Пример социального проекта по профориентации. Подписка на новости журанала. Визитная карточка проекта


Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг Социальный проект: «Твой «Компас» в мире профессий или создание кабинета профориентации» на базе МОУ «СОШ» 2 Сроки реализации гг




По данным Госкомстата Российской Федерации на долю работников в возрасте от 16 до 29 лет в настоящее время приходится более одной трети общей численности трудоспособных, а удельный вес молодежи среди безработных колеблется по регионам страны в среднем от 25 до 40 %.


Безработица летних формируется в значительной мере за счет впервые вступающих в трудовую жизнь, то есть среди молодежи в возрасте от 20 до 24 лет. Среди летних высокую долю составляет ранее работавшая молодежь.


Как показывает практика, структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на них, не всем молодым специалистам удается трудоустроиться по профилю, что в итоге ведет к дестабилизации социальной ситуации в регионе. Ведь отсутствие работы и постоянного дохода означает если не крах личной жизни, то существенное ее осложнение. Неясность профессиональных перспектив усугубляется сожалениями о напрасно потраченном времени, силах и средствах на приобретение оказавшейся ненужной профессии.







Цель проекта: Формирование устойчивых смысловых, жизненных ориентаций в выборе будущей профессии у старшеклассников, адекватных тенденциям времени и востребованности, путем комплексного исследования и мониторинга проблемы трудозанятости и создания пришкольных кабинетов психолого- педагогической помощи в профессиональной ориентации школьников.


Задачи проекта. Организационно-исследовательские. Изучить количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов города Мегиона. Исследовать проблему занятости и использования трудовых ресурсов изучаемой территории. Проработать материал, полученный из городского центра занятости населения. Исследовать спектр, предоставляемых образовательных услуг и специальностей профессиональных средних и высших УЗ г. Мегиона с учетом их востребованности. Провести соц. опрос старших классов школы на тему: «Ваша будущая профессия». Сформировать рейтинг фактически востребованных специальностей на рынке труда с данными о перспективном выборе профессии будущих абитуриентов.


Задачи проекта. Практические. Создание школьного кабинета по оказанию помощи старшеклассникам в выборе будущей профессии. Взаимодействие с социальными службами города. Сбор информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений. Психологическая помощь учащимся и родителям. Проведение тестирования и обработка результатов. Организация однодневной практики по выбранной профессии. Организация и метод разработка тематических мероприятий с целью формирования социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности.




Задачи профориентационного кабинета: Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность. Оказание индивидуальной консультационной помощи учащимся в выборе профессии, помогать определять стратегию действий по освоению запасного варианта Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся и организация практической деятельности для их развития, и способностей учащихся к труду.






Ожидаемые результаты Путем создания данного кабинета, мы планируем, на основе взаимодействия с социальными службами города и сбора информации из центра занятости, высших и средне специальных учебных заведений помогать молодым людям определиться на современном рынке труда. Через психологическую помощь учащимся и родителям выявлять склонности к тем или иным профессиям. Формирование социально адаптивных навыков в экономико-правовой сфере жизнедеятельности путем организации однодневной практики по выбранной профессии. За счет всего выше перечисленного молодые люди смогут выбрать востребованную профессию, и таким образом не попадут в ряды безработных.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Проект по профориентации учащихся

« Профессии, которые мы выбираем »

Руководители проекта:

Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.

Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.

г. Лабинск 2016г.

Введение

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:

    что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

    что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

    что он может (возможности и способности),

    что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар

Цели проекта:

    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;

    показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;

    привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.

Задачи:

    осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

    ознакомление с основными принципами выбора профессии;

    знакомство с особенностями современного рынком труда;

    составление индивидуального образовательного плана или программы

    саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

    свободного выражения своего мнения;

    взаимоуважения;

    доверительности;

    обратной связи;

    безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ

Продолжительность проекта: учебный год

Методы:

    лекционный метод передачи знаний;

    психодиагностические методы исследования личности;

    методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    обучение по программе профессионального обучения по профессии

16675 Повар.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

    информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

    информация о профессии 16675 Повар.

Учащиеся должны знать:

    значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

    правила выбора профессии;

    понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

    понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.

Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

    Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

    Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

    Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

    Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

    http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3

Бекметова Алина

Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессионаотной ориентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

социальных проектов по профориентации

среди учащихся 8-11 классов

общеобразовательных школ

проект: "Профессия XXI века!"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

Учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна

Елабуга, 2016

Автор проекта Бекметова Алина Руслановна, 8 Б класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, г.Елабуга, пр.Мира д.53, кв.32, 89046671361.

Руководитель проекта Антипова Екатерина Аркадьевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя бщеобразовательная школа №1" Елабужского муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы, г.Елабуга, пр.Мира д.55, кв.55, 89872774096, [email protected].

Сведения о проекте Проект "Профессия XXI века!" необходим для решения проблемы вовлечение подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района в социальную практику путем ее профессиональной ориентации.

Основное содержание проекта

Актуальность проекта

Выбор профессии – это серьезный шаг, который предстоит сделать каждому из нас. От этого выбора зависит вся дальнейшая наша жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально – экономических условиях весьма сложно.

В настоящее время становится актуальным оказывать профориентационную помощь молодежи. Это прежде всего связано с повышением требований современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала всей страны. Профориентационная работа выступает залогом развития личности.

В Елабужском районе также проводится работа по профориентации школьников и студентов, но, к сожалению, все чаще мы читаем в газете и в Интернете объявления о приеме на работу. Очень много свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти людей на эту должность. Мне кажется, что проблема в том, что люди не имеют нужного образования для этой должности.

Школьники участвуют в различных конкурсах по профориентации, ездят на экскурсии на Экономическую зону, с ними проводят классные часы на данную тему. Но все это не достаточно, чтобы заинтересовать школьников. Очень важно с 8 класса психологически подготовиться к выбору профессии. А для этого нужна поддержка не только со стороны школы и родителей.

Цель проекта: разработка мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию молодежи, удовлетворяющую перспективным направлениям социально-экономического развития Елабужского муниципального района .

Задачи:

  1. мотивация учащихся к осознанному выбору будущей профессии;
  2. наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
  3. сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии;
  4. Расширение представлений у обучающихся об отраслях и профессиях, потребностях и требованиях к основным компетентностям кадров в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и производственных отношений;
  5. повышение престижа востребованных рабочих профессий и инженерных специальностей с учетом требований рынка труда.

Целевая группа: проект " Профессия XXI века!" рассчитан на подростков в возрасте 14-16 лет Елабужского муниципального района.

Методы:

1. Психологические тренинги в классе "О выборе профессии" совместно с сотрудниками психологического центра для детей "Шанс-Омет".

2. Психологические консультации для школьников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития .

3. Просмотр видеороликов о профессиях, востребованных на рынке труда в настоящее время. (Ролики должны быть созданы работодателями различных предприятий Елабужского района.)

4. Письменный тест-опрос учащихся о профессиях, которые им наиболее интересны.

Мероприятия :

1. Проведение классных часов совместно с представителями экономической зоны (и других предприятий) и профессиональных учебных заведений города (вузов и сузов) на тему "Востребованные профессии Елабужского муниципального района ".

2. Проведение классного часа совместно с родителями "Профессии моих родителей".

3. Профориентационные экскурсии. Ознакомление подростков с трудовой профессией через практику . (Беседа учащихся с сотрудниками предприятий о их должности и рабочем месте, совместное участие в работе).

Партнеры: Центр занятости населения, психологического центр для детей "Шанс-Омет", профессиональные учебные заведения города, работодатели различных предприятий, МБОУ СОШ Елабужского района РТ.

Выводы: Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. Из этого следует, что методы профориентационной работы представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально-технических и высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.


Предполагаемые результаты. 1) Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра занятости населения, психологического центра для детей "Шанс - Омет", работодателей различных мероприятий. 2) Увеличение спроса среди учащихся на рабочие профессии.

Практическое использование проекта Данный проект можно применить с 1 сентября 2016 года во всех школах Елабужского муниципального района. Это поднимет спрос молодёжи на рабочие места, и поможет подросткам определиться с выбором профессии, начиная с 8 класса.

Список использованной литературы

1. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003.

3. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007.

4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007.

5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.

Информационные источники

http://www.rabotka.ru/infoworker/ Справочник профессий;

http://azps.ru/porientation/ Профориентация;

http://www.mubiblioteka.ru/kak_vibrat_professiyu/ Как выбрать профессию.

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя школа № 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Дороги в большой мир»

(профориентация старшеклассников)

Выполнил:

Рожина Г.К.

Социальный педагог

МОУ СШ № 5 п. Центральный

Володарский район

Нижегородская область

р.п. Центральный

Введение

Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).

Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся – это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.

Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

    сформировать положительное отношение к труду;

    научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

    научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

    научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Инициативная группа

    заместитель директора по воспитательной работе,

    классные руководители,

    школьный психолог,

    социальный педагог,

    учителя-предметники,

    библиотекарь.

Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей

Заместитель директора по воспитательной работе

    выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

    поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

    планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

    осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;

    проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

    создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

    организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

    организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

    осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

    организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Классный руководитель:

    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

    помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

    организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

    организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

    организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Визитная карточка проекта

Куриленко Людмила Михайловна– классный руководитель 11 класса;
Кокарева Елена Алексеевна – классный руководитель 9 класса;
Байзель Надежда Гурьяновна – учитель технологии.
Координатор проекта: Зобкова Екатерина Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Самофаловская средняя общеобразовательная школа» Городищенского района Волгоградской области

Вид проекта

Педагогический, долгосрочный, практико-ориентированный

Профессиональная ориентация, как средство профессионального самоопределения в сельской школе

Цель проекта

Определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Методические задачи

  • определение сущности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов;
  • – определение проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении;
  • – систематизация основных методов и форм формирования профессиональной направленности;
  • – создание системы диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся;

– оказание помощи классным руководителям, учителям предметникам в профессиональном самоопределении подростков;
– создание базы информационных источников и дидактического материала.

Ведущая идея

В сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов-психологов и должностные обязанности частично перешли к классным руководителям, поэтому возникла необходимость систематизировать работу по профориентации. Материал проекта может быть использован классными руководителями, учителями-предметниками.

Классные руководители 5-11 классы, учителя-предметники, учащиеся МБОУ «Самофаловская сош»

Введение

В педагогике центром внимания становится личность учащегося, ее направленность. Направленность личности, по определению Л.Ф.Железняк, – сложное личностное свойство, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, отношений к активной деятельности по достижению этих целей. Важной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, которая представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, определяет выбор жизненных целей и способствует развитию всей совокупности нравственных качеств личности, ее познавательной активности, работоспособности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Различные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоты физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью.

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта:

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Ресурсы:

  • информационные: интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая литература;
  • кадровые: классные руководители 1-11 классов, учителя-предметники, администрация учреждения, представители государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №11», представители местного почтового отделения, представители поселковой парикмахерской «Для Вас», представители ООО «ТопАгро» свинокомплекса «Самофаловский», представители поселкового медицинского пункта.

Партнеры: образовательные учреждения г.Волгограда, предприятия п. «Самофаловка».

Цель данной работы: определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов.
  • Определить проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении.
  • Рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности.
  • Создать систему диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профессиональной ориентации.

Методы исследования.

  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

База исследования: МБОУ «Самофаловская сош».

Актуальность

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы (проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими). Эту проблему решает профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Каждый учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Эту работы обычно проводят классные руководители и учителя-предметники (так как в последние годы в сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов- психологов).

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами современной школы.

Современные ученики не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В проекте предусмотрен минимальный теоретический, методический материал необходимый для проведения профориентационной работы классными руководителями (Приложения №1-9 ).

Технологическая карта проведения профориентационной работы

Возрастные этапы

Содержание работы Участники Результат периода
1-4 классы Примерная тематика классных часов «Профессиинаших родителей» (Приложение 10 ), «Все профессии важны, все профессии нужны» (Приложение 11 ), «Профессиональные праздники в нашем календаре», «Есть такая профессия Родину защищать», «Хочу быть …», «Я стараюсь учиться, чтобы …», «Трудовые династии».
Занятия в внеурочной деятельности: «Почемучка», «Риторика», «Занимательный английский», «Волейбол», «Куклы и мы». Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Умка», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Конкурсы рисунков, поделок.

Тестирование, диагностика.
Классный руководитель, родители, учащиеся 1-4 классов.

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.

5-7 классы Примерная тематика классных часов: «О людях науки и искусства», «Знаменитые люди и их профессии». Экскурсии «Почтовая связь в нашем поселке». «Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист» (фотоприложение).
Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии. Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 )
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 ) Прохождение программ дополнительного образования.(«Юннаты», «Звонкие голоса»…)
Классный руководитель, учащиеся 5-7 классов, работники почты п. Самофаловка, работники парикмахерской «Для Вас» п.Самофаловка. Цель : развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии
В настоящее время роль первичного профессионального самоопределения значительно возросла. Это связано с необходимостью выбора профиля обучения, который предопределяет профессиональный выбор учащихся, в старших классах школы. Поэтому крайне важно готовить учащихся к осуществлению выбора уже в 5-7 классах. Тем более что это подкрепляется и внутренними (возрастными) причинами, ведь подростковый период, период перехода к юности, имеет свои психологические и социальные особенности.
Подростковый возраст является переходным, наиболее кризисным периодом жизни большинства детей. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте начинают бурно развиваться все компоненты личности, сопровождаемые психофизиологическими изменениями.
8-9 классы Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ), тесты и занятия «Мотивы выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Карта интересов» (Приложение 7 ), использование периодической печати и литературы «Что? Где? Когда?», классные часы «Работодатели и работники на рынке труда», «Рынок труда и школа», «Азбука профессий» (Приложение 15 ) и т.д. Проведение школьного этапа предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах(«Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Приложения 14, 16 ) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель, учитель технологии, буклеты. Учащиеся 8-9 классов. Цель : формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей
Старшие подростки (8-9 кл.) – это период первоначального формирования жизненных планов, период развития профессионального самопознания.
Основные задачи на данном этапе: сформировать у школьников личностный смысл выбора профессии, выработать умения, соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Осуществляется выполнение данных задач через дальнейшее самопознание, самообразование и самовоспитание и овладение оптимальными знаниями, умениями по научным основам выбора профессии в процессе изучения специальных курсов.
Подросток начинает осознавать всю сложность проблем выбора, поэтому необходимо создание информационной основы для решения вопроса «Кем быть?»
Профориентационные работники должны осознать значение всестороннего изучения личности, поскольку этот период должен заканчиваться формированием профессионального первоначального плана, рекомендации педагогов будут обоснованными только при условии длительного и всестороннего изучения динамики развития личности.
10-11 классы Примерная тематика классных часов «Профориентация – реальность или миф?», «Профессии о которых мы мало знаем», беседы «Как выбрать профессию?» (Приложение 18 ) Участие в областных конкурсах исследовательских, проектных работ, встречи с выпускниками «Они учились в нашей школе». Проведение школьного, муниципального, регионального этапов предметной олимпиады, фестиваля учебных, социальных проектов. Участие в школьных предметных неделях,международных, всероссийских конкурсах («Кенгуренок», «Леонардо», «Эрудит России»…) Проведение общешкольных тематических мероприятий. Организация проектной, исследовательской работы по предметам. Участие в акциях, волонтерской деятельности.
Реализация раздела профориентационной работы в тематическом плане по технологии (Приложение 17 )) Профориентационные игры «Ассоциация», «Угадай профессию», «Профконсультация» (Приложения 9, 12, 13 ),
Конкурсы рисунков, поделок.
Встречи с представителями различных профессий
Тестирование, диагностика (Приложения 7, 8 )
Прохождение программ дополнительного образовании.
Классный руководитель,
учащиеся 10-11 классов,
выпускники школы.
Цель: формирование ценностно – смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся.
Развитие способностей через углублённое изучение отдельных предметов.

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.

Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

Осуществляется выполнение данных задач через углубленное изучение предметов, «пробу» сил, дальнейшую работу по самопознанию, контроль и коррекцию профессиональных планов, оценку результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовку к ней, саморазвитие. Это период формирования нравственной и психологической готовности к выбору профессии.

Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

Это период активной профессиографической деятельности. Необходимо научить старшеклассников «примерять» профессию к себе, вносить изменения и производить коррекцию профессиональных планов и выбирать программу самовоспитания

Предполагаемые результаты:

  • Проведение консультаций помогут учащимся в выборе профессии.
  • Разработка методических рекомендаций по ведению профориентационной работы будут востребованы.
  • Адаптирование подрастающего поколения в различных отраслях хозяйства через организацию совместной деятельности.
  • Повышение квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Реализация профориентационной работы с обучающимися позволила:

– познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
– расширить представления обучающихся о профессиях и отраслях экономики, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
– создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении учащихся, сформировать у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
сформировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.

Используемая литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под редакцией М. Гуревича, В.И. Лубовского. М., 1982.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 263 с.
3. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения /Под ред. Т.Н. Мальковской. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
4. Данилова В. «Как стать собой». Психотехника индивидуальности. Харьков. ИМП «Рубикон» РИП «Оригинал», 1994.
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1998. – 272 с.
6. Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1984., 2-е издание 1990.
8. Марищук В.Л., Блудов Ю.П., Плахтиенко В.А. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984.
9. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
10. Мартынов С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации). – Омск, 1976. – 196 с.
11. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, А.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
12. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию.– М.: Перспектива, 2002. – 52 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
14. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
15. Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации. /Под ред. Е.А.Климова. Пермь, 1989.
16. Профессиональная адаптация молодёжи.– М.: Издательство Московского университета, 1969. – 128 с.
17. Профессиональная ориентация молодёжи / Под ред. А.Д. Сазонова, Н.И. Калугина, А.М. Меньшикова. – М.: Высшая школа, 1989. – 272 с.
18. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 233 с.
19. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск, 1980. – 87 с.
20. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот (методическое пособие). – Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1999. – 68 стр.
21. Профессиональная ориентация школьников: Межвузовский сборник научных трудов.– Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1987. – 156 с.
22. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. М., 1988.
23. Тестирование детей. Автор составитель В. Богомолов. Изд-во «Феникс», 2005.
24. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя /Под ред. Л.В. Ботяковой, А.Е. Голомштока, С.С. Гриншпуна и др. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
25. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК.– М.: Педагогика, 1985. – 121 с.
26. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.
27. Школа и труд / Под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес. – М.: Педагогика 1987. – 216 с.

Используемое оборудование: раздаточный опросник по сисиеме Климова Е. К.

Приложения:

В помощь классным руководителям, учителям-предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению.

  1. Понятие профориентации.
  2. Положения системы профориентации.
  3. Структура деятельности педагогического коллектива.
  4. План ознакомления учащихся с профессиями в процессе беседы.
  5. Работа с родителями.
  6. Занятия с учащимися по определению выбора профессий.
  7. Анкеты.
  8. Игра «Профконсультация».
  9. Классный час «Профессии наших родителей».
  10. Классный час «Все профессии важны».
  11. Игра «Ассоциация».
  12. Игра «Угадай профессию».
  13. Фрагмент тематического планирования по технологии для 8класса.
  14. Занятие «Азбука профессий».
  15. Тематическое планирование курса «Человек и профессия» 9 класс.
  16. Примерный тематический план по технологии 10-11 классы.
  17. Беседа «Как выбрать профессию».
  18. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения.
  19. Фотоприложения.