Понятие и виды профсоюзов. См. заполнения приказа Профессиональные союзы виды


Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социальнотрудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 16-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории РФ, так и вне ее территории, по также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку: общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акты общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, и тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица – в соответствии с федеральным законом.

В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта РФ но заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфические общественные организации со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функции – защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов – это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, их главная функция – защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений – начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию – представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов – это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекций труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановление нарушенных прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функция представительства интересов работников прямо закреплена в ст. 29 ТК, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК. В ст. 1 п 11 Закона о профсоюзах объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но, кроме двух этих функций, профсоюзы осуществляют также культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую функцию по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной функции и функции представительства интересов работников способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм (мораль, традиция и др.). Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

ПРОФСОЮЗ – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Федерального закона № 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., который вступил в силу 20 января 1996 года.).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ связаны с осуществлением их главной функции- защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Принадлежность иди непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, законами. Запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица в связи с принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Профсоюз создается по инициативе его учредителей – не менее трех физических лиц (граждан). Учредителями и членами профсоюза могут быть граждане, достигшие 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность. Право на создание профсоюза реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Органом, правомочным создавать профсоюз в образовательном учреждении, может являться собрание работников, решивших учредить профсоюз, или конференция . Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной (уведомительной) регистрации.

Вступить в профсоюз может любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность.

ПРИЗНАКИ ПРОФСОЮЗОВ:

1. Независимость – никто не может вмешиваться в деятельность профсоюза и проверять расходование взносов его членов, кроме случаев противоречия деятельности профсоюза уставным целям организации, например, если членские взносы расходуются в основном на предпринимательскую деятельность. Никто не вправе препятствовать созданию профсоюза.

2. Организационное единство , так как профсоюз – это общественная организация , имеющая Устав или Положение (для первичной профсоюзной организации) и выборные профсоюзные органы . Профсоюз объединяет граждан не только по профессиональному признаку , т.е. в один профсоюз могут входить работники различных профессий, например, в профсоюз авиадиспетчеров могут входить и инженерно-технические работники.

3. Обособленное имущество. Все члены профсоюзной организации обязаны уплачивать профсоюзные взносы, из которых формируется денежный фонд профсоюза, необходимый для обеспечения деятельности профсоюза.

- 55.69 Кб

Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ), предусмотренные законодательством.

Как установлено ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г., по сфере действия различают следующие виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций ):

  1. общероссийский профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на всей территории Российской Федерации либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
  2. общероссийское объединение (ассоциация профсоюзов ) - объединяет общероссийские профсоюзы, территориальные объединения (ассоциации ), организации профсоюзов, действующие на всей территории РФ или на территории более половины субъектов России;
  3. межрегиональный профсоюз - объединяет работников одной или нескольких отраслей деятельности и действует на территории менее половины субъектов Российской Федерации;
  4. межрегиональное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - состоит из межрегиональных профсоюзов и (или ) территориальных объединений (ассоциаций ) организаций профсоюзов и действует на территории менее половины субъектов РФ;
  5. территориальное объединение (ассоциация ) организаций профсоюзов - объединяет организации профсоюзов и действует, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.

Этим же Законом, кроме того, определяются:

  1. территориальная организация профсоюза - организация, состоящая из членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза и действующая на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территории нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района.
  2. первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Несмотря на многочисленность профсоюзов, все они создаются по производственному, отраслевому, территориальному либо иному учитывающему профессиональную специфику признаку. 9

Профсоюзы (их объединения ) осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными ими же уставами, а первичные профсоюзные организации - согласно положениям, разработанным на основе этих уставов.


Профорганизатор, профгруппорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации ) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство, являются профсоюзными представителями (доверенными лицами ).

Профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации ) или положением о первичной профсоюзной организации.

Функции профсоюзов.

Профессиональные союзы - исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация. 10

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно – с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Право каждого на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов прямо закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Функции профсоюза – это основные направления деятельности профессиональных союзов. В юридической литературе выделяют следующие функции:

  • защитная
  • производственная
  • воспитательная
  • социальная
  • международная

Можно выделить и другие функции. Однако вся деятельность профсоюзов должна быть подчинена целям защиты прав и интересов своих членов. Поэтому главной функцией профсоюзов должна быть защитная функция – целенаправленная правовая деятельность:

  1. по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся (права работников свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством размера);
  2. по охране их от нарушений (право беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены, состоящие в профсоюзе, для реализации уставных задач, представленных профсоюзам прав);
  3. по восстановлению нарушенных прав (защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников, независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке);
  4. по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся (устанавливаются работодателем и их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах и соглашениях).

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. 11 В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются. 12

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров.

Под представителями работников понимаются либо органы профсоюзов и их объединений, либо органы общественной самодеятельности работников, которые определяются по правилам гл. 4 ТК РФ. Полномочия профсоюзов по представительству работников в разрешении коллективных трудовых споров не требуют особого подтверждения, если они закреплены в уставных документах профсоюзной организации (в уставе или положении). В то же время полномочия органа общественной самодеятельности работников должны быть подтверждены решением общего собрания (конференции) коллектива работников организации. Закон предусматривает возможность выдвижения требований к работодателю как непосредственно работниками, так и их представителями, а также профессиональными союзами. Начиная с уровня выше организации при разрешении коллективного трудового спора законными представителями работников могут выступать только профсоюзы. Это вызвано тем, что органы общественной самодеятельности работников создаются в рамках организации и не имеют никаких вышестоящих органов. 13

Закон предусматривая право профсоюзов выдвигать требования к работодателям, не определяет порядок осуществления этого права. Часть 6 с. 399 ТК РФ лишь устанавливает, что «требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства».

Трудовой кодекс РФ предусматривает, что требования работников к работодателю, выдвинутые как представительным органом работников, так и непосредственно работниками, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников (ч. 2 ст. 399).

Закон о профсоюзах предусматривает определенный порядок разрешения коллективного трудового спора (схема № 1). Этот порядок включает ряд этапов:

  • выдвижение требований работниками;
  • рассмотрение администрацией требований работников;
  • рассмотрение спора в примирительной комиссии;
  • рассмотрение спора посредником;
  • рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Правом выдвижения требований от имени работников обладают работники и их представители, определяемые в соответствии с гл. 4 ТК РФ. Как правило, выборные профсоюзные органы в организации стремятся возглавить движение работников по разрешению коллективного трудового спора. Хотя не редки ситуации, когда в организации создаются специализированные общественные органы (например, стачечные комитеты). Решение о начале коллективного трудового спора, принятое полномочными представителями работников, должно быть утверждено общим собрание (конференцией) работников.

  1. Работники или их представители на своих собраниях (конференциях) выдвигают в письменном виде требования к работодателю. На собрании обязательно ведется протокол, необходимо соблюдать требования по кворуму, письменной фиксировать итоги голосования по выдвигаемым к работодателю требованиям.
  2. Работодатель обязан создавать условия для проведения соответствующих мероприятий по обсуждению и принятию коллективных требований. В течение трех рабочих дней после получения письменных требований работодатель обязан дать письменный ответ.
  3. Следующий обязательный этап разрешения коллективных трудовых споров - это проведение примирительных процедур. Они могут проводиться примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия создается в течение трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется приказом по учреждению и соответствующим решением представителя работников. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен комиссией в течение пяти рабочих дней со дня издания приказа о создании примирительной комиссии.

Решение комиссии оформляется в виде протокола и имеет обязательную силу для сторон, если стороны об этом договорились. Работодатель не вправе уклоняться от проведения примирительных процедур. В ходе разрешения коллективного трудового спора работники вправе на любом этапе его разрешения проводить собрания, митинги, шествия, пикетирования в соответствии с законодательством.

4. По соглашению сторон с целью разрешения спора может быть приглашен посредник. Кандидатура посредника может быть рекомендован специальной Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, созданной в 1993 году и действующей на основе Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется самим посредником по соглашению со сторонами спора. Посредник осуществляет урегулирование спора в течение до семи рабочих дней и завершает его письменным оформлением результатов посредничества: либо достигнутым соглашением, либо протоколом разногласий.

Приглашение посредника с целью разрешения коллективного трудового спора является необязательным этапом урегулирования и осуществляется только при взаимном согласии сторон спора на участие посредника, в то время как рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным этапом. 14

5. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и Службой в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж создается только в том случае, если стороны достигли предварительного согласия об обязательности его решений, в противном случае он не создается.

Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в количестве трех человек из числа арбитров, предложенных Службой или сторонами спора, исключая представителей сторон спора. В течение пяти дней с момента создания трудовой арбитраж выносит решение по существу коллективного трудового спора.

Одним из основополагающих прав профсоюзов является право на забастовку в качестве законного возможного способа разрешения коллективного трудового спора. (ст. 37).

Краткое описание

На практике представителями работников в социальном партнерстве чаще всего являются профессиональные союзы. Закрепляя сложившуюся практику, Кодекс в то же время в значительной степени перекрывает возможность деятельности карликовых профсоюзов, но не лишает при этом работников права избрать для себя другие формы представительства своих интересов при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.

Развитие профсоюзов 4

Основы создания и деятельности профсоюзов 6

Виды профсоюзов и их объединений (ассоциаций), предусмотренные законодательством. 8

Функции профсоюзов. 10

Участие профсоюзов в разрешении трудовых споров. 12

Заключение. 17

Список литературы: 18

См. изменения за последний месяц

КонсультантПлюс,

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАДРОВЫМ ВОПРОСАМ

ПРОФСОЮЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Профсоюзная организация - представитель работников >>>

Права профсоюзной организации >>>

Гарантии работникам - членам профсоюза >>>

Руководитель профсоюзной организации, освобожденный от основной работы >>>

Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РАБОТНИКОВ

1. Виды профсоюзных организаций >>>

2. Профсоюзный орган >>>

3. Первичная профсоюзная организация >>>

3.1. Уведомление работодателя о создании профсоюза >>>

3.2. Государственная регистрация профсоюзной организации >>>

Отстаивание прав и интересов работников (членов профсоюзов) при разработке и изменении законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, социальных гарантий , прав профсоюзных организаций, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений и др.

Согласно п. 4 указанного Положения правовые инспекторы труда ФНПР имеют право:

Осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений;

В установленном порядке при предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать любых работодателей, у которых работают члены профсоюзов, входящих в ФНПР;

Беспрепятственно и бесплатно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию по социально-трудовым вопросам, относящуюся к предмету контроля;

Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, контролировать их выполнение;

Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Ситуация из практики. Обязан ли работодатель исполнить решение профсоюзного правового инспектора, если он не согласен с вынесенным предписанием?

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от N 10-ФЗ работодатели, иные должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Поскольку согласно ст. 25 ТК РФ работодатель и профсоюз как представитель работников являются сторонами социального партнерства, то они должны взаимодействовать друг с другом с целью выработки взаимоприемлемого решения. В случае если работодатель не согласен с решением профсоюзного правового инспектора, он должен направить ему в письменной форме свое обоснованное мнение. Также работодатель может провести консультации в рамках решения данного вопроса (ст. 27 ТК РФ). Необходимо учитывать, что согласно абз. 13 ч. 6 ст. 370 ТК РФ профсоюз вправе обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, например в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. Следовательно, профсоюз может инициировать административное и даже уголовное дело.

ПРАВА ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Право на представление интересов работников в трудовых отношениях >>>

2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов >>>

3. Право ведения коллективных переговоров >>>

4. Право на участие в коллективных трудовых спорах >>>

1. Право на представление интересов работников в трудовых отношениях

Наиболее существенной функцией профсоюза является защита интересов работников в трудовых отношениях. Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляет первичная профсоюзная организация. Следовательно, профсоюз является основным органом, с которым приходится взаимодействовать работодателю при решении организационных вопросов в сфере труда. Необходимо также учитывать, что первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия, в силу ч. 3 ст. 37 ТК РФ становится представителем всех его работников.

2. Право на условия, обеспечивающие деятельность профсоюзов

Согласно ст. 32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия для деятельности представителей работников, отвечающие требованиям трудового законодательства, коллективного договора, соглашения. На основании ст. 28 Федерального закона от N 10-ФЗ работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением. В силу ч. 2 ст. 377 ТК РФ работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование профсоюзу как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Иные условия обеспечения деятельности профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

3. Право ведения коллективных переговоров

Профсоюзы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений (ст. 36 ТК РФ). Следует учитывать, что сторонами коллективного договора являются работники и работодатель. Профсоюз выступает только представителем работников. В соответствии со ст. 37 ТК РФ представлять интересы работников в коллективных переговорах может:

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников конкретного предприятия;

Единый представительный орган работников, созданный несколькими первичными профсоюзными организациями;

Первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников, если общее собрание поручило ей направить уведомление работодателю о начале коллективных переговоров;

Иной представитель (представительный орган), избранный тайным голосованием на общем собрании работников, если на предприятии не действуют никакие первичные профсоюзные организации либо ни одна из них не была определена в качестве представителя.

4. Право на участие в коллективных трудовых спорах

Профсоюзы обладают правом на участие в коллективных трудовых спорах (ст. 399 ТК РФ). Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия либо уполномоченная общим собранием работников, вправе выдвигать работодателю требования. Данные требования направляются работодателю и принимаются им к рассмотрению только при условии предварительного одобрения общим собранием работников организации. На этом же собрании работники могут выбрать представителей для защиты своих интересов в коллективном трудовом споре.

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ - ЧЛЕНАМ ПРОФСОЮЗА

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов и не освобожденным от основной работы >>>

2. Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы >>>

3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы >>>

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных органов и не освобожденным от основной работы

Согласно ч. 3 ст. 374 ТК РФ члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

2. Гарантии профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы

Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, работодатель обязан предоставить после окончания срока их полномочий прежнюю работу (должность), а при ее отсутствии - другую равноценную работу (должность) в той же или с согласия работника в другой организации (п. 1 ст. 26 Федерального закона от N 10-ФЗ). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза (ч. 1 ст. 375 ТК РФ). Следует учитывать, что освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации (ч. 3 ст. 375 ТК РФ).

3. Расторжение трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы

Трудовым кодексом РФ предусмотрен особый порядок расторжения трудового договора с руководителями (их заместителями) выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденными от основной работы. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 374 ТК РФ при увольнении данных работников по основаниям п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель должен получить согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа. В настоящее время положение ч. 1 ст. 374 признано не действующим в части увольнения в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (Определение Конституционного Суда РФ от N О-П). Конституционный Суд РФ указал, что правовое регулирование, предусмотренное в ч. 1 ст. 374 ТК РФ, представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности и собственника; подобного рода ограничение не обусловлено необходимостью защиты прав и свобод. Следовательно, работодателю не нужно запрашивать согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций по инициативе работодателя по основаниям, установленным п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Аналогичные положения Федерального закона от N 10-ФЗ (п. п. 1 и 2 ст. 25), которые были признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, с 1 июля 2010 г. утратили силу (Федеральный закон от N 146-ФЗ). Тем не менее работодатель должен соблюдать процедуру учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии решения о расторжении трудового договора с указанными работниками в порядке, предусмотренном ст. 373 ТК РФ. Подробнее об этом см. п. 3 настоящего материала.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,

ОСВОБОЖДЕННЫЙ ОТ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ

1. Избрание работника на выборную должность руководителя первичной профсоюзной организации >>>

1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора >>>

1.2. Внесение записи в трудовую книжку >>>

1.3. Оформление личной карточки >>>

2. Предоставление прежней работы >>>

3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации >>>

1. Избрание работника на выборную должность руководителя первичной профсоюзной организации

При избрании работника на должность руководителя профсоюзной организации работодатель расторгает с ним трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Основанием для этого является протокол об избрании на данную должность и заявление работника о расторжении договора в связи с переходом на выборную должность.

После избрания на должность работодателем для такого работника выступает первичная профсоюзная организация. Следует учитывать, что если профсоюз не имеет статуса юридического лица, то работодателем для руководителя будет вышестоящая профсоюзная организация, обладающая статусом юридического лица.

Важно! Трудовой договор с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации заключается на срок его полномочий (ст. 59 ТК РФ). По окончании такого срока договор с руководителем профсоюза расторгается на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора).

1.1. Издание приказа о расторжении трудового договора

Согласно ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ расторжение трудового договора оформляется приказом (унифицированная форма N Т-8). Поскольку инициатива увольнения в связи с избранием на должность должна исходить от самого работника, его заявление необходимо приложить к приказу. В графе "Основание" данного документа следует указать реквизиты протокола собрания членов профсоюза об избрании работника на выборную должность, а также реквизиты заявления.

С приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Если данный документ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается поставить подпись, в приказе делается соответствующая запись (ст. 84.1 ТК РФ).

1.2. Внесение записи в трудовую книжку

Запись о прекращении трудового договора в связи с переходом на выборную должность вносится в трудовую книжку. Согласно п. 6.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от N 69, при внесении записи в трудовой книжке необходимо указать наименование организации, куда работник переходит. Трудовая книжка выдается работнику в день прекращения договора (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). При ее получении работник должен расписаться в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 41 Постановления Правительства РФ от N 225 "О трудовых книжках").

Запись о прекращении трудового договора заверяется подписью работника, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью увольняемого работника (п. 35 Постановления Правительства РФ от N 225 "О трудовых книжках").

См. образец заполнения трудовой книжки.

1.3. Оформление личной карточки

В личную карточку (унифицированная форма N Т-2) вносится запись о прекращении трудового договора в связи с переходом на выборную должность по основаниям п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При получении трудовой книжки работник должен расписаться в личной карточке (п. 41 Постановления Правительства РФ от N 225 "О трудовых книжках").

См. образец заполнения личной карточки.

2. Предоставление прежней работы

Согласно ч. 1 ст. 375 ТК РФ работодатель обязан предоставить освобожденному профсоюзному работнику прежнюю работу, а при ее отсутствии с письменного согласия последнего - другую равноценную работу (должность). Следовательно, работодатель должен заново принять такого работника на прежнюю работу после окончания срока его полномочий. Подробнее об отсутствии возможности предоставить работнику прежнюю работу см. п. 2 настоящего материала.

Прием на работу оформляется приказом (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Содержание данного документа должно соответствовать условиям трудового договора, заключенного с работником.

Подробнее об этом см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Прием на работу".

3. Оплата труда руководителя первичной профсоюзной организации

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет членских взносов либо финансирования вышестоящей профсоюзной организации. Частью 7 ст. 377 ТК РФ предусмотрено, что оплата также может осуществляться из средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором. Однако следует учитывать, что по отношению к руководителю первичной профсоюзной организации, освобожденному от основной работы, работодателем выступает сама профсоюзная организация, а не тот работодатель, у которого действует профсоюз.

В связи с этим на практике часто возникают вопросы об оплате труда такого руководителя, поскольку исходя из смысла ст. ст. 56, 57, 129 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику на основании заключенного трудового договора. В данном случае работодатель перечисляет денежные средства на счет первичной профсоюзной организации или того объединения профсоюзов, членом которого он является. Следует учитывать, что такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль организации (письмо УФНС России по г. Москве от N / письмо Минфина России от N /181).

УЧЕТ МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ

ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

2. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации >>>

3. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза >>>

3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора >>>

1. Случаи учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

Согласно ст. 371 ТК РФ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, работодатель принимает решение с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Трудовым кодексом РФ установлены следующие случаи, когда работодателю необходимо запросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

Введение и отмена режима неполного рабочего времени (ч. 5 ст. 74 ТК РФ);

Привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ);

Определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);

Разделение рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ст. 105 ТК РФ);

Определение порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);

Привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 ТК РФ (ст. 113 ТК РФ);

Установление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ);

Утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);

Введение системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение платы за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ);

Утверждение формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);

Установление конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

Введение и применение системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);

Принятие локальных нормативных актов , предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

Введение мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ст. 180 ТК РФ);

Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);

Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждение перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);

Установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК РФ);

Утверждение порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);

Увеличение продолжительности вахты до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ);

Утверждение графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ);

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 7 ст. 325 ТК РФ);

Определение размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 5 ст. 326 ТК РФ).

Указанный перечень не является исчерпывающим. Коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа.

Следует отметить, что если, например, коллективным договором предусмотрен порядок установления системы оплаты труда, то в таком случае учитывать мнение профсоюзного органа в соответствии с требованиями ст. 372 ТК РФ не нужно, поскольку данный вопрос уже урегулирован коллективным договором.

Ситуация из практики. На предприятии действуют две первичные профсоюзные организации. У какого профсоюза работодатель должен запрашивать мотивированное мнение при принятии локального нормативного акта?

Исходя из ст. 37 ТК РФ, данный вопрос можно решить следующим образом:

Две и более первичные профсоюзные организации могут создать единый представительный орган;

На общем собрании (конференции) работников может быть избрана первичная профсоюзная организация, которой будет поручено представлять интересы всех работников.

Следует также учитывать, что если в организации действует первичная профсоюзная организация, которая объединяет более половины работников, то она становится представителем всех работников данного работодателя.

Необходимо помнить, что согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

2. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, работодатель при принятии решения должен соблюдать порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, который определен в ст. 372 ТК РФ.

Согласно ч. 1 данной статьи перед принятием решения работодатель направляет проект документа (приказа, распоряжения, локального нормативного акта и др.) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Профсоюзу отводится пять рабочих дней со дня получения проекта документа для направления работодателю мотивированного мнения.

Проект локального акта, приказа и документов, обосновывающих необходимость принятия решения, следует направлять с сопроводительным письмом, в котором нужно указать наименование документов, количество листов и экземпляров каждого документа.

Важно! Работодатель вправе не учитывать мнение профсоюза, если оно получено по истечении пяти рабочих дней со дня направления проекта документа.

Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации может выражать следующее:

Согласие с решением работодателя;

Несогласие с решением работодателя;

Предложение по совершенствованию проекта документа.

Важно! Мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно быть обоснованным. То есть если профсоюз не согласен с решением работодателя, он должен письменно разъяснить, с чем конкретно он не согласен.

Если работодатель не согласен с мнением профсоюза, он обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК РФ). Поскольку данная обязанность лежит на работодателе, то он должен назначить профсоюзу время и место проведения консультации. Сделать это лучше всего путем направления выборному органу профсоюзной организации соответствующего письменного уведомления.

См. образец заполнения уведомления.

Если после проведения таких консультаций согласия по принимаемому решению не будет достигнуто, то разногласия оформляются протоколом.

После совершения всех указанных выше действий работодатель вправе принять локальный акт, издать приказ или другое распорядительное решение без согласия профсоюза. Однако при этом последний может обжаловать решение работодателя в соответствующей государственной инспекции труда или в суде (ч. 4 ст. 372 ТК РФ).

2.1. Отметка об учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации

После получения мотивированного мнения профсоюза по поводу документа, который ему направлялся, нужно сделать соответствующую отметку в самом документе. В локальном акте отметку лучше проставить в начале документа, в приказе (например, приказ о введении неполного рабочего времени в организации) - в конце документа после подписи руководителя организации.

См. образец заполнения локального акта с отметкой об учете мнения профсоюза.

См. образец заполнения приказа.

3. Учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с работниками - членами профсоюза

При принятии решения об увольнении работников - членов профсоюза по основаниям п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ должна быть соблюдена процедура получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатель должен направить в профсоюз проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения (ч. 1 ст. 373 ТК РФ). Данные документы следует направить с сопроводительным письмом, в котором нужно указать их наименование, количество листов и экземпляров каждого документа.

См. образец заполнения сопроводительного письма.

Профсоюз должен рассмотреть полученные документы в течение семи рабочих дней и направить работодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Важно! Мнение профсоюза, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается (ч. 2 ст. 373 ТК РФ).

Если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, то в течение трех рабочих дней он проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом (ч. 3 ст. 373 ТК РФ). Работодателю самому предлагать проводить такие консультации не нужно. Однако он обязан отреагировать на предложение профсоюза и явиться на соответствующие встречи.

Если работодатель и профсоюз не достигнут общего согласия, то работодатель вправе издать приказ об увольнении работника - члена профсоюза по истечении десяти дней с момента направления профсоюзу проекта приказа и копий документов. Однако такое увольнение может быть обжаловано профсоюзом в государственной инспекции труда. Соответственно, в случае признания увольнения незаконным инспекция вправе выдать работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Следует учитывать, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с работником - членом профсоюза по основаниям ч. 1 ст. 373 ТК РФ не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если работник после получения данного мнения заболел, ушел в отпуск или по другим уважительным причинам отсутствовал на рабочем месте, то месячный срок продлевается на соответствующее количество дней (ч. 5 ст. 373 ТК РФ).

Отсутствие у работодателя документов, которые подтверждают участие профсоюзного органа в решении вопроса, связанного с увольнением работника - члена профсоюза по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, является основанием для восстановления последнего на работе (см. Определение Московского областного суда от по делу N /2010). В Определении Московского городского суда от по делу N указано на нарушение процедуры увольнения работника, который являлся членом профсоюза. Это нарушение со стороны работодателя наряду с другими повлияло на принятие судом решения о восстановлении работника на работе.

При принятии решения о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденным от основной работы, по основаниям п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодателю необходимо получить соответствующее согласие вышестоящего органа первичной профсоюзной организации (ч. 1 ст. 374 ТК РФ). Для получения такого согласия нужно направить письмо с приложением проекта приказа о расторжении трудового договора и копий всех документов, обосновывающих принятие данного решения. Подробнее о расторжении трудового договора с руководителем (его заместителями) выборного органа первичной профсоюзной организации см. п. 3 настоящего материала.

3.1. Оформление приказа о расторжении трудового договора

После того как работодатель принял окончательное решение об увольнении работника - члена профсоюза, он должен издать соответствующий приказ (ст. 84.1 ТК РФ). Данный документ составляется по унифицированной форме N Т-8 (утв. Постановлением Госкомстата России от N 1). В графе "Мотивированное мнение выборного профсоюзного органа" работодатель должен указать реквизиты мотивированного мнения профсоюза.

См. образец заполнения приказа.

Подписано в печать

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ можно выделить следующие виды профсоюзов в зависимости от их уровня:

1) первичная профсоюзная организация. Это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации (в ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении) либо у индивидуального предпринимателя. Данное объединение действует на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо собственного устава, принятого в соответствии с одним из указанных документов. Первичная профсоюзная организация может образовывать в своей структуре цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения, руководствуясь уставом соответствующего профсоюза (абз. 2 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Первичная профсоюзная организация и ее органы, в частности, представляют на локальном уровне интересы работников конкретного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ч. 1 ст. 30 ТК РФ);

2) общероссийский профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. Такие работники должны быть связаны общими социально-трудовыми и профессиональными интересами. Общероссийский профсоюз действует на всей территории РФ (на территориях более половины субъектов РФ) либо объединяет не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. В структуре этого профсоюза в соответствии с его уставом наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (абз. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Общероссийскими профсоюзами являются, в частности, Общероссийский профсоюз авиационных работников, Профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и др.;

3) общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов. Это добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов. Указанное объединение действует на всей территории РФ или на территориях более половины ее субъектов (абз. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Примерами таких объединений являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Общероссийское объединение профсоюзов "Конфедерация труда России" и т.д.;



4) межрегиональный профсоюз. Это добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, работников, осуществляющих один или несколько видов экономической деятельности. Данное объединение действует на территориях менее половины субъектов РФ. В структуре межрегионального профсоюза в соответствии с его уставом наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации (абз. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Примером такого объединения является Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов;

5) межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;

6) территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов. Это добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, которое действует в одном субъекте РФ либо на территории города или района (абз. 7 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ);

7) территориальная организация профсоюза. Это добровольное объединение членов профсоюза, которые состоят в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза. Такое объединение действует на территории одного (нескольких) субъекта РФ, города или района (абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ). Например, у профсоюза работников текстильной промышленности может быть несколько первичных профсоюзных организаций на конкретных предприятиях в пределах субъекта РФ, города или района. Для координации своих действий они могут объединиться в территориальную организацию профсоюза.



Важно! Профсоюз вправе самостоятельно, исходя из стоящих перед ним целей и задач, определять вид и внутреннюю организационную структуру. Они могут отличаться от указанных в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 22-П).

Профсоюзный орган

Профсоюзный орган является органом, образованным в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или первичной профсоюзной организации (абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ).