Организация разработки плана таможенного органа возлагается. Понятие и сущность планирования в таможенных органах. Формирование и реализация функций планирования


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Планирование является одной из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов.

Потребность в планировании возникает тогда, когда достижение цели организации зависит от целого ряда факторов: 1. факторы, обусловленные спецификой организации, например концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение организации и т.п.; 2. факторы внешней среды, например характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции; 3. критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т.п., по каждому из которых принимаются самостоятельные решения, требующие взаимоувязки. Именно в такой взаимоувязке порой перечащих друг другу подходов и состоит основной смысл планирования. Планирование способствует предотвращению ошибочных действий, снижению фактора неопределенности, установлению конкретных целей организации, а также ее процветание.

Планирование - это процесс, ориентированный на будущее, в ходе которого организация пытается определить ее состояние в настоящее время и определить направление будущей деятельности с целью улучшения ее функционирования. Это заблаговременное принятие решения о том, что, как и когда делать, и кто должен будет делать это.

В каждой организации ответственность за планирование возложена на руководителей высшего и среднего звена. Планирование осуществляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Осуществляя разработку планов руководством организации должно соотнести плановые показатели с возможностями и ресурсами необходимыми на их выполнение.

На более низких уровнях, внутри организации, руководители среднего звена планируют решение задач, помогающих достижению целей всей организации. Сюда относятся составление графика работ, прогнозирование требований материально-технического снабжения и т.д.

Цель данной работы состоит в изучении теоретических аспектов организационного планирования как фактор повышения эффективности функционирования таможенных органов.

Для достижения цели в работе определены следующие задачи:

ѕ изучить теоретические аспекты организационного планирования;

ѕ ознакомиться с особенностями применения планирования в таможенных органах;

ѕ рассмотреть проблемы организационного планирования в таможенных органах на современном этапе.

Объект исследования является организационное планирование в таможенных органах.

Предмет исследования в представленной работе - организационное планирование в таможенных органах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Понятия и роль планирования в деятельности организации

Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации .

Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.

Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, что способствует повышению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Основная цель планирования - интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов .

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

К задачам организационного планирования как к процессу практической деятельности относятся:

ѕ формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

ѕ обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период;

ѕ планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

ѕ определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

ѕ проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением

Процесс организационного планирования состоит из следующих этапов:

1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны организации.

2. Формулирование основной цели деятельности организации и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления организации.

3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расходы, структура активных операций, и т.п.; конкретизация путей решения их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений относительно приобретения и использование ресурсов, расширение или изменения организационной структуры; кадровое обеспечение.

4. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, финансовый отчет.

5. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана.

6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений - анализ причин и разработку корректирующих мероприятий; обеспечение руководства информацией о ходе выполнения плана.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

1.2 Виды планирования и их характеристика

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По продолжительности планового периода планы делятся на долгосрочные (от 5 лет и более), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и текущие (до 1 года).

Разновидностью текущих планов являются целевые планы, необходимые для проведения специальной операции или какого-либо конкретного мероприятия. Целевые планы разрабатываются в необходимых случаях для организации специальных операций, конкретного мероприятия или направления оперативно-служебной деятельности на сроки, обусловленные необходимостью достижения цели.

По масштабу и уровню (иерархии) управления планы бывают стратегические (Разрабатываются на высшем уровне), тактические (разрабатываются на среднем уровне), оперативные (разрабатываемые на низшем уровне).

Целью разработки и реализации стратегических (долгосрочных) планов является определение основных направлений развития организации. Далее разрабатываются более конкретные тактические(среднесрочные) и оперативные (годовые, квартальные) планы.

К стратегическому планированию относится разработка: а) долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение проблем в сфере основных функций организации, совершенствования функционирования организации б) перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности и планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Оперативное планирование включает разработку специальных планов деятельности организации, а также составление планов индивидуальной работы сотрудников организации.

По виду проблемы существуют три основных типа планов:

1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. В рамках плана эти характеристики согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному критерию, однако они никогда не связываются ни с конкретными способами достижения цели, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего.

2. Планы для повторяющихся действий (типичные), определяющие сроки, а также порядок их осуществления в стандартных ситуациях. В них обычно предусматриваются возможности, обеспечивающих маневр в случае возникновения типичных, стандартных ситуаций.

3. Планы для неповторяющихся действий, состоящие для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.

По направленности и характеру решаемых задач планы делятся на перспективные и рабочие.

Перспективное планирование - наиболее сложный вид планировок, что требует научных знаний и большого опыта руководителей. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т.е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Отличительной чертой перспективного планирования также постановка в них сложных и больших целей и задач, для решения которых нужно не только значительное время, но и привлечения больших средств и сил. Мероприятия перспективного плана имеют, как правило, масштабный характер, является трудоемкими и долгосрочными и, соответственно, требуют для своего выполнения объединенных усилий многих органов и подразделений. Основания для перспективного планирования в таможенной службе:

ѕ Требования нормативных актов ФТС России;

ѕ Задача долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;

ѕ Проблемы регионального характера по таможенному делу.

Текущие и перспективные планы. Планирование должно включать текущие и перспективные вопросы деятельности таможенной службы. Таможенная служба при разработке текущих планов имеет учитывать будущие изменения экономического и социального характера, поскольку именно они обусловливают возникновение причин, которые оказывают положительное ибо негативное воздействие на состояние таможенного дела. Органы таможенной службы должны учитывать в своих планах требования государственных долгосрочных программ социального и экономического развития.

Рабочее планирование осуществляется в виде разработки календарных (месячных, квартальных, полугодовых, годовых), а также целевых и личных планов работы. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. С помощью рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусматриваются перспективными планами.

Важным элементом системы планов таможенной службы является типовые планы. Возможность разработки стандартных (типовых) решений и соответствующих им планов повышает надежность системы таможенной службы. Планы расстановки сил и средств в различных чрезвычайных обстоятельствах, во время розыска и задержания контрабанды и т.д. предусмотренные действующими ведомственными нормативными актами. Ценность таких специальных планов обусловлена тем, что они дают возможность не только заранее, в спокойной обстановке разработать расчет и расстановку сил и средств, но и подготовить личный состав к выполнению этих планов путем проведения учебных занятий и тренировок. Кроме того, типовые решения требуют меньше времени на их принятие и реализацию, а время на подготовку решения потраченное заранее.

Комплексные планы. Специфика системы таможенной службы требует постоянного соединения отраслевых и территориальных задач осуществления таможенного дела, что обусловливает необходимость комплексного планирования этой работы в рамках региона (области, города, района).

В таможенной службе концепции разрабатываются постоянно, но большинство из них так и остаются проектами, что не соответствует важности и значению этого вида планов для развития.

контроль планирование дальневосточный таможенный

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

2.1 Формирование и реализация функций планирования

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

ѕ оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

ѕ оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

ѕ определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

ѕ определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

ѕ определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

ѕ установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой ФТС России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы :

ѕ организационные мероприятия;

ѕ мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

ѕ правоохранительная деятельность;

ѕ кадровая работа и социальное обеспечение;

ѕ тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально.

В целом система планов деятельности таможенных органов РФ приведена на рис. 1.

Рис. 1. Система планов деятельности таможенных органов Российской Федерации

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также определён Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» .

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

После письменного согласования заместителями начальника управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана, не позднее 20 декабря предшествующего года, представляется на утверждение начальнику управления.

Общий контроль за выполнением плана работы РТУ возлагается на Организационно-инспекторскую службу РТУ, который информирует начальника управления о ходе выполнения пунктов плана с представлением своих предложений по итогам работы за квартал, полугодие и в целом за истекший год.

Изменения в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппаратов управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности в Организационно-инспекционную службу РТУ. После изучения Организационно-инспекторская служба направляет материалы на утверждение начальнику РТУ.

В основу формирования годового и квартальных планов деятельности таможенных органов положен индикативный подход. Его суть состоит в установлении перечня параметров, характеризующих управляемый процесс, установлении их плановых значений, достижение которых составляет цель деятельности таможенных органов в планируемый период и установления мер обеспечивающих достижение цели.

Основу каждого из планов работы таможенных органов составляют плановые значения контрольных показателей эффективности деятельности соответствующего таможенного органа .

В настоящее время система показателей эффективности деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», на соответствующий год.

Совокупность введенных этим приказом показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, выделяя показатели:

ѕ фискальной деятельности;

ѕ правоохранительной деятельности;

ѕ деятельности по организации таможенного оформления и таможенного контроля.

Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью данных показателей. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.

Точный расчет эффективности фискальной деятельности таможенных органов - достаточно сложная задача. Сложность эта заключается в расчетах и установлении объемов планируемой величины таможенных платежей, о чем свидетельствует табл. 1.

Таблица 1. Данные о формировании доходной части федерального бюджета Дальневосточным таможенным управлением по состоянию на 01.04.2015

нарастающий итог сначала 2015 года

план по импорту, млн. руб.

перечислено при импорте, млн. руб.

план январь-март, по импорту, млн. руб.

перечислено в январе-марте, при импорте, млн. руб.

Биробиджанская

Благовещенская

Ванинская

Владивостокская

Камчатская

Магаданская

Находкинская

Сахалинская

Уссурийская

Хабаровская

Хасанская

ИТОГО по ДВТУ

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что в общем по ДВТУ план по формированию доходной части бюджета не выполнен, не смотря на то, что некоторые таможни, находящиеся в регионе деятельности ДВТУ перевыполнили свой план. Из них лидирующее место занимают Магаданская, Камчатская и Владивостокская таможни.

2.2 Анализ и контроль планирования

Контроль за выполнением плановых показателей в первую очередь направлен на выявление отклонений в качественных и количественных показателях. Целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий.

Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений аппарата управления лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения; проводят оперативные совещания; создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за ходом выполнения плановых мероприятий; определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.

Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы РТУ и ежемесячных планов основных мероприятий РТУ, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений осуществляется Организационно-инспекторской службой .

Контроль за выполнением планов позволит:

ѕ обеспечение выполнение задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;

ѕ выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;

ѕ недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;

ѕ устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;

ѕ совершенствование планирования и управленческой деятельности.

Проверка выполнения планов начинается с определения своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. От этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.

Выполнение плана проверяется путем изучения отчетных материалов, а также путем непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка выполнения мероприятий плана должна осуществляться комплексно, то есть по всем разделам плана. При проведении проверки необходимо обращать основное внимание на решение основных задач планируемого периода, а также выполнение основных функций, возложенных на него в соответствии с предназначением. Еще одним важным направлением, на которое необходимо обращать внимание, - это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников.

Анализ выполнения планов работы РТУ за отчетный период направляется в Организационно-инспекторскую службу ФТС России для исполнения контрольных функций, решения проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности РТУ.

Анализ и контроль планирования можно представить на примере Дальневосточного таможенного управления.

Приказом ДВТУ от 25.03.2013 № 140 определены структурные подразделения аппарата Управления и ДВОТ, ответственные за контроль выполнения контрольных показателей эффективности деятельности, обобщение результатов, подготовку отчетов о выполнении и оценку выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенными органами региона. Указанные структурные подразделения ежемесячно осуществляют оценку текущего выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов региона и Управления в целом.

Обобщенная информация о текущем выполнении контрольных показателей эффективности деятельности ежемесячно формируется организационно-инспекторской службой и направляется руководству Управления, в структурные подразделения ДВТУ и в таможенные органы региона для принятия необходимого комплекса мер, направленных на выполнение установленных показателей.

В целях оценки результатов работы по выполнению контрольных показателей эффективности деятельности, распределения средств, выделенных из федерального бюджета на материальное стимулирование и ежеквартальную поощрительную выплату должностным лицам, в ДВТУ сформирована соответствующая комиссия (приказ ДВТУ от 24.04.2013 № 210 «О комиссии по оценке результатов выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления») .

Ежеквартально на заседаниях комиссии утверждаются итоговые оценки выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможен региона. В ФТС России направляются предложения о дополнительном материальном стимулировании отдельных таможен региона по итогам работы за квартал.

В ходе проведения инспекторских проверок таможенных органов региона комиссиями Управления осуществляется контроль выполнения КПЭД, включая его организацию и координацию на уровне таможни, результаты которого учитываются при оценке эффективности управленческой деятельности .

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Основная проблема планирования контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов в настоящее время состоит в реализации принципа достижимости. В последние годы в ряде периодических изданий публикуются работы практиков таможенных органов которые выделяют следующие проблемы в области организационного планирования. Это обусловлено ростом количества и разнообразия факторов, влияющих на точность определения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов, также их априорной неопределенностью. Без учета этих особенностей установления плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов реализация принципа достижимости не представляется возможной.

Структурные подразделения в соответствии со своими компетенциями участвуют в прогнозе плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности для нижестоящих таможенных органов. В свою очередь, нижестоящие таможенные органы устанавливают прогнозные плановые значения для подчиненных таможенных органов, на основе имеющихся технических средств. В связи с этим, снижается точность установления плановых значений этих показателей, а также качество управления деятельностью таможенных органов.

Таким образом, на сегодняшний день, отсутствуют единые для структурных подразделений таможенных органов методики прогнозирования плановых значений контрольных показателей, а также отсутствует комплекс программных средств, необходимый для более точного установления их плановых значений .

В интересах планирования контрольных показателей деятельности конкретных систем необходимо учитывать их специфику. Отсутствие учета специфики конкретных организационных систем не позволяет получить достаточно адекватные плановые значения контрольных показателей. Это в полной мере относится и к планированию деятельности таможенных органов. Вместе с тем, без этого эффективное управление деятельностью таможенных органов не представляется возможным .

Таким образом, имеет место противоречие между требуемым и достигнутым уровнями развития необходимого для установления плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Заключение

Управление в таможенных органах в современных условиях требует высокой компетентности и профессионализма всех специалистов, и прежде всего работников аппарата управления, от которых требуется высокая квалификация управленческого персонала, умение каждого руководителя таможенного органа подойти со всей ответственностью к вопросу планирования, умение нацелить подчиненных на неукоснительное выполнение поставленных в планах задач.

Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью показателей отражающих их фискальную и правоохранительную деятельность, а также организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В настоящее время эта совокупность представлена в форме контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.

Качество планирования определяет степень эффективности их деятельности. В свою очередь, степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом если плановые значения контрольных показателей завышены, то они не достижимы и оценка эффективности деятельности таможенных органов оказывается не объективной. Если же они занижены, то снижается и эффективность деятельности таможенных органов.

Планирование в современных условиях осложняется неопределенностью внешней среды, поэтому от правильного и грамотного подхода к организации, разработки и реализации планов зависит выполнение основных функций таможенных органов.

Правильные решения позволяют совершенствовать систему планирования, выявлять и устранять имеющиеся недостатки в работе по планированию, приводят к единству и однообразию этот или иной элемент процесса управления, повышают роль и ответственность руководителей, особенно первых, за качество и выполнение планов.

Положительный результат будет достигнут при условии, что руководители, ответственные за планирование, сумеют комплексно подойти к решению этой проблемы, в том числе на практике внедрить разработанные рекомендации. Этому же будет способствовать и эффективный контроль за этим видом управленческой деятельности со стороны вышестоящих органов управления.

Список использованных источников

1. Приказ ДВТУ от 24.04.2013 № 210 «О комиссии по оценке результатов выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления».

2. Приказ ФТС от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации».

3. Отчеты деятельности ДВТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dvtu.customs.ru

4. Проблемы планирования и управления / под ред. А.С Новоселов. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012 - 392с.

5. Демченко А.А Организационное планирование в таможенных органах РФ: учебно?методическое пособие / А.А Демченко. - М: РИО РТА, 2010. - 60с.

6. Лемешева Ж.С. Совершенствование научно-методического аппарата
планирования контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов РФ // инициативы 21 века №1. - 2014. - с.13-15.

7. Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В. В. Макрусев, В. Ю. Дианова. - M.: Изд-во Российской таможенной академии, 20012. - 278 с.

8. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ / М. Мескон, М Альберт, Ф Хедоури. - 3-е изд. - М: Вильямс, 2013.- 672с.

9. Коротков Э.М Менеджмент: учебник для бакалавров. - 2-е изд. Испр. И доп. - М: Юрайт, 2013. - 640с.

10. Бондарева А.Н Общий и таможенный менеджмент: учеб. пособие /А.Н Бондарева, И.Н Зубченко. - СПб: Троицкий мост, 2013. - 416с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Планирование как одна из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Особенности планирования работы таможенных органов. Принципы и методы управления персоналом в таможенных органах. Контроль за деятельностью таможенных органов.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2017

    Финансовая деятельность таможенных органов как составная часть финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации. Сущность Южного таможенного управления. Пути решения проблем финансового планирования.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2012

    Стратегия федеральной таможенной службы. Анализ концепции оперативного стратегического планирования в организации. Принцип демократизации планирования и первичности форм собственности. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, его цели.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Функции и цели деятельности таможенных органов. Перспективы развития таможенных органов Российской Федерации. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ), структура его органов. Характеристика путей решения проблемы коррупции в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Сущность, функции, структура и принципы организации управления в таможенных органах. Современное состояние и пути совершенствования управленческой деятельности. Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Проблема совершенствования управления организациями. Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2011

    Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Характеристика деятельности должностных лиц в таможенных органах. Понятие и нормы, виды и принципы таможенного права. Права и обязанности должностных лиц таможенных органов. Функции, методы и основные способы осуществления таможенного контроля.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2011

    Обзор действующей системы налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, виды таможенных платежей, их классификация и роль. Основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования. Валютный контроль в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2013

    Анализ деятельности таможенных органов РФ. Процедура дознания в таможенных органах, ее организация и управление. Характеристика борьбы таможенных органов с нарушениями таможенных правил и с контрабандой. Методы обеспечения экономической безопасности.

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

  • - Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
  • - Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";
  • - нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;
  • - аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

  • - оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;
  • - оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;
  • - определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;
  • - определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;
  • - определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;
  • - установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Все мероприятия плана должны соответствовать целевой установке вводной части и содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т. д.

Основное место в плане необходимо уделять решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса мероприятий.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы:

  • - организационные мероприятия;
  • - мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;
  • - правоохранительная деятельность;
  • - кадровая работа и социальное обеспечение;
  • - тыловое обеспечение.

Планирование не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться. Подготовка планов работы ФТС возлагается на организационно - инспекторский отдел, а в структурных подразделениях аппарата Управления - на руководителей подразделений. В таможнях разработка планов возлагается на организационно - инспекторские отделения, на помощников начальника таможни, а при их отсутствии - на заместителей начальников таможен по кадровой службе. Начальники и заместители начальников таможенных органов, начальники таможенных постов, начальники функциональных отделов несут личную ответственность за планирование деятельности вверенных им подразделений.

Исходя из изложенного, разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

  • 1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.
  • 2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.
  • 3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением ФТСальных задач, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.
  • 4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

1.2 Анализ планирования деятельности таможенных органов

Анализ планирования деятельности таможенных органов региона показывает, что руководители различных уровней недостаточно уделяют внимания этому участку служебной деятельности. Планы работы часто носят неконкретный и формальный характер, не способствуют развитию инициативы по совершенствованию таможенного дела на каждом участке, не направлены на достижение конечного результата. Зачастую отсутствует механизм контроля и анализа эффективности выполненных мероприятий со стороны руководства таможенных органов.

Слабым звеном является управленческая деятельность руководителей различного уровня - анализ профессиональной работы подчиненных функциональных подразделений, постановка конкретных задач исполнителям, раскрытие механизма их реализации, определение сроков исполнения и контроля за реализацией поставленных задач.

По-прежнему недооценивается роль поблочного планирования и анализа деятельности. С целью устранения имеющихся недостатков и совершенствования системы планирования деятельности таможенных органов ФТС необходимо провести ряд мероприятий:

Планирование является необходимым элементом организации управленческой деятельности таможенных органов.

Правильная организация этой работы позволит обеспечить своевременное принятие управленческих решений, качественную подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов.
Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее аФТСальных проблем, стоящих перед таможенными органами региона, способствует своевременному решению поставленных задач.

Под планированием понимается деятельность по определению целей и задач на предстоящий период работы, способов их достижения, последовательности их решения и сроков выполнения.
Основу системы планирования составляют перспективные, организационные и разовые планы.

Перспективные планы разрабатываются на региональном и местных уровнях и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы.

Организационные планы включают в себя годовые и квартальные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год.
К организационным планам относятся также полугодовые планы работы коллегии ФТС, квартальные планы основных мероприятий ФТС, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.

Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:

Планы, разрабатываемые ФТС и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти;

Планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач;

Планы по проведению оперативно - поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;

Планы проведения семинаров, совещаний.

ГЛАВА II . МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

2.1 Сущность методики планирования

Исходными документами для планирования деятельности таможенных органов ФТС являются:

Таможенный кодекс РФ;

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";

Нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;

Аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

Оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

Оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

Определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

Определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

Определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

Установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Все мероприятия плана должны соответствовать целевой установке вводной части и содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т.д.

Основное место в плане необходимо уделять решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса мероприятий.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы:

Организационные мероприятия;

Мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

Правоохранительная деятельность;

Кадровая работа и социальное обеспечение;

Тыловое обеспечение.

Планирование не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться. Подготовка планов работы ФТС возлагается на организационно - инспекторский отдел, а в структурных подразделениях аппарата Управления - на руководителей подразделений. В таможнях разработка планов возлагается на организационно - инспекторские отделения, на помощников начальника таможни, а при их отсутствии - на заместителей начальников таможен по кадровой службе. Начальники и заместители начальников таможенных органов, начальники таможенных постов, начальники функциональных отделов несут личную ответственность за планирование деятельности вверенных им подразделений.

Исходя из изложенного, разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением аФТСальных задач, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

2. 2 Порядок составления годового плана работы
регионального таможенного управления

Работа регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата Управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов ФТС, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата Управления, согласованные с курирующими заместителями начальника Управления, до 15 декабря предшествующего года представляются в ФТС для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы ФТС.

После письменного согласования заместителями начальника Управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана не позднее 25 декабря предшествующего года представляется на утверждение начальнику Управления.

Коррективы в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппарата Управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности ФТС. После изучения Управление направляет материалы на утверждение начальнику ФТС.

2.3 Порядок организации планирования и подготовки
проведения заседаний коллегии ФТС

Заседания коллегии проводятся в соответствии с планом работы коллегии ФТС на полугодие.

Предложения по проведению заседаний коллегии вносятся членами коллегии, руководителями структурных подразделений аппарата Управления и других таможенных органов и учреждений региона.

Предложения структурных подразделений аппарата Управления, согласованные с заместителем начальника Управления по подчиненности, таможенных органов и учреждений региона для внесения в проект плана работы коллегии ФТС на I полугодие представляются до 20 декабря предшествующего года, на II полугодие - до 20 июня текущего года, с указанием служб - соискателей подготовки вопросов и сроков их обсуждения.

На основе поступивших предложений ФТС составляет полугодовой план работы коллегии с указанием даты и места проведения, планируемых к обсуждению вопросов, исполнителей и ответственных лиц.

Повестку дня и дату проведения очередного заседания коллегии ответственный секретарь доводит до сведения членов коллегии и приглашенных лиц за 5 дней до проведения заседания коллегии.
Предложения о включении в повестку дня очередного заседания коллегии неотложных дополнительных вопросов, снятии запланированных вопросов или о переносе дня заседания коллегии передаются начальнику ФТС не позднее, чем за 5 дней до объявления повестки дня заседания коллегии.
По решению начальника Управления в график проведения заседаний коллегии и в поставленные на обсуждение вопросы могут быть внесены дополнения и изменения. Такое решение принимается начальником Управления как по собственной инициативе, так и на основе представленного ему обоснованного рапорта от начальника таможни или структурного подразделения аппарата Управления, согласованного с курирующим заместителем начальника Управления.

Планирование -- это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач.

Задачи выработки цели, моделирования будущей деятельности по достижению цели, ее программирования реализуются выполнением таких управленческих работ как: определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие управленческих решений на достижение поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана; утверждение его старшим начальником.

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).

Кроме того оно соответствует установившимся календарным циклам функционирования таможенной системы -- долгосрочное (от 5 и более лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет) и текущее (до одного года). Таким образом, управленческая деятельность по реализации этой функции управления требует глубокого знания таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу. Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Сам по себе готовый и утвержденный план еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия -- их создает другая функция управления -- организация.

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.

Функция управления "организация" в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Реализация функции управления "регулирование" включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах.

Для того чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль.

Контроль -- это основная функция управления, посредством реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы.

Главной задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа.

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной обстановки.

Контроль ведется в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой -- совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений.

Для реализации функции "контроль" требуется выполнить такие управленческие работы как определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля и их реализация.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Таким образом, управление в таможенных органах -- это комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени.

Слайд 2

Цель и Задачи

Цель исследования - раскрыть содержание финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. Задачами исследования выступают: - выявить особенности финансовой деятельности таможенных органов; - осветить нормативно - правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах; - дать характеристику Южного таможенного управления; - рассмотреть организацию финансового планирования в Южном таможенном управлении; - проанализировать финансовый контроль в Южном таможенном управлении; - выделить проблемы финансового планирования и контроля в Южном таможенном управлении; - предложить пути решения проблем финансового планирования и контроля в Южном таможенном управлении.

Слайд 3

Особенности финансового планирования и контроля в таможенных органах

На начальном этапе становления таможенных органов РФ основными принципами финансирования стали самоокупаемость и самофинансирование. С целью совершенствования таможенного дела в Российской Федерации, укрепления материально-технической базы, развития социальной сферы и содержания таможенных органов Постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 №173 был утвержден Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС). В рамках реализации данной задачи указанные средства направлены на финансирование двух программ - «Таможенная граница. Таможенный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ» (8 265,6 млн. руб. в 2008 г. и 10 930,2 млн. руб. в 2009 г.) и «Таможенное оформление и таможенный контроль на территории субъектов РФ.

Слайд 4

На уровне ФТС России работа по подготовке бюджетной заявки на трехлетний период проводится по следующим направлениям:1. Подготовка информации о численности сотрудников, федеральных государственных служащих и работников в разрезе таможенных органов, по должностям и разрядам тарифных ставок, а также по задачам и ведомственным целевым программам.2. Разработка проекта плана по доходам федерального бюджета на текущий год и на двухлетнюю перспективу.3. Подготовка на трехлетнюю перспективу реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, исходя из утвержденного объема ассигнований на предшествующий год, а также расчет объемов ассигнований на содержание таможенных органов с расчетами и обоснованиями потребности, необходимых для исполнения расходных обязательств государства в таможенной сфере. По некоторым направлениям деятельности таможенной службы такие данные предоставляются отдельно, в частности по сфере здравоохранения и санаторно-курортного обеспечения, оперативно-розыскной деятельности, содержанию авиационного, автомобильного, морского транспорта, мобилизационной подготовке.4. Расчет прогнозируемых расходов таможенных органов по уплате судебной защиты в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.5. Обоснование объемов финансирования закупок и поставок продукции для государственных нужд в части таможенных органов.При этом расчет объемов ассигнований на содержание таможенных органов осуществляется, исходя из утвержденного объема ассигнований на предшествующий год. Расходы на приобретение услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, арендной платы за пользование имуществом, услуг по содержанию имущества, расходов на приобретение вещевого имущества, медикаментов, горюче-смазочных материалов индексируются по мере роста инфляции. Соответствующие коэффициенты устанавливаются приказами ФТС России.

Слайд 5

Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах

Положением о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение) определяется порядок планирования, организация и схема материально-технического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений (далее - РТУ), в том числе специализированных РТУ, таможен, таможенных постов со статусом юридического лица. В состав Службы входят подразделения: - бухгалтерского учета и контроля; - финансово-экономическое; - пенсионного обеспечения.

Слайд 6

Задачи службы

1. Организация финансовой деятельности РТУ, направленная на обеспечение финансовыми ресурсами подчиненных таможенных органов, а также аппарата РТУ. 2. Формирование бюджетных проектировок РТУ и подчиненных таможенных органов на очередной финансовый год и плановый период. 3. Исполнение бюджетной сметы на содержание аппарата РТУ и подчиненных таможенных органов. 4. Организация и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности РТУ и подчиненных таможенных органов, подготовка и разработка предложений по повышению экономических показателей деятельности подчиненных таможенных органов. 5. Контроль за расходованием денежных средств в соответствии с целевым назначением по утвержденной бюджетной смете, за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации. 6. Обеспечение денежным довольствием сотрудников, денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих, заработной платой работников РТУ и выплат указанным категориям лиц компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. 7. Ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, своевременное составление и представление установленной отчетности в ФТС России, другие федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды. 8. Внедрение передовых форм и методов ведения бюджетного учета и формирование отчетности с использованием автоматизированных систем управления и сетевых компьютерных программ.

Слайд 7

Современные тенденции финансового планирования и контроля в таможенных органах

Финансово-бухгалтерская служба управления формирует Сводную бюджетную заявку ЮТУ и направляет ее в Главное финансово-экономическое управление ФТС России. Перечисление денежных средств ЮТУ осуществляется Федеральной таможенной службой РФ через Федеральное казначейство на лицевой счет распорядителя бюджетных средств. Финансирование подведомственных ЮТУ таможенных органов осуществляется на основании расходных расписаний, которые представляются ЮТУ в Управление федерального казначейства по Ростовской области. Финансовое обеспечение таможенных органов ЮТУ в 2008–2010 гг. в разрезе направлений финансирования 2008 г.

Слайд 8

Анализ финансового контроля в Южном таможенном управлении

В 2010 году контрольно-ревизионным отделом управления проведено 10 ревизий финансово-хозяйственной деятельности, в том числе Волгоградской, Дагестанской, Ростовской, Миллеровской, Таганрогской, Южной оперативной таможен Южного таможенного управления, Ивановской таможни Центрального таможенного управления, Сибирского тылового таможенного поста и Сибирской оперативной таможни Сибирского таможенного управления, Магнитогорской таможни Уральского таможенного управления. Всего выявлено нарушений на сумму 12210,30 тыс. рублей, из них: - неэффективное использование денежных средств - 287,36 тыс. рублей, в том числе: Волгоградская таможня – на сумму 98,57 тыс. руб. оплачены услуги по техническому надзору за капитальным ремонтом, осуществленному сторонней организацией, при наличии у таможни разрешения на самостоятельное осуществление данного вида работ. Таганрогская таможня – на сумму 172,95 тыс. руб., в том числе: на сумму 26,41 тыс. руб. необоснованно проведено ТО технических средств проверки и счета банкнот; на сумму 5,04 тыс. руб., включены в ТО технические средства, на которые проведение технического обслуживания не предусмотрено технической документацией; на сумму 107,60 тыс. руб. проведено ТО систем, механизмов, оборудования, средств связи и навигации неиспользуемого таможенного судна; на сумму 32,5 тыс. руб., проведено ТО систем, механизмов, оборудования, средств связи и навигации после окончания навигации; на сумму 1,40 тыс. руб. включены в перечень поверяемых средств измерений приборы, установленные на неэксплуатируемом таможенном судне. 1. В части порядка отнесения расходов по кодам бюджетной классификации Установлены отдельные нарушения порядка распределения расходов по статьям классификации операций сектора государственного управления, в том числе в Ростовской таможне на общую сумму 1,02 тыс. руб., в Миллеровской таможне на общую сумму 6,20 тыс. руб., в Таганрогской таможне на общую сумму 9,90 тыс. руб. 2. Нарушения бюджетного законодательства В Таганрогской таможне в 2009, 2010 году допускались непроизводительные расходы, которые не были предусмотрены сметой расходов и связанные с оплатой судебных издержек, госпошлины, судебных расходов и т.д. Таможней в течение первого полугодия 2010 производился расход денежных средств 2009 финансового года, что указывает на недостаточное планирование предстоящих расходов.

Слайд 9

Пути решения проблем, возникающих при финансовом планировании и контроле в таможенных органах

Проблемы финансового планирования и контроля в Южном таможенном управлении

Слайд 10

заКЛЮЧЕНИЕ

Финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются основными инструментами управления государственными финансами, цель которых состоит в повышении уровня эффективности бюджетных расходов, направленных на исполнение бюджетных обязательств, возложенных на Федеральную таможенную службу России, на представительства и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России. В этом заключается социально-экономическая сущность финансового планирования и контроля в таможенных органах. По своему содержанию, финансовое планирование и контроль в таможенных органах являются частью бюджетного процесса. Финансовое планирование в таможенных органах охватывает процесс формирования бюджетной росписи с учётом расходных обязательств ФТС России; определение объёма бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходных обязательств. Финансовый контроль в таможенных органах может быть внутренним (ведомственным) и внешним. Внутренний финансовый контроль организуется и проводится контрольно-ревизионными подразделениями таможенных органов Российской Федерации, которыми являются Контрольно-ревизионное управление ФТС России (КРУ), контрольно-ревизионные отделы (отделения) региональных и специализированных таможенных управлений, и учреждений, находящихся в ведении ФТС России. Организация финансового планирования и контроля была рассмотрена на примере Биробиджанской таможни, которая входит в состав Дальневосточного таможенного управления. Установлено, что непосредственное участие в финансовом планировании принимают сотрудники бухгалтерии Биробиджанской таможни, до которых доводятся предварительно Методические указания по составлению предварительных реестров расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, Методические рекомендации по учету отраслевых (ведомственных) особенностей планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета, предварительный перечень бюджетных ассигнований и другая необходимая информация. После чего работники бухгалтерии делают уточнения и направляют их в вышестоящий таможенный орган, который доводит плановые показатели по инстанции до Министерства финансов РФ. Финансовый контроль в таможенных органах организуется в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 9 августа 2011 г. № 1616. Цель финансового контроля, как и финансового планирования - обеспечение рационального использования бюджетных средств в процессе реализации возложенных на таможенные органы России функции.

Посмотреть все слайды