Как составить план финансово-хозяйственной деятельности учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения: сущность, порядок составления, структура План финансово хозяйственной деятельности пфхд учреждения утверждается


После того как учредитель утвердит вам государственное или муниципальное задание на 2019 год, составьте план ФХД. При этом учтите последние изменения, которые ввели чиновники.

Из нашей статьи вы узнаете, как составить план финансово-хозяйственной деятельности в 2019 году с учетом последних изменений в законах. Скачайте готовый образец плана ФХД на 2019 год и справочные таблицы, которые помогут вам быстрее и без ошибок сформировать план.

Последние изменения

Минфин утвердил изменения в Единые требования к Плану ФХД (Приказ Минфина от 30.10.2018 №221н). Новые правила гласят: по строкам 110–180 указывают коды аналитической группы подвида доходов бюджетов, по строкам 300–420 – коды аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов.

План ФХД поможет определить учреждению его ожидаемые доходы и плановые расходы на предстоящий 2019 год. Последние изменения, которые нужно учесть при формировании плана ФХД, были внесены приказами Минфина России № 227н от 13 декабря 2017 г. и № 142н от 29 августа 2016 г.

1. Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности теперь нужно подтверждать расчетами (обоснованиями). Каждую статью плана ФХД надо рассчитать и обосновать с точки зрения потребностей учреждения для достижения целей и задач, ради которых его создал учредитель.

2. В таблице 2 плана ФХД появилась новая графа 5.1 «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования».

Общие требования к плану ФХД

Требования к Плану ФХД утверждены приказом Минфина № 81н от 28 июля 2010 г. (далее - Требования к Плану ФХД). План финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год учреждения формируют в Электронном бюджете.

План ФХД составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель с учетом Требований к Плану ФХД. Он также вправе вас попросить сделать в документе дополнительную детализацию показателей. Например, поквартально, помесячно или в разрезе видов финансового обеспечения, как в отчете по .

План финансово-хозяйственной деятельности формируйте на периоды, которые утвердил закон о бюджете. То есть если финансовый год – то на один год, если финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.

Показатели в плане ФХД указывайте с нового порядка применения КОСГУ .

В плане ФХД на 2019 год заполните все три части: заголовочную, содержательную и оформляющую. Расскажем о них подробнее.

В конце статьи скачайте образец заполнения плана финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год

Заголовочная часть

В шапке «УТВЕРЖДАЮ» пропишите наименование и Ф.И.О. руководителя учреждения, также нужна его подпись и крайнюю дату, когда надо утвердить план ФХД. Обычно эту дату устанавливает учредитель. Обязательно укажите период, на который составлен план ФХД (финансовый год или финансовый год и плановый период).

1. Текстовая (описательная);

2. Табличная:

  • показатели финансового состояния (таблица 1);
  • показатели по поступлениям и выплатам (таблица 2);
  • выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг (таблица 2.1);
  • сведения о средствах во временном распоряжении учреждения (таблица 3);
  • справочную информацию (таблица 4).

В первой части укажите цели и виды деятельности учреждения в соответствии с уставом, а также перечень платных услуг. Во второй - общие сведения о деятельности учреждения и его необходимые финансовые показатели.

Как заполнить показатели финансового состояния учреждения (таблица)

В таблице 1 отразите общую балансовую стоимость недвижимого и движимого имущества, включая ОЦДИ. Данные берите на дату составления плана ФХД. Информацию приводите в разрезе стоимости имущества, которое:

  • закреплено учредителем на праве оперативного управления;
  • приобретено за счет средств, выделенных учредителем, или доходов от платной деятельности.

Как заполнить показатели по поступлениям и выплатам (таблица)

На этапе, когда формируют проект бюджета на очередной год (плановый период) начинайте заполнять таблицу 2. Заполните ее с учетом детализации по источникам финансирования:

  • субсидии на выполнение госзадания из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ (местного бюджета) (графа 5);
  • субсидии на выполнение госзадания из ФФОМС (графа 5.1);
  • целевые субсидии (графа 6);
  • субсидии на капвложения (графа 7);
  • средства ОМС (графа 8);
  • поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (графа 9), из них гранты (графа 10).

Показатели по поступлениям

Сведения о субсидиях, грантах в форме субсидий, бюджетных инвестициях и публичных обязательствах формируйте на основании информации учредителя. Отмечу, что данные плановых показателей по поступлениям целевых субсидий или субсидий на капвложения должны соответствовать Сведениям об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016).

Информацию о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ или услуг и их предполагаемой стоимости реализации. Если в течение планируемого года учреждение получит доходы, которые не учтены в плане ФХД, внесите изменения в план.

Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина № 02-06-10/225 от 24 января 2013 г.).

Показатели по выплатам

Плановые показатели по выплатам формируйте по затратам, которые направлены:

  • на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
  • на социальные и другие выплаты населению;
  • на налоги, сборы и другие платежи;
  • на безвозмездные перечисления организациям;
  • на прочие расходы;
  • на закупку товаров, работ, услуг. Общую сумму этих расходов детализируйте в плане закупок и плане-графике.

Плановые расходы обоснуйте. Если учредитель установил, что расходы в плане ФХД по источникам разделяются, то обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финансового обеспечения. В противном случае - все показатели по выплатам отражайте только в графе 4. Исключение – строка 260 «Расходы на закупку товаров, работ, услуг». По ней расходы всегда делите по источникам их финансирования (субсидии на госзадание, на капвложения и иные цели, средства ОМС, доходы от платной деятельности). Основание - пунктах 8.1, 11 Требований к плану ФХД.

Оформляющая часть

Оформляющая часть плана ФХД включает в себя сведения о должностных лицах, которые ответственны за его содержание:

  • руководителе учреждения или подразделения,
  • начальника финансово-экономической службы,
  • главном бухгалтере,
  • исполнителе документа.

Далее план ФХД необходимо утвердить, процедура отличается для бюджетных и автономных учреждений. После утверждения опубликуйте план на официальном сайте: http://www.bus.gov.ru .

Ежеквартально в составе бухгалтерской отчетности учреждения представляют учредителю отчет об исполнении плана ФХД по .

Перед сдачей плана ФХД, обязательно Эксперты журнала Учет в учреждении выбрали восемь ошибок, которые, как правило, не вызывают беспокойства у ваших коллег. Между тем для казначеев такие «мелочи» наверняка станут поводом для предписания или даже для штрафа. По каждой ошибке подготовлен мини-тест: вы сразу узнаете, есть ли у вас проблема, и поймете, как найти и исправить неточность.

Образец плана ФХД на 2019 год

Скачайте план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год.

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из обязательных документов, которые должны быть разработаны и утверждены автономным учреждением в соответствии с требованиями законодательства РФ.

По своей сути план финансово-хозяйственной деятельности для автономного учреждения является основным документом финансового планирования деятельности, аналогичным бюджетной смете, составляемой для казенных учреждений.

При этом в Законе об автономных учреждениях о плане финансово-хозяйственной деятельности сообщается немногое. Так, в п. 13 ст. 2 приведен перечень документов, открытость и доступность которых автономное учреждение должно обеспечить, и в число этих документов входит план финансово-хозяйственной деятельности. Он упоминается в Законе еще трижды. В ст. 11 при определении компетенции наблюдательного совета автономного учреждения установлено, что наблюдательный совет помимо прочих документов рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, а также проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности по представлению руководителя автономного учреждения . Копия заключения наблюдательного совета о рассмотрении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности и копия отчета о его исполнении направляются учредителю автономного учреждения.

Решение об утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности принимается руководителем автономного учреждения только на основании заключения наблюдательного совета (п. 3 ст. 11 Закона об автономных учреждениях). Как следует из и. 6 указанной статьи, заключение по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения дается простым большинством голосов членов наблюдательного совета.

Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения утверждается наблюдательным советом автономного учреждения по представлению руководителя автономного учреждения.

В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ Минфин РФ устанавливает требования к составлению плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.

Форма и порядок разработки плана финансово-хозяйственной деятельности с учетом требований Минфина России утверждаются:

О высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - по региональным автономным учреждениям;

О местной администрацией - по муниципальным автономным учреждениям.

Согласно требованиям Закона № 83-ФЗ, Минфином РФ утвержден Приказ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» . Данный приказ вступил в силу с 01.01.2012 и применяется к бюджетным и автономным учреждениям.

В соответствии с утвержденными приказом Минфина России требованиями план финансово-хозяйственной деятельности должен состоять из трех частей - заголовочной, содержательной и оформляющей. В свою очередь содержательная часть включает в себя две составляющие - текстовую и табличную. В текстовой (описательной) части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся цели и виды деятельности учреждения, перечень услуг (работ), относящихся к основным видам его деятельности, а также сведения о балансовой стоимости имущества. В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности приводятся: о показатели финансового состояния (данные об активах и обязательствах учреждения и его подразделений); о плановые показатели по поступлениям - по основным источникам доходов учреждения;

о плановые показатели по выплатам - в части выплат, в целом соответствующих кодам операций сектора государственного управления.

Согласно приказу Минфина РФ, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного или автономного учреждения составляется на один год, если законом бюджет утверждается на финансовый год, и на три года, если законом бюджет утверждается на очередной финансовый год и плановый период. План составляется в валюте РФ (рублях) с точностью два знака после запятой.

Основными целями формирования плана финансово-хозяйственной деятельности являются получение максимально качественных информативных параметров, объективно характеризующих деятельность и финансовое положение автономного учреждения на предстоящий год, а также оценка перспектив развития учреждения. С связи с этим можно дать следующее определение: план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения - обязательный документ, предназначенный для управления деятельностью автономного учреждения, содержащий запланированные на предстоящий год натуральные и финансовые показатели, которые дают целостную и объективную картину функционирования и финансового состояния автономного учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности можно рассматривать в качестве информационной базы при составлении отчетности, осуществлении анализа финансово-хозяйственной деятельности и стратегии развития автономного учреждения. Основной задачей составления плана является снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений о деятельности и развитии автономного учреждения в будущем.

Проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения формируется его финансовым подразделением (например, бухгалтерией при участии руководителя и экономистов) исходя из планируемых показателей деятельности учреждения на предстоящий год.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности согласуются с показателями государственного (муниципального) задания, установленного учредителем для автономного учреждения, поэтому он разрабатывается одновременно с бюджетом на очередной финансовый год (или на очередной финансовый год и плановый период).

Проект плана уточняется и формируется в окончательной редакции после утверждения в законодательном порядке соответствующего бюджета, установления государственного (муниципального) задания для автономного учреждения приказом органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя, и доведения лимитов бюджетных ассигнований на оказание автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (план ФХД) – это документ отображающий модель финансирования того или иного проекта. Все бюджетные учреждения (муниципалитеты) обеспечиваются денежными средствами на основе плана, который каждый год составляется и утверждается заново. План ФХД на 2018 год надо будет составлять по-новому, ввиду изменений приказа № 81н в соответствии с указанием от 29.08.2016 года № 142н.

Общая информация об изменениях

План финансово-хозяйственной деятельности отражает в себе состав финансирования госзаданий, капиталовложений и других видов деятельности бюджетной организации, которые могут принести какой-либо доход. Срок планирования будет исходить из периода, на который будет утвержден бюджет финансирования муниципалитетов. Это может быть один финансовый год или плановый период на один-два года.
Шаблон составления документа для бюджетных организаций устанавливается особым учредительным органом в отдельном распоряжении. Основной типовой шаблон плана ФХД бюджетного учреждения на 2018 год образец его заполнения и указания к последовательности его составления утверждены Министерством финансов Российской Федерации приказом №81н от 28 июля 2010 года.
План финансово-хозяйственной деятельности, установленный особым учредительным органом или органом, уполномоченным принимать учредительные решения, составляется на следующих основаниях:

  1. Утверждение государственных или муниципальных заданий, а так же предоставление отчётности о качестве и объёме, оказываемых бюджетным учреждением муниципальных услуг.
  2. Прогноз размеров материальной прибыли, полученной в результате предпринимательской или другой деятельности, призванной приносить доход.
  3. Получение финансирования в размере, необходимом для совершения необходимых запланированных трат.
  4. Перечень нужд и потребностей бюджетного учреждения, удовлетворение которых является основой выполнения государственного задания и поддержания жизнедеятельности всей организации.
  5. Экономическое обозначение всех затрат, произведенных для удовлетворения потребностей учреждения.

Изменения плана ФХД в 2018 году

План финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, новая форма которого была скорректирована на основе приказа Минфина от 29 августа 2016 года №142н, отличается от старого образца степенью открытости информации. Поэтому в плане ФХД необходимо указывать следующие дополнительные сведения:

  • все доходы и расходы учреждения, относительно реализуемых видов финансового обеспечения;
  • сведения о целевых направленных средствах, выделенных на осуществление капитального строительства;
  • планирование закупок на будущий финансовый год.

Учредительным органом была установлена необходимость предоставлять вместе с планом ФХД обоснование к нему. Обоснование представляет из себя расчёты по производимым расходам. План ФХД бюджетного учреждения на 2018 год, образец которого рекомендован в Приложении№2 Приказа№81н. На основании требований предусмотрено заполнение 18 документационных форм, которые могут быть дополнены на усмотрение бюджетной организации.
Новая форма плана ФХД на 2018 год дополнена графой 5.1 «Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», в которой должны отображаться все отчетные данные о расходах и доходах за счёт денежных средств ОМС.
Внесенные в документ коррективы не являются окончательным, так как Министерство финансов планирует исключить из плана ФХД Положение, на основании которого каждое бюджетное учреждение должно отчитываться о всех манипуляциях с участием целевых среосред из утвержденного бюджета.

Заполнение плана ФХД

Процесс заполнения плана финансово-хозяйственной деятельности должен происходить в соответствии со следующими рекомендациями:

  1. В шапке «Утверждаю» на главной странице плана ФХД необходимо указать наименование организации и ФИО её руководителя (учредителя), который к утвердил план. На странице ниже вносятся данные об исполнительном бюджетном учреждении: наименование организации, ФИО руководителя, номера ИНН и КПП, а так же числовые коды, указанные в заголовках.
  2. Необходимо заполнить «Содержание» плана. Цели, задачи и виды деятельности организации прописываются в соответствии с Уставом.
  3. В «Таблица 1» вносится информация о всех обязательствах организации, финансовых и нефинансовых активов.
  4. В «Таблица 2» вносятся все данные о финансовых показателях на планируемый финансовый год.
  5. «Таблица 2.1» должна содержать данные о планируемых расходах на осуществление закупок.
  6. «Таблица 3» и «Таблица 4» содержат данные о тех денежных средствах, которые поступили в пользование организации на временной основе.
  7. В Приложении должны быть приведены все расчёты по расходам на издержки производственного и организационного процессов: оплата труда, уплата налогов и задолженностей, содержание прикомандированных сотрудников, оплата больничных листов и отпуска.

Особые изменения в плане ФХД на 2018 год

В новом образце плана финансово-хозяйственной деятельности теперь отображаются все данные по расходам организации с приложенным к нему обоснованием (расчёты), а также перечисляются все нормы и стандарты в соответствии с которыми было произведено заполнение формы плана. Например, при расчете размера страховых взносов во внебюджетные организации, необходимо приводить данные по тарифным планам страховой организации.
В перечне расходов по страховым взносам теперь не указываются 213 КОСГУ мероприятия по уменьшению и пресечению получения производственных травм и профессиональных заболеваний. Вся документация, относящаяся к данному виду расходов в обязательном порядке должна прилагаться к плану ФХД.
При формировании пункта расходов по налогам, стоит учитывать ставки и сроки уплаты налогов, налогооблагаемую базу, а также льготы. При составлении отчета по выплатам учитываются трудовые, технические и материальные ресурсы.
Относительно отчётности о доходах организации, в отдельную графу помещается источник дохода «Субсидия на финансовое обеспечение государственного задания из ФФОМС» («Таблица 2», приказа №81н), выделенные из федерального, регионального и местного бюджетов средства указываются единой суммой.

План финансово-хозяйственной деятельности

Расходование средств в бюджетных учреждениях осуществляется на основе плана финансово-хозяйственной деятельности , который по экономической сущности представляет собой смету. Историческими предшественниками плана финансово-хозяйственной деятельности являются смета доходов и расходов и бюджетная смета. План составляется учреждением (подразделением) в рублях с точностью до двух знаков после запятой по форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и включает в себя следующие части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

В текстовой части плана указываются:

  • цели деятельности учреждения;
  • виды деятельности учреждения, относящиеся к его основным видам деятельности в соответствии с уставом учреждения;
  • перечень услуг, относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества;
  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества.

В табличной части плана приводятся:

  • показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату);
  • плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

В целях формирования показателей плана по поступлениям и выплатам учреждение составляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) план исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств:

  • субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);
  • субсидий, предоставляемых в соответствии с проектом закона о бюджете на осуществление соответствующих целей (целевая субсидия);
  • бюджетных инвестиций;
  • публичных обязательств перед физическими лицами в денежной форме, полномочия по исполнению которых планируется передать в установленном порядке учреждению.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат:

  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг;
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Планирование расходов бюджетного учреждения

В подстатье "Заработная плата" планируются бюджетные расходы по оплате труда на основе договоров. При расчете необходимого объема денежных средств по этой статье, как правило, используют:

  • штатное расписание, утвержденное вышестоящей организацией, в котором указан полный перечень должностей, размеры окладов, количество ставок по каждой должности;
  • данные о размере районных коэффициентах;
  • нормативный акт, регламентирующий размер окладов, надбавок, премий, материальной помощи.

В подстатье "Прочие выплаты" планируются расходы учреждения на дополнительные выплаты и компенсации.

В подстатье "Начисления на выплаты по оплате труда" указываются расходы по уплате страховых взносов, а также взносов по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В подстатье "Услуги связи" планируются расходы на оплату услуг связи в целях обеспечения собственных нужд учреждения. Размер расходов определяется исходя из заключенных договоров.

В подстатье "Транспортные услуги" планируются расходы на оплату транспортных услуг. Основным направлением расходов, как правило, является оплата проезда при служебных командировках и на курсы повышения квалификации. Также здесь учитываются расходы по оплате проезда военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также членов их семей к месту проведения отпуска и обратно.

По подстатье "Коммунальные услуги" показываются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение коммунальных услуг в целях оказания государственных и муниципальных услуг. В их число входят плата за отопление и технологические нужды, а также горячее водоснабжение и потребление газа, включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги, потребление электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных целей, водоснабжения, водоотведения, ассенизации. Расчет потребности в бюджетных средствах по оплате договоров на оказание коммунальных услуг производится исходя из сведений:

  • о среднемесячной потребности в энергетических ресурсах и воде в натуральном выражении;
  • тарифах на коммунальные услуги, в том числе об оплате транспортировки газа но газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг.

Для вновь образуемых учреждений расходы на оплату коммунальных услуг рассчитывают в следующем порядке.

Расходы учреждения на оплату отопления и технологических нужд определяют но следующей формуле:

ООТН = ОП + ТН,

где ОП - расходы учреждений на отопление помещений; ТН - расходы учреждений на подогрев воды для хозяйственных (технических), санитарно-гигиенических нужд.

Расходы на отопление помещений вычисляют по формуле

ОП = Кубзд С Η Ф K 1,2,3Р ,

где Кубзд - кубатура здания по наружному обмеру (согласно техническому паспорту); С - доля площади занимаемых учреждением служебных помещений в общей площади здания; Н - норма расхода условного топлива на 1 м3 здания на весь отопительный период; Ф - коэффициент перевода условного топлива в натуральное (автономное отопление) или коэффициент перевода условного топлива в гигакалории (централизованное отопление); К 1,2,3 - коэффициент сокращения энергетических ресурсов к фактическому потреблению; Р - цена единицы используемого энергоносителя определенного вида.

Долю площади занимаемых учреждением помещений в общей площади здания находят по следующей формуле:

С = S /S зд

где S yч - площадь занимаемых учреждением помещений в здании; S зд - общая площадь здания.

Расходы на подогрев воды для хозяйственных санитарно-гигиенических нужд для помещений с централизованным отоплением рассчитывают по формуле

где Н - норматив потребления горячей воды на единицу натурального показателя; К - планируемое среднегодовое количество единиц натурального показателя; Д - планируемое количество дней функционирования учреждения в год; ΔТ - средняя разница температур подогреваемой воды (45°С); Р - тариф на тепловую энергию.

Расходы на оплату потребления электрической энергии определяют по следующей формуле:

где Эт.н - проектный объем потребления электрической энергии на освещение и технологические нужды без учета объема потребления электрической энергии на подъем воды; Эп.о - проектный объем потребления электрической энергии на производственное (технологическое) оборудование; Ппр - проектное количество единиц производственного показателя; Ппл - планируемое среднегодовое количество единиц производственного показателя; Р - тариф на электрическую энергию.

Расходы на оплату услуг по водоснабжению для учреждений, имеющих водопровод, вычисляют по формуле

ОВ = Н К Д К 1,2,3Р ,

где Н - норматив потребления холодной воды в сутки на единицу натурального показателя; К - планируемое количество единиц применяемого производственного показателя; Д - количество дней функционирования учреждения в год; Р - тариф на услуги водоснабжения.

На подстатью "Арендная плата за пользование имуществом" относятся расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды) имущества в целях оказания государственных и муниципальных услуг.

В подстатье "Услуги по содержанию имущества" планируются расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся как в оперативном управлении, так и в аренде.

При определении объема расходов по подстатье "Прочие услуги" применяются:

  • расчет оплаты проживания командированных сотрудников;
  • расчет платежей по автогражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • расчет расходов по монтажу локальных вычислительных сетей, информационному обслуживанию учреждений;
  • расчет среднегодовой стоимости услуг по вневедомственной охране.

Основным направлением планирования расходов по подстатье "Прочие расходы" является расчет расходов на уплату налогов, пошлин, лицензий, разного рода платежей и сборов в бюджеты всех уровней, включаемых в состав расходов учреждения. Так, при составлении проекта сметы доходов и расходов в расчет принимается сумма налогов, уплаченная за предыдущий налоговый период, а также учитываются все изменения, произошедшие в налоговом законодательстве. По этой статье отражаются расходы по уплате налога на имущество, земельного налога.

В статье "Увеличение стоимости основных средств" отражаются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам.

На статью "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения. Кроме того, на данную статью относятся затраты на предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. Это медикаменты, мягкий инвентарь, посуда, продукты питания, в том числе продовольственные пайки военнослужащим и приравненным к ним лицам, горюче-смазочные материалы, строительные материалы, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения входит в состав локальной документации, которая формируется и утверждается государственными и муниципальными организациями. Они используют данный документ в своей финансово-хозяйственной деятельности с целью планирования полученных доходов и осуществленных расходов.

Основные требования и правила составления плана ФХД

В соответствии с п. 3.3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.2996 г. №7-ФЗ устанавливается, что бюджетное учреждение обязательно должно разрабатывать План финансово-хозяйственной деятельности, а также обеспечивать его открытость и доступность посредством размещения на официальном сайте в сети Интернет. Кроме того, данной нормой определено, что План ФХД должен соответствовать требованиям, установленным Министерством финансов РФ.

Основные правила создания и утверждения Плана ФХД бюджетных учреждений регламентированы специальными Требованиями к Плану ФХД, утвержденными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 г. №81н. Кроме того, государственное или муниципальное учреждение обязано учитывать отраслевые особенности своей деятельности, а потому использовать в данном мероприятии дополнительные требования к Плану ФХД, утверждаемые отраслевыми и ведомственными органами управления (министерствами или службами).

Важно! Учредитель бюджетной организации вправе формировать План ФХД с включением в него детализирующих сведений или показателей, а также утвердить типовую форму документа. Он имеет право установить предельные сроки, согласно которым план должен утверждаться для использования в следующем году.

Порядок составления и использования Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения — это локальный документ, формируемый на:

  • финансовый год (при утверждении бюджета на один календарный год);
  • финансовый год и плановый период (при утверждении бюджета на календарный год и плановый период).

При первом варианте предполагается, что План ФХД разрабатывается на каждый конкретный календарный год, при втором варианте разработанный ранее план корректируется на последующий годовой период и утверждается уполномоченным лицом. Что касается утверждения Плана ФХД, то, согласно пп. 21, 22 Требований от 28.07.2010 г. №81н:

  • План ФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем либо его руководителем, если это право будет предоставлено учредителем;
  • План ФХД автономного учреждения утверждается его руководителем на основании решения наблюдательного совета.

План финансово-хозяйственной деятельности необходим для того, чтобы бюджетное или автономное учреждение могло распоряжаться субсидиями для выполнения государственных заказов, средствами от оказания платных услуг, а также иными поступлениями из источников, разрешенных законодательством РФ.

Структура Плана ФХД

В соответствии с Требованиями к Плану ФХД от 28.07.2010 г. №81н информация в документе должна быть сгруппирована и детализирована для более четкого отображения и легкого восприятия пользователями. При этом две основные группы — доходы и расходы — детализируются по различным направлениям, к примеру, расходы подразделяются на:

  • доходы от собственности;
  • доходы от оказания платных услуг;
  • доходы от штрафов и принудительного изъятия сумм;
  • безвозмездные поступления;
  • субсидии;
  • прочие доходы.

Что касается расходов, то они могут быть разделены на такие подгруппы:

  • оплата труда работников и начисления на зарплату;
  • расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и связи;
  • арендные платежи;
  • затраты на содержание имущества;
  • безвозмездные перечисления;
  • социальные пособия населению;
  • приобретение основных средств или материальных запасов;
  • прочие расходы.

Подгруппы расходов могут представляться в углубленной детализации, и решение о таком действии принимает учредитель бюджетной организации. Кроме того, составление Плана ФХД должно коррелироваться с потребностями бухгалтерского учета в учреждении, а потому при его формировании следует обращать внимание на структуру Отчета об исполнении Плана ФХД.

План финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения может составляться как единый документ для разных видов деятельности, однако учредитель имеет право не только детализировать какие-либо показатели, но и составлять несколько планов по разным видам деятельности.