Риск ориентированный анализ. Памятка Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Как определяется класс риска


Опасность в любой сфере деятельности имеет количественную характеристику и зависит от многих факторов, которые постоянно изменяются во времени. Одним из наиболее характерных проявлений опасности является риск. Риск действия или риск бездействия имеющийся у 90% причин аварий травм на производстве.

Сущность риска. Риск-ориентированный подход как способ предотвращения рисков

Понятие "риск" не имеет однозначного определения. Отсутствует общепризнанная система терминов в оценке риска. Чаще всего применяют понятие "опасность" и "риск". Трактовка этих терминов не согласованы, поэтому важно дать точное их определение, которое бы отражало взаимосвязи и противоречия между обществом, окружающей средой и новейшими технологиями. Источником опасности и риска для здоровья человека могут быть общество, окружающая среда и техника вместе или каждый из этих факторов в отдельности, то есть можно выделить источники опасности и риска природного, социального или природно-социального генеза (развития).

В широком трактовке риск понимается как поступок, который осуществляют в условиях неопределенности, однако риском может быть и пассивность, бездействие. Как правило, человек рискует, чтобы достичь желаемой цели, или избежать физической опасности. Следовательно, риск можно расценивать и как опасную условие, и как поступок (опасное действие человека как элемента системы).

Риск - статистическая частота вероятности возникновения опасностей, т.е. неблагоприятных обстоятельств, как / могут реализоваться в нежелательную событие; количественная характеристика опасностей.

Последствия или количественная оценка ущерба, причиненного опасностью, зависят от многих факторов, например, от численности людей, которые находились в опасной зоне, количества и качества материальных ценностей, пострадавших, природных ресурсов, перспективности зоны и т.

В структуре предметной деятельности риск выполняет различные психологические функции. Он может быть и целью деятельности человека, и ее мотивом, если она стремится острых ощущений. Психологи считают, что потребность в риске есть у каждого.

По степени допустимости риск бывает таким, которым можно пренебречь, допустим, предельно допустимый, чрезмерный, однако достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютной безопасности, на практике невозможно.

На данный момент самой распространенной является концепция допустимого (приемлемого) риска. Ее суть заключается в достижении такого уровня безопасности, который общество может принять (экономически оправдать). Допустимый риск определяют как реально существующий в определенном виде деятельности, не содержит осведомленного человека от действий, связанных с вероятной опасностью. Итак, допустим риск - это компромисс между уровнем безопасности и реализацией технических, экономических, социальных и политических возможностей государства.

Увеличивая расходы, можно значительно уменьшить величину риска, но экономические возможности для повышения технической безопасности достаточно ограничены. Чрезмерный расход бюджетных средств на техническое снижение риска может нанести ущерб социальной сфере (уменьшаются расходы на медицину, образование, пенсии) и увеличить экономический риск. Необходим баланс между затратами на техническую и социальную сферы. На это нужно учитывать при выборе допустимого риска, с которым общество должно согласиться.

В некоторых странах мира (Голландия, Швеция и др.) Уровень допустимого риска установлено законодательно, например, максимально допустимым уровнем индивидуального риска гибели живых существ считают вероятность 10-6 в год. Очень малым является индивидуальный риск гибели 10-8 в год, максимально допустимый риск для экосистем такой, при котором может пострадать не более 5% вида биоценоза.

Для сравнения риска и выгоды в некоторых странах введен финансовую оценку жизни человека. В Украине многие специалисты выступают против этого, отмечая, что человеческая жизнь святое и оценить его финансово нельзя. Однако с целью защиты человека необходимо оценивать жизнь, особенно когда речь идет о направлении средств на спасение человека или компенсацию за причиненный вред. В США человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. До 7 млн долл. (В зависимости от штата). Внедрение концепции приемлемого риска, хотя некоторые критикует ее за анти гуманный подход, позволит значительно повысить безопасность техносферы и человека.

В Украине единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них до сих пор ориентирована преимущественно на реагирование и преодоление последствий опасностей. Это негативно сказывается на возможностях, действенности мер, уменьшении убытков и снижении рисков. Опыт развитых стран подтверждает, что защита населения и территорий должна основываться на управлении рисками природно-техногенного характера путем применения превентивных мер, введения новых количественных методов оценки техногенных и природных рисков. Необходимо постепенно менять рефлективную модель управления и переходить к стратегии, сосредоточенной на предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций и их минимизации. Поэтому актуальными являются введение риск-ориентированного подхода для снижения риска возникновения кризисных явлений и разработке государственных программ в области предотвращения нежелательных событиям и их ликвидации.

Риск-ориентированный подход - комплекс организационных мероприятий, предусматривающий мониторинг, анализ, оценка риска любого предприятия на основе вероятностного анализа безопасности с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и управления риском в целом.

Основными задачами риск-ориентированного подхода является обеспечение безопасности промышленных и складских зданий (сооружений), сложных потенциально опасных объектов и объектов повышенной опасности, предприятий, технических систем, объектов с массовым пребыванием людей (аэропорты, морские, речные, железнодорожные и автомобильные вокзалы республиканского и областного значения, станции), которые имеют стратегическое значение для экономики государства. Наличие в Украине более 17 тыс. Потенциально опасных объектов обуславливает высокую вероятность возникновения кризисных ситуаций, которые потенциально угрожают человеку, экономике и окружающей среде. Это актуализирует создание реальных научных основ для разработки методов оценки опасности объектов и научных основ концепции приемлемого уровня риска (социально, экономически, технически и политически обоснованного риска, который не превышает предельно допустимого уровня).

Переход к анализу и управлению рисками имеет не только обеспечить преодоление негативной тенденции к росту количества чрезвычайных ситуаций, но и минимизировать их негативные последствия: человеческие потери, финансовые убытки, нанесение ущерба окружающей среде.

Основы риск-ориентированного подхода применяют как в стратегическом планировании, так и в повседневной деятельности службы гражданской защиты. Одним из возможных направлений совершенствования работы в этой сфере более эффективное проведение практических мероприятий по предотвращению возникновения опасных ситуаций и минимизации их негативных последствий. Это можно осуществить путем заимствования передового эффективного опыта регулирования государственной безопасности стран Европы.

За риск-ориентированного подхода процесс управления безопасностью предполагает следующие этапы:

1. Идентификация факторов риска. Она заключается в выявлении всех источников опасности (угроз), событий, инициирующих возникновение аварий или чрезвычайных ситуаций, описании объекта и существующих средств защиты, возможных сценариев развития событий и их ранжирование.

2. Оценка риска. Это процесс определения вероятности возникновения негативного события (аварии) в течение определенного периода и масштабности последствий для здоровья людей, имущества и окружающей среды.

3. Управление риском. В сфере природно-техногенной безопасности оно ориентировано на минимизацию социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в Украине путем внедрения современных механизмов регулирования на основе риск-ориентированного подхода и обеспечения приемлемого уровня безопасности населения и территорий. Для достижения задекларированной цели необходимо развивать:

Систему мониторинга, анализа риска и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в качестве основы деятельности, направленную на снижение рисков их возникновения;

Систему предотвращения чрезвычайных ситуаций и механизмов государственного регулирования рисков;

Систему ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Систему подготовки руководящего состава органов управления, специалистов и населения для снижения рисков и уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций.

Риск-ориентированный подход предполагает также нормирования рисков - нормативно-правовую деятельность по разработке и утверждении норм техногенной и природной безопасности, правил и регламентов хозяйственной деятельности, которые выясняются на основе значений риска в приемлемых пределах. Оно помогает установить границы допустимости техногенной деятельности. Для введения в Украине нормирования рисков чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера необходимо создать государственную систему нормирования. Для ее эффективного функционирования следует: разработать единые методологические подходы к оценке рисков источников опасности различных природы и вида, которые существуют на территории Украины; учитывать все факторы и источники опасности, влияющие на величину риска чрезвычайных ситуаций; учитывать техногенную нагрузку и природно-климатические особенности территорий, значимость всех последствий (экономических, экологических, социальных), которые могут быть вызваны ожидаемыми чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Сейчас риск-ориентированный подход к оценке экологических проблем является перспективным направлением, быстро развивается. Применение его позволяет решить определенные проблемы токсикологии и гигиенического нормирования. На основе анализа риска можно построить новую токсикометрии с соответствующим математическим аппаратом, унифицировать гигиеническое нормирование на основе создания новой методической оазиса. Так, в отличие от токсичных, канцерогенных факторы не имеют явного порога действия, который можно четко определить единое гигиеническое нормирование, поэтому в пределах традиционных подходов невозможно установить нормирования. Риск-ориентированный подход можно использовать как для пороговых токсичных, так и беспороговая канцерогенных факторов, помогает сблизить пороговисть и безпороговисть как принципы гигиенического нормирования.

Ориентиром для становления уровней приемлемого риска в Украине является значение рисков в развитых странах: минимально возможный риск - не более чем 1 10-6; предельно допустимый - меньше, чем 1 10-4.

Методологию риск-ориентированного подхода применяют как в стратегическом планировании, так и в повседневной оперативной деятельности.

1. Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.

В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

3. Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется соответствующим органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).

5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.


опасности

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск

Значительный риск

Средний риск

плановая проверка проводится не чаще одного

Умеренный риск

раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Низкий риск

плановые проверки не проводятся

Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.

6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

С недавнего времени при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) используется риск-ориентированный подход. Применение такого подхода закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанной статьей в качестве основных целей использования риск-ориентированного подхода выделяются:

  • оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

При этом определяется риск-ориентированный подход как метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

При этом отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, приложением к которым установлены категории риска и классы (категории) опасности. В зависимости от того, к каким классу опасности и категории риска отнесена та или иная компания, определяется частота проведения в ней плановых проверок.

Категории риска Классы (категории) опасности Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий риск 1 класс плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Высокий риск 2 класс
Значительный риск 3 класс
Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Умеренный риск 5 класс
Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся

Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизировать причинение вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий невыполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, так же как и критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности. Оценка тяжести последствий невыполнения субъектами предпринимательства требований проводится с учетом:

  • возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда;
  • возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев;
  • трудности преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

При оценке вероятности негативных последствий несоблюдения юридическими лицами и предпринимателями таких требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов государственного контроля (надзора) информация о результатах ранее проведенных проверок этого лица и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

Что важно, отнесение объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3-му классам опасности предполагает обязательное размещение органом государственного контроля (надзора) соответствующей информации об этих объектах на своем официальном сайте, что делает деятельность контрольно-надзорных органов гораздо более открытой, а проверки, осуществляемые государственными органами, – значительно более прогнозируемыми.

Рассмотрим для примера, как риск-ориентированный подход применяется органами Федеральной службы по труду и занятости РФ.

Так, Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. №875 определяется, что проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Вместе с тем, в Приложении к Положению №875 определены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска, и каждый работодатель, взяв их за основу, может попытаться определить самостоятельно, к какой категории риска он относится. При этом в большей степени категории риска зависят от численности работников организации, а также от количества и степени тяжести несчастных случаев, которые случаются в организации, наличия административных санкций в отношении работодателя.

Работодатели, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, уже сегодня могут увидеть себя в соответствующих разделах на сайте Роструда в сети Интернет. Именно «обладателям» этих категорий придется встречаться с инспекторами наиболее часто. Небольшим организациям повезло больше – в большинстве своем им таких свиданий удастся избежать.

Риск-ориентированный подход начал массово применяться контрольно-надзорными органами с 1 января 2018 года. При этом существует Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, который утвержден 17 августа 2016 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 806, и уже претерпел несколько редакций, последняя из которых пополнилась федеральным государственным контролем за деятельностью аккредитованных лиц (п. 38 введен Постановлением Правительства РФ от 30.03.2017 №360).

В настоящее время Перечень объединяет 38 видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” в число видов надзора с использованием риск-ориентированного подхода введен федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для удобства все виды государственного контроля (надзора) отражены в таблице с указанием органа, ответственного за осуществление конкретного вида контроля.

Вид государственного контроля (надзора), осуществляемый с применением риск-ориентированного подхода Орган, осуществляющий данный вид контроля
1. Федеральный государственный пожарный надзор.
2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством.
3. Федеральный государственный надзор в области связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)https://rkn.gov.ru/
4. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)https://www.rostrud.ru/
5. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.
6. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения. Министерство внутренних дел Российской Федерацииhttps://мвд.рф
7. Федеральный государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ). Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)
8. Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
9. Региональный государственный экологический надзор. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)http://rpn.gov.ru/
10. Государственный земельный надзор. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)http://rpn.gov.ru/
11. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор).
12. Федеральный государственный ветеринарный надзор. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)http://www.fsvps.ru/
13. Региональный государственный ветеринарный надзор. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)http://www.fsvps.ru/
14. Федеральный государственный транспортный надзор.
15. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)http://rostransnadzor.ru/
16. Лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор)http://rostransnadzor.ru/
17. Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)http://fsrar.ru/
18. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)http://www.mchs.gov.ru/
19. Лицензионный контроль за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)http://www.mchs.gov.ru/
20. Лицензионный контроль за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)http://www.mchs.gov.ru/
21. Государственный надзор в области гражданской обороны. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)http://www.mchs.gov.ru/
22. Государственный надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)http://www.mchs.gov.ru/
23. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
24. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)http://www.fsvps.ru/
25. Государственный контроль за обращением медицинских изделий. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)http://www.roszdravnadzor.ru/
26. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)http://www.rospotrebnadzor.ru/
27. Федеральный государственный энергетический надзор.
28. Региональный государственный строительный надзор. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)http://www.gosnadzor.ru/
29. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.
30. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)https://fas.gov.ru/
31. Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)https://fas.gov.ru/
32. Федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов). Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)https://fas.gov.ru/
33. Государственный надзор в сфере рекламы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)https://fas.gov.ru/
34. Федеральный государственный метрологический надзор, осуществляемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)https://www.gost.ru/portal/gost
35. Лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.
36. Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерацииhttp://www.minstroyrf.ru/
37. Государственный жилищный надзор. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерацииhttp://www.minstroyrf.ru/
38. Федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация)http://fsa.gov.ru/

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал разработанное при участии экспертов Открытого правительства постановление о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля. Согласно этому документу, уже в 2017 году интенсивность и форма проверок по трём видам надзора - санитарно-эпидемиологическому, пожарному и надзору в области связи - будет зависеть от степени рисков на том или ином объекте. Таким образом, переход ведомств на «умный» контроль теперь закреплён официально. С 2018 года на новую модель предстоит перейти всем контрольно-надзорным органам.

Суть состоит в том, чтобы направить основное внимание контрольно-надзорных органов туда, где риск нарушений очевидно выше. Это должно избавить добросовестных представителей бизнеса от излишней административной опеки… Это, действительно, часть масштабной работы по совершенствованию контрольно-надзорных функций государства. Документы готовились с участием бизнес-сообщества и членов Экспертного совета», - отметил Дмитрий Медведев в ходе заседания Правительства 25 августа.

Постановление о риск-ориентированном подходе разработано в рамках утверждённой в апреле этого года « » совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы, которая была подготовлена в максимально публичном режиме на площадке правительственной подкомиссии под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. Проект постановления на площадке подкомиссии, замечания бизнес-сообщества и при Правительстве РФ были учтены при доработке документа. Напомним, реформа контрольно-надзорной деятельности входит в число проектов, которые будут реализовываться в рамках работы президентского по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Подписанное постановление является частью большой работы и фиксирует чёткий подход, который обязаны будут внедрить все без исключения контрольно-надзорные органы в рамках реализации приоритетного национального проекта по реформе контроля и надзора. Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%, а отдельные категории бизнеса, в которых потенциальные риски для безопасности государства и общества минимальны, и вовсе перестали подвергаться плановым проверкам. В России риск-ориентированный подход до сих пор внедрялся в в пяти ведомствах, на которые приходится 75–80% всех проверок. Это МЧС, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Роструд. В ходе пилотных проектов были наработаны успешные практики, которые теперь необходимо масштабировать. С 2017 года "умная" модель проверок теперь уже в обязательном порядке будет внедряться в МЧС, Роспотребнадзоре, Федеральном медико-биологическом агентстве и Роскомнадзоре», - говорит Михаил Абызов.

Правила и критерии отнесения проверяемых объектов к тому или иному классу опасности или категории риска установлены постановлением Правительства. Все проверяемые объекты разделяются на 6 категорий риска. Они будут присваиваться не только исходя из потенциальной опасности, но и в зависимости от того, насколько часто выявляются нарушения на том или ином объекте.

Объекты 1, 2 и 3 классов опасности, риски на которых оцениваются как чрезвычайно высокие, высокие и значительные, будут подвергаться регулярным плановым проверкам. Речь идёт, к примеру, об организациях, эксплуатирующих радиационно и ядерно опасные производства, объектах по уничтожению химоружия, лабораториях, работающих с патогенными микроорганизмами. На предприятиях среднего и умеренного риска плановые проверки нельзя будет проводить чаще одного раза в период, предусмотренный конкретным видом госконтроля. А объекты 6 класса опасности будут освобождены от плановых проверок.

Таким образом, внимание проверяющих органов будет сконцентрировано на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны - освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков. Постановление также предусматривает возможность перехода из одной категории риска в другую в зависимости от качества соблюдения требований. Но важно, чтобы ведомственные методики отнесения к категориям риска были максимально прозрачны и понятны как предпринимателям, так и простым гражданам, и чтобы можно было безошибочно определить, к какой категории относится объект», - считает Михаил Абызов.

О результатах реализации постановления МЧС, ФМБА, Роспотребнадзор и Роскомнадзор должны будут доложить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы до 1 февраля 2017 года. По итогам внедрения риск-ориентированного подхода в этих ведомствах методика распределения объектов по категориям риска может быть усовершенствована, полагает министр. Предполагается, что с 2018 года новая модель должна распространиться на все виды контроля и надзора, подпадающие под действие 294-ФЗ о защите прав предпринимателей. Поэтому, по словам Михаила Абызова, планы проверок на 2018 год необходимо будет составлять уже с учётом риск-ориентированного подхода.

Комплексная реформа системы государственного контроля и надзора осуществляется по поручению главы государства в формате Открытого правительства. Летом текущего года в рамках реформы был подготовлен и принят Госдумой в 294-ФЗ, вступающих в силу с 2017 года. Он обеспечит защиту прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Поправки, в том числе, дают нормативную базу для применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Одним из ключевых моментов реформы, как ожидается, станет принятие в этом году федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Для работы над этим фундаментальным документом по поручению главы государства создана межведомственная рабочая группа, которую возглавляет Михаил Абызов.

Президент РФ Владимир Путин по итогам состоявшегося 22 июля с членами Правительства, посвящённого совершенствованию госконтроля, поручил кабмину до 31 декабря текущего года обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорных мероприятий, а также оптимизацию таких мероприятий на региональном и муниципальном уровнях. Ответственными за это в Правительстве главы Минэкономразвития и Минюста, а также министр РФ Михаил Абызов.

По мнению экспертов Открытого правительства, подписание постановления о риск-ориентированном подходе – это один из признаков наступления оттепели в сфере госрегулирования и надзора.

Подписанное постановление Правительства, официально утверждающее новый подход в госконтроле, - это взвешенный, компромиссный во многом результат совместной работы экспертного и делового сообщества и представителей госорганов, которую координировал министр Михаил Абызов. У предпринимателей наконец появились критерии, когда и при каких обстоятельствах надзирающий орган может прийти с проверкой. Это огромный шаг вперед, это настоящая революционная история», - считает вице-президент ОПОРА РОССИИ Марина Блудян.

Вступление в силу новых правил контрольно-надзорной деятельности довольно быстро приведёт к улучшению положения предпринимателей, в особенности малого и среднего бизнеса, уверен сопредседатель «Деловой России», член Экспертного совета при Правительстве Алексей Репик.

Безусловно, разделение бизнеса по уровню опасности с соответствующим перераспределением внимания проверяющих органов - это плюс. Причем положительный эффект будет ощутим не только для предпринимателей, но и для самих контролеров. Во-первых, органы проверки смогут оптимизировать свои трудовые и финансовые ресурсы. Во-вторых, эффективность проверок должна вырасти. Когда объект заведомо отнесен к тому или иному классу опасности, это уже не поиск иголки в стоге сена, а целенаправленная работа по поддержанию эпидемиологической ситуации в норме, по сохранению окружающей среды», - считает он.

Теперь, по словам Алексея Репика, необходимо будет работать над введением аудита контрольно-надзорной деятельности и отказываться от «проверок по расписанию», которые делаются лишь «для галочки».

Для бизнеса переход на риск-ориентированный подход будет полезен с точки зрения сокращения затрат на взаимодействие с органами госконтроля, считает директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС, член Экспертного совета при Правительстве Владимир Южаков. Но в то же время, по его словам, пока не понятно, сколько будут стоить для бизнеса неизбежные "бюрократические процедуры и торги" за отнесение к невысоким классам опасности.

Устанавливая категории рисков и классы опасности деятельности бизнеса и производственных объектов, нужно одновременно смотреть, целесообразно ли сохранение госконтроля в отношении деятельности и производственных объектов с невысокими классами опасности с учетом возможности его замещения негосударственными инструментами контроля. А в части деятельности и производственных объектов с высокими классами опасности нужно оценивать результативность госконтроля и его вклад в защиту охраняемых законом ценностей», - считает эксперт.

  • Постановление Правительства о применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля

Постановление от 17 августа 2016 года №806. Утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности. В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Справка

Подготовлено Минэкономразвития России в целях реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"» (далее – Федеральный закон №246-ФЗ).

Федеральным законом №246-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2018 года органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов госконтроля применяется риск-ориентированный подход. Такие виды госконтроля определяются Правительством России.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.

Подписанным постановлением утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности.

В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную модель при отдельных видах госконтроля определён перечень видов государственного контроля (надзора), при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года. В этот перечень включены:

  • федеральный государственный надзор в сфере связи;
  • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, который проводится Роспотребнадзором и Федеральным медико-биологическим агентством;
  • федеральный государственный пожарный надзор.

В положения о федеральном государственном надзоре в сфере связи, федеральном государственном санитарно-эпидемиологического надзоре и федеральном государственном пожарном надзоре внесены изменения, которыми, в частности, устанавливаются категории риска или классы опасности, которые применяются при этом виде контроля (надзора); критерии отнесения объектов контроля к определённой категории риска или определённому классу опасности; периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенных объектам контроля категории риска или класса опасности.

Принятые решения направлены на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности.