Самая лучшая работа — в компании РЖД. Железнодорожный транспорт: преимущества и недостатки, основные показатели материально техническая база, показатели работы железнодорожного транспорта. Особенности использования железнодорожного транспорта для перевозк


Для российского бизнеса вопрос грузоперевозок особенно актуален. Достаточно посмотреть на размеры страны. Но, зачастую, при слове грузоперевозки на ум приходит огромная фура, бороздящая далеко не идеальные отечественные дороги. Однако немалая часть грузов перевозится и по железной дороге. Что интересно, порой без железнодорожной перевозки просто не обойтись, особенно если речь идет о крупногабаритном оборудовании или любом другом грузе. Почему? Об этом корреспондент сайт спросил у руководителя отдела по работе с клиентами компании «Столичное грузовое агентство» Константина Безручко .

— Почему железнодорожные перевозки в современной России не так популярны, как могли бы быть?

— Да, действительно, такая тенденция существует. И связано это с ощущением скорости и кажущейся простоты грузоперевозки автомобильным транспортом. Рост парка самых различных по возможностям автомобилей, строительство дорог, появление большого количества логистических компаний, специализирующихся на автоперевозках создали видимость широкого территориального охвата страны.

Да и технологические возможности самих автомобилей стали значительно шире - низкорамные платформы с высокой грузоподъемностью и наличием специальных средств для погрузки и размещения груза вполне могут соперничать с железнодорожной платформой. А крупные самоходные машины, которые раньше выступали в качестве груза, теперь отправляются автоперегоном даже на очень дальние расстояния, что тоже забирает определенный объем у жд перевозок .

— Когда и в каких случаях выгодно пользоваться ЖД-перевозками, когда без них просто не обойтись?

— В первую очередь, это перевозки в труднодоступные или отдаленные районы. Во-вторых, грузоперевозки тяжеловесных и негабаритных грузов, все-таки возможности автоперевозки в отношении подобных грузов имеют свои ограничения. И третье - большие партии грузов. Их рациональное распределение на подвижном составе позволяют сократить расходы на грузоперевозку.

В отдельных случаях особо ценные грузы надежнее и безопаснее отправлять по железной дороге в крытых вагонах и контейнерах. Статистика показывает, что количество несохранных перевозок в случае автодоставки грузов выше, чем при жд перевозке .

— Какие типы грузов сегодня чаще всего перевозят по железной дороге, почему?

— Значительный объем приходится на перевозку сырьевых грузов. Это связано с экономико-географическими особенностями нашей страны - удаленностью друг от друга источников ресурсов и их потребителей. Из промышленных грузов - это перевозки оборудования и материалов. Причем очень популярны перевозки в контейнерах.

Контейнерные перевозки оборудования надежны и экономичны. Также перевозки в контейнерах очень удобны для грузополучателя - контейнер сначала едет по железной дороге до станции назначения, а далее груз без лишней перегрузки (в контейнере) может быть доставлен автотранспортом до двери грузополучателя. Таким образом, происходит доставка груза по схеме «от двери до двери».

— В чем основные плюсы и минусы перевозок по железной дороге?

— Безусловный плюс железнодорожной перевозки - это сохранность и безопасность при использовании закрытого подвижного состава. Также значимое преимущество - экономичность перевозки негабаритного или тяжеловесного груза на большое расстояние.

А вот сроки - это, пожалуй, основной минус жд перевозки . Для железной дороги характерен как длительный срок самой перевозки, так и срок подготовки к ней.

— В случае с перевозкой негабаритного груза по железной дороге, на какие моменты следует обратить особое внимание?

— При перевозке любого груза по железной дороге грузоотправитель всегда должен предоставлять точное описание груза, это значительно может сократить сроки подготовки отправки и избежать непредвиденных расходов. В случае перевозки тяжеловесного или негабаритного груза необходимо знать о способности грузополучателя выполнить прием этого груза на станции назначения (то есть, знать о возможностях станции и наличии на ней механизированных средств разгрузки).

— Какие дополнительные услуги вы оказываете при перевозке грузов по железной дороге?

— «Столичное грузовое агентство » является оператором промышленных грузов по России и предлагает своим клиентам полный для этих грузов комплекс логистических услуг. Мы отправляем грузы по жд в крытых вагонах, полувагонах, на платформах, различных специализированных транспортерах и универсальных контейнерах. Отправляем грузы с жд станций Москвы и Санкт-Петербурга.

По указанию грузоотправителей мы выполняем погрузо-разгрузочные работы с применением автокрановой техники различной грузоподъемности, транспортировку груза до станции отправления, транзитное хранение груза на складах, погрузку и крепление грузов на транспортном средстве, доупаковку и маркировку. На все грузы разрабатываются и утверждаются в соответствующих структурах РЖД персональные схемы погрузки и крепления грузов. Если к перевозке предъявляется негабаритный груз, то мы предлагаем уменьшить его габариты путем демонтажа съемных частей. Готовый к отправке груз фотографируется, фотоматериалы предоставляются грузоотправителю.

В Москве и Московской области мы можем выполнить такелажные работы, связанные с демонтажом, выносом грузов.

А сейчас наша компания совместно с партнерами проводит Программу в поддержку грузоотправителей крупных промышленных грузов. В рамках данной программы снижены цены и установлены льготные условия на ряд логистических услуг при перевозках в вагонах, полувагонах и на платформах.

— Какие на сегодняшний день направления перевозок по железной дороге вы определили бы как наиболее популярные?

— Я бы сказал, что это Восточное (Забайкалье, Приморский Край) и Северное (Коми, полуостров Ямал) направления. Связанно это с удаленностью и труднодоступностью, отсутствием автодорог в этих направлениях. Ну и конечно, спросом на различного рода промышленные грузы для хозяйственно-экономической деятельности данных регионов.

Столичное грузовое агентство
Центральный офис ЗАО «Столичное грузовое агентство»:
г.Москва, Балакиревский переулок, д. 1 А, подъезд 1, этаж 3.
Сайт www.stogruz.ru E-mail: [email protected]

Поездки в другие города и страны стали обычной частью жизни каждого человека. Кому-то нравится добираться автомобилем, кто-то отдает преимущество авиаперелетам, кто-то пользуется железнодорожным транспортом. Какие плюсы и минусы есть у последнего вида транспорта, в чем он более выгоден и какие его свойства являются наибольшим недостатком?

Плюсы железнодорожного транспорта

Автомобилем и автобусом добираться быстро, но при этом никто не оспорит тот факт, что на дальние расстояния перебираться автотранспортом – настоящая пытка . Именно в таких случаях и спасает железнодорожный транспорт. Если поездка происходит ночью, вы можете поспать и уже утром будете в пункте назначения. Если вы путешествуете днем, то можете полежать и почитать, послушать музыку, поговорить с другими пассажирами или же выйти в коридор и посмотреть в окно.

Конечно, многое зависит и от комфортабельности поезда, купе – идеальный вариант для групповой поездки , можно и побеседовать, и посмеяться, а после поужинать всем вместе. Для поездок с детьми подходит как купе, так и обычный плацкарт, дети могут и побегать, и погулять, а после мирно уснуть под стук колес. Вагон-купе – подходящий вариант для тех, кто хочет посидеть в тишине и просто насладиться дорогой.


Горячий чай или кофе можно попросить сделать проводника, также у него часто есть сладости и печенье на продажу. Проводник разбудит утром, если попросить его, это освобождает от необходимости ставить будильник. У него же можно попросить зарядить телефон.

Путешествовать на поезде очень романтично , ведь можно сидеть за столом и глядя в окно, пить горячий чай, думая о будущем. Пейзажи за окном путь и не такие живые, так как не видно самого города, но зато можно посмотреть на поля, леса и озера. Особенно красивая картина за окном летом и осенью. Также никто не запрещает взять с собой вино и закуску, главное, чтобы попались доброжелательные и понимающие попутчики, которые будут не против знакомства.

Билеты на поезд всегда стоят дешевле , чем билеты на автобус, к тому же пенсионеры, студенты и военнослужащие имеют льготы на проезд. Путешествовать железнодорожным транспортом очень выгодно, если есть продукты, можно вообще не тратить деньги, ведь все удобства находятся в поезде. В туалетной комнате можно умыться и почистить зубы, такое не могут себе позволить пассажиры автобуса, им приходится платить деньги за туалет на автостанциях. К комплекту постельного белья обязательно прилагается кусочек мыла и влажные салфетки.

Поезд – вид железнодорожного транспорта, который никогда не отменяют из-за погодных условий . Автобусы никогда не ходят в очень снежную погоду, а авиаперелеты часто отменяют, если резко меняются климатические условия.

Выбирая железнодорожный транспорт можно быть уверенным в том, что он придет вовремя в пункт назначения, так как на железной дороге нет пробок, а аварии, к счастью, происходят очень редко.

Путешествуя поездом, можно брать с собой большой багаж , чего нельзя сделать, путешествуя, к примеру, маршруткой, так как нередко в ней очень маленькое багажное отделение. За багаж в поездах денег дополнительно не берут, потому можно брать с собой неограниченное количество сумок.

Преимуществом железнодорожного транспорта является и то, что проверка документов очень быстрая, нужно только показать проводнику паспорт и билет.

Минусы железнодорожного транспорта

Одним из главных недостатков поезда является то, что им не всегда можно добраться в нужный город , так как железная дорога соединяет только крупные города и те населенные пункты, которые находятся с ним на одной ветке. Поэтому нередко приходится, путешествуя поездом, делать несколько пересадок. Также следует отметить, что поездка на железнодорожном транспорте занимает много времени в отличие от автотранспорта. Потому если нужно быстро добраться из города в другой город, лучше всего выбрать самолет или автотранспорт. Поезда не ходят как маршрутки каждый час – два, потому приходится подстраиваться под их график и лучше всего брать билет заранее, так как желающих ехать на данном виде транспорта обычно немало.

Минусом железнодорожного транспорта является также и то, что попутчики могут попасться не совсем приятные . Если в автобусе все сидят на своих креслах и не разговаривают, то находясь в одном купе, сделать это очень сложно. Ночью может разбудить пассажир, который подсел в поезд на одной из станций. Если в купе собралась шумная компания, то не всегда есть возможность не то, что посидеть в тишине, а даже поспать.

Нередко в поездах случаются кражи, потому в поездку брать с собой большие деньги не рекомендуется, тем более ценные вещи. Если двери в купе закрываются, то в плацкарте все у всех на виду, потому следует быть очень осторожными.

Выводы

Путешествовать поездом удобно, выгодно и интересно. Если впереди долгая дорога, можно взять билет на ночной поезд и выспавшись в вагоне, уже утром проснуться в другом городе и реализовать все свои планы.

Недостатком путешествий на поезде является то, что время на поездку тратиться больше, но все же поезд более комфортабельный, ведь все удобства рядом, можно попросить проводника сделать чай, покушать и пообщаться с попутчиками. Если надоест сидеть в вагоне, можно выйти в коридор или пройтись, это намного лучше, чем сидеть в самолете или автобусе и не иметь возможности пройтись. Особенно это удобно, если путешествовать приходится с детьми.

Северная и южная зоны аэропорта «Шереметьево » обзаведутся собственными терминалами «Аэроэкспресса ». Для авиапассажиров ещё один вариант транспортной логистики, безусловно, весть добрая . А вот для инициаторов этого проекта он грозит стать источником приобретённой головной боли. При этом никто, похоже, даже не пытается обобщить пассажирскую логистику и оценить целесообразность многомиллиардных проектов в этом северо-западном сегменте Московского транспортного узла.

Как СМИ, к так называемой северной зоне аэропорта «Шереметьево», где весной этого года открылся новый авиатерминал, за 12 млрд руб . построят ответвление и ещё один терминал для интермодальных экспрессов. Терминал уже получил по международной классификации литеру «В». К нему в 2019 году должен примкнуть строящийся терминал «С». Говорят, что после этого северная зона сможет пропускать через себя до 35 млн пассажиров в год . Это сопоставимо с южной зоной этого аэропорта - терминалами «D», «Е» и «F», которые в 2017 году обслужили 40 млн авиапассажиров .

Обсуждение пассажирской логистики «Шарика» ведётся давно. Обе зоны аэропорта связаны проложенным под ВПП пассажирским и багажным тоннелями с канатно-рельсовой дорогой. В связи с этим мнения экспертов разделились. Одни уверены, что такой надёжной и быстрой связи между терминалами вполне достаточно и существующая линия «Аэроэкспресса» в состоянии вывезти всех желающих, а создание отдельного железнодорожного подхода вряд ли окупится . Другие, напротив, что попытка завести пассажиропотоки с северной и южной зон аэропорта на существующий терминал «Аэроэкспресса» приведёт к такому транспортному коллапсу , что авиапассажиры разлюбят не только электрички, но и сам аэропорт.

Прежде всего, то, что сегодня называют северной и южной зонами есть не что иное, как бывшие воздушные гавани Шереметьево-1 и Шереметьево-2 . Когда к Олимпиаде-80 был построен второй терминал, он аккумулировал в себе международные рейсы, оставив первому - внутренние. В 2015 году старый комплекс первого Шереметьево (постройки ещё начала шестидесятых годов прошлого века) сломали. И теперь терминалы «В» и «С» собираются специализировать на внутренние авиарейсы . По мнению экспертов, общий пассажиропоток здесь если и увеличится, то не намного. И уж вряд ли до суммарной пропускной способности всех терминалов.

В Шереметьево на «Аэроэкспрессы» пришлось около одной восьмой пассажиропотока, т.е. 4,7 млн человек.

Займёмся излюбленной арифметикой. Предположим, что Шереметьево подсоберётся и выйдет по пассажиропотоку на уровень Чикаго или Токио , собрав 75 млн пассажиров в год, даже в этом случае существующему терминалу «Аэроэкспресса» вряд ли стоит ожидать коллапса. Ведь доля пассажиров, отдающих предпочтение «Аэроэкспрессам», в процентном отношении невелика. Более того, в 2017 году в общем объёме перевозок в аэропорты доля компании показала минимальное за 10 лет значение в 13,2% .

Конкретно в Шереметьево на «Аэроэкспрессы» пришлось около одной восьмой всего пассажиропотока этого аэропорта, т.е. 4,7 млн пассажиров . При этом , когда «Аэроэкспресс» ещё только собирался прийти в Шереметьево, по предварительным оценкам считалось, что его услугами станут пользоваться до 7 млн пассажиров в год . А, значит, резерв есть.

По мнению экспертов, падение спроса на услуги «Аэроэкспресса», в том числе, связано с динамичным ростом популярности агрегаторов такси и каршеринговых компаний. Всё это происходило на фоне улучшения обстановки на автодорожной инфраструктуре после открытия съезда на новую платную трассу М-11, который расположен, кстати, как раз в северной зоне аэропорта.

Наконец, ещё один из вопросов, влияющих на выбор пассажиров, это стоимость трансфера . Поездка на «Аэроэкспрессе» в действующей тарифной схеме пока выгодна одинокому авиапассажиру. При поездках вдвоём чаша весов выбора сразу склоняется в сторону такси, поскольку отпадает необходимость дополнительных расходов на городской транспорт. Это подтверждают и цифры: в 2017 году поездки в Шереметьево только в такси агрегатора Gett выросли на 50% .

В активе МЦД - интервал между поездами 6 минут и удобство в 11 пересадках на метро и ж/д станции других направлений.

Между тем, такси - это ещё не самое страшное для интермодального перевозчика. Будущее «Аэроэкспресса» стало заволакивать легкой дымкой неопределённости, когда мэр Москвы Сергей Собянин и глава «РЖД» Олег Белозёров в ноябре 2017 года президенту России Владимиру Путину свой совместный проект Московских центральных диаметров (МЦД ). В том числе маршрут МЦД Лобня – Одинцово , проект которого оценивается в 8 млрд рублей . Тогда мы ещё недоумевали, зачем жителям Лобни может понадобиться связь с Одинцово с частотой метроэкспрессов.

Зато с точки зрения авиапассажиров, этот МЦД вполне может составить жёсткую конкуренцию шереметьевскому маршруту «Аэроэкспресса». В активе МЦД - планируемый интервал между поездами 6 минут и удобство в 11 пересадках на станции метро и ж/д станции других направлений. У «Аэроэкспресса» интервал между поездами в пять раз больше - 30 минут, а остановок всего две - начальная и конечная, что усложняет логистику пассажирам. И уж совсем им не понравится идея челночного движения «Аэроэкспрессов» между северным и южным терминалами аэропорта, прежде чем они устремятся в столицу. Для того чтобы окончательно «добить» проект «Аэроэкспресса», оставалось малое - дотянуть ветку МЦД к аэропорту.

Впрочем, уже в декабре прошлого года «дымку неопределённости» в судьбе «Аэроэкспрессов» попытался разогнать заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов , который заявил : «Мы постараемся, чтобы поездки в аэропорты не претерпели никаких изменений в связи с вводом МЦД». Вполне возможно, господин Ликсутов пожалел свою бывшую супругу , которой он отдал свою долю в «Аэроэкспрессе».


Максим Ликсутов

Однако авиапассажиром менее всего интересна вежливость бывшего семьянина. Ведь проезд поездом МЦД от Москвы до Лобни может стоить всего 65 рублей . Правда, сюда придётся плюсовать тариф на проезд от авиатерминала до ж/д станции автобусом, и дальше (при необходимости) ещё столичным общественным транспортом. Но всё равно, эти расходы гораздо ниже стоимости билета на «Аэроэкспресс».

Напоследок ещё немного цифр. Десять лет назад на строительство новой ветки и электрификацию РЖД потратили 4,8 млрд рублей . В 2009 году электрички «Аэроэкспресса» поехали в Шереметьево от Белорусского вокзала, инвестиции РЖД увеличились ещё на 300 млн рублей . В 2018 году постройку новой железной дороги оценивают уже в 50 млрд рублей , а простое ответвление от существующего хода, длиной всего в 3,8 км - в 10,3 млрд руб . Плюс ещё 1,5 млрд руб . на возведение железнодорожного терминал в северной зоне аэропорта. Параллельно монополия тратит 8 млрд рублей на «метрофикацию» существующей ж/д инфраструктуры между Одинцово и Лобней.

Возникает вопрос, а просчитывал ли кто-нибудь целесообразность одновременного обустройства этих двух дорогостоящих проектов, за счёт чего рассчитывают вернуть вложенные деньги? И какова вообще роль в этой истории у федерального органа исполнительной власти - Минтранса и у городских властей Москвы . От этих структур, по крайней мере, можно ожидать государственного подхода. Ведь у бизнеса другие интересы.

Роман Стрельцов

Каждый вид грузоперевозок имеет свои достоинства и недостатки и подходит для решения различных задач, однако, согласно статистическим данным, именно железная дорога берет на себя самую значительную долю грузопотока нашей страны. И это не удивительно, ведь железнодорожный состав позволяет довольно быстро перевозить большие объемы продукции на дальние расстояния.

Железнодорожный транспорт - это транспорт, осуществляющий движение по рельсовым путям и перевозящий пассажиров и грузы. Россия сегодня обладает одной из самых крупных железнодорожных сетей. Железнодорожные составы могут включать утепленные вагоны, контейнеры, цистерны, платформы, рефрижераторы, так что по железной дороге можно перевозить любые, в том числе и сборные грузы . Однако чаще всего железную дорогу используют для транспортировки крупногабаритных, тяжелых грузов или больших партий товаров, хорошо подходит этот вид транспорта и при доставке товара за пределы нашей страны, правда для этого надо не забыть про таможенное оформление .

Еще одно преимущество железной дороги - на ней не бывает пробок, а аварии крайне редки. Составы идут строго по расписанию, конечно, могут быть и задержки, но вероятность такого исхода не велика. Так что вы легко можете отслеживать движение вашего груза и заранее понять, если железнодорожный состав не успевает к назначенному сроку и предпринять какие-либо действия. Кроме того движение железнодорожного состава практически не зависит от погодных и прочих климатических условий.

Стоимость железнодорожных перевозок по сравнению с другими, даже автомобильными видами перевозок привлекательна. И чем на большее расстояние вам надо ваш груз перевезти, тем выгоднее для вас будет использовать именно железнодорожный транспорт.

Вместе с тем, нельзя не упомянуть, что железнодорожные составы могут пройти только там, где проложены железнодорожные пути. Другими словами, если с помощью автомобиля вы можете доставлять груз от двери до двери, то если вы выбрали железную дорогу, вам придется продумать, каким образом вы будете доставлять свой груз до станции со склада и со станции на склад. Кроме того вам придется оплатить услуги грузчиков которые все это загрузят и потом разгрузят, на это требуется дополнительное время и дополнительные затраты.

Итак, основными достоинствами железнодорожных перевозок является их значительная грузоподъемность, хорошая гарантия сохранности груза, более низкая стоимость. В качестве недостатков можно выделить зависимость движения составов от железнодорожных путей, более длительный срок доставки, необходимость дополнительных расходов на доставку грузов до железнодорожной станции, а так же погрузку и выгрузку продукции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.Железнодорожный транспорт и его особенности

2. Технико-экономические особенности. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта

3. Специфические и качественные показатели работы железных дорог

Литература

1.ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Транспорт играет большую и важную роль в системе общественного производства. Транспортная система - это сложный комплекс разных разветвленных путей сообщения, условно разделенных на два вида: магистральный и внутрипроизводственный. Железнодорожный транспорт, бесспорно, является ведущим звеном в транспортной системе и стоит на первом месте среди других видов грузопассажирских перевозок.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации Ст. 1. Федерального Закона № 17-ФЗ от 10 января 2003 г. « О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.-2003.-№2.-ст.169 . Железнодорожный транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики. Он играет ключевую роль в обеспечении потребностей населения и в перемещении продуктов хозяйственной деятельности предприятий. При огромных российских пространствах железные дороги - гарант экономического и социального развития страны, проведения экономических преобразований, укрепления административно-политической целостности, нормального функционирования сложного хозяйственного комплекса России.

Ведущее значение железнодорожного транспорта обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта). Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны. Протяженность железных дорог в России (87 тыс. км.) меньше чем в США и Канаде, но работа, выполняемая ими, больше, нежели в других странах мира. Главная задача железных дорог России - обеспечить надежную транспортную связь европейской части страны с её восточными районами.

Железная дорога является основным хозяйственным звеном в отраслевой структуре железнодорожного транспорта. В ее функции входит разработка плановых заданий по перевозочной деятельности, а также финансирование и развитие материально-технической базы отраслевых производственных объединений с целью качественного удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров, повышения эффективности перевозочной работы на основе обновления техники и сокращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

От слаженной работы железнодорожного транспорта зависит экономическая и технологическая эффективность и функционирование отраслей промышленности, сельского хозяйства, деятельности всех структур с различной формой собственности. В конечном счете, транспорт обеспечивает жизнеспособность и жизнедеятельность общества, государства и его экономические отношения и взаимодействия с транспортом и народным хозяйством стран ближнего и дальнего зарубежья.

Железнодорожная сеть России разделена на значительные по протяженности и вместе с тем взаимосвязанные участки - 19 железных дорог, которые, в свою очередь, состоят из отделений. Москва - самый крупный железнодорожный узел страны. В европейской части России от Москвы расходятся мощные железнодорожные магистрали с высокой технической оснащенностью, которые составляют «основной транспортный скелет».

К северу от Москвы такими магистралями являются: Москва - Вологда Архангельск; Москва - С. Петербург - Мурманск; Москва - Архангельск с ответвлением от Коноша до Воркуты - Лабытнанги, а также Коноша -Котлос Воркута. На юг от Москвы важнейшими железнодорожными магистралями являются: Москва - Воронеж -Ростов-на- Дону - Армавир. К востоку от Москвы пролегают магистрали: Москва- Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург; Москва - Самара -Уфа - Челябинск; Москва - Саратов --Соль - Илецк. В пределах Западной Сибири и части Восточной Сибири преобладают магистрали широтного направления: Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток. Из Самары - Кинель -Оренбург -ветка проходит в независимые государства Казахстан, Узбекистан, Кыргистан, Таджикистан, Туркменистан. На юге магистраль проходит через Армавир- Туапсе и далее в Закавказские независимые государства.

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок, который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько тысяч наименований. На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны

Для сравнения:

Трубопроводный транспорт…………………………24,0%

Морской транспорт………………………….………….2,3%

Внутренний водный транспорт………………...……..5,9%

Автомобильный транспорт……………………… .…30,5%

Воздушный транспорт……………………………….. .0,3%

По многим показателям технической вооружённости российские железные дороги не уступают, а по некоторым и превосходят железные дороги других стран Елисеев, С. Ю.Логистика оперативного регулирования погрузки и продвижения грузов //Железнодорожный транспорт. -2004. - № 11.С. 19 .

Исключительно важную роль железнодорожный транспорт играет в обеспечении расширяющихся внешнеэкономических связей нашей страны.

Сложившиеся тенденции в мировом товарообороте, рост экономики страны и активный выход России на мировые рынки предопределили высокие темпы роста внешнеэкономических связей России с зарубежными странами и повысили роль железнодорожного транспорта в их обеспечении.

Из общего объёма перевозок экспортных грузов всеми видами транспорта на долю железнодорожного транспорта приходится около 40%, а импортных - 70%. При этом перевозки экспортных грузов в прямом железнодорожном сообщении составляют 60% от общего их объёма, выполняемого железнодорожным транспортом, а в смешанном железнодорожно-водном -90%.

Из общего объёма железнодорожным транспортом в 2003 г. перевезено через российские порты 125,3 млн. т экспортных грузов и 7,7 млн. т импортных, через порты Балтии и Украины соответственно 83,8 млн. т и 2,1 млн. т, в прямом сообщении 97,9 млн. т и 08,3 млн. т.

Существенно увеличился объём перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах. В 2003 г. перевезено 241,7 тыс. ДФЭ в экспортном направлении и 173,8 тыс. ДФЭ - в импортном.

В последние годы приняты меры к увеличению перевозок грузов в контейнерах, к 2010 г. они возрастут до 32 млн. т, т.е. увеличатся более чем в 2 раза.

Основными показателями работы железнодорожного транспорта являются: удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозках за определенный период времени, соблюдение сроков доставки грузов, оборот вагона, участковая и техническая скорость, коэффициент участковой скорости, средний простой вагона под одной грузовой операцией.

В перевозках наиболее важны также такие показатели, как соблюдение графика и расписания движения, выполнение плана пассажирских перевозок. График движения является основой организации движения поездов, он объединяет деятельность всех подразделений и выражает план эксплуатационной работы железных дорог. График движения поездов непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог. График движения поездов должен обеспечивать: удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов; безопасность движения поездов; наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций; рациональное использование подвижного состава

Количественные и качественные показатели работы железных дорог важны для осознания их роли и выработки оптимальной стратегии развития. Они важны также для правильного, непредвзятого представления о месте железнодорожного транспорта в общей транспортной системе, и в частности о взаимоотношениях между железнодорожным и автомобильным транспортом.

Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте регламентирован утвержденным Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.

Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения: возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей не общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте осуществляется централизовано и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчётов с учётом конкретных требований рынка на перевозки. При использовании железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико-экономических характеристик.

Преимуществом железнодорожного транспорта является:

1) Независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта). Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%.

Большие подъемы - от 12 до 17% - на магистральных дорогах встречаются на Урале (особенно на линии Пермь - Чусовская - Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии. При выборе трассы железной дороги учитывается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог.

2) Эффективность железнодорожного транспорта становится ещё более очевидной, если учесть такие его преимущества, как высокие скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление) т.е. высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении.

3)Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния.

4)Железнодорожный транспорт дает возможность создать удобную прямую связь между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов.

5) Высокая манёвренность в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного парка, изменения направления грузопотоков и т. п.);

6) Регулярность перевозок.

7) Возможность эффективной организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

8) Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов. Из факторов, влияющих на себестоимость перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);

в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги - паровая, тепловозная, электровозная);

г) район расположения линии;

в) время года.

Все эти факторы зависят от экономико-географических условий. Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи.

9) Наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести:

1) ограниченное количество перевозчиков;

2) низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

3) значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Поэтому, учитывая большие капитальные вложения при строительстве железных дорог, наиболее эффективно их использовать при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков

4) кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1 км магистральной линии требуется 130-200 т металла не считая подвижного состава) Гоманков Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Транспорт, 1994. С. 89. .

3.СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

К специфическим количественным и качественным показателям работы железных дорог относят показатели объема перевозок грузов железной дорогой по видам сообщений: ввоз, вывоз, транзит и местные сообщения.

Перевозки - показатель, определяющий объем продукции транспорта. Перевозки распределяются по видам сообщений:

1) местное сообщение - перевозки между станциями внутри дороги;

2) вывоз - отправление грузов на другие дороги (определяется как разность отправления и местного сообщения);

3) ввоз - прибытие грузов с других дорог (определяется как разность прибытия и местного сообщения);·

4) транзит - перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами: прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальные виды сообщения (ввоз, вывоз, местное).

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дорог. Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов дороги, потому что дорога выполняет не одинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

При разработке плана перевозок учитываются также и такие количественные и качественные показатели, как:

Пробег гружёных вагонов;

Пробег порожних вагонов (порожний пробег вагонов зависит от размещения производительных сил по стране, в частности районов погрузки и выгрузки, неравномерности движения по направлениям, рода груза и специализацией вагонного парка. Снижение процента порожнего пробега сокращает пробег подвижного состава, а также работу в тонно-километрах брутто на единицу перевозок. Следовательно, достигается экономия на содержание локомотивных бригад, топливе, электроэнергии, содержании и ремонте вагонов и локомотивов, сокращаются потребные капитальные вложения в подвижной состав и развитие сети.);

Вагоно-часы;

Пробег гружёных поездов, пробег порожних поездов, общих пробег локомотивов, локомотиво-часы, грузооборот брутто- это все количественные показатели. Количественные показатели работы подвижного состава используют при расчёте потребности в вагонном и локомотивном парках.

Качественными показателями являются:

Коэффициент порожнего пробега вагонов (для сокращения коэффициента порожнего пробега необходимо в максимально возможной степени использовать загрузку порожних вагонов в попутном для следования порожних вагонов направлении.);

Коэффициент порожнего пробега к гружённому;

Динамическая нагрузка груженого или порожнего вагона (динамическая нагрузка зависит от структуры грузооборота, вагонного парка, а также от расстояния пробега вагонов с малой и большой загрузкой). Снижение средней динамической нагрузки отрицательно влияет на работу дороги. Это приводит к тому, что используется большее количество вагонов рабочего парка, отсюда больше затрат на ремонт, техническое обслуживание. Для увеличения средней динамической нагрузки и как следствие снижения затрат следует использовать вагоны с максимально допустимой нагрузкой, что позволяет выполнить перевозки с минимальным рабочим парком вагонов;

Среднесуточных пробег вагона, среднесуточная производительность вагона (снижение среднесуточной производительности рабочего грузового вагона отрицательно влияет на работу дороги. Для увеличения производительности вагонов необходимо, с одной стороны, сокращать простои, увеличивать скорость передвижения вагонов и, с другой стороны, улучшать использование его грузоподъёмности. Причём меры увеличения производительности вагонов должны соответствовать экономической эффективности работы коллективов транспорта);

Отношение вспомогательного пробега к пробегу во главе и линейному пробегу локомотива, средняя масса поезда брутто и нетто, среднесуточный пробег локомотива, производительность локомотива Кру глова В.Г., Полосоткина Е.А. Статистика железнодорожного транспорта: Учебное пособие. М.: НОРМА, 2001. С. 69. .

Качественные показатели характеризуют степень использования подвижного состава по грузоподъёмности, мощности, времени и выполненному объёму работы в единицу времени.

Величина качественных показателей зависит от технической оснащённости железных дорог и их предприятий, применения прогрессивной технологии, уровня организации перевозочной, маневровой и погрузочно-разгрузочной работ и других факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон РФ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 2 ст. 170.

2. Федеральный Закон РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 10 января 2003г. // Собрание законодательства РФ.-2003.-№ 2.-ст.169

3.Гоманков Ф.С. Технология и организация перевозок на железнодорожном транспорте. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Транспорт, 1994. -208 с.

4. Елисеев, С. Ю. Логистика оперативного регулирования погрузки и продвижения грузов //Железнодорожный транспорт.-2004. № 11. С. 18 - 26

5. Круглова В.Г., Полосоткина Е.А. Статистика железнодорожного транспорта. Учебное пособие - М. : НОРМА, 2001 - 147 с.

6. Регулирование транспортной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Кононовой Г.А. - СПБГИЭА. -СПБ., 1996. - 268с.

7.Экономическая и социальная география./ Под ред. А.Т. Хрущева. Москва.: Просвещение, 1997.- 350с.

8. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / гл. ред. Н. С. Конарев. - М. Большая российская энциклопедия, 1995. -- 559 с.

Подобные документы

    Колейные дороги как прообраз рельсовых дорог. История развития железнодорожного транспорта в различных странах мира. Промышленный переворот и начало паровозостроения в Западной Европе. Основные преимущества железных дорог перед другими путями сообщения.

    реферат , добавлен 21.11.2013

    Сравнительная характеристика работы железных дорог России, стран Северной Америки и Европы. Описание современной фазы структурной реформы железнодорожного транспорта России. Модели реформирования: вертикальной интеграции и вертикального разделения.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2015

    Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта в России. Исследование роли грузового транспорта в экономическом развитии страны. Организация высокоскоростного движения пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог.

    презентация , добавлен 29.05.2015

    Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта. Роль железных дорог в Единой транспортной системе России. Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов. Современные проблемы РЖД и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Строительство стратегических и социально-значимых железных дорог. Развитие в области грузовых и пассажирских перевозок, ремонта инфраструктуры и подвижного состава.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Трудности развития железных дорог РФ в переходный период: падение грузооборота и снижение доходности, старение технических средств. Стратегия вхождения железнодорожного транспорта в рыночную экономику. Результаты Всероссийского съезда железнодорожников.

    презентация , добавлен 25.06.2016

    Рассмотрение роли железных дорог в единой транспортной системе страны. Проведение технико-экономической характеристики железнодорожного, автомобильного, водного, трубопроводного, воздушного транспорта и определение их взаимодействия между собой.

    контрольная работа , добавлен 02.06.2010

    История возникновения и развития железнодорожного транспорта, его роль в транспортной системе. Основные технико-экономические показатели работы украинских железных дорог. Технико-экономические характеристика и конструкция вагона типа Хоппер-цементовоз.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    Общая протяженность и состав скоростных и высокоскоростных железных дорог Китая. История их создания. Источники финансирования высокоскоростного железнодорожного транспорта. Проблемы и перспективы технологий строительства поездов и эксплуатации дорог.

    презентация , добавлен 11.11.2013

    Сущность программы структурной реформы железнодорожного транспорта и ее принятие в России, особенности и этапы подготовки и направления реализации. Факторы, повлиявшие на процесс реформирования европейских, американских и российских железных дорог.