Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Единый реестр субъектов МСП: системное решение проблем малого бизнеса? Что будет происходить с данными о субъектах МСП после попадания в реестр


С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр? Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом - далее в статье.

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

  • снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;
  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;
  • повышение качества проработки мер поддержки МСП;
  • максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает: Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 - 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:
  • внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, - наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);
  • внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 - 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html. Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

Заключение

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2 КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Указанный классификатор для целей государственной регистрации юридических лиц и ИП используется с 11.07.2016 (см. также Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@).

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. (Изменения 9/2016 ОКПД 2, 10/2016 ОКПД 2, принятые приказами Росстандарта от 12.05.2016 № 310-ст, 311-ст, введены в действие с 01.07.2016 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014.)

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 03.07.2016 № 265‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 408‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 23.06.2016 № 222‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 6 и п. 2 ст. 10 Федерального закона № 408‑ФЗ.

Https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/regbusiness/reestrquetoin/por_sved_site.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».

В Российской федерации большинство коммерческих организаций, оказывающих услуги населению, производящих товары для потребления, сельскохозяйственную продукцию относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Небольшим предприятиям тяжело конкурировать с крупными производственными организациями, они нуждаются в поддержке со стороны государства, путем предоставления налоговых льгот и каникул, в получении банковских кредитов по упрощенным правилам и на выгодных условиях, возможности участвовать в тендерах и конкурсах по государственным закупкам и контрактам.

С целью упорядочивания предприятий, отнесенных к малым и средним субъектам предпринимательства, с 1 августа 2016 года налоговая служба начинает вести реестр, в который будут вноситься вся информация о хозяйствующих организациях, работающих в этой сфере.

Что такое Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Единый реестр представляет собой систематизированные данные по всем предприятиям, зарегистрированным в установленном законом порядке и работающим в сфере малого и среднего бизнеса.

В реестр будут заноситься все сведения о хозяйствующем субъекте, как о юридическом лице, так об индивидуальных предпринимателях. Благодаря реестру можно будет получить исчерпывающую информацию о наименовании, дате создания организации, видах деятельности, которые она осуществляет, о полученных лицензиях.

На основании какого документа создан

Решение о создании такого единого реестра прорабатывалось давно, о необходимости его внедрения в жизнь говорилось на съездах и собраниях предпринимателей, на заседаниях правительства.

В 2015 году были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ряд нормативных актов Правительства РФ, которыми предусматривалось создание и ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр должен базироваться на тех сведениях, которые имеются в налоговых органах в отношении юридических лиц и предпринимателей и занесены в ЕГРЮЛ и ЕГРП, а так же по желанию самих бизнесменов могут быть указаны иная информация, в том числе о производимой продукции, опыте участия в конкурсах, крупных проектах и сделках. Словом все, то, что может дать исчерпывающее представление и рекомендацию потенциальным партнерам и контрагентам.

Кто отвечает за его ведение

Функции по ведению реестра возложены на налоговую службу, впрочем это вполне закономерно, поскольку именно ФНС является регистрирующим органом и обладает полной информацией о всех юридических лицах и предпринимателях.

Более того, прообразом реестра являлся ЕГРЮЛ и ЕГРП, в которых содержится вся история созданной организации с момента регистрации: об участниках, о переменах в органах управления, о наличии ликвидационных мероприятий и .

Принцип работы реестра

Сведения из реестра находятся в открытом доступе для любых лиц. Получить информацию возможно на сайте ФНС, зайдя в соответствующий раздел.

Воспользоваться сведениями смогут все заинтересованные лица, в том числе и предполагаемые контрагенты предпринимателей. Банки при выдаче кредитов и проверке заемщиков смогут с помощью данных реестра получить подробную и проверенную информацию и принять правильное решение в отношении поступившей заявки.

Государственные и муниципальные структуры могут проверять участников, в том числе и на наличие опыта в конкретной сфере.

Отраслевые министерства, оказывающие поддержку по государственным программам и проектам структурам малого и среднего бизнеса, могут так же обратиться за характеристикой необходимой организации на сайт ФНС.

Принцип работы реестра очень прост, при его создании использовались современные Интернет технологии, что позволяет запросить нужные данные с любого устройства, даже с обычного мобильного телефона.

Зачем он нужен

Создание реестра преследовало цель – помощь небольшим предприятиям пробиться на российский рынок, что бы оно могло предлагать свои услуги и продукцию на территории всей страны.

По сути это еще один шаг по устранению препятствий и барьеров для бизнесменов, возможность пользоваться при получении различных финансовых субсидий.

Теперь не придется постоянно подтверждать свой статус путем представления многочисленных документов о годовых оборотах, количестве работников, полученной прибыли. Вполне достаточно приложить к заявлениям и прочим деловым запросам выписку из реестра.

Ожидается, что банки смогут кредитовать хозяйствующие субъекты, включенные в реестр на льготных условиях, путем выдачи займов с низкой процентной ставкой, что позволит облегчить нагрузку на бизнес и позволит конкурировать с крупными предприятиями.

Чем реестр МСП может быть полезен для малого и среднего бизнеса

Государство предпринимает очередную попытку создания комфортных условий для ведения бизнеса. Ожидания от нововведения конечно вполне радужные, но полезность реестра станет очевидна по происшествии определенного времени, когда будет сформирована вся необходимая база.

Для самих предпринимателей это бесплатная реклама их деятельности. Вместо того, что бы за деньги публиковать в различных журналах, сайтах и деловых справочниках информацию о себе, теперь вполне достаточно вносить их в реестр, обновляя данные раз в год.

Для контрагентов, которые заняты поиском деловых партнеров в других регионах, не нужно будет нанимать экспертов для выявления подходящих предприятий. Запросив сведения из реестра можно получить проверенный результат и начать совместную работу.

Малое и среднее предпринимательство в России: критерии 2016 года

Для того, что бы предприятие включили в реестр нужно отвечать хотя бы одному критерию из ниже перечисленных:

  • полученная прибыль в течение одного года для мелких предприятий не более 120 млн руб., для малых предприятий — 800 млн. руб., для средних 2 млрд.руб.
  • количество работников в зависимости от величины компании должно быть от 15 до 250 человек.
  • ряд дополнительных условий.

Полностью все критерии малого и среднего предпринимательства в России приведены в статье 4 Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) — (файл word).

Как попасть в реестр и нужно ли это делать

Все сведения будут вноситься налоговой службой автоматически по результатам отчетности предприятий, дополнительную информацию организация может внести сама с помощью через специальный сервис посредством электронно-цифровой подписи.

Попадание в реестр не грозит ничем предприятию, по сути это тот же ЕГРЮЛ, но с более подробной и проработанной информацией. Для того, что бы получить государственную помощь, одного нахождения в реестре недостаточно, нужно участвовать в специальных программах и проектах.

Итоги

В условиях кризиса предпринимателем стало работать тяжелее, теперь у многих цель просто выжить и сохранить предприятие, не доводя его до банкротства. Поскольку созданный реестр будет своеобразным рекламой хозяйствующего субъекта, то у многих появится шанс поработать в других регионах, предложив свою продукцию или услуги, которые будут востребованы.

Многие товары являются уникальными и производятся только в определенных регионах, поэтому расширенная база, которая формируется в налоговом органе поможет найти своего покупателя и делового партнера.

Как открыть маленькую кофейню с нуля — пошаговая инструкция.

Представители малого бизнеса получают особую государственную поддержку в виде снижения административной и налоговой нагрузки . Этот фактор способствует росту показателя, отражающего процент населения, занятого в трудовом процессе. Фирмы, относящиеся к группе среднего бизнеса, также имеют определенные льготы, представляющиеся региональными органами власти. Ниже, мы предлагаем рассмотреть субъекты малого и среднего предпринимательства и поговорить об их особенностях.

Ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой

Субъекты МСП: суть понятия

В Федеральном акте от две тысячи пятнадцатого года говорится о том, что к категории МСП (малое и среднее предпринимательство) относятся различные фирмы, зарегистрированные как потребительский, либо общепроизводственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, ИП или фермерско-крестьянское хозяйство. Субъект МСП – это особый статус, дающий возможность использовать различные льготы, представляющиеся органами власти. Для того чтобы получить статус, подтверждающий принадлежность к рассматриваемой структуре, все вышеперечисленные организации должны соответствовать определенным критериям отбора.

Важно отметить, что ведение экономической деятельности в статусе субъекта малого либо среднего бизнеса, является законным правом каждого гражданина . Это право закреплено Конституцией Российской Федерации. Согласно установленным правилам, организация, созданная гражданином, должна самостоятельно вести хозяйственную деятельность с целью получения дохода путем оказания услуг, реализации товарной продукции, использования собственных активов либо выполнения различных работ. Расширение данного направления способствует росту здоровой конкуренции, что благоприятно отражается на экономическом состоянии региона.

Малое и среднее предпринимательство в России

В две тысячи седьмом году был принят Федеральный закон под номером двести девять «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором приводятся подробные сведения о рассматриваемых субъектах. В этом акте содержатся параметры, которые используются для определения принадлежности конкретной фирмы к крупному, среднему либо малому бизнесу. Этот же норматив регламентирует деятельность всех структур, относящихся к категории МСП.

На территории России действует специализированный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, куда включены все организации и частные фирмы, ведущие коммерческую деятельность . Данный реестр подразделяется на две отдельных группы:

  1. ЕГРЮЛ – реестр, содержащий информацию о субъектах предпринимательства, зарегистрированных в статусе юридических лиц.
  2. ЕГРИП – реестр, в котором содержится информация обо всех индивидуальных предпринимателях, действующих на территории России.

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами

Какие организации принадлежат к субъектам МСП

Как уже было сказано выше, государственные органы устанавливают критерии, которые используются для отнесения различных компаний к конкретным субъектам предпринимательской деятельности. Для того чтобы получить статус малого либо среднего бизнеса, компания должна соответствовать определенным требованиям контролирующих органов . Как правило, эти требования связаны с общим количеством сотрудников компании и размером годовой выручки предприятия. Давайте более подробно ознакомимся с этими требованиями.

Требования по статусу

Для того чтобы стать субъектом МСП, предприниматель должен иметь определенный статус. Сегодня, к данным субъектам относятся аграрные и общепроизводственные кооперативы, хозяйствующие партнерства и общества, крестьянско-фермерские хозяйства и частные бизнесмены. Важно обратить внимание, что эти параметры имеют второстепенную важность. Все компании, имеющие любой из вышеперечисленных статусов, могут быть исключены из субъектов МСП при нарушении лимитов, установленных в отношении размера штата компании или объема годовой выручки.

Ограничения по численности

Критерии малого бизнеса отличаются от требований, выдвигаемых органами контроля к средним организациям. Так, размер штата субъектов, относящихся к средней категории, может составлять от ста одного до двухсот пятидесяти работников. Представители малых структур наделены правом держать в своих рядах не более сотни сотрудников. В отношении микропредприятий установлен максимальный порог в виде пятнадцати работников. Важно отметить, что при составлении расчетов учитываются не только основные работники компании, но и те сотрудники, что работают по совместительству.

Превышение установленных ограничений становится причиной утраты компанией своего статуса. Важно отметить, что вышеперечисленные требования действуют как в отношении ИП, так и юридических лиц. Единственной разницей между этими структурами является то, что ИП могут вовсе не иметь наемного персонала. В такой ситуации, принадлежность к конкретной категории определяется путем расчета величины годового дохода. Также следует сказать о том, что индивидуальные предприниматели, работающие на патентной основе, относятся к числу микропредприятий. В данном примере, объем выручки и численность штата не учитываются, поскольку эти критерии ограничиваются самой патентной системой.


Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли

Особенности по выручке

Одним из главных параметров, который используется при определении принадлежности компании к конкретному субъекту, является объем годового дохода организации. При составлении расчетов учитывается размер валовой выручки до вычета налоговых выплат, полученных за прошлый год. Согласно установленным правилам, величина выручки микропредприятий не должна превышать ста двадцати миллионов рублей. Для представителей малой структуры установлен максимальный порог в виде 800 миллионов рублей.

Средний бизнес критерии имеет более жесткие. Размер выручки компаний, относящихся к этой категории, должен варьироваться от 800 миллионов до двух миллиардов рублей в год. Еще одним важным параметром, который учитывается при определении принадлежности компании, является состав уставного фонда. В отношении малого бизнеса установлено правило, согласно которому размер доли участников, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, не должен превышать сорока девяти процентов.

Государственный реестр РФ по МСП

Реестр предприятий, содержащий информацию о рассматриваемых структурах, был создан в две тысячи шестнадцатом году. В данный перечень вошли все компании, имеющие статус МСП, действующие на территории России. Ознакомиться с информацией, содержащейся в реестре, можно посетив официальный сайт налоговой инспекции. Важно обратить внимание, что сведения о новых предпринимателях, которые только прошли регистрационную процедуру, вводятся в реестр в автоматическом режиме. Для ввода данных используется информация, зафиксированная в налоговых отчетах.

Вся информация, которая содержится в рассматриваемом реестре, находится в открытом доступе. Это означает, что любой желающий может узнать название организации либо имя владельца ИП. Помимо этого, здесь можно узнать о принадлежности конкретного предприятия к одному из субъектов предпринимательства, индивидуальный номер налогоплательщика и адрес, по которому зарегистрирована компания. Кроме вышеперечисленных сведений, реестр МСП содержит информацию о направлении деятельности каждой компании и наличии лицензии.

Вся информация используется государственными органами с целью контроля работы субъектов предпринимательства.

Важно обратить внимание, что каждый предприниматель имеет законное право подать заявку о внесении дополнительной информации о своей компании . В качестве дополнительной информации можно указать:

  1. Данные о выпускаемой товарной продукции и её главных характеристиках.
  2. Информацию об участии компании в различных программах партнерства с государственными учреждениями.
  3. Сведения об участии в тендерах, конкурсах и аукционах, проводимых государственными органами.
  4. Полные контактные данные.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2018 году устанавливает государство

Для подачи заявки необходимо зарегистрировать персональный аккаунт на официальном ресурсе налоговой службы. Важно отметить, что передача информации возможна только при наличии специальной цифровой подписи. Создание реестра МСП позволило представителям этой структуры отказаться от формирования документов, подтверждающих наличие особого статуса. Ранее подобные документы создавались с целью принятия участия в различных государственных программах. Для того чтобы получить подтверждение наличия особого статуса, предпринимателю было необходимо передать работникам налоговой службы финансовые отчеты, документы бухгалтерского учета и информацию о величине штата наемных сотрудников.

Для того чтобы получить информацию о конкретной компании и её принадлежности к определенной структуре, необходимо посетить сайт налоговой службы. Перейдя на страницу с реестром нужно ввести полное наименование организации, либо её идентификационный номер. При обнаружении отсутствия или недостоверности представленной информации, следует связаться с работниками службы и подать запрос на проверку данных о конкретной компании.

Поддержка малого и среднего бизнеса

Малое и среднее предпринимательство имеет особый статус, предоставляющий возможность применения различных льгот, государственными органами. Данные преференции можно распределить на три отдельных группы:

  1. Снижение налоговой нагрузки. Каждый субъект предпринимательской деятельности, относящийся к категории МСП, имеет законное право использовать специальные налоговые режимы, позволяющие снизить статью расходов. Помимо этого, региональные органы власти предоставляют предприятиям, временно остановившим свою деятельность, налоговые каникулы, во время которых допускается подача нулевой отчетности.
  2. Административные льготы. К данной категории льгот можно отнести упрощенный порядок ведения бухгалтерской отчетности, а также возможность использования трудовых соглашений, имеющих определенный срок действия. Помимо этого, органами контроля, данным предприятиям, предоставлена возможность получения надзорных каникул, на время которых компании освобождаются от обязательного прохождения различных проверок. Следует отметить, что последняя льгота действует до окончания две тысячи восемнадцатого года.
  3. Финансовые льготы. Данный вид преференций выражается в виде грантов и субсидий, выдаваемых региональными и федеральными органами власти. Полученные деньги можно использовать для расширения бизнеса, покрытия должностных обязательств и других целей.

На территории России действует федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Задачей этой структуры является создание всех необходимых условий для процветания предпринимательской деятельности. Данная корпорация помогает «выйти из тени» лицам, занимающимся производственной деятельностью в небольших объемах или работающих на основе фриланса. Оказание подобной поддержки позволяет увеличить количество рабочих мест, что благоприятно воздействует на общественность. Помимо этого, развитие МСП позволяет значительно снизить расходы государственного бюджета, которые используются для покрытия медицинской страховки, пенсионного обеспечения и оплаты пособий по безработице.


На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ

Фонд поддержки СМП принимает непосредственное участие в развитии новых направлений предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется инновационным технологиям, которые позволяют оптимизировать производственный процесс.

Выводы (+ видео)

Для того чтобы получить статус субъекта МСП, компании необходимо соответствовать ряду строгих параметров, которые используются контролирующими органами для отбора организаций. Получение этого статуса позволяет предпринимателям получить налоговые льготы и снизить величину финансовой нагрузки на собственную компанию.

Вконтакте

В данной статье мы рассмотрим реестр субъектов малого предпринимательства. Узнаем, для чего нужен реестр субъектов малого предпринимательства. Разберемся, где можно посмотреть список субъектов малого предпринимательства.

База данных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) создана 1 августа 2016 года. Принцип работы реестра основан на доступе к данным заинтересованных физических, юридических лиц, государственных служб без ограничений и дополнительной платы. Информация реестра подлежит ежегодному автоматическому обновлению и ежемесячной корректировке. Ответственность за ведение реестра и регулярное обновление данных возложена на налоговые органы.

Особенности предприятий, имеющие право на статус МСП

В перечень коммерческих предприятий, имеющих право на получение статуса МСП, входят хозяйственные общества, АО, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, КФХ, ИП, хозяйственные партнерства. Не могут быть признаны субъектами МСП некоммерческие организации, государственные или муниципальные учреждения. В реестре размещаются малые (а также микро и средние) предприятия при соответствии их организационных характеристик установленным критериям.

Организационная форма Требование исполнения одного из условий
Доля участия в уставном капитале субъектов РФ составляет менее 25%, иностранных юридических лиц – до 49%
Хозяйственные общества и партнерства Наличие статуса участника проекта «Сколково» либо ведущие деятельность по внедрению ноу-хау, инновационных технологий с исключительными правами
Акционерные общества Наличие акций, принадлежащих к высокотехнологичному сектору экономики
Публичные акционерные общества Количество акций в размере более 50% принадлежит РФ или при наличии у хозяйственного общества более 50% голосующих акций акционерного общества
Юридические лица Принадлежащие к госкорпорациям или созданные в рамках реорганизации Российской корпорации нанотехнологий

Кроме требований к организационной форме предприятий обязательными условиями МСП являются предельные показатели численности и выручки.

Критерии отнесения предприятий к микро, малым и средним предприятиям

Автоматическое формирование данных реестра основывается на отборе предприятий по критериям принадлежности предприятия к средним, малым или микро. Реестр представляет данные предприятий с группировкой по видам. Критерии предельных физических показателей применяются в равной степени для юридических лиц и ИП:

Особенности включения в реестр ряда организационных форм

Имеется ряд особенностей при внесении в реестр данных ряда предприятий:

  • В реестр вносятся организации и ИП в течение первого года деятельности вне зависимости от состава учредителей;
  • ИП, выбравшим патентную систему, сразу присваивается статус микропредприятий с автоматическим включением в реестр;
  • Список об АО не является полным. Данные об отдельных видах акционерных обществ, отвечающих критериям СМП, будет дополнена в августе 2017 году на основании информации держателей реестров акций;
  • Перечень потребительских кооперативов содержит только их сельскохозяйственные виды. В августе 2017 года список будет дополнен остальными видами ПК.

Пример использования показателей предприятия для внесения информации в реестр.

Показатели Данные о предприятии вносятся в реестр Предприятие не сможет попасть в реестр
Регистрация Официальная регистрация организации или ИП Отсутствие данных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП
Представление отчетности Подана отчетность, позволяющая определить численность и доход Отчетность не представлена
Предельные параметры среднесписочной численности, полученного дохода Соблюдаются, для вновь созданных предприятий ограничения не установлено Не соблюдаются в течение 3 лет
Участие субъектов в доли уставного капитала Предельные параметры соблюдены Установленное ограничение не исполняется

Создание реестра и источники поступления информации

Внесение данных о предприятии категории МСП в реестр осуществляется в автоматическом режиме. Источником формирования данных реестра служат сведения, содержащиеся в ЕГР и отчетности организаций или ИП. Предприятия, не представляющие отчетность в ИФНС, не включают в реестр или могут быть исключены из информационной базы. В дальнейшем компаниям не требуется подтверждать статус, контроль данных и исключение из баз осуществляет ИФНС.

Часть сведений обновляется на основании данных, представляемых в ИФНС третьими лицами – организаторами бирж, органами исполнительной власти, учреждениями, контролирующими инновационную деятельность или производящими нормативно-правовое регулирование. Для передачи информации используется электронный сервис.

Реестр субъектов малого предпринимательства: периодичность обновления информации

Дата ежегодного обновления сведений назначена на 10 августа по данным, имеющимся в ИФНС на 1 июля. Дополнительно 10 числа ежемесячно подлежит смене особо актуальная информация о вновь зарегистрированных предприятиях или прекративших деятельность. Обновлению подлежит информация:

  • О вновь зарегистрированных предприятиях;
  • Об организациях или ИП, подлежащих исключению в связи с прекращением деятельности, более не соответствующих критериям или отсутствием отчетности;
  • Сведений, находящихся в реестре по источникам ЕГРЮЛ, ЕГРИП или дополнительных данных о деятельности, контрактах, тендерах.

Исключение из реестра малых предприятий, превысивших предельные показатели численности, долей участия в капитале или выручки, осуществляется не по истечению периода. Лишение статуса малого предприятия производится, если превышение лимитов имеется в течение идущих подряд 3 календарных лет.

Обязательные сведения, содержащиеся в реестре

Данные о лицах, размещенные в базе сервиса, позволяют подтвердить статус малого предприятия. В реестре указываются:

  • Наименование предприятия, ИНН;
  • Месторасположение организации или регистрация ИП;
  • Категория принадлежности компании к микро, малому или среднему предприятию;
  • Информация о видах деятельности, наличии лицензии и прочие сведения;
  • Данные о контрактах, реализованных в предшествующем году;
  • Дата записи и обновления информации.

Кроме информации, внесенной регистратором в автоматическом режиме, предприятия могут внести дополнительные сведения. В дополнение к общей федеральной базе создан отдельный реестр регионального уровня об МСП, получающих государственную поддержку. Информация формируется после начала получения субсидий с сохранением данных в течение 3 лет после окончания предоставления помощи. Сведения необходимы для контроля целевого использования государственных средств.

При поиске предприятий со статусом МСП более достоверную информацию можно получить из реестра федерального уровня. Региональные реестры не всегда включают в перечень предприятия со статусом МСП. Одновременно малые организации или ИП, которые не получали поддержки, не будут внесены в базу.

Изменение информации, размещенной в реестре

Самостоятельная регистрация в ресурсе не предусмотрена. Поступление, изменение, удаление информации производится через регистрирующий орган. Дополнить информацию частного характера о продукции, тендерах, контактах, сайте, телефоне предприятие может после авторизации на ресурсе с использованием усиленной квалификационной подписи.

Предприятия, обнаружившие отсутствие о них сведений или их недостоверность, могут обратиться с электронным сообщением на сайт. При направлении запроса важным реквизитом является код ИФНС, осуществляющий учет. Отсутствие реквизита не позволит регистратору рассмотреть заявку. Выявленные по факту обращения расхождения будут устранены в ежегодном изменении информации по данным, имеющимся на 1 июля текущего года.

Льготы, возникающие у предприятий при отражении данных в реестре

Предприятия малого бизнеса имеют ряд преимуществ благодаря открытому доступу к информации, имеющей официальный источник формирования. Удостоверения о статусе малого предприятия не предусмотрено, что упрощает подтверждение принадлежности к МСП по данным реестра.

Предприятия имеют возможность:

  • Получить преимущество в виде оперативной подачи заявки при участии в тендерах по госзакупкам;
  • Сократить время при подтверждении права на каникулы в отношении неналоговых проверок;
  • Снизить затраты и время на подготовку документов для получения субсидии в форме государственной помощи, направляемой на развитие бизнеса;
  • Подтвердить право на преимущественный выкуп муниципальной собственности, имеющейся в аренде;
  • Сделать доступной информацию о деятельности деловым партнерам, расположенным в других регионах.

Открытый доступ к информации о предприятии позволяет оперативно предоставить потенциальным партнерам сведения о компании, продукции, контрактах и прочих данных.

Ответы на вопросы

Вопрос № 1 . Как поступить в случае размещения в реестре предприятия, не принадлежащего к категории малого? Исключение информации требуется в связи с получением кредита.

Ответ: Для исключения данных необходимо отправить электронное сообщение на сайт. По результатам проверки сведения будут исключены в порядке ежегодного обновления информации.

Вопрос № 2 . Почему выгодно получить статус малого предприятия?

Ответ: Организации или ИП со статусом малого имеют право вести упрощенный учет без использования ряда ПБУ, представлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном количестве форм, получать пониженные региональные ставки при ведении специальных режимов. Малый бизнес имеют квоты по тендерам госзакупок и финансовую поддержку со стороны государства.

Вопрос № 3 . Как определяются предельные показатели численности или выручки при отнесении к малым предприятиям?

Ответ: Верхняя граница показателей является допустимой. Например, при наличии среднесписочной численности в количестве 100 человек лимит не считается превышенным.

Вопрос № 4 . Какие субъекты РФ могут быть представлены в составе 25% доли уставного капитала малого предприятия?

Ответ: В состав учредителей могут входить коммерческие предприятия, государственный или муниципальный капитал, некоммерческие общественные, религиозные организации.

Вопрос № 5 . Влияет ли выбранная система налогообложения на получение статуса малого предприятия?

Ответ: В состав критериев отнесения субъекта к малому предприятию вид налогообложения не входит. Статус определяется по составу участников в доле капитала, численности, доходу и иным показателям, зависящим от специфики деятельности.

Орлова О.Е.

С 01.08.2016 на сайте налоговой службы успешно работает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, организованный в форме открытого электронного сервиса. Он предназначен для удовлетворения нужд всех заинтересованных пользователей. Как функционирует данный сервис? В чем его преимущества? Какие хозяйствующие субъекты включены в реестр? Как часто обновляются сведения реестра? Обо всем этом – далее в статье.

Основные цели реестра

Для обобщения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209‑ФЗ) предусмотрено ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Единый реестр). Ведение Единого реестра возложено на Федеральную налоговую службу (ч. 2 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Включение организации (предпринимателя) в Единый реестр означает соответствие критериям субъекта МСП, установленным Законом № 209‑ФЗ; дополнительного подтверждения статуса МСП со стороны хозяйствующего субъекта не требуется.

В том виде, в котором ФНС продемонстрировала общественности Единый реестр, он представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных о субъектах МСП, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории МСП.

Создание Единого реестра преследовало следующие цели:

    снижение затрат предпринимателей и органов государственной власти, связанных с необходимостью подтверждения статуса МСП для участников программ поддержки;

  • обеспечение организации формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов МСП для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки;
  • обеспечение реализации «надзорных каникул» для малых предприятий;

    повышение качества проработки мер поддержки МСП;

    максимальное раскрытие информации о видах деятельности субъектов МСП и производимых ими товарах, работах, услугах, в том числе о производимой инновационной, высокотехнологичной продукции.

Состав информации Единого реестра

Состав сведений, вносимых в Единый реестр, установлен ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ и включает:

1) наименование юридического лица или фамилию, имя и (при наличии) отчество ИП;

3) место нахождения юридического лица или место жительства ИП;

4) дату внесения сведений о юридическом лице или об ИП в Единый реестр;

6) указание на то, что юридическое лицо или ИП является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным ИП;

9) сведения о производимой юридическим лицом, ИП продукции (согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ) с указанием на ее соответствие критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

10) сведения о включении юридического лица, ИП в реестры (перечни) субъектов МСП – участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках , и субъектами МСП;

11) сведения о наличии у юридического лица, ИП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе , и (или) договоров, заключенных в соответствии с Законом о закупках;

12) иные сведения, включаемые в Единый реестр в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без каких-либо дополнительных административных процедур.

*
Кроме сведений, установленных ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ, субъекты МСП могут самостоятельно внести в Единый реестр дополнительную информацию о себе, например, контактные данные (адрес электронной почты, телефон, сайт).

Порядок присвоения и изменения статуса субъекта МСП

В настоящее время в Едином реестре числятся субъекты МСП на основе имеющихся в распоряжении ФНС сведений за 2015 год по состоянию на 01.07.2016. Если организации (предприниматели) предоставили уточненные данные за 2015 год в срок до 01.07.2016, то в текущей версии Единого реестра, сформированной 01.08.2016, сведения представлены с учетом предоставленных уточнений.

Любой субъект МСП может проверить наличие информации о себе и ее достоверность. Отсутствие информации может быть вызвано следующими причинами:

– непредставлением организацией (предпринимателем) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);

– отсрочкой до 01.07.2017 отнесения к субъектам МСП акционерных обществ, отвечающих условиям по предельной доле участия других организаций в их капитале (пп. «а» п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 12 Закона № 265‑ФЗ ). Согласно Письму ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ сведения о таких акционерных обществах будут включены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании Единого реестра;

– мораторием до 01.08.2016 на условия для отнесения юридических лиц и ИП к субъектам МСП (п. 10 ст. 10 Закона № 408‑ФЗ ). Статьей 5 и п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ в состав субъектов МСП с 23.06.2016 включены потребительские кооперативы всех видов, а не только сельскохозяйственные, как было в прежней редакции ч. 1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, вступившей в силу 01.01.2016. Сформированный 01.08.2016 Единый реестр содержит информацию только о сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Сведения об иных МСП (за исключением сведений о вновь созданных таких кооперативах) будут внесены в Единый реестр 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017 при ежегодном формировании реестра (ст. 11, п. 1 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом сведения о вновь созданных потребительских кооперативах (всех видов) будут вноситься в Единый реестр 10‑го числа месяца, следующего за месяцем внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании потребительского кооператива (ст. 5, п. 3 ст. 13 Закона № 222‑ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ категория субъекта МСП изменяется, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, если иное не установлено указанной статьей.

Здесь уместно напомнить, что с 01.01.2016 изменены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП . Если раньше использовались показатели «средняя численность работников» и «выручка от реализации», теперь их заменили «среднесписочная численность работников» и «доход от осуществления предпринимательской деятельности». Потребность в изменениях обусловлена в том числе переходом на автоматическую обработку данных в Едином реестре. Предельные значения предпринимательского дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Указанное постановление вступило в силу с 01.08.2016, то есть с момента начала действия Единого реестра.

В связи с тем, что нормы п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016, Письмом ФНС России № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта МСП. Налоговая служба сообщает, что впервые категория субъекта МСП может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 по состоянию на 01.07.2019 в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209‑ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016 – 2018 годы).

Периодичность обновления сведений Единого реестра

Итак, первое формирование и размещение сведений Единого реестра произошло 01.08.2016 по состоянию на 01.07.2016. В дальнейшем (в 2017 году и потом) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов МСП будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении ФНС по состоянию на 1 июля (п. 1, 4 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ). При этом предусмотрено ежемесячное (10‑го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

    внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных ИП (п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);

    исключение сведений о юридических лицах, ИП, прекративших деятельность (п. 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);

    актуализация сведений, индивидуализирующих юридическое лицо или предпринимателя, – наименования или фамилии, имени и (при наличии) отчества, места нахождения или жительства, видов осуществляемой деятельности, выданных лицензий (п. 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ);

    внесение сведений о производимой продукции, об участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц (п. 6 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Дополнение и изменение сведений субъектами МСП

Потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов МСП возникает, во-первых, если они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, а во-вторых, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (п. 9 – 11 ч. 3 ст. 4.1 Закона № 209‑ФЗ).

Если организации (предприниматели) при проверке Единого реестра установили, что сведения о них отсутствуют или неверны, то им необходимо воспользоваться сервисом, размещенным на официальном сайте ФНС по адресу https://rmsp.nalog.ru/index.html . Вход в сервис осуществляется в разделе «Информация по работе с реестром», подраздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?». При входе в сервис пользователю предлагается указать, какие из перечисленных сведений не верны. По результатам анализа представленных в заявке сведений пользователю направляется сообщение о включении (корректировке) данных Единого реестра либо об отсутствии оснований для включения (корректировки) сведений.

В разделе «Часто задаваемые вопросы» электронного сервиса размещен Порядок представления сведений субъектами МСП в электронном виде через официальный сайт ФНС России в сети «Интернет» . Согласно этому Порядку для представления субъектами МСП сведений в электронном виде о производимой продукции, программах партнерства, а также о контрактах (договорах) в целях ведения Единого реестра следует:

а) установить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ему ключ электронной подписи, выданный удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи , и программу CryptoPro;

б) войти в сервис и пройти аутентификацию по ИНН, присвоенному субъекту МСП.

В Порядке пошагово описано создание нового документа, редактирование ранее сформированного документа, изменение его статуса, так что никаких затруднений с использованием электронного сервиса у пользователей возникать не должно.

Заключение

Субъектам МСП экономически выгодно, чтобы сведения, содержащиеся в Едином реестре, были полны и достоверны. Наличие организации (предпринимателя) в Едином реестре дает право на «налоговые каникулы», мероприятия поддержки, установленные Законом № 209‑ФЗ, а также открывает доступ к государственным закупкам. В связи с этим не будет лишним отметить, что с 2017 года к контрактной системе подключаются унитарные предприятия , что означает увеличение спроса на товары (работы, услуги) субъектов МСП.

Во исполнение ст. 16 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи» Минкомсвязь как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 321‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц».