Сколько доплачивают учителю за классное руководство. Учет расходов на вознаграждение за классное руководство. Порядок выплаты вознаграждения


Здравствуйте! Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника. Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором [Трудовой кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 60] Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором [Трудовой кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 60.2] С письменного СОГЛАСИЯ работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник ИМЕЕТ ПРАВО ДОСРОЧНО ОТКАЗАТЬСЯ от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" 2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их ДОЛЖНОСТНЫХ обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает: ... выполнение ДОПОЛНИТЕЛЬНО возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.)..." А если обязанности вести классное руководство не предусмотрены Вашим трудовым договором и должностной инструкцией, их выполнение возможно только с Вашего согласия за дополнительную оплату.

Рекомендация эксперта
Напишите заявление на имя директора школы, что в связи с большой часовой нагрузкой и во избежание ухудшения качества выполняемой работы Вы просите отменить Вам классное руководство с_____ (дата)

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Поддержка классного руководства в рамках национального проекта "Образование" с 2014 г. прекращена в том числе в связи с тем, что учреждения обязаны перейти на эффективный контракт. По сути, произошла передача полномочий из федерального бюджета, так как большинство регионов посчитали необходимым взять на себя объем дополнительной нагрузки в виде доплат учителям, чтобы обеспечить более плавный переход к эффективному контракту.

Классные руководители могут рассчитывать на доплату

Проблема доплат за классное руководство характерна не только для России. Всего полгода назад во Франции шли ожесточенные дебаты по поводу изменений закона об основной школе и гимназии, внесенные в парламентскую комиссию по культуре. Особенно бурно обсуждалась ликвидация доплаты за классное руководство. Высказывались мнения, что такую доплату не только нельзя отменять, а наоборот, необходимо поднять ее размер до минимальной заработной платы, установленной на государственном уровне.
Разработчики изменений, прежде всего, ссылались на то, что по новой редакции указанного французского закона директор учебного заведения сам назначает зарплату своим сотрудникам в зависимости от их эффективности. Таким образом, устанавливая оклад, руководитель вправе учесть все факторы, в том числе и выполнение функции классного руководителя. На эти аргументы директор одного французского лицея ответил так: "Я не бухгалтер, я педагог. Я не хочу этим заниматься. Определять зарплату? На это есть государство!"
В России и раньше некоторые регионы доплачивали классным руководителям 600 и более рублей в месяц сверх федеральной тысячи. Для экономически развитых регионов такая статья расходов затруднений не вызывает, и они без труда продолжают повышать ее по сравнению с другими текущими выплатами.
Дотационные регионы вынуждены вместо усредненной федеральной цифры в тысячу рублей применять дифференцированный подход, то есть при определении размера доплаты учитывать:
- наполняемость класса;
- фактическую численность учеников;
- нагрузку на педагога.
Таким образом, в большинстве регионов поддержка учителей продолжена, и с первого января 2014 г. поменялся лишь источник финансирования. Лишь в некоторых регионах до сих пор продолжаются дебаты между профсоюзами и департаментами образования.
По мнению отдельных руководителей, отмена доплаты за классное руководство не приводит к ухудшению ранее установленных условий оплаты труда работников. В частности, доведение средней заработной платы педагога до средней заработной платы по экономике региона, согласно майским указам Президента РФ, как с данной выплатой, так и без нее, подлежит безусловному исполнению.
У лидеров профсоюзов свои аргументы. Прежде всего они ссылаются на то, что классное руководство - это работа, не входящая в круг должностных обязанностей учителя, и при уменьшении выплат за эту функцию велика вероятность того, что работник может отказаться от классного руководства. В итоге целое направление нацпроекта, финансируемое в течение 8 лет государством, по сути дела сводится на нет.
С большой долей вероятности можно предположить, что аргументы профсоюзов рано или поздно будут приняты во всех российских регионах, ведь передача полномочий по назначению доплат за классное руководство из центра в регионы произошла отнюдь не в негласном порядке, как заявляют некоторые региональные руководители.
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доплаты за классное руководство упоминаются в описании целевой статьи 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
В целях единства бюджетной политики в регионах были приняты нормативные акты с учетом Указаний N 65н. Например, в Указаниях о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления областного бюджета начиная с бюджета на 2014 год, утвержденных Приказом Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области от 01.08.2013 N 140, упомянута выплата "ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных учреждений". На Белгородчине указанная выплата отражается по соответствующему направлению 2306 по целевой статье 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие общего образования" государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы".

Дифференцированный подход к расчету

Одно из условий доплаты за классное руководство даже в экономически развитых регионах - наполняемость класса не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Если установлены основания для уменьшения доплаты, то в нормативном акте должен быть установлен и порядок расчета.
Чаще всего региональные власти узаконивают уже сложившийся порядок, например установленный Письмом Минобразования России от 08.02.2006 N 17ю-50-93 "О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью". Как правило, в расчетах используют свойства пропорций (см. пример 1). Для наглядности установим допущение, что доплата за классное руководство составляет по-прежнему 1 тыс. руб.

Пример 1. Предположим, что учитель муниципального образовательного учреждения выполняет функции классного руководителя с плановой наполняемостью класса 24 человека. При этом занятия посещают 20 человек. Размер доплаты за классное руководство будет рассчитываться следующим образом: 1000 руб. : 24 чел. x 20 чел. = 833,33 руб.
Однако 833,33 руб. классному руководителю можно доплатить только в том случае, если он отработал полный месяц. Если же предъявлен листок нетрудоспособности, то доплата будет меньше.
Например, в январе 2014 г. классный руководитель в результате болезни отсутствовал 4 рабочих дня. Общее количество рабочих дней в январе 2014 г. при 6-дневной рабочей неделе - 20. Таким образом, отработка составила 16 дней (20 дн. - 4 дн.), а размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя - 666,67 руб. (833,33 руб. : 20 дн. x 16 дн.).
В бухгалтерском учете операции по начислению заработной платы будут отражены следующими записями:
Дебет счета 0 40120 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 0 30211 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
- начислена заработная плата работникам образовательного учреждения, в том числе и вознаграждение за выполнение функций классного руководства.
С начисленного вознаграждения в 666,67 руб. будет удержан НДФЛ в сумме 87 руб. (13% с округлением до целых рублей). Удержание НДФЛ отражается следующим образом:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц".
Из кассы учреждения следует выплатить 579,67 руб. (666,67 руб. - 87 руб.) Отметим, что, как правило, вознаграждение за классное руководство выплачивается вместе с заработной платой:
Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Кроме того, в бухгалтерском учете необходимо отразить начисления страховых взносов и прочие стандартные для заработной платы проводки.

Наполняемость классов должна определяться на установленное локальным нормативным актом конкретное число каждого месяца, например на 1-е, 5-е и т.д. Показатель наполняемости класса не более 25 учеников установлен в соответствии с:
- п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (далее - Типовое положение N 196);
- п. 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (п. 27 Типового положения N 196). Как правило, для сельских школ характерен показатель наполняемости 14 человек. Соответственно, если нагрузка на классного руководителя возрастает, то региональными (муниципальными) нормативными актами может быть предусмотрено увеличение доплаты за классное руководство.
Отметим, что при расчете доплат за классное руководство в рамках национального проекта "Образование" ни о каком превышении до 1000 руб. в месяц речи не шло, в том числе и в сельской местности. Наполняемость классов рассматривалась как условная норма для расчета объема субсидий субъектам РФ с учетом реально складывающейся наполняемости классов.
При этом порядок, установленный на федеральном уровне, не исключал возможности принятия иного решения на уровне субъекта РФ. Таким образом, и до 1 января 2014 г. выплата вознаграждения в повышенном размере за счет средств субъекта РФ нередко осуществлялась в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной нормативно-правовыми актами наполняемости классов.
Также на увеличение размера доплаты за классное руководство влияют районные коэффициенты к заработной плате, установленные за работу:
- в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.
Причем оснований для отказа работникам в выплате районных коэффициентов быть не может, так как отказ противоречит ст. 317 Трудового кодекса РФ.
В то же время не может быть и переработки по времени, затраченному на классное руководство и подлежащему оплате. Дело в том, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день (неделю, месяц). Порядок выполнения указанной работы определяется:
- общешкольными планами и графиками;
- личными планами педагогического работника.
Указанные мероприятия зависят от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой, и нормированию не подлежат.
Другой пример, когда "обратное" правило не работает, - классное руководство одновременно в двух классах и противоположное ему возложение обязанностей классного руководства на двух педагогических работников в одном классе. Поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено, то обязанности по классному руководству могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в нескольких классах:
- при недостаточном количестве педагогических работников, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника;
- при отсутствии желания у отдельных педагогических работников выполнять работу по классному руководству.
Размер доплаты за классное руководство в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

Источник финансирования на суть выплаты не влияет

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Постановление N 213), при расчете среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат. Таким образом, доплата за классное руководство является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете:
- оплаты за период временной нетрудоспособности;
- среднего заработка;
- при начислении ежегодного основного и дополнительного отпуска;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- дополнительных отпусков в связи с обучением;
- трудовых и прочих пенсий.
Кроме того, в 2014 г. вознаграждение за классное руководство по-прежнему учитывают при определении среднего заработка, который сохраняется за педагогическими работниками по основному месту работы, при направлении в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов:
- с отрывом от основной работы;
- для повышения квалификации.
Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610).

Локальные нормативные акты

Порядок начисления вознаграждения должен регулировать соответствующий приказ по учреждению. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют также:
- в коллективном договоре;
- положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения);
- трудовом договоре с работником.
При регулировании в коллективном договоре вопросов, связанных с возложением на педагогических работников функций классного руководителя, нередко принимают за основу порядок распределения учебной нагрузки (п. 66 Типового положения N 196). В частности, в локальных нормативных актах могут быть предусмотрены положения, связанные с осуществлением следующих функций классного руководителя:
- при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;
- выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;
- в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;
- кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;
- выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов.
С примерным положением о классном руководстве вы можете ознакомиться на нашем сайте www.sovbuh.ru по коду подписчика.

От редакции. В некоторых регионах возникают проблемы с доплатами за классное руководство как по вине местных властей, так и из-за того, что федеральные средства на выплату денежного вознаграждения за классное руководство за ноябрь и декабрь 2013 г. дошли не до всех муниципалитетов в полном объеме. Наш журнал будет отслеживать ситуацию, и если она не изменится, то в скором времени может появиться судебная практика и мировые соглашения с профсоюзными организациями.

Ольга! Сформулировали Вы верно, но я не знаю какой Вы учитель, в каком регионе живете, поэтому ответ общий надеюсь Вы сами найдете ответ на Ваш вопрос.Если нет звоните.

Чтобы получать ставку заработной платы, учителю нужно
отработать:

36 часов в неделю должны
отработать старшие воспитатели, воспитатели дошкольных образовательных
учреждений (кроме тех категорий, которым разрешено работать меньше),
воспитатели учреждений дополнительного образования детей, педагоги-психологи;

30 часов в неделю должны
трудиться старшие воспитатели, воспитатели других образовательных учреждений;

25 часов в неделю обязаны
трудиться воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений
(групп) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (неслышащих,
слабослышащих, позднооглохших, незрячих, слабовидящих, поздноослепших, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том
числе для детей, больных сколиозом, с задержкой психологического развития, для
умственно отсталых детей);

20 часов преподавательской
(педагогической) работы в неделю должны отрабатывать учителя I-IV классов,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи;

18 часов преподавательской
работы в неделю предписывается иметь учителям V-XI (XII) классов
образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Ставки зарплаты педагогическим
работникам устанавливаются исходя из рабочего времени, исчияемого в
астрономических часах (60 минут каждый), но с учетом коротких перерывов
(перемен) между уроками или другими видами занятий.

Если учитель перевыполнил установленное для получения ставки количество
часов, ему полагается доплата, исчисляемая в соответствии со ставкой в
ординарном размере.

учитель начальных классов, в
которых уроки иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и
физкультуры ведут учителя-специалисты,

учитель I-IV классов
национальной (нерусской) сельской общеобразовательной школы, которые не могут
вести уроки русского языка вследствие своей подготовки,

учитель русского языка
национального (нерусского) сельского начального общеобразовательного
учреждения,

учитель физкультуры
сельского общеобразовательного учреждения, учитель иностранного языка
общеобразовательного учреждения, расположенного в поселке лесозаготовительного
и сплавного предприятий, химлесхозов, при возложении на них в счет сохраняемой
полной ставки учителя обязанностей (или части обязанностей) соответственно по
организации внеурочной работы по физвоспитанию, проверке письменных работ,
классному руководству

то Вам должна
гарантироваться выплата ставки заработной платы в полном размере при условии
догруза до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Если учитель IV класса не
преподает музыку, физкультуру и изобразительное искусство своим ученикам (то
есть теряет при этом 4 часа в неделю из 22 возможных по учебному плану часов
при пятидневной учебной неделе), то ему могут поручить педагогическую работу в
группе продленного дня 2 часа в неделю). Таким образом, он наберет норму часов
(20) для того, чтобы получать ставку заработной платы.

Если учитель отработает в
группе продленного дня не 2, а 4 и больше часов в неделю. В этом случае ему
должны оплачивать эту работу сверх нормы, в порядке, предусмотренном для оплаты
труда воспитателя группы продленного дня.

Учебная нагрузка - учебные часы, предусмотренные в инвариантной
части Базисного учебного плана. На основе этих часов определяется максимальный
объем учебной нагрузки для обучающихся, распределяется учебное время, отводимое
на освоение так называемого федерального компонента (объема знаний,
обязательного для изучения всеми школьниками России), а также часы, предусмотренные
в вариативной части, используемые для реализации регионального компонента
(объема знаний, обязательного для изучения школьниками данного региона) и
компонента общеобразовательного учреждения (объема знаний, предлагаемых школой
своим ученикам по тем или иным соображениям - для углубленного изучения
предметов, на изучения курсов по выбору, факультативов, индивидуальных и
групповых занятий и т.д.). Если класс делится на подгруппы для изучения
отдельных предметов (например, иностранного языка), то часы, отводимые на
занятия с этими подгруппами, тоже относят к учебной нагрузке учителя.

Если учитель в свободной от
учебной работы время работает воспитателем или руководителем секции, кружка,
если он оказывает платные образовательные услуги, то часы, потраченные им на
эти занятия, в его учебную нагрузку не входят.

Если учитель, которого замещают, отсутствует более двух месяцев, то
работа педагога, работающего вместо него, оплачивается по-другому. Производится
перерасчет заработной платы этого педагога, при этом его недельная учебная
нагрузка увеличивается, а в тарификацию вносятся соответствующие изменения.
Расчет ведется с того дня, когда это замещение началось, при этом учитываются
все часы фактически выполненной преподавательской работы и размер выплаченной
почасовой оплаты труда.

Размер почасовой оплаты за
один час преподавательской работы определяется так. Берется месячная ставка
заработной платы педагогического работника (в соответствии с разрядом ЕТС) за
установленную норму часов педагогической работы в неделю и делится на
среднемесячное количество рабочих часов. Для учителей V-XI (XII) классов в 2000
и 2001 году среднемесячное количество рабочих часов составляет 75,0, для
учителей I-IV классов - 83,33.

Правительство РФ утвердило
«Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (19 марта 2001
г., N 196), в котором есть пункт 66, предусматривающий, что объем учебной
нагрузки (педагогической работы), установленный в начале учебного года, не
может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации.
Исключения составляют случаи, когда уменьшается количество часов по учебным
планам и программам, когда сокращается количество классов.

Если учитель в течение этих
двух месяцев заменяет другого учителя он
должен получать заработную плату,
которая ему установлена при тарификации на период, предшествующий уменьшению
учебной нагрузки.

После истечения двух
месяцев, когда учебная нагрузка уменьшается по сравнению с той, что была
установлена при тарификации, учителю до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за
фактическое число учебных часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной
нормы за ставку,

Заработная плата в размере
ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их
невозможно догрузить педагогической работой до этой нормы;

Заработная плата,
установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была
установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической
работой до нормы.

Если в учебном году не
предвидится уменьшения часов по учебным планам, программам и количества
классов, то объем учебной нагрузки, установленный учителю в текущем учебном
году, не может быть уменьшен в следующем только потому, что так хочет администрация
школы.

Если образовательное учреждение является основным местом работы учителя, то
объем учебной нагрузки и преемственность преподавания предметов в классах,
сохраняется в новом учебном году.

Если администрация хочет
увеличить или уменьшить нагрузку учителю в учебном году, она должна получить на
то его письменное согласие. Тем более что верхнего предела нагрузки, которая
может быть установлена педагогическим работникам, нет. Поэтому, кстати, учителя
и работают, не щадя себя, давая в день по восемь, девять и даже по двенадцать
уроков.

Разряды учителей:

7-й разряд - среднее
профессиональное образование (без предъявления, требований к стажу работы);

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу
педагогической работы) или среднее профессиональное образование, стаж
педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее


лет;

10-й разряд - высшее

11-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 5 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения);

12-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или
высшее дефектологическое образование, стаж работы по профилю свыше 10 лет (для
учителя специального (коррекционного) образовательного учреждения), либо II
квалификационная категория;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

Разряды для учителя-логопеда,
учителя-дефектолога:

8-й разряд - высшее
дефектологическое образование (без предъявления требований к стажу работы);

9-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд - высшее дефектологическое
образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й разряд - высшее
дефектологическое образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II

работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для
работающих в этих учреждениях);

13-й разряд - профессиональное образование, стаж работы в психолого-медико-педагогической
консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд - высшая
квалификационная категория либо высшее профессиональное образование, стаж
работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для
работающих в этих учреждениях).

Разряды для воспитателя
(включая старшего):

7-й разряд - среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы),

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10
лет, либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы не
менее 1 года (для старшего воспитателя);

10-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет, или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет,
либо высшее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5

11-й разряд - высшее
профессиональное образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет или
высшее профессиональное образование, и стаж педагогической работы от 5 до 10
лет (для старшего воспитателя);

12-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 20 лет или II
квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование, стаж
педагогической работы свыше 10 лет (для старшего воспитателя);

14-й разряд - высшая
квалификационная категория (для воспитателя и старшего воспитателя).

Разряды для
педагога-психолога:

7-й разряд - среднее
психологическое или среднее педагогическое; образование с дополнительной

работы);

8-й разряд - высшее

специальностью «Психология» (без предъявления требований к стажу
работы) или среднее психологическое, либо среднее педагогическое образование с
дополнительной специальностью «Психология», стаж педагогической
работы (работы по специальности) от 2 до 4 дет;

9-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной

специальности) от 2 до 4 лет или среднее психологическое, либо среднее

«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности) от
4 до б лет;

10-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 4 до 6 лет или среднее психологическое, либо среднее
педагогическое образование с дополнительной специальностью
«Психология», стаж педагогической работы (работы по специальности)
свыше 6 лет;

11-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) от 6 до 10 лет;

12-й разряд - высшее
психологическое или высшее педагогические образование с дополнительной
специальностью «Психология», стаж педагогической работы (работы по
специальности) свыше 10 лет или 11-я квалификационная категория;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

Разряды педагогов дополнительного образования:

6-7-й разряды - среднее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы);

8-й разряд - высшее
профессиональное образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

9-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 2 до 5 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

10-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы от 5 до 10 лет или
среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

11-й разряд - высшее
профессиональное образование, стаж педагогической работы свыше 10 лет;

14-й разряд - высшая
квалификационная категория.

9 июня исполняется 350 лет со дня рождения первого русского учителя математики Леонтия Магницкого. Предтеча гениального Ломоносова, он ушел из родного Осташкова с обозом, чтобы доставить монахам Нило-Столобенской пустыни рыбу, и остался учиться, потом поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Крестьянский сын, бывший "страстным охотником читать и разбирать мудреное и трудное", сызмальства "кормивший себя работою своих рук" и, без сомнения, ума, почти 40 лет учительствовавший в Навигацкой школе, создавший знаменитый учебник "Арифметика, сиречь наука числительная"... Подробная история великого педагога и сподвижника петровских образовательных реформ - в статье доктора педагогических наук Михаила Богуславского.

Учительская династия Костюковых началась с Антонины Андреевны. 37 лет она, учитель русского языка и литературы, директор сельской школы, посвятила своей профессии. Сегодня у Антонины Андреевны двое детей, пятеро внуков, пятеро правнуков и одна праправнучка. Сын – учитель физкультуры с 30-летним стажем, двое внуков – выпускники Воронежского педагогического университета, жена одного из внуков работала в детском саду старшим воспитателем, а теперь методист… О большом и интересном жизненном пути родоначальницы славной педагогической династии, которая недавно отметила 100-летний юбилей, – в материале Татьяны Масликовой.

"Моя миссия как родителя – воспитать своих дочерей как достойных продолжательниц нашей династии. А что касается профессии – свою миссию я вижу и в том, чтобы радовать публику нашими представлениями, и чтобы позиционировать цирк как искусство. В нашем обществе духовным приоритетам противостоят приоритеты потребительские. Порой слышишь, что искусство как бы и не нужно, оно мало влияет на жизнь людей. Но ведь именно искусство во многом делает человека человеком. Оно дергает за какие-то струны души, призывает к размышлениям, раздумьям о жизни", - из интервью представителя знаменитой цирковой династии в четвертом поколении, народного артиста РФ, художественного руководителя Большого Московского цирка Аскольда Запашного.