Проблемы реализации стратегии развития персонала. Анализ и разработка стратегии развития персонала в организации на примере ооо "адомал". В некоторых случаях организация заключает ученический договор с сотрудником. Договор предусматривает период, который


Слепцова, Е. В. Формирование стратегии развития персонала в системе государственной службы / Е. В. Слепцова, М. Ю. Туманова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – 3. – С. 111-116.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Е.В. Слепцова , канд. экон . наук, доцент

М.Ю. Туманова , студент

Кубанский государственный университет

(Россия, г . Краснодар)

Аннотация . с татья посвящена актуальным вопросам развития персонала. Обоснов а на необходимость формирования стратегии развития персонала с учетом стратегии организации и стратегии управления персоналом. Представлены содержание основных этапов развития персонала; ресурсы, необходимые для реализации стратегии; ее взаим о связь с другими подсистемами кадрового менеджмента.

Ключевые слова: персонал, развитие персонала, управление персоналом, государс т венная служба

Под стратегией развития персонала п о нимается совокупность организационных действий, осуществляемых по отношению к персоналу лицами, принимающими управленческие решения в организации, и ориентированных на достижение страт е гических целей организации . Необх о димость формирования стратегии развития персонала обусловлена следующими фа к торами:

  1. Реорганизация, слияние либо поглощение организации.
  2. Меняется стратегия организации, следовательно, появляются новые требования к качеству персонала.
  3. Необходимость обеспечить для организации лидирующие позиции на рынке.
  4. Наличие проблем в области управления персоналом.
  5. Знания быстро устаревают, поэтому их необходимо систематически обновлять.
  6. У работников возникает потребность в развитии для реализации своего профессионального потенциала.

Таблица 1 . Соотношение стратегии развития персонала со стратегиями развития орг а низации и управления персоналом

Стратегия организации

Стратегия управления

персоналом

Стратегия развития

персонала

Стратегия внутреннего роста

Организация динамично развивается, имеет ресурсы для развития, ориентирована на ос у ществление деятельности в знакомой области в большем объеме и лучше

Ориентация на собственный пе р сонал;

Формирование кадрового резерва, р о тация кадров

Развитие профессиональных и личных качеств;

Повышение квалификации и переподготовка;

Самообучение.

Стратегия внешнего роста

Присоединение или поглощение других ко м паний, вертикальная и горизонтальная инт е грация

Ориентация на сотрудников со стор о ны;

Работа по формированию команды;

Внимание к качеству персонала

Применение активных мет о дов обучения;

Командообразущие пр о граммы;

Адаптация персонала;

Стажировки, делегирование полномочий

Стратегия концентрации

Сосредоточение на узком участке рынка, в ы деление целевого сегмента, конкуре н ция на основе повышения качества продукции (усл у ги)

Ориентация на собственные перс о нал;

Привлечение со стороны высокопр о фессиональных работников;

Удержание высокопрофессионал ь ных работников;

Мотивация персонала;

Индивидуальный подход

Развитие профессиональных и творческих способностей;

Повышение квалификации;

Консультирование;

самообразование

Стратегия изъятия вложений (упадок)

Экономия ресурсов, консолидация и перем е щение каптала, возможно антикризисное управление

Ориентация на собственный пе р сонал;

Мораторий на прием персонала;

Сокращение персонала

Поддержание ключевых сп о собностей персонала;

Обучение по необходимости ;

Ротация кадров;

Предпочтение универсал ь ным работникам;

Адаптация персонала

Как было отмечено выше, стратегия развития персонала органично связана как со стратегией управления персоналом, так и со стратегией организации. Наглядно данная взаимосвязь представлена в табл и це 1.

Общая схема формирования стратегии развития персонала предполагает выдел е ние нескольких этапов (рис.). Остановимся более подробно на основных.

I этап. Организационный.

Реализация этапа начинается с разр а ботки концепции, постановки целей и з а дач развития персонала. Для обоснования выбора направлений и методов развития персонала необходимо провести оценку качественного состояния персонала. Применение различных методов оценки позволяет выявить уровень компетентн о сти работников, определить потенциал профессионального роста. Наиболее сло ж ным является определение критериев оценки, поскольку от ответа на вопрос «что оцениваем» в дальнейшем зависит ответ на вопрос «что развиваем?».

После проведения оценки и выявления потребности в развитии необходимо опр е делить направления и технологии развития персонала.

Завершается 1-й этап разработкой пл а нов и конкретных программ развития пе р сонала.

II этап. Подготовительный.

Выбранные направления и технологии развития персонала предполагают выбор поставщиков образовательных услуг. Практика показывает, что как правило, о р ганизации обращаются к трем категориям поставщиков: средние специальные и высшие учебные заведения, консультац и онные центры, специализированные орг а низации, предоставляющие услуги в о б ласти профессионального образования. У каждого из перечисленных поставщиков есть свои преимущества и недостатки.

Так, классические вузы имеют готовые программы подготовки специалистов, с о временные образовательные технологии, достаточную материально-техническую базу и подготовленных преподавателей. Однако, вузы, как правило, предлагают стандартизированный продукт, который не учитывает интересы конкретного заказч и ка.

Фирмы, работающие в сфере образов а тельного консалтинга, предоставляют пе р сонифицированные образовательные усл у ги, ориентированные на потребности з а казчика, владеют современными образов а тельными технологиями, могут привлекать консультантов со стороны. В тоже время, такие фирмы не подходят для массового повышения квалификации и тем более п е реподготовки работников.

Индивидуальные организации-партнеры, предоставляющие образов а тельные услуги, обеспечивают получение самых актуальных знаний, дают возмо ж ность обучаться на рабочем месте, пр о граммы учитывают цели и задачи орган и зации. Пожалуй, один из немногих недо с татков таких фирм – высокая стоимость образовательных услуг, делающих их до с тупными немногим организациям.

Рисунок 1. Схема формирования стратегии развития персонала

Далее необходимо провести расчет з а трат (финансовых, материальных, челов е ческих, временных и пр.) на реализацию системы развития персонала. Затраты должны учитывать не только собственно программы обучения, но и расходы на оценку, адаптацию, стоимость развива ю щей инфраструктуры.

В соответствии с принятыми програ м мами развития следует провести разрабо т ку учебно-методической документации, подготовить методическую базу.

Важным элементом в реализации по д готовительного этапа является подготовка и переподготовка работников кадровой службы, поскольку именно от их работы зависит эффективность реализации сист е мы развития персонала.

III этап. Реализация основных мер о приятий по развитию персонала.

IV этап. Внедрение результатов разв и тия персонала в деятельность организации.

Ранее было отмечено, что эффекти в ность системы развития персонала во мн о гом зависит от готовности руководства на всех уровнях принимать изменения, св я занные с развитием работников. Поэтому очень важным является отклик руков о дства результаты развития персонала.

На этом этапе необходимо ввести оце н ку полученных знаний, компетенций, их соответствие потребностям конкретных подразделений и организации в целом. Система контроля качества развития пе р сонала является итогом реализации сист е мы развития. Необходимо составить ан а литический отчет, содержащий заключ е ние и практические рекомендации по с о вершенствованию системы развития пе р сонала. Обязательным является участие работников в составлении отчета. На о с новании этого отчета проводится корре к тировка планов и программ развития, по д бираются более эффективные методы и технологии, возможна смена поставщика образовательных услуг.

Функцией кадрового менеджмента я в ляется управление развитием персонала, что предполагает выделение субъекта и объекта управления.

Субъектами управления професси о нальным развитием сотрудников в орган и зации являются руководители всех уро в ней, специалисты кадровой службы, сами работники организации (в контексте сам о развития).

Объектом управления выступают все, на кого направлено управленческое во з действие, т.е. весь персонал организации. Следует отметить, что поскольку рассма т ривается именно профессиональное разв и тие, то под объектом управления можно понимать профессиональные качества р а ботников [ 3 ].

Важным представляется такой аспект управления, как ресурсы профессионал ь ного развития персонала. Выделим осно в ные группы ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития.

  1. Организационные, т.е. наличие соответствующей организационно-функциональной структуры управления персоналом.
  2. Кадровые – определенное количество специалистов кадровых служб, обладающих необходимыми компетенциями для организации и управления профессиональным развитием.
  3. Управленческие – предполагает комплекс процедур принятия управленческих решений, инструментов и методов управления, контроль за их исполнением, оценку эффективности.
  4. Экономические (финансовые) – финансовое обеспечение процесса профессионального развития, материально-техническую базу.
  5. Информационные – заключаются в организации и осуществлении сбора, обработки и анализа информации, организации информационных потоков между субъектами развития.

Реализация стратегии развития перс о нала будет успешной при выполнении следующих условий:

  1. Наличие потребности организации в развитии персонала в текущий момент и на перспективу.
  2. Потенциал профессионального и личного развития у работников, т.е. мотивация к развитию, наличие определенного уровня компетенций, способностей.
  3. Заинтересованность в развитии у самих работников.

Реализацию механизма развития перс о нала необходимо соотносить со стадиями развития организации (табл. 2 ).

Таблица 2 . Взаимосвязь содержания процесса развития персонала и стадий развития организации

Стадия

Мероприятия

Формирование

Отбор персонала с требуемыми профессиональными компетенциями

Выявление потребностей организации в профессиональных компетенциях

Формирование необходимых профессиональных компетенций у сотрудников

Адаптация персонала

Построение карьерных планов, соотносимых со стратегией развития организации

Интенсивный рост

Управление карьерой

Формирование кадрового резерва и работа с ним

Формирование планов развития на краткосрочную и среднесрочную перспективу

Стабилизация

Оценка и аттестация персонала

Проведение опросов, собеседование с сотрудниками на предмет выявления потребн о сти в развитии

Ротация кадров

Реализация программ обучения, повышения квалификации

Спад

Пересмотр функциональных обязанностей

Проведение консультаций и программ психологической поддержки персонала

Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации

Соответственно, в зависимости от ст а дии развития организации, ориентируясь на ее цели, руководство может выбрать наиболее подходящую технологию разв и тия персонала, учитывая наличие необх о димых ресурсов.

Важным представляется понимание т о го, что управление развитием персонала организации – это часть менеджмента о р ганизации в целом и функциональный элемент системы управления персоналом. Поэтому развитие персонала необходимо осуществлять в тесной связи с другими подсистемами кадрового менеджмента. Рассмотрим эту взаимосвязь (табл. 2 ).

  1. Планирование и наём персонала.

Принятые на работу сотрудники, как правило, нуждаются в первоначальном обучении, адаптации и введении в дол ж ность. Поэтому для сокращения времени адаптации, удачного завершения испыт а тельного срока и достижения максимал ь ной эффективности уже на первом этапе необходимо предусмотреть адекватные способы развития персонала.

  1. Управление мотивацией и стимулирование персонала.

Система стимулирования персонала в организации направлена на формирование определенного уровня мотивации рабо т ников, в том числе и их отношение к пр о фессиональному развитию. В тоже время, систематическое развитие персонала само выступает мощным стимулирующим фа к тором, привлекает творческих людей, сп о собствует удержанию высокопрофесси о нальных работников.

3. Развитие организационной структ у ры управления. Любые изменения в орг а низации, такие как создание новых по д разделений, развитие новых направлений, внедрение новых технологий, требуют обучения, переобучения и повышения кв а лификации больших групп работников.

4. Корпоративная культура. При ра з работке стратегии развития персонала н е обходимо провести мониторинг персонала, дифференцировав работников на лучших, средних, худших. Также можно выделить группу работников с высоким професси о нально-квалификационным, инновацио н ным, интеллектуальным, мотивационным и личностным потенциалом. Система ра з вития персонала должна включать целен а правленные и систематизированные меры воздействия на персонал, которые могут обеспечить достижение желаемого качес т венного уровня персонала. Для определ е ния направлений развития необходимо сравнение существующего и требуемого для реализации бизнес-стратегии целевой группы. Наиболее эффективным предста в ляется подход, при котором вместо того, чтобы реагировать на текущее состояние рынка труда, организация планирует, к а кой персонал (по качественным характ е ристикам и численности) необходим для реализации ее стратегии. При этом важно учитывать показатели текучести, рекр у тинговой активности, количества сотру д ников пенсионного возраста и т.п. Со б ранные сведения применяются для улу ч шения системы подбора, обучения, ра с пределения функций между сотрудниками и подразделениями, иными словами для создания оптимального кадрового состава организации в среднесрочной перспективе. Главное отличие от планирования кадр о вого резерва, которое предусматривает ориентацию на каждого перспективного сотрудника в отдельности, заключается в том, что выделяются ключевые типы с о трудников, наличие которых в организ а ции необходимо для ее дальнейшего ра з вития. На основе этого определяют, какие программы развития персонала должны быть расширены, а какие, напротив, с о кращены.

Таким образом, подводя итог, развитие персонала можно рассматривать как по д систему кадрового менеджмента, которая включает процессы, механизмы, методы воздействия организации на качество р а ботников для повышения эффективности функционирования всей организации в ц е лом.

Библиографический список

1. Белоусов В.В. Стратегия развития персонала как фактор повышения конкурентосп о собности промышленного предприятия: дисс . на соискание ученой степени канд. экон. наук. – Ижевск, 2007 .

2. Дианова О.И., Карюк Е.Е., Слепцова Е.В. Оценка и развитие персонала как инстр у мент повышения эффективности работы банка // European S ocial Science Journal . – 2015. – №3. – С . 16-20 .

3. Лымарева О.А., Голованева А.В. Система развития персонала государственных сл у жащих: особенности и пути совершенствования // Экономика и менеджмен т инновацио н ных технологий. – 2016. – № 1 (52). – С. 132-135 .

BUILDING A STRATEGY FOR STAFF DEVELOPMENT IN THE PUBLIC SERVICE

E. V. Sleptsova , candidate of economic sciences, associate professor

M. Y . Tumanov а , student

Kuban state university

(Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to topical issues of staff development. The necessity of fo r mation of strategy of development of personnel to meet the organization’s strategy and strategy of personnel management. The content of the main stages of staff development; resources needed to implement the strategy; its relationship with other subsystems of human resource manag e ment.

Keywords: personnel, staff development, personnel management, public service .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка стратегии управления персоналом; создание "Отдела адаптации и развития" в компании ОАО "Мостотрест": принципы кадровой политики; цели работы руководителя Отдела; программа адаптации нового сотрудника, стандарты работы наставника с персоналом.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Анализ отечественного и зарубежного опыта управления женским персоналом. Роль женщины-руководителя в современных экономических условиях. Этапы развития "женского" бизнеса в России. Должностная инструкция экономиста планово-экономического отдела.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Требования к должности начальника планово-экономического отдела, его должностные обязанности и требования к квалификации (образование и стаж работы по специальности). Должностная инструкция начальника отдела, его права, профессиональная ответственность.

    реферат , добавлен 19.12.2012

    Структура, цели и задачи отдела управления персоналом АО "Российские железные дороги". Основные функции и деятельность главного специалиста отдела управления персоналом. Виды деятельности предприятия. Анализ деятельности отдела управления персоналом.

    отчет по практике , добавлен 12.05.2015

    Должностная инструкция специалиста отдела управления персоналом предприятия. Функциональный анализ основных и вспомогательных функций ОУП и затрат на их осуществление. Определения степени их значимости. Рекомендации для оптимизации рабочего процесса.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Понятие стратегического управления. Сущность, назначение и основные цели стратегии управления персоналом. Формирование стратегии управления персоналом. Организация кадровой стратегии. Методы построения системы управления персоналом организации.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Изучение структуры персонала предприятия и исследование систем кадрового управления. Анализ системы управления персоналом ООО "Вирма" и оценка её эффективности. Автоматизация кадрового менеджмента и планирование показателей использования персонала фирмы.

    дипломная работа , добавлен 17.09.2013

    Теоретические основы проектирования системы управления персоналом. Трудовой потенциал ООО "Гламур". Анализ управления персоналом в рамках стратегии управления предприятием. Разработка стратегии и расчет социально-экономического эффекта от ее внедрения.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

Глава 7. ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

7.8. Стратегия развития персонала ОАО «ЗЭиМ»

К концу 1980-х годов в стране сложилась неопределенная ситуация во взаимоотношениях собственник – труд, труд – менеджмент.

Собственник в лице государства – отраслевых министерств – на данном этапе утратил право директивного управления предприятиями. Еще большую нестабильность внесла практика выборов высшего руководителя фирмы трудовыми коллективами. Постоянные изменения на законодательном уровне данных определений вносили значительный элемент нестабильности в условия функционирования предприятия. Изменения в государственной идеологии, первые шаги на пути перехода к рыночной экономике наряду с названными выше условиями привели к резкому снижению эффективности старых приемов и методов мотивации человека к созидательной деятельности при отсутствии новых. Наряду с неподготовленностью работников к самостоятельному решению проблем это вело к отсутствию на рынке труда кадров, способных работать в новых условиях хозяйствования. Надо отметить также неподготовленность рабочей силы к постоянным изменениям, особенно психологического характера. Реальное падение жизненного уровня, инфляция, изменение привычных стереотипов приводит многих к растерянности и психологическому дискомфорту, что в свою очередь влияет на результаты труда работников.

Персонал предприятий оказался неподготовленным к необходимости действовать в условиях постоянных изменений, а также недостаточно квалифицированным, лояльным и заинтересованным в реализации инноваций. Выявились низкая степень информированности персонала и его разобщенность. Система мотивации персонала оказалась неэффективной для новых условий.

Анализ ситуации на рынке рабочей силы привел руководство предприятием «ЗЭиМ» к пониманию того, что только люди, освобожденные от стереотипов, смогут реализовывать необходимые инновации, работать в совершенно новых условиях (см. также п. 7.7). Нужно было помочь людям адаптироваться. Внешняя среда менялась настолько быстро, что возникало много как психологических, так и технических проблем для каждого человека.

Инициатива в разработке и организации процесса реализации стратегии развития персонала фирмы принадлежала высшему руководству.

В ходе определения стратегии фирмы в области персонала рассматривались два варианта:
- подбор персонала извне;
- развитие своего персонала.

В результате анализа ситуации на рынке труда, внешних и внутренних условий руководством предприятия был избран второй вариант.

Первоначально была определена главная цель: изменить систему ценностей персонала в рамках единой корпоративной культуры в целях эффективного решения стратегических и тактических задач бизнеса в условиях постоянных изменений.

Изменяющиеся условия работы предприятия требовали от работников приобретения новых деловых качеств в очень короткое время. Менять психологию, привычные методы работы – непростая задача как для человека, так и для такого сложного организма как фирма. Но сформировавшееся желание сотрудников учиться, изменять себя и фирму создает возможность появления персонала с новым мышлением и новым отношением к труду. Главными элементами работы с персоналом стали акцент на качество развития персонала, применение групповых методов обучения, создание благоприятной среды для развития карьеры и творчества, продвижение прежде всего людей, работающих в фирме, поощрение активной позиции сотрудников, а также формирование «культуры команды».

На основе намеченной цели были определены задачи в развитии персонала.

1. Реализация философии фирмы и корпоративной культуры.

Философия фирмы – это правила поведения ее сотрудников, основа эффективной деятельности и развития предприятия. В идеальном случае все сотрудники разделяют философию фирмы. Задача менеджеров – нести ее «принципы» в массы, доводить до подчиненных.

2. Подбор и расстановка квалифицированных работников, отвечающих требованиям стратегии и культуры фирмы, потребностям бизнеса.

3. Полное использование потенциала сотрудников.

Реализация этого принципа возможна при внедрении обоснованной системы мотивации. Система мотивации (моральная и материальная) должна служить тому, чтобы сотрудник стремился использовать весь свой потенциал, и базироваться на принципе индивидуального подхода к каждому. Мотивация и поддержка тех, кто может лучше других выполнить работу, служили определяющим фактором. Принципом мотивации должно являться стимулирование реализации потенциальных возможностей работника, направленных на достижение стратегических целей фирмы.

4. Снижение психологической напряженности работников.

Основные методы в реализации стратегии:
1) снижение числа увольнений по причине неудовлетворенности работой на фирме;
2) разработка и внедрение научно-обоснованных методик отбора и найма работников, позволяющих эффективно укомплектовать фирму квалифицированным персоналом;
3) расширение программ ротации и стажировки кадров;
4) совершенствование методик обучения и внедрение новых;
5) занятие вакансий менеджеров, открывающихся на фирме, в основном за счет перспективных работников ОАО;
6) сохранение на фирме перспективных работников;
7) опережающее обучение, своевременное повышение квалификации работников, тренинг с упором на перспективные задачи.

В обучении главным был определен переход от фрагментарного повышения квалификации к интегративному, целостному развитию человека. Сегодня предприятию нужен работник с такой общей подготовкой, который бы мог завтра в оптимальные сроки освоить и решить вновь возникшую, не встречавшуюся ранее проблему.

Перед менеджментом встала проблема определения учебных потребностей «на сегодня» и «завтра». Могут ли сотрудники финансово-экономических служб завтра принять, освоить, внедрить финансовую систему успешно работающую на преуспевающих западных фирмах? Смогут ли работники завтра работать по SМD технологии?

8) развитие внутрифирменных коммуникаций.

Эта задача решалась методом расширения практики проведения круглых столов, совещаний и иных приемов групповой работы, расширением практики ротации кадров, широким внедрением информационных технологий. Особое внимание уделялось проблеме сокращения времени согласования проектов управленческих решений и документации;

9) информирование персонала и внедрение принципов корпоративной культуры и философии, проекты по развитию мотивации и стимулирования работников, развитие контрактной системы;

10) создание благоприятного климата в подразделениях.

Как же происходила реализация избранной стратегии развития персонала?

Во-первых, стало ясно, что традиционный отдел кадров не был способен к выполнению поставленной задачи. Зачастую кадровики даже не были информированы о деловой стратегии фирмы, связь между производством и планированием персонала была очень слабой. Деятельность кадровой службы ограничивалась лишь техническим оформлением документов, связанных с приемом, увольнением, дисциплинарной практикой и вертикальным управлением централизованной кадровой функцией. Планирование персонала существовало как реакция на производственные планы, потребности.

Актуальной стала необходимость «сдвига» к горизонтальному управлению децентрализованной кадровой функции, вовлекающей линейное управление.

Важным этапом явилось осознание невозможности функционирования системы управления персоналом, отдельными ее элементами вне участия линейного менеджмента, без активного вовлечения последнего в развитие человеческих ресурсов (РЧР). Роль кадровой службы начала сдвигаться к обслуживанию, консультированию линейного менеджмента, по крайней мере, к совместной работе. Новая функция ставит своей целью помочь линейному руководству активно участвовать в развитии человеческих ресурсов.

Партнерство кадровиков и линейных менеджеров – прежде всего организационный принцип. Признание этого принципа означает признание взаимозависимости кадровика и линейного менеджера. Партнерство и сотрудничество улучшают трудовые отношения и психологический климат на предприятии. РЧР подразумевает партнерство и с рядовыми сотрудниками, коллективом, отдельными группами людей. В развитии человеческих ресурсов необходимо учитывать социальные интересы отдельных групп людей и, как следствие, предоставлять им права участвовать в политических и экономических процессах, в принятии управленческих решений. Участие акционеров в управлении обществом через принятие решения на общем собрании иллюстрирует принцип партнерства в РЧР.

Осознание проблемы привело к трансформации Отдела кадров в Отдел развития человеческих ресурсов (ОРЧР).

Текущая работа по оформлению документов, связанных с кадрами, осталась за Отделом развития человеческих ресурсов, но и она претерпевает изменения. Освоена информационная программа «кадры», которая позволила избавиться от трудоемкой, физической работы с бумажными носителями информации и перейти на электронную форму документов. Разработаны и действуют «Методика приема на работу и адаптации рабочих и специалистов на ОАО», другие методические и нормативные документы, которые поставили привычную работу «кадровика» на современную научную основу.

Реализация программы адаптации работника стала важной задачей службы кадров. Ее цель – содействие успеху работника на новом рабочем месте и соответственно эффективное включение нового работника в деятельность фирмы. Исходным положением является осознание необходимости включения предыдущего опыта и взглядов работника в систему норм и ценностей организации. Актуальность обусловлена возможностью потерять ценного работника вследствие несоответствия его ожиданий и реальности, неприятия им философии фирмы.

Были выделены и реализуются следующие этапы адаптации работника.

I. Этап адаптации во время найма работника.

Решаемые задачи:
- знакомство с историей и настоящим положением ОАО: организационная структура, особенности производства и номенклатура продукции, перспективы развития;
- информация о философии фирмы;
- знакомство с требованиями, предъявляемыми к работнику, и критериями «хорошего работника фирмы»;
- информация о реальных перспективах профессионального роста;
- информация об условиях и формах оплаты труда на фирме;
- знакомство с особенностями межличностного общения на фирме;
- изучение возможного влияния особенностей и проблем работника на эффективность его труда, коррекция возможного отрицательного влияния;
- знакомство работника с его коллегами по работе.

Используемые методы:
- индивидуальное собеседование;
- групповые формы работы: возможное участие работника в проходящих на фирме в данное время семинарах и обучающих курсах;
- экскурсия по фирме;
- посещение ассортиментного зала.

II. Этап адаптации во время работы нового сотрудника на фирме. Продолжительность – от 1 до 3 месяцев.

Решаемые задачи:
- оценка соответствия профессиональных и личностных качеств работника требуемым на фирме в процессе труда;
- оценка реальных результатов деятельности нового работника;
- выявление возможных проблем в адаптации работника;
- определение необходимости и возможности коррекции выявленных недостатков;
- решение выявленных проблем;
- коррекция на основе полученной информации плана использования и профессионального роста работника.

Используемые методы:
- собеседование нового работника с его руководителем, коллегами по работе;
- анализ документов, свидетельствующих об эффективности труда нового работника;
- прикрепление к новому работнику наставника из числа наиболее опытных сотрудников подразделения, в котором он работает;
- включение нового сотрудника в процесс обучения на фирме с целью наиболее быстрого включения его в работу фирмы и приятия им философии фирмы.

По истечении одного месяца работы нового сотрудника проводится анализ адаптационного периода и принимается решение по оценке его эффективности. При необходимости вырабатывается комплекс мероприятий, позволяющий добиться лучших результатов в адаптации работника.

Новые условия диктовали проведение новой работы в области управления и развития персонала.

1. Оценка наличных ресурсов. Для того, чтобы знать, может ли фирма с существующим потенциалом достичь поставленных целей.

2. Оценка будущих потребностей исходя из поставленных задач.

3. Разработка и реализация программы по удовлетворению будущих потребностей в соответствующем персонале.

Эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Наиболее часто работа подчиненного оценивается его непосредственным начальником, поэтому основной задачей было формирование способности точно оценить работу, не основываясь на личном, эмоциональном отношении к подчиненному. Для ее реализации были предприняты шаги по разработке методического материала и инструментария по оценке персонала для менеджеров фирмы. В настоящее время действует «Положение по аттестации персонала ОАО», разработаны и применяются специальные листы оценки специалиста по критериям, методы анкетирования, экспертного опроса. Оценка результатов деятельности проводится во взаимном общении с целью создания у подчиненного желания обсудить его работу, а не занимать оборонительную позицию.

В оценке результатов деятельности подразделений, фирмы в целом также используются подобные методы. Вместе с тем изменяется специфика, ракурс рассматриваемых проблем.

Одна из целей оценки результатов деятельности работника, подразделения, фирмы видится в том, чтобы совместить – «наложить» друг на друга – «проекции» целей деятельности, т.е. того, что нужно достичь и того, что есть на сегодняшний день, увидеть различие, наметить пути преодоления расхождения в планах и реальности.

Адекватное определение потребности предприятия в персонале и комплектование фирмы кадрами, способными эффективно решать бизнес-задачи, определено как стратегическое направление работы службы персонала. Планирование потребности в кадрах, проводимое на основе анализа внешних условий и внутренних целей бизнеса по специальной «Методике определения потребности в кадрах» и «Методике определения потребности в обучении», позволяет наиболее эффективно обеспечивать качественный и количественный состав необходимых человеческих ресурсов.

Анализ стратегических потребностей фирмы в кадрах позволил определить главные направления развития человеческих ресурсов, среди которых ключевое место занимает обучение кадров. В ходе работы была определена концепция обучения из трех блоков: базовое образование; дополнительное бизнес-образование; внутрифирменное обучение.

Реализация третьего блока – внутрифирменное обучение – стало предметом особого внимания.

Процесс обучения на ОАО делился на несколько этапов и связан с идеей реструктуризации. Этапы выделяются в зависимости от того, кого и чему обучали.

I этап – период подготовки к реформе фирмы.

Обучались менеджеры всех уровней и активисты-рабочие. Предмет обучения:
- развитие демократии в управлении;
- сравнение различных типов фирм (товарищества, акционерные общества и др.);
- философия предпринимательства;
- изменения мотивации труда при изменениях прав собственности.

II этап начальный период разукрупнения, когда стали создаваться МП и возникла необходимость учить людей работать и руководить в новых условиях.

Обучались директора и бухгалтеры малых фирм, менеджеры материнской фирмы. Предмет обучения:
- управление бизнесом (финансы, маркетинг, налоги и др.);
- мотивация труда;
- приватизация.

III этап – зрелый период реорганизации предприятия.

Обучение директоров МП показало, что этого недостаточно для эффективной работы в новых условиях. Поэтому обучение прошли менеджеры всех уровней материнской фирмы, активные органы самоуправления (арендные Советы цехов, перешедших на аренду), менеджеры дочерних фирм. Предмет обучения:
- управление бизнесом (финансы, маркетинг и др.);
- стратегия развития фирм;
- управление акционерным обществом;
- функционирование центров прибыли и центров финансовой ответственности;
- экономика рыночного хозяйствования.

Третий этап можно разделить на подэтапы.

Первый период – декабрь 1992 г. Группа в количестве 32 человек выехала в пансионат «Росинка», где в течение недели шел интенсивный курс обучения. Первый семинар охватил начальников цехов, отделов и МП. 1992 г. считается переломным на фирме. Более четко были определены основные принципы организации процесса:
· обучение персонала по двум основным направлениям: обеспечение соответствия квалификации потребностям бизнеса и снижение психологической напряженности в условиях постоянных изменений;
· непрерывность и опережающий характер обучения в целях превращения знаний в инструмент практической работы;
· групповое обучение в команде для обеспечения полного проявления способностей каждого в равных условиях и равного получения знаний;
· активные методы обучения, позволяющие решать конкретные проблемы бизнеса современными методами и с полным осознанием каждым своей роли в общем деле;
· обучение в процессе работы, что позволяет менять микроклимат в коллективе и осознать единство работы и повышения уровня своих знаний.

С 1992 г. бесповоротно был выбран путь постоянного обучения группами, управленческими командами.

В зависимости от поставленных задач команды формируются из разных специалистов. Но работают они всегда в режиме активного обучения, проекты из аудитории без перерывов выходили в рабочий режим. Таким образом, стирается грань между работой и обучением. Процесс становится непрерывным. Включение в одну команду сотрудников разных возрастов, должностей, а также подготовленности способствовало ускоренному стиранию естественных барьеров между сотрудниками и подразделениями.

Второй период – март 1993 г.– очередные курсы, но уже для менеджеров среднего звена.

Третий период – работа с зарубежными консультантами в ноябре 1994 г. Семинар с голландскими консультантами на тему «Ориентация фирмы на клиента», где говорилось о внутреннем и внешнем маркетинге.

После этого семинара была выработана программа по продвижению идей семинара, проводилось анкетирование, постоянно контролировался ход работы.

В мае 1995 г. состоялся второй семинар с голландским консультантом Яном Хендриксом, где были подведены итоги по проведенной работе после первой встречи и сформирован новый пакет изменений на фирме.

Конец июня 1995 г. – семинар на тему «Клиентоориентированные изменения в АО «ЗЭиМ». На семинаре основное время было уделено обсуждению проектов в группах, намечены первые шаги по реализации проектов.

Сегодня обучаются менеджеры всех подразделений, маркетологи, дилеры из дочерних фирм и работающие по контракту.

В процессе обучения персонала используются следующие основные методы.

Групповое обучение:
-
решение конкретных проблем методом «мозгового штурма»;
- «круглый стол», работа в группе «Деловая игра»;
- семинары, беседы;
- психотренинг;
- компьютерные методики.

Индивидуальное обучение:
-
самостоятельная работа с литературой;
- индивидуальная работа по освоению новой профессии, повышение квалификации.

Все чаще на обучение приглашаются специалисты предприятий-партнеров.

Функция повышения квалификации сотрудников завода не сразу сложилась в систему внутрифирменного обучения персонала. Разрозненные элементы, хотя иногда и нетривиальные, такие как тренинги венгерских психологов под руководством Нандора Зеттиша, постепенно выстраивались в систему.

Спецификой требований к обучению сегодня является переход от индивидуального обучения к «обучающейся фирме». При такой постановке вопроса, требуется постоянная оценка капиталоотдачи – как затраты на обучение повлияют в будущем на повышение эффективности фирмы?

Одним из способов достижения этой цели является набор и отбор наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Необходимо проводить непрерывное постоянное обучение, необходимое для обеспечения соответствия знаний (квалификации) новым задачам бизнеса, превращения знаний в практический инструмент работы. Конечная цель обучения заключается в обеспечении организации достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей фирмы.

Процесс обучения способствовал изменениям в психологическом климате фирмы, о чем свидетельствуют следующие данные.

1. Результаты проведенного в 1996 г. анализа свидетельствуют о наличии желания изменить свою работу к лучшему и приобрести новые знания через самостоятельную работу. Главная задача на сегодня – трансформировать желание в конкретные поступки каждого и преодолеть апатию: нежелание проявлять активность, недостаточную мотивацию к созидательной деятельности.

2. В качестве положительного результата необходимо отметить возникновение у сотрудников в процессе обучения идей, которые должны способствовать преодолению негативных факторов в производственной деятельности ОАО, что свидетельствует о творческой активности.

Результатом работы «круглых столов», семинаров становятся «рожденные» проекты по решению конкретных проблем. Например, после проведенных семинаров на ОАО появились следующие инновационные проекты: «Создание внутризаводского банка», «Создание единой базы данных о потребителях предприятия», «Развитие агентско-дилерской сети», «Обучение менеджеров нижнего звена» и др.

3. Процесс обучения способствовал воспитанию в работниках большей лояльности к интересам фирмы, более полному использованию индивидуальных способностей каждого через развитие потенциала работника. Проведенный с участием московских консультантов семинар способствовал формированию института региональных консультантов и экспертов по распространению опыта реструктуризации фирмы. Обучение, проходящее на фирме, повышает ее имидж и является средством формирования самоуважения работника и гордости за свое место работы.

4. В процессе обучения формируются навыки эффективного общения, преодолеваются нежелание и неумение со стороны ряда работников воспринимать мнение специалистов по конкретным областям деятельности. Например, группа специалистов, прошедшая в 1996 г. психологический видеотренинг, направленный на совершенствование самопознания и развитие коммуникационных навыков, более эффективно решает конкретные задачи, в том числе и методом мозгового штурма, работая в группах, «круглых столах».

Перспективная задача – через групповые формы обучения развить в сотрудниках навыки решения проблем в творческой группе, сформировать неформальные информационные каналы обсуждения и выработки решения творческой задачи.

5. Обучение, проходящее в демократическом по своему характеру стиле, ведет к положительным изменениям в состоянии морально-психологического климата в подразделениях, преодолению негативных черт: самоуверенности, популизма, авторитарных методов управления, конъюнктурности. Все семинары, направленные на решение практических задач, проходят в неформальной обстановке.

6. Работа в группах оказывает положительное влияние на преодоление субъективности в отношениях между сотрудниками, помогает руководителям подразделений в формировании творческих коллективов. Например, после семинара с московскими консультантами в январе 1997 г. были сформированы творческие группы из руководителей и специалистов разных подразделений по направлениям: бизнес-планирование, финансовый механизм, работа с персоналом. Перспективная задача – формирование доброжелательной и способствующей творческой активности атмосферы.

7. Процесс обучения повысил профессиональный уровень. Работникам не хватает профессионализма в решении конкретных проблем и в процессе обучения они получают ответ на ряд вопросов, что ведет к повышению самооценки и более полной их реализации в профессиональной деятельности. В ходе проведения деловой компьютерной игры ее участники неоднократно отмечали актуальность полученных знаний и удовлетворение от обучения. Перспективная задача – повышение самооценки и самоуважения работника.

Важнейшим направлением работы службы персонала являлось доведение до сотрудников миссии (философии) фирмы, ее стратегических задач и формирование корпоративной культуры.

В условиях быстро изменяющейся внешней среды невозможно выжить, руководствуясь старыми стереотипами поведения и мышления. Необходимо было отказаться от традиционных норм в экономике, производстве, управлении. Появляется новая мудрость – философия предпринимателя, которая нацеливает на познание и осмысление проблем. Носитель новой философии исследует внешнюю среду, систематически оценивает технологическое развитие, ставит и корректирует кратко- и среднесрочные цели, в зависимости от ситуации изменяет перспективную стратегию.

Философия ОАО «ЗЭиМ», разработанная на предприятии еще в 1995 г., включает принципы:
- стратегическое мышление,
- ориентация на клиента,
- постоянные изменения.

Стратегическое мышление нашего менеджера заключается в постоянном переходе к широкой кооперации, постановке высоких целей, более быстром техническом развитии, агрессивной рыночной политике, в опоре на развивающие функциональные системы.

Ориентация на клиента для носителей философии фирмы означает, что потребности покупателя должны учитываться во всей деятельности нашего предприятия. Любая инструкция, любое действие в отношении покупателя должны быть направлены на предоставление наилучшего обслуживания клиента, будь то покупатель, потенциальный потребитель, партнер, предлагающий свои услуги. Фирма должна сделать все, для того чтобы наш клиент почувствовал себя уважаемой персоной.

Постоянные изменения – необходимость принципа диктуется целью выжить, более того, занять достойное место в бизнесе.

Для того чтобы философия могла сыграть свою положительную роль, она должна быть прежде всего ясно осознана управленческим персоналом. Ее необходимо довести до сведения всех работников фирмы. И повторять эти принципы надо так часто и так долго, сколько это требуется, для того чтобы каждый проникся их важностью.

Какими методами внедрялась философия?

Прежде всего делами фирмы, делами и поступками высших руководителей, линейных менеджеров, которым следует демонстрировать эти принципы на практике. Философию фирмы доводят до сотрудников, используя собрания, совещания, внутренние публикации, встречи рабочих с руководителями, частные беседы.

Создание благоприятного климата в подразделении как важный фактор поощрения работника и формирования условий для раскрытия его потенциальных возможностей стало одним из аспектов работы по формированию культуры фирмы. Человек в производственном коллективе не должен чувствовать себя «маленьким» потерянным человеком. Недопустимо жесткое администрирование, следует культивировать в своем коллективе добропорядочность, проницательность, взаимопонимание. Специалисты фирмы считают, что «преуспевающая» организация завтрашнего дня должна добиваться гармоничного состояния личности. Большое значение уделялось личному общению с рабочими и служащими, что помогало поддерживать у всех работников заинтересованность в труде, придавать им уверенность в значимости занимаемого места – перед нами личность, а не рабочая сила.

Итог работы за прошедшие годы реформ – выстоявшая и продолжающая идти по пути реорганизации фирма. Немалую роль в этом сыграла разработанная и реализуемая стратегия развития персонала. Среди ее результатов хочется отметить следующее.

Самым важным результатом является стремление большинства сотрудников к учебе и преобразовыванию себя и фирмы. Очень многие с рядовых должностей сегодня стали руководителями бизнесов в малых предприятиях, в Центрах финансовой ответственности (ЦФО). У них изменилась модель поведения. Они перестают быть винтиками в какой-то сложной машине, где играют определенную сверху роль. Изменения на фирме дали большую самостоятельность предприимчивым людям, заинтересовывали их в результатах своего труда и сделали их более ответственными и творческими в решении проблем. Специалисты ОАО осознают зависимость своего заработка как от личного вклада, так и от результатов работы фирмы.

Главное достижение состоит в том, что человек уходит от положения жертвы внешних обстоятельств. Сегодня мы убеждены, что все возможности находятся внутри каждого из нас и внутри нашей фирмы. И это дает уверенность, что мы сможем преобразовать себя, свою фирму и добиться положительных результатов, несмотря на внешние трудности.

Необходимо отметить рост квалификации персонала, что позволило предприятию не только выживать, но и развиваться; мягкий социальный характер реформирования предприятия, о чем свидетельствует тот факт, что массовых сокращений численности персонала удалось избежать.

Предыдущая

Управление персоналом (УП) - одно из главных направлений деятельности, оказывающее существенное влияние на конкурентоспособность и эффективность любой организации.

Рыночная экономика диктует необходимость изменения кадровой политики. Для получения наибольшей прибыли важной составляющей при работе с кадрами является определение правильной стратегии управления персоналом, основанной на сочетании целей конкретного сотрудника и стратегических планов компании в целом.

Цели и задачи

Под стратегией управления персоналом понимается создание ответственного, профессионального, конкурентоспособного коллектива, способного выполнить долгосрочные планы компании и в полной мере реализовать ее стратегические цели.

Стратегия включает совокупность средств и способов управления работниками фирмы, используется в определенный временной промежуток и направлена на реализацию кадровой политики.

Для правильного ориентира в выборе стратегических решений управления персоналом нужно ответить на следующие вопросы. Во-первых, по какому курсу должны развиваться кадры, чтобы выполнить общую стратегию развития компании? А во-вторых, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы коллектив сумел исполнять новые поставленные задачи?

Взаимосвязь стратегий

Стратегия управления персоналом может зависеть от главной стратегии организации, а также быть ее элементом. В любом случае она полностью ориентирована на бизнес, и от варианта корпоративной стратегии фирмы зависит тип стратегических целей управления кадрами. Рассмотрим наиболее значимые из видов стратегий управления персоналом.

Предпринимательская

Ее главной задачей является быстрая реализация намеченных планов, даже если они недостаточно проработаны. Присутствует высокий уровень финансового риска, проекты разрабатываются с минимальным количеством шагов.

В таком случае стратегия управления персоналом организации заключается в подборе инициативных и креативных сотрудников, обладающих новаторскими данными. Члены коллектива должны быть мобильны и быстро приспосабливаться к новым условиям деятельности, вместе с тем готовы рисковать и брать на себя ответственность, способны все начатые дела доводить до логического завершения.

При этом целесообразно, чтобы состав ведущих специалистов не претерпевал существенных изменений. Предусматривается материальное стимулирование на коммерческой основе, с ориентацией на потребности работника. Оценка работы осуществляется индивидуально, без жестких мер, с учетом вклада сотрудника.

Динамического роста

Такая стратегия компании основывается на системном сопоставлении текущих задач и перспективных планов в целях формирования надежной основы будущей деятельности. Степень риска при такой форме управления не такая высокая, как в предыдущем случае. Главные задачи и методы реализации стратегии управления персоналом фиксируются для осуществления контроля и проведения детального анализа, используемого для корректировки планов деятельности компании.

Стратегия управления кадрами подразумевает отбор и штатную расстановку наиболее гибких сотрудников, быстро адаптирующихся к переменам, при этом умеющих рисковать. Они должны взаимодействовать с остальным коллективом, уметь выявлять проблемы в бизнесе организации.

Штат должен быть четко зафиксирован в организационной структуре. Предусматривается справедливое вознаграждение за работу. При этом оценка деятельности строиться на заранее оговоренных четких критериях. Стратегия предусматривает различные варианты служебного продвижения.

Прибыльности

Основной акцент фирмы - сохранение накопленной прибыли и поддержание ее на достаточном уровне. Поэтому чаще всего не предусматривается расширение штата, финансовые затраты на прием работников минимальные.

Такой стратегии придерживаются компании с развитой управленческой структурой, у которых разработана и функционирует система нормативных документов.

В этом случае стратегия управления штатом сориентирована на повышение результативности персонала, его компетентности при сохранении количества кадров, а также на получение максимального эффекта при минимальном уровне риска. Используются очень жесткие критерии отбора сотрудников. Сумма вознаграждения зависит от заслуг, а также от внутриорганизационных критериев поощрения.

Ликвидационная

Из-за ожидаемого падения показателей практически не уделяется внимание деятельности сотрудников, никто не пытается спасти организацию. Планируется кадровое сокращение, реализация активов и смягчение возможных убытков.

Стратегия управления персоналом направлена на удовлетворение потребности в специалистах на непродолжительное время, с узким спектром деятельности и основана на производственной необходимости. Оплата, как правило, не предусматривает каких-либо стимулов, в основе критериев лежат управленческие оценки.

Циклическая

Главная задача - спасти предприятие, выжить в ближайшем будущем и подготовить основу для будущей стабильной деятельности. При такой форме сокращаются затраты компании, в том числе на финансирование штатного состава.

Кадровая политика направлена на тщательный отбор кандидатов, сохранение в штате организации гибких, готовых к изменениям работников, ориентирующихся на далекие перспективы и глобальные задачи. От кадров требуются разносторонние знания и навыки. Оплата строится на полученных результатах. Возможны кадровые продвижения.

Этапы стратегического управления

Стратегическое управление кадрами включает несколько этапов: анализ, выбор конкретного направления, реализация намеченных целей.

Анализ

Этап характеризуется установлением стратегических факторов и проведением их оценки. Направление анализа включает не только внутреннюю среду компании, рассматриваются также внешние обстоятельства.

Внешняя среда - макросреда и окружение компании, с которыми осуществляется взаимодействие. К макросреде относятся правовые, политические, социальные, экономические, научно-технические, экологические факторы, а также обстоятельства международного характера. Непосредственное окружение состоит из рыночной инфраструктуры, кадровой политики фирм-конкурентов, рынка труда, бытового обеспечения и других составляющих.

При рассмотрении внутренней среды учитываются данные об используемых способах и моделях управления, финансовом состоянии организации, перспективах совершенствования технологических процессов, возможностях штата, теоретической подкованности и профессиональной компетенции сотрудников, их результативности и загруженности, применяемых мерах социальной защиты, качестве системы управления персоналом и производственным процессом.

По итогам проведенного анализа устанавливаются сильные стороны и уязвимые участки работы предприятия в области управления персоналом, выявляются угрозы внешней среды, которые необходимо избегать.

Важно установить, какие слабые и сильные стороны есть у конкретных направлений управления персоналом, а также в целом у системы. Для этого применяются распространенные в стратегическом управлении варианты: матрицы возможностей, угроз, способ составления профиля среды, (СВОТ).

Самооценка организации, основанная на установлении слабых и сильных направлений, позволяет сопоставить кадровую работу с основными конкурирующими фирмами и учесть эти результаты при составлении дельнейшего плана действий.

Опытный кадровый работник должен оценить все слабые и сильные стороны, выявить потенциал и угрозы, сопоставить связи и выделить такие комбинации, которые в любом случае должны быть учтены при разработке стратегии управления персоналом.

Выбор направления

После тщательного сбора и анализа информации происходит формирование стратегии управления персоналом, после изучения которых, осуществляется выбор наилучшей модели. Для успешной реализации поставленных задач формулируются главные цели и миссия компании.

Реализация

Процесс реализации начинается сразу же после полного и четкого определения стратегии. Она исполняется через среднесрочные и краткосрочные планы, которые находят отражение в различных программах и процедурах текущей деятельности компании.

Документирование стратегии управления персоналом отражается в стратегическом плане, где учтен конкретный перечень мероприятий и задач, сроки и ответственные исполнители в рамках каждой конкретной темы, объем ресурсов, включая информационные, материальные и финансовые.

Основы стратегии

При подготовке стратегии управления персоналом нужно помнить, что в основе улучшения способов и программ управления необходимо рассматривать человеческие ресурсы.

При этом могут применяться разные способы ее формирования: сверху вниз (менеджмент – общая долгосрочная политика развития – стратегия и план определенной структурной единицы компании), или снизу вверх (подразделения – план и перспективы роста – слияние в единый план компании).

Актуальными вопросами стратегии управления персоналом являются:


В зависимости от ситуации, стратегия управления персоналом может предусматривать только часть вопросов, при этом их комбинация будет отличаться, поскольку обусловлена планами и задачами компании.

Сегодня развитие своего персонала организации рассматривают как процесс систематического совершенствования знаний, умений и навыков сотрудников посредством их профессионального обучения. Результаты развития персонала являются одним из важнейших факторов обеспечения роста эффективности организации в стратегической перспективе. Развитие персонала организации является своеобразным обобщением и расширением понятия профессионального обучения, в котором сам процесс обучения принято определять, как «сознательно проводимую любую деятельность для улучшения способностей персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем» .

Цель стратегически ориентированного развития персонала организации - увеличение совокупного конкурентоспособного потенциала и улучшение качества работы персонала посредством освоения новых знаний, техники и технологии, методов управления, учитывая интересы будущего развития организации. При этом необходимо, чтобы в этом опережении учитывались новые требования и потребности производства, а также согласовывались личные склонности работников и сохранялась их привлекательность для работодателей.

Анализ современных подходов к проблеме развития персонала организации дает основание понимать под стратегией развития персонала организации совокупность действий и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, проанализировать и разработать необходимую систему воздействий на персонал для обеспечения достижения им требуемого совокупного конкурентоспособного потенциала с целью реализации выбранной стратегии развития организации. При этом стратегически ориентированное развитие персонала организации должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • своевременная адаптация и приспособление персонала к новым (изменяющимся) условиям работы;
  • углубление и усовершенствование знаний, умений, навыков и поведенческих характеристик персонала, необходимых для успешной работы организации и развития ее конкурентных преимуществ;
  • удовлетворение потребностей персонала, связанных с самореализацией и саморазвитием, включая поддержание у сотрудников стремления к повышению уровня своей квалификации;
  • сохранение и содействие расширению индивидуальной и/или групповой стратегически ориентированной квалификации персонала;
  • создание кадрового резерва и обеспечение покрытия дополнительной потребности в кадрах.

Уникальные профессиональные кадры - одно из конкурентных преимуществ любой организации, стремящейся упрочить свои позиции на рынке. Происходящие в настоящее время изменения в корпоративном управлении, вызванные глобализацией рынков и структурными изменениями в промышленности, сдвигами в архитектуре рабочих мест и демографии рабочей силы, ориентацией на высокие доходы собственников, быстрыми непрерывными организационными и технологическими изменениями, существенным образом влияют не только на бизнес в целом, но и практику кадровой работы в организациях. Изменения носят комплексный характер, затрагивая внешнюю и внутреннюю сферы ее деятельности, коллективные и личные интересы сотрудников и, как следствие, являются важной причиной, вызывающей необходимость развития персонала организации. Характеристика основных объективных факторов, определяющих необходимость стратегически ориентированного развития персонала организации, представлена в табл. 19.

Таблица 19

Факторы объективной потребности стратегически ориентированного развития персонала организации

Влияние фактора

Факторы внешней среды

Научно-технический

прогресс

НТП создает условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ в течение 3-5 лет. Изменения происходят, в частности, в технологии, в технике, в желаниях заказчиков, в системе общественных норм и ценностей. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием. Параллельно происходит процесс быстрого «старения» профессиональных знаний работников и, как результат, снижается их квалификация. Исправлена данная ситуация может быть путем повышения квалификации и переподготовки персонала организации, или приглашением квалифицированных специалистов со стороны

Ситуация на рынке труда и профессиональная структура населения

Нехватка высококвалифицированных специалистов требует зачастую от организации формирования собственной системы повышения квалификации (например, создание Центра переподготовки кадров)

Общественно-политические условия

Развитие персонала служит основанием профессионального продвижения работников и тем самым смягчает границы между социальными слоями в обществе. Нельзя оставить без внимания и такую важную современную тенденцию, как глобализация, которая на практике приводит к интернационализации бизнеса, быстрому росту числа мультинациональных корпораций на международных рынках. Интернационализация бизнеса предъявляет к развитию персонала особые требования: глобальное мышление, знание различных культур и иностранных языков, умение стратегически мыслить и т.д.

Продолжение табл. 19

Влияние фактора

Динамика внешней среды

Внешняя среда превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между организациями. Организации, работающие на динамичных рынках, характеризуются стремлением добиться преимущества над конкурентами за счет инноваций. Эти изменения требуют постоянной адаптации, актуализации знаний персонала. Организации, имеющие современную систему и программы непрерывного повышения квалификации, лидируют в условиях этой конкуренции, обеспечивая постоянное приспособление и изменение имеющихся квалификаций, помогающих работникам справляться с изменившимися задачами и требованиями

Факторы внутренней среды

Поддержание конкурентоспособности организации

Конкурентные преимущества организации во многом зависят от скорости освоения нововведений, инновационного процесса, главными участниками которого являются профессионально грамотные, подготовленные работники

Формирование новой

организационной

структуры

Специальные программы повышения квалификации помогут персоналу активно включиться в трудовую жизнь, преодолеть барьеры общения, так как последствия изменений являются ощутимыми непосредственно на отдельных рабочих местах и происходящие перемены требуют от персонала гибкости. Необходимое желание и способность перестраиваться, совершенствование коммуникационных возможностей могут быть развиты в ходе соответствующих тренировочных мероприятий

Пересмотр стратегии организации

Отказ от массового использования узкоспециализированных работников и приоритет квалифицированным работникам широкого профиля. Использование неструктурных механизмов координации, в особенности с помощью повышения квалификации и тренировочных программ, способствует снижению спроса на структурные механизмы координации, т.е. на организационное регулирование

Влияние фактора

Специфические особенности продуктов организации, их изменение

Существенное влияние на повышение квалификации оказывает сам продукт, в особенности интенсивность его технического обслуживания и послепродажных услуг. Послепродажное и техническое обслуживание продукта связано с необходимостью специфической квалификации персонала. Изменение особенностей продуктов вызывает возникновение новых специальностей и модернизацию старых

Обеспечение стабильности организации и персонала

Для организации чаще бывает более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающего сотрудника на основе его непрерывного обучения, чем поиск, привлечение и прием новых работников

Объективные факторы внешней среды, вызывающие необходимость развития персонала, являются так называемыми макропричинами, проявляющимися практически в каждой современной организации. Их влияние на процесс развития персонала выражается в том, что современная организация обязана занимать активную позицию на рынке, вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к повышенным требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки. В этой связи исключительно важным является именно стратегический подход к проблеме развития персонала организации, так как он обеспечивает не только развитие отдельных работников организации, но и повышение компетентности персонала всей организации.

Повышение компетентности своей основной задачей имеет формирование у персонала организации новых навыков, практических знаний и организационных способностей, которые являются надежной основой получения дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе. В данном случае речь идет о совокупности ключевых навыков и знаний, формируемых в различных подразделениях организации и образующих в сумме уникальные организационные качества, присущие только конкретной организации. Ключевые навыки и знания формируются в результате совместных усилий различных рабочих групп, функциональных отделов и служб. Формирование ключевых навыков включает в себя: нетрадиционные методы управления персоналом с учетом круга решаемых задач, качественно новые подходы к координации работы рабочих групп и подразделений организации по всему циклу создания стоимости и т.д. Чаще всего новые навыки складываются постепенно, по мере накопления и обобщения прошлого опыта и приобретения новых знаний.

Для того чтобы навыки и знания превратились в долговременное конкурентное преимущество, на их формирование необходимо направить больше внимания и усилий, чем это делают конкуренты. При этом база новых навыков и знаний должна быть достаточно обширной и гибкой, что предполагает быстрое реагирование на будущие события. Ключевые навыки следует постоянно расширять и углублять с учетом изменений, происходящих во внутренней и внешней среде организации. Внимание руководства организации к формированию стратегически ориентированных ключевых навыков и необходимости приобретения персоналом новых знаний является залогом успешного стратегически ориентированного развития персонала организации.

Не следует забывать и о личностных факторах, которые могут проявляться по-своему в каждой организации и связаны они, как правило, с ростом объективных требований к квалификации кадров, обогащением работ, профессиональным продвижением работников, их личностными потребностями в самореализации и т.д.