Какое влияние на обеспечение. Факторы, влияющие на национальную безопасность. Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного


Раздел I. Основы безопасности личности, общества и
государства
Глава 1. Национальная безопасность России в современном
мире
УРОК 2:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ­ОРГАНИЗАТОР ОБЖ ДЕГТЯРЁВ А.И.

1.1. Национальные интересы России.
Национальные интересы России.
Интересы личности, общества и государства в общем
2.2. Интересы личности, общества и государства в общем
содержании

Национальные интересы России во
3.3. Национальные интересы России во
внутриполитической, в социальной, международной и

в военных сферах жизнедеятельности страны.
4.4. Мероприятия по защите населения страны от
Мероприятия по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера как составляющая
национальных интересов России.
национальных интересов России.
5.5. Влияние на обеспечение национальных интересов
Влияние на обеспечение национальных интересов
России каждого человека.
России каждого человека.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
это совокупность сбалансированных интересов личности,
общества и государства в экономической, внутриполитической,
социальной, международной, информационной, военной,
пограничной, экологической и других сферах.
Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели,
стратегические и текущие задачи внутренней и внешней
политики государства.
политики государства.

Национальные интересы
Национальные интересы
обеспечиваются
обеспечиваются
институтами
институтами
государственной власти,
государственной власти,
осуществляющими свои
осуществляющими свои
функции в том числе во
функции в том числе во
взаимодействии с
взаимодействии с
действующими на основе
действующими на основе
Конституции Российской
Конституции Российской
Федерации и
Федерации и
законодательства
законодательства
Российской Федерации
Российской Федерации
общественными
общественными
организациями.
организациями.

ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ
состоят в реализации
состоят в реализации
конституционных прав и
конституционных прав и
свобод, в обеспечении
свобод, в обеспечении
личной безопасности, в
личной безопасности, в
повышении качества и
повышении качества и
уровня жизни, в
уровня жизни, в
физическом, духовном и
физическом, духовном и
интеллектуальном
интеллектуальном
развитии человека и
развитии человека и
гражданина..
гражданина

ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА
ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА
состоят в упрочении
состоят в упрочении
демократии, в создании
демократии, в создании
правового социального
правового социального
государства, в достижении и
государства, в достижении и
поддержании общественного
поддержании общественного
согласия, в духовном
согласия, в духовном
обновлении России..
обновлении России


состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и
территориальной целостности России, в политической, экономической и
социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и
ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА
поддержании правопорядка, в развитии равноправного и

взаимовыгодного международного сотрудничества.

ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
ИНТЕРЕСЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Реализация национальных интересов России возможна только на основе
Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются
устойчивого развития экономики.
ключевыми..
ключевыми

ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
ВО ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
СОСТОЯТ:
СОСТОЯТ:
 в сохранении стабильности
в сохранении стабильности
конституционного строя, институтов
государственной власти;
государственной власти;
в обеспечении гражданского мира и
в обеспечении гражданского мира и
национального согласия;
национального согласия;
 территориальной целостности;
территориальной целостности;
единства правового пространства;
единства правового пространства;
правопорядка и в завершении процесса
правопорядка и в завершении процесса

становления демократического общества;
в нейтрализации причин и условий,
в нейтрализации причин и условий,
способствующих возникновению
способствующих возникновению
политического и религиозного экстремизма,
этносепаратизма и их последствий -
социальных, межэтнических и религиозных
конфликтов, терроризма.
конфликтов, терроризма.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
в обеспечении высокого уровня жизни народа


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ДУХОВНОЙ
СФЕРЕ
СФЕРЕ


состоят в сохранении и укреплении нравственных
ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма,

культурного и научного потенциала страны.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
РОССИИ
РОССИИ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ
В МЕЖДУНАРОДНОЙ СФЕРЕ
заключаются:
заключаются:
 в обеспечении суверенитета;
в обеспечении суверенитета;
упрочении позиций России как великой
упрочении позиций России как великой
державы - одного из влиятельных
центров многополярного мира;
центров многополярного мира;
в развитии равноправных и
в развитии равноправных и
взаимовыгодных отношений со всеми
странами и интеграционными
странами и интеграционными
объединениями, прежде всего с
государствами - участниками
государствами - участниками
Содружества Независимых Государств и

традиционными партнерами России;
в повсеместном соблюдении прав и
в повсеместном соблюдении прав и
свобод человека и недопустимости
применения при этом двойных
применения при этом двойных
стандартов..
стандартов

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
РОССИИ
РОССИИ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
заключаются:
заключаются:
в соблюдении конституционных
в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области
получения информации и
получения информации и
пользования ею;
пользования ею;
в развитии современных
в развитии современных

телекоммуникационных технологий;
в защите государственных
в защите государственных
информационных ресурсов от
информационных ресурсов от
несанкционированного доступа..
несанкционированного доступа


НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В ВОЕННОЙ СФЕРЕ
заключаются:
заключаются:
 в защите ее независимости, суверенитета, государственной и
в защите ее независимости, суверенитета, государственной и
территориальной целостности;
территориальной целостности;
 в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
 в обеспечении условий для мирного, демократического развития
в обеспечении условий для мирного, демократического развития
государства.
государства.

РОССИИ
РОССИИ
В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ
В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
заключаются:
заключаются:
 в создании политических, правовых,
в создании политических, правовых,
организационных и других условий
для обеспечения надежной охраны
государственной границы
государственной границы
Российской Федерации;
Российской Федерации;
 в соблюдении установленных
в соблюдении установленных
законодательством Российской
законодательством Российской
Федерации порядка и правил
Федерации порядка и правил
осуществления экономической и
иных видов деятельности в
иных видов деятельности в
пограничном пространстве
пограничном пространстве
Российской Федерации..
Российской Федерации защита от чрезвычайных ситуаций природного и
защита от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера и их последствий, а в
военное время - от опасностей, возникающих
при ведении военных действий или вследствие
этих действий.
этих действий.

1.1. Что представляет собой в общем виде национальные
Что представляет собой в общем виде национальные
интересы России?
интересы России?
Что представляют собой интересы личности, общества и
2.2. Что представляют собой интересы личности, общества и
государства в общем содержании национальных интересов
России?
России?
3.3. В чем заключаются национальные интересы России во
В чем заключаются национальные интересы России во
внутриполитической, в социальной, международной и в

военных сферах жизнедеятельности страны?
4.4. Являются ли составляющими национальных интересов
Являются ли составляющими национальных интересов
страны мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального
характера?
характера?
Какое влияние на обеспечение национальных интересов
5.5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов
России может оказывать индивидуально каждый человек и
в чем это выражается?
в чем это выражается?

В современном мире человек просто потопает в массе информации, которая постоянно воздействует на него.

Куда не глянь – повсюду источники информации, которые, безусловно, оказывают .

В этой статье мы поговорим о том, каким является информационное и как в связи с этим человеку защитить себя и снизить уровень манипулирования его сознанием.

Ведь окружающая информация оказывает воздействие на потребности человека, его устремления, цели и желания.

Путем определенной подачи информации можно заставить сделать человека все, что угодно.

Для начала давайте разберемся с тем, что такое информация.

Информация – это…

Можно дать такое определение этого термина.

Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-то.

Человек получает информация от телевидения, радиовещания и связи.

Традиционные средства:

  • печатные периодические издания средств массовой информации (газеты, журналы и пр.);
  • художественная, учебная и научно-публицистическая литература;
  • телерадиовещание;
  • театрально-концертная деятельность;
  • кинопрокат;
  • музеи;
  • выставки и т.д.;
  • электронные источники.

К современным способам информации относятся:

  • печатные (вся информация находится на бумажной основе или другого рода основе)
  • эфирные (звуковые источники)
  • электронные.

К электронной системе можно отнести радиотелефонные сети, аудио- и видеозаписи, компакт-диски и, конечно же, компьютерные системы с глобальной Интернет-сетью.

Все перечисленные способы массовой информации имеют огромное значение в жизни общества, оказывают прямое или косвенное влияние на человека.

Средства массовой коммуникации способны настолько глобально изменить жизнь отдельного человека и различных обществ, что «информационные бомбы» входят в разряд самого эффективного оружия в различного рода войнах - экономических, политических, идеологических.

И СМИ не просто способны они делают это сейчас.

И созидательную, и разрушительную силу средств массовой коммуникации трудно переоценить.

Из-за обилия информации человеку трудно ориентироваться в информационном потоке, отличить ложную информацию от правдивой. Широкое распространение получила на рынке информационных услуг так называемая «желтая пресса», дающая информацию без комментариев или ту, за которую она не несет юридической ответственности.

В нашей стране проходит настоящая революция в области развития информационных сетей. Свободу вещания получили зарубежные радиостанции, кроме государственных, появились частные телерадиокомпании, спутниковые системы связи.

Что нужно делать, чтобы обезопасить себя от негативного влияния СМИ?

1) Прежде всего, необходимо выработать активную жизненную позицию.

Для этого нужно иметь информацию по интересующему вас вопросу из разных источников, уметь анализировать эту информацию, чтобы сделать вывод о том, где, в каком источнике информация более полная и достоверная. Надо учиться давать объективную оценку происходящим событиям.

Здраво анализировать и рассуждать.

2) При получении информации необходимо знать, в чьей собственности находится данное средство массовой информации (государственное ли оно или частное), чтобы понять целевую направленность той или иной информации.

3) Вести здоровый образ жизни. Исключить вредные привычки. Так как ослабленным больным и обессиленным человеком проще управлять и манипулировать.

4) Расширять свое сознание. Пытаться воспринимать информацию комплексно и многогранно.

Средства массовой коммуникации становятся все более значительным фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте.

К потреблению информации нужно подходить осознанно, так же как и к продуктам, которые вы отбирается для вашего употребления.

Информация, на которую опирается человек, строит его действительность, определяет его мировосприятие.

Поэтому следует быть осознанным в восприятие поступающей информации.

Задумайте о том, как вы воспринимаете информацию. Уделите внимание обдумыванию этой статьи. А теперь ответьте себе на вопросы:

  • Смотрите ли вы телевизор?
  • Верите ли вы всему, что слышите по новостям?
  • Влияет на вас реклама? (Многие люди совершенно четко уверены в том, что уж на них реклама точно не влияет, но стоит им сравнить список тех вещей, которые они покупают с тем, что рекламируют по телевизору, как их мнение меняется)

Однако все большее количество людей осознают, что смотреть телевизор – это пустая и неочень полезная трата времени. Но такие люди активно пользуются интернетом, в котором также хватает рекламы и информационного влияния на человека.

Какой же можно сделать вывод из всего вышесказанного?

Необходимо быть осознанным и расширять сознание, тогда любое влияние на человека будет бесполезным.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2009, стр. 35-43

Полковник В.Н. ГОРБУНОВ

Генерал-лейтенант в отставке С.А. БОГДАНОВ ,

доктор военных наук

СОВРЕМЕННАЯ военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться крайне нестабильной. На ближайшую перспективу качественного улучшения отношений между Россией и Западом не предвидится. На формирование военно-политической обстановки существенное воздействие оказывают: стремление США установить либо упрочить свое господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность; вооруженные конфликты, острые социальные проблемы в ряде стран мира; терроризм, распространение оружия массового поражения.

В этих условиях обороноспособность России остается важнейшим элементом обеспечения ее национальной безопасности. Опыт первых двух мировых войн, локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий позволяет утверждать, что материально-технической основой обороноспособности государства является экономика, которая отражает военную мощь государства и оказывает многостороннее влияние на развитие вооруженных сил, на формы и способы вооруженной борьбы, на характер войны и ее продолжительность, ход и исход, а также на возможности локализации зарождающихся вооруженных конфликтов.

В военной теории и практике военная мощь определяется как совокупность материальных и духовных сил государства, общества, вооруженных сил и способность их к мобилизации для достижения целей войны. В обобщенном виде военная мощь выражает степень способности государства вести вооруженную борьбу за защиту своих национальных интересов при напряжении всех материальных и духовных сил общества и непосредственно воплощается в вооруженных силах, в их способности вести войну .

Основными показателями военной мощи государства являются: количественная характеристика вооруженных сил, их соответствие экономическим возможностям и целям, которые возлагаются на них государством; качественная оценка вооруженных сил, а именно, структура, соотношение видов и родов войск, уровень оснащенности современной техникой и вооружением, степень боевой готовности и управляемость войсками; наличие достаточного количества военно-обученного резерва.

Обеспечивая совершенствование средств вооруженной борьбы, экономика тем самым обусловливает развитие военного искусства, форм и методов (способов) ведения современных войн и вооруженных конфликтов в целом. С появлением новых средств вооруженной борьбы изменяется организационная структура и боевые порядки войск (сил), методы воздействия на противоборствующую сторону. Новые средства вооруженной борьбы оказывают существенное влияние на повышение темпов наступательных операций, развитие теории оборонительных действий. Экономика является одним из факторов, содержащих в скрытом или открытом виде истоки противоречий, ведущих к столкновениям социальных групп и государств. Непосредственные причины войн и вооруженных конфликтов коренятся в сфере политики, а корни конфликтов и антагонизмов в конечном счете обусловливаются экономическими мотивами. В современном мире экономический фактор превратился в один из составных элементов войны. Формы и методы экономической борьбы все теснее переплетаются с вооруженной борьбой.

Конкретные проявления взаимосвязей войны (вооруженного конфликта) и экономики постоянно видоизменяются, так как со временем происходят существенные изменения и в экономике, и в военном искусстве, а следовательно, и в способах экономического обеспечения боевых действий группировок войск (сил) и производственных мощностей военно-промышленного комплекса в ходе войны. Все это видоизменяет взаимосвязь между экономикой, политикой и войной (вооруженным конфликтом). На смену войне (вооруженному конфликту) должна прийти политика, которая была бы направлена на совершенствование межгосударственных экономических отношений, способствующих повышению жизненного уровня населения.

Основные показатели, характеризующие экономические возможности ряда ведущих стран мира, приведены в таблице 1.

Возможности и способности экономики по удовлетворению необходимых потребностей государства (включая и военные) в материальных благах и услугах выражаются такими категориями, как экономический потенциал и экономическая мощь, военно-экономический потенциал и военно-экономическая мощь государства. Состояние этих категорий, их количественные и качественные параметры оказывают непосредственное влияние на обороноспособность государства и защиту его национальных интересов.

Таблица 1

Показатели экономических возможностей ряда стран мира

Определяющим элементом экономического потенциала является уровень промышленного производства, в особенности тяжелой индустрии. Тяжелая индустрия с ее сердцевиной - машиностроением является становым хребтом современного экономического потенциала. От ее уровня развития зависит обеспеченность войск боевой техникой и всем необходимым.

Как показывает научный анализ, изменение характера вооруженной борьбы предъявляет все более высокие требования к тяжелой индустрии (табл. 2). Дальнейшее развитие боевой техники и новейших видов вооружения должно вестись с учетом наивысших достижений науки. При этом следует исходить из того, что потребность в вооружении и военной технике, горючем, боеприпасах не уменьшается, а, напротив, увеличивается.

Тяжелая промышленность, опирающаяся на научно-техническую мысль, должна дать армии еще более маневренное и вместе с тем мощное оружие, обеспечить ее малогабаритными, легкими, быстроходными и высокопроизводительными землеройными механизмами, мобильным транспортом, железобетонными и стальными конструкциями для оборонительных сооружений.

Таблица 2

Рост продукции тяжелой индустрии СССР

О величайшем значении науки и техники в развитии экономического потенциала государства свидетельствует опыт Великой Отечественной войны и предвоенных лет, когда в исключительно короткие сроки в самый канун войны и в ходе ее в нашей стране были созданы новые боевые средства и модернизированы старые.

Советские танки Т-34, KB начали поступать на вооружение с 1940 года. Средний танк Т-34 в ходе войны был модернизирован. Его 76-мм пушка заменена более мощной - 85 мм пушкой. С 1944 года армия получает танк ИС со 122-мм пушкой. В годы войны созданы самоходно-артиллерийские установки СУ-76, СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-122 и другие, ставшие вместе с танками грозным оружием Сухопутных войск.

В эти же годы была фактически заново создана вся советская авиация, появились новые артиллерийские системы различного калибра и назначения.

За время Великой Отечественной войны были открыты месторождения нефти, угля, газа, различных руд стратегического значения, найдены новые способы получения ацетона, различных спиртов, пластмасс для прозрачной брони и т. д.

Экономический потенциал не является арифметической суммой отдельных разрозненных частей, из которой можно вычесть или к которой можно прибавить определенное количество элементов. Все элементы экономического потенциала внутренне связаны между собой и взаимно обусловлены. Поэтому, как бы ни были важны отдельные элементы, по ним нельзя судить о мощи экономического потенциала той или иной страны. Для этого надо брать всю совокупность экономических элементов и рассматривать их во взаимосвязи. Например, слабость транспорта может поставить войска фронта перед угрозой голода, несмотря на обилие продовольствия в тылу. Так, во время Первой мировой войны русская армия испытывала острый недостаток в хлебе, хотя в глубоком тылу хлеба в это время вполне хватало. Недостаток людских ресурсов в период войны может свести на нет производственные мощности страны. Низкий уровень науки и техники неизбежно приведет к отсталости в промышленности и застою в вооружении армии и т. д.

В современных условиях от уровня экономического развития, от величины реальной экономической мощи данного государства зависит, какую ее часть можно выделить на обеспечение его обороноспособности и какой военной мощью оно может обладать, т. е. какое количество и какого качества личного состава и оружия оно может дать вооруженным силам, в течение какого времени может выдерживать военное напряжение.

История войн свидетельствует, что агрессор всегда заранее готовится к войне: готовит свой народ и мировую общественность, национальное хозяйство и вооруженные силы. Противоборствующая сторона в свою очередь готовится к отражению агрессии: проводит мероприятия по мобилизации оборонных отраслей промышленности и вооруженных сил государства; использует набор дипломатических, политических и информационно-психологических мер для предотвращения агрессии, для того чтобы эффективнее отразить нападение. При подготовке к ведению военных действий противоборствующие стороны максимально используют свои экономические потенциалы, составляющие основу их обороноспособности.

Экономический потенциал государства отражает его реальные возможности по удовлетворению потребностей общества, а также производству всего необходимого на случай войны. Эти возможности зависят от количества и качества материально-вещественного и личного (человеческого) факторов производства. Поэтому показателями экономического потенциала служат количество и структура трудовых ресурсов, производственных фондов, минерально-сырьевых ресурсов, топлива, энергии и др.

Опыт Первой и Второй мировых войн показал, что обеспечение военного производства трудовыми ресурсами в ходе войны является одной из труднейших задач. Война требует изъятия из народного хозяйства все возрастающего числа наиболее здоровых и трудоспособных людей. В результате подавляющее большинство населения оказывается участвующим в военных действиях. Так, в Первой мировой войне участвовало 36 государств (67 % населения всей планеты), а во Второй - 61 государство, т. е. четыре пятых населения всего земного шара.

В Первую мировую войну было поставлено под ружье около 70 млн человек, во Вторую мировую войну в армию было призвано ПО млн человек (без учета партизанского движения), из них: в Германии - 17 млн, в США - 14 млн, в Англии - около 12 млн, во Франции - около 11 млн человек.

В современных условиях участвующих в широкомасштабной войне государств и населения будет, очевидно, больше, чем во Второй мировой войне. Численность населения крупнейших государств мира к началу XXI века составляла: Китай - 1,2 млрд человек, США - 270 млн, Россия - 147 млн, Германия - 82 млн, Франция - 59 млн, Великобритания - 59 млн. По запасам природных ресурсов Россия превосходит любое государство мира.

Экономический потенциал характеризует собой теоретически рассчитанный «потолок» - верхний предел экономических возможностей государства, которые могут быть реализованы при чрезвычайных условиях, при полном использовании ресурсов, производственного аппарата, при приведении в действие всех, в том числе и скрытых, обычно не используемых средств.

Совокупность таких возможностей определяется социально-экономическим строем общества, наличием людских трудовых ресурсов и уровнем их подготовки, наличием сырьевой базы, степенью развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, материальными запасами и резервами, а также уровнем развития науки и техники. В целом экономический потенциал выражается в объеме национального богатства, совокупного общественного продукта, уровне и объеме производства, темпах и возможностях его роста, а также в возможности мобилизации и эффективного перераспределения всех средств в интересах решения задач, стоящих перед обществом.

Экономический потенциал характеризует реальное состояние общественного производства государства, а его экономическая мощь - это экономический потенциал в действии, функционирующая экономика, выражающая реальную способность удовлетворять на данный момент многообразные потребности общества. Чем полнее реализуются потенциальные возможности, тем выше экономическая мощь. Экономический потенциал и экономическая мощь государства обычно имеют количественную и качественную определенность. Обобщенными показателями экономической мощи государства являются валовой внутренний продукт (ВВП), объемы производства продукции важнейших отраслевых комплексов и отраслей в тоннах, метрах, штуках, рублях (долларах) и т. п. ВВП крупнейших стран мира к началу XXI века достигал в США - 8,2 трлн долл., в Японии - 4,2 трлн, в Германии - 2,1 трлн, во Франции - 1,1 трлн, в Великобритании - 1,36 трлн, в Китае 902 млрд, в России - 447 млрд долл.

Качественная определенность экономического потенциала и экономической мощи государства проявляется через отраслевую структуру общественного производства и жизненный уровень населения (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Показатели военно-экономических возможностей ряда стран в конце XX века

Важным компонентом экономического потенциала является национальное богатство государства - совокупность потребительских стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности и разведанных природных ресурсов.

Таблица 4

Машиностроение и металлообработка в промышленном производстве

Военно-экономический потенциал представляет собой часть экономического потенциала, которая отражает военно-экономические возможности государства, его способность удовлетворить непосредственные нужды вооруженных сил. Соотношение между экономическим и военно-экономическим потенциалами обязательно должно быть обоснованным, учитывающим объективный предел использования экономических ресурсов в военных целях.

Обычно рост экономической мощи государства отстает от роста общественных потребностей, поэтому всегда актуальна проблема эффективного ее использования. Применительно к обороноспособности государства экономическая мощь выступает двояко: с одной стороны, как проблема поддержания достаточного уровня военной мощи в мирное время, а с другой - как проблема максимального военно-экономического напряжения в условиях войны. Отсюда и вытекают понятия военно-экономической мощи и военно-экономического потенциала.

При принятии решений по укреплению обороноспособности государства обычно принимается в расчет не только экономический потенциал в целом, но и та его часть, которая предназначена для удовлетворения конкретных оборонных потребностей.

В период подготовки к военной акции и в ходе военных действий противоборствующие стороны осуществляют экономическую борьбу - проводят комплекс разносторонних мероприятий экономического и военного характера, направленных на достижение экономического превосходства над противником. Этот комплекс мероприятий обобщенно является одной из форм борьбы противоборствующих сторон в войне. Содержание этой борьбы включает, с одной стороны, ускоренную мобилизацию и развитие собственной экономики, ее защиту от силового воздействия со стороны противника, с другой - комплекс мероприятий и действий по ослаблению экономики противоборствующей стороны.

Соотношение экономических потенциалов противоборствующих сторон и динамика их развития в ходе борьбы в экономической сфере могут существенно меняться. Обычно при сопоставлении экономических потенциалов основное внимание уделяется выявлению и подсчету их основных составляющих. Вместе с тем, как представляется, весьма важен учет влияния политических, социально-экономических, чисто военных и организационных факторов. Все они так или иначе воздействуют на действительную величину экономических ресурсов, которыми располагают противостоящие стороны. Кроме того, реальная значимость экономического потенциала (его вес в общем соотношении сил сторон) зависит от многих условий: характера войны, ее масштаба, продолжительности, физико-географических условий и т. п.

Как показывает история войн, бывают ситуации, когда сильная в экономическом отношении держава не способна в определенных условиях использовать свой перевес в материальных ресурсах для достижения победы в вооруженном конфликте. Примером является поражение США в войне в Индокитае.

При оценке экономических потенциалов противоборствующих сторон целесообразно учитывать и то обстоятельство, что объем ресурсов (особенно в ходе войны) не остается постоянным, поэтому изменяется и соотношение их экономических потенциалов. Подтверждением может служить динамика развития экономического потенциала Германии и СССР в годы Второй мировой войны.

Противостоящие в экономическом противоборстве стороны стараются, как правило, не допускать заметного изменения сложившегося баланса сил. При этом восстановление нарушенного равновесия осуществляется различными путями, подчас в результате острых конфликтов, военных столкновений и международных кризисов. Военно-политическое руководство государства при разработке стратегических замыслов военных действий должно учитывать экономические возможности вероятного противника.

Эти возможности необходимо учитывать, с одной стороны, для того, чтобы определить внешнеполитический курс и военно-политический замысел возможных агрессивных действий вероятного противника, какие вооруженные силы он может иметь, удельный вес видов и родов войск, возможные сроки перевода экономики на режим работы военного времени, наиболее уязвимые места в его коммуникациях. В целом это дает определенные возможности для изучения состава войск противника, определения соотношения сил с ним и возможности масштаба вооруженной борьбы.

С другой стороны, изучение экономических ресурсов противника дает возможность установить слабые стороны его экономики, географическое размещение его производительных сил, транспортные связи и другие параметры, необходимые военному командованию для определения, по каким экономическим объектам (районам), в какое время и какими средствами целесообразнее вести вооруженное воздействие.

Опыт войн и военного искусства свидетельствуют, что ошибки в оценке своих потенциальных возможностей (и особенно возможностей вероятного противника) приводят к серьезным просчетам при разработке военно-стратегических планов, правильного прогнозирования хода и исхода войны.

Масштаб и характер войны и вооруженных конфликтов будущего будет определяться исключительно экономическими и военными возможностями (военным и экономическим потенциалами) противостоящих сторон, эффективностью проводимой ими внешней и внутренней политики, а также реализуемых мер по их подготовке и ведению.

В современных условиях соперничество между государствами все в большей степени перемещается в сферу разработки новых технологий, на основе которых во многих экономически развитых странах идет непрерывное совершенствование военно-промышленных комплексов, создание новых образцов вооружения и военной техники. В этих целях разрабатываются специальные долгосрочные программы, обеспечиваемые финансовыми средствами.

Развитие научно-технологической базы опережает конструирование военно-технических средств, в том числе основанных на новых принципах. Уже давно экономически развитые страны большое внимание уделяют работам по созданию нетрадиционных средств ведения вооруженной борьбы. В отличие от традиционных, ориентированных на уничтожение и вывод из строя личного состава группировок войск (сил), вооружения и военной техники, средств целеуказания, наведения оружия и управления войсками, новые средства могут обеспечить наибольший эффект за счет воздействия на жизненно важные органы человека, агрегаты вооружения, боевой техники и физические поля, сопутствующие их функционированию.

Нетрадиционные средства в своей основе используют лучевую энергию, электромагнитный импульс, микроволновое излучение, инфразвук, агрессивные химические вещества и биологические рецептуры и применяются как дополнение к традиционным видам оружия. В перспективе они могут стать предпочтительнее любых ныне существующих видов оружия, включая ядерное. Не случайно в высокоразвитых странах в последние годы расходы на оборону значительно возросли.

Исторический опыт и практика ведения боевых действий группировками войск (сил) в войнах и вооруженных конфликтах подтверждают, что за счет вооружения и военной техники, выпущенной промышленностью в мирное время, вести войну и вооруженные конфликты практически невозможно. В этой связи подготовку военного производства к наращиванию выпуска военной продукции целесообразно осуществлять заблаговременно.

Военно-экономическая мощь может быть более или менее значительной в зависимости от изменения международной обстановки и намерений государства, т. е. на базе экономической мощи можно поддерживать необходимую военную мощь государства, изменяя соответственно военно-экономическую мощь, степень военно-экономического напряжения.

Например, военно-экономическая мощь СССР в годы Великой Отечественной войны составляла более 50 % ВВП, в 1980-е годы - около 20 %, а в настоящее время составляет 3-5 % валового внутреннего продукта.

Военно-экономический потенциал государства выражает его объективные экономические возможности, которые могут быть использованы для решения задач обороноспособности страны при максимальном военно-экономическом напряжении. Максимальное военно-экономическое напряжение требует сведения к минимуму всех невоенных потребностей общества.

Требования, предъявляемые к военно-экономическому потенциалу, его структуре, технологическому уровню, кадровому составу, постоянно возрастают. Это объективный процесс, обусловливаемый усложнением и удорожанием вооружения и военной техники. Бомбардировщик периода Второй мировой войны стоил примерно в десять раз меньше, чем истребитель-бомбардировщик, использовавшийся в ходе войны во Вьетнаме, и почти в 400 раз меньше, чем новейший истребитель технологии «Стеле», применявшийся во время войны в зоне Персидского залива. Авиабомба времен Второй мировой войны стоила в восемь раз дешевле кассетной бомбы, использовавшейся в войне во Вьетнаме, и почти в 90 раз дешевле новейшей управляемой бомбы с лазерной системой наведения, использовавшейся во время операции «Буря в пустыне».

Наиболее важными комплексными показателями военно-экономического потенциала являются: наличие научно-технической базы, обеспечивающей технологическую и информационную безопасность в военное время; уровень производства вооружения и военной техники; количество квалифицированных людских ресурсов, необходимых национальному хозяйству и вооруженным силам; степень функционирования промышленности, транспорта, средств связи и других важнейших компонентов экономики в условиях военных действий.

Таким образом, чтобы создать мощный и устойчивый экономический потенциал государства, необходимо исходить из многосложных явлений общественно-экономического развития страны и не допускать однобокости в развитии его динамической силы. Развитие экономического потенциала зависит главным образом от состояния тяжелой индустрии и ее сердцевины - машиностроения, являющейся основой всего национального хозяйства и военной мощи России.

Прохожев А. А. Основы военной политики и обеспечения военной безопасности РФ. М.: РАГС, 2008.

М.: ВАГШ ВС, 2008.

Мальцев П.И. Экономический потенциал - основа национальной безопасности государства// Военная Мысль. 1955. № 2. С. 12-25.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики. М.: ВАГШ ВС, 2003.

Воробьев В.В., Пожаров А.И. Теоретические основы военной экономики.

ВоробьевВ.В.,ПожаровА.И. Теоретические основы военной экономики.

Пожаров А.И. Военно-экономический потенциал России: состояние и перспективы // Военная Мысль. 2003. № 2.

Гордиенко Д.В., Баскаков В.В. Основы экономической безопасности государства. М.: ВАГШ ВС РФ, 2007.

Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983. С. 582.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Гордиенко Д.В. Военно-экономическая безопасность государства. М.: ВАЛИ, 2008. №10.

Бартенев С.А., Суслов В.Ф. Военная экономика.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Ассистент кафедры международного права РУДН кандидат юридических наук

Аннотация:

В статьи рассматривается влияние коррупции на защиту и обеспечение прав человека. Она нарушает достоинство человека, равенство между людьми в обществе. В результате исследования были предложены ряд мер противодействии коррупции.

Ключевые слова:

Коррупция, права человека, противодействие коррупции, международные меры противодействия коррупции, национальные меры противодействия коррупции.

Коррупция представляет собой одно из разрушительных явлений, которое наносит колоссальный ущерб всему миру. От последствий коррупции страдают не только государства и общество как социальные структуры, но и сам человек как центральное звено данной организации. Таким образом, коррупция нарушает фактически все основные права человека, особенно когда речь идет о равной защите и обеспечении основных прав человека. Сложность коррупции как социального явления выражается в различных формах её проявления и мерах по её пресечению. Коррупция как социальное зло многогранно, поэтому не имеет единого определения, которое можно встретить в тех или иных нормативных документах. Понятие термина «коррупция» определяется различными факторами: развитием общества, появлением новых способов совершения коррупционных действий и т.д. Предложенные подходы к определению коррупции и мер её пресечения можно встретить в различных международных, региональных и национальных нормативных актах, таких, как Конвенция ООН против коррупции, Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция о борьбе с коррупцией должностных лиц Европейских Сообществ или должностных лиц государств, Конвенция Африканского Союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней и т.п. Конвенция ООН против коррупции 2003 года устанавливает следующие цели и понятия. Цели настоящей Конвенции заключаются в следующем: а) содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней; б) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов; в) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. В соответствии целями настоящей Конвенции: а) «публичное должностное лицо» означает: 1) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе Государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; 2) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; 3) любое другое лицо, определяемое в качестве «публичного должностного лица» во внутреннем законодательстве Государства-участника. Тем не менее, для целей принятия некоторых конкретных мер, предусмотренных главой II настоящей Конвенции, «публичное должностное лицо» может означать любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого Государства-участника; б) «иностранное публичное должностное лицо» означает любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; в) «должностное лицо публичной международной организации» означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени; г) «имущество» означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право собственности на такие активы или интерес в них; д) «доходы от преступления» означают любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления; е) «приостановление операций (замораживание)» или «арест» означают временное запрещение передачи, преобразования, отчуждения или передвижения имущества, или временное вступление во владение таким имуществом, или временное осуществление контроля над ним по постановлению суда или другого компетентного органа; ж) «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа; з) «основное правонарушение» означает любое правонарушение, в результате которого были получены доходы, в отношении которых могут быть совершены указанные в статье 23 настоящей Конвенции деяния, образующие состав преступления; и) «контролируемая поставка» означает метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления. Конвенция Африканского Союза от 11 июля 2003 года определяет коррупцию как действия и практику, включив нарушения подобного рода, запрещенные настоящей Конвенцией. Подобные действия понимаются как прямые или косвенные действия государственных должностных лиц или иных лиц, направленные на запрос или согласие для себя или кого-либо от третьих лиц любой материал в виде денежной ценности и выгоды, таких, как подарки, преимущества, обещание в совершении или воздержании от совершения какого-либо действия при выполнении возложенных на них служебных обязанностей. К подобным действиям также относятся предложение или предоставление чего-либо, действие или бездействие, ложное обогащение, нецелевое расходование государственных средств или средств иных учреждений теми же лицами или частными лицами. Федеральный Закон РФ № 4823 от 2008 г дает следующее определение коррупции: «Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица». Анализ данных подходов к определению коррупции приводит к следующим выводам: 1) коррупция есть противоправное деяние; 2) под термином «лицо» понимается любой человек, занимающий государственную или частную должность, или третье заинтересованное лицо в совершении противоправного деяния; 3) «должность», или «служба», означает любую поверенную функцию лицу, совершившему противоправное деяние; 4) предметом посягательства являются любые государственные, общественные или частные имущественные и неимущественные блага, поверенный в виде функции лицу, совершившему противоправное деяние; 5) меры пресечения – это меры внутреннего и международного воздействия. Учитывая все вышесказанное, можно дать следующее определение: «коррупция – это противоправное деяние, совершённое лицом, выполнявшим или не выполнявшим определенные обязанности, направленное на посягательство на те или иные блага, для пресечения которых требуются меры внутреннего или международного характера воздействия». Данное определение не претендует на полноту, поскольку не учитывает всю сложность данного феномена как социального явления, которое постоянно меняется с развитием общества. Меры внутреннего и международного характера представляют собой все необходимые экономические, социальные, культурные, правовые и др. средства, необходимые для пресечения коррупции. Другая сложность, возникающая при определении понятия коррупционного противоправного деяния, заключается в её системности. Коррупция всегда включается в системное мышление или действие, так как она требует многоплановости подготовки или цепочного взаимодействия между двумя или несколькими лицами. Однако вне зависимости от сложности определения, системности коррупционного противоправного деяния оно всегда наносит ущерб обществу и в отдельности нарушает права каждого индивида, особенно когда речь идет о равном доступе к определенным правам человека и о невозможности обеспечить их достойную защиту. С одной стороны, коррупция, как уже отмечено, проявляется в различных формах и имеет серьезные отрицательные последствия. Она встречается фактически в повседневной жизни: в образовательном процессе, при вступлении в должность и пр., а что самое страшное ‑ подрывает сам общественный строй и угрожает самому существованию государства. Если рассматривать проявление коррупцию при вступления в должность, то отмечается, например, предпочтение родственникам или близким лицам при устройстве на государственные должности. Это препятствует равному доступу многих граждан, не имеющих родственников, высокопоставленных лиц, и не имеющих достаточных финансовых средств для доступа к работе своей мечты. Зачастую конкурсы на поступление на государственную должность проводятся не на равной основе и по компетентности нарушают принцип равенства всех граждан перед законом. Международный билль о правах человека гарантирует право каждого на равный доступ к государственным делам. В соответствии с пунктом «а» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый имеет право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей. Каждому человеку также должна быть гарантирована одинаковая для всех возможность продвижения по службе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации (ст. 7, п. с. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах). Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. С другой стороны, надо отметить, что коррупция в самой страшной форме приводит к организованной преступности, способной довести до свержения государственного устройства или отсутствия стабильности в стране. Подобные явления можно наблюдать в некоторых африканских, латиноамериканских и азиатских странах, где государства не в состоянии контролировать ситуацию, что приводит к массовым и грубым нарушениям прав человека. В качестве примера можно привести такие страны, как Колумбия, Мексика и др., где наркокартели ежегодно лишают жизни десятки тысяч людей, что является грубым нарушением – лишением права на жизнь. В Гвинее-Бисау организованная преступность, связанная с коррупционными действиями, во главе с «наркодиллерами» также постоянно приводит к государственным переворотам, создавая ситуации, близкие к гуманитарной катастрофе. Таким образом, нужно отметить что: ‑ коррупция всегда посягает на государственную и общественную стабильность и интересы и, следовательно, на интересы каждого индивида; ‑ коррупцией пользуются должностные лица, как публичные, так и частные, для достижения своих корыстных интересов в ущерб интересам иных граждан; ‑ совершение коррупционных действий приводит к удовлетворению личных интересов или интересов своих близких лиц. Коррупция нарушает не только нравственность общества, но и принцип всеобщего уважения прав человека, особенно принцип равенства всех перед законом, принцип равноправного и добровольного участия каждого гражданина в государственном управлении и т.д. Все вышесказанное подтверждает посягательство коррупции на основные права человека, закрепленные как на национальном, так и на международном уровне. В этой связи меры противодействия коррупции заключаются не только во внутреннем правовом и ином воздействии, но и в активном участии общественности, в международном сотрудничестве. Проанализировав существующие международные и национальные нормы по противодействию коррупции, можно отметить, что предложено большое количество мер экономического, социального правового, политического характера, которые, однако, не оказываются настолько эффективными, насколько хотелось бы. В этой связи нужно акцентировать внимание на следующих некоторых мерах. Во-первых, государство должно обеспечивать всем достойный уровень жизни, ликвидируя крайнюю нищету, выплачивая справедливую заработную плату, как отмечается в положениях различных документов по противодействию коррупции. Глава 2 Конвенции ООН против коррупции посвящена мерам по предупреждению коррупции. Среди указанных мер можно отметить обозначенные в ст. 7 п.1. (подпункт с), где говорится о том, что государства должны способствовать выплате надлежащего вознаграждения и установлению справедливых окладов с учетом уровня экономического развития государства. Данное предложение имеет существенное значение, так как статистика показывает, что в странах, где достаточно высокий уровень жизни, вероятность коррупции невелика. Вторая мера, которая, с нашей точки зрения, является принципиально важной, однако не упоминается в известных нам документах, состоит в том, что государства должны в соответствии со своими основополагающими принципами правовой системы сдерживать инфляцию для того, чтобы заработная плата соответствовала в действительности прожиточному минимуму. Последний мировой финансовой кризис как раз показал, что государство остаётся главной опорой и регулятором финансовой устойчивости страны. Третья немаловажная мера – это мобильность госслужащих, должностных лиц внутри государства, включая альтернанс в государственном управлении. Опыт показывает, что отсутствие мобильности и альтернанса всегда приводит к установлению такой системы управления, в которой создаются условия безнаказанности. Альтернанс и мобильность позволяют проводить своевременную проверку и выявлять недостатки. В-четвертых, важным является средством борьбы с коррупцией административная мера. Она заключается в передаче набор кадров на должность в частные структуры осуществляющие конкурсный отбор. При этом кандидаты должны быть наделены правом подачи апелляции в соответствующие органы, если его отстранение от конкурса не обосновано. Коррупция представляет собой сложное противоправное социальное деяние, выявление которого чрезвычайно сложно. Пресечение коррупции требует применение особых мер воздействия как внутреннего, так и международного характера. Коррупция, в какой форме бы она ни проявлялась, всегда наносит ущерб обществу. Коррупция не предоставляет равноправный доступ к общественным и государственным делами и управление ими, а также угрожает стабильности страны, подрывает основы государственного строя, подвергая опасности жизни людей, т.е. нарушает право на равную защиту и обеспечение прав человека. ЛИТЕРАТУРА Статья 1, 2 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 одобрена резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи. Статья 1, 4 Конвенции для предупреждения и противодействия коррупции, принятой на 2 ординарной сессии АС 11 июля 2003 г. в Мапуто. Статья 1 ФЗ № 4823 от 2008 Об основных принципах противодействия коррупции, правовых и организационных основах предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизациях и (или) ликвидациях последствий коррупционных правонарушений. Ст. 1 Всеобщей декларации права человека 10 декабря 1948 г.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

  • основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
  • условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

  • в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
  • в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
  • в завершении процесса становления демократичного общества;
  • в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

  • динамично развивающегося производства и рынка;
  • высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

  • нравственных ценностей общества;
  • традиций патриотизма и гуманизма;
  • культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

  • в обеспечении суверенитета;
  • в упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира;
  • в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками СНГ и традиционными партнерами России;
  • в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

  • в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
  • в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников;
  • в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г. Она является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению безопасности. Этот документ - основа для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъеме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

Вопросы

  1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
  2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
  3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
  4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
  5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?