасли

3. По территории действия : республиканские, областные, городские, районные

4. По функциональному назначению : план деятельности, план социально-экономического развития, бизнес-план, комплексный план, финансовый план (смета), территориальная программа государственных гарантий по медицинскому обслуживанию населения.

Методы планирования:

1.Аналитический метод - используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода планируется:

Обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками

Показатели объема медицинской помощи (процент госпитализаций, среднее число посещений на одного жителя в год)

Функция врачебной должности

Функция больничной койки (оборот койки).

2. Сравнительный метод - составная часть аналитического, дает возможность определить направление процессов развития, оценить различные показатели (заболеваемость, смертность и др.)в динамике в пространстве (при сопоставлении их с аналогичными показателями других административных территорий) и во времени (при сопоставлении их за ряд лет).

3. Балансовый метод - обеспечивает пропорциональность развития ЗО между реальными возможностями и плановыми показателями, позволяет вскрыть намечающиеся диспропорции во время выполнения плана; используется при составлении межотраслевых балансов (балансов подготовки кадров и роста сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений и др.).

4. Экономико-математический метод - применяется при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана, наиболее часто используют линейное программирование, теорию массового обслуживания и метод статистических испытаний.

5.Нормативный метод - основа при планировании государственной системы ЗО, его основа - использование норм и нормативов, утвержденных Министерством здравоохранения; применяется при составлении любого плана, основанного на использовании балансового метода, т.е. во всех случаях, когда необходимо обеспечить пропорциональность развития. Данный метод также широко применяется при разработке и исполнении бюджета и сметы учреждений ЗО.

6. Метод экстраполяции - применяется для выявления тенденции изменения показателей заболеваемости по отдельным нозологическим формам, рождаемости, смертности и др. в последующие годы.

Планирование деятельности организаций ЗО заключается в следующем:

1. Определение целей, функций ЛПУ и показателей, выполнение которых способствует достижению этих целей. Это комплексные показатели качества и результативности работы учреждения.

2. Определение видов и объемов медицинской помощи с учетом уровня заболеваемости и половозрастной структуры обслуживаемого населения.

3. Определение потребности в финансовых и материальных ресурсах на основании расчета соответствующих нормативов.

4. Прогнозирование максимальных итоговых показателей деятельности с учетом освоения плановых ассигнований по бюджету и прибыли, получаемой от приносящей доходы деятельности.

Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, развитии частной медицинской практики ведет к усилению роли бизнес-планирования деятельности организации ЗО.

Норма - количественный показатель состояния окружающей среды, лечебно-профилактической помощи, деятельности медицинских организаций в конкретных организационно-технических условиях.

Норматив - расчетный показатель, который характеризует совокупность средств, необходимых для достижения установленной нормы при определенных организационно-технических условиях.

Нормы и нормативы могут быть:

1. Социальными - направлены на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи (обеспеченность врачами общей практики - 1 врач на 1200 жителей, койками - 9 коек на 1000жителей, аптеками - 1 аптека на 8000 жителей и др.) и

Экономическими - направлены на обеспечение финансовой и хозяйственной деятельности ЛПУ (бюджетные расходы на ЗО - 2771673 рубля на 1 жителя РБ на 2013 год).

2. Минимальными - отражают уровень необходимой на данном этапе социально-экономического развития потребности ЗО в ресурсах, ниже которого происходит нарушение нормального процесса функционирования системы ЗО (нормативы потребности в медицинской помощи, удельных капитальных вложений в развитие отрасли) и

Рациональными - ориентированы на полное удовлетворение потребностей населения и отрасли (нормативы по врачебным кадрам и среднему медперсоналу).

3. Комплексными - характеризуют социально-экономические аспекты управления и обеспечения населения медицинской помощью и

Частными - характеризуют отдельные стороны протекающих процессов.

В ЗО действуют нормы и нормативы:

По сфере применения: местные и отраслевые

По сроку действия: временные и условно-постоянные

По способу построения: единые и типовые

По методу обоснования: научно-обоснованные, статистические, опытные, усредненные

По единице измерения: нормы времени, нормы нагрузки, обслуживания, численности персонала, материальных затрат и т.п.

Нормы и нормативы в ЗО можно объединить в 4 группы:

1. оказания медицинских услуг (нормативы труда, нормативы развития сети организаций, нормативы стоимости медицинских услуг)

2. потребления (нормативы заработной платы, нормативы финансирования ЗО)

3. развития отрасли (потребность отрасли в специалистах)

4. санитарно-гигиенические (предельные нормы содержания веществ в почве и воздухе).

Основные принципы разработки норм и нормативов:

Использовать оценку населением степени удовлетворения потребностей в услугах системы ЗО;

Принимать во внимание общественное мнение по ключевым вопросам развития ЗО

Учитывать при разработке норм и нормативов рекомендации ВОЗ и уровень удовлетворения потребностей в медицинской помощи в развитых странах

Разрабатывать нормы и нормативы не только для страны в целом, но и по регионам с учетом уровня оказания медицинской помощи, потребления мед. услуг по половозрастным и профессиональным группам населения.

Порядок составления плана ЛПУ:

1. Формирование группы планирования (главный врач, его заместители, ведущие специалисты, экономисты и др.) на основании приказа главного врача ЛПУ. Группа планирования должна обеспечить разработку качественного и своевременного проекта плана.

2. Обсуждение проекта плана у главного врача ЛПУ, согласование плана и вынесение на обсуждение трудового коллектива.

3. Утверждение плана, после чего он становится документом, обязательным для исполнения всеми должностными лицами.

4. Контроль за исполнением плана и оценка эффективности запланированных мероприятий.

Основные показатели плана:

Планирование штатного расписания;

Обеспеченность больничными койками;

Функция врачебной должности;

Показатель планового числа дней работы койки в году;

Показатель охвата населения профилактическими осмотрами;

Оборот койки;

Средняя длительность пребывания больного в стационаре;

Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью и др.

Использование коечного фонда характеризуется следующими показателями:

Среднее число дней работы койки в году

Среднее время простоя койки

Средняя длительность пребывания больного в стационаре

Функция койки (оборот)

Средняя стоимость 1 койко-дня

Средняя стоимость лечения 1 больного

I I. Определение потребности в амбулаторной помощи.

Врачебная должность – определенный объем работы врача, регламентированный нормами нагрузки, установленными МЗ.

Функция врачебной должности - плановое число посещений, которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года.

Функция врачебной должности обусловлена 3 элементами:

1) Б – норма нагрузки врача на 1 ч приема в поликлинике, при профилактических осмотрах в выделенные дни и часы и по обслуживанию на дому (число посещений на 1 ч работы)

2) С – число работы по графику на приеме, на профилактических осмотрах и по обслуживанию на дому

3) Г – число рабочих дней в году

Где ФВД – функция врачебной должности

Определение ФВД проводится раздельно для врачей различных специальностей, имеющих различные нормы нагрузки на 1 час приема и графики работы. Зная ФВД, можно рассчитать потребность во врачебных должностях вообще и по данной специальности в частности: , где В – необходимое количество врачебных должностей, Л – норма поликлинических посещений на 1 жителя в год, Н – численность населения планируемой территории.

Контроль за выполнением плана - может быть:

а) количественный – за использованием койки, нагрузка врачей на приеме, число отпущенный процедур и др. показатели.

б) качественный - своевременность и полнота обследования, своевременность и качество диагностики, лечения, консультативных осмотров, средние сроки пребывания

в) календарный - за сроками выполнения плановых мероприятий.

Различают также: Предварительный (правильность или целесообразность включения того или иного мероприятия в план), Текущий (сопровождает оперативную деятельность исполнителей и позволяет выявить достижения и недостатки в процессе реализации мероприятий, добиваясь своевременности их исполнений) и Последующий (позволяет проверить окончательное выполнение планируемых мероприятий и оценить их эффективность) контроли.

При обосновании плана необходимо определить предполагаемую Эффективность , а позже – фактическую (медицинская, социальная, экономическая) от внедрения каждого мероприятия. Если невозможно определить эффективность, необходимо указать, какие положительные изменения ожидаются при выполнении пункта плана.

Учебно-методическое пособие

Иркутск, 2004


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

ГОУ ВПО ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ

И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Учебно-методическое пособие

Иркутск, 2004


Учебно-методическое пособие подготовлено:

Гайдаров Г.М. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий

кафедрой общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО ИГМУ

Кулеш Д.В. – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры

общественного здоровья и здравоохранения

ГОУ ВПО ИГМУ

Рецензенты:

Абашин Н.Н. – кандидат медицинских наук,

первый заместитель исполнительного директора

государственного учреждения территориального фонда

обязательного медицинского страхования граждан

Иркутской области

Купцевич А.С. – заместитель начальника главного

управления здравоохранения Администрации

Иркутской области

Планирование в здравоохранении. Определение потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи (учебно-методическое пособие). – Иркутск, 2004. – 28 с.

В учебно-методическом пособии отражены основные подходы и принципы в планировании медицинской помощи населению на современном этапе, определения потребности населения в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи. Пособие предназначено для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического факультетов медицинского университета, интернов, клинических ординаторов кафедры.

Учебно-методическое пособие печатается по решению Центрального координационного совета ИГМУ.

ТЕМА: «ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ И СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

ВВЕДЕНИЕ

Место проведения занятия – кафедра.

Продолжительность изучения темы – 4 часа.

Цель занятия: изучить основы планирования в здравоохранении; знать основные принципы и методы планирования; изучить определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

Конкретные задачи:

Студент должен знать:

Что такое планирование в здравоохранении на современном этапе; принципы планирования; виды планов и методы планирования; что является единицами измерения мощности амбулаторно-поликлинического и стационарного медицинских учреждений и основные измерители показателей плана в здравоохранении; что такое случай поликлинического обслуживания.

Студент должен уметь:

Осуществлять расчет плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.

План проведения

Первый этап занятия:

Вводное слово преподавателя (тема занятия согласно тематического плана практических занятий, определение цели и задач занятия) – 5 мин.

Тестовый и устный контроль по вопросам к теме занятия – 45 мин.

Заключение преподавателя по результатам опроса. Обратить внимание на основные разделы темы – 15 мин.

Второй этап занятия:

Освоение методик расчета основных плановых показателей работы амбулаторно-поликлинического и стационарного учреждения. Самостоятельная работа с учебными, учебно-методическими пособиями, решение ситуационных задач. Вычисление плановых показателей и определение потребности в амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи – 75 мин.

Подведение итогов выполнения заданий, контроль итоговых заданий студентов – 15 мин.

Обсуждение материала. Дискуссия – 30 мин.

Планирование в здравоохранении

С технологической точки зрения планирование заключается в разработке систем планов, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений или развитие здравоохранения определенной территории. С социально-экономической стороны планирование заключается в учете общественных законов развития, экономических и иных интересов субъектов здравоохранения.

Планирование – это процесс принятия и выполнения решений по использованию ресурсов отрасли или организации посредством выполнения основных задач для достижения главной цели.

Основой системы планирования является определение на всех уровнях управления – от федерального до учрежденческого – взаимоувязанных стратегических целей, стратегических задач и стратегических приоритетов развития здравоохранения.

Цель планирования на современном этапе заключается в создании нормативной и правовой основы для реализации стратегии развития здравоохранения, предусматривающей, в том числе обеспечение максимально возможного уровня доступности медицинской помощи для населения в современных социально-экономических условиях за счет повышения эффективности здравоохранения.

Основные принципы планирования в здравоохранении

на современном этапе:

1. Сквозной принцип планирования для всех уровней: федерального, субъекта РФ, муниципального, учрежденческого .

Так, вышестоящий уровень предлагает нижестоящему основные параметры для планирования и согласовывает их с ним с учетом формирования и реализации государственных (муниципальных) заказов, местных климатогеографических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, политических и иных условий. После этого указанные параметры становятся основой для планирования на обоих уровнях).

2. Наличие единой для Российской Федерации системы социальных стандартов, норм и нормативов, применяемых для планирования здравоохранения.

Так, например, нормативы объемов медицинской помощи – это необходимые объемы медицинских и организационных мероприятий, в результате которых можно предупредить возникновение заболеваний, обеспечить выздоровление при острых заболеваниях и добиться ремиссии при хронических заболеваниях (например, средняя длительность пребывания больного на койке, функция врачебной должности, протоколы ведения больных – стандарты и пр.). На федеральном уровне при планировании государственных гарантий устанавливаются федеральные базовые нормативы объемов медицинской помощи, которые затем на уровне субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей детализируются в виде территориальных нормативов объемов медицинской помощи (например, число койко-дней на 1000 населения при оказании стационарной медицинской помощи или число посещений на 1000 населения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи).

3. Непрерывность процесса планирования на основе сочетания стратегического и текущего планирования.

Стратегическое планирование здравоохранения – определение целей, задач, приоритетов, порядка, объемов, условий деятельности здравоохранения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу в несколько лет.

Текущее планирование здравоохранения – определение порядка и условий реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год для всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, муниципального образования и отдельного медицинского учреждения). В процессе текущего планирования осуществляется мониторинг хода реализации стратегических планов и, при необходимости их корректировка. Таким образом, реализуется принцип непрерывности процесса планирования в здравоохранении.

На этапе текущего планирования субъекты РФ, муниципальные образования осуществляют оценку хода реализации стратегического плана, прежде всего с точки зрения обеспечения государственных гарантий в оказании гражданам бесплатной медицинской помощи. Выявляются расхождения со стратегическим планом. Их причины анализируются, по результатам анализа даются предложения по устранению причин расхождений или по уточнению и корректировке стратегического плана. Затем осуществляется детальное поквартальное планирование реализации задач стратегического плана на текущий год.

Одним из инструментов для реализации государственных гарантий в оказании медицинской помощи гражданам на этапе текущего планирования является государственный (муниципальный) заказ.

Государственный заказ – государственное задание областным медицинским учреждениям на оказание бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории субъекта Федерации, содержащее виды и объемы медицинской помощи, обеспеченные финансовыми средствами на их выполнение из средств областного бюджета здравоохранения и средств обязательного медицинского страхования.

Муниципальный заказ – объем медицинской помощи, планируемый к предоставлению жителям муниципального образования в рамках Территориальной программы государственных гарантий за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования.

План – это документ, определяющий сущность, последовательность, направленность и тактику деятельности конкретных исполнителей, в конкретные сроки и на конкретных участках деятельности.

Планы бывают:

1. перспективные (на длительный период);

2. текущие (оперативные, месячные и годовые);

3. планы деятельности учреждений;

4. планы развития (строительство, ремонт, реконструкция);

5. комплексные планы;

6. планы-задания на объект;

Для отдельных типов учреждений здравоохранения основными измерителями показателей плана являются следующие:

Для стационарной сети – «больничная койка»;

Для амбулаторно-поликлинических учреждений – «число посещений в смену»;

Для станции скорой медицинской помощи – «число вызовов в год»;

Для станции переливания крови – «количество заготовленной крови

Для центра государственного санитарно-эпидемиологического

надзора – «численность обслуживаемого населения»

Среди методов планирования наиболее часто применяются:

1. аналитический (используется для оценки исходного и достигнутого уровней при составлении плана и анализе его исполнения);

2. сравнительный (составная часть аналитического метода) – дает возможность определить направление процессов развития, например, заболеваемости, смертности и т.д.;

3. балансовый метод (позволяет выявить дисбаланс, например, подготовки кадров и роста сети ЛПУ);

4. нормативный (для определения потребности в нормативных показателях на основе использования балансового метода);

5. экспериментальный (расчет показателей на основе эксперимента);

6. экономико-математические методы используются при необходимости научно обосновать оптимальные варианты плана;

7. другие специальные методы.

В здравоохранении традиционно планируются:

1. потребность в кадрах;

2. производственная деятельность (производственные (плановые) показатели);

3. перспективы финансирования.

Определение потребности населения

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

Методика планирования стационарной помощи населению

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.

Расчет потребности во врачебных кадрах ведется следующим образом (5):

Число врачей для стационара = Число коек в стационаре__

Число коек на одного врача

1. Аналитический метод. Используется для оценки исходного и достигнутого уровней при сопоставлении плана и анализе его выполнения. С помощью аналитического метода определяется обеспеченность населения врачебным и средним медицинским персоналом, больничными койками; исчисляются объемные показатели медицинской помощи (процент госпитализации, среднее число посещений на одного жителя в год), анализируется функция больничной койки (оборот койки) и врачебной должности (среднее число посещений на одну врачебную должность в год).

2. Сравнительный метод - составная часть аналитического - дает возможность определить направление процессов развития. Аналитический и сравнительный методы используются для оценки различных показателей, например, заболеваемости, смертности и других, в пространстве и времени, т.е. при сопоставлении их с аналогичными показателями других территориальных зон или в динамике за ряд лет.

3. Балансовый метод. Применяется для обоснования правильных соотношений между планами развития здравоохранения в различных экономико-административных районах страны.

4. Экономико–математический метод.

5. Экспериментальный метод.

6. Нормативный метод применяется при составлении любого плана и основан на использовании соответствующих норм и нормативов медицинской помощи. Различают следующие группы основных нормативов в здравоохранении:

Нормативы обеспеченности потребности населения в медицинской помощи;

Нормативы кадрового обеспечения;

Нормативы использования труда медицинских работников (нагрузка);

Нормативы материального обеспечения;

Финансовые нормативы.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ СЕТИ

Правильное планирование амбулаторно-поликлинической сети имеет большое значение в связи с тем, что эти учреждения обеспечивают медицинским обслуживанием большую часть населения, нуждающегося в лечении (примерно 80%).

Норматив потребности населения в амбулаторно-поликлинической помощи составляет 11,5 посещений на 1 жителя в год.

Расчет потребности населения в амбулаторно-поликлиническом обслуживании может выполняться по формуле (1):

П = А × Кп + Д + Пр

где П - число посещений населением врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях (на 1000 населения);

А - уровень заболеваемости (обращаемость на 1000 населения);

Кп - коэффициент повторности посещений с лечебной целью на 1 заболевание по данной специальности;

Д - число диспансерных посещений в связи с заболеваемостью;

Пр - число посещений по профилактическому обслуживанию.

Нормы нагрузки персонала учреждений здравоохранения, наряду с потребностью населения в медицинской помощи, являются основными показателями при планировании численности врачебных кадров. Главным понятием здесь является «врачебная должность». Под ней понимают определенный объем работы (нагрузка) врача за год, оказывающего помощь на дому и ведущего амбулаторный прием. По каждой отдельной специальности рассчитывается «функция врачебной должности» - плановая и фактически выполненная функция по итогам работы за прошедший год.

Плановая функция врачебной должности определяется числом посещений (в поликлинике на приеме, на дому и при профосмотрах), которое должно быть выполнено одной врачебной должностью определенной специальности в течение календарного года (2).

Ф = Б × С × Г

где Ф - функция одной врачебной должности данной специальности;

Б - нагрузка врача данной специальности на 1 час работы в поликлинике и на дому на разных видах работ;

С - число часов работы по приему, на профосмотрах и на дому;

Г - число рабочих дней в году.

Плановая функция врачебной должности используется при планировании числа врачебных должностей для амбулаторно-поликлинического обслуживания населения с целью определения потребности во врачебных должностях по отдельным специальностям (3).

где В - число врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической помощи;

Л - нормативное число поликлинических посещений на 1 жителя в год (см. табл.1);

Н - численность населения планируемой территории;

Ф - функция врачебной должности.

Формула (3) устанавливает абсолютную потребность во врачебной должности определенной специальности амбулаторно-поликлинической сети.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ

ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

При планировании стационарной помощи определяется потребность населения в койках, а измерителем этой потребности считается число коек на 1000 обслуживаемого населения.

Т а б л и ц а 1 - Нормативы стационарной помощи населению

1. Уровень обращаемости населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, в связи с заболеваниями на 1000 населения. Обращаемость населения за медицинской помощью отражает уровень заболеваемости.

2. Уровень госпитализации. Располагая данными об обращаемости можно определить нуждаемость больных в госпитализации, которая определяется в процентах к числу амбулаторно-поликлинических обращений.

3. Среднегодовая занятость койки. По установленным нормам больничная койка в году должна ориентировочно функционировать: в городе - 340 дней и в сельской местности - 310 дней. На этот показатель влияют такие факторы, как простой койки из-за смены больного, ремонт больницы, обработка палат. На это уходит 25―45 дней в году.

4. Среднее число дней пребывания больного на койке. Этот показатель установлен в среднем на уровне 11,8―12,5 дней и дифференцируется по профилям коек.

Потребность населения в больничных койках определяется по следующей формуле (4):

Где К - потребное число среднегодовых коек (искомая величина) на 1000 населения;

А - уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;

П - показатель госпитализации на 100 обратившихся за медицинской помощью (процент отбора больных на койку);

Р - среднее число дней пребывания больного на койке;

Д - плановое число дней использования (занятости) койки в году.

Так определяется потребность в койках разного профиля с учетом дифференцированных показателей обращаемости и отбора на койку по каждой специальности. Заметим, что «число коек» является показателем мощности стационара.