Чем отличается жизнь сельского жителя и горожанина. Характеристика городской и сельской социальной среды Что характерно для сельского образа жизни


Социальная среда оказывает огромное влияние на подростков. Однако социальная среда включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания – в городе или сельской местности. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях. Поэтому дадим характеристику сельскому и городскому поселениям, охарактеризуем особенности уклада жизни их жителей.

Сельские поселения. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями туда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни, ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна "открытость" общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта, а также близость к городу и большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский тип поселения влияет на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), то есть практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.

В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Городские поселения. Для города характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специальные условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видом отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми, наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной, существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризуется также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки:

· преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

· небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, "автомобильные" связи и пр.);

· высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

· многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

· неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

· слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности .

Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Город создает для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности. Самый элементарный из них – территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом в юности.

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах, интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как правило идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее – воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменение видом занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько подростки реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни. Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков к осуществлению выбора.

Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъективность и субъектность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным "узлом" информации и информационным полем. Носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых серди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще. Общение между взрослыми и младшими по мере взросления ребят, как правило, становятся менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора.

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесное территориальное соседство слоев приводят к тому, что городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность "примерять" их на себя.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно представить вывод в виде таблицы, в которой кратко обозначим основные отличия образа жизни городских и сельских жителей.

Таблица. Сравнительная характеристика образа жизни в городских и сельских поселениях

Село Город
Невысокая плотность населения на ограниченной территории. Ритм жизни размерен, нетороплив. Концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории. Характерен быстрый ритм жизни.
Открытость общения, невозможность сохранения принципа "конфиденциальности" в общении (все друг о друге знают). Преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях
Низкая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности. Малые возможности трудовой мобильности. Малая развитость системы досуговых учреждений (кружков, секций). Высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах)
Сохраняются уклады традиционной сельской общины. Небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, "автомобильные" связи и пр.)
Стили жизни, культурные стереотипы и ценностные ориентации остаются теми же на протяжении долгого времени не изменяясь. Многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций
Социальный статус достаточно устойчив, малая социальная мобильность. Неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность
Высокий контроль поведения человека и малозначительны роль самоконтроля. Слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности
Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская Школа оказывает значительно влияние на детей.
Альтернативы жизненного обустройства предсказуемы и не отличаются большим разнообразием. Город предоставляет огромное количество альтернатив жизненного обустройства, будучи своеобразным "узлом" информации и информационным полем
Возможность взаимодействия с ограниченным кругом лиц и групп (родственники, друзья, знакомые конкретного поселения). Возможность взаимодействия с большим и разнообразным кругом лиц и групп (не только родственники, друзья и знакомые, а люди, обладающие известностью и др.).
Стили жизни и ценностные устремления большинства сельских жителей очень похожи. Невозможно примерить другие стили жизни (по интересам, неформальные и др.) в виду осуждения таковых. Городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность "примерять" их на себя
Село предоставляет узкий круг выбора общения, систем ценностей, не позволяет полноценно раскрыть свои интересы и способности. Город предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Следовательно, можно сказать, что город обладает большим потенциалом для развития и самореализации человека, чем село.

Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, 27 % насе­ления нашей страны живет в сельской местности (по данным пе­реписи 2002 г. - около 39 млн. Это в основном совпадает с ситуа­цией в развитых странах). Весьма многочисленно оно в южных регионах России. Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере России - его сравнительно мало.

В общем виде можно назвать следующие типы сельских поселе­ний, различающихся по количеству жителей и некоторым другим признакам:

аул - горное селение в Северо-Кавказском регионе с различ­ным количеством жителей обычно моноэтнического состава;

деревня - небольшое поселение с малым количеством жителей (исторически не имевшее храма), типичное для Северо-Западно­го и Уральского регионов;

село - крупное поселение (порой с несколькими тысячами жителей), нередко хозяйственный и культурный центр для бли­жайших деревень и хуторов, а иногда и административный центр (исторически имевший храм), в последние десятилетия не всегда с моноэтническим населением; типично для Центрального, По­волжского и Сибирского регионов;

станица - крупное поселение (исторически казачье) в Севе­ро-Кавказском регионе, количество жителей может достигать нескольких десятков тысяч, состав населения нередко полиэтни-чен; хозяйственный, культурный, а нередко и административный центр для близлежащих более мелких поселений;

хутор - поселение вне сел и станиц в Северо-Кавказском ре­гионе, обособленный земельный участок с усадьбой владельца в различных регионах (в Сибири его могут называть заимкой);

стойбище - становище кочевников Сибири; оседлое поселе­ние малочисленных народов Приамурья и Сахалина.

Для сельских поселений характерны относительно малая плот­ность населения и стабильность его состава; малая степень разно­образия видов трудовой деятельности; плохо развитое обществен­ное обслуживание; почти полное отсутствие учреждений культу­ры и крайне ограниченные возможности для проведения досуга (за исключением станиц и части крупных сел).

Так, по данным переписи населения 1989 г., в Российской Федерации было почти 17 тыс. сельских поселений с количеством жителей до 6 человек, 13,2 тыс. - от 6 до 10 человек, а всего деревень с количеством жителей до 50 человек - 74,8 тыс. В таких деревнях нет ни магазина, ни клуба, ни отделения связи, ни фельд­шерско-акушерского пункта. В них, как правило, функционируют начальные малочисленные школы.

По данным на 1999 г., 34% сельских поселений не связаны дорогами с твердым покрытием с сетью путей сообщения обще­го пользования, а также постоянно уменьшается и так не очень развитое транспортное обслуживание сельских жителей. Это на­ряду с ростом транспортных расходов и другими обстоятельства­ми ведет к общему снижению социокультурной мобильности селян и росту значения внутрисельского досугового простран­ства.



Реально существующие сегодня сельские поселения можно рас­сматривать как мезофактор социализации большой части населе­ния России, ибо при всем многообразии (маленькие деревеньки, большие села, многолюдные станицы) они обладают рядом т и-пичных характеристик, которые в целом можно назвать сельским образом жизни.

Во-первых, от своеобразия природных факторов зависят особенности жилья, утвари, особенности социального взаимодей­ствия, выстраивается аграрный календарь, на основе которого формируется праздничный цикл. Семейные циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи с календарной обрядностью, таким обра­зом, также оказываются связанными с природными. Особенности дорог и водных путей, заданные географическими условиями, организуют коммуникативное и экономико-хозяйственное про­странство с другими селениями и регионами (А.С.Обухов).

Во-вторых, ритм жизни сельских жителей достаточно раз­мерен, нетороплив (кроме периодов сева, уборки и т.п.), сохра­няет элементы природосообразности. Время, как правило, не рас­сматривается ими как социальная ценность.

В-третьих, сельский труд имеет свои особенности: подчи­ненность ритму и циклам природы и неравномерность трудовой занятости в течение года; более тяжелые, чем в городе, условия труда; малые возможности для профессиональной мобильности жителей; большая слитность труда и быта, непреложность и тру­доемкость труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных хозяйствах, в саду, огороде занимает у сельских жителей, по данным последних исследований, буквально пол­жизни - в среднем 181 день в году).

В-ч е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере «публична», т. е. доступна для соседей, а «приватность», т.е. обособленность и ин­тимность, вызывает осуждение и даже агрессию окружающих.

В-пятых, для села характерна «открытость» общения, здесь отсутствует анонимность. Относительная близость в отношени­ях, отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и потенциально воз­можных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство диффе­ренцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и ин­тенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее обще­ние ее жителей.

Стабильность состава жителей сельских поселений, как прави­ло, этническая однородность, слабая социально-профессиональ­ная и культурная дифференциация, типичные тесные родственные и соседские связи способствуют сохранению в жизненном укладе селян элементов традиционного образа жизни соседской общины.

Естественно, все, о чем шла речь, может иметь более или ме­нее существенные различия в зависимости от «индивидуальных» особенностей сельского поселения. Одно дело - небольшая де­ревня, типичная для российского Севера или Нечерноземья, дру­гое - большое село, станица Ставрополья, Кубани. Важны и та­кие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба,почты, медпункта и т.д., а также близость к городу - большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский образ жизни и социализация

Деревни и села как вид поселения влияют на социализацию своих жителей почти синкретично (нерасчлененно). То есть практически маловероятно дифференцировать их влияние в процессе стихийной, относитель­но направляемой и относительно социально контролируемой со­циализации.

Наиболее явно это можно проследить в сельских поселениях, типичных для Центрального и Северо-Западного регионов России. Так, исследования, проведенные в деревнях Русского Севера, по­зволили А.С.Обухову сделать следующие выводы. В современной русской деревне продолжает превалировать принцип передачи куль­туры через межличностные взаимодействия («из уст в уста»), но при этом в личностном общении и взаимодействии происходит трансляция в первую очередь общего, народного сознания, а не личностного, индивидуального. Идентичность поколений форми­руется и укрепляется в процессе усвоения конкретной культуры. Превалирование семейного, родового, общедеревенского «мы» над индивидуальным «я» сохраняется, что также позволяет культуре быть более устойчивой. В системе традиционных нормативов в де­ревне проявление индивидуальности и личностной особенности не одобряется. Осознание и выражение себя в контексте традици­онно сложившейся системы отношений поддерживает социальную общность в стабильности. Межпоколенные конфликты в деревнях слабо выражены, так как они регламентируются рамками отно­шений между старшими, средними и младшими поколениями, которые задаются традицией. В деревнях сохранение традиций яв­ляется ценностью, а их нарушение влечет социальное осуждение.

Результатом этого является то, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жи­телей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.

При этом чем меньше деревня или село, тем теснее и всеохват­нее общение старших с младшими. В результате на селе довольно незначительны различия в нормах поведения старших и младших (одобряемого и неодобряемого). Свободное время принято прово­дить в сельском клубе или в другом месте, где собираются обычно все жители или только молодежь. В разговорах или играх могут уча­ствовать также дети и молодежь независимо от пола и возраста.

Содержательно социальный контроль во многих сельских посе­лениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Для нее характерно, по мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, то, что причудливая хозяй­ственная жизнь многих деревень порождает у их жителей комби­нацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сами сельские жители, согласно данным Г. Г. Силласте, отме­чают распространенность таких негативных явлений, как пьян­ство (92 % опрошенных), воровство (72 %), бытовое хулиганство (43 %). В селах, расположенных преимущественно на трассах, по­явились новые беды: наркомания (отмечают 17 % опрошенных сель­ских родителей и 24 % учителей), детская беспризорность (14 и 35%), проституция (12 и 20%).

Благодаря территориальной ограниченности, однородности культурного уровня жителей, тесным родственным и соседским связям все эти негативные явления влияют на социализацию всех жителей. Эта атмосфера определяет во многом и социализирую­щую роль семьи и школы в сельских поселениях.

Сельская семья играет в жизни и социализации своих членов значительно большую и несколько иную роль, чем городская, поскольку в ней обычно сосредоточены и труд, и отдых, и наибо­лее значимые социальные связи человека. Так, по имеющимся данным, сельские ребята идентифицируют себя со своими роди­телями значительно в большей степени, чем городские школьни­ки. Это, очевидно, связано с тем, что в селе не только ограничен круг общения, но и входящие в него люди мало отличаются друг от друга по социально-культурным характеристикам. Влияние семьи идет, как правило, в том же направлении, что и деревни (села) в целом, независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня ее членов.

Школа, тесно интегрированная в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений в основном в русле приня­тых в сельском социуме ценностей. В жизни своих учеников она может играть более существенную роль, чем городская - своих (хотя содержательно и качественно эта роль может быть весьма примитивной). Это связано с тем, что если она и не всегда един­ственный центр культурной жизни, то почти всегда - единствен­ное воспитательное учреждение в поселении.

Особенно нужно отметить, что у школьников, живущих в ма­леньких деревнях, обычно возникает своеобразное чувство «мест­ного патриотизма», обособленность по отношению к ребятам из других деревень. В школах, где учатся дети из разных деревень, как правило, довольно слабы контакты между учениками в классах; гораздо важнее межвозрастные контакты живущих в одной дерев­не. Более того, нередко местные нормы предписывают конфрон­тацию школьников из разных деревень, которая периодически выливается в открытые столкновения, конфликты, драки, когда в полную меру действует принцип «наших бьют!».

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоян­но растущее влияние города на село. Во-первых, средства массовой коммуникации благодаря широкому проникновению в быт села радио, кино, телевидения демонстрируют образцы городского об­раза жизни, рекламируют предметы длительного пользования, стан­дарты моды и другие элементы и черты жизни в городе.

Влияние города идет и в результате миграционных процессов. В течение десятилетий ежегодно из сел в город переезжало по нескольку миллионов человек, но у них в селе оставались род­ственники, которых они навещают, которые ездят к ним в гости (так, на лето принимают родственников-горожан до 70% опро­шенных ВЦИОМ селян). В последнее десятилетие в результате рас­пада СССР и других катаклизмов в сельских поселениях осело, по некоторым данным, несколько миллионов горожан.

Часть жителей сел и деревень, расположенных неподалеку от городов, в них работают, хотя продолжают жить в селе и не пла­нируют смены места жительства. Влияние идет и через сельскую молодежь, уехавшую на учебу или работу в близлежащие города, но на выходные и праздники приезжающую домой.

Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремле­ний сельских детей, подростков, юношей, девушек, а также и взрослых, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит опре­деленная переакцентировка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и цен­ностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-меч­той, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город.

В современных сельских поселениях под влиянием тех условий социализации, о которых шла речь выше, условно говоря, фор­мируются два типа личности (Р.В.Рывкина):

Личность, ориентированная на сельский образ жизни и име­ющая положительное отношение к деревне. Очевидно, к этому типу можно отнести тех, кто на вопрос «если бы можно было выбрать, где бы вы предпочли жить?» отвечают «в деревне» (тако­вых 62% опрошенных ВЦИОМ в 1996 г.), и уж наверняка тех, кто хочет, чтобы их дети жили в деревне (28 %);

Личность, урбанистически ориентированная, с отрицатель­ным отношением к деревне и сельскому образу жизни. Это те, кто при возможности предпочел бы жить в городе (в основном в не­большом - 22 % и лишь 8 % - в крупном), а также те, кто хотел бы, чтобы их дети жили в городе (и опять в основном в неболь­шом - 29 % и лишь 15 % - в крупном).

Весьма интересные изменения могут произойти в процессе социализации сельских жителей в связи с распространением част­ной собственности на землю.

Образ жизни сельского населения

Россия традиционно крестьянская страна и поэтому события XX в. и интенсивная урбанизация не успели вытеснить из массового сознания россиян, даже тех, что теперь живут в городах, традиции, привычки и элементы деревенского образа жизни.

Сфера труда, быта и досуга сельского населения современной России во многом отличается от условий прошлого, но определенные традиции и навыки сохранились до сих пор у старшего поколения деревенских жителей. Основная черта образа жизни крестьянина - постоянный физический труд в любой день недели, особенно во время сева, покоса, жатвы, изнурительный, от зари до зари.

На основе анализа трудовой деятельности, потребления услуг социально-бытового обслуживания и использования свободного времени можно охарактеризовать различные виды образа жизни населения в сельской местности.

Следует отметить, что в сельский образ жизни определенные изменения вносит рекреационная деятельность горожан. Во многих сельских населенных пунктах в летнее время, а иногда и большую часть года в собственных домах или у родственников живут горожане. В большинстве случаев, особенно применительно к дальним мелким поселениям, они осуществляют роль посредников между городом и сельской местностью, снабжая селян городскими товарами, лекарствами, обеспечивая ремонт бытовой техники и т.д. В определенной мере они демонстрируют сельским жителям образцы городского поведения, городской культуры, к которым особенно восприимчива сельская молодежь.

В настоящее время можно говорить и об образе жизни в самостоятельных фермерских хозяйствах, который в нашей стране совершенно не изучен. Семьи фермеров, выбравшие для себя сельский образ жизни, в то же время во многом ориентированы на городские ценности. Для них жизненно необходима высокая механизация сельскохозяйственного производства и домашнего хозяйства, наличие собственного автотранспорта, потребление элементов городской культуры -- радио, телевидение, газеты, журналы, книги.

Факторы, отрицательно воздействующие на здоровье сельчан

Труд, быт, отдых людей в сельской местности имеет ряд особенностей, связанных с регионом проживания и видом деятельности. Это и более тесный контакт с природным окружением по сравнению с горожанами, и большая зависимость от природных условий, стихийных явлений- наводнений, засух, лесных пожаров, метелей и др.

Труд на сельскохозяйственных предприятиях характеризуется рядом специфических черт. К их числу относятся двойная занятость трудоспособного населения (в общественном секторе и личном подсобном хозяйстве), неравномерное распределение труда в общественном производстве по сезонам года.

Кроме того, неравномерное участие в общественном труде отдельных категорий и групп работников (слабая занятость одних и чрезмерная занятость других), большая, чем в городе продолжительность совокупного рабочего времени населения.

Режим труда в сельском хозяйстве менее благоприятен, чем в промышленности, на транспорте и других городских видах деятельности. Помимо «разорванного» рабочего дня (например, у доярок в связи с особенностями производства, у полеводов в южных районах из-за невозможности работать на жаре в середине дня) работник сельского хозяйства не имеют регулярных выходных дней пли полных отпусков.

Для российского сельского хозяйства, которое в недавнем прошлом было практически почти полностью колхозно-совхозным важное значение приобрело личное подсобное хозяйство. С его помощью удовлетворяется основная часть потребностей сельского населения в продуктах питания. Но личное подсобное хозяйство требует больших затрат физического труда и времени. Это обстоятельство в определенной мере препятствует развитию человеческой личности из-за сокращения свободного времени.

Деятельность людей, занятых в наиболее массовых сельскохозяйственных профессиях, связана с длительным пребыванием на открытом воздухе, что определяет постоянное воздействие на организм погодных факторов.

Практически повсеместно значительное количество сельских жителей постоянно соприкасается с сельскохозяйственными животными. Это накладывает определенный отпечаток на их образ жизни и может угрожать их здоровью, особенно при контактах с больными животными. Среди животноводов и ветеринарных работников распространено такое тяжелое заболевание, как бруцеллез, повышенная заболеваемость которым в последние годы отмечалась в Восточной Сибири и Поволжье.

Регистрируется заболеваемость туберкулезом, некоторые формы которого передаются сельскохозяйственными животными. Продолжается регистрация больных лептоспирозом. Отмечаются и другие заболевания, связанные с животноводством.

Посещение территорий с природными очагами клещевого энцефалита, тулерямии, клещевого риккетсиоза, бешенства и других зооантропозов приводит к заболеваемости людей. В последние годы эти болезни наблюдаются и у горожан, занятых работами на своих садовых участках.

В современном сельском хозяйстве широко используются различные машины и механизмы. В то же время сохранилось много операций, при которых господствует тяжелый ручной труд с большими затратами энергии, -- ручная косьба, прополка, ручное доение и пр.

Наиболее массовые виды труда в сельском хозяйстве -- полеводство и животноводство. В полеводстве все виды работ (пахота, посев, уборка урожая и др.) выполняются на открытом воздухе, а рабочее место большинства механизаторов -- кабины тракторов, комбайнов, автомашин. Сельскохозяйственные работы в переходные периоды года -- весной и осенью -- выполняются при пониженных температурах, иногда под дождем. Поэтому у жителей села часто регистрируются невралгии, миалгии, ревматизм и другие заболевания, причиной которых служит охлаждение организма, особенно при физическом напряжении.

В летнее время в южных районах России наблюдаются высокие температуры воздуха в сочетании с повышенной инсоляцией. При этом температура воздуха в закрытых от пыли и выхлопных газов кабинах сельхозмашин может повышаться до 35 - 37 С, даже если температура наружного воздуха не превышает 25 °С. В подобных условиях возможно перегревание организма, возникновение тепловых и солнечных ударов. Профессиональный вред механизаторам причиняют запыленность и загазованность рабочего места, воздействие шума и вибрации. Влияние каждого из этих факторов в отдельности и особенно их сочетание оказывают крайне негативное влияние на человеческий организм и часто ведут к снижению уровня здоровья.

К перечисленным факторам следует добавить и травматизм, который очень велик среди сельского населения, в особенности механизаторов. В России среди причин смертности мужчин трудоспособного возраста травматизм устойчиво занимает первое место, заметно опережая такие причины, как сердечно-сосудистая патология. Потеря трудоспособности и гибель в результате травматизма в быту и на производстве весьма ощутима из-за пьянства и алкоголизма.

Труд животноводов также связан с рядом вредных факторов: загрязнением воздуха биогенными газами (сероводородом и аммиаком), значительной долей ручного труда при уборке помещений, уходе за животными, ручном доении. К профессиональным болезням доярок относятся нейромиозит, тендовагинит, периартрит и др.

Неблагоприятно воздействуют на окружающую среду и на здоровье населения ядохимикаты (пестициды), которые широко используются в сельском хозяйстве. Они попадают через воздух, с пищей и водой, а также через кожу и слизистые оболочки в организм и оказывают на него вредное воздействие. Доказано, что безвредных пестицидов не существует.

Гигиенически значимо поступление пестицидов через дыхательные пути. Быстрому всасыванию пестицидов в кровь способствует повышенная температура и влажность воздуха, а также значительная площадь (90 м2) дыхательной поверхности легких.

Действие ядов, поступающих в организм через дыхательные пути гораздо значительнее, чем при всасывании из желудочно-кишечного тракта. Это связано с тем что, при ингаляционном поступлении в организм яд минует печеночный барьер. При этом могут возникать острые и хронические отравления, что может повлиять на следующие поколения.

Вредное воздействие пестицидов возможно при их хранении, расфасовке, транспортировке, внесении в почву, протравливании семян, опылении и опрыскивании растений. Отравления возможны при случайном присутствии человека в зоне внесения пестицидов, а также при ветровом переносе ядовитых веществ, распыляемых с помощью наземных механизмов или авиации.

Проникновение пестицидов в организм человека вызывает повышение общей заболеваемости, развитие патологий беременности, врожденных физиологических и анатомических дефектов, торможение физического развития детей, служит причиной психических депрессий, нарушений памяти и способности к мышлению.

Кроме того, пестициды обладают выраженным канцерогенным действием.

На территориях, где пестицидные нагрузки составляет более 5 кг/га, обнаруживается повышенное содержания пестицидов в окружающей среде и продуктах питания. На этих территориях при анализе биологических сред (моча кровь) беременных женщин и молока кормящих матерей у 90 % были выявлены хлорорганические пестициды и различные концентрации солей тяжелых металлов (ртути, меди, цинка, свинца).

Изучение заболеваемости в районах высокой пестицидной нагрузки выявило у детей большое количество болезней органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также низкие показатели физического развития, особенно в период полового созревания.

Заключение. Современный горожанин стремится быть ближе к природе. Это стремление удовлетворяется строительством дачных домов и загородных коттеджей, переездом из центра города за город, а также сбором лекарственных и витаминоносных растений, грибов, ягод, рыбной ловлей и спортивной охотой. здоровье сельский животновод вредное

Современные средства связи, компьютерные технологии и транспортные коммуникации позволяют людям, живя за городом, работать в городах, что существенно меняет и оценки условий жизни в селе.

Образ жизни представляет собой совокупность различных сторон жизнедеятельности людей, их поведения в повседневной практике. В конечном счете образ жизни определяется конкретными социально-экономическими условиями данного общества, уровнем развития производительных сил и характером общественных отношений. Поэтому образ жизни в различные исторические эпохи неодинаков. Кроме того в образе жизни отражаются национальные традиции, обычаи данного народа, его менталитет, в целом духовная культура, а также имущественное положение человека, его экономический статус. В связи с этим различен по своему содержанию образ жизни общественных классов, наций, отдельных социальных слоев и групп. Существенными особенностями отличается друг от друга образ жизни людей, живущих на разных территориях и в разного типа поселениях. Эти особенности обусловлены характером труда, его технико-технологическим содержанием, территориальными параметрами жизнедеятельности населения. Нас в данном случае интересует городской образ жизни. В его основе лежит содержание индустриального труда, территориально-пространственный характер городской среды, плотность населения и другие факторы, присущие городу как типу поселения (развитость инфраструктуры, сосредоточение органов государственной власти и т. д.). Все это отражается на содержании городского образа жизни, всех его сторонах: труд, быт населения, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения.

Всякое явление глубже, системнее познается в сравнении с другими однопорядковыми с ним явлениями, через раскрытие их общего и особенного. Рассмотрение городского образа жизни мы будем вести, сравнивая его с образом жизни сельского населения, а также сопоставляя образ жизни крупных и малых городов.

Что характерно сегодня для образа жизни населения большого города?

Во-первых, раздельность места приложения труда и места проживания. В сельской местности человек и живет, и трудится в одном и том же небольшом пространстве, в границах полей, принадлежащих данной деревне. Это сегодня особенно характерно для фермерских хозяйств: земля фермера расположена, как правило, вокруг его дома. Раздельность места работы и местожительства не так сильно ощущается в малых Городах. Расстояния между ними невелики, люди часто не пользуются общественным транспортом, да и развит он в таких городах слабо. В крупном городе эта проблема стоит очень остро. Например, в Москве время поездки на работу и обратно нередко составляет два-три часа. Такое положение отрицательно сказывается на жизни работающего человека; Дорога в переполненном транспорте изматывает его силы, неприятные ситуации, иногда складывающиеся в салонах транспортных средств, травмируют нервную систему. С приездом домой у человека уже не остается ни сил, ни времени на домашнее хозяйство, поддержание чистоты в квартире, не говоря о чтении, просмотре телевизионных передач, занятиях с детьми. В целом транспорт в Москве работает неплохо по сравнению с другими городами, но он не справляется с возрастающими к нему требованиями. Открытие новых наземных маршрутов и линий метрополитена отстает от увеличения числа населения города. Транспортные проблемы присущи крупным городам во всем мире. Таким образом, сутки у рабочего человека в большом городе распадаются на три части: работа, нахождение в транспорте и сон. На другие виды жизнедеятельности времени почти не остается. Свободное время -- это только выходные дни.

Во-вторых, для городского образа жизни в значительной мере характерна индивидуально-семейная, направленность жизнедеятельности населения. В России испокон веков сущностной чертой поведения людей, всей их жизни был коллективизм. Коллективистская психология русского народа шла от крестьянского быта, основанного на общинном землепользовании и периодическом, довольно справедливом, распределении земли между крестьянскими дворами (по душам). С коллективизацией сельского хозяйства в СССР коллективистская психология крестьянина поддерживалась совместным, обобществленным трудом на колхозных полях. Коллективизм в сельскохозяйственном производстве распространялся и на межсемейные, межличностные отношения, на весь образ жизни деревенского жителя. Эта черта сельского образа жизни не утрачена и сегодня.

Жизнедеятельность горожан складывается иначе. С одной стороны, индустриальный труд носит коллективный характер. Даже более коллективный, чем труд земледельческий, ибо на крупных заводах и фабриках собраны в единые трудовые коллективы тысячи работников. Но каждый работник знает лишь нескольких непосредственных соседей по своему рабочему месту, на котором он трудится индивидуально. На деревенском же поле работа осуществляется, как правило, "артелью".

Индивидуальность как черта городского образа жизни в полной мере проявляется в его семейно-бытовой стороне. Здесь в отличие от деревни человек после работы замыкается в своей семье. Он часто не знает своего соседа, живущего за стенкой квартиры. И вообще, в городе соседство как сторона семейно-личностных отношений играет весьма незначительную роль. Люди чаще встречаются с сослуживцами по работе (ходят в гости друг к другу, вместе отдыхают). Укоренению индивидуальной направленности городского образа жизни способствует, не в последнюю очередь, наличие в городах так называемых "спальных районов". Это новостройки на окраинах города, где нет промышленных и иных предприятий. Работая в центре города, люди приезжают сюда только "спать". Здесь их жизнедеятельность почти не выходит за рамки семейного быта. В силу этого в городе значительно ослаблен социальный контроль, в то время как в деревне он стоит на высоком уровне: люди знают друг друга досконально, знают родителей, дедушек и бабушек, всех живущих в данной деревне. Поведение каждого находится под контролем всех жителей села.

В-третьих, городской образ жизни характеризуется преобладанием общественных форм удовлетворения бытовых потребностей людей и уменьшением форм семейных! В этом плане он качественно отличается от сельского образа жизни. В деревне исстари бытовые потребности человека удовлетворялись в семье. Члены семьи, как правило, умели сами шить одежду, ремонтировать обувь, изготавливать простые орудия труда. И, конечно, выращивать для своего потребления хлеб, овощи, мясо и другие продукты питания. Поэтому сельский житель с ранних лет приучается к труду в семейном хозяйстве, а затем и на поле.

В городе в силу объективных условий хозяйственно-бытовая функция семьи сужается. Горожанин не может выращивать продукты питания -- он их покупает в магазине. Он чаще всего не умеет отремонтировать свою одежду и обувь. Городская квартира не требует в отличие от деревенского дома заготовки топлива, кормов для животных.

В последние годы сфера услуг в городах значительно расширилась. Это вызвано техническим прогрессом -- увеличением количества личных автомобилей, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов. Они требуют обслуживания, ремонта. Расширение сети сервисных предприятий связано также с переходом их в частную собственность. Они дают немалый доход их владельцам, поэтому их число растет. Если в недалеком прошлом, скажем, в Москве была острая нехватка предприятий градообслуживающей сферы, то теперь другая проблема для населения -- их дороговизна. Не каждый трудящийся москвич, тем более пенсионер, может пользоваться предприятиями бытовых услуг.

В-четвертых, городской образ жизни складывается в отдалении от природы, в искусственной социокультурной среде обитания. Как бы ни был богат тот или иной город зелеными насаждениями, водными пространствами, они не могут заменить собой живой природы. Между тем человек как социально-биологическое существо нуждается в общении с естественно-природной средой, из которой он вырос и в которой исторически сформировался. Биологическое начало в человеке не исчезает с переездом его в город, со званием "горожанин". Дефицит в удовлетворении этого начала негативно сказывается на физическом здоровье человека, его психике и, в конечном счете, на его общественном поведении.

Естественно, человек, родившись в городских условиях, адаптируется к ним, его организм приспосабливается к загрязненной атмосфере и далеко не чистой экологически воде и продуктам питания. Однако адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны, сегодня они явно отстают от нарастания компонентов искусственной среды, особенно в большом городе. Это нарастание усиливается в условиях рыночных отношений. Владельцы предприятий мало заботятся о развитии инфраструктуры города, создании благоприятной для жителей общегородской обстановки, озеленении улиц. Заботу и расходы на это они перекладывают на местный бюджет, интересуясь лишь сиюминутной прибылью своих предприятий.

Чувство отдаленности от природы горожан усиливается монотонностью типовой застройки жилых окраин современных городов. Дома, как сиамские близнецы, похожи друг на друга в различных городах. Человеку их нетрудно перепутать, как тому герою известного фильма, который, попав случайно в Ленинград, не смог отличить там дом от своего дома в Москве, где он жил.

Для малых городов проблема отдаленности от природы не стоит так остро, как в крупных и сверхкрупных городах. Там жители тесно связаны с селом, чаще общаются с сельчанами, закупают у них продукты на зиму. Образ жизни малых городов приобретает характер как бы сельско-городе кого образа жизни. В настоящее время отдаленность жителей города от природы несколько компенсируется массовым приобретением горожанами садово-огородных участков, где они проводят выходные дни, отпуска, работают на земле, общаются с природой.

Таковы некоторые характерные черты городского образа жизни, в своей совокупности выделяющие его в особый тип образа жизни как социального явления.

Известно, что человек как личность формируется в зависимости от тех объективных условий, в которых он живет. Они определяют его ценностные ориентации, миропонимание, систему взглядов на окружающую действительность и свое место в ней. Не составляет исключения в этом плане и городская среда. Всеми своими сторонами она оказывает повседневное влияние на становление личности жителя города с самого его рождения. Городские стандарты жизни, в которых оказывается человек в зрелом возрасте (переезжает в город на постоянное место жительства), обусловливают его десоциализацию и ресоциализацию, адаптацию к их особенностям. С полным основанием можно говорить о "воспитании человека городом".

На какие стороны личности городского жителя оказывает город свое воспитательное воздействие? Прежде всего на его менталитет. Горожанин мыслит более широкими категориями, чем, скажем, житель деревни или небольшого поселка. Этому способствует ряд причин: широта городского пространства, нахождение в больших трудовых коллективах, многонациональность населения, система кооперационных связей между предприятиями и т.д. Важно, конечно, и то, что население города имеет возможность получить более высокое образование, чем житель села. Поэтому он мыслит уже не только конкретными, но и абстрактно-теоретическими категориями, предрасположен к обобщению жизненных фактов. Рабочий, рядовой сотрудник городского предприятия, учреждения чаще, чем житель других поселений, общается с интеллигенцией, которая сосредоточена в основном в городах. Это общение способствует росту общекультурного уровня городского населения в целом.

Городская среда воспитывает в человеке повышенное чувство интернационализма, равноправного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий. Без этого сегодня невозможна социальная стабильность в большом городе, нормальное функционирование трудовых коллективов, состоящих из представителей многих наций и социальных групп. Например, в Москве проживают представители почти всех наций и религиозных направлений, какие существуют в Российской Федерации. Дружественные, равноправные отношений между ними -- залог спокойствия жизни города.

Быстротечность, постоянная смена ритмов в развитии городской жизни вызывают стремление людей знать городские процессы, поскольку они влияют на повседневный быт, благосостояние жителей, социальный статус работников. Стремление знать все о родном городе и реальные знания о нем способствуют воспитанию у его жителей чувства городского патриотизма, желания внести свой вклад в его благополучие. Городские власти должны систематически давать информацию населению о новостях в жизни города, отвечать на вопросы граждан. В Москве такая информация регулярно идет по теле- и радиоканалам, особенно в телепрограммах: "События. Время московское" и "Лицом к городу".

Городские условия, естественно, благоприятствуют обще культур ному и профессиональному росту жителей, особенно молодежи. Молодые люди могут подготовиться и поступить в вуз, совершенствовать свою специальность как на предприятии, так и в системе послевузовского образования. В городе расположены библиотеки, театры, музеи, посещение которых способствует обогащению духовного мира человека.

Таким образом, городской образ жизни, являясь разновидностью образа жизни данного общества, сохраняет в себе основные, сущностные черты последнего. В то же время он представляет собой самостоятельный вид образа жизни как социального явления. Для него характерны такие особенности, которые качественно отличают его, скажем, от сельского образа жизни. В перспективе оба эти основные образа жизни будут, видимо, сближаться на основе постепенного преодоления социальных различий между городом и деревней, между людьми промышленного и земледельческого труда. Различий именно социальных, естественные различия будут еще долго сохраняться. Исследование процессов, происходящих в городском и сельском образах жизни, в их движении навстречу друг другу, в их взаимном обогащении -- задача социологической науки.

По степени урбанизированности среды различают городской и сельский образ жизни. Сельский (более традиционный для жителей) образ жизни характеризуется ориентацией на традиционную систему ценностей; преобладанием семейной естественной передачи ценностных ориентаций от поколения к поколению; малым потреблением опосредованной информации через прессу, каналы массовой коммуникации; относительной устойчивостью национальной и региональной специфики; традиционностью форм труда; преимущественной ориентацией на самообеспечение и самообслуживание; малым использованием сферы общественных услуг; развитостью общесемейной и неразвитостью индивидуальной деятельности; устойчивостью родственных и соседских связей и рядом других черт.

Сельский образ жизни имеет множество этнических, региональных, производственных разновидностей, которые находят отражение в характеристиках и социальных требованиях к сельскому жилищу. Идеальный традиционный сельский образ жизни встречается все реже; урбанизация и новые технологии коммуникаций постепенно проникают в село, приближая сельский образ жизни к городскому. Типы зданий в современном селе зачастую подобны многоэтажным городским, предоставляющим тот же набор коммунальных услуг.

Сельская архитектура отличается большим консерватизмом решений (рис. 2.9), широким использованием традиционных материалов и конструкций.

В то же время сейчас в село все шире проникают дачные поселения городских жителей с наиболее современными архитектурными и инженерными решениями. Это накладывает городской отпечаток на традиционную сельскую архитектуру и ведет к постепенному нивелированию неповторимой сельской архитектуры, приближению ее к городским стандартам. До сих пор традиционная сельская архитектура экологичнее по сравнению с городской, хотя и отличается меньшим кругом и разнообразием удовлетворяемых потребностей (так, в сельских домах не всегда предусмотрено центральное отопление, канализация и др.).

Городской образ жизни существенно отличается от сельского большей динамичностью социальных процессов, преобладанием передачи культуры через средства массовой информации по сравнению с передачей естественной, семейно-бытовой. Он характеризуется относительной интернационализацией быта; высокой субъективной оценкой и опережающим развитием свободно избираемой деятельности в сфере потребления информации, производственного труда, художественного, технического, научного творчества; низкой оценкой домашнего труда и активным использованием всех доступных способов сокращения затрат времени на него; широким использованием сферы культурно-бытового обслуживания при одновременном усложнении домашнего досуга и труда, при ослаблении соседских и родственных связей. Он связан с предпочтением контактов с товарищами по работе и организацией с ними совместного отдыха взамен внутрисемейного общения; для учащихся и работающих - с избытком формально-ролевого общения; для одиноких, не занятых на производстве, - с дефицитом всех видов непосредственного общения.