Налоговые льготы малого бизнеса. Льготы начинающим предпринимателям. Оформление льготных условий


Роман Терехин, Партнер компании «Деловой фарватер», Москва

  • Сколько в год должна зарабатывать компания, чтобы получить статус малого предприятия
  • Какие льготы предусмотрены для малого бизнеса в этом году
  • Грозят ли вашей компании различного рода проверки в 2016 году

Давайте подробно рассмотрим, какие льготы для малого бизнеса получили предприниматели в 2015 году.

Какие компании теперь считаются малыми

В июне – июле 2015 года были приняты поправки, изменившие критерии отнесения компаний к малому бизнесу. Теперь воспользоваться льготами может большее количество предприятий.

1. Выручка от реализации. Новый лимит выручки для малых фирм – 800 млн руб. в год без НДС (ранее 400 млн руб.), для микропредприятий – 120 млн руб. (ранее 60 млн руб.). Данные изменения вступили в силу 25 июля 2015 года (постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702).

2. Средняя численность работников. Здесь пока изменений нет. Численность персонала по-прежнему не должна превышать 100 человек для малой компании и 15 – для микробизнеса.

3. Доля других коммерческих фирм в уставном капитале малого предприятия. Ранее лимит составлял 25%, теперь долю участия повысили почти в два раза – 49%. Данное изменение внесено Федеральным законом от 29.06.2015 №156-ФЗ (вступил в силу 30 июня).

4. Период, в течение которого компания считается малой. Даже если фирма превысила лимит по численности или выручке, она все равно в течение определенного периода времени считается малой. Ранее этот срок составлял два года, теперь три (поправка внесена Федеральным законом №156-ФЗ). То есть если ваша организация в 2014 году превысила лимит, то статус малого предприятия она утратит лишь 1 января 2017-го.

Льготы для малого бизнеса

1. Нет лимита наличных в кассе. Малые фирмы вправе хранить в кассе любую сумму (п. 2 Указания Банка России от ). Чтобы воспользоваться льготой, директор должен издать приказ об отказе от лимита. Обратите внимание, если сейчас выяснится, что Ваша компания подпадает под критерии малой, то приказ об отказе от лимита следует датировать 30 июня 2015 года. Еще один нюанс касается кассовых операций: фирмы на вмененке (а это, как правило, малый бизнес) могут не выдавать кассовые чеки и не применять ККТ. Достаточно выписать клиентам товарный чек или квитанцию.

2. Ведение учета в упрощенной форме. Малый бизнес , то есть достаточно представить в ИФНС только баланс и отчет о финансовых результатах (п. 6, п. 6.1 ). Вместе с тем возникало много вопросов относительно того, что такое упрощенный учет. Минфин дал подробные разъяснения (информация от 03.06.2015 №ПЗ-3/2015).

Так, малая компания вправе воспользоваться кассовым методом, то есть отражать доходы и расходы не в момент отгрузки товаров, а в момент получения или расходования. Кроме того, она может относить на себестоимость управленческие расходы. Обратите внимание, если Ваш бизнес теперь относится к малому, то перейти на упрощенный бухучет лучше с 2016 года, для этого надо внести изменения в учетную политику. Поручите главбуху внимательно изучить разъяснения Минфина, чтобы воспользоваться всеми привилегиями.

3. Сокращение бумажной волокиты. Предприятия, у которых не более 30 операций в месяц, могут упростить учет данных из первичных документов. В частности, они вправе вести единую книгу учета фактов хозяйственной деятельности (разработать ее форму можно самостоятельно). Если же у компании более 30 операций, то она может упростить сами формы регистров и сократить их число.

4. Упрощение оформления трудовых отношений. Малые фирмы вправе заключать срочные трудовые договоры на период до пяти лет с любыми сотрудниками. Но нужно выполнить два условия. Численность персонала компании не должна быть выше 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – не более 20). Кроме того, сам работник должен согласиться на подобные трудовые отношения ().

5. Льготная аренда. Небольшие компании могут заключать договоры аренды зданий или помещений с местными или региональными властями на льготных условиях, которые действуют в течение пяти лет. Кроме того, у малого бизнеса есть преимущественное право выкупа такого имущества до 1 июля 2018 года (Федеральный закон от 29.06.2015 №158-ФЗ).

6. Субсидии от властей. Формы поддержки малого бизнеса перечислены в постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 №316. Например, небольшие компании вправе получать субсидии из регионального бюджета в следующих случаях:

  • для частичной оплаты образовательных услуг;
  • для погашения части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, а также по кредитам на покупку оборудования;
  • для уплаты первого взноса по договорам лизинга оборудования и др.

Поручите финансистам изучить, какие льготы положены малому бизнесу Вашего региона, и как воспользоваться этими привилегиями.

Два преимущества во время проверок

1. Сокращенные сроки проверок. Проверять малое предприятие любые контролирующие организации вправе не более 50 часов в год (ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ). При этом часы суммируются независимо от того, сколько ведомств изучало деятельность компании. Если малую фирму в течение года проверяла, скажем, трудовая инспекция и срок проверки превысил 50 часов, больше плановых проверок не будет. А вот для внеплановых проверок сроки иные – 20 рабочих дней на каждую (ч. 1 ст. 13 Федерального закона №294-ФЗ). Добавлю, что трудовые инспекторы получили право продлевать срок своей проверки еще на 50 часов. Вместе с тем льгота, ограничивающая число проверок, с 2016 года будет не так актуальна, поскольку для малого бизнеса вводятся надзорные каникулы.

2. Надзорные каникулы. Эти каникулы будут действовать с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года. В данный период запрещены практически все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Например, те, которые проводят пожарники, санэпидемнадзор. Перестанут проверять наличие лицензии. Приостановят проверки в области образования, строительства, розничной продажи алкоголя. Выгодная поправка распространяется и на действующие, и на вновь созданные фирмы. Но стоит отметить, что каникулы не распространяются на налоговые проверки, а также на ревизии со стороны Пенсионного фонда и ФСС (Федеральный закон от 13.07.2015 №246-ФЗ).

Налоговые льготы для малого бизнеса

1. Специальные налоговые режимы. Речь идет о трех режимах: ЕНВД (вмененка), УСН (упрощенка) и ЕСНХ (единый сельскохозяйственный налог). Компании, перешедшие на специальные режимы, как правило, освобождаются от уплаты всех других налогов. Правда, чтобы воспользоваться льготами, нужно соблюдать дополнительные ограничения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

2. Единый налог на вмененный доход. Чтобы работать на этом режиме, доля участия других компаний в уставном капитале фирмы не должна превышать 25% (в то время как для малого бизнеса эту норму повысили до 49%). Кроме того, вмененку могут применять лишь те предприятия, которые занимаются определенными видами деятельности (): розничной торговлей, общественным питанием, бытовыми услугами, услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и др. Чтобы перейти на ЕНВД, достаточно в начале года подать заявление в ФНС. Аналогичная процедура действует и для снятия компании с этого режима ().

3. Упрощенная система налогообложения. Перейти на упрощенку можно, если компания зарабатывает не более 68,82 млн руб. в год. Превышение установленных ограничений означает автоматический переход на общий режим налогообложения с доплатой некоторых налогов. Чтобы перейти на упрощенку с 2016 года, надо подать соответствующее заявление не позднее 31 декабря 2015 года ().

  • Право на упрощенку: 3 способа сохранить возможность применять УСН

4. Единый сельхозналог. Этот спецрежим предназначен для сельхозпроизводителей. Чтобы им воспользоваться, доля выручки от продажи сельхозпродукции в общем доходе от реализации должна быть не менее 70%.

5. Торговый сбор. В ряде российских регионов действует торговый сбор. Например, в Москве его обязаны платить торговые фирмы, начиная с 1 июля 2015 года. Однако для предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также для сельхозпроизводителей, перешедших на ЕСНХ, предусмотрена льгота – они торговый сбор не платят. Это недавно подтвердил Минфин в своем

6. Налог на имущество. Льготы по данному налогу предоставляют региональные власти. Например, в Москве небольшие фирмы могут уменьшить базу по налогу на имущество на 300 кв. м (). Подобные правила действуют и в других регионах. Так, в Башкортостане производственные предприятия могут не платить налог со среднегодовой стоимости оборудования. Поручите своему главбуху изучить региональное законодательство на предмет предоставления налоговых льгот для малого бизнеса.

Роман Терехин имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.

ООО «Деловой фарватер»
Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов
Численность персонала: 70
Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.
Место в рейтинге: входит в топ-30 юридических фирм России по размеру выручки (рейтинг портала «Право.Ru» за 2013 год)

Переход на расчеты по кадастру больно ударил по столичному бизнесу. У многих игроков размер имущественного налога и арендных платежей всего за пару лет вырос в десятки раз. Чтобы подсластить пилюлю власти ввели послабления для отдельных собственников. В числе «счастливчиков» - образовательные, медицинские и научные организации, а также юрлица, оказывающие соцуслуги. Благодаря специальным льготам такие компании могут сэкономить на содержании недвижимости сотни тысяч рублей. О каких преференциях идет речь, и как правильно ими пользоваться, в экспертной статье адвоката Олега Сухова (Юридический центр адвоката Олега Сухова).

1. Снижение налога в 4-10 раз для «социально значимого» бизнеса

Следует признать: в попытках наполнить казну столичные чиновники не забывают о поддержке важных для города отраслей. Так, организации, которые работают в образовании, медицине и науке, но при этом расположены в торговых и бизнес-центрах, облагаемых налогом по кадастровой стоимости, могут рассчитывать на 4-кратное снижение фискальной нагрузки (согласно п. 2 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»). Поясню на примере. Медицинской клинике принадлежит помещение площадью 400 кв. м в одном из офисных зданий Марьиной рощи. Кадастровая стоимость объекта - 54,4 млн рублей. На общих условиях платеж по имущественному налогу при действующей ставке 1,4% составил бы для компании 761,6 тыс. рублей в год. Однако с учетом льготы медцентру придется заплатить в бюджет лишь 25% начальной суммы - 190,4 тыс. рублей.

Получить «скидку» от властей довольно просто: фирме достаточно иметь лицензию на образовательную или медицинскую деятельность и использовать недвижимость именно в этих целях. Для ученых главным условием будет выполнение НИОКР за счет бюджета и спецфондов - субсидии должны составлять не менее 30% от всех доходов юрлица за год.

Кстати, частные клиники, которые платят налог на недвижимость по старинке, то есть с балансовой стоимости имущества, в прошлом году тоже получили особые привилегии, - обращает внимание адвокат Олег Сухов. Теперь если здание центра имеет медицинское назначение и введено в эксплуатацию после 1 января 2013-го, собственнику снизят ставку в 10 раз - с 2,2% до 0,22%.

2. Сокращение налога в 4 раза, если офисная площадь меньше 20%

С этого года Москва расширила перечень коммерческой недвижимости, платежи по которой привязаны к кадастру. В список попали все здания, расположенные на участках с торгово-офисным видом разрешенного использования, причем независимо от метража. Прежде для таких объектов был установлен порог в 3000 кв. метров. На практике это означает, что если земля под негосударственным детским садом изначально предназначалась для строительства делового центра, собственника переведут на новую систему налогоисчисления без оглядки на характер деятельности компании. Впрочем, социальному бизнесу и здесь оставили лазейку. Владельцы помещений, где под офисы, торговлю, бытовое обслуживание и общепит в реальности отведено меньше 20% площади, вправе платить только четверть от начисленного налога. Для оформления льготы в 2017 году организация должна обратиться в Госинспекцию по недвижимости, пройти проверку и до 30 июня получить акт о фактическом использовании здания.

3. Налоговый вычет для «малышей»

У компаний, которые не просто заняты в социально важных сферах, но еще и относятся к малому бизнесу, есть дополнительное преимущество - налоговый вычет в 300 «квадратов» для одного из объектов недвижимости по выбору. Льгота предоставляется всем малым предприятиям Москвы, которые состоят на учете в ФНС более трех лет и реально работают: численность сотрудников за предыдущий год должна быть не меньше 10 человек, выручка на каждого - от 2 млн рублей. Таким образом, если в частном научном центре, лицее или клинике трудятся от 10 до 100 человек, а оборот составляет от 20 до 800 млн рублей, базу по налогу на имущество организаций для такой компании могут уменьшить на кадастровую стоимость 300 кв. метров. Поверьте, это немало, - утверждает адвокат Олег Сухов. Например, для помещения площадью 450 кв. м. и ценой 72 млн руб. вычет будет равен 48 миллионам (72 000 000 / 450 х 300). Собственнику останется заплатить всего за 150 кв. м или за 24 млн рублей по кадастру. При этом ему ничто не помешает дополнительно применить льготу, указанную в пункте #1.

Для подтверждения права на вычет понадобится минимум бумаг: учредительные документы, бухотчетность, а также сведения о количестве работников.

4. Аренда земли дешевле в 30-150 раз

Базовая ставка арендной платы за землю в Москве не меняется шестой год и составляет 1,5% от кадастровой стоимости. Именно ее применяют к территориям под торговыми и офисными зданиями, ресторанами и салонами красоты. А вот для тех, кто арендует надел под строительство объектов здравоохранения, образования и соцобеспечения действует специальный тариф - 0,05%. Компании, занимающиеся научными исследованиями и экспериментальными разработками, вовсе могут получить участок за символические 0,01%. Словом, аренда одного и того же надела, оцененного в 400 млн рублей, при размещении на нем офиса обойдется собственнику в 6 миллионов, в случае возведения медклиники - в 200 тысяч, при строительстве научного центра - в 40 тысяч рублей.

Чтобы сохранить льготную ставку, владелец недвижимости должен использовать участок строго по целевому назначению, всегда вовремя платить по счету, соблюдать природоохранное законодательство и не сдавать землю в субаренду без разрешения.

5. Аренда помещений дешевле в 3 раза

Еще одно подспорье для столичного бизнеса социальной направленности - льготная аренда помещений у города. Уже несколько лет образовательные и медицинские организации, имеющие статус субъектов малого предпринимательства (СМП), снимают муниципальную недвижимость по особому тарифу. С 1 января 2017-го он составляет 4500 рублей за 1 кв. метр в год при обычных расценках в 12-15 тысяч. Правда, попасть в программу прямо сейчас новички не смогут: нужно было подать заявку в Департамент городского имущества до конца прошлого года. Желающим воспользоваться льготой в 2018-м, лучше не затягивать и обратиться к чиновникам будущей осенью, - рекомендует адвокат Олег Сухов.

6. Аренда за 1 рубль

Для предпринимателей, работающих в соцсфере, власти еще в 2012 году разработали программу «Рубль за квадратный метр». Если вкратце: компания через аукцион арендует у города ветхое помещение, восстанавливает за свой счет и открывает в нем частную школу, детский сад либо клинику. Как только учреждение начинает работать, инвестор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1 кв. м в год. С медицинскими организациями договор заключают на 20 лет, с образовательными - на 49. В обоих случаях ставят обязательные условия. Так, в медцентре необходимо оборудовать кабинет бесплатной помощи, в детсаду 80% воспитанников должны быть зарегистрированы в Москве.

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:

С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

    состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);

    средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);

    дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).

Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:

    Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.

    Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:

    порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;

    организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);

    решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.

Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:

    для микропредприятий - 120 млн рублей;

    для малых предприятий - 800 млн рублей;

    для средних - 2 млрд рублей.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.

Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Важно :

Статус субъекта малого предпринимательства:

    можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;

  • Льготы для малого бизенса

    Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:

      Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).

      Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

      • Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);

        Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);

        Среднесписочная численность (ежегодно).

      При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.

    Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

    Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

    Доходы и расходы по кассовому методу

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

    Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

      организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

      сумма выручки может быть определена;

      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

    Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008

    По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

    Упрощен порядок оценки финансовых вложений

    По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

    Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    Учетная политика

    Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.

    Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

    Исправление ошибок

    ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

    Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

    Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

    Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

      ИП или организация совершили нарушение впервые;

      не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

      не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.

    Это стало возможным благодаря тому, что:

    Особенности регулирования труда в микропредприях

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:

    Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

    Статья 309 1 . Общие положения

    У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

    В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

    Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами

    Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Организации и ИП, относящиеся к микропредприятиям и малым организациям, имеют право на получение ряда льгот. Но для того, чтобы приобрести подобный статус компания должна соответствовать определенным критериям.

Какие компании относятся к субъектам малого предпринимательства

Субъектом малого предпринимательства могут быть признаны:

  • коммерческая организация;
  • фермерское хозяйств;
  • потребительский кооператив.

Для получения компанией статуса микропредприятия необходимо выполнение следующих условий:

  • выручка не должна превышать 120 млн. руб. в год;
  • численность персонала на должна превышать 15 человек.

Для получения компанией статуса малой организации необходимо выполнение следующих условий:

  • выручка не должна превышать 800 млн. руб. в год;
  • численность персонала не должна превышать 100 человек;
  • доля сторонних организаций в уставном капитале компании не превышает 49%(ограничение действует с 30.06.2015г).

Частью 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ установлено, что с 30.06.2015г. организации могут превышать установленные лимиты по выручке и численности персонала, при этом не теряя статуса микропредприятия или малой организации, но не более чем в течение трех, следующих один за другим, лет. Раньше превышение допускалось лишь на протяжении двух последующих лет.

Льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства

Для того, чтобы применять положенные малым предприятиям льготы, организация не обязательно должна состоять в региональном или местном реестре субъектов малого предпринимательства. Включение в данный реестр необходимо лишь для получения субсидий от государства на развитие бизнеса.

Организации и ИП, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, имеют право на получение следующих льгот:

  1. Возможность не соблюдать лимит остатка кассы

Данная льгота дает право организации хранить в своей кассе произвольную сумму денег на протяжении любого времени.

Отказ от соблюдения лимита остатка кассы должен быть оформлен соответствующим приказом. В нем надо непременно указать, с какого числа лимит кассы перестает соблюдаться (не ранее 30.06.2015), чтобы в случае проверки избежать разногласий с налоговой инспекцией. За прекращение соблюдения лимита по кассе, должным образом не оформленное, может последовать штраф в размере до 50 тыс. руб.

  1. Льготы по налогу на имущество

В соответствии с НК РФ, данные льготы вправе устанавливать власти региона. Зачастую они касаются именно субъектов малого бизнеса.

В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64, в соответствии со ст. 4.1. которого, малые организации и микропредприятия при расчете налога на имущество по одному объекту имеют право уменьшить налоговую базу на кадастровую стоимость 300 кв. м. недвижимости.

Воспользоваться этой льготой организации могут с 1.07.2015г, при условии соответствия следующим критериям:

  • зарегистрирована не позднее 2011г;
  • среднее число работников в 2014 должно быть не менее 10 человек;
  • выручка от реализации, полученная за 2014г, должна составить не менее 2 млн. руб. на каждого работника.

В каждом отдельном регионе местными властями могут быть установлены различные льготы по налогу на имущество, которые организации вправе применять с той даты, когда они стали относиться к субъектам малого предпринимательства.

  1. Право на ведение бухгалтерского учета в сокращенном объеме.

Субъекты малого предпринимательство имеют право вести бухгалтерский учет в сокращенном виде, предоставляя бухгалтерскую отчетность в ИФНС лишь частично.

  1. Ограничение сроков неналоговых проверок

В первую очередь необходимо отметить, что в период с 01.01.2016г по 31.12.2018г для субъектов малого предпринимательства действуют надзорные каникулы. Это означает, что в течение этого времени плановые неналоговые проверки микро – и малых предприятий проводиться не будут. Данное ограничение относится к санитарным, пожарным и трудовым плановым проверкам.

Вообще, в соответствии с ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, данные ревизии в общей сложности не могут составлять более:

  • 15 часов в год– для микропредприятий;
  • 50 часов в год – для малых организаций.

При этом, данные ограничения действуют независимо от направления проводимых плановых проверок. Например, если на проверку малого предприятия пожарной инспекцией ушло 50 часов, то больше в текущем календарном году плановых неналоговых ревизий ждать не стоит.

Однако, описанное ограничение не действует на внеплановые выездные неналоговые проверки. По общему ограничению, прописанному в ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, одна проверка может длиться до 20 рабочих дней.

  1. Право на заключение срочных трудовых договоров с сотрудниками при отсутствии специального основания

Субъекты малого предпринимательства имеют право заключать срочные трудовые договора сроком до пяти лет, даже если на это нет должных причин (временные работы, замещение основного сотрудника).

При этом должны соблюдаться 2 условия:

  • Численность работников не более 35 (в сфере розничной торговли и услуг – 20) человек;
  • Работник согласен на заключение срочного трудового договора.
  1. Возможность брать в аренду здания и помещения на льготных условиях

Субъекты малого предпринимательства вправе заключать с местными или региональными властями договор аренды помещения, находящегося в муниципальной собственности. Для этого нужно подготовить официальное письмо органам власти, в котором будет изложено предложение о сотрудничестве.

Срок заключенного договора аренды должен составлять не менее пяти лет, в течение которых арендная плата будет постепенно повышаться. Малая компания или органы власти имеют право пересматривать условия, на которых заключен договор.

Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий и коммерсантов, относящихся к малому бизнесу

Владея собственным небольшим делом, любой бизнесмен скажет, что самой болезненной темой является нехватка средств, которая не дает развернуть деятельность в полную силу и вынуждает все время на чем-то экономить. Российским законодательством предусмотрен ряд льгот для предприятий и коммерсантов, относящихся к малому бизнесу, которые помогут «встать на ноги» непосредственно в момент открытия своего дела и на первых порах. Таким льготам и посвятим две наши следующие статьи.

Определение малого бизнеса 2017

Постановлением Правительства от 04.04.2016 №265 утверждены лимиты доходов для субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) в стране. Согласно действующим положениям, чтобы подпадать под требования соответствия критериям малого бизнеса нужно учитывать не только прибыль с продаж, но и все полученные налогооблагаемые доходы.

В 2017 году малыми могут называться те компании, которые:

  • соблюли лимит доходов в 800 млн. руб.;
  • имеют численность работников не более 100 человек;
  • отвечают требованиям по доле участия сторонних организаций в уставном капитале. А именно: для государственных, общественных и религиозных учреждений, а также фондов - не более 25%; для иных юрлиц, в том числе и зарубежных - до 49% включительно; для компаний, которые сами относятся к МСП - без ограничений.

Бухсофт предлагает воспользоваться удобной и функциональной программой для ведения бухгалтерии предпринимателя , которая позволит грамотно систематизировать учет коммерческой деятельности.

Обратите внимание, с 1 августа прошлого года начал заполняться и функционировать Единый реестр субъектов МСП. Сведения для него берутся из подаваемой бизнесменами отчетности. Доступ к регистру можно получить на официальном сайте налоговиков. Реестр обеспечивает возможность отследить наличие и корректность внесенной информации о том или ином субъекте МСП.

Что дают такие сведения? Все просто, их наличие и правильность позволяют малым коммерсантам воспользоваться рядом льгот, установленных законодательством страны и отдельных регионов. Потому, если о вашей деятельности в реестре данных нет совсем или они внесены ошибочно, нужно отправить заявку с указанием корректной информации.

Перейдем к разбору конкретных льгот, которые полагаются малому бизнесу в 2017 году.

Предоставление налоговых каникул

Индивидуальные предприниматели, регистрируемые впервые, могут сразу рассчитывать на предоставление им налоговых каникул. Льгота действует с 1 января 2015 года.

Федеральным законом от 29.12.2014 №477-ФЗ определены сроки, в рамках которых физлица, регистрирующиеся в ФНС в качестве индивидуальных предпринимателей впервые, вправе применять налоговые ставки 0%. Такая льгота будет действовать в стране до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться господдержкой могут ИП:

  • применяющие упрощенку или патентную систему налогообложения;
  • ведущие основную коммерческую деятельность, связанную с производством, социальной или научной областью;
  • имеющие выручку с товаров (работ, услуг), к которым применяется ставка по налогам 0%, не менее 70% от всего дохода.

Важно отметить, что налоговые каникулы можно применять в течение двух лет (налоговых периодов), начиная с периода в котором ИП прошел регистрацию.

Кроме того, в субъектах РФ региональные власти вправе сами установить те виды деятельности, которые подпадают под действие налоговых каникул. Вправе они определить и сроки действия этой льготы: где-то коммерсанты получают два полных налоговых периода (два календарных года), в иных регионах - лишь один год. Чиновники на региональном уровне могут также ввести некоторые дополнительные ограничения для получения льготы налоговых каникул, например, ограничить среднесписочную численность сотрудников или предельный лимит доходов. В любом случае уточнять вопрос о применении налоговых каникул нужно непосредственно в органах госвласти региона осуществления деятельности.

Право на надзорные каникулы

Существуют еще одни каникулы, введенные законодательными актами на период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для малого бизнеса. В вышеобозначенный период коммерсанты освобождены от различных плановых проверок государственных органов.

Надзорные каникулы доступны и вновь созданным компаниям, и впервые зарегистрированным ИП, и уже действующим организациями малого бизнеса.

Следует отметить, что надзорные каникулы доступны только тем коммерсантам, которые не совершали значительных нарушений в течение последних трех лет. Кроме того, рассчитывать на такие каникулы не могут бизнесмены, чья деятельность связана с образовательной и социальной сферой, а также со здравоохранением.

Важно сразу оговориться, что существует перечень видов государственного контроля, определенный частью 6 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, который превалирует над правом надзорных каникул. Проверки согласно этим видам госконтроля проходят независимо от того, освобожден от надзора предприниматель или нет.

Также под надзорные каникулы не подпадают проверки налоговиков и ревизии Пенсионного фонда и Соцстраха (Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ).

Кстати, для малого бизнеса сроки любых государственных проверок значительно ограничены. Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, проверки госорганов в совокупности не должны превышать 50 часов в год. В совокупности - значит, что эти 50 часов суммируются и распределяются между всеми ведомствами. При проведении внеплановых проверок тоже существует временной лимит - не более 20 рабочих дней для каждой проверки.